Преподобные Амфилохий, Дионисий, Макарий Тарасий игумены и Феодосий, монах, Глушицкие
Преподобный Дионисий Глушицкий, игумен
Память 1 июня, 12 октября и в Соборе Вологодских святых.
Родился в 1362 году в окрестностях Вологды и во святом крещении был назван Димитрием. С юных лет возлюбил он иноческое житие. Оставив родительский дом, он девять лет подвизался иноком в Спасо-Каменном монастыре, где принял монашество с именем Дионисий.
В подвигах труда, поста и молитвы, непрестанно совершенствуясь, он провел здесь 9 лет. Отсюда, вместе со иноком Пахомием, ища безмолвия, преподобный Дионисий перешел на берег Кубенского озера при деревне, именуемой Святая Лука, где задолго до того времени был общежительный монастырь при церкви св. евангелиста Луки, который запустел, а церковь разрушилась. Дионисий поселился там и, воздвигнув церковь во имя святителя Николая, возобновил в 1393 году Святолуцкий монастырь.
Оставив в нем прп. Пахомия, отошел он с другим братом на реку Глушицу, где избрал место для устроения общежительной обители, поставил келию и начал принимать приходивших к нему монашествующих. Там он создал в 1403 г. небольшую церковь во имя Покрова Богородицы, а спустя 9 лет (в 1412 г.) - более пространнейшую.
Но как в монастыре умножилось число братии и богомольцев, то преподобный для безмолвия отошел в пустыню, от той же реки Глушицы, на 4 версты отстоящую, и там поставил сперва келию, а в 1420 г. церковь во имя Иоанна Предтечи, и основал обитель, которую наименовал Сосновцем, ибо при первом своем посещении нашел он на том месте необыкновенной толщины сосну. Дионисий заповедал новой обители не иметь особого настоятеля, но быть под общим управлением Покровского монастыря, называвшегося уже тогда, по многочисленности братства, Лаврою, и от оной получать свое содержание.
Кроме названных обителей, прп. Дионисий создал еще за Покровским монастырем, в двух верстах к северу, церковь во имя св. Леонтия, епископа Ростовского, и при ней учредил общежитие для монахинь, а в 18-ти верстах от Лавры, вниз по реке Глушице, - храм Воскресения Господня, а на реке Двинице - церковь во имя св. Николая.
Святая жизнь и духовная мудрость преподобного привлекали к нему множество людей. Он был истинным отцом каждого, искавшего у него помощи. Преподобный был искусный живописец, ковач меди и строитель одежд, занимался он также плотничеством, кузнечным ремеслом, резьбой по дереву. Преподобный ни минуты не проводил без труда и тогда принимался за пищу, когда совершенно терял силы от истощения.
(Дионисиево-Глушицкий (Сосновецкий) монастырь, фото начало XX века)
За 7 лет до своей кончины св. Дионисий сам выкопал себе могилу в Сосновце и ежедневно приходил к ней, непрестанно напоминая себе о смерти.
Скончался 1 июня 1437 году на 75-ом году жизни. Общецерковное прославление святого Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 году. Служба ему написана в 1548 году.
(Дионисиево-Глушицкий (Сосновецкий) монастырь, современное состояние)
У преподобного Дионисия было много учеников, некоторые вскоре после их кончины ещё современниками были причислены к лику святых, например, такие как преподобные Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий.
Тропарь Дионисию, игумену Глушицкому
Божественною любовию от юности распалаемь,/ Дионисие преподобне, / вся, яже в мире красная, возненавидев, / Христа единаго возлюбил еси / и сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси, / со зверьми живый, весь Христови. / Отонудуже и Всевидящее Око, твоя труды видев, / даром чудес и по преставлении обогатил тя есть. / Темже вопием ти: / моли непрестанно о всех нас, / честную память твою присно / в песнех почитающих.
