Неделя 2-я Великого поста.
Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (1917).
Сщмч. Феодота, епископа Киринейского (ок. 326); свт. Арсения, епископа Тверского (1409).
Мц. Евфалии Леентинской (Сицилийской) (257); мч. Троадия Неокесарийского (III); прп. Агафона Скитского (Египетского) (V); 440 Италийских мучеников (579); свт. Чеда, еп. Личфилдского (672; Кельт. и Брит.); препп. Саввы, Варсонофия, Савватия и Евфросина Тверских; прп. Иоакима Папулакиса, Итакского (1868; Конст., Греч., РПЦЗ).
Свт. Григо́рия Паламы, архиепископа Фессалонитского (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста); Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста).
Мчч. Авксентия (Калашникова), Николая (Малкова), Сергия (Мефодиева) и мы. Анастасии (Шиловой) (1922), мч. Николая (Копнинского) (1938).
Святые дня, молите Бога о нас!
Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский

Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282 – 1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского (память 11 июля), принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество.
После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия. Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года (1321), стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве – умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века, Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского (память 19 января). После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова (память 12 марта) подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. покой. молчание), а сами практикующие его стали называться исихастами. За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни. В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.
Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу – совершал богослужение и произносил проповеди. Его поучения часто вызывали у предстоящих в храме умиление и слезы. Однако полная отрешенность от общественной жизни святителю была несвойственна. Иногда он посещал богословские собрания городской образованной молодежи во главе с будущим Патриархом Исидором. Возвращаясь как-то из Константинополя, он обнаружил близ Солуни местечко Верии, удобное для уединенной жизни. Вскоре он собрал здесь небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет. В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333. году он был назначен игуменом Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.

(Есфигменский монастырь, Афон)
А между тем в 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов Православия и принесшие ему известность учителя исихазма.
Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Автор трактатов по логике и астрономии. умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита (память 3 октября), апофатическое богословие которого было признано в равной мере и Восточной и Западной Церквами. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь и затем снова в Солунь, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.
Святитель Григорий, по просьбе афонских монахов, обратился сначала с устными увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились «Триады в защиту святых исихастов» (1338). К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама – так называемый «Святогорский томос». На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.
Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закончены. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн XIV Калека (1341 – 1347); к ним склонялся и Андроник III Палеолог (1328 – 1341). Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Тогда Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года.
В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347 – 1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Но солуняне приняли святителя Григория не сразу, он вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры.
Лишь за три года до кончины вернулся он в Солунь. Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами «В горняя! В горняя!» святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее (1354 – 1355, 1362 – 1376), который написал житие и службу святителю.

(храм Григория Паламы с Салониках, здесь покоятся мощи святого)
Более подробно о святителе Григорие Паламе вы можете почитать тут:
Григорий Палама- проповедник благодати или физик XIII века...:
http://filin-dimitry.livejournal.com/842439.html
Тропарь Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского
глас 8
Православия наставниче, святителем украшение,/ Богословцем поборниче непобедимый, Григорие чудотворче,/ Солуню великая похвало, проповедниче благодати,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителя Григория
глас 8
Премудрости священный и Божественный орган,/ богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя, Григорие богоглагольниче,/ но яко ум, Уму первому предстояй,/ к Нему ум наш, отче, настави, да зовем:// радуйся, проповедниче благодати.
Священномученик Феодот, епископ Киринейский

