Священноисповедник Никодим (Милош), епископ Далматинский и Истрийский Буковинской Митрополии, канонист
Память 20 марта (местн. в Далмации) в день преставления, 21 сентября (местн. в Далмации) в день перенесения мощей из Дубровника в Шибеник в 1930 году
В миру Николай Милаш, родился 16 апреля 1845 года в городе Шибенике в Далмации, Австрийская империя (ныне Хорватия). Получил начальное и гимназическое образование в родном городе, а затем окончил Карловацкую духовную семинарию. Впоследствии слушал лекции на философском факультете Венского университета.
В 1867 году по благословению своего духовного отца епископа Стефана (Кнежевича) поехал в Россию и поступил в Киевскую духовную академию, которую закончил в 1871 году со степенью кандидата богословия. В том же году он был удостоен степени магистра богословия за работу "Достоинства Православной Церкви до XIV века."
В 1873 году, на Рождество Христово, в Киеве стал рясофорным монахом, а в 1875 принял постриг в мантию с именем Никодим. Далее был рукоположен во иеромонаха, а затем возведен в сан архимандрита.
Возвратившись на родину в 1874 году, стал преподавателем церковного права и практического богословия в Задарской духовной семинарии.
Со временем получил степень доктора богословия на православном богословском факультете Черновицкого университета.
В 1886 году по приглашению сербского правительства принял участие в преобразовании Белградской духовной семинарии, ректором которой был назначен. После года на этой должности, возвратился в родную Далмацию, где на протяжении 16-ти лет был ректором Задарской семинарии.
В 1890 году по смерти епископа Стефана (Кнежевича) был хиротонисан во епископа Далматинского и Истрийского. Став архиереем, был вынужден направить все силы на противостояние навязыванию унии. Помимо выступлений с призывами хранения верности Православной Церкви он проследил судьбу Православия в Далмации с 55 по 1849 годы в своей монографии.
Вокруг епископа постоянно плелись интриги по его смещению и в результате, 21 декабря 1911 года, он был вынужден подать прошение об отставке, которое было удовлетворено. Последние годы жизни провёл в Дубровнике.
Скончался он в Великий Пяток, 2 апреля 1915 года.
Почитание
Владыку первоначально похоронили в Дубровнике. В 1930 году останки чтимого владыки были перенесены в храм Преображения Господня в его родном Шибенике.
В 1975 году епархиальное управление Далматинской епархии решило открыть в своем центре - городе Шибенике - музей, посвященный памяти епископа-канониста.
2 октября 2012 года за Божественной Литургией был прославлен местночтимым святым Далматинской епархии в лике священноисповедников. Службу возглавлял Фотий (Сладоевич), епископ Далматинский.
(прп. Иустин (Попович) Чилийский, свт. Николай (Велимирович) Сербский и священноисповедник Никодим (Милаш))
Тропарь
глас 8
Златогласна трубо Православља, мачем вере сакрушио си подле јереси; винувши се у несагледиве висине богословља, одбранио си веру истиниту. Медоточни проповедниче нераздељне Тројице, богоглаголиви Никодиме, моли Христа Бога, да спасе душе наше.
Кондак
глас 2
Наслађујући се, богомудри, на извору вере Православне, и медоточно изливши у списима својим истине њене, као рајско дрво живота процветао си оче Никодиме.
Мученик Арчил II, царь Иверский
Память 20 марта в день кончины, 21 июня вместе с царём Луарсабом II.
Сын Стефана II (Стефаноза), князя Картли, династии Хосроидов. Прямой потомок святого равноапостольного царя Мириана.
Когда арабский полководец Мурван-Ибн-Масальма, прозванный за свирепость и беспощадность грузинами «кру» («глухой»), вторгся в Грузию, в Картли (Восточная Грузия) царствовал старший брат царя Арчила – Мир. Кровавый захватчик сжигал и разрушал всё на своем пути. Венценосные братья переехали в Западную Грузию и, усердно молясь Господу Богу и Пресвятой Богородице, готовились к сражению. Господь внял мольбам праведных: однажды ночью святому Арчилу явилась Пресвятая Дева и сказала: «Восстань и борись с неверными, ибо Ангелы Божии будут вашими путеводителями и Бог будет с вами!»
Мир и Арчил с немногочисленным войском напали на вражеский лагерь и чудусным образом одержали победу над значительно превосходившими силами Мурвана при сражении при реках Абаша и Цхенисцхали. От сильнейшей бури река, по которой переправлялось отступавшее арабское войско, вышла из берегов и потопила всех. Оставшиеся в живых отступили к морю, направляясь в Константинополь, но утонули в морских водах.
Раненный в бою царь Мир вскоре занемог и перед смертью завещал царство своему брату – Арчилу. Двенадцать лет восседал Арчил в Кутаиси и всячески пытался восстановить грузинское царство. Он восстановил город Нухпатис, возобновил разрушенные храмы в Мцхете и способствовал принятию Христианства многими горскими племенами. Освободив Картли, он принялся за присоединение Кахети, Мтианети, Эгриси, Абхазии и Самцхе-Джавахети. Фактически господство арабов не распространялось дальше окрестностей Тбилиси и Мцхета.
Однако вскоре Грузия подверглась новому арабскому нашествию – неожиданному вторжению Джиджум-Асима (Хузаим-Бин-Хазима), тогдашниего калифского наместника Армении. Исправно выплачивая дань арабам, благоверный царь не ожидал этого нападения. Чтобы избавить страну от нового разгрома и от навязываемого ей ислама, он счел за благо самому явиться к Джиджум-Асиму, признать вассальную зависимость Грузии и испросить мира.
Джиджум-Асим с почестями принял царя Арчила, обещал покровительство, но требовал принять ислам. Как повествует "Летопись Грузии" помазанник Божий ответил:
«Если послушаюсь тебя, то после смерти должен мучиться навеки. Бог наш и Спаситель принёс себя в жертву для нашего спасения, потому и я не боюсь смерти. Если ты и убьешь меня, то я воскресну, как Господь наш, и вновь буду славить Его!»
Разгневанный Джиджум приказал бросить царя Арчила в темницу и пытать, дабы сломить его непоколебимую веру.
В это время перед Джиджум предстал некий армянин-мусульманин и сообщил ему, что царь Арчил знает, где захоронили клад Карталинский царь и император Ираклий. Джиджум-Асим вызвал из темницы царя, потребовал клад и ещё раз предложил отречься от Христа. В ответ святой Арчил сказал:
«Знай, насильник, не изменю Богу своему, не откажусь от имени Христа и вечную жизнь не поменяю на суетную, и вечное пребывание с Христом – на временное мое царствие. А о кладе я ничего не знаю, ибо был слишком мал, когда император Ираклий путешествовал по нашей стране. Отец мой и брат мой еще при вторжении Мурвана перезахоронили наш клад в греческой крепости».
Разъярённый Асим спросил: «Ты был там, когда арабы были истреблены в Абхазии?» Святой Арчил бесстрашно ответил: «Бог животворящий, творец Неба и Земли сошел с Небес на землю для спасения человечества и смертью своею убил убийц наших, а нам даровал бессмертие. Он, Сильный и Всемогущий, уже поверг и сокрушил их». Эти слова так разгневали Джиджум-Асима, что тот приказал: «Так как ты не хочешь жизни и благоденствия и предпочитаешь упование на мертвого, то погибни в мучениях!»
20 марта 744 года царя вывели на казнь. Святой попросил немного времени для молитвы, он молил Спасителя защищать Церковь и укрепить христианство в Грузии, помолился за семью и спокойно склонил голову перед палачом. Ночью преданные грузины-христиане тайно вывезли тело святого царя-мученика в Эрцо и погребли в Кахетии, в Ноткорской церкви, построенной самим благоверным царем.
Почитание
Память святого Арчила творится не только в день его кончины, но и 21 июня, вместе с царём-мучеником Луарсабом II Карталинским. Хотя царей разделяет друг от друга почти 1000 лет, Грузинская Церковь поминает их в один день. Католикос-Патриарх Леонид (Окропиридзе), отмечая почти одинаковую участь этих двух царей, пишет «У нашей измученной и многострадальной страны почти всегда одно и то же горе, одно и то же страдание». Он же сетовал что а могила царя Арчила забыта почти всеми, что знают о ней лишь немногие.
Преподобная Феодора Артская, перенесение мощей
Святая Феодора жила в XIII веке, она была правительницей, а стала небесной заступницей Арты. Происходила Феодора из Сербии, из аристократического рода Петралифов, приходилась дочерью Иоанну, правителю Македонии и Фессалии. А супруг Феодоры – Михаила, герцог Комнинский, был правителем Эпирского княжества. Жизнь святой Феодоры связана со вторым по значимости после Янины городом Эпира – Артой. После смерти мужа в 1267 году Феодора приняла монашеский постриг в монастыре святого Георгия в Арте, но еще более десяти лет правила Эпиром. Даже на вершине власти она оставалась подвижницей и истиной христианкой, жертвенно отдававшей себя делам милосердия. Почила Феодора в конце 70-х годов XIII столетия и вскоре была причислена к лику святых.
Главная достопримечательность и прославленный памятник архитектуры Арты – храм святой Феодоры, где хранятся ее мощи и чудотворный образ. Святая почитается покровительницей города, поэтому дни ее памяти – 11 и 20 марта, а также третье воскресенье после праздника Пятидесятницы отмечаются с особой торжественностью.
(Крестный ход в Арте в Праздник святой Феодоры Артской)
Обычно крестный ход сопровождают дети и взрослые в исторических костюмах, звучит греческая народная музыка и церковные гимны. В шествии принимают участие все общественные и благотворительные организации города, педагоги и учащиеся школ, музыкальные коллективы, администрация и военные.
Священнмученик протодиакон Василий
(Соколов Василий, +02.04.1938)
Священномученик Василий родился в 1879 году в селе Сабурово Сергиевской волости Дмитровского уезда Московской губернии в семье диакона Николая Соколова. В 1896 году Василий Николаевич окончил духовное училище и стал служить псаломщиком в Успенском соборе города Дмитрова. В 1920 году он был рукоположен во диакона к этому собору. В 1926 году диакон Василий был награжден двойным орарем, в 1927-м – возведен в сан протодиакона. С 1932 года он стал служить в Казанском храме в селе Подлипичье Дмитровского района. 24 ноября 1937 года следователи допросили свидетелей, которые показали, что протодиакон Василий говорил: «Неужели конституция не для Церкви? Несмотря ни на что, большевики закрывают храмы, устраивают гонения на верующих. И когда только нас Господь избавит от этих большевиков?! Ведь уже живем тише воды, ниже травы, а все-таки нам не дают жить спокойно. Скорей бы пришел конец советской власти». Также он будто бы говорил: «Я на выборное собрание пойду, только если прикажет гражданская власть, а так ни за что не пойду, да и ходить нам туда незачем – все равно нас не выберут».
27 ноября протодиакон Василий был арестован, заключен в Таганскую тюрьму в Москве и допрошен.
– Следствием установлено, что вы среди населения ведете антисоветскую деятельность, используя религиозные предрассудки. Дайте показания по этому вопросу, – потребовал следователь.
– Антисоветской деятельности среди населения я не вел, и я это отрицаю, – сказал протодиакон.
– Признаете ли вы себя виновным в том, что среди населения ведете антисоветскую деятельность?
– Виновным себя не признаю.
В тот же день следствие было закончено, и 2 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила протодиакона к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Протодиакон Василий Соколов скончался в лагере 2 апреля 1938 года и был погребен в безвестной могиле.
20 ноября 1996 года был реабилитирован.
Причислен к сонму новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 6 октября 2003г. для общецерковного почитания.
Священномученик Владимир Тимофеевич Пиксанов, священник
Память 20 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 10 июля 1872 года в селе Спасское Вольского уезда Саратовской губернии в семье священника Тимофея Пиксанова. Брат о. Алексия Писканова, священника Покровской церкви села Акатная Маза.
В 1892 году окончил курс Саратовской духовной семинарии и 16 июля того же года получил назначение на псаломщическую вакансию в село Алексеевку Хвалынского уезда Саратовской губернии "с обязательством помогать приходскому священнику в собеседованиях с раскольниками". Одновременно он учительствовал в местной школе грамоты.
В 1893 года Владимир женился на Анне Петровне (1877 г.р.). Точная дата их венчания неизвестна, но билет на женитьбу Владимиру Тимофеевичу был выписан 27 сентября 1893 года. Дети: дочь Зинаида (1899 г.р.)
17 октября 1893 года рукоположен в сан священника епископом Саратовским и Царицынским Авраамием (Летницким), назначен на вакантное священническое место в село Новоспасское Хвалынского уезда Саратовской губернии.
28 ноября 1899 года отец Владимир был переведен на служение в Воскресенский храм волостного села Павловка (в некоторых документах Павловское) Хвалынского уезда Саратовской губернии. В своем прошении архиерею о. Владимир писал:
"В настоящее время имеется праздным место священника в селе Павловке, Хвалынского уезда. Мне очень желательно занять это место по следующим причинам: в селе Павловке в настоящее время имеются двухклассное министерское училище и школа грамоты, и в скором времени предполагается открыть второклассную церковно-приходскую школу — следовательно, поступив в Павловку, я всецело мог бы отдаться делу народного образования, что составляет мое искреннее и сердечное желание; затем, село Павловка находится в пяти верстах от места жительства моих престарелых родителей, которые вследствие своих частых болезненных недомоганий, крайне нуждаются в утешении иметь близ себя своего сына. Осмеливаюсь утруждать Вас, Ваше Преосвященство, Всемилостивейший Архипастырь и Отец, покорнейшею просьбою: дайте мне возможность потрудиться пока я молод, пока силы души и тела у меня в избытке; дайте мне возможность утешить своих родителей во время их старости и этим хотя немного отплатить им за их труды и заботы, которые они понесли во время моего воспитания и обучения; покорнейше прошу Вас предоставить мне место священника в селе Павловке, Хвалынского уезда"
8 января 1900 года отец Владимир назначен законоучителем Павловского двухклассного училища Министерства народного просвещения. С открытием в Павловке двухклассной церковной школы он преподавал Закон Божий и в ней.