Тропарь Дионисию и Амфилохию Глушицким
Светильницы светлии явльшеся / доброту земную мудренно оставльше / и идоша во внутреннюю пустыню, купно с Дионисием Амфилохие, / смирение и всю добродетель извыкоша и обретоша безсмертие, / постом, и бдением, и прочим воздержанием себе принося Христу, / и ныне на Небесех Престолу Христову предстоя, / молитеся, отцы Богомудрии, Дионисие и Амфилохие, / умирити мир и спастися душам поющих вас, / согрешением оставление даровати, / чтущим всечестную память вашу.
Кондак преподобного Дионисия, игумена Глушицкого
глас 8
Все твое умное желание к Богу вперив,/ Тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився,/ и, тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению;/ сего ради и Христос тебе прослави и даром чудес обогати./ Темже вси вопием ти:/ радуйся, Дионисие преподобне, пустынный жителю.
Преподобный Амфилохий Глушицкий, игумен
(Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие)
Уже иноком в священническом сане пришел из Устюга к преподобному Дионисию Глушицкому в 1417 году. Святой Дионисий, узнав о желании Амфилохия быть подвижником, рассказал о суровости и трудности жизни в его обители, но это не смутило пришельца. Тогда святой Дионисий сказал: "Если хочешь пребывать здесь, то сотворим завет - не разлучаться друг с другом, пока останемся на земле". Амфилохий с радостью согласился и пообещал исполнять устав обители.
Двадцать лет провел преподобный Амфилохий в подвигах поста, молитвы и послушания под руководством преподобного Дионисия, стараясь во всем подражать ему и помогая в трудах по устройству обители. После кончины святого Дионисия преподобный Амфилохий 15 лет был настоятелем Глушицкой обители.
Преподобный мирно скончался 12 октября 1452 году и был погребен рядом со своим учителем.
Преподобный Тарасий Глушицкий, игумен
Память 12 октября и в Соборе Вологодских святых
Был игуменом обители, устроенной святителем Стефаном Пермским, и ревностно распространял и утверждал православную веру среди зырян.
В 1427 году при преемнике святителя Стефана, епископе Герасиме, преподобный Тарасий добровольно оставил управление монастырем и пришел в Глушицкий монастырь под руководство преподобного Дионисия.
Святой Дионисий, видя глубокое смирение Тарасия, принял его. Наравне с послушниками трудился в монастыре игумен Тарасий и вел строгую подвижническую жизнь. Преподобный был погребен в Дионисиевом монастыре).
Преподобный Макарий Глушицкий, игумен
Память 13 мая, 12 октября и в Соборе Вологодских святых
В миру Матфей, родился в Ростове. Двенадцатилетним мальчиком он отдан на воспитание преподобному Дионисию. Возросший под руководством великого старца, святой отличался редкой чистотой души. Преподобный Макарий, уже в сане иеромонаха, был избран братией настоятелем Глушицкого монастыря после кончины преподобного Амфилохия. Строго исполнял устав иноческого жития, введенный св. Дионисием.
После многих трудов и подвигов скончался 13 мая, не ранее 1462 года - возможно в 1480 году.
Преподобный Феодосий Глушицкий, монах
Память 12 октября и в Соборе Вологодских святых.
Ученик прп. Дионисия Глушицкого, подвизался в Глушицком монастыре, где и мощи его почивают. Служба ему, общая с другими угодниками Глушицкой обители, отправляется по древней рукописной монастырской книге.
Тропарь преподобных Амфилохия, Макария, Тарасия, и Феодосия, Глушицких чудотворцев
глас 8
Светильники светлыя явльшеся,/ доброту земную мудренно оставльше,/ и идоша во внутреннюю пустыню, Амфилохие, Макарие, Тарасие и Феодосие,/ смирение и всякую добродетель извыкше,/ и обретоша безсмертие,/ постом и бдением и прочим воздержанием себе приносите Христу,/ и ныне на Небесех Престолу Христову предстоите./ Молите, отцы Богомудрии, Амфилохие, Макарие, Тарасие и Феодосие,/ умирити мир и спастися душам поющих вас/ и согрешений оставление даровати/ чтущим всечестную память вашу.
