Праведный Даниил Ачинский
Память 15 апреля, 16 декабря (Сибир.), в Соборах Сибирских и Полтавских (Укр.) святых
В миру Делиенко Даниил Корнилиевич, родился 12 декабря 1784 года в местечке Новые Сенжары Кобелякского уезда Полтавской губернии в бедной семье казаков. Был крещен в местной Успенской церкви.
С января 1807 года служил солдатом, с 1809 года - в артиллерии.
Участвовал в Отечественной войне 1812 года, был ранен, с русскими войсками вступил в Париж. По свидетельству родных, из Франции присылал на Полтавщину на имя приходского протоиерея Петра Базилевича письма и денежные переводы.
После 1817 года вернулся в Россию.
К 1820 году в звании унтер-офицера исполнял обязанности каптенармуса. В батарейной школе обучился грамоте, читал духовную литературу, решил принять постриг. В этом же году батарея, в которойрой служил Даниил Корнилиевич, квартировалась в Лебедине (ныне Сумская область, Украина). В августе того же года подвижник посетил родных, рассказал о намерении поступить в монастырь, раздал деньги и часть своей земли ближним. По преданию, стал подвизаться в пещере в глухом лесу, посещал хутор Диканька, в Никольском храме молился перед чтимой иконой свт. Николая Чудотворца.
В начале 20-х годов XIX века отказался от предложенной командиром полка военной карьеры и офицерского чина, находился под арестом, в карцере читал Священное Писание и Жития святых.
9 июня 1823 года решением военного суда "за принятое намерение удалиться от службы для пустынножительства... по конфирмации главнокомандующего 1-й южной армии, как упорствующий в своем мнении и не хотящий служить" (на суде сказал: "Лучше получить смерть, чем оставить оное намерение"), был лишен воинского звания и направлен в ссылку в Нерчинск; вместе с другими каторжанами шел в кандалах.
В 1824 году Тобольской экспедицией был определен "на вечные работы" на Боготольском винокуренном заводе (ныне город Боготол Красноярского края). Со смирением трудился на самых тяжелых работах, ночи проводил в молитве. Претерпел издевательства от местного пристава Е. П. Афанасьева, который однажды зимой выгнал подвижника обнаженным на мороз и приказал поливать его водой. Через некоторое время пристав тяжело заболел, но раскаялся в злодеяниях и выздоровел по молитвам преподобного. "Бог тебя простит, ибо я... наказания достоин, потому что я - клятвопреступник",- сказал Даниил Корнилиевич. По ходатайству Афанасьева перед губернатором был освобожден от каторжных работ.
Поселился в Ачинске, несколько лет жил в келье во дворе купца А. Хворостова, затем в тесной келье у крестьянина деревни Зерцалы близ Ачинска, которая, по словам жизнеописателя святого - инока Парфения, была "совершенный гроб" с окном "в медный гривенник". Жил в совершенном нестяжании, шил одежду для односельчан, помогал соседям по хозяйству, жал и косил на полях. Вкушал ржаной хлеб или картофель с водой, носил железные вериги, обруч и берестовый пояс, который к концу жизни врос в тело.
Многие стали приходить к Даниилу Корнилиевичу как к старцу, стяжавшему дар прозорливости, просили совета и молитв, посетил его и Иркутский архиепископ Михаил (Бурдуков). Когда владыка, уезжая, захотел в благодарность старцу дать ему денег хотя бы на масло для лампады, тот ответил: "Лампадку для чего мне иметь, когда в душе моей тьма? А когда бывает в душе моей свет, то кольми паче мне нужна лампадка, ибо без того светло и радостно".
(Церковь прав. Даниила Ачинского - Красноярск)
Преподобный сторонился мирской славы, не любил празднословия. В «Сказании» инока Парфения повествуется, как к Даниилу Корнилиевичу приехала томская мещанка М. И. Иконникова, праздно путешествовавшая по святым местам. Старец встретил ее с гневом: "Что ты, пустая странница, пришла ко мне? Зачем ты бродишь по свету и обманываешь Бога и людей? Тебе дают деньги в Киев на свечку и на молебны, а ты их тратишь на свои прихоти". Несмотря на обличения старца, вскоре Иконникова с родственниками вновь отправилась в "паломничество". В Саровской пустыни прп. Серафим также обличил Марию: "Зачем ты пошла в Россию? Ведь тебе брат Даниил не велел больше ходить в Россию! Теперь же ступай назад домой".
В другой раз, когда один из односельчан решил заглянуть в окно кельи старца, оттуда вырвалось пламя и едва не опалило любопытного. "Впредь не испытывай",-крикнул старец односельчанину из-за дверей.
Предчувствуя скорую кончину, старец Даниил снял с себя вериги и обруч, чтобы скрыть свой подвиг от людей.
