filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ljubov_i_svet,
filin_dimitry
filin_dimitry
ljubov_i_svet

Categories:

08 (21) октября 2019 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение…

Преподобномученик Игнатий Афонский, Константинопольский, Новый, Старозагорский, Болгарский

Афонские преподобномученики Акакий, Игнатий и Евфимий
(Афонские преподобномученики Акакий, Игнатий и Евфимий)

Память 1 мая (вместе с мчч. Евфимием и Акакием), 8 октября (в день кончины), 20 октября (перенесение мощей на Афон), в Соборах Афонских преподобных и Болгарских святых

В миру Иван, родился в г. Стара-Загора и, вероятно, был болгарином по происхождению. В кон. XVIII в. его родители, Георгий и Мария, переехали в Пловдив (греч. Филиппополь).

Иван c детства отличался благочестием и 6 лет прожил в Рыльском монастыре в послушании у своенравного старца. Согласно болгарской версии Жития, Иван в монастыре жил у дяди (брата отца или матери), иером. Игнатия (Калпакчиева), бывшего разбойника, который раскаялся и стал монахом.
Иван вернулся в Пловдив, когда турки набирали людей в армию для подавления бунта в Сербии. Его отец отказался воевать с братьями по вере, за что был жестоко убит, а мать и 2 сестер насильно обратили в ислам. Узнав об этих событиях, Иван спрятался у благочестивой старицы. Сестры выдали его туркам, но Ивану удалось скрыться.

Некоторое время Иван пробыл в Бухаресте, а затем направился на Афон и в Шумене встретил знакомого по Бухаресту Елевферия, который перешел в ислам. Отречение друга расстроило Ивана. По дороге он был схвачен турками и от страха тоже дал обещание перейти в мусульманство. На Афоне он посетил разные монастыри, некоторое время прожил в скиту св. прав. Анны, затем перешел в скит Иверского монастыря во имя св. Иоанна Предтечи, где его наставниками были духовник Никифор и старец Акакий. Узнав о мученической кончине в Фессалонике прмч. Давида (+ 1813) и друга Елевферия, принявшего монашество с именем Евфимий (+ 22 марта 1814), Иван решил пострадать за Христа и тем искупить грех малодушия. Старец Акакий постриг его в монахи с именем Игнатий (в болг. версии высказано предположение, что имя было дано в честь дяди) и благословил на мученичество.

29 сентября 1814 года Игнатий пришел в Константинополь вместе с мон. Григорием, который ранее сопровождал Евфимия. Через несколько дней, во вторник, причастившись Св. Таин, Игнатий переоделся в турецкую одежду и направился на заседание суда. Там он сорвал с головы тюрбан, бросил его на землю и сказал, что в юности вынужденно солгал, пообещав отречься от веры, а теперь желает забрать свои слова обратно и исповедать Христа, Истинного Бога. Судья призывал его изменить решение, но Игнатий смело порицал религию мусульман. Его заключили в темницу, где уговорами и пытками в течение 2 дней старались заставить отречься от Христа, но мученик был непреклонен. Тогда его осудили и 8 октября 1814 года повесили.

Через 3 дня монах Григорий выкупил его мощи и 20 октября доставил их на Афон, где положил вместе с мощами прмч. Евфимия в новом храме в скиту св. Иоанна Предтечи. Честная глава св. Игнатия находится в русском монастыре вмч. Пантелеимона на Афоне, частицы его мощей хранятся в скиту св. Иоанна Предтечи и в Иверском монастыре.


Агиография

Житие Игнатия и служба ему были написаны мон. Онуфрием Иверским и впервые изданы в Афинах в 1862 г. Акакием, монахом афонского скита св. Иоанна Предтечи. В честь преподобномучеников Игнатия, Евфимия Нового и Акакия Нового также были написаны общая служба и Похвальное слово. Афонский мон. Герасим Микраяннанит (+ 1991) составил в честь упомянутых 3 святых и прмч. Онуфрия Габровского (+ 4 янв. 1818) общий молебный канон (находится в ркп. в скиту св. Иоанна Предтечи) и акафист.