Кондак преподобных Амфилохия, Макария, Тарасия, и Феодосия, Глушицких чудотворцев
глас 2
Яко незаходимая светила мысленнаго Солнца,/ просветисте вселенную/ и, верных души и телеса лучами чудес ваших озаряюще,/ независтно подаваете от недуг исцеление./ Темже, сошедшеся, верою вас в песнех восхваляем,/ яко наши премудрыя наставники и к Богу ходатаи,/ и непрестанно вопием: радуйтеся, отцы Богомудрии,/ Амфилохие, Макарие, Тарасие и Феодосие.
Святитель Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский и Нежинский
Память 9 августа (Чернигов.), 12 октября, в Соборах Старобельских и Черниговских святых
В миру Конобеевский Димитрий Григорьевич, родился 23 октября 1805 года в деревне Конобеевке Шацкого уезда Тамбовской губернии в семье священника.
Когда никто на селе не знал о рождении сына у почтенного пастыря, юродивый Алексей, взбравшись на колокольню, возвестил о рождении трезвоном. Переполошенный несвоевременным звоном народ бросился к церкви. Стали спрашивать юродивого, кто велел звонить и зачем? - "Рад Алешка, что родился великий Тимошка! А он будет звонить, звонить будет на всю Русть!" - отвечал юродивый. Раздосадованный народ не внял пророческому голосу блаженного, и нашлись люди, которые излили свою досаду на его спине. Юродивого высекли, а он приговаривал во время наказаничя: "Бейте больше, родился большой Тимошка".
Мальчика назвали Димитрием в честь св. Димитрия Солунского.
Первоначальное воспитание и образование получил он в семье родителей. Отец его отличался истинным благочестием и был известен как замечательный проповедник и примерный священник. Мать его была образцом древнерусской благочестивой женщины. Благочестие родителей и аскетическая жизнь тетки-наставницы, умершей 90 лет девицей, рано развили в будущем Филарете склонность к монашеству.
Димитрий был небольшого роста, всегда худенький, живой и резвый, в глазах его светились ум и энергия. Умственные способности Мити обнаружились очень рано. Пяти лет он уже читал в церкви Псалтирь, которую знал почти всю наизусть. Семи лет отец поместил Димитрия в Вышенскую пустынь к ученому иеродиакону Никону, пробыв у которого два года, он поступил в Шацкое духовное училище. Во время учебы Тамбовский преосвященный Иона (Васильевский), приняв во внимание его малый рост и смирение, переменил его прежнюю фамилию Конобеевский на Гумилевский.
Способности у Димитрия были замечательные, память необыкновенная, острота слова и находчивость удивительные. Выросший в деревне, он с детства любил природу, цветы, пение, что откладывало свой отпечаток на характере будущего святители. Любовь к пению сохранилась у него на всю жизнь и уже будучи архиереем, несмотря на свою постоянную занятость, он часто присутствовал при спевках, у него был замечательный хор.
Однажды Димитрий со своей теткой посетил Саровскую пустынь и были у старца Серафима. Благословив их и посмотрев на Димитрия, старец сказал: "Сей отрок будет великим светильником Церкви и прославится по всей Руси, как ученый муж". Двоюродному брату Димитрия Никите старец Серафим сказал про Димитрия еще раньше, чем "он будет солить, солить на всю Россию!". Когда позднее старший брат Димитрия Василий пришел к преп. Серафиму за благословением принять монашество, то старец сказал ему: "Это только твоему брату Бог дал талант каждый месяц по книжке из кармана вынимать, а ты ступай домой и живи, как укажет Бог".
Эти предсказания и некоторые другие случаи, имевшие место в его жизни, были восприняты им и его родителями, как доказательство особого хранения его Промыслов. Отец мечтал, что Димитрий займет его место и настаивал на женитьбе. По окончании первого года в богословском отделении Димитрий стал сватать невесту, исполняя желание и волю отца. Но во время последних каникул, гуляя со своим братом и товарищей Никитою по обширному отцовскому саду, Димитрий подошел к одной яблоне, задумался, а потом поведал о дивном видении, бывшем ему во время сна под этой яблоней. Со слезами радости говорил он: "Вижу я во сне пришедшего ко мне святителя, подобного Василию Великому, и он торжественно говорит мне: план твой и отца твоего разрушится, а исполнится над тобой то, что сказано тебе вперед архиереем Ионою. Возьми мои сочинения в Тамбовской семинарской библиотеке, в них увидишь мой образ и читай оные на латинском и греческом языках. Сверх того ходи каждый день к утрени в архидиаконскую церковь и становись перед образом святителя и чудотворца Димитрия Ростовского". Кроме своего друга Димитрий никому этого не рассказывал, но сам с этого времени совершенно изменил образ жизни. Несмотря на неудовольствие и даже угрозы отца, он совершенно оставил мысль о женитьбе.
В 1826 г. он поступил в Московскую духовную академию, где 19 августа 1829 г. (по окончании академии) пострижен в монашество.
Митрополит Московский Филарет (Дроздов), внимательно следивший за его учением при пострижении дал ему свое имя - беспримерный случай в истории академии. В своих отношениях к юному иноку Московский святитель проявлял отеческую заботливость и вместе с тем исключительную строгость. Чувствовалось, что зоркий и мудрый правитель Церкви желал подготовить себе достойного преемника. Несомненно школа мудрого иерарха имела великое влияние на Филарета. В академии называли юного ученого инока "Филаретик".
По принятии иноческого чина Филарет 3 февраля 1830 г. рукоположен во иеродиакона, а 29 июня того же года - во иеромонаха.
Еще будучи студентом академии, Филарет был определен библиотекарем академии, а по окончании академии оставлен при ней и 6 июня 1831 г. занял кафедру церковной истории и причислен к собору иеромонахов Московского Донского монастыря, а также назначен цензором. С 1832 г. переведен на кафедру Св. Писания.
Ко всякому труду Филарет относился с живым интересом с увлечением. Его пылкий и живой темперамент, привычка к труду, желание служить Церкви и ближнему подогревали всякое дело в его руках. Но с наибольшим воодушевлением он относился к преподаванию предмета история Русской Церкви.
Трудолюбивый Филарет в числе своих недостатков считал леность. И это сетование на леность произносилось им тогда, когда очевидцы его неустанной деятельности задавали себе вопрос: "спал ли он когда-нибудь?".
Только два года привелось иером. Филарету читать церковную историю. В начале 1832/33 учебного года по воле Московского святители Филарет был назначен на кафедру нравственного и пастырского богословия. 1 мая 1833 г. он был назначен инспектором академии, т. е. кроме преподавательских занятий был привлечен к администраторскому труду, тем более сложному, что с этой обязанностью соединялось настоятельство в каком-либо монастыре. Филарету было поручено настоятельство в Московском Богоявленском монастыре. Кроткому и смиренному иноку должность эта была нелегка. Надзор за молодыми людьми его возраста ставил его между двух огней - строгими мерами он мог раздражать студентов, снисходительность же могла навлечь неудовольствие начальства. А недремлющее око Московского митрополита бдительно следило за всем, что совершалось в академии.
27 января 1835 г. Филарет был возведен в сан архимандрита, а 14 декабря того же года назначен ректором Московской духовной академии. Академическое правление поручило ему провести ревизии в Вифанской, Вологодской, Ярославской, Костромской, Тамбовской и других семинариях.
9 марта 1837 г. на него возложена обязанность настоятеля Богоявленского монастыря.
