Седмица 23-я по Пятидесятнице.
Мч. Галактиона и мц. Епистимии (III); cв. Одрады, девы Баэленской (VIII) (Бельг., Нидерл.); свт. Ионы, архиепископа Новгородского (1470); свт. Тихона (Белавина), патриарха Московского и всея России (избрание на Патриарший престол 1917).
Апп. от 70-ти Патрова, Ерма (Ермы), Лина, Гаия и Филолога; свт. Григория, архиеп. Александрийского (IX); прп. Григория Кассанского, Калабрийского (1002; Итал.); прп. Илариона Троекуровского (1853; Воронеж., Липецк, Тамбов.).
Сщмч. Гавриила Масленникова, пресвитера.
Собор отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918.
Иконы Божией Матери "Беспомощным единая Надежда"(Укр.).
Святые дня, молите Бога о нас!
Мученик Галактион и мученица Епистимия
Богатые и знатные супруги Клитофон и Левкиппия жили в городе Емесе Финикийском, долгое время были бездетны. Много золота отдали супруги языческим жрецам, но оставались бесплодными. Городом Емес в III веке управлял поставленный римскими кесарями сириец Секунд. Он был беспощадный и ревностный гонитель христиан и для их устрашения велел выставить на улицах изощренные орудия пыток. Достаточно было малейшего подозрения в принадлежности к «секте галилеян» (так язычники именовали христиан), чтобы человек был схвачен и предан мучениям. Несмотря на это, многие христиане добровольно отдавали себя в руки палачей, желая пострадать за Христа.
Один старый человек, по имени Онуфрий, скрывавший под рубищем нищего свое иноческое и пресвитерское достоинство, ходил по Емесу из дома в дом, прося подаяния. Везде, где он видел возможность отвратить людей от языческого заблуждения, он проповедовал о Христе. Однажды он пришел в богатый дом Левкиппии. Принимая от нее милостыню, инок почувствовал, что женщина печальна, и спросил ее о причине этой печали. Она поведала старцу о своем семейном несчастье. Утешая ее, Онуфрий рассказал ей о Едином Истинном Боге, о Его всемогуществе и милости, о том, что Он всегда дает просимое тем, кто с верой обращается к Нему. Надежда наполнила душу Левкиппии. Она уверовала и приняла святое Крещение. Вскоре после того во сне ей было открыто, что она родит сына, который станет истинным последователем Христа. Сначала Левкиппия скрывала от мужа свою радость, но когда младенец родился, она открыла мужу свою тайну и убедила его креститься. Младенца назвали Галактионом.
Родители воспитали его в христианской вере и дали ему прекрасное образование. Он мог сделать блестящую карьеру, но Галактион стремился к непорочной, иноческой жизни – уединению и молитве. Когда Галактиону было 24 года, отец решил его женить и нашел невесту, красивую и знатную девушку, по имени Епистимия. Сын не противился воле отца, однако, по Промыслу Божьему, свадьба была на некоторое время отложена. Часто посещая невесту, Галактион постепенно открыл ей свою веру, обратил ее ко Христу и сам тайно крестил ее. Вместе с Епистимией крестился и один из ее рабов – Евтолмий. Новообращенные решили, по примеру Галактиона, посвятить себя иноческой жизни. Покинув город, они скрылись на горе Публион, где было два тайных монастыря, мужской и женский. Новые иноки должны были взять на себя всю необходимую физическую работу, так как насельники обоих монастырей были стары и немощны. Несколько лет иноки подвизались в трудах, посте и молитвах.