Иконография

Игнатий изображен молодым, безбородым монахом в темной рясе, с книгой в правой руке и с крестом в левой на житийной иконе «Святые Акакий, Игнатий и Евфимий» (1818, мастер Досифей из Печской Патриархии), хранящейся в скиту св. Иоанна Предтечи. На фреске в часовне св. Архангелов Рыльского монастыря он изображен молодым монахом с маленькой бородкой, в темном монашеском облачении, держащим в руках свиток с надписью: «Аще приходиши работати Господу Богу, уготови душу свою во искушение» (1845).



Праведная Пелагея Григорьевна Горленко

В девичестве Иваненко Пелагея Григорьевна, родилась в семье Григория Григорьевича Иваненко и Анны Федоровны (в девичестве Ширай).

Не ранее 1788 года вышла замуж за войскового товарища Ивана Петровича Горленко (+1794), который приходился троюродным племянником святителю Иосафу Белгородскому. У супругов родился сын, Егор (Георгий).

5 апреля 1810 года Георгий Иванович, бывший тогда губернаторским секретарём, получил разрешение на строительство новой церкви за принадлежащим ему селом Яблуновкой. 11 апреля 1811 года был заложен первый камень фундамента Спасо-Преображенского храма. 25 сентября 1813 Георгий Горленко писал преосвященному Анатолию позволить ему в новой церкви устроить на хорах с левой стороны престол во имя Архистратига Михаила.

Спасо-Преображенский храм селя Яблуновка, Нежинская епархия, Украина
(Спасо-Преображенский храм селя Яблуновка, Нежинская епархия, Украина)


Когда Георгий скончался, по его завещанию достраивать храм взялась его мать, Пелагея. Её тщанием храм был успешно достроен, причём благоустроительница, по её словам:

покрыла 5 куполов железом, установила большие позолоченные шары с крестами, провела внутренние и внешние штукатурные работы, украсила церковь иконостасом и жертвенником хорошей работы. Закупила большую гробницу в серебряно золоченой оправе с драгоценными иконами и другими церковными вещами на сумму 10 000 рублей.
Освящение главного престола совершил епископ Полтавский Анатолий (Максимович) 3 октября 1815 года, освящение Михайловского придела - Пирятинский протоиерей Михаил Кудлаевский 11 апреля 1816 года.


После этого Пелагея Горленко жила почти 40 лет, много жертвуя на добрые дела, и скончалась в 1855 году.


Почитание

После освящения новой Преображенской церкви Пелагея перенесла останки своего мужа Ивана Горленко, которые находились в старой Михайловской церкви, в семейный склеп новой Преображенской церкви. В том же склепе была похоронена и сама Пелагея, когда отошла ко Господу. Три гроба, которые находились рядом с её гробом, были разрушены временем, но погребение с нетленным телом праведной храмоздательницы осталось неизменным.

После закрытия церкви безбожной властью в 1930 году, в ней поставили двигатель и все масла протекали в щель пола прямо на гроб Пелагеи. Нашлись кощунники, вскрывшие склеп и принявшиеся глумиться над телом Пелагеи. Её останки привязали к трактору и таскали по полям, из-за чего у мощей оторвалась рука. Тело привязывали к дереву и пугали прохожих ночью. Наконец богобоязненные люди сумели снова поместить тело на свое место. Склеп был закрыт и до времени оставлен без особого внимания.

В 1987 году верующие села открыли склеп с телом Пелагеи и поместили его в раке, но районная власть запретила выставлять святыню в церкви и останки снова пришлось вернуть в склеп. Лишь в 1992 году верующие с благоговением подняли нетленные мощи рабы Божьей Пелагеи из склепа и поместили их посреди церкви в раке, где они покоились с тех пор. Каждый год, 21 октября, в день преподобной Пелагии Елеонской, честный останки открывались для поклонения.


Рака с мощами прав. Пелагии (Горленко). Яблуновский Преображенский храм
(Рака с мощами прав. Пелагии (Горленко). Яблуновский Преображенский храм)


В течении последующих лет собралось много документальных подтверждений и свидетельств об исцелении людей, которые с верой прикладывались к мощам чтимой праведницы. В 2011 году священноначалию были поданы документы с прошением о канонизации подвижницы. 21 декабря 2017 года Священный Синод Украинской Православной Церкви постановил прославить праведную Пелагию Горленко как местночтимую святую Нежинской епархии, с установлением памяти 8 (21 н.с.) октября.

Tags: Жития святых
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments