Мученик Кассиан Танжерский
(Святые мученики Маркелл и Кассиан Танжерские)
Маркелл был одним из центурионов легиона Траяна. Во время празднования дня рождения императора Максимиана отказался участвовать в языческом жертвоприношении, сбросил с себя амуницию и знаки различия, открыто объявил о своей христианской вере и нежелании служить императору, если для этого требуется поклонение римским богам. Не желая смерти центуриона, командир легиона Фортунат довёл о происшествии в Рим. Тем не менее Маркелл предстал перед префектом Тингиса Аурелием Агриколаном, был признан виновным в нарушении присяги и усечён мечом 30 октября 298 года.
Протоколист Кассиан, возмутившись приговором, также объявил себя христианином и был казнён 3 декабря.
Мощи святого Маркелла в 1471 году были обретены нетленными в Танжере и в 1493 году перенесены в Испанию королём Альфонсом V Португальским. В настоящее время они хранятся в крипте храма святого Маркелла в Леоне. С давних времён святой Маркелл почитается покровителем этого города.
Преподобный Феодул Константинопольский, Едесский, столпник
Был патрицием в правление Феодосия Великого (378-395), известен был мудростью, благочестием и скромностью. Был назначен епархом царя Феодосия, но покинул свой пост, не желая мириться с несправедливостью.
Его супруга умерла после двух лет брака, после чего Феодул раздал свое богатство бедным и в возрасте 42-х лет удалился в город Едессу и там подвизался на столпе 40 лет.
После многих трудов и подвигов мирно скончался около 440 года.
Тропарь преподобного Феодула Цареградского
глас 8
В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу,/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Феодуле, дух твой.
Кондак преподобного Феодула Цареградского
глас 2
Царя тленнаго и скорогибнущия славы,/ мудре отче, изменил еси вечно пребывающими,/ от столпнаго же и прискорбнаго жития в Горнее и всерадостное взыде,/ превеличества славы Небесному Царю сцарствуя, Феодуле,/ моли непрестанно о всех нас.
Священномученик Феодор (или Феодосий) Скривон, архиепископ Александрийский
(Мученичество свт. Феодора, еп. Александрийского)
Феодор родился в Египте в Александрии. К сожалению, исторические записи не донесли до нас точных данных о времени жизни и подвигах святого епископа Феодора, но Церковь Христова во все времена хранила имя священномученика в своих диптихах.
Пламенный проповедник, сильный в слове и делании церковном, епископ Феодор вызывал яростную ненависть буйных александрийских язычников, не терпевших благовестия. Во время одной его проповеди язычники окружили и захватили святителя. Он не сопротивлялся. Его избивали и издевались над ним: возложили на главу его терновый венец и со смехом водили по городу. Затем привели его к берегу и бросили со скалы в море. Но поднялся ветер - и волны вынесли его невредимым на сушу. Пораженные язычники отвели святителя Феодора к правителю города, который приказал подвергнуть его жестоким истязаниям. Но ни слова, кроме молитвы к Господу, не услышали мучители от мужественного исповедника. Тогда святой мученик был предан римским воинам и казнен, как апостол Павел, - через усекновение мечом.
Возможно тождествен священномученику Феодору Александрийскому, чья память совершается 12 сентября.
Святитель Вирин Дорчестерский, епископ, апостол Уэссекса
Родился прибл. в 600 году. Он, вероятно, был хиротнисан во епископа архиепископом Астерием (Asterius) в Генуе. В 634 году Вирин был послан римским папой Гонорием на проповедь среди язычников Мерсии. Он высадился в Портчестере (Portchester), что в Хэмпшире, и отправился через земли кельтов- христиан в Хэмпшире к Сильчестеру (Silchester).
Прежде, чем Вирин достиг Мерсии, он столкнулся с язычниками-саксами в долине Темзы. Обнаружив, что они очень нуждаются в христианском окормлении, он решил остаться и отправился в королевские владения в Беркширских низинах, вероятно в Чолси (Cholsey). Здесь он встретил короля уэссекского Синегилса (Cynegils), в местечке Чёрн Кноб (Churn Knob), что в Блюбери (Blewbury), Беркшир, месте первой проповеди святого. Король, должно быть, думал, что это древнее языческое капище будет прекрасным местом для того, чтобы запугать вновь прибывшего. Однако Вирин был невозмутим, и ему даже удалось убедить короля в достоинствах христианства. Синегилс разрешил Вирину проповедовать повсюду в его Королевстве. Но потребовалось время для того, чем он сам полностью обратился ко Господу.
