Страстна́я седмица. Великий Понедельник.
Сщмч. Ипатия, епископа Гангрского (ок. 326); свт. Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1461); свт. Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского (1879).
Прп. Ипатия Печерского, целебника, в Дальних пещерах (XIV); прп. Аполлония Египетского (IV); сщмчч. Авды, епископа Персидского, и Вениамина, диакона (418–424); прп. Ипатия Руфианского, игумена (ок. 446); прп. Власия Аморийского (ок. 910; Греч.); мч. Махлуфа Сайднайского (XVI; Ант.); блгв. вел. кн. Московского Иоанна I Даниловича Калиты (1340; Греч.); мч. Георгия Птолемаидского (1752; Греч.); мчч. Феофила, его жены и детей, пострадавших на Крите (Греч.).
Сщмч. Иоанна Блюмовича, пресвитера (1938).
Иконы Божией Матери: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» (Леуши́нская).
Святые дня, молите Бога о нас!
Святитель Иона Московский, митрополит
Святитель Иона, митрополит Московский и всея России чудотворец, родился в городе Галиче в благочестивой христианской семье. Отца будущего Святителя звали Феодором. В двенадцатилетнем возрасте юноша принял постриг в одном из галичских монастырей, откуда перешел в московский Симонов монастырь, где много лет исполнял различные послушания. Однажды святитель Фотий, митрополит Московский (память 27 мая и 2 июля), посетил Симонов монастырь и, после молебна, преподав благословение архимандриту и братии, пожелал благословить иноков, исполнявших послушание на монастырских работах. Когда он пришел в пекарню, то увидел уснувшего от многих трудов инока Иону, правая рука утомленного инока была согнута в благословляющем жесте. Святитель Фотий просил не будить его, благословил спящего инока и пророчески предсказал присутствовавшим, что этот монах будет великим святителем Русской Церкви и многих наставит на путь спасения.
Предсказание Святителя исполнилось. Через несколько лет святитель Иона был поставлен епископом Рязани и Мурома.
В 1431 году скончался святитель Фотий. Через пять лет после его смерти за добродетельную и святую жизнь митрополитом Всероссийским был избран святитель Иона. Когда новоизбранный митрополит отправился к Патриарху Иосифу II (1416–1439) в Константинополь, чтобы принять поставление на митрополию, то оказалось, что незадолго до того зломудренный Исидор, по происхождению болгарин, уже был посвящен на русскую митрополию. Недолго пробыв в Киеве и Москве, Исидор отправился на Флорентийский собор (1438), где принял унию. Собор русских архиереев и духовенства низложил митрополита Исидора, и тот вынужден был тайно бежать в Рим (где умер в 1462 году). На Всероссийскую митрополию единодушно был избран святитель Иона. Посвящение его по благословению Константинопольского Патриарха Григория III (1445–1450) впервые совершено русскими архиереями в Москве. 15 декабря 1448 года святитель Иона вступил на Митрополию и с архипастырской ревностью стал утверждать благочестие среди пасомых, словом и делом укрепляя православную веру в стране. И при своем высоком сане он по-прежнему не оставлял личных монашеских подвигов. За труды на благо Церкви Христовой святитель Иона удостоился от Бога благодатного дара чудотворений и прозорливости. В 1451 году татары неожиданно подступили к Москве, сожгли окрестности и готовились к нападению на город. Митрополит Иона с клиром совершал крестный ход по стенам города, со слезами моля Бога о спасении града и людей. Увидев престарелого монаха Антония, инока Чудова монастыря, который отличался добродетельной жизнью, святитель Иона сказал: «Сын и брат мой Антоний! Помолись милостивому Богу и Пречистой Богородице об избавлении города и всех православных христиан». Смиренный Антоний ответил: «Великий святитель! Благодарим Бога и Пречистую Его Матерь: услышала Она молитвы твои и умолила Сына Своего, город и все православные христиане будут спасены по твоим молитвам. Враги скоро будут побеждены. Только мне одному суждено от Господа быть убитому врагами». Едва старец сказал это, как вражеская стрела пронзила его.
Предсказание старца Антония сбылось: 2 июля, в праздник положения Ризы Пресвятой Богородицы, в рядах татар произошло смятение, и они в неведомом страхе и ужасе обратились в бегство. Святитель Иона вскоре построил на своем дворе храм в честь положения Ризы Пресвятой Богородицы в память избавления Москвы от врагов.
Блаженная кончина святителя Ионы последовала в 1461 году. При гробе Святителя стали совершаться многочисленные исцеления.
