2-я приуготовительная седмица к Великому посту, о блудном сыне.
Прп. Парфения, епископа Лампсакийского (IV); мчч. 6 фригийских (ок. 305; Греч.); прп. Мастридии Иерусалимской (ок. 580); прп. Луки Елладского, Стиридского (ок. 946); мучеников 1003 Никомидийских (303); мч. Георгия Аликианского, Критского (1867; Греч.); свт. Априона, еп. Кипрского (Греч.); прп. Петра Моноватийского (Греч.); прп. Вонифатия (Виноградского) Киевского, игум. (1871).
Сщмч. Александра Талызина, пресвитера (1938); сщмч. Алексия Троицкого, пресвитера (1942).
Святые дня, молите Бога о нас!
Преподобный Лука Елладский

Преподобный Лука Елладский был родом из греческого селения Кастории. Сын бедных земледельцев, преподобный с детства много трудился, работал в поле, пас овец. Он был в полном послушании у родителей и очень воздержан в пище. Часто он раздавал нищим всю свою еду и одежду, за что терпел упреки от родителей. Однажды он отдал нищим почти все семена, которые должен был посеять на своем поле, но Господь вознаградил его за милостыню: урожай был собран больше прежних.
Еще юношей он много и усердно молился. Его мать не однажды видела его стоящим во время молитвы не на земле, а на воздухе.
После смерти отца он тайно от матери ушел в Афины, где принял в монастыре постриг в иноческий чин. Но по молитве матери, которая очень тосковала о нем, Господь чудесным образом вернул его в отчий дом. Там он прожил всего четыре месяца и, утешив свою мать, уже с ее благословения удалился в уединенное место на Иоаннову гору, где была церковь во имя святых бессребреников Космы и Дамиана, в которой он и подвизался в непрестанной молитве и посте. Там он принял монашеское пострижение от старцев-паломников. После этого святой Лука усугубил свои подвиги, за что Господь удостоил его дара прозрения.
После семилетнего пребывания на Иоанновой горе преподобный из-за нашествия болгарских войск удалился в Коринф. Услышав о подвигах некоего столпника в Патрах, он отправился к нему и 10 лет служил подвижнику со смирением и покорностью. Затем святой снова возвратился на родину и опять стал подвизаться на Иоанновой горе.
Стекавшиеся туда во множестве люди нарушали его безмолвие, и преподобный Лука с благословения старца Феофилакта со своим учеником удалился в еще более пустынное место Калавие, откуда через три года из-за нашествия арабов переселился на пустынный и безводный остров Ампиль. Последним местом его подвигов стал Стирий (Сотерие). Здесь к преподобному собралась братия, и возник небольшой монастырь, церковь которого была освящена во имя святой великомученицы Варвары.

(Монастырь Осиос Лукас в Фокиде, Греция)
Пребывая в обители, преподобный творил многие чудеса, исцеляя болезни душевные и телесные. Предвидя свою кончину, святой затворился в келлии и три месяца готовился к исходу. На вопрос, где его похоронить, преподобный ответил: "Бросьте тело мое на съедение зверям". Когда же братия просила его изменить завещание, он велел похоронить тело на том же месте, где он лежит. Со словами: "В руки Твои, Господи, предаю дух мой!" - преподобный Лука почил о Господе 7 февраля 946 года. Впоследствии на месте его погребения была воздвигнута церковь, а от его святых мощей истекало миро и происходили многие исцеления.
Тропарь святителя Парфения и преподобного Луки
глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.
Кондак преподобного Луки
глас 8
Избравый Тя Бог прежде создания во Свое благоугодие,/ имиже ведяше судьбами, присно от утробы освящает/ и Своего раба показа тя, исправляя твоя стопы, Луко, яко Человеколюбец.// Ему ныне, радуяся, предстоиши.
Святитель Парфений, епископ Лампсакийский

Святитель Парфений, епископ Лампсакийский, был родом из города Мелитополя (Малая Азия), где его отец Христофор служил диаконом. Юноша не был научен грамоте, но хорошо усвоил Божественное Писание, присутствуя в храме при богослужениях. У него было доброе сердце и, занимаясь рыболовством, он вырученные деньги раздавал нищим. Исполненный благодати Божией, святой Парфений с 18-ти лет именем Христовым врачевал болезни, изгонял бесов и творил другие чудеса. Узнав о добродетельной жизни юноши, Мелитопольский епископ Филипп дал ему образование и посвятил во пресвитера. В 325 году, в царствование Константина Великого, архиепископ Кизический Ахиллий поставил его епископом города Лампсака (Малая Азия). В городе было множество язычников, и святитель стал усердно распространять веру во Христа, утверждая ее по воле Божией многими чудесами и исцелениями больных. Люди стали отходить от языческих верований, и тогда святитель Парфений отправился к царю Константину Великому с просьбой дать ему власть разрушать идольские капища и строить на их месте христианские храмы. Царь принял святителя с честью, дал ему грамоту на разорение капищ и снабдил средствами для постройки храма. Возвратившись в Лампсак, святитель Парфений приказал разрушить идольские капища и посреди города воздвигнуть прекрасный Божий храм.
Найдя на одном из разоренных капищ большой камень, удобный для устроения святого престола в храме, святитель приказал обработать его и отвезти на строительство церкви. По злобе диавола, который возъярился за взятый из капища камень, повозка опрокинулась и камнем убило возничего Евтихиана. Святой Парфений воскресил его своей молитвой, и посрамил диавола, который хотел воспрепятствовать Божьему делу.
Милосердие святителя было так велико, что он не отказывал в исцелении никому из множества приходящих к нему или встречаемых им на дорогах людей, страждущих телесными недугами и одержимых нечистыми духами. Народ перестал обращаться к врачам, так как все болезни, во Имя Господа Иисуса Христа, безмездно исцелял святой Парфений. Великой силой Имени Христова изгнал святитель множество бесов из людей, домов, морских вод. Когда святитель изгонял беса из одного человека, одержимого им с детства, нечистый дух стал просить святого дать ему другое место обитания. Святой пообещал указать такое место и, открыв уста свои, сказал бесу: "Войди и обитай во мне". Диавол, как бы опаленный огнем, возопил: "Как я войду в дом Божий?", и скрылся в местах пустынных и непроходимых. Нечистый дух, изгнанный святителем из дома, где изготовлялись царские порфиры, кричал во всеуслышание, что Божественный огонь гонит его в геенну огненную.
Так, являя людям великую силу веры во Христа, святитель обратил множество идолопоклонников к истинному Богу.
Святитель Парфений скончался мирно и был торжественно погребен рядом с соборной церковью Лампсака, в построенной им самим часовне.
Кондак преподобного Парфения
глас 3
Чудес приял еси Божественную благодать,/ богомудре священне Парфение, чудотворче богоносе,/ вся верных страсти очищая,/ духи лукавства, отче, изгоняя,/ сего ради тя воспеваем,// яко велия таинника Божия благодати.
Святые шесть мучеников Фригийских
Святые 6-ть мучеников из Фригии, скончались от меча.
1003 Никомидийских мученика

Святые мученики, в Никомидии пострадавшие, были слугами четырех сановников Васса, Евсевия, Евтихия и Василида, которые вместе со своими женами пострадали за Христа (память 5 января) в 303 году при императоре Диоклитиане (284 - 305).
После мученической кончины своих господ слуги решили последовать их примеру и тоже исповедали себя христианами пред Диоклитианом. Не склонившись на уговоры и обещания награды, все они, 1003 человека, с женами и малыми детьми, были изрублены воинами, окружившими их тесным кольцом, так что никто из них не остался в живых.
Святитель Априон Кипрский (Евприон; греч. ̓Απρίων), епископ
Время жизни и местонахождение епископской кафедры неизвестны.
По сведениям греческих синаксарей, скончался в мире.
Память Априона указывается в Типиконе Великой церкви IX-X вв., Минологии Василия II, Синаксаре. В первой половине XII в. на Руси был осуществлен перевод нестишного Пролога, в состав которого включена память Априона без жития.
Преподобный Петр Моноватийский (Моновакийский) (Ὅσιος Πέτρος ὁ ἐν Μονοβάτοις), монах

Сведений о святом не сохранилось, время его подвига неизвестно. Именование "Моноватийский" ("Моновакийский") или "Мономватийский" по-видимому указывают на
монастырь Моноваты (Μονόβατον). Встречается также вариант "Монемвасийский", указывающий на город-крепость Монемвасию на юге Пелопоннеса.
В греческих месяцесловах он также именуется "ἀγωνισάμενος" - "во бранех крепкий".
Скончался мирно.
Преподобная Мастридия Иерусалимская

Живя в Иерусалиме, вела необыкновенно строгую жизнь. Видя опасное положение молодого человека, разженного к ней страстью, она положила в корзину немного размоченных бобов и удалилась в пустыню, дабы избавить себя и человека от смущения; там неведомая никем прожила 17 лет, так что она видела всех, но ее - никто; запас же пищи, взятый ею, не истощался и одежда (власяница) не изнашивалась. Преставилась мирно не позднее 580 года.
Блаж. Иоанн Мосх так повествует о ней:
«Пришли мы к авве Иоанну-отшельнику, по прозванию Огненному. Он рассказывал нам, что сам слышал от аввы Иоанна Моавитского. В святом городе (Иерусалиме) была дева, посвятившая себя Богу, весьма благочестивая и усердная (по Прологу, именем Мастридия). Диавол, позавидовав деве, зажег в одном молодом человеке сатанинскую любовь к ней. Великая дева, поняв хитрости диавола и видя опасное положение молодого человека, положила в корзину немного размоченных бобов и удалилась в пустыню, дабы через то самое как молодого человека избавить от искушения, так и себе самой найти в пустыне безопасность. Прошло немало времени после того. Дабы высокий подвиг ее не остался в неизвестности, по усмотрению Божию, увидал ее один отшельник Иорданской пустыни. "Мать! Как ты зашла сюда?" -спросил он ее. Она, желая закрыть свое отшельничество, отвечает отшельнику: "Прости меня, я сбилась с пути, сделай милость, ради Бога, отец, укажи мне дорогу". Отшельник, будучи извещен о ней свыше, говорит ей: "Мать! Будь надежна, ты не сбилась с пути; другая дорога не нужна тебе; скажи же откровенно, как ты зашла сюда?" Тогда дева отвечала: "Прости меня, авва! Один молодой человек соблазнялся мною. Признав за лучшее быть здесь, нежели служить соблазном, удалилась я в пустыню". Старец продолжал: "Давно ли ты здесь?" Она отвечала: "По благодати Христовой семнадцать лет". "Чем же ты питаешься?" — спросил старец. Она, вынув корзинку с лежавшими в ней бобами, сказала отшельнику: "Вот эта корзинка, которую ты видишь, отправилась со мной из города с этой пищей, но Бог явил надо мной такую милость, что с тех пор доселе питаюсь тем же и пища не убывает. Не забудь, отец, и того, что так прикрыл меня Бог своей милостью, что 17 лет никто не видел меня, кроме тебя одного, хотя видела я других". Услышав это, отшельник прославил Бога».
Мученик Георгий Аликианский, Критский

Родился 24 мая 1846 г. в селении Аликиан близ города Кидония на острове Крит в семье священника Николая и Екатерины Деволис.
За участие в восстании христиан на острове в 1866 г. он был схвачен турками, которые принуждали пленника перейти в ислам, чтобы избежать казни. Но угрозы и пытки не смогли сломить духовную доблесть святого, неустанно славившего Христа, и турки его обезглавили в 1867 г.
Житие святого записал гимнограф Герасим Микраянитис.
Преподобный Вонифатий (Виноградский), Феофановский, игумен

Память 7 февраля, 27 января (Киев.) и в Соборе Киевских святых
В миру Виноградский Дамиан Федорович, родился в 1785 году в с. Михайловка Александрийского уезда Екатеринославского наместничества в семье государственных крестьян. С детства стремился к монашеству, но по настоянию матери в 1805 году женился.
В 1811 году поступил в четвертый уланский Малороссийский полк, принимал участие в Отечественной войне 1812-1814 гг. В 1818 году вернулся в родное село. Владел обширным хозяйством, отличался милосердием и странноприимством.
Получив согласие жены, решил принять постриг, перед уходом из дома половину имущества раздал нищим. Покинув семью, поселился в соседнем с. Хайновка, собирал пожертвования для восстановления обветшавшей деревянной церкви, посетил Жаботинский монастырь, жил в киевском Вознесенском и Флоровском монастыре, затем служил сторожем в Троицкой церкви в Киеве.
Неизвестная киевская старица и прп. Феофил (Горенковский) предсказали ему монашество, священническое служение, благословили помогать нищим и обездоленным. С 1848 году вместе с киевским блаженным Иоанном Босым Виноградский собирал пожертвования, на которые в двух комнатах при киевской Андреевской церкви основал приют для странников и калек, где ежедневно обедали до 500 чел. При поддержке киевского губернатора И. И. Фундуклея подвижники в одном из домов недалеко от храма устроили больницу для нищих.
8 июля 1850 году был определен в заштатный Ржищевский монастырь, настоятель которого позволил подвижнику жить при основанной им странноприимнице в Киеве. На собранные пожертвования Дамиан Федорович заказывал облачения и утварь для киевских храмов и обителей.
14 октября 1851 года поступил в Киевский Михайловский Златоверхий монастырь.
19 декабря 1854 года был пострижен в монашество с именем Вонифатий, служил "блюстителем святых частиц угодников Божиих" в храмах обители.
8 декабря 1856 года рукоположен во диакона, 10 мая 1860 года - во иерея.
На собранные пожертвования (30 тыс. р.) построил в Златоверхом монастыре каменную трехэтажную гостиницу со Смоленской церковью, кухню с трапезной для нищих. По его инициативе монастырь кормил ежедневно до 400 странников.
Земляки иером. Вонифатия, посетившие монастырь в 1861 году, просили открыть скит при храме в родном селе. Однако в ответ на это ходатайство Чигиринский еп. Серафим (Аретинский) поручил подвижнику основать скит на монастырском хуторе Феофания близ Киева, устроенном в 1802 году первым Чигиринским еп. Феофаном (Шияновым).
Вскоре после приезда иером. Вонифатия в Феофании была отремонтирована деревянная Михаило-Архангельская церковь, в которой возобновились богослужения, в 1863 году подвижник установил чтение неусыпаемой Псалтири. К 1864 году в Феофании жили ок. 30 чел. братии, были построены кельи, в 1867 году - каменная Всехсвятская церковь, деревянная колокольня, новый летний архиерейский дом. Иером. Вонифатий расчистил св. источник под горой, ранее освященный свт. Иннокентием (Борисовым) в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», и устроил над ним часовню. По благословению настоятеля в скиту появились гостиница для паломников, дом для неимущих. В деле нищелюбия старец советовал не "распознавать достойного от недостойного", но подавать всем просящим.
В 1868 году он был возведен в сан игумена. Его жизнь, по словам келейника иером. Леонида, была "постоянным подвигом молитвы и богомыслия", каждые сутки подвижник прочитывал Псалтирь и несколько канонов, особым аскетическим деланием подвижника была продолжавшаяся всю жизнь борьба с бесовскими страхованиями. В последний год жизни старец страдал болезнью ног, молился и принимал посетителей, стоя на коленях, предсказал день своей кончины.
Скончался 27 декабря 1871 года в скиту Феофания. Погребен за алтарной стеной Всехсвятской церкви.

(Киевский Свято-Пантелеимоновский женский монастырь в Феофании)
Согласно его завещанию, переданному Чигиринскому еп. Порфирию (Успенскому), 28 декабря 1871 года управление Феофанией было поручено духовному другу старца иеросхим. Иринарху (Дорогавцеву) "с оставлением того же самого порядка без всякаго изменения... и по возможности неоставление и принятие странных и бедных". Ученик игум. Вонифатия иером. Евстратий (Голованский) собрал и в 1872 году опубликовал жизнеописание старца с хранившимися в Феофании его наставлениями и беседами.
Среди учеников подвижника известны буд. настоятель Ильинского скита на Афоне прп. Гавриил Афонский, иеросхим. молчальник Иринарх.
С середины 1930-х годов перестроенное здание Всехсвятской церкви принадлежало филиалу Киевской психиатрической больницы, с 1948 года - Институту электротехники АН УССР. С восточной стороны храма, предположительно над могилой игум. Вонифатия, был построен лабораторный корпус. В 1993 году на месте Феофании открылся Пантелеимоновский скит киевского Покровского мужского монастыря, в скиту совершалась панихидная память старца. 9 июня 2002 года обитель стала самостоятельной. На конец 2004 года захоронение игум. Варсонофия не было найдено.
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 23 декабря 2010 года игумен Вонифатий был причислен к лику местночтимых святых Киевской епархии с установлением памяти 27 декабря. 30 ноября 2017 года решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви было установлено общецерковное почитание прп. Вонифатия Феофановского с установлением памяти 7 февраля.
Сочинения
Ответы на вопросы от разных лиц // Великие рус. старцы: Жития, чудеса, духовные наставления / Трифонов Печенгский мон-рь. М., 2000.
Священномученик протоиерей Александр
(Талызин Александр Иванович, +20.02.1938)

Cвященномученик Александр родился 15 августа 1870 года в селе Типня Весьегонского уезда Тверской губернии в семье священника Иоанна Талызина. После окончания Духовной семинарии Александр Иванович был рукоположен во священника и служил в храмах Тверской епархии. В 1928 году, во время гонений на Русскую Православную Церковь, отец Александр был арестован, обвинен в антисоветской агитации и приговорен к двум годам ссылки. Вернувшись в 1930 году в Тверскую область, он был направлен служить в храм в селе Шаблыкино Краснохолмского района и прослужил здесь до своего ареста.

(Церковь Казанской иконы Божией Матери - Шаблыкино - Краснохолмский район - Тверская область)
Отец Александр был арестован 10 февраля 1938 года и заключен в тюрьму в Красном Холме. Сразу же после ареста он был допрошен.
– Назовите ваши связи в Краснохолмском районе и вне Краснохолмского района, – потребовал следователь, желая получить от священника как можно больше сведений.
– Каких-либо связей как в Краснохолмском районе, так и вне Краснохолмского района я ни с кем не имею, кроме своих сыновей. Один мой сын работает на станции Красный Холм – ремонтирует пути, а второй в столярной мастерской в Красном Холме.
– Дайте следствию правдивые показания о вашей антисоветской и контрреволюционной работе, проводимой вами среди крестьянства.
– Я какой-либо антисоветской агитации не вел и не веду и виновным себя в этом не признаю.
На этом допрос был закончен, и следователь, не имея материалов, доказывающих состав преступления, вызвал дежурных свидетелей, и те подписали необходимые показания.
12 февраля следствие было закончено и передано на рассмотрение тройки НКВД. На следующий день, 13 февраля, тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. Священник Александр Талызин был расстрелян 20 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле.
26 июня 1989 года был реабилитирован Тверской областной прокуратурой по 1938 году репрессий.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 года на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви.
Священномученик иерей Алексий
(Троицкий Алексий Николаевич, +20.02.1942)