(Гора св. Епистимии, где находится скит во имя мучеников Галактиона и Епистимии, Синай)
Однажды Епистимии было во сне видение: она и Галактион стоят в дивном дворце перед Светлым Царем, и Царь подает им золотые венцы. Это было предвестием их скорой мученической кончины. Язычникам стало известно о существовании монастырей. Был послан отряд, чтобы схватить их насельников. Однако монахи и монахини успели укрыться в горах. Только Галактион не захотел бежать и остался в келье, читая Священное Писание. Когда Епистимия увидела, что воины ведут связанного Галактиона, она стала умолять игумению отпустить ее, потому что хотела принять муки за Христа вместе со своим обручником и учителем. Игумения со слезами благословила Епистимию на подвиг. Святые перенесли тяжелейшие пытки, молясь и прославляя Христа. По приказу судьи их четвертовали. Евтолмий, бывший раб Епистимии, брат ее во Христе и сподвижник в иноческом делании, тайно предал честному погребению тела святых мучеников. Он же написал в назидание современникам и потомкам их житие.
(о. Паисий Святогорец возле пустынной кельи святых Галактиона и Епистимии на Синае)
(о. Паисий Святогорец возле пустынной кельи святых Галактиона и Епистимии на Синае)
Кондак мученикам Галактиону и Епистимии
глас 4
Мученик Христовых полком причтостеся,/ добре храбрствовавшим,/ светло подвизавшеся, Галактионе славне,/ с честною сопружницею и сострадавшею тебе Епистимиею,// Единому Богу непрестанно молитеся о всех нас.
Святитель Иона Новгородский, архиепископ
В миру Иоанн, рано остался сиротой и был усыновлен одной благочестивой вдовой, жившей в Новгороде. Она заботилась о воспитании мальчика и отдала его в школу. Блаженный Михаил Клопский, встретив однажды Иоанна на улице, предсказал, что он будет архиепископом Новгородским. Достигнув зрелых лет, Иоанн принял постриг с именем Ионы от архимандрита Харитона в Отенской пустыни, в 50-ти верстах от города. Пребывая в пустыне Отенской, благоговейный инок приобрел любовь не только братии, которая избрала его по кончине блаженного Харитона игуменом обители, но и граждан Новгорода, так что после преставления святителя Новгородского, Евфимия, все единогласно пожелали иметь Иону своим архипастырем в 1458 году. В следующем году митрополит Всероссийский святитель Иона возвел своего тезку в архиепископский сан.
Святитель Иона пользовался большим уважением в Москве, и в его святительство московские князья не посягали на независимость Новгорода. Не раз он успешно увещевал великого князя Василия не поднимать оружия на свою мятежную отчизну. Архиепископ также удерживал Новгород от союза с Литвой. Московский митрополит Иона был другом Новгородского святителя и хотел видеть его своим преемником. Памятниками его святительства остались сооруженные им церкви: в Новгороде - во имя великомученика Димитрия и преподобного Сергия Радонежского (первый храм на новгородской земле в честь этого святого, построен в 1463 году), в Отенской обители - каменный храм во имя Трех Святителей, во имя святого Иоанна Предтечи и пустынножителя Онуфрия. Кроме того, во время моровой язвы, свирепствовавшей в Новгороде, народ, подвигнутый словом архипастыря, построил деревянную церковь во имя святого Симеона Богоприимца. Когда болезнь прекратилась, святитель на том же месте соорудил церковь каменную. Ко времени его архиепископства относится начало основания Соловецкого монастыря. Святитель Иона оказал большую помощь и содействие устройству обители. Преподобному Зосиме он выдал особую благословенную грамоту, по которой отдавал (вместе с мирскими властями Новгорода) во владение новой обители весь Соловецкий остров.
Заботясь о возрождении преданий новгородской церковной старины, он вызвал в Новгород известного составителя житий святых Пахомия Логофета, который написал, на основании местных источников, службы и жития наиболее известных новгородских святых.
Тринадцать лет управлял он своею паствою и сумел сохранить в ней мир и тишину. Изумительная кротость и необыкновенное смирение были отличительными свойствами души святителя. После многих трудов святитель, чувствуя приближение своей кончины, написал духовную, завещая похоронить тело его в Отенской обители. 5 ноября 1470 года, причастившись Святых Таин, святитель отошел ко Господу.