В 1472 году мощи святого митрополита Ионы были обретены нетленными и положены в Успенском соборе Кремля (празднование перенесения святых мощей совершается 27 мая). Собор Русской Церкви 1547 года установил праздновать святителю Ионе, митрополиту Московскому, особую память. В 1596 году Патриарх Иов установил празднование святителю Ионе в соборе других Московских Святителей, 5 октября.
Тропарь святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца
глас 3
Ярем Господень измлада восприим,/ и Того стопам невозвратным желанием последовал еси,/ и освященнаго подвига достигл,/ святительства паству приим и чудес от Бога дары прият,/ с верою приходящим к раце мощей твоих/ подавши различным недугом исцеление неоскудно,/ отче наш Ионо, святителю Христов,/ моли Христа Бога даровати нам велию милость.
Ин тропарь святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца
глас 3
Божественною благодатию просветився/ и по смерти показуя светлость жития твоего,/ источаеши мирови благоухания,/ притекающим к раце мощей твоих,/ и народи Московстии наставил еси ко свету богоразумия,/ Ионо, отче наш,/ моли Христа Бога/ даровати нам велию милость.
Священномученик Ипатий Гангрский, епископ
Священномученик Ипатий, епископ Гангрский, был епископом города Гангры в Пафлагонии (Малая Азия). В 325 году он принимал участие в I Вселенском Соборе в Никее, на котором была предана анафеме ересь Ария.
Когда в 326 году святитель Ипатий возвращался из Константинополя в Гангры, в пустынном месте на него напали последователи раскольников Новата и Фелициссима. Еретики изранили его мечами и кольями и сбросили с высокого берега в болото. Подобно первомученику архидиакону Стефану, святитель Ипатий молился за убивавших его. Одна женщина-арианка ударила святителя камнем по голове, и он скончался. Убийцы скрыли тело мученика в пещере, где его обнаружил крестьянин, хранивший там солому. Опознав тело епископа, он поспешил сообщить об этом в город, и жители Гангр с честью погребли мощи своего любимого архипастыря.
После смерти мощи святителя Ипатия прославились многочисленными чудотворениями, в особенности изгнанием бесов и исцелением болезней.
С давних пор священномученик Ипатий особо чтился в Русской земле. Так, в 1330 году в Костроме был построен Ипатьевский монастырь, на месте явления Божией Матери с Предвечным Младенцем и предстоящими святыми - апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, епископом Гангрским. Этот монастырь впоследствии занимал значительное место в духовной и общественной жизни нашего народа, особенно в годы Смутного времени. Древнейшие списки жития священномученика Ипатия были широко распространены в русской письменности, и один из них вошел в состав Четиих Миней митрополита Макария (1542 - 1564). В этом житии сохранилась запись о явлении Спасителя святителю Ипатию накануне мученической кончины. Почитаемому святому составлялись молитвы, похвальные слова и поучения в день его памяти. Благоговейное почитание святителя Ипатия выразилось и в литургическом творчестве русских авторов. В XIX веке была написана новая служба священномученику Ипатию, отличающаяся от службы, написанной преподобным Иосифом Студитом, содержащейся в мартовской Минее.
Тропарь священномученика Ипатия, епископа Гангрского
глас 4
Изволением Божественнаго разума/ вперив ум свой в Небесныя обители/ и равно Ангелом житие пожив на земли,/ сего ради мучения красоты венец на своем версе утвердив,/ священномучениче Ипатие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак священномученика Ипатия, епископа Гангрского
глас 2
Римскому отечеству светильник,/ Богозарными лучами концы светя,/ ныне просвети твое празднество поющия, Ипатие,/ прося свыше мира и грехов оставления,/ молитвами защити ны, Ипатие многострадально.
Преподобный Ипатий Печерский
Это было тяжкое для Руси время, когда после нашествия полчищ хана Батыя 1240 года, «древний Киев исчез и на века, ибо сия, некогда знаменитая столица, мать градов Российских, в четырнадцатом и пятнадцатом веке представляла еще развалины». Так писал автор «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзин. Подверглась жестокому разрушению и святая Киево-Печерская обитель. Дикие орды завоевателей не пощадили ни каменных монастырских стен, ни церкви Пресвятой Богородицы Печерской, ни людей. Кого убили, кого увели в плен. «Весь монастырь со всеми украшениями и каменными стенами до основания искорениша и разметаша». Но свет, о котором пророчествовал дошедший до этих мест святой апостол Андрей
Первозванный, возсиял уже на Киевских горах, и его нельзя было погасить. По словам «Синопсиса» Иннокентия Гизеля: «Если от злочестивого Батыя и в конечное разорение святая обитель Печерская пришла, и небу подобная церковь Успения Пресвятой Богородицы чрез многие лета пребывала в запустении, но в некоем приделе, уцелевшем от поганых, Божественныя службы страха ради совершались втайне. Черноризцы же по лесам и вертепам скитались…» Именно в это время преподобный Ипатий Целебник непрестанно трудился в послушании монастырском, днем ухаживая за больными, а ночами пребывая в молитве и мало когда принимая сна. Вкушал он только хлеб и воду, и то в небольшом количестве.
При усердном служении отцам в их болезнях, сподобился преподобный Ипатий благодатного дара исцелять болезни. Страдавшие от разных недугов получали исцеление, прибегая к молитвенному заступничеству святого Ипатия. На нем исполнились слова преподобного Пимена Многоболезненного: “Равную награду будут иметь болящий и служащий тому”. Нетленные мощи преподобного Ипатия, врача и целебника, почивают в Феодосиевых (Дальних) пещерах Киево-Печерской лавры. Память его чтится 13 апреля, а также во 2-ю неделю Великого поста (с Собором всех преподобных Киево-Печерских) и 28 августа (с Собором преподобных Киево-Печерских, почивающих в Дальних пещерах).
Тропарь преподобного Ипатия целебника, Печерского, в Дальних пещерах
глас 1
Безначальнаго онаго и тихаго места,/ идеже несть печали, ни воздыхания,/ достигнути, преподобне, желая,/ не дал еси себе зде покоя нимало,/ но присно день и нощь в делех всяких/ и жестоком житии трудолюбно подвизаяся, пребываеши,/ тем желаемого получил уже, Ипатие,/ молися о душах наших.
Кондак преподобного Ипатия целебника, Печерского, в Дальних пещерах
глас 3
Труды ко трудом выну ради Господа прилагая,/ никогдаже обрелся еси празден, Ипатие./ Темже и в лепоту трудолюбив наречеся,/ звание приемь от дел.
Преподобный Ипатий Руфианский, игумен
Сей преподобный родился во Фригии2. Будучи восемнадцати лет от роду, он был однажды избит своим отцом и, бежав от него, пришел во Фракию3. Поступив в один из бывших монастырей, он предался подвигам монашеской жизни и вскоре стал известен своими добродетелями.
Он никогда не пил вина и, вступив однажды в борьбу с плотскою страстью, провел в посте пятьдесят дней, совсем не прикасаясь ни к пище, ни к питью. Когда узнал об этом настоятель монастыря, то во время вечери в присутствии братии сам, своею рукою, подал Ипатию сосуд вина и с ним хлеб, после чего он немедленно же освободился от томившей его страсти и возблагодарил Господа и своего наставника.
Отправившись спустя некоторое время по совету своего духовного отца в Константинополь, чтобы оказать помощь одному человеку, подвергшемуся искушению плоти, он помог и своему отцу, пришедшему сюда. Отправив затем отца своего в его отечество, Ипатий с двумя иноками пошел в Халкидон и поселился в обители Руфина, которая имела в это время странный и некрасивый вид: она была совершенно пустынна и наводила на всех страх. Этот Руфин, будучи мирянином4, построил некогда прекрасную обитель и поселил в ней египетских иноков, которые и подвизались в ней, прославляя Бога. Но когда Руфин умер, то жившие в его обители иноки разошлись каждый в свою страну, и обитель после этого стала необитаемою. Она заросла колючими растениями, которые свились в непроходимые кустарники и сделали ее безобразною, а затем вошли и поселились в ней нечистые духи, отчего она и стала домом, внушавшим всем страх, так что никто не хотел проходить мимо ее. Нашедши обитель в таком виде, преподобный Ипатий изгнал из нее бесов и, очистив ее от безобразивших ее кустарников, привел в прежний благолепный вид, после чего поселился в ней вместе с пришедшими с ним двумя иноками. Сам он стал делать власяницы5, а бывшие с ним иноки, один занялся посевом, а другой - устройством сада.
Спустя несколько лет после этого Ипатий отправился во Фракию и поселился в том монастыре, где подвизался раньше, но иноки обители Руфина вскоре пришли в этот монастырь и просили его быть их игуменом. Преподобный согласился, и с этого времени стал совершать великие подвиги. Многие из иноков, подражая ему, достигли высокого совершенства в богоугодной жизни. За свои подвиги божественный Ипатий удостоился получить от Бога дар чудотворений и совершил множество чудесных исцелений. Так, он врачевал бесноватых, слепых, иссохших, страждущих водяною болезнью и жен кровоточивых. Немалое число неплодных жен он сделал способными к деторождению, а другим женам, имевшим сухие и неспособные к кормлению груди, возвратил молоко. Много раз молитвою он пополнял воду, хлеб и другую пищу, умножая их в нужное время, и прогонял всякие недуги от людей и домашнего скота. Пищею преподобному служило вареное зерно, овощи и небольшое количество хлеба, да и эту скудную пищу он принимал только поздним вечером, причем для поддержания старческих сил своих вкушал немного вина.
Прожил преподобный восемьдесят лет, так что волосы на голове и бороде его стали белы, как снег, и в такой глубокой старости и по виду и по делам своим он остался таким же почтенным, как и прежде. Сорок лет он провел в звании священноначальника иноков, возвеличил священство и, послав ко Господу сперва восемьдесят учеников своих, вскоре после них и сам мирно скончался, прославляя Господа6.
Примечания:
________________________________________
1 Руфины обитель в предместье Халкидона, находившегося в малоазийской римской провинции, на берегу Босфора.
2 Фригия - римская провинция в Малой Азии.
3 Фракия - область на Балканском полуострове, ныне Румелия.
4 Полагают, что Руфин был одним из вельмож при дворе Константина Великого.
5 Власяница - одежда из жестких волос какого-нибудь животного, обычное одеяние восточных монахов, которые носили его прямо на теле.
6 Преподобный Ипатий скончался около 446 года.
Мученик Вениамин Персидский, диакон
Святой мученик Вениамин диакон обратил в христианство множество персов-язычников и за ревность к евангельской проповеди пострадал в Персии в V веке.
Святитель Авда был епископом в Персии. За разрушение храма огнепоклонников он был приведен на суд к персидскому царю Издегерду I (401 - 402), который повелел восстановить храм. Когда епископ Авда отказался, царь велел воинам разрушить все христианские храмы, преследовать христиан и предавать их на мучения. Первым мучеником стал святой Авда, который после долгих истязаний был обезглавлен. Через тридцать дней были казнены и другие мученики. В их числе находился диакон Вениамин, претерпевший особенно страшные истязания: под ногти страдальца воткнули острые спицы и посадили его на кол.
Священномученики скончались в 418 или 424 гг. в древнем персидском городе Сузе.
Преподобный Аполлоний Египетский
Преподобный Аполлоний был сыном благочестивых родителей Аиси и Амани. По одной версии у него был старший брат, монах, умерший до его рождения, который являлся ему во сне ; по другим данным его родители были бездетными до рождения Аполлония.
Пятнадцатилетним юношей он удалился во внутреннюю Фиваидскую пустыню, Нижний Египет, вместе со своим родственником Абибом. После 14 лет отшельнической жизни преподобный Аполлоний сподобился Божественного Откровения:
«Аполлоний, чрез тебя Я погублю премудрость премудрых в Египте и разум разумных отвергну. Ты ниспровергнешь тех, кто слывет мудрецами Вавилонскими, и всякое идолослужение. Ступай в места населенные: от тебя произойдет Мне народ, воистину и во всей полноте ревнующий о благе».
По внушению свыше, во времена Юлиана Отступника, преподобный перешел в ближнюю пустыню, и, близ Ермополя, основал обитель, в которой постепенно собралось около пятисот иноков. Братия монастыря до вкушения пищи причащалась Святых Таин, затем до вечера поучалась в Священном Писании, а после заката солнца, вкусив пищи, одни удалялись в пустыню, «предаваясь во мраке ночи Богомыслию и размышлению о слове Божием», другие оставались в обители. Часто иноки этого монастыря вкушали пищу один раз в день. Аполлоний порицал тех, кто придерживался суровых форм аскезы: не стриг волос или носил вериги, - видя в этом проявление тщеславия. При этом сам преподобный был строгим постником, вкушал вареную пищу только по воскресеньям, а в остальные дни питался только дикими растениями.
Однажды одного из иноков насильно рекрутировали на военную службу и заперли в темнице. Аполлоний вместе с другими монахами посетил его в заключении, утешил и посоветовал сохранять твердость. Сотник, узнав про это, сильно разгневался и заключил преподобного со спутниками в тюрьму, приставив многочисленную стражу. Однако в полночь явился ангел Господень, отверз двери темницы и монахи беспрепятственно покинули ее.