Король в то время отчаянно искал союза с могущественным королем Нортумбрии Освальдом. Он надеялся, что вместе они смогут нанести поражение ненавистным жителям Мерсии. Синегилс устроил переговоры в своём дворце в Истхэмпстэде (Easthampstead), что в Беркшире, и король Нортумбрии отправился на встречу с ним.
В королевских переговорах единственной точкой преткновения было то, что Освальд был христианином и не объединился бы ни с каким язычником. Так что король Уэссекса решил, что пришло время креститься в эту новую веру. Освальд согласился и с тем, что этот союз можно было бы тогда укрепить браком его дочери и южного короля. Вирин был послан за этим, и в близлежащем источнике Гарт (Garth), что в Брэкнелле (Bracknell), Беркшир, Синегилса крестили немедленно.
Епископу дали старый римский город Дорсич (Dorcic), или Дорчестер-на-Темзе, что в Оксфордшире, чтобы он там построил себе собор, и королевская партия отправилась на север, чтобы исследовать участок. На пути многие из королевских придворных также выразили желание стать христианами. Так в Брайтвелле (Brightwell), что в Беркшире, стоящем на переправе через Темзу около Дорчестера, Вирин покрестил большую часть его двора.
Сын короля, Свихельм (Cwichelm), сначала отказавшись от крещения, был в конечном счете обращён ко Господу на следующий год. Король Синегилс умер в 643 году, и приблизительно пятью годами позже новый король, Сенвалх (Cenwalh), пригласил Вирина воздвигнуть важную церковь в Уинчестере. Другие церкви в Уэссексе также имеют отношение к трудам Вирина:
• Святой Марии в Ридинге (Reading), что в Беркшире,
• Святой Елены в Абингдоне, что в Беркшире,
• Округа Таплоу (Taplow), что в Бакингемшире, где святой, как считают, крестил местных саксов в пруду Бапсейском (Bapsey). Это было началом епархии в Уэссексе.
Свт. Вирин умер в Дорчестере 3 декабря 649 или 650 года.
Его могила в Дорчестере стала местом большого паломничества. Позднее местный епископ перенес кафедру в Уинчестер и взял с собою тело святого Вирина. В Уинчестерском Соборе по сей день пребывают его мощи.
(Уинчестерский собор (Winchester Cathedral), Англия)
Вирин имел особое отношение ко Святому Причащению, как показывает его хождение "за море", чтобы получить антиминс от римского папы Гонория, который он всюду носил с собой для совершения Святой Евхаристии. Многие чудеса имели место при открытии мощей Вирина.
Преподобный Зола (Sola), игумен Фульдский
Был англичанином, который вслед за святым Вонифатием отправился на проповедь в Германию. Ученик святого Вонифатия, Зола был рукоположен им во священника.
Склонный к уединённой жизни, он получил благословение святого Вонифатия поселиться в отдалённом месте у Фульды. Позднее он переместился на берега реки Альтмюль (Altmuhl), где поселился неподалёку от Айхштета (Eichstätt). Он проводил свои дни в малой келье, в покаянии и молитве.
После кончины святого Вонифатия святые Виллибальд и Виннибальд попросили его создать при себе монашескую обитель для просвещния всей округи. Он получил земельные угодья на которых был воздвигнут монастырь Зольнхофен (Solnhofen), находившися в зависимости от Фульды.
Святой Зола скончался 3 декабря, в 790-794 годах.
Мученик Ангелис (Ангелий) Хиосский (греч. Αγγελής ο Νεομάρτυρας γιατρός από το Άργος, + 1813), врач
Благочестивый Ангелий[1] был родом из Аргоса на Пелопоннесе и в начале XIX века работал врачом в городе Кушадасы[2]. Вызванный однажды на диспут о вопросах веры одним французским путешественником, который держал себя насмешливо и злословил, Ангелий вызвал его на дуэль. Дабы показать богохульнику, какую силу дает христианину истинная вера, он решил выйти навстречу противнику вооруженным лишь тростью. С наступлением темноты дерзкий иноземец, испугавшись храбрости соперника, бежал, оставив Ангелия победителем. Это происшествие подвигло последнего оставить свою профессию и все мирские дела и всецело посвятить себя домашней молитве и богослужению.