Святой священномученик Феодот по происхождению был галатянин. Сын христианских родителей, он научен был грамоте и с юных лет преуспевал в премудрости и добродетели. Он пришел на остров Кипр с проповедью слова Божия и многих отвратил от идолопоклонства, а посему был поставлен епископом кипрского города Киринии.
В это время царствовал нечестивый Ликиний, а наместником острова Кипра был Савин, и тогда происходило сильное гонение против христиан. Услыхав о проповедях святителя Феодота, наместник Савин велел взять святого на мучения, но служитель Божий, не дожидаясь посланных, сам немедленно явился к наместнику и сказал:
“Я тот, которого ты ищешь. Я ни скрылся от тебя, ни силой приведен к тебе, но добровольно явился, чтобы проповедовать Христа Бога моего, Истину, которую не должно скрывать, и обличить ничтожество и бессилие вашего нечестия. Само дело ясно показывает, что вы трусливее жаб. Из-за одного христианина смутился весь город и войско и стараются погубить его”.
Наместник не мог стерпеть такого обличения и повелел бить святого твердыми жилами без пощады, но тот срамил мучителя своим терпением и насмешками, говоря:
“Бог, Которому я служу, сделал меня могущественнее царей и сильнее князей, а посему я говорю с тобою, как с рабом, и считаю тебя ничтожнее пленника. При помощи Бога моего, научившего презирать все блага жизни, как сено, мякину, помет, я пренебрегаю всеми мучениями. Не думай устрашить меня. Ты хвалишься, что имеешь власть над моим телом, но ведь и разбойники в пустынях имеют такую же власть, когда нападают на путников и мучают их. Ты считаешь себя могущественным, надеясь на твой меч, меч беззаконный, потому что законную власть ты заменил тиранством: прелюбодеев и мужеубийц ты освобождаешь от наказания, подвергая ему людей невинных и благочестивых”.
Сильно разгневанный наместник велел повесить обнаженного мученика на дерево и строгать его бока острыми орудиями. Терпя эти лютые мучения, Христов страдалец молился: “Господи Иисусе Христе, Творец всего видимого и невидимого, пленивший смерть, разрушивший ад, умертвивший на Кресте начала и власти преисподней, укротивший пламень Вавилонской пещи, укрепи и меня в этих муках! Даждь славу имени Твоему, Господи, и подай силу моему бессилию. Да разумеет вся вселенная, что Ты Един Бог Вышний, дающий крепость и силу надеющимся на Тебя!”
Во время молитвы палачи настолько истерзали тело святого, что обнажились кости его, и наместник велел отвести его в темницу. По дороге к темнице святитель Феодот громогласно восклицал: “Разумейте, видящие мои мучения, что я страдаю не без надежды. Есть награда за мученические подвиги у Христа, на Которого я и уповаю”.
В темнице он пробыл пять дней, а потом вновь был приведен на суд к наместнику, который стал его уговаривать отречься от Христа. Святой же Феодот ответил:
“Неужели ты не понимаешь, треокаянный, что хотя тело мое разбито мучениями и мои бока истерзаны, однако я и ныне с мужеством явился к тебе, готовый принять все страдания, пока окончу подвиг моего течения и приму приготовленный мне венец от Господа моего Иисуса Христа”. – “Не произноси здесь имени Распятого, потому что оскверняешь им место суда”, – прервал его наместник. “Безумец, полный всякой нечистоты! – сказал Феодот. – Не удивительно, что ты не можешь слышать имени Христа, ибо ты подобен бесам, подражая и служа им, как и твои предки”.
Тогда наместник Савин велел положить мученика на железный одр и зажечь под ним хворост и солому. Когда и это мучение претерпел страдалец, наместник удивился и сказал:
“Откуда у вас, христиан, такое немилосердие? Кого вы можете миловать, будучи так немилостивы к себе, к кому вы будете добры, не будучи добры к себе?” Святой Феодот ответил: “Не знаешь ты истинного человеколюбия, а говоришь о милосердии. Если ты действительно желаешь оказать мне милость, то умножь здесь мои мучения: они присоединятся там к моему венцу правды”.
Много еще спорили мученик с мучителем, после чего наместник Савин велел воинам вбить святому Феодоту в ноги гвозди и заставить его идти. И когда вбивали ему гвозди, он славословил Христа: “Сыне Божий! Ты моя жизнь, и смерть за Тебя – мне приобретение! Тебе вручаю страждущих за имя Твое, будь им Помощником. Повели прекратиться сей буре, рассей восстающих на Церковь Твою Святую, да прославят Тебя люди во веки!” Также окружающим его христианам сказал: “Братие! Мой подвиг кончается, близок венец, залог моей правды, который подаст мне Иисус Христос”.
И так говоря, он шел, понуждаемый воинами, ступая нагвожденными ногами. Видя его терпение, многие язычники уверовали во Христа, поругали скверных идолов, укоряли мучителя и прославляли имя Христово. Узнав об этом, Савин повелел опять ввергнуть святого в темницу, чтобы не обольщался народ его волшебным (как он говорил) учением, а потом начал обдумывать, какою смертью погубить святого мученика. Вскоре раны мученика начали гнить, и приходящие благочестивые христиане чистыми платками отирали его струпы.
Когда же Константин Великий победил силою креста Максентия и даровал свободу веры всем христианам, то пришел от него указ прекратить гонение и освободить всех содержащихся за Христа в узах. Святой Феодот, услыхав, что его хотят освободить, весьма опечалился, ибо желал в муках умереть за Христа. После своего освобождения он отправился в свой город Киринию и, пробыв два года на епископском престоле, почил о Господе и сугубый венец святительства и мученичества получил от Христа Господа, венчающего Своих подвижников вечною славой. Кончина же священномученика Феодота Киринейского произошла в 320 или в 326 году.
Святитель Арсений, епископ Тверской

