Светлая седмица – сплошная. Вторник Светлой седмицы.
И́верской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы).
Апп. от 70-ти Родиона (Иродиона), Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма (Ермия) и иже с ними (I).
Свт. Нифонта Печерского, епископа Новгородского (1156); прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV); мч. Павсилипа (117–138); свт. Амантия, еп. Комского (ок. 440; Греч.); свт. Келестина I, папы Римского (432); прмч. Иоанна Кулики (1564; Греч.); мч. Иоанна Навклира (1669);
преподобномучеников отцов Давидо-Гареджийских (1616) (Груз.) (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы).
Сщмч. Сергия Родаковского, пресвитера (1933).
Икон Божией Матери: «Одигитрия» Шуйская (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы); Испанская; «Георгиевская».
Святые дня, молите Бога о нас!
Иверская икона Божией Матери
(образ Божьей Матери Иверский в монастыре на Афоне)
Иверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Святейший Патриарх Никон (тогда еще Новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию (который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Афонский инок Иамвлих написал копию с Иверского образа, и через год икона, в сопровождении афонских монахов, прибыла в Москву. 13 октября 1648 года она была торжественно встречена жителями столицы. Великая святыня Русской Православной Церкви Московская Иверская икона прославлена от Господа многими чудесами.
(Иверский_монастырь_на_Афоне)
Иверская икона (которая сейчас хранится на Афоне) в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829 - 842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин (память 12 июля), по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Иверской
глас 1
От святыя иконы Твоея,/ о Владычице Богородице,/ исцеления и цельбы подаются обильно/ с верою и любовию приходящим к ней./ Тако и мою немощь посети/ и душу мою помилуй, Благая,// и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.
Ин тропарь Божией Матери пред иконой ее Иверской
глас 1
Дерзость ненавидящих образ Господень/ и держава нечестивых безбожно в Никею прииде,/ и посланнии безчеловечно вдовицу,/ благочестно чтущую икону Богоматере, истязуют,/ но тая нощию с сыном икону в море пусти, вопиющи:/ слава Тебе, Чистая,/ яко непроходимое море плещи своя подаде,// слава правошествию Твоему, едина Нетленная.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Иверской
глас 8
Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице,/ от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов,/ но явилася есть Хранительница Афона/ и Вратарница обители Иверския, враги устрашающая/ и в Православней Российстей стране// чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая.
Ин кондак Божией Матери в честь иконы Ея Иверская
глас 4
Совозсия днесь Свету Воскресения свет чистыя иконы Твоей,/ обоя весело торжествующе вопием:/ сохрани раб Твоих благодатию, Владычице.
Молитва Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Иверская»
О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.
Икона Богородицы «Одигитрия» Шуйская
Извод иконы Божией Матери «ОДИГИТРИЯ» Шуйская был написан благочестивым иноком Воскресенской церкви города Шуи во время свирепствования моровой язвы 1654 – 1655 годов. После написания образа, по молитвам ко Пресвятой Богородице моровая язва стала ослабевать, а затем прекратилась вовсе. Празднование иконы Богоматери Шуйская овершается трижды: 10 августа – вместе с другими иконами «Одигитрия», 15 ноября – в память написания иконы и начала прекращения морового поветрия, во вторник Светлой седмицы – в память первого зафиксированного чуда, происшедшего от иконы.
Иконографической особенностью Шуйской иконы Богородицы, отличающей его от других икон типа «Одигитрия», является характерное положение правой ножки Богомладенца, пятку которой Он поддерживает рукой.
В 1922 году чудотворная Шуйская икона Пресвятой Богородицы была из храма изъята, и с тех пор сведений о её местонахождении нет.
Тропарь
глас 4
Яко многоценное сокровище прият град Шуя чудесно написанную икону Твою, Пресвятая Владычице, Дево Богородице, во исцеление лютыя язвы и во утешение православных Тобою дарованную, от неяже источники благодатныя и до ныне обильно изливаются. Пробави, Пречистая, и на будущее время милости Твоя ведушим Тя, храни град Твой и всю Русскую землю и спасай людей, к Тебе с верою и любовию притекающих.