В окрестностях монастыря было расположено около десяти языческих поселений. Однажды преподобный оказался свидетелем языческого ритуала: жрецы в сопровождении толпы обносили идола по окрестным селениям, «неистовствуя наподобие вакханок». По молитвам преподобного участники идолослужения остановились и не смогли далее продолжить шествие. Узнав о причине случившегося, многие последовали за Аполлонием, а идол был сожжен. После этого случая многие язычники стали христианами, а некоторые даже остались в монастыре. Скоро в окрестностях обители почти не осталось язычников.
Когда между двумя деревнями близ обители пошли раздоры из-за границ, преподобному удалось обратить в Христову веру разбойника, который, вероятно, был зачинщиком ссоры, и восстановить мир. В другом случае Аполлоний сумел предотвратить кровопролитие между христианской и языческой деревнями, наказав предводителя язычников страшной смертью. Когда в Фиваиде случился голод, Аполлоний снабжал продуктами жителей окрестностей.
Вероятно преподобный Аполлоний скончался около 395 года в весьма преклонном возрасте.
Сведения о святом преподобном Аполлонии были записаны в «Истории монахов», автор которой, вместе со своими спутниками, посетил преподобного незадолго до его кончины и прожил в его монастыре около недели. Сведения о нем также вошли также в «Церковную историю» Созомена, который называет автором жития преподобного предстоятеля Александрийской Церкви Тимофея. В Коптской Церкви сохранились древние свидетельства об Аполлонии в описании путешествия аввы Павла из Антинои по египетским монастырям , а также в арабо-яковитском синаксаре. Этот синаксарь под 5 эмшира (30 января) называет Аполлония «равноангельским». Коптская Церковь также совершает его память 25 паопе (22 октября).
Раскопки на месте основанного преподобным Аполлонием монастыря Бауит открыли иконографию преподобного, который часто изображается вместе с Фибом - возможно последний одно лицо с Абибом, родственником и сподвижником Аполлония.
Православные календари Восточной Римской империи указывают его память 31 марта. Грекоязычное житие представляет собой переработку повествования о преподобном из «Истории монахов». Краткое житие преподобного Аполлония вошло в списки нестишного Пролога 2-й редакции, составленной на Руси не позднее конца XII века, и помещено в Великих Минеях Четьих. Почитание святого Аполлония также существует и в римо-католицизме, где его память совершается 25 января.
Священномученик Авда Персидский, епископ
Святитель Авда был епископом в Персии. За разрушение храма огнепоклонников он был приведен на суд к персидскому царю Издегерду I (401 - 402), который повелел восстановить храм. Когда епископ Авда отказался, царь велел воинам разрушить все христианские храмы, преследовать христиан и предавать их на мучения. Первым мучеником стал святой Авда, который после долгих истязаний был обезглавлен. Через тридцать дней были казнены и другие мученики. В их числе находился диакон Вениамин, претерпевший особенно страшные истязания: под ногти страдальца воткнули острые спицы и посадили его на кол.
Священномученики скончались в 418 или 424 гг. в древнем персидском городе Сузе.
Мученик Георгий Птолемаидский, Память перенесения мощей из Акры (Акко) в Никосию в 1967 году
Память 23 апреля (Греч.) и 31 марта (Греч.).
Родился на острове Кипр, служил в Птолемаиде (совр. Акка, Израиль), в доме европейского консула.
По поручению хозяина Георгий часто посещал дом бедного мусульманина, где покупал яйца. Турчанки, торговавшие неподалеку, из зависти оклеветали юношу, его обвинили в незаконной связи с дочерью хозяина. Георгию предложили принять ислам, чтобы избежать наказания, но он ответил, что родился христианином и христианином умрет. Суд приговорил юношу к смертной казни.
25 апреля 1752 года турки привели святого к морскому берегу. В тот момент, когда Георгий воздел руки к небу, чтобы в последний раз помолиться Господу, они изрешетили его пулям, а потом изрубили бездыханное тело мечами. Как только кровь мученика попала в море, бывшее только что спокойным, на нём поднялись огромные волны, которые накатили на берег и смыли кровь. Турки, придя в ужас, стали просить христиан поскорей предать тело земле. Три дня и три ночи над могилой святого Георгия был виден огненный столп, озарявший светом весь город.
Житие новомученика Георгия включено в состав "Нового Мартирология" прп. Никодима Святогорца.
13 апреля (н. ст.) 1967 года мощи мученика Георгия Птолемаидского были торжественно перенесены из Акки в Никосию (Кипр) и положены в кафедральном соборе ап. Иоанна Богослова.
Мученик Феофил Критский
(Мчч. Феофил с женой и детьми, на Крите пострадавшие)
Пострадал за веру во Христа вместе с супругой и детьми на Крите. Подробности и время подвига неизвестны.