В октябре 1841 г. великий Московский святитель Филарет назначил своего любимца на Рижскую кафедру. Митрополиту была известна его пламенная любовь к Церкви, его покорность воле Божией, его смирение, глубокое понимание истин веры и всех заблужений протестанства и, наконец, близкое знакомство его с немецкой богословской словесностью и немецким языком. Весть о новом назначении поразила архим. Филарета, как гром, так как он был сильно привязан к академии, к своему делу, к библиотеке. Чтение богословия доставило Филарету громкую известность. Едва он приехал в Петербург для хиротонии, как ему наши высшие духовные иерархи предложили заняться составлением "Догматики" и выписать для этого из академии свои лекции. Когда же Филарет по своей скромности и опасливости стал отказываться, прибегли к посредничеству самого сильного человека, обер-прокурора Св. Синода гр. Протасова.
21 декабря 1841 г. в Казанском соборе Петербурга была совершена хиротония Филарета во епископа Рижского. В июле 1842 г. он отправился в Ригу.
С первой минуты, когда предстал он пред престолом Божиим в качестве служителя алтаря и до самой смерти, каждую службу, начиная от Херувимской песни и до причащения слезы текли из глаз его. Приняв же Агнца и читая молитву перед причастием, он всхлипывал. И приобщившись долго не мог унять тока слез своих.
Условия его служения в Риге были очень трудны. В коренном населении - латышах и эстонцах замечалась тяга к православию и самобытной культуре - богослужению и преподаванию в школах на родном языке. Святитель всемерно поддерживал их стремление. За свое пребывание в Риге он открыл 63 прихода, устроил 20 церквей постоянных и 43 временных, возбудил ходатайство об открытии духовного училища и приходских школ. Эта деятельность, шедшая вразрез с интересами баронов и немецкой партии, желавшей онемечить край, вызывала с их стороны резкое противодействие. Пытались парализовать деятельность архипастыря, не гнушались самыми грязными доносами. Неравная борьба, длившаяся 7 лет, закончилась в 1848 г. перемещением Филарета на Харьковскую кафедру.
Святитель уделял большое внимание духовному образованию юношества, устраивал семинарии, епархиальные училища, следил за учебно-воспитательным процессом, вырабатывал для учебных заведений программы преподавания, отдавая для их материального обеспечения свои печатные труда.
В монастырях учреждал общежитие, не оставлял без внимания храмоздания и церковного благолепия.
Преосвящ. Филарет отличался необыкновенной тонкостью вкуса в одежде, как в личной, так и священной. Причем эта черта была в нем очень естественной.
Был кроток в обращении с людьми. Беседуя, он с терпением и благодушием выслушивал собеседника, а потом в очень мягкой форме объяснял суть дела и выводил ошибающегося на истинный путь. Им всегда руководило чувство врожденной скоромности, смирения, строгости к себе, любви и уважения к человеку. Филарет был очень отзывчив к чужой беде, деньги для него не имели цены. Он как будто бы боялся их. Справедливо замечено, что несмотря на значительные средства, которыми он мог располагать во время пребывания своего на Харьковской епархии, он постоянно должен был сокращать свои расходы, потому что получаемые им средства шли большею частью на дела благотворительности.
В 1857 г. он был возведен в сан архиепископа.
2 мая 1859 г. назначен архиепископом Черниговским и Нежинским.
Преосвящ. Филарет состоял членом Общества Истории и древностей российких (с 1847 г.); действительным членом Импер. Рус. Географ. общества и почетным членом Харьковского университета (с 1852 г.); почетным членом Импер. Рус. Археолог. общества (с 1856 г.).