Ин тропарь
глас 4
Всеблагая и премилостивая Заступнице рода христианскаго, Пречистая Дево Богородице, припадающе пред святым и чудотворным Твоим образом, имже от лютаго смертоносия град Шую древле избавила еси, умильно взываем Ти: не престай под кровом Своея благости сохраняти от бед и обстояний град Твой и вся грады и веси страны Российския и молити Сына Твоего, Христа Бога нашего, да спасет души наша.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее, именуемой Шуйская-Смоленская
глас 3
Мати Божия Пресвятая, стено христианом, града нашего Шуи покров и заступление! Молитвы раб Твоих, ко иконе Твоей припадающих, приими, во исповедании Православныя веры укрепи, от всякия напасти и беды избави, скорби земныя на радость преложи и Сына Твоего моли граду и людем Твоим в мире спастися.
Апостолы от 70-ти Родион (Иродион), Агав, Асинкрит, Руф, Флегонт, Ерм (Ермий) и иже с ними
Святые Иродион, Агав, Асинкрит, Руф, Флегонт и Ерм принадлежат к числу 70 апостолов, избранных Христом и посланных им на проповедь (память Собора 70 апостолов 4 января).
Святой апостол Иродион был родственником апостола Павла и его спутником во многих путешествиях. Когда христианство распространилось на Балканском полуострове, апостолы Петр и Павел поставили апостола Иродиона епископом города Патары. Апостол Иродион ревностно проповедовал Слово Божие и обратил в христианство многих греков-язычников и иудеев.
Разъяренные проповедью апостола, идолопоклонники и иудеи, сговорившись, напали на святого Иродиона, стали избивать палками и забрасывать камнями. Один из мучителей ударил его ножом, и апостол упал. Но когда убийцы скрылись, Господь восставил его невредимым.
После того святой Иродион еще долгие годы сопутствовал апостолу Петру. Когда святой апостол Петр был распят (+ ок. 67). одновременно с ним, а также вместе со святым Олимпом, был усечен мечом и апостол Иродион.
Святой апостол Агав обладал даром пророчества. Он предрек (Деян. 11, 27 - 28) голод во времена императора Клавдия (41 - 52) и предсказал страдания апостола Павла в Иерусалиме (Деян. 21, 11). Апостол Агав проповедовал в разных странах и многих язычников обратил ко Христу. Апостол Руф, которого приветствует святой апостол Павел в Послании к Римлянам (Рим. 16, 11), был епископом в греческом городе Фивы; апостол Асинкрит (Рим. 16, 14) - епископом в Гиркании (Малая Азия); апостол Флегонт - в городе Марафоне (Фракия), апостол Ерм - в Далматии (известен также еще один апостол от 70 по имени Ерм, который занимал кафедру во фракийском городе Филиппополе).
Все апостолы за свое бесстрашное служение Христу перенесли жестокие страдания и удостоились мученической кончины.
Тропарь апостолов
глас 3
Апостоли святии,/ молите милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак апостолов
глас 2
Явистеся Христовы ученицы и апостоли всечестнии,/ Иродионе славне, Агаве и Руфе,/ Асинкрите, Флегонте со Ермом,/ присно молитеся Господеви// подати нам согрешений прощение, поющим вас.
Ин кондак апостолов
глас 4
Явися днесь/ апостол честное торжество,/ подающее яве всем/ прегрешений оставление,// совершающим их память.
Преподобный Руф Печерский
Память его празднуется 8/21 апреля и вторично 28 августа/10 сентября — в день памяти святых отцов, почивающих в Дальних пещерах.
Преподобный Руф, затворник Печерский, подвизался в Киево-Печерском монастыре в XIV веке.
Среди подвижников обители преподобный Руф особенно отличался послушанием, служил примером для постников и трудолюбцев.
По обычаю иноческому, вручивши себя Христу, он старался всею душою угодить Богу постом, молитвою, послушанием, затвором в пещере и др. подвигами монашеской жизни, а потому день ото дня он делался лучшим и богоугоднейшим.
(дальние феодосиевы пещеры)
Преподобный Руф погребен в Дальних пещерах.