В январе 1843 года по просьбе духовной дочери, настоятельницы Рождественского монастыря города Енисейска игумении Евгении (Стариковой), старец переехал в обитель, где и скончался 15 апреля 1843 года. За 3 дня до смерти он дал наставление игумении и сестрам. В день кончины старца исповедовал священник Василий Касьянов, служивший в Рождественском храме монастыря, автор жизнеописания преподобного. Предшественница Евгении, бывшая игумения монастыря Девора, будучи совершенно слепой, увидела вдруг свет, когда почившего старца несли мимо ее кельи. Старец был похоронен в монастыре.
В 1860 году над могилой старца в 5 саженях от Рождественского храма была поставлена часовня во имя прп. Даниила Столпника, в которой служились регулярные панихиды, совершались исцеления.
В мае 1920 года постановлением президиума Енисейского губернского комитета РКП захоронение Даниила Ачинского было вскрыто, часовня уничтожена, останки преподобного, вероятно, тогда же были перезахоронены, к 2012 году их местонахождение неизвестно.
Прославление
14 ноября 1999 года во время Божественной литургии, которую совершил в кафедральном Покровском соборе Красноярска архиепископ Красноярский Антоний (Черемисов), состоялся чин канонизации старца в лике местночтимых святых.
В 2000 году была найдена чугунная плита с могилы старца, на начало XXI века хранящаяся в кафедральном Успенском соборе Енисейска. В том же храме находится икона преподобного, написанная в 1989 году по благословению настоятеля.
Протоиерей Геннадий Фаст по благословению Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония (Черемисова) написал церковную службу святому старцу, в том числе и молебный канон.
(Прав. Даниил Ачинский. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1891 г. (РГБ))
20 января 2001 года во имя Даниила Ачинского была освящена церковь на кладбище Бадалык в Красноярске. В 2011 году построен храм во имя святого в Привокзальном районе Ачинска.
Тропарь
Ангельски на земли поживших и со ангельскими чинми на Небеси ныне светло ликующих святых, в земли Сибирстей просиявших, песньми почтим: радуйся, праведный Данииле, манием Божиим в Сибирь пришедший и святостью жития твоего ю просветивший. Ты моли о нас Превечного Бога.
Святой благоверный князь Мстислав Владимирович Великий, во святом крещении Феодор, великий князь Киевский, старший сын Мономаха
Родился 1 июня 1076 года в Смоленске, от брака Владимира с Гидой Гаральдовной, королевной английской.
Когда ему было всего 12 лет, его дед, великий князь Киевский Всеволод Ярославич (1078-1093), отправил внука княжить в Новгород. Новгородцы полюбили юного князя. В 1095 году они изгнали князя Давида, который ушел в Смоленск, и специально ходили в Ростов за благоверным князем Мстиславом.
После смерти деда святой Мстислав занял свою вотчину Ростовский стол. В 19 лет юный князь одержал блестящую победу над своим дядей, Черниговским князем Олегом. Князь Олег убил его брата Изяслава и захватил Ростов и Суздаль, принадлежавшие благоверному князю Мстиславу.
Святой не хотел проливать неповинной крови. Он желал примириться с дядей и просил его довольствоваться наследованным городом Рязанью. Но Олег уже собирался в поход на Новгород. Тогда благоверный князь Мстислав разбил его в сражении (1096), и Олег, потеряв Суздаль и Ростов, едва укрылся в Муроме. Святой Мстислав снова предложил мир и просил лишь вернуть пленных. Олег притворно согласился, и благоверный князь Мстислав распустил войско. В празднование великомученику Феодору Тирону, в субботу первой седмицы Великого поста, он спокойно сидел за обедом в Суздале, когда гонцы принесли ему весть, что князь Олег стоил на Клязьме с войском. В одни сутки благоверный князь Мстислав собрал войско и через 4 дня, когда к нему подошел брат, дал новое сражение. Олег в страхе бежал в Рязань, а святой Мстислав освободил пленников, вышел из Муромской земли и затем примирил Олега с великим князем Святополком (1093-1114) и своим отцом Владимиром Мономахом.
Благодарный за милости Божии, благоверный князь заложил в 1099 году на Городище вблизи Новгорода храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Именно для этого храма было написано знаменитое Мстиславово Евангелие, дорогой оклад которого был сделан в Константинополе. В 1114 году благоверный князь заложил в Новгороде церковь во имя святителя Николая. Этот храм был знаком признательности святителю Николаю за исцеление. В тяжелой болезни благоверный князь усердно призывал на помощь святителя, мощи которого незадолго перед тем были перенесены в Бар (1087). Святитель Николай в видении повелел послать в Киев за своей иконой, указав вид и меру. Посланные за иконой люди были задержаны на острове Липном разыгравшейся на Ильмене бурей. На 4-й день они обрели на воде ту самую круглую икону, которая была показана в видении. Больной князь приложился к иконе и получил исцеление. Впоследствии на месте явления иконы, на острове Липнем, был устроен монастырь с каменным храмом во имя святителя Николая.