Почитание
Мощи святителя Ионы почивали в Отенской обители, в созданном им храме святого Иоанна Предтечи. Житие святителя было написано в виде краткой записки в 1472 году. В 1553 году, после открытия мощей архиепископа Ионы, составлено слово об этом событии, принадлежащее перу инока Зиновия Отенского. Особое сказание о чудесах святителя встречается в рукописях XVII века.
9 марта по определению митрополита Новгородского Варлаама в 1670 году, совершается память чуда, бывшего от мощей святого Ионы, которые во время пожара не сгорели и издали благоухание, после чего они навсегда остались открытыми.
Иона-Отенский монастырь (раньше Харитонова Отня пустошь), упоминается с 1420 года. Свое название монастырь получил от имени Отняя или Отчая пустынь. Летописные сведения об основании монастыря отсутствуют, но под 6928 (1420) г. сообщено: «поставлены две церкви деревянные в Отне пустыне Николая Чудотворца и Онуфрия Великого на Красном острове, а строил архимандрит Харитон». Спустя 32 года в 1452 году св. Евфимий строит в Отенском монастыре первую каменную церковь во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Обитель тогда была маленькой, с незначительным числом братии и скромными доходами. Расширил и переустроил ее уже архиепископ Иона – постриженик, а потом и игумен этого монастыря.
Судьба монастыря в советские годы аналогична судьбам многих русских обителей. Уничтожение Отенской обители проходило поэтапно, а в 1934 году монастырь был окончательно закрыт.
Во время Великой Отечественной войны монастырские постройки занимала Голубая испанская дивизия. Для того чтобы выбить испанцев, было решено уничтожить монастырь «Катюшами».
Сегодня остатки монастырских строений еще нетрудно обнаружить. На месте, где покоятся мощи преп. Ионы, стоит крест.
(крест на месте где под спудом покоятся мощи святителя Ионы)
Тропарь святителя Ионы
глас 4
Исправление веры, и образ кротости,/ и якоже сад посреде рая,/ преподобными делы твоими мир просвещаеши,/ и сего ради к мощем твоим любовию прикасаемся и верно вопием:/ предстани в помощь воспевающим/ память твою светоносную, отче Ионо,// и моли спастися душам нашим.
Кондак святителя Ионы
глас 4
Свыше приял еси Божественную благодать/ ходатайствовати Богу и человеком,/ яко архиерей возношение вознося,/ и мир людем твоим снося,/ и обилие плодов, Ионо блаженне,/ ты бо еси Великаго Новаграда похвала// и сущих о нем радость.
Апостолы от 70-ти Патров, Ерм, Лин, Гаий, Филолог
Святой Апостол Патров был епископом в Неаполе и Путеоле, где многих крестил и привел ко Христу. Святой Апостол Ерм был епископом в Филиппополе. О святом Патрове и Ерме Апостол Павел упоминает в послании к Римлянам (Рим.16:14).
Святитель Лин (лат. Linus), апостол от 70, епископ Римский
Память 5 ноября, 4 января (в соборе св. 70 апостолов)
Упоминается во 2-м послании ап. Павла к Тимофею (2 Тим. 4, 21). Это послание писано было в Риме ап. Павлом во время вторых уз, незадолго до кончины (66—67); из этого можно заключать, что св. Лин жил в Риме и, по церковному преданию, был римским епископом.
Евсевий Кесарийский пишет, что “после мученической кончины Петра и Павла (67) первый, получивший жребий епископства римской церкви, был Лин. О нем упоминает Павел”.
По мнению одних (Ириней Лионский и др., см. Синаксарь Никодима), св. Лин во епископа был поставлен св. Павлом, а по другим (Тертуллиан, Руфин Аквилейский, св. Епифаний и др.) ап. Петром, который будто бы разделил римскую церковь на две, половины, одну поручил Лину, а другую Клименту. Св. Епифаний свидетельствует, что св. Климент председательство Римской Церкви имел после Лина и Анаклета. Св. Иоанн Златоуст пишет в толковании на 2 послание к Тимофею: “об этом Лине некоторые говорят, что он был вторым после Петра епископом Римской церкви”.
По римскому Бревиарию св. Лин управлял римскою церковью при жизни ап. Петра как его викарий, а по смерти его св. Лин был самостоятелным епископом Рима.
По древнему каталогу римских пап, св. Лин был родом из Этрурии, сын Геркулана; отец отправил Лина из г. Вольтерры в Этрурии в Рим для образования, где Лин и был обращен ап. Петром в христианство, и им же был рукоположен во епископа за искреннее благочестие и замечательное красноречие.
Св. Лин прославился даром чудес, исцелял больных, воскрешал мертвых; он крестил Назария, впоследствии знаменитого мученика; ему приписывают запрещение женщинам являться в церковь к богослужению без покрывала.
Св. Лин, по римскому Бревиарию, скончался мучеником в царствование Нерона, он, по доносу Сатурнина, дочь которого освободил от злого духа, был усекнут мечем; тело его было погребено в Ватикане близ гробниц ап. Петра и Павла; правил Римскою церковью по мнению одних, два года, по мению других — одиннадцать лет. Некоторые ученые думают, что св. Лин скончался мирно.
Св. Лину приписывается составление Истории ап. Петра (именно, повествование о прении апостола с Симоном волхвом. Мученические акты св. ап. Петра и Павла (напечатанные в Bibliotheca Patrum, Париж 1644. t. VII) не принадлежат св. Лину.
В церковной летописи архимандрита (епископа) Арсения о св. Лине сказано следующее:
“вероятно, в 61 г. ап. Павел рукоположил первого епископа в церкви Римской, св. Лина, своего ученика. В 67 г. ап. Петр, по свидетельству Тертуллиана (De praescript. 32), рукоположил для церкви Римской третьего епископа (после Лина и Анаклета) Климента; таким образом, выражаясь по Иринею (Против ересей, III, 3), “славнейшие два апостола, Петр и Павел основали и устроили церковь в Риме”.
Конечно, замечает архимандрит Арсений, Анаклет и Климент были помощниками Лина, или же занимались проповедью слова Божия. Подобно и в Тавромене еще за год пред тем ап. Петр рукоположил Максима во епископа в помощь св. Панкратию. Годом кончины (мирной, а не мученической) полагается 79-й.
В богословском Словаре Миня сообщаются такие сведения о св. Лине:
“Лин, о котором говорит ап. Павел во 2-м послании к Тимофею (IV, 21), был, по мнению одних, сын Клавдия, о котором упоминается в 21 стихе 4-й главы в 2 посл. к Тимофею. Евсевий, Оптат, св. Епифаний, Августин, Иероним, блаж. Феодорит уверяют, что Лин был непосредственным преемником ап. Петра по Римской кафедре). Он правил церковью 12 лет и несколько месяцев. Апостольские Постановления (VII, 46), говорят, что задолго до смерти ап. Петра, Лин был посвящен ап. Павлом во епископа в Риме. Руфин Аквилейский (Recognotiones. 395) утверждает, что св. Лин и Анаклет при жизни св. ап. Петра и Павла, были епископами (или викариями, помощниками их) и управляли Римскою церковь в их отсутствие и что ап. Петр незадолго пред своею смертью избрал на Римскую кафедру Климента. Св. Епифаний Кипрский (Contra hacres.) пишет, что Климент по своей скромности, не принимал на себя управление делами Римской церкви, пока были живы св. Лин и Анаклет”.
Из всего вышесказанного видно, как недостаточны сведения о св. Лине.