Мученик Павсилип
Святой мученик Павсилип пострадал при императоре Адриане (117 - 138). По доносу язычников он был приведен на суд к императору и безбоязненно объявил себя христианином. Его избили железными палками и предали правителю Прецию, который долго старался склонить мученика принести жертву идолам. Мученик был непреклонен, и правитель повелел заковать его в оковы и вести на казнь. По дороге святой Павсилип горячо молился, чтобы Господь избавил его от рук палачей и послал скорую смерть. Господь услышал его: мученик, избитый и ослабевший, почувствовал такую силу, что разорвал железные оковы и побежал от своих стражей. Те бросились за ним, но святой Павсилип на бегу скончался. Христиане с почестями погребли тело мученика.
Святитель Келестин I Римский, папа Римский
Святитель Келестин (Целестин), папа Римский (422 - 432), ревностный поборник Православия, жил во время царствования святого царя Феодосия Младшего (408 - 450). Он получил хорошее образование, прекрасно знал философию, но усерднее всего изучал Священное Писание и размышлял над богословскими вопросами. Добродетельная жизнь святого и его авторитет как богослова завоевали ему всеобщее уважение и любовь среди духовенства и мирян. После смерти святого папы Бонифация I (418 - 422) святой Келестин был избран на епископскую кафедру Рима.
В то время возникла ересь Нестория. На Поместном Соборе в Риме в 430 году святитель Келестин изобличил эту ересь, и еретик Несторий был осужден. После Собора святитель Келестин написал святителю Кириллу, архиепископу Александрийскому (память 18 января), послание, в котором указал, что если Несторий через 10 дней не откажется от своего лжеучения, то будет низложен и отлучен.
Святитель Келестин направил ряд посланий и другим Церквам, Константинопольской и Антиохийской, в которых разоблачал несторианскую ересь.
Последующие два года после Собора святитель Келестин неустанно проповедовал истинное учение о Христе как о Богочеловеке и мирно скончался 6 апреля 432 года.
Святитель Нифонт Печерский, Новгородский, епископ
Он был епископом Новгородским и не позволил,
чтобы митрополит Киевский был посвящен
помимо благословения Патриарха Константинопольского;
перед смертью видел преподобного Феодосия,
обещавшего ему место с собой.
Ревность по доме Твоем снедает меня (Пс. 68, 10). Этой надписью следует отметить честный гроб великого ревнителя о Православии русском, блаженного Нифонта, который много потрудился, чтобы русские сыны не лишились усыновления Восточной Церкви и, вместе, Самого Господа, Которому имя — Восток (Лк. 1, 78). О подвиге его узнаем из следующего сказания.
Блаженный Нифонт был черноризцем святого Печерского монастыря во дни игумена Тимофея и много подражал житию великих преподобных отцов, трудясь богоугодно в молитве, бдении, посте и всяких добродетельных подвигах.
Когда же блаженный Иоанн, епископ Новгородский, по воле своей оставил престол, на котором потрудился двадцать лет, и, чувствуя изнеможение, отошел на безмолвие в монастырь, тогда блаженный Нифонт, сияя лучами многих своих добродетелей и далеким странам, изволением Божиим всеми согласно избран был на епископский престол Новгорода и посвящен в Киеве преосвященным митрополитом Михаилом — вторым этого имени.
Итак, вступив на престол свой и поставленный как светильник на свещнике, он просиял еще светлее великой ревностью о благочинном устроении Православия, много заботился об умножении славы Божией и о жизни временной и вечной словесных своих овец. Прежде всего, умножая славу Божию, своим старанием заложил он посреди Новгорода каменную церковь Пресвятой Богородицы и, Божией помощью, вскоре соорудил ее. Престольную же церковь святой Софии в том же городе украсил всю, даже с притвором, иконным писанием, и весь верх ее покрыл оловом. Сохраняя жизнь словесных овец — и сперва временную, — пастырь этот имел такую привычную добродетель: когда православные собирались на междоусобный бой, он всячески старался примирить их.
Так, услыхал он однажды, что киевляне и черниговцы восстали друг против друга с множеством воинов и хотят вступить в бой. И, взяв с собой вельмож новгородских, он пришел к ополчившимся и, при помощи Божией, примирил их. Так же и в прочих междоусобиях благословлял он людей миром, сохраняя временную их жизнь.