В 1111 году Мстислав ходил с отцом на половцев; в 1113 г. победил чудь; в 1116 г. завладел ливонским городом Оденпе (ныне Отепя).
В 1116 году благоверный князь снова ходил на чудь, а после победы обновил в Новгороде крепость - "заложил Новгород велик" - и выстроил более обширные помещения для Новгородского Владыки. Тогда же по его повелению посадник Павел заложил крепость в Ладоге, где был построен каменный храм в честь великомученика Георгия.
В 1117 году великий князь Владимир Мономах вызвал сына к себе в помощники и перевел его в Белгород под Киевом. В 1123 году благоверный князь Мстислав противостал Волынскому князю Ярославу, который пытался захватить Киевское княжение и привел на Русь польские и венгерские войска.
В 1119 году по повелению Мстислава в Новгородском Юрьевом монастыре был заложен Георгиевский собор.
В 1125 году умер великий князь Владимир Мономах, и благоверный князь Мстислав занял Киевский престол. Он держал удельных князей, братьев и племянников, в строгом повиновении; одержал блистательную победу над половцами, прогнав их за Волгу; по отношению к Святославичам и Ростиславичам действовал решительно; задумавших стать независимыми полоцких князей победил и пленными отправил в Константинополь, а Полоцкую землю отдал своему сыну Изяславу.
В 1127 году святой Мстислав дал клятву защитить Черниговского князя Ярослава, изгнанного племянником. Духовенство и все люди умоляли его не проливать христианскую кровь. Благоверный князь послушался, но до конца жизни плакал, что преступил крестное целование.
В 1128 году благоверный великий князь заложил каменную церковь во имя великомученика Феодора Тирона (своего тезоименитого святого) в память о победе, одержанной над Черниговским князем Олегом.
В 1131 г. святой Мстислав воевал с Литвой и привел в Киев множество пленных. После удачного похода на Литву он заложил храм в честь Пирогощской иконы Божией Матери.
(Печать Мстислава Владимировича вел. князя Киевского 1125-1132 гг.)
Скончался 14 апреля 1132 года на Пасхальной седмице и был погребен в построенном им храме святого великомученика Феодора.
Из дочерей его от брака со шведской королевной одна была замужем за норвежским королем Сигурдом, а после — за датским Эриком-Эдмундом, вторая — за Канутом Святым, отцом короля датского Вальдемара, третья — за греческим царевичем Алексеем. С именем Мстислава связывается древнейшая известная княжеская грамота, данная новгородскому Юрьеву монастырю, вместо крепости, на земли и судные пошлины.
Почитание
Святой князь почитался еще при земной жизни. Писец Мстиславова Евангелия называл его благоверным и христолюбивым. Изготовитель оклада Мстиславова Евангелия, Наслав, писал о себе: "Много труда подъял я и печали. Но Бог утешил меня молитвой доброго князя... Дай Бог его молитву всем христианам".
Проложное житие святого благоверного князя было помещено под 15 апреля в сербском богослужебном Прологе конца ХIII - начала ХIV века. Этот Пролог был переписан с более раннего болгарского, источником для которого служил русский оригинал. Под 15 апреля известно житие благоверного князя Мстислава в Болгарском синаксаре 1340 года. В этих Прологах память святого благоверного князя Мстислава поставлена наряду с такими известными русскими памятями, как память святой равноапостольной великой княгини Ольги, святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Эти факты свидетельствуют о широком почитании святого благоверного князя Мстислава в славянских странах.
Священномученик Феодор, пресвитер и мученик Павсилип (Павсолипий) (греч. Παυσολυπίου, Παυσολύπιος)
Память 8 апреля, 15 апреля (Греч.)
Пострадали при императоре Адриане (117 - 138).
О подвиге священномученика Феодора ничего не известно.
Павсилип по доносу язычников он был приведён на суд к императору и безбоязненно объявил себя христианином. Его избили железными палками и предали правителю Прецию, который долго старался склонить мученика принести жертву идолам. Мученик был непреклонен, и правитель повелел заковать его в оковы и вести на казнь. По дороге святой Павсилип горячо молился, чтобы Господь избавил его от рук палачей и послал скорую смерть. Господь услышал его: мученик, избитый и ослабевший, почувствовал такую силу, что разорвал железные оковы и побежал от своих стражей. Те бросились за ним, но святой Павсилип на бегу скончался. Христиане с почестями погребли тело мученика.