Святитель Арсений, епископ Тверской, по свидетельству церковного предания, родился в г. Твери. Год его рождения и имена родителей неизвестны. Воспитан он был в благочестии и страхе Божием. Рано потеряв родителей и оставшись наследником богатого имения, он обратил дом свой в приют для странных и бедных, чем навлек на себя поношение сродников. Отчаявшись одолеть «вражду и брань многу», юноша решил расстаться с миром и молил Господа указать путь. Услышав во сне голос, звавший его в Киев, тайно оставил юноша город Тверь и отправился в Киево-Печерскую обитель, где и принял пострижение. Добродетельный и трудолюбивый инок, который «от юности благонравием Христу усвоися», сведущий в церковном уставе, обратил на себя внимание проживавшего тогда в Киеве митрополита Киприана, будущего святителя Московского (+ 1406; память 16 сентября). Святитель Киприан полюбил инока Арсения и приблизил к себе, посвятив в сан иеродиакона. Когда святитель Киприан занял престол московской митрополии, он взял с собой в Москву и святого Арсения. Святой Арсений был у Владыки архидиаконом, ему было также поручено письмоводство, он занимался всеми делами, относившимися к внутреннему устроению митрополии.
В то время в Твери возникли сильные разногласия между тверским князем Михаилом Александровичем и оклеветанным епископом Тверским Евфимием. Епископ Евфимий был несправедливо лишен кафедры и сослан в Чудов монастырь в Москве, где вскоре скончался (+ 1392).
Нa место епископа Евфимия митрополит Киприан назначил своего архидиакона (в Никоновской летописи протодиакона) Арсения, «мужа дивна и нарочита и добродетельна суща». Святой Арсений долго не соглашался, но не мог противиться воле великого князя Михаила Александровича. Среди епископов, участвовавших в хиротонии святого Арсения 15 августа 1391 года в Спасо-Преображенском кафедральном соборе в г. Твери, был святитель Стефан, епископ Пермский (память 26 апреля).
Вступив на архипастырскую кафедру, святитель Арсений стремился положить конец княжеским распрям, водворить в родной Твери мир и согласие. В 1403 году ему удалось примирить Тверского князя Иоанна Михайловича с братом его Кашинским князем Василием Михайловичем. Святитель Арсений ревностно проповедовал слово Божие и во всем являл пример достойного архипастыря.
Чувствуя приближение своей кончины, тверской князь Михаил Александрович (+ 1399) пришел к святителю Арсению с просьбой постричь его в монахи. Святитель Арсений, благодаря Господа, облек князя в иноческий образ и нарек ему имя Матфей. В течение многих лет епископского служения святитель Арсений построил и освятил соборы в честь Архангела Михаила в Старице и Микулине, в честь Святителя Николая в Старице, обновил каменный Спасо-Преображенский кафедральный собор в Твери и заложил новую соборную колокольню. В 20-ти верстах от Твери в 1397 году на реке Тме им был создан Саввин Сретенский монастырь, первыми иноками которого стали преподобные Савва и Варсонофий (память 2 марта). принявшие постриг на Святой Афонской горе.
Не забыл святитель Арсений и обители Киево-Печерской, где начинал свои иноческие труды. На берегу реки Тьмаки, в 4-х верстах от Твери, на урочище Желтикове, в 1394 году основал он монастырь, где построена была тогда же деревянная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. 30 августа 1405 года в Желтикове монастыре святитель Арсений освятил каменный храм в Честь Успения Пресвятой Богородицы.

(Желтиков мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, фото конец XIX века)
К окончанию строительства Желтикова монастыря по повелению святителя Арсения в 1406 году был сделан список с Киево-Печерского Патерика, самая древняя из дошедших до нашего времени редакций драгоценного памятника русской письменности (первого сборника житий русских святых), получившая в науке название Арсеньевской. Из книг, переписывавшихся по повелению святителя Арсения, сохранились до нашего времени две рукописных «Лествицы» преподобного Иоанна Лествичника (1402 и 1404 годов). Кончина святителя Арсения последовала Великим постом 1409 года. К так называемому «соборному» воскресенью (воскресенье после первой седмицы Великого поста, Неделя Православия; в этот день к епископу съезжались священники и составляли епархиальный собор) по обыкновению съехалось в Тверь духовенство. Во вторник святитель Арсений произнес поучение к пастырям, благословил их и распустил собор. Скончался святитель 2 марта.
Святитель Арсений был погребен в Желтиковом монастыре, в притворе правого придела во имя образа Нерукотворного Спаса Успенской церкви, в той самой гробнице, которую изготовил своими руками. По свидетельству летописи, у гроба его совершалось много исцелений с верою приходящих.
В «Иконописном подлиннике» святитель Арсений описывается следующим образом: «Подобием стар, сед, брада аки Сергиева, в схиме, мантия с источники, омофор перекинут чрез плечи кольцеми наперед, правая рука благословенна, в левой Евангелие».
Мощи святителя Арсения были обретены нетленными в Желтиковом монастыре в 1483 году. С того же года в Твери было установлено празднование ему по благословении Тверского епископа Вассиана.
На серебряной раке святителя Арсения были изображены семь его чудес: первое — воскрешение рыболова Терентия; второе — дарование сына Иоанну Карташу; третье — исцеление протоиерея Алексия, страдавшего ногами; четвертое — исцеление девицы Устинии Головленковой; пятое — спасение одного человека от удавления; шестое — с покровом святого (когда в 1606 году поляки ворвались в Желтиков монастырь, один всадник сорвал покров над ракой святителя и положил на своего коня. Конь взвился на дыбы и упал вместе с всадником, обоих нашли мертвыми); седьмое — исцеление Григория и жены его, бывших душевнобольных.
Канонизация святителя Арсения состоялась на Московском Соборе 1547 года. Празднование его совершается 2 марта.

(в годы лихоления монастырь был разорен. На фото уцелевшая часть колокольни Желтикова монастыря)
Ко второй памяти святителя Арсения, в первое воскресенье после 29 июня, ныне приурочено празднование Собора тверских святых.
Тропарь святителю Арсению, епископу Тверскому
глас 8
Благочестно пожив во святительстве, люди просветил еси учением твоим, и о храме Пречистая вельми подвизався, и любитель монахов быв, сего ради от Христа паствы твоея венец приял еси. Темже, яко апостольского престола наместника, и святителя великаго чтуще тя, молим чада твоя, блаженне: от всех бед избави нас яже ко Христу молитвами твоими, святителю Христов Арсение, отче наш.
Мученик Троадий
Святой мученик Троадий пострадал за Христа в Неокесарии Понтийской при императоре Декии (249 - 251), претерпев жесточайшие мучения. О его страдании свидетельствует святой Григорий Неокесарийский (память 17 ноября), предсказавший его мученический подвиг.
Мученица Евфалия

Святая мученица Евфалия жила с матерью и братом в городе Леонтине на острове Сицилия. Мать Евфалии, язычница, долго и тяжело болела. Однажды ей во сне явились мученики Алфий, Филадельф и Киприан (память 10 мая) и сказали ей, что она исцелится, если уверует во Христа. Приняв Крещение вместе с дочерью, мать исцелилась от недуга. Однако брат Евфалии, язычник Сирмиан, узнав о крещении своих родных, пришел в сильнейшую ярость. Матери удалось бежать, а святая Евфалия исповедала себя перед ним христианкой и приняла мученическую смерть. После жестокого избиения святая была усечена мечом.
Святитель Чед Личфилдский (Chad, Cheadda), игумен, епископ

Родом из Северной Англии. Вместе со своим братом св. Кедом (Cedd) получил образование в монастыре Линдисфарн у его основателя, св. Айдана, а затем, по-видимому, учился монашескому деланию у св. Эгберта (Egbert), монаха из монастыря Ратмельсиги (Rathmelsigi) (Ирландия).
Кед вызвал Чеда в Англию, чтобы тот помог ему основать монастырь в Ластинго (Laestingaeu, ныне Ластингем - Lastingham) в Северном Йоркшире. После смерти Кеда в 664 г. Чед стал вторым игуменом монастыря, и чуть позднее, вероятно в том же году, по просьбе короля Нортумбрии Осви и вопреки своей воле был посвящен в сан епископа Нортумбрии с кафедрой в Йорке.
Преподобный Беда Достопочтенный так писал о святителе Чеде:
«Он был святым мужем, скромным во всем, сведущим в Священном Писании и старательным в исполнении Христовых заповедей. Став епископом, он направил свои труды к поддержанию истины и чистоты Церкви смирением, умеренностью и ученостью. Он посещал города, селения, дома и крепости с проповедью Евангелия, странствуя не на коне, а пешком, по примеру апостолов».
Богословский диспут, возникший из–за того, что св. Вилфрид также был избран епископом Йоркским и уже приехал в Гоул для посвящения, описан в "Церковной истории народа англов" Беды Достопочтенного. Вопрос оставался спорным до 669 г., когда новый архиепископ Кентерберийский, св. Феодор, прибыл в Англию и признал назначение Чеда неправильным (так как узнал, что его рукополагал один епископ, виновный в симонии, и два «сомнительных» кельтских епископа). Святой Чед смиренно отвечал: «Если вы считаете, что я посвящен не по правилам, я с радостью откажусь от сана; по правде говоря, я всегда считал, что недостоин его. Я решился принять его только в подчинение полученному приказу», после чего он покинул кафедру и удалился в свой монастырь Ластингем.
Но в монастыре он оставался недолго. Свт. Феодор столь проникся смирением Чеда, что, когда умер епископ Мерсийский, попросил короля Осви назначить Чеда на вдвствующую кафедру. Король удовлетворил эту просьбу, и в том же 669 г. свт. Феодор поставил св. Чеда епископом Мерсии. Он также повелел Чеду, чтобы он в длительные поездки отправлялся только на лошади, а не пешком. А поскольку громадная епархия святителя Чеда простиралась от реки Северн до самого Северного моря, включая в себя 17 графств, это повеление было весьма практичным. Святой Чед закрепил свою кафедру за Личфилдом, вблизи которого он жил, следуя строгим монашеским правилам, в уединенном домике, построенном им возле церкви. По словам Беды, «там он мог молиться с немногими братьями – их было семь или восемь; туда он часто удалялся, когда был свободен от трудов и от проповеди слова Божия». Как повествует Беда Достопочтенный, святитель Чед управлял вверенной ему епархией «в великой святости жизни, следуя примеру древних отцов».
В течение трех последующих лет своей жизни Чед основал монастырь в Линдсее (Lindsey), на земле, пожалованной ему королем Вульфхером Мерсийским (Wulfhere). Там же Чед, предположительно, основал и другой монастырь, при Барроу-на-Хамбере (Barrow-upon-Humber).
Скончался 2 марта 672 году от чумы. Был похоронен в Ластингеме, позднее его мощи перенесли в Личфилд. Во время Реформации большая часть мощей святителя была уничтожена или утеряна, однако некоторая их часть все же сохранилась и сейчас находится в католическом соборе святого Чеда в Бирмингеме, что находится на территории бывшей Мерсийской епархии святителя.
Есть сведения о множестве чудес, случившихся в месте его захоронения.
Беда Достопочтенный, перечисляя добродетели святителя Чеда, писал о воздержании, смирении, рвении в учении, молитве и нестяжании, а еще о том, что святитель всегда был исполнен страха Божия. Таким чутким было сердце святого, что даже сильный ветер Чед воспринимал как напоминание о том, что всякий человек смертен и будет держать ответ на Страшном суде, и тогда святой принимался молить Господа быть милосердным к людям. В бурю или грозу святитель всегда был в церкви, где горячо молился и читал псалмы, пока непогода не прекращалась. Таковы были духовная чуткость святого и понимание близости Господа и Его праведного суда. По свидетельству Беды, один монах видел, как душа святителя Кедда, брата святителя Чеда, умершего ранее, спустилась с небес на землю в сопровождении ангелов, чтобы взять душу Чеда на небеса.
До сих пор в библиотеке кафедрального англиканского собора Личфилда хранится уникальное древнее Евангелие, называемое «Евангелием святого Чеда»; возможно, эту книгу некогда читал святитель.
Из большого числа освященных во имя святого Чеда церквей две находятся в первой епархии, которой он управлял, – в Йоркшире: в Миддлсмуре и Сэддлуорте. Другие приходы, посвященные ему, можно встретить в Мидлендс: в графствах Чешир, Линкольншир, Шропшир, Дербишир, Ланкашир, Стаффордшир и Уорикшир. В Личфилде память о святом сохраняется в соборе Пресвятой Девы Марии и святителя Чеда, а также в очень старой приходской церкви.
Две деревни носят имя святителя Чеда: Чедкерк в Чешире и Чедуик в Ланкашире. Скорее всего, названия этих мест свидетельствуют о том, что святитель Чед основал здесь церкви, ведь он много веков тому назад странствовал – пешком или на коне – от деревни к деревне, неустанно проповедуя слово Божие.
Число построенных святителем Чедом церквей в Йоркшире и Мидлендс за столь короткий срок его епископского служения показывает, как усердны были его труды и как глубоко его почитали после его праведной кончины.
Мученики Авксентий, Николай, Сергий и мученица Анастасия
(Калашников Авксентий, Малков Николай, Мефодиев Сергей, Анастасия Шилова, +15.03.1922)

15 марта 1922 года при попытке противостоять варварскому вторжению в храм для изъятия церковных ценностей, были убиты красногвардейцами прихожане Воскресенского собора города Шуя Владимирской губернии (ныне Ивановская область) Николай Малков, девица Анастасия Шилова, Авксентий Калашников и Сергей Мефодиев. Этот расстрел верующих людей послужил ярким примером отношения власти к Русской Православной Церкви.
Святой мученик Николай Малков на момент смерти был всего 21-го года от роду. Уроженец деревни Конопляново, Николай вырос в глубоко верующей семье. Переехав с родителями в Шую в 1910 году, Николай стал прихожанином Воскресенского храма. Работая после окончания гимназии счетоводом в конторе шуйской шубной артели, Николай имел возможность посещать церковные службы почти ежедневно. Именно его первого настигла пулеметная пуля 15 марта 1922 года неподалеку от дома протоиерея Павла Светозарова.

(Воскресенский собор города Шуя. Почтовая открытка начала XX века)
Святая мученица Анастасия Шилова (в девичестве Уткина) проживала в деревне Поповское Пупковской волости. В январе 1910 года она обвенчалась с крестьянским сыном из д. Поповское, хотя и была уроженкой д. Сельцо Ковровского уезда, где в 1892 году и появилась на свет в семье отставного солдата. Лишь 8 месяцев Анастасия была замужем. После смерти мужа-кормильца ей пришлось устроиться на фабрику в Шую отрывщицей. Скошенная очередью из «Максима», она погибла у стен храма.

(Воскресенский собор в г. Шуя, восстанавливается)
Святой мученик Сергий Мефодиев из мещан родился в ноябре 1886 года в многодетной семье. В 1909 году был призван в солдаты. Освоив после демобилизации профессию печника, неплохо зарабатывал, но после октябрьского переворота заказов на кладку печей практически не было – в то время никто не строился. Вот почему он и был зарегистрирован на шуйской бирже труда в качестве безработного. В заключении о смерти ничего не сказано, что Сергий Иванович имеет пулевые раны. Возможно, он погиб под копытами лошадей. Но, скорее всего, патологоанатом производил осмотр в спешке и «не заметил» сквозного пулевого отверстия.
Святой мученик Авксентий Калашников родился в конце 1891 года в деревне Калинкино бывшей Мардасской волости. Схоронив умершую от чахотки первую жену, Авксентий Никитич в апреле 1915 года женится второй раз, а незадолго до октябрьского переворота меняет фамилию на Калашников. Под этой фамилией он и значится в списках убитых в ходе трагических событий марта 1922 года.
Мученик Николай
(Копнинский Николай Иванович, +15.03.1938)

Мученик Николай родился 20 ноября 1876 года в селе Ивантеевка Московской губернии в семье рабочего Ивана Копнинского. В 1888 году окончил сельскую школу и поступил на работу в контору к фабриканту Лыжину, где проработал до 1899 года, когда был призван в армию. В армии он прослужил четыре года, сначала рядовым, а затем писарем 13-го пехотного Белозерского полка, квартировавшего в Польском городе Ломжа. В 1903 году он вернулся на фабрику Лыжина и стал работать конторщиком, а затем с 1908 по 1914 год — конторщиком в Московской соединенной биржевой артели. В 1914 году Николай был призван в армию и прослужил до 1918 года в инженерном интендантстве в Москве; затем вернулся в Ивантеевку и занимался крестьянским хозяйством. С 1921 по 1930 год Николай Иванович работал конторщиком на разных фабриках в Ивантеевке. В 1930 году он попал в железнодорожную катастрофу и вследствие тяжелой травмы получил инвалидность.
С 1935 года он был секретарем ревизионной комиссии при церковном совете и за это в 1937 году был арестован.
— В феврале 1937 года проходило собрание церковного совета; после окончания собрания вы среди присутствующих высказывали явно контрреволюционные взгляды против советской власти.
— Собрание церковного совета в феврале 1937 года было, но контрреволюционных взглядов я не высказывал и виновным себя в этом не признаю.
1 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила члена приходского совета Николая Копнинского к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Он был заключен в Мариинские лагеря в Кемеровской области и здесь 15 марта 1938 года скончался.
17 июля 2001 года определением Священного Синода Николай Иванович Копнинский был причислен к лику святых. Память его празднуется Церковью еще 8 декабря (25 ноября ст.ст.).