Но особенно заботился он о вечной жизни словесных овец своих. Он вспоминал Господни слова, сказанные о Боге Отце: И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная (Ин. 12, 50). И потому изо всех сил убеждал он православных не удаляться от исполнения заповедей Господних и от преданий, и правил Его Церкви, чтобы не удалить себя от вечной жизни, а к удаляющимся и преступающим закон относился с негодованием, ясно проповедуя им, что они погибнут за беззаконие свое, настаивал во время и не во время, обличал, запрещал и молил со всяким долготерпением, как повелел Апостол (2 Тим. 4, 2).
Эту ревность доброго пастыря доказало прежде всего такое событие. Когда при блаженном новгородцы изгнали князя своего Всеволода Мстиславича, пришел к ним на княжение призванный ими Святослав Ольгович и женился на такой женщине, на которой, по правилам церковным, ему не должно было жениться. Тогда блаженный этот архиерей не только не захотел венчать его, но запретил всему своему клиру присутствовать при его венчании, как при беззаконном, когда князя венчали пришедшие с ним священники. И смело обличал он князя в законопреступлении его, ревнуя тому, кто сказал в псалме: Буду говорить об откровениях Твоих пред царями, и не постыжусь (Пс. 118, 46).
Но хотя и такая ревность была велика, настало время, и он явил несравненно большую ревность, спасая от нарушения правил саму Русскую Церковь, чем больше всего просиял славой этот наставник Православия. Это было так.
Наступила блаженная кончина преосвященного митрополита Киевского Михаила, от которого святой епископ Нифонт принял рукоположение.
Великий же князь Киевский Изяслав Мстиславич избрал на его место, на архиерейский престол Киевской митрополии Клима-философа, черноризца, уже постриженного в схиму, и захотел, чтоб его рукоположили, не посылая на благословение ко Вселенскому Патриарху Константинопольскому. И он для этого собрал собор епископов Русской Церкви, из которых сошлись следующие: Онуфрий Черниговский, Феодор Белогородский, Евфимий Переяславский, Дамиан Юрьевский, Феодор Владимирский, святой Нифонт Новгородский, Мануил Смоленский, Иоаким Туровский, Козьма Полоцкий.
На этом соборе святой Нифонт, епископ Новгородский, никак не допускал, чтоб сами епископы русские решились рукоположить себе митрополита без благословения Вселенского своего Патриарха Константинопольского. И он с достоверностью и твердостью утверждал, что это противно православному преданию святой Восточной Церкви, которая через Константинопольский свой престол просветила сынов Руси и сделала нас сынами Востока, посетившего нас свыше, то есть сынами Божиими; оттуда же дала Киеву и первого митрополита Михаила через благословение природного своего Вселенского Патриарха Константинопольского. Высказав это, доблестный исповедник мужественно запрещал сынам русским через свое противление отпасть от усыновления Восточного и, вместе, Божия. Ибо,— говорил он,— грядет гнев Божий на сынов противления (Кол. 3, 6). И истины исповедания этого неподвижно держались пять русских епископов — Козьма Полоцкий, Иоаким Туровский, Мануил Смоленский, Евфимий Переяславский и Феодор Белогородский. Но князь, не желая быть посрамленным в своем неправильном желании, не послушал блаженного и сделал то, что хотел, с прочими, прельщенными им, епископами.
Итак, по приказанию князя и по совету Онуфрия, епископа Черниговского, Клим был благословлен епископами-человекоугодниками главой святого Климента, папы Римского, вместо благословения живого природного Патриарха Константинопольского, и сел не по правилам на архиерейском престоле Киевской митрополии. Он стал принуждать блаженного епископа Нифонта служить с собой, но ревнитель Православия святой Нифонт сказал ему: “Так как ты не принял благословения от Вселенского Патриарха Константинограда, но через недостойное и несправедливое похищение сана считаешь себя равным истинному пастырю, между тем как ты — истинный волк, то, как я не соглашался на твое посвящение, так и ныне не должен служить с тобой и не буду поминать тебя при моем служении, потому что ты не поминаешь Патриарха, от престола которого приняли мы начало благословения”. Тогда Клим, не стерпев правды, сильно стал гневаться на блаженного и наущать против него князя Изяслава и своих сторонников послать его на заточение или сделать ему какое-нибудь другое зло. Но злоба не одолела добродетели.