Однако в Лазареву субботу 1813 года этот самый человек, который когда-то был готов пролить свою кровь за имя Христово, по неизвестной причине отрекся от веры своих отцов и добровольно сделался мусульманином. Изгнанный после этого из города Навплия и найдя пристанище на Хиосе, Ангелий образумился и решил принести покаяние в совершенном грехе. Он, с горькими слезами призывая на помощь всех святых мучеников и исповедников, часто приходил к гробнице святого Макария Коринфского, приготовившего к мученическому подвигу нескольких святых.
С того времени Ангелий жил единственным желанием – получить возможность искупить свое отступничество кровью. Ворвавшись однажды на турецкий таможенный пост, он перед всеми солдатами и служащими исповедал себя христианином и открыто заявил о своем обращении. После этого, жестоко избитый, Ангелий был отведен в крепость и там обезглавлен 3 декабря 1813 года.
________________________________________
Примечания:
[1] Св. Ангелий почитается в Греческой Церкви. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
[2] Город Кушадасы расположен в окрестностях древнего Ефеса, но им не является. Руины древнего Ефеса ныне находятся близ этого города.
Преподобная Параскева (Родимцева), игумения Топловская
Игумения Параскева, в миру Ольга Ивановна Родимцева(1849-1928), являлась настоятельницей, и управляла Топловской обителью с 1889 по 1928 годы. Родом она была из Москвы. Образование получила в Московском мещанском училище. В 22 года поступила Ольга в Московский Страстной монастырь, где в 1874 году была определена в число сестер и облечена в рясофор с наречением имени Вячеславы. Когда игумения Страстного монастыря Валерия изъявила желание перейти в Топловский монастырь, вместе с ней в Крым в 1875 году прибыла и послушница Вячеслава. После ухода игумении Валерии из обители, Вячеслава за ней не последовала, а осталась в монастыре и была выбрана секретарем монастырского совета, а позднее - казначеей. В 1884 году за отличную и полезную службу ей было преподано благословение Святейшего Синода и выдана грамота. 16 июня 1889 года владыка Мартиниан постриг ее в монашество с наречением имени Параскевы, в декабре этого же года она была назначена настоятельницей монастыря, а 26 июля 1890 года, в день памяти преподобномученицы Параскевы, своей небесной покровительницы, возведена в сан игумении.
Тридцать девять лет игумения Параскева управляла Топловской обителью, на ее глазах и ее стараниями бедная обитель превратилась в крепкое, хорошо налаженное хозяйство. За труды на пользу обители в 1894 году матушка Параскева была удостоена самой высшей награды, какую только могут иметь монашествующие женщины - наперсного креста.
Тяжело было видеть игумении Параскеве, как постепенно гибнет созданная ею обитель. Еще в 1922 году она написала завещание, но пока жил монастырь, билось и ее сердце. 16 декабря 1928 года в воскресенье игумения почувствовала себя плохо и через полтора часа умерла от паралича сердца. Она успела исповедаться и причаститься, простилась с сестрами, всех благословила и сама приняла благословение от иеромонаха Ювеналия (Литвиненко). Похоронили игумению Параскеву на монастырском кладбище. Но ее могила была разорена искателями "сокровищ". Вначале 1980-х годов рабочие хотели взять с монастырского кладбища памятник для братской могилы. Но когда надгробие подняли и перевернули, оказалось, что оно принадлежит игуменье Параскеве, о чем свидетельствовали слова: "Зде покоятся честныя мощи игумении Параскевы. Молитвенная свеча души ея полвека горела любовию велией и пламенной, прошениями об обители сей святой ко Господу. Любим, кланяемся ти, добрая и мудрая. мати наша. 3. XII. 1928 (ст. ст.)". Сейчас оно находится внутри часовни, посетители монастыря стремятся побывать здесь и приложиться к святыне, прося здоровья и благополучия.