30 мая 1900 года избран помощником благочинного на благочинническом съезде 3-го округа Хвалынского уезда. Благочинный, священник Александр Никольский, отзывался о своем заместителе так: "По должности исправен и благонадежен… Поведения отлично хорошего… Судим и штрафован не был, под судом и следствием не состоял и не состоит". В клировой ведомости есть запись о том, что отец Владимир "недвижимого имущества не имеет".
12 марта 1904 года был назначен настоятелем Крестовоздвиженской церкви города Хвалынска, однако после своего прошения оставлен на прежнем месте.
К апрелю 1913 года состоял также в должности председателя Хвалынского уездного отделения Саратовского епархиального училищного совета.
Отец Владимир неустанно проповедовал. Согласно клировой ведомости Воскресенской церкви, за один 1907 год он произнес 119 поучений. Пользовался высоким авторитетом среди сельчан. К нему обращались, как к человеку образованному и рассудительному.
Весной 1918 года в Павловку прибыли несколько красногвардейцев, которые были обезоружены местными жителями. Спустя несколько дней в Павловку был послан карательный отряд красногвардейцев численность около 650 человек, увеличенный потом подкреплением до восьмисот человек, - и начались репрессии.
Вечером 2 апреля в дом отца Владимира явилось несколько красногвардейцев, которых отец Владимир напоил и накормил. Поужинав, они объявили священнику, что арестовывают его, и отправили в сопровождении вооруженных людей в 10 часов вечера в здание волостного правления. Что произошло далее - в подробностях неизвестно; известно только то, что отец Владимир часа в три ночи приведен был домой страшно избитый плетями. Дома он пробыл до утра.
Утром 3 апреля к нему вновь явились красногвардейцы и повели в волостное правление. Поскольку, по воспоминаниям жителей Павловки, красногвардейцы увели батюшку, не позволив ему даже снять епитрахиль, можно предположить, что последнее утро в своей земной жизни новомученик провел в молитве. Шли так: по бокам священника по одному красногвардейцу, и один сзади. По дороге к месту расстрела мучители глумились над батюшкой. Отец Владимир со смирением переносил издевательства. Народ толпой следовал за карателями. Многие из женщин плакали. Прихожане возмущенно кричали, что «деется неположенное». Но это еще больше распаляло «новых хозяев жизни». И все же было заметно, что конвоиры торопятся. Видно, боялись народного гнева.
Когда дошли до приходского храма, где-то на селе послышался выстрел. Предполагая, вероятно, что начинается сражение, и не желая далее обременять себя отцом Владимиром, — сопровождавшие его здесь же на площади возле храма расстреляли новомученика. Священник успел обернуться лицом к своим убийцам и, осенив себя крестным знамением, произнес: «Господи! Прими мою душу». И епитрахиль обагрилась кровью…
С тела убиенного иерея красногвардейцы сняли сапоги и галоши. Некая сердобольная женщина подложила под голову отца Владимира его же шапку, а другая - сложила как полагается ему руки. Прихожане и родные хотели убрать тело убиенного священника, но сделать этого им не позволили. После усиленных просьб красногвардейцы бросили его тело в сани и довезли к его дому, где бросили в каретнике. Там тело пролежало две ночи. Потом его похоронили, совершив отпевание в доме, так как отпевание в храме разрешено не было. Погребли отца Владимира в церковной ограде.
На запрос Епархиального совета Саратовскому исполнительному комитету о факте убийства священника и просьбу оградить личность, состояние и свободу православных священников, от властей Хвалынского уезда поступил ответ, что священник Владимир Пиксанов убит случайно во время перестрелки.
В материалах Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 годов содержатся сведения о мученичестве священника Владимира Пиксанова, в которых он именуется страдальцем за веру и Церковь.
Причислен в лику новомучеников и исповедников Церкви Русской постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 июля 2016 года.