Священномученик Алексий родился 1 февраля 1875 года в городе Коломне Московской губернии в семье псаломщика Богословской церкви Николая Троицкого, он умер в 1893 году, и его супруга после этого стала работать просфорницей при одной из городских церквей; она скончалась в 1903 году.
В 1896 году Алексей окончил четыре класса Московской Духовной семинарии и в 1900 году был назначен псаломщиком ко храму в честь Рождества Христова в село Беседы Подольского уезда. В 1902 году он был рукоположен во диакона; в 1903-м переведен служить в храм в честь Образа Нерукотворного Спаса в село Волынское Московского уезда и поселился в расположенной неподалеку деревне Давыдково. 19 июля 1920 года диакон Алексий был рукоположен во священника к этому храму. 21 октября 1921 года общим собранием прихожан он был избран настоятелем храма вместо почившего священника Колоколова; избрание это тогда же было утверждено одним из викариев Московской епархии. В 1929 году отец Алексий был арестован по обвинению в поджоге храма, но после трехдневного заключения его освободили за недоказанностью обвинения. В 1934 году храм в селе Волынском был властями закрыт, и с 1935 года он стал служить в Покровской церкви в Филях.

(Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях)
В начале ноября 1937 года сотрудники НКВД, во исполнение указания советского правительства о повсеместном уничтожении духовенства и некоторых других социальных слоев населения, остававшихся еще среди советского общества, допросили дежурных свидетелей, которые охарактеризовали отца Алексия как человека, недовольного существующим строем и враждебно настроенного к мероприятиям советской власти. Доказательством этому, по мнению свидетелей, служило ревностное исполнение священником своих пастырских обязанностей, его старание просветить светом Христовым местное население и то, что он ходил по домам колхозников с молебнами и часто служил панихиды на кладбище, где собиралось тогда множество людей. Священник, по утверждениям свидетелей, выражая вслух недовольство, говорил колхозникам, что советская власть притесняет духовенство и верующих и арестовывает священников.
17 ноября 1937 года сотрудники НКВД арестовали отца Алексия и он был заключен в Таганскую тюрьму в Москве.
– Следствию известно, что вы систематически проявляли недовольство советской властью и вели контрреволюционную агитацию; так, в беседе с колхозниками летом 1937 года вы говорили, что «советская конституция – это пустая бумажка, кого захотят провести в Верховный Совет, того и проведут. Вы думаете, что НКВД не будет проверять, кто как голосует, – проголосуешь, а тебя в тюрьму». Дайте по этому вопросу показания! – потребовал от священника следователь.
– С советской конституцией и с положением о выборах в Верховный Совет я знакомился, – ответил отец Алексий, – но никакого разговора и никаких бесед на эту тему о конституции и о выборах в Верховный Совет я ни с кем не вел. Разговор, изложенный мне в данном вопросе, я полностью отрицаю.
– Следствию известно, что вы до настоящего времени в деревне Давыдково в домах колхозников и на кладбище без разрешения властей организовываете и проводите молебствия и среди верующих распространяете неправильные толкования о советской конституции и о выборах в Верховный Совет. Дайте правдивые показания по этому вопросу.
– Действительно, летом прошлого года мною вместе с верующими деревни Давыдково на кладбище при деревне были отслужены панихиды без разрешения местной власти. Но кроме совершения религиозных обрядов и служения панихид, бесед контрреволюционного характера с верующими не проводил. По приглашению некоторых колхозников я заходил в дома и совершал молебны. Были случаи во время престольных праздников, когда я ходил по домам в деревне без приглашения.
– Признаете ли вы себя виновным во враждебной деятельности против советской власти и распространении среди населения контрреволюционной агитации против советской власти и ее мероприятий?
– Виновным себя в контрреволюционной деятельности против советской власти не признаю. Имеющиеся у следователя компрометирующие меня сведения я отрицаю.
23 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Алексия к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. На следующий день после приговора следователь еще раз допросил священника, интересуясь в основном тем, как долго он служит Церкви и лишался ли он советской властью избирательных прав.
23 декабря 1937 года отец Алексий прибыл в один из лагерей на Беломорско-Балтийском канале, 30 июля 1941 года он был отправлен в Кулойлаг в Архангельской области. Священник Алексий Троицкий скончался в заключении 20 февраля 1942 года и был погребен в безвестной могиле
Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г.