(Топловский Свято-Троице Параскевиевский женский монастырь, Крым)
На могиле матушки Параскевы и в наши дни происходят чудеса. Вот что рассказала паломница Нерук Любовь Ивановна, побывавшая в монастыре 7 июня 2001 года: "Я приехала в монастырь, пошла на кладбище поклониться матушке Параскеве, попросить за деточек о благополучии в семье и несла зажженные свечи. Они на пути к могилочке погасли. Я поскорбела, что погасли свечи, и решила их просто незажженными поставить на могилку. Когда я их поставила на могилку игуменьи матушки Параскевы, то свечи сами зажглись".
В 2009-м году,решением священного синода Украинской православной церкви,матушка игумения Параскева Родимцева была канонизирована и причислена к лику святых.Составлена служба и написана икона преподобной. 11 июля 2010-го года состоялось прославление матушки, возглавлял которое блаженейший митрополит Киевский Владимир.
Мощи преподобной обретены, прошли экспертизы, которые полностью подтвердили их подлинность. Сейчас они находятся в Параскевиевском храме обители. Память преподобной игумении Параскевы Топловской совершается 16 Декабря (н. ст.).
Тропарь
глас 4
Преподо́бная ма́ти на́ша Параске́во,/ бога́тство и сла́ву ми́ра сего́ презре́ла еси́,/ измла́да уневе́стилася еси́ красне́йшему па́че все́х Христу,/ кре́ст взе́мше и с него́ да́же до сме́рти не сше́дше./ Чистоту́ душе́вную и теле́сную Го́сподеви в да́р принесла́ еси,/ безкро́вными страда́ньми Ему́ угоди́ла еси́:/ в Небе́сней оби́тели ны́не пребыва́еши,/ помина́й на́с чту́щих сла́вную па́мять твою.
Тропарь
глас 1
От ю́ности твоея́ уневе́стилася еси́ Христу́/ и Тому́ Еди́ному рабо́тала еси́, Параске́во богому́драя./ Егда́ богоспаса́емую оби́тель твою́ хи́щныя богобо́рцы обложи́ша,/ по́двигом испове́дничества увенча́лася еси́./ Те́мже и на́с в доброде́телех с любо́вию вразуми́ тве́рдо стоя́ти/ в правосла́вной ве́ре и благоче́стии.
Кондак
глас 2
Во оби́тели То́пловстей всели́лася еси́, Параске́во блаже́нная,/ мирски́й мяте́ж и челове́ческое лука́вство презре́ла́ еси́./ Те́мже и Бог превознесе́ тя́ во времена́ лютых гоне́ний./ Укрепи́ малоду́шныя и загради́ уста́ ху́лящих Святу́ю Це́рковь,/ от вся́ких находя́щих зо́л изба́ви на́с/ моли́твами твои́ми со умиле́нием зову́щих:/ Ра́дуйся, похвало́ земли́ на́шея и утвержде́ние.
Молитва преподобной Параскеве Топловской
О, преподо́бная и му́драя ма́ти на́ша Параске́во! В жи́зни се́й вре́менней, непреста́нно Христу́ рабо́тати навы́кшая, в послушании, посте́ и моли́тве при́сно пребы́вшая, благоче́стно житие́ твое́ сконча́вшая и стяжа́вшая неувяда́емый сла́вы вене́ц! Приими́ сие́ моле́ние на́ше ма́лое с любо́вию и слеза́ми тебе́ приноси́мое. Просвети́ тьму́ на́шу луча́ми пресве́тлыми боже́ственных доброде́телей твои́х. Изле́й на на́с, ча́д твои́х, еле́й ми́лостей и благодея́ний твои́х. Стру́пы грехо́вныя умягчи́, ра́ны душе́вныя и теле́сныя исцели́, в не́мощех су́щия посети́ и уте́ши. О, блаже́нная и кро́ткая ма́ти на́ша, не оста́ви на́с си́рых! И я́коже не оста́вила еси́ оби́тели твоея́ по успе́нии твое́м, пребыва́я та́мо те́лом, душе́ю же на небесе́х, та́ко и ны́не не оста́ви на́с в доброде́тели убо́гих. Изба́ви на́с всемо́щным твои́м, е́же к Бо́гу, предста́тельством от бе́д и искуше́ний, находя́щих на ны́ по грехо́м на́шим. Умоли́ Человеколю́бца Христа́ дарова́ти на́м оставле́ние грехо́в, да невозбра́нно про́йдем по́прище вре́меннаго жития́ сего́ и вни́дем в ра́дость ве́чную со все́ми святы́ми. Ами́нь.