Особую известность и популярность приобрел Филарет своей литературной деятельностью. В трудах Филарета поражает масса критических статей и заметок. Это была особенность его таланта - пытливо относиться ко всякому предмету, все проверять взглядом критика. Он очень много читал. Вся жизнь его была посвящена чтению и труду. Обществу, публике он отдавал себя только по крайней необходимости. Люди, близко его знавшие, говорили, что он работал и отдыхал, ел и пил всегда с книгою в руках и тут же сразу делал нужные ему заметки и извлечения. "Надо удивляться, - говорит один близко знавший преосвященного, - надо удивляться его неутомимой деятельности. Он не ложился спать иначе, как при двух горящих свечах. Ночью он часто пробуждался, брал свечу, шел в библиотеку, доставал книгу или рукопись и садился работать. Таких занятий он не отлагал на утро, даже во сне его занимала какая-нибудь умственная задача". У него всегда было желание за все взяться, во всем явиться если не первоначинателем, то успеть больше прочих, во всем оставить о себе добрую память. С течением времени у него уже не было специальной задачи, определенного вопроса, решение которого заняло бы его исключительно. Ему хотелось действовать на более обширном поприще. Его не смущали ни огромные размеры поприща, ни разнообразие предметов, ни недостаток многих необходимых данных и источников. Не останавливаясь перед трудностями, он отважно брался за любое дело. Разнообразие предметов, за которые брался архипастырь, особенно заметно в последние 10 лет его жизни. С 1860 г. в нем появилось усиленное внимание к крупным явлениям жизни и движению современной мысли. И тут он спешил сказать свое отрывистое, смелое слово. В последние годы его жизни физические силы его ослабели до того, что он не мог писать сидя, но и это не остановило его деятельности. Он начал писать лежа, дрожащей рукой... Вследствие этого ослабления тела, вследствие смелых надежд на свои сведения и вследствие спешной работы в трудах его появилось несколько упущений и неточностей. Любому кропотливому изыскателю можно было уловить эти промахи. В своих выводах он не любил тратить слово, а всегда выражался отрывисто, смело и уверенно. Трудно было на первых порах примириться с этим свойством его приговоров, тем более, что они часто не подкреплялись доказательствами. Иногда он судил по первому впечатлению, самоуверенно, уклоняясь от более внимательных изысканий. В этих случаях взгляды и выводы его нуждаются в пересмотре и поверке.
Архиеп. Филарет известен и как замечательный проповедник слова Божия. Особенно назидательны его "Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа", которые произносил преосвященный к харьковской пастве в дни Великого поста.
При интенсивной научной работе он живо откликался на все события общественной жизни: посещал тюрьмы, во время Севастопольской кампании раздавал белье проходившим дружинам, благославлял их, служил молебны; когда госпитали были переполнены ранеными, не задумываясь отдавал для них помещение семинарии, переводя учащихся на частные квартиры.
Он не покидал своей паствы и в самые тяжелые моменты жизни. Во время холеры 1866 г. он предпринял объезд епархии, говоря: "Народ упал духом, следует ободрить". В пути он сам заболел и 9 августа 1866 года скончался в Конотопе. От Конотопа до Чернигова на протяжении 180 верст народ сменяя один другого сопровождал гроб любимого архипастыря в количестве 10-12 тысяч человек. При этом не было ни одного случая заболевания холерой. Забыли все об этом страшном биче. Холера не дошла до Чернигова и прекратилась. Честные останки святителя были погребены в Троицком соборе Троице-Ильинского монастыря под алтарём. Ныне мощи его покоятся в этом соборе, рядом с мощами святителя Феодосия Черниговского и преподобного Лаврентия Черниговского.
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 14 апреля 2009 года архиепископ Филарет Черниговский был причислен к лику местночтимых святых Черниговской епархии с установлением памяти ему 9 августа.
25 октября Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Мирополит Киевский и всея Украины с архипастырским визитом посетил Черниговскую епархию.