В Путеводителе по святыням Рима Влад. Мордвинова замечено, что хотя Diarium Romanura уверяет, что мощи св. Лина в настоящее время почивают в Ватикане в соборе св. ап. Петра, но в действительности никто, даже члены местного причта, не могут указать место, где находятся его мощи.
Святой Апостол Гаий, о котором воспоминает Апостол Павел в послании к Римлянам, (Рим.16:23), говоря: "приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви", был епископом в Ефесе, после святого Тимофея.
Святой Апостол Филолог, о котором упоминает Апостол Павел в том же послании, (Рим.16:15) говоря: "приветствуйте Филолога", был поставлен святым Апостолом Андреем Первозванным епископом в Синоны.
Апостол от 70-ти Ерм (Ерма) Филиппопольский, епископ
Римский гражданин, но по происхождению грек. Жил в конце I века. Был епископом в Филиппополе Фракийском. О Ерме упоминается апостолом Павлом в Послании к Римлянам: приветствуйте Асигкриста, Флегонта, Ерма (Рим. 16:14).
Ерм — автор книги «Пастырь», написать которую его побудили откровения свыше. В самом «Пастыре» о его авторе сообщается, что он жил в Риме во время папы Климента, был сначала богат, занимался мирскими делами, имел злоязычную жену и порочных сыновей, к которым не был достаточно строг, и за это наказан от Бога потерей богатства. Недоумевая о причинах постигшего его бедствия, Ерм был вразумлен об этом в ряде бывших ему видений. Эти видения и наставления и составляют содержание книги. По форме изложения «Пастырь» принадлежит к числу апокалиптических произведений. Книга имела такое влияние, что временно вносилась, как составная часть, в Библию, но не вошла в окончательный канон Священного Писания.
Святитель Григорий Александрийский, архиепископ
Святой отец наш Григорий с юного возраста возлюбил Христа и украсил себя всякими добродетелями. По смерти папы Александрийского он был поставлен от собравшихся по этому случаю епископов и народа во архиепископа Александрийского. Он был примерным учителем православия: кроткий, смиренный, милостивый, сиротам отец, вдовицам заступник, заблуждающим наставник, болящим врач, скорбящим утешение. Но соблазнитель диавол внушил, царствовавшему в то время, Льву иконоборцу отправить Григория связанным в Константинополь. Когда святый Григорий узнал об этом, он явился к царю и обличил его пред всем синклитом, назвавши еретиком и нечестивцем. Царь, не вытерпевши обличения, приказал бить его воловьими жилами и морить голодом в темнице. Святый терпел всё это с благодарением, говоря: "За Христа Бога Моего и за святую икону я готов даже быть рассеченным на части". Узнавши об этом, мучитель и нечестивый царь повелел отправить его в заточение. Блаженный, проживши в заточении три года, предал дух свой в руки Господа.
Священномученик Гавриил Масленников, пресвитер
Священномученик Гавриил родился в 1871 году в городе Михайлове Рязанской губернии в семье кузнеца Михаила и жены его Ольги, у которых было одиннадцать детей. Родители Гавриила отличались благочестием и воспитывали детей в православном духе. Гавриил окончил городское училище и, как и старший его брат Василий, избрал профессию кузнеца. Образование, полученное в городском училище, ощущалось Гавриилом как недостаточное, и он много времени посвящал чтению книг, и в особенности духовных, занимаясь самообразованием.
С 1893 по 1896 год Гавриил Михайлович служил в 171-м полку в городе Варшаве в звании ефрейтора. Был участником русско-японской войны. За проявленную в боях отвагу он был награжден Георгиевским крестом. Во время военных действий Гавриил Михайлович попал в плен. После освобождения из плена и возвращения по окончании военной службы домой он работал кузнецом, арендуя кузницу в Печерских Выселках Михайловского уезда, а затем — в селе Прилучье. В это время он женился на Татьяне Ивановне Бориной, глубоко верующей девушке из семьи мещан города Коврова Владимирской губернии. Впоследствии у них родилось одиннадцать детей, из них в живых остались два сына и три дочери, которым они по мере сил старались привить начала веры и благочестия.
Глубокие познания, полученные путем самообразования, и нравственный авторитет Гавриила Михайловича были таковы, что жители города Михайлова избрали его в 1920 году городским головой.
В начале двадцатых годов у Гавриила Михайловича стало стремительно ухудшаться зрение; врачи отнесли это на счет его профессии кузнеца и настоятельно стали советовать оставить ее. Однажды во сне он увидел умершую мать, которую он отпевает, находясь в сане священника. Этот сон он почел благоприятным знаком к принятию решения. В 1924 году он поехал в Рязань к архиерею, сдал экзамены на знание богослужения и Священного Писания, а также основных положений православного вероучения и был рукоположен в сан диакона ко храму Рождества Богородицы в селе Маково Михайловского района.
В 1925 году диакон Гавриил был рукоположен в сан священника ко храму Покрова Божией Матери в селе Самодуровка (ныне село Солнечное) Михайловского района.
Во время гонений на Русскую Православную Церковь в начале 1930-х годов в районное отделение ОГПУ города Михайлова пришла разнарядка — арестовать некоторое число жителей, в первую очередь подлежали аресту священники. 11 марта 1931 года сотрудники ОГПУ арестовали отца Гавриила и нескольких верующих женщин — псаломщицу Марию Сибикину и старосту храма архистратига Михаила в городе Михайлове Софью Чканникову, а вместе с ними сестру жены священника, Анну Комарову.
17 марта следователь допросил отца Гавриила. На его вопросы отец Гавриил ответил: «Я считаю, что построение колхозов из одних бедняков, которые сами себя не могут прокормить из нелюбви к труду, — из них колхозов не создашь, а необходимо принимать любящих труд. Религиозные убеждения я имею с детства, так воспитан родителями, для душевной отрады я поступил в священники. В предъявленном мне обвинении в агитации против советской власти, в распускании слухов, что скоро падет советская власть, и тому подобном виновным себя не признаю».
Не признали себя виновными и все арестованные вместе с ним женщины. 25 апреля 1931 года Тройка при Полномочном Представительстве ОГПУ приговорила священника Гавриила Масленникова, псаломщицу Марию Сибикину и Анну Комарову к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на пять лет с заменой высылкой этапом в Казахстан, на тот же срок, а старосту храма Софью Чканникову к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на три года.
В 1936 году отец Гавриил вернулся из ссылки. Его дом был разорен, и семья сначала скиталась по домам православных, а затем они нашли пустой, брошенный хозяевами домик с земляным полом, стоявший на отшибе. Крыша над головой была, а средств сделать деревянный пол не было. Отец Гавриил ходил в приокские луга, накашивал осоку, высушивал ее, и ею выстилали земляной пол в доме, ею же и топили печь. В это время отец Гавриил, истосковавшись в заключении по духовной литературе, много читал духовных книг. После выхода из заключения он был направлен служить в храм Преображения Господня в село Внуково Михайловского района Рязанской области.
Недолго пришлось прослужить отцу Гавриилу в храме. Осенью 1937 года, во время очередного гонения, власти приняли решение арестовать священника.
16 октября 1937 года власти арестовали отца Гавриила, и он был заключен сначала в тюрьму в городе Скопине, а затем в Рязани. Его обвинили в том, что он вел среди населения активную контрреволюционную религиозную пропаганду и поддерживал тесную связь с арестованными священниками Акинфиевым и Амелиным и после ареста священника Григория Амелина оказывал материальную поддержку его семье.
12 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Гавриила к расстрелу. Священник Гавриил Масленников был расстрелян 18 ноября 1937 года и погребен в безвестной могиле.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Тропарь свщмч. Гавриилу (Масленникову)
глас 5
Земли Михайловский украшение,/ Церкве Святыя светильниче/ за веру Христову пострадал еси,/ священную одежду омочив в крови/ священномученике Гаврииле,/ молися прилежно ко Господу/купно с тобою пострадавшими,/ да страну нашу Российскую в мире сохранит/ и спасет души наша.
Святая Одрада Баэленская, дева
(Святая Одрада Баэленская, Кафедральный собор Святого Яна, Нидерланды)
Родом из Баэлена (Baelen), деревни ныне в составе Льежской провинции Бельгии. Сохранила девство ради Христа и вела чистую жизнь. Её погребли в селе Алем (Alem), бывшем в ту пору в Льежской епархии.
Мощи и почитание
Её мощи почивали в расположенном неподалёку от Буа-лё-Дюк (Bois-le-Duc) монастыре Шартрё (Chartreux), который в XVI веке переместился в район Антверпена. Другая часть мощей пребывала в её родном селе, где её особо почитают, равно как и в сёлах Миерд (Mierde) и Миллиген (Milligen), расположенных между Гилем (Gheel) и Молем (Mol).
Молан сообщает, что древнее житие святой было утеряно, а нынешнее составлено приблизительно в 1304 году на основе местных преданий и полотен.
Собор отцов Поместного собора Церкви Русской 1917-1918 годов - празднование Русской Православной Церкви
Учреждено решением Священного Синода от 4 мая 2017 года. Днём памяти Собора определено 5 (18) ноября - день избрания на Московский Патриарший престол святителя Тихона.
Опубликован список Собора из 46 человек. Предполагалось, что в случае канонизации в будущем других членов Поместного Собора 1917-1918, список будет дополняться их именами.
В состав Собора включены:
Сщмч. Владимир (Богоявленский), митр. Киевский и Галицкий (+ 1918, память 25 января)
Сщмч. Андроник (Никольский), архиеп. Пермский (+ 1918, память 7 июня)
Сщмч. Гермоген (Долганев), еп. Тобольский (+ 1918, память 16 июня, 20 августа)
Сщмч. Варлаам (Коноплев), архим. (+ 1918, память 12 августа)
Сщмч. Василий (Богоявленский), архиеп. Черниговский (+ 1918, память 14 августа)
Сщмч. Матфей (Померанцев), архим. (+ 1918, память 14 августа)
Мч. Алексий Зверев, миссионер (+ 1918, память 14 августа)
Сщмч. Ефрем (Кузнецов), еп. Селенгинский (+ 1918, память 23 августа)
Мч. Николай Варжанский, миссионер (+ 1918, память 23 августа)
Сщмч. Лаврентий (Князев), еп. Балахнинский (+ 1918, память 23 октября)
Сщмч. Митрофан (Краснопольский), архиеп. Астраханский (+ 1919, память 23 июня)
Сщмч. Платон (Кульбуш), еп. Ревельский (+ 1919, память 1 января)
Сщмч. Тихон (Никаноров), архиеп. Воронежский (+ 1919, память 27 декабря)
Сщмч. Никодим (Кротков), архиеп. Белгородский (+ 1919, память 28 декабря, 22 октября)
Сщмч. Сильвестр (Ольшевский), архиеп. Омский (+ 1920, память 13 февраля)
Сщмч. Симон (Шлеев), еп. Уфимский (+ 1921, память 5 августа)
Сщмч. Вениамин (Казанский), митр. Петроградский (+ 1922, память 31 июля)
Сщмч. Сергий (Шеин), архим. (+ 1922, память 31 июля)
Свт. Тихон (Беллавин), исп., патр. Московский и всея Руси (+ 1925, память 25 марта, 26 сентября)
Сщмч. Вениамин (Кононов), архим. (+ 1928, память 4 апреля)
Прп. Алексий (Соловьев), иеросхим. (+ 1928, память 19 сентября)
Сщисп. Агафангел (Преображенский) (+ 1928, память 3 октября)
Сщмч. Иларион (Троицкий), архиеп. Верейский (+ 1929, память 15 декабря)
Сщмч. Василий (Зеленцов), еп. Прилукский (+ 1930, память 25 января)
Сщмч. Иоанн (Поммер), архиеп. Рижский (+ 1934, память 29 сентября)
Сщисп. Василий Малахов, свящ. (+ 1937, память 11 марта)
Сщмч. Александр Хотовицкий, протопр. (+ 1937, память 7 августа)
Сщмч. Константин Богословский, прот. (+ 1937, память 6 сентября)
Сщмч. Евгений (Зернов), митр. Горьковский (+ 1937, память 7 сентября)
Сщмч. Петр (Полянский), митр. Крутицкий (+ 1937, память 27 сентября)
Сщмч. Кирилл (Смирнов), митр. Казанский (+ 1937, память 7 ноября)
Сщмч. Прокопий (Титов), архиеп. Одесский (+ 1937, память 10 ноября)
Сщмч. Илия Громогласов, прот. (+ 1937, память 5 декабря)
Сщмч. Серафим (Остроумов), архиеп. Смоленский (+ 1937, память 25 ноября)
Сщмч. Николай (Добронравов), архиеп. Владимирский (+ 1937, память 27 ноября)
Сщмч. Кронид (Любимов), архим. (+ 1937, память 27 ноября)
Сщмч. Серафим (Чичагов), митр. Петроградский (+ 1937, память 28 ноября)
Сщмч. Сергий Голощапов, прот. (+ 1937, память 7 декабря)
Сщмч. Исаакий (Бобраков), архим. (+ 1937, память 26 декабря)
Сщмч. Александр (Трапицын), архиеп. Пугачёвский (+ 1938, память 1 января)
Сщмч. Анатолий (Грисюк), митр. Одесский (+ 1938, память 10 января)
Мч. Иоанн Попов, профессор (+ 1938, память 26 января)
Сщмч. Иоанн Артоболевский, прот. (+ 1938, память 4 февраля)
Сщмч. Михаил Околович, прот. (+ 1938, память 13 марта)
Сщисп. Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский (+ 1962, память 15 октября)
Сщисп. Петр Чельцов, прот. (+ 1972, память 30 августа)
Священный Синод на заседании 29 июля 2017 года утвердил (журнал № 64) тексты тропаря, кондака и величаний Святым Отцем Поместнаго Собора Церкве Русския.
Тропарь
глас 6
Дне́сь благода́ть Свята́го Ду́ха на́с собра́,/ просла́вити отцы́ Собо́ра Це́ркве Ру́сския/ с Первосвяти́телем Моско́вским Ти́хоном,/ и́же ве́рныя лю́ди земли́ на́шея/ на по́двиг испове́дания пра́выя ве́ры благослови́ша// и страда́нии свои́ми Це́рковь на́шу просла́виша.
Кондак
глас 3
Гоне́ния и страда́ния да́же до сме́рти претерпева́юще/ и правосла́внаго Ца́рства Ру́сскаго разоре́ние облича́юще,/ отцы́ Собо́ра Це́ркве на́шея/ к покая́нию ча́да ве́рныя призыва́ют// и стоя́ти тве́рдо за ве́ру Христо́ву благословля́ют.
Величание
Велича́ем ва́с,/ святи́и отцы́ Собо́ра Це́ркве Ру́сския,/ и чти́м честна́я страда́ния ва́ша,/ я́же за Христа́// претерпе́ли есте́.
Ино величание
Велича́ем ва́с,/ святи́телю, о́тче Ти́хоне, и святи́и отцы́ Собо́ра Це́ркве Ру́сския,/ и чти́м святу́ю па́мять ва́шу,/ вы́ бо мо́лите за на́с// Христа́ Бо́га на́шего.