Князь Изяслав за это дело не пустил блаженного в Новгород, на престол его епископии, но удержал в Печерском монастыре, как в заточении. А блаженный пребывал там в великой радости и благодарил Бога: и за то, что лишился престола ради Православия, и что вернулся к безмолвной своей жизни со святыми.
Когда же христолюбивый князь Георгий Мономахович победил Изяслава Мстиславича и принял Киевское княжение, тогда с великой честью отпустил он блаженного в Новгород на престол. Новгородцы же, которые были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря (Мф. 9, 36), с невыразимой радостью приняли его.
Тогда Вселенский Патриарх Константинограда, услышав обо всем этом про блаженного, который так много мужества показал ради законов церковных, — прислал ему послание, ублажая его за великий его разум и крепость и причисляя его к древним святым отцам, которые твердо стояли за Православие. Он же, прочтя в грамоте патриаршее благословенье, утверждал себя в еще большей ревности. Потому и не лишился он достойного трудов его воздаяния от Начальника пастырей Иисуса, как доказала его блаженная кончина, к повествованию о которой мы перейдем.
Спустя некоторое время по возвращении своем в Новгород на престол услышал блаженный епископ Нифонт, что от Вселенского Патриарха из Константинограда идет в Русь митрополит Константин, чтобы низложить Клима, митрополита Киевского, неправильно посвященного и возмутившего православных, а самому взойти на престол. Тогда, исполнившись духовной радости, он замыслил за раз сделать два дела: и принять благословение от святителя, и в святой Печерской обители поклониться Пресвятой Богородице и преподобным отцам. С этой целью он опять прибыл в Киев и ожидал прибытия митрополита, выехавшего уже из царствующего града, как он о том наверное знал. И он жил в святом Печерском монастыре, с великим усердием к Пресвятой Богородице и к преподобным отцам. И вскоре постигла его там сильная болезнь, предварившая честную пред Господом смерть этого преподобного. Тогда он поведал братии дивное видение, которое он видел за три дня до того, как заболел.
(Спасо-Мирожский Завеличский, мужской, в Пскове, при впадении р. Мирожа в Великую. Основан в 12 в. епископом новгородским и псковским Нифонтом)
“Когда,— рассказывал он,— после утреннего пения я пришел в келью, мне нужно было немного отдохнуть, и тотчас сошел на меня легкий сон. И я очутился в этой святой Печерской церкви, на месте Николы Святоши, и много молился я со слезами к Пресвятой Богородице, чтоб увидать мне доброго строителя, и по смерти заботящегося об умножении добродетелей в своей обители, преподобного Феодосия. В церковь сходилось много братии, и один из них, подойдя ко мне, сказал: “Хочешь ли видеть преподобного отца нашего Феодосия?” Я отвечал: “Да, желаю, если возможно, покажи место”. Он взял меня и повел в алтарь и там показал мне святого Феодосия. Я же, увидев его, поспешил к нему с радостью, упал к ногам его и поклонился ему до земли. Он же, подняв меня, благословил меня и сказал мне: “Хорошо, что ты пришел, брат мой и сын Нифонт; отныне ты будешь с нами неразлучно”. Он держал в руке своей свиток и дал его мне, когда я попросил у него. Я разогнул его и прочел, и в начале было написано так: Вот я и дети, которых дал мне Господь (Ис. 8, 18). После этого видения, — сказал блаженный Нифонт, — я пришел в себя и теперь знаю, что эта болезнь есть посещение от Бога”.
Итак, поболев тринадцать дней, уснул он с миром в Господе, месяца апреля в 8-й день, в субботу светлой недели. И положено было его тело с честью в пещере преподобного Феодосия. Духом же с тем же дароименитым преподобным он предстоит Престолу Владыки Христа, где, неразлучно наслаждаясь неизреченными небесными красотами, да помолятся они и о нас, чадах своих, и похвалятся, говоря вместе: Вот мы и дети, которых дал нам Бог. Ему, хвалимому в нераздельной Троице, Отцу и Сыну, и Святому Духу подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и в бесконечные веки, аминь.
Источник: http://lavra.ua/
Тропарь святителю Нифонту, епископу Новгородскому
глас 3
Яко сый нравом православных/ Восточныя Церкве преданий истинный защитник,/ сподобился еси великаго во отцех Феодосия/ видети по смерти яко жива,/ возвещающа тебе Царствия Небеснаго наследие,/ егоже неизреченных доброт/ ныне с ним неразлучно наслаждаяся,/ моли и о нас, чадех своих, Нифонте прехвальне.
Ин тропарь святителю Нифонту, епископу Новгородскому
глас 4
От мирскаго мятежа из младых ногтей/ исшед в тихое пристанище,/ честный обители Печерския достигл еси/ и, тамо ярем Христов восприим на ся,/ равно Ангелом житие поживе,/ отнюду же пришед, святителю Христов Нифонте, в великий Новград,/ и архиерейский престол восприял еси/ и многи люди учением своим ко Христу привел еси,/ Егоже моли, святителю преподобне, спастися душам нашим.
Кондак святителю Нифонту, епископу Новгородскому
глас 5
Ревности древних отец/ в твердом истинных догмат хранении подобней,/ крепкоумне Нифонте,/ не восхотел еси восхитившему самовольне престол Митрополии Климу сослужитель быти,/ избранному же на се от всех, покорен,/ священнолепне с ним служил еси/ и, жизнь свою скончав,/ обрел еси безконечное Царство Христово.
Ин кондак святителю Нифонту, епископу Новгородскому
глас 8
Возложив себе от юности Богу, преподобне,/ мир тленных нивочтоже вменив/ и паче всех Христа возлюбив,/ Тому от всея души любовию последовал еси/ и, яко светозарное солнце,/ от Киева просил во вся концы Русский земли добродетелию,/ и бысть пастырь великому Новуграду,/ и, добре упас стадо Христово словесных овец на пажитех духовных,/ к Богу отшел еси,/ и ныне со Ангелы Владычню Престолу предстоя,/ нас поминай, раб своих, да зовем ти:/ радуйся, отче Нифонте,/ святителем изрядная похвало.
Мученик Иоанн Навклир
Святой мученик Иоанн Навклир страдал душевной болезнью. Однажды, когда он находился в бессознательном состоянии, турки совершили над ним обряд обращения к своей религии. Придя в себя, святой вознегодовал и сбросил с головы символ ислама - чалму. Он горько оплакивал происшедшее несчастье и продолжал жить по-христиански. Тогда турки посадили мученика в тюрьму. Ни уговоры, ни побои, ни угрозы не сломили волю святого, и он неизменно отвечал: "Верую в Господа Иисуса Христа и отвергаю вашу веру".
После многих истязаний мученика сожгли в городе Кое 8 апреля 1669 года.
Святитель Амантий, епископ Комский
По одним источникам, племянник императора Феодосия II, по другим - уроженец Британии.
Около 420 года возглавил кафедру города Комо на севере Италии, став преемником Провина. Перенёс в Комо частицы мощей апостолов Петра и Павла; рукоположил во пресвитера святителя Авундия, который стал его преемником когда Амантий удалился в город Юлиум-Карникум (ныне Дзульо), где и скончался в мире около 440 года.
В 1590 году его мощи были перенесены в Комо. Память святителя Амантия под 8 апреля ныне включается в месяцесловы Элладской Православной Церкви. Среди римо-католиков почитается 8 или 6 апреля.
Преподобномученик Иоанн Кулика (или Кузика; греч. Κουλικᾶς, Κουζικᾶς)
Память 8 апреля (Греч.), 18 апреля (Греч.)
Был благочестивым и ревностным христианином. Однажды у него возник бурный спор с мусульманами о вере. Побуждаемые завистью к его мудрости и красноречию, они сперва избили его, а затем отвели к судье, обвинив в том, что он хулил их веру. Судья предложил Иоанну во искупление оскорбления либо отречься от Христа и принять ислам в обмен на свободу, либо умереть в муках. Святой дерзновенно ответил: "Не будет того, чтобы я отрекся когда-либо от Господа моего Иисуса Христа, даже если бы вы и тысячи смертей меня предали!" По приказу разгневанного судьи Иоанн был сожжен на ченгели - железной решетке наподобие бороны, обращенной острыми зубьями кверху. Мученическая кончина святого Иоанна последовала 8 апреля 1564 года.