В этот день Первосвятитель возглавил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе города. Ему сослужили митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней, архиепископы Волоколамский Иларион, Тульчинский и Брацлавский Ионафан, Львовский и Галицкий Августин, Белоцерковский и Богуславский Митрофан, Черниговский и Новгород-Северский Амвросий, Конотопский и Глуховский Лука, епископы Брянский и Севский Феофилакт, Святогорский Арсений, Туровский и Мозырский Стефан, Нежинский и Прилуцкий Ириней, Макаровский Иларий, Переяслав-Хмельницкий Александр, а также духовенство черниговской и соседних епархий.
За богослужением состоялся чин прославления святителя Филарета, архиепископа Черниговского, во время чего была отправлена последняя панихида по нему. Далее архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий зачитал решение Священного Синода УПЦ от 14 апреля этого года (Журнал заседания № 24) о причислении к лику местночтимых святых Черниговской епархии архиепископа Черниговского Филарета (Гумилевского), а епископ Святогорский Арсений зачитал житие святого. Наконец, прозвучали тропарь и кондак святителю Филарету, после чего Первосвятитель вместе с архиереями и духовенством поклонились его честным мощам.
(лаженнейший митр. Владимир у раки с мощами свт. Филарета)
В конце богослужения Митрополит Владимир поздравил духовенство и паству с прославлением еще одного угодника Божия: «Это событие на самом деле святое и спасительное, ибо появился у нас еще один угодник Божий, который молится за нас перед Господом, чтобы Он укрепил нашу веру, надежду и любовь. Пусть по молитвам великого святителя Бог будет милосерден к нам и помогает нам подражать архиепископу Филарету, который является большим подвижником веры и благочестия », - сказал он.
26 января 2012 года Украинский Синод установил дополнительный день памяти святителю 12 октября.
(г.Чернигов. Прославление свят. Филарета (Гумилевского), 25.10.2009. Очень много фотографий с праздника вы можете увидеть тут: http://fotolitopys.in.ua/album/129/)
Труды:
• "Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа". В 2-х ч. СПБ, 1884.
• "История Русской Церкви" в 5-ти периодах, СПБ, 1894.
• "Глас Божий к грешнику" (поучения), СПБ, 1891.
• "Опыт объяснения на послание ап. Павла к галатам". Чернигов, 1862.
• "Сокращенная история Русской Церкви". СПБ, 1887.
• "Слова, беседы и речи" в 4-х частях, СПБ, 1883.
• "Православное догматическое богословие" в 2-х ч., СПБ, 1882.
• "Обзор русской духовной литературы", СПБ, 1884.
• "Крупицкий Батуринский третье-классный мужской монастырь св. Николая". Чернигов, 1862.
• "Историко-статистическое описание Черниговской епархии", в 7-ми книгах, Чернигов, 1873.
• "Историко-стат. описание Харьковской епархии" в 5-ти отд. Чернигов, 1858 и М., 1852.
• "Житие св. Димитрия Ростовского" (к 200-летию со дня его кончины), 1910.
• "Житие св. Кирилла и Мефодия славян. просветителей". СПБ, 1908.
• "Житие св. Митрофана, еп. Воронежского". СПБ, 1904.
• "Житие преп. Сергия Радонежского и всея России чудотворца". Петербург, 1915.
• "Житие святых подвижников восточной церкви". СПБ, 1898.
• "Святые южных славян, описание жизни их". СПБ, 1894.
• "Жития святых" (на русском языке), чтимых православною Церковью со сведениями о праздниках Господских и Богородичных и о явленных чудотворных иконах с дополн. из других. СПБ, 1900.
• "Историческое учение об отцах Церкви". Чернигов, 1864 (в сокр.), тоже в 3-х томах СПБ, 1882.
• "Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой Церкви". СПБ, 1902.
• "Учение евангелиста Иоанна о Слове". Чернигов, 1869.
• "Письма к А.В. Горскому" ("Ж.М.П.", 1957, № 12, стр. 46).
• "Ученая история" ("Прав. Собес.", 1908, май, стр. 616).
Полное описание трудов архп. Филарета Гумилевского имеется в "ЖМП", 1966, № 10, стр. 55-56.