filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ljubov_i_svet,
filin_dimitry
filin_dimitry
ljubov_i_svet

29 июля (11 августа) 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас!

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Рождество святителя Николая Мирликийского, чудотворца.

Мч. Каллиника Киликийского (III–IV).

Прпп. Константина и Космы Косинских, Старорусских (XIII); мц. Серафимы девы (117–138); мц. Феодотии и трех чад ее (304); прмч. Михаила Савваита черноризца (IX); мч. Евстафия Мцхетского (589) (Груз.).

Прмчч. Серафима (Богословского) и Феогноста (Пивоварова), иеромонахов (1921); прмч. Анатолия (Смирнова), иеромонаха (после 1930); сщмч. Алексия Красновского, пресвитера и прмч. Пахомия (Русина), иеромонаха (1938).


Святые дня, молите Бога о нас!

Рождество святителя Николая Мирликийского, чудотворца


Рождество_святителя_Николая
(Рождество святителя Николая Чудотворца)

Долгое время на Руси праздновался день Рождества святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, едва ли не самого почитаемого нашим народом святого. Об этом празднике у нас имелись упоминания уже в XII-XIII-м веках. В Новгороде существовал даже монастырь, посвященный Рождеству Святителя. Но со времени Императрицы Екатерины Великой общецерковное празднование этого дня было отменено. Оно возвращается в нашу церковную жизнь только теперь. Святейший Патриарх Кирилл, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в этот день совершают праздничные богослужения в обителях и храмах, посвященных святителю и чудотворцу Николаю.

В последних изданиях Богослужебных Миней под 29 июля/11 августа приводятся тропарь и кондак Рождеству святителя Николая и сообщается: «29 июля Восточная Церковь издревле празднует рождество Святителя и Чудотворца Николая». В Минее под этим же днем приводятся также тропарь и кондак перенесению Великорецкой иконы святителя Николая из Вятки в Москву. В Богослужебных указаниях Издательства Московской Патриархии на 2014 год под тем же числом читаем: «Рождество свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. Перенесение Великорецкой иконы свт. Николая из Вятки в Москву».

В этот день празднуется также древнейшая Зарайская икона святителя Николая. Город Зарайск, ныне Московской области, торжественно встретил чудотворную икону святителя 29 июля 1225 года. Можайский образ святителя также был принесен на Русь в день его рождества. Великорецкая икона святителя Николая была обретена чудесным образом на реке Великой, в Вятской земле. Перенесение этой иконы, прославившейся многими чудесами, из Вятки в Москву совершилось по повелению Царя Иоанна Васильевича Грозного. Царь встретил икону, принесенную на Московскую землю, 29 июля 1555 года у Симонова монастыря. Один список с нее был поставлен в Успенском соборе Кремля, а другой - в приделе «Николы Великорецкого» Покровского храма (Собора Василия Блаженного).

святитель_Николай_Чудотворец_Зарайский
(святитель Николай Чудотворец Зарайский)

Любовь нашего православного народа к великому чудотворцу - совершенно особая. В дни его памяти в мае и декабре храмы у нас всегда наполнены верующим народом, который празднует их не менее торжественно, чем двунадесятые праздники. Так же, как и память св. Иоанна Предтечи, память святителя Николая совершается в нашей Церкви еженедельно - по четвергам. Но в месяцеслове память св. Иоанна Предтечи совершается 7 раз в году, а святителя Николая - лишь 2 раза. Нет сомнения в том, что третий праздник в честь великого святителя и чудотворца, его Рождество (как и доныне празднуется день Рождества Иоанна Предтечи), будет с любовью праздноваться православным народом. Практически это сможет осуществляться, если наши приходы будут располагать текстом службы Рождества святителя Николая.
В нашей Церкви известны две службы празднику: новгородская XVII-го века и вятская XVIII-го. Они приводятся в исследовании Светланы Черкасовой «Русские службы Рождеству святителя Николая» http://www.voskres.ru/bogoslovie/tscherkasova.htm) . Вторая служба принадлежала некогда Вятскому кафедральному собору.

Нашему единому православному народу, к которому ныне пришла беда, который враг рода человеческого так стремится разделить, очень нужна помощь великого чудотворца. Наш народ един еще и в особом его почитании. И потому будем надеяться, что празднование его Рождества с благодарностью и упованием привлечет к нам новые и богатые его милости.

В наши дни мощи святого угодника Николая Чудотворца находятся в г. Бари (Италия) в базилике, носящей его имя в нижнем храме.

базилика
(базилика святителя Николая, Бари, Италия)

По договоренности с Ватиканом каждый четверг и по некоторым праздникам, священство Русской Православной Церкви совершает Божественную Литургию на мощах святителя.

базилика_литургия
(Литургия на мощах святителя Николая в базилике. Бари, Италия)

Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

Тропарь
глас 4
Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашым.

Тропарь на рождество святителя Николая Чудотворца
глас 4
Чудное и славное рождество твое, святителю Николае, Церковь днесь православных светло празднует, ибо стоянием ногу твоею яви тя Господь и провозвести быти светильника и учителя миряном, весь мир обогащающа и просвещающа чудесы. Тем вопием ти: моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак
глас 3
В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Молитва святителю Николаю Чудотворцу

О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое; виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных; потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших.
Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, ему же ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по своей благости воздаст нам.
На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.

Мученик Каллиник Киликийский

мч_Каллиник_Киликийский

Святой мученик Каллиник (III-IV), родом из Киликии, с детства был воспитан в христианской вере. Скорбя о том, что много заблудших людей погибает для вечности, поклоняясь идолам, он пошел по городам и селениям проповедовать язычникам Иисуса Христа и Его учение. Словом Божиим он многих обращал в христианство. В Галатийском городе Анкире святой исповедник был задержан и представлен на суд к правителю Сакердону, жестокому гонителю христиан. Правитель, угрожая мучениями и смертью, приказал Святому принести жертву идолам, но он с бесстрашием заявил, что не боится мучений, так как всякий верующий во Христа получает от Него силы в испытаниях, а по смерти наследует вечную блаженную жизнь.

Святого жестоко били воловьими жилами и железными гребнями рвали тело, но он переносил все с терпением и спокойствием. Это привело в еще большую ярость Сакердона, и он приказал обуть святого в сапоги с острыми гвоздями внутри и плетьми гнать мученика в город Гангр на сожжение. Путь был трудным, и воины, которые сопровождали приговоренного, изнемогли от жажды. В отчаянии они стали просить святого, чтобы он испросил у Господа спасительную воду. Незлобивый святой, сжалившись над своими мучителями, с помощью Божией извлек из камня чудесный родник.

Изумленные воины прониклись сочувствием к своему спасителю и хотели даже отпустить его, но страх перед наказанием заставил их повести мученика дальше. В Гангре святой Каллиник, с радостью воздав благодарение Господу, Который сподобил его мученического венца, сам вошел в пылающий костер и предал душу Богу. Тело его, оставшееся неповрежденным, верующие с честью предали погребению.

Тропарь мученика Каллиника
глас 4
Мученик Твой, Господи, Каллиник/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученику Каллинику
глас 2
Горняя красная достойно ныне наследовал еси,/ Христовою бо зело любовию разжегся,/ на огнь, Каллиниче, тем мужественно дерзнул еси,/ Емуже и ныне предстоя,// не престай моля о всех нас.

Мученица Серафима Римская

мч_Серафима_Римская

Мученица Серафима дева пострадала за Христа в Риме, при императоре Адриане (117-138 гг.). Уроженка Антиохии, св. Серафима жила в Риме у некоей знатной женщины Савины, которую обратила ко Христу.

За исповедание истинного Бога и отказ принести жертву идолам святая была отдана на поругание двум юношам. Св. Серафима просила Господа защитить ее от насилия. Вдруг произошло землетрясение, и юноши упали в полном расслаблении. Думая, что девица знает некое волшебство, правитель просил ее вернуть юношам здоровье и дар речи. По молитвам святой они исцелились и рассказали, что им явился Ангел и заслонил от них девицу, а их поразило расслабление. Тогда св. Серафиму предали мучениям, после которых отсекли ей голову.

Святая мученица Серафима дева, уроженка Антиохии, жила в Риме в царствование императора Адриана (117-138) у знатной римлянки Савины, которую святая обратила в христианство.

При начавшемся по приказу императора гонении на христиан правитель Берилл приказал привести на суд святую Серафиму. Желая получить от Господа мученический венец, она по первому требованию бесстрашно пошла к палачам. Ее сопровождала преданная Савина. Увидев знатную госпожу, Берилл сначала отпустил девицу, но через несколько дней вновь вызвал святую Серафиму и начал суд.

Правитель заставлял святую почтить языческих богов и принести им жертву, но она смело исповедовала свою веру в Единого Истинного Бога – Иисуса Христа. Тогда Берилл отдал ее на поругание двум бесстыдным юношам. Святая мученица просила Господа защитить ее. Вдруг началось землетрясение и юноши упали в полном расслаблении. На следующий день правителю стало известно, что его замысел не осуществился. Думая, что святая знает волшебство, Берилл попросил ее вернуть юношам здоровье и дар речи, чтобы они сами рассказали о чуде. Святая, помолившись Господу, приказала юношам встать, и они сразу поднялись и сказали судье, что Ангел Господень заслонил собой святую, запретив им подходить к ней. Жестокий правитель не поверил своим слугам и продолжал убеждать святую Серафиму принести жертву идолам. Но святая мученица осталась непреклонной даже тогда, когда ее палили горящими свечами и нещадно били палками. Безжалостного правителя постигла суровая кара: щепа от палки, которой избивали святую, попала ему в глаз, и через три дня мучитель ослеп. Бессильный перед непреклонностью христианки, судья приказал ее обезглавить. Савина с благоговением похоронила тело своей святой наставницы.

Тропарь мученице Серафиме
глас 8
Невесто Христова возлюбленная, Серафиме,/ наследнице Царствия Небеснаго,/ добре за Господа пострадавшая/ и кровию твоею обагренная/ и, аки царскою багряницею, украшенная,/ поминай нас, совершающих святую память твою.

Кондак мученице Серафиме
глас 2
Серафимскою любовию Господа возлюбила еси,/ святая дево Серафиме,/ и всю себе за Господа на мучение предаде,/ дондеже достигла еси Царствия Небеснаго.

Преподобные Константин и сподвижник его Косма

прп_Константин__Косма

Преподобный Константин и сподвижник его Косма были в иночестве учениками преподобного Варлаама Хутынского († 1192; память 6 ноября) и его преемника преподобного Антония Дымского († 1224; память 17 января).

Около 1220 года, оставив Хутынскую обитель, они удалились на пустынный полуостров, расположенный в 3-х верстах от города Старая Русса, между реками Полистью и Смежною, и со временем основали там монастырь во имя святителя Николая, настоятелем которого преподобный Константин был до самой кончины († ок. 1240).
Преподобный Косма продолжал подвиг своего наставника. Он погребен в одной гробнице с преподобным Константином. Тела их покоились под папертью Николаевской церкви, построенной в 1820 году на месте погребения святых.

Тропарь
глас 3
Яко великаго во отцех Варлаама ученик,/ прехвальне Константине,/ и сам чадо послушания, блаженнаго Косму, возрастил еси,/ темже, преподобнии, вкупе Престолу Владычню ныне предстоящии,/ молитвами вашими в вере Православней нас утвердите,/ в послушании Церкви Святей укрепите/ и вся полезная душам нашим испросите.

Мученик Евстафий Мцхетский

мч_Евстафий_Мцхетский

Святой мученик Евстафий Мцхетский происходил из рода персидских жрецов-огнепоклонников и носил до Крещения имя Бгробандав. Отец и братья его, служители зороастрийского культа, пытались сделать Бгробандава языческим жрецом, но безуспешно. В царствование грузинского царя Гурама Куропалата (575-600) в возрасте 30-ти лет он переселился из персидской деревни Арбукети (близ города Ганракили) в древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Средства к существованию он зарабатывал сапожным ремеслом. Святой Евстафий стал часто посещать Мцхетский собор, где христианское Богослужение наполняло его душу неизреченным восторгом. Архидиакон Самуил (будущий Католикос-Архиепископ Самуил IV, 582-591), заметив духовную расположенность перса-язычника, рассказал ему о христианском вероучении. Уверовав во Христа, Бгробандав принял от архидиакона Самуила оглашение, а через некоторое время, когда Самуил стал Католикосом, принял от него Крещение с именем Евстафий. Евстафий взял себе жену-христианку и вел жизнь благочестивую, исполненную всяких добродетелей.

Его соплеменники-персы, жившие в Мцхета, не сумев склонить святого Евстафия к возвращению в огнепоклонство, добились того, что персидский глава города отправил его в Тбилиси к Арванд-Губнабу, сатрапу (наместнику) персидского шаха Хозроя Нуширвана. Вместе со святым Евстафием на суд сатрапа были отправлены также другие персы, принявшие христианство: Губнак, Багдад, Панагузнас, Перозав, Зарми и Стефан. Двое из них, Багдад и Панагузнас, под страхом смерти отреклись от Христа.
Святой Евстафий и остальные исповедники с честью вынесли шестимесячное заключение в темнице и по ходатайству Католикоса Самуила IV и грузинской знати были освобождены.

Новый сатрап Грузии Бежан-Бузмил (назначенный в Тбилиси через три года), по навету прежних врагов святого Евстафия, приказал привести его, требуя отречения от веры Христовой и возврата к огнепоклонству. Святой Евстафий отвечал с достоинством: «Могу ли оставить Творца всех и кланяться Его творению? Не будет этого никогда! Не солнце, луна и звезды суть боги, но Бог создал солнце для освещения дня, а луну и звезды, чтоб они сияли во тьме ночной... И огонь не есть Божество; ибо огонь производится человеком и человеком же погашается».

По приказу сатрапа святой Евстафий был обезглавлен 29 июля 589 года. Перед принятием мученического венца он преклонил колена и вознес молитву, испрашивая у Господа, чтобы его тело после кончины было предано христианскому погребению в городе Мцхета. Страстотерпец услышал Глас: «Ничем не будешь умален от прежних мучеников, ни благодатью, ни исцелениями, о своем теле не заботься, но будет так, как ты просишь».

Тело святого Евстафия, брошенное ночью на поле, было перевезено христианами в Мцхета и с великой честью положено Католикосом Самуилом IV под престолом Мцхетского собора Светицховели.

Мцхетский патриарший кафедральный собор Светицховели
(Мцхетский патриарший каяедральный собор Светицховели)

Католикос Самуил IV установил ему память 29 июля, в день славной кончины святого мученика.

Tags: Вера, Жития святых, Православие, Праздник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment