Седмица 17-я по Пятидесятнице.
Прор. Варуха (VI в. до н.э.); прп. Григория Печерского; прп. Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах; свт. Харитона Исповедника, епископа (ок. 350); прпп. Кирилла и Марии (ок. 1337), родителей прп. Сергия Радонежского.
Прп. Иродиона (Родиона) Илоезерского (1541); прп. Харитона Сянжемского, игумена (1509); мчч. Александра, Алфея, Зосимы, Марка пастыря, Никона, Неона, Илиодора и прочих (IV); блгв. кн. Вячеслава Чешского (935); свт. Фавста, еп. Регийского (495; Галл.); сщмч. Аннемунда, архиеп. Лионского (658; Галл.); прп. Лиобы, игум. Таубербискофсгеймской (ок. 779/781; Герм.); прп. Евстохии Римской, Вифлеемской (418/419; Зап.); прп. Авксентия Аламана, чудотворца Кипрского (XI; Кипр.); прп. Неофита Затворника, память перенесения мощей (не ранее 1220; Кипр.).
Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах (прп. Антония) почивающих
Мц. Анны Лыкошиной (1925); прмч. Илариона (Громова), иеромонаха, прмц. Михаилы (Ивановой), схимонахини (1937); прмц. Татианы Чекмазовой, послушницы (1942); прп. Георгия (Лаврова), исп. (1932), память обретения мощей в 2000г.
Святые дня, молите Бога о нас!
Святитель Харитон Исповедник, епископ
Пострадал в Иконии во время одного из гонений на христиан при императорах Галерии (305 - 311), Максимиане (286-305 и 307-310) или Ликинии (311 - 324).
В исповедническом подвиге его укреплял благодатный пример святой первомученицы Феклы, уроженки его родного города, память которой он особенно глубоко чтил. Святой Харитон мужественно обличил языческих богов и твердо исповедал веру в Единого Истинного Бога - Христа-Спасителя. Святой исповедник претерпел жестокие мучения, но, по Промыслу Божию, остался жив. Когда гонения утихли, святой был освобожден из заключения и всю свою жизнь посвятил служению Господу.
Направляясь в Иерусалим на поклонение святым местам, он попал в руки разбойников. Они связали его и бросили в пещеру, намереваясь затем убить, а сами поспешили на промысел. В ожидании смерти святой горячо молился, благодарил Бога и просил Его сотворить с ним по воле Своей. В это время в пещеру заползла змея и стала пить вино из стоявшего там сосуда, отравила его своим смертоносным ядом. Вернувшись в пещеру, разбойники напились отравленного вина и все до одного погибли. Преподобный Харитон, воздав благодарение Богу, стал подвизаться на месте своего чудесного спасения. Награбленное разбойниками золото он раздал нищим и в монастыри, а в разбойничьей пещере устроил церковь, вокруг которой со временем образовался монастырь - знаменитая в Палестине Фаранская Лавра. Преподобный Харитон сам составил строгий устав для своей обители. Стремясь к уединению, преподобный ушел дальше в пустыню, но и там не отвергал тех, кто нуждался в его духовном руководстве, и основал еще две обители - Иерихонскую и Сукийскую, именуемую "Ветхой Лаврой".
(Монастырь Харитона Исповедника - Иудейская пустыня, Вади Кельт (Нахаль Прат), Палестина. На заднем фоне - церковь свт. Николая, справа - лестница, ведущая в древнюю пещерную церковь прп.Харитона Исповедника)
В конце жизни подвизался в пещере на горе, близ Сукийской обители, но не оставлял руководства братией всех трех основанных им обителей.
Скончался около 350 года в глубокой старости и был погребен, по его завещанию, в Фаранской обители, в церкви, построенной на месте разбойничьей пещеры.
По преданию, преподобный Харитон составил чин иноческого пострижения.
Полное Житие св. Харитона Исповедника вы можете прочитать тут:
http://azbyka.ru/days/sv-hariton-ispovednik
(Монастырь Харитона Исповедника - Иудейская пустыня, Вади Кельт (Нахаль Прат) - Палестина. Крипта -усыпальница прп. Харитона Исповедника)
Тропарь преподобному Харитону Исповеднику
глас 8
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенныя,/ сияя чудесы, Харитоне, отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобному Харитону Исповеднику
глас 2
Насладився, богомудре, воздержания/ и плоти твоея вожделения обуздав,/ явился еси верою возращаем/ и, яко жизни древо посреде рая, процвел еси,// Харитоне всеблаженне священнейший.
Молитва преподобному Харитону Исповеднику
О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Харитоне! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, недостойных, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих, и всякия прелести бесовския, и козней диавольских, пастырю наш добрый. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов, воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители преподобного Сергия Радонежского
Преподобный Кирилл состоял на службе сначала у ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Св. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.
В житии преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца перед чтением святого Евангелия, во время Херувимской песни, и когда священник произнес «Святая святым». Преподобные Кирилл и Мария ощутили на себе великую милость Божию, их благочестие требовало, чтобы чувства благодарности к Богу были выражены в каком-либо внешнем подвиге благочестия, в благоговейном обете. И праведная Мария, подобно святой Анне — матери пророка Самуила, вместе с мужем дала обещание посвятить чадо Благодетелю всех — Богу. Господь даровал им сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие же дни, если она употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока. Заметив это, преподобная Мария вовсе отказалась от мясной пищи.
Праведность Кирилла и Марии была известна не только Богу. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, они помогали бедным, но особенно свято хранили заповедь святого апостола Павла: страннолюбия не забывайте, тем бо не ведяще неции странноприяша Ангелы (Евр. 13, 2). Тому же учили они и своих детей, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника. До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни этой блаженной четы, зато мы можем, вместе со святителем Платоном, сказать, что сам происшедший от них плод показал лучше всяких красноречивых похвал доброту благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!
Около 1328 г. преподобные Кирилл и Мария переселились из Ростова в Радонеж. Верстах в трех от Радонежа был Хотьковский Покровский монастырь, в то время одновременно бывший и мужским, и женским. По распространенному на Руси обычаю под старость иночество принимали и простецы, и князья, и бояре. Дух иночества сообщился от сына к родителям: под конец своей многоскорбной жизни праведные Кирилл и Мария пожелали и сами принять ангельский образ.
В этот монастырь и направили они свои стопы, чтобы там провести остаток своих дней в подвиге покаяния, готовясь к другой жизни. Но недолго схимники-бояре потрудились в новом звании. В 1337 г. они с миром отошли ко Господу.
(Покровский Хотьков монастырь - Хотьково - Сергиево-Посадский район, здесь в раке покоятся мощи преподобных родителей Сергия Радонежского)
3 апреля 1992 г., в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви состоялось общецерковное прославление схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Канонизация достойно увенчала шестивековое почитание родителей великого подвижника, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.
Тропарь преподобных Кирилла и Марии
глас 3
Блаженств Христовых причастницы,/ честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе,/ праведнии Кирилле и Марие,/ плод благочестия, Сергия преподобнаго, нам явившии,/ с нимже усердно молите Господа/ низпослати нам дух любве и смиренномудрия,/ да в мире и единомыслии// прославим Троицу Единосущную.
Кондак
глас 4
Днесь, вернии, сошедшеся, / восхвалим двоицу блаженную, благовернаго Кирилла и Марию добронравную, / тыя бо молятся вкупе со возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием, / ко Единому во Святей Троице Богу / отечество наше в правоверии утвердити, / домы миром оградити, / юныя от напастей и соблазнов избавити, / старость укрепити и спасти души наша.
Преподобный Григорий Печерский
Память 8 января, в Соборах прпп. отцов Киево-Печерских Ближних пещер и всех прпп. отцов Киево-Печерских, а также Киевских святых
Был пострижен в иночество в Киево-Печерском монастыре при преподобном Феодосии (+1074). Много времени святой уделял чтению книг, которые были единственным его достоянием. Преподобный умел вразумлять похитителей. Несколько раз к нему в келлию и в сад пробирались грабители, но святой кротко вразумлял их; воры раскаивались, исправлялись и начинали с тех пор вести честную жизнь.
Однажды, когда преподобный шел к Днепру за водой, отроки отправлявшегося в поход князя Ростислава, увидев старца, начали смеяться над ним и грубо ругать его. Святой ответил им: "Дети, вам надлежало бы сокрушаться и просить у всех молитв, ибо над вами уже решен суд Божий. Вы все вместе с вашим князем найдете смерть в воде". По приказу разгневанного князя Ростислава преподобный был связан по рукам и ногам и с камнем на шее утоплен в Днепре. Однако предсказание его сбылось. Ростислав не вернулся из похода. В том же 1093 году двадцатилетний князь утонул, спасаясь бегством от половцев.
Преподобный Григорий чудотворец погребен в Ближних пещерах.
Некоторые источники отождествляют святого Григория с преподобным Григорием, творцом канонов равноапостольному князю Владимиру, преподобному Феодосию и святым мученикам Борису и Глебу. Но преподобный Григорий, творец канонов, жил позже и преставился около 1120 года.
Есть и другие Киево-Печерские святые с именем Григорий.
Тропарь Григорию, чудотворцу Печерскому, в Ближних пещерах
Великих дарований приемниче / и великих чудес силою Божиею творителю, / пречудне отче Григорие, / яко велие дерзновение имея ко Христу Богу, / непрестанно о нас молися Ему, / да грехов оставление / подаст душам нашим.
Преподобный Афанасий Печерский
Память 2 декабря, в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер и в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских.
Подвизался в Киево-Печерской обители в XII веке, долго и тяжело болел. Когда он скончался, братия приготовила его к погребению. На третий день игумен с братией пришли хоронить его. Но они увидели, что умерший ожил, сидит и плачет. На все вопросы он отвечал только так: "Спасайтесь, имейте во всем послушание к игумену, кайтесь ежечасно, молитесь Господу нашему Иисусу Христу, Пречистой Его Матери и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы окончить добре жизнь свою здесь. Более не спрашивайте".
После этого он 12 лет жил в затворе в пещере и во все это время не сказал ни с кем ни слова, плакал день и ночь, лишь через день вкушал немного хлеба и воды. И только перед кончиной, собрав братию, он повторил ранее сказанные им слова и мирно отошел ко Господу (ок. 1176).
Инок Вавила, много лет страдавший болями и слабостью в ногах, исцелился при его мощах. "Однажды лежал я, - рассказал он братии, - и кричал от сильной боли. Внезапно вошел ко мне блаженный Афанасий и сказал: приди ко мне, и я исцелю тебя. Я хотел спросить его, как и когда пришел он. Но он стал невидим. Однако я поверил явившемуся и попросил, чтобы принесли меня к его мощам. И вот, я исцелился".
Преподобный Афанасий был погребен в Антониевой пещере.
Тропарь Афанасию, затворнику Печерскому, в Ближних пещерах
Блаженство плачущих получити желая, / день и нощь непрестанно плакал еси, / имея во уме час Судный, / тем по кончине твоей обрел еси утешение на Небеси, / преподобне Афанасие. / Подаждь и нам плакатися зде грехов наших выну, / яко да плача безконечнаго избывше, / тамо приимем вечное утешение.
Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах (прп. Антония) почивающих
О преподобных отцах Киево-Печерских и небольшой фильм о Лавре можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/45209.html
Преподобный Иродион (Родион) Илоезерский
Из Жития известно, что прп. Иродион был насельником Корнилиева Комельского в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм монастыря, не имел сана (в некоторых списках Жития прп. Иродиона назван схимником). В 1537 г., после преставления прп. Корнилия Комельского, прп. Иродион покинул обитель и поселился в Белозерском уезде (в ряде списков Жития говорится, что он пришел на оз. Уро). По прошествии некоторого времени, получив во сне откровение, прп. Иродион приобрел у черносошного крестьянина Анисима землю в Озацкой волости Надпорожского стана Белозерского уезда близ оз. Ило (в 30 км к югу от г. Белозерска), где выстроил церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Святой подвизался в посте и молитве, нес послушание в трапезной палате при храме. Пищей святого были хлеб и вода. Все, что ему приносили местные жители, он раздавал нищим. Прп. Иродион ежедневно («от субботы до субботы») причащался Св. Христовых Таин, никогда не мылся в бане. Очевидцем единственного известного прижизненного чуда святого стал местный житель Елисей, по-видимому записавший увиденное: прп. Иродион, подобно 3 библейским отрокам (Дан 3. 15-93), лежал на раскаленных углях в печи и оставался невредим. В Житии рассказывается, что со временем построенный преподобным храм стал центром приходской общины. Во избежание соблазнов прп. Иродион по молитве лишился слуха и зрения. Оставив церковь, святой поселился рядом с ней в бобыльской избе (келье). День преставления преподобному возвестил ангел, накануне иером. Исаия причастил прп. Иродиона. Годом преставления святого в «Описании о российских святых» назван 1541-й (7050), что противоречит Житию, в котором говорится, что преподобный прожил в Белозерском уезде «лета довольна». Прп. Иродион был погребен 28 сентября в часовне рядом с построенной им ц. Рождества Пресвятой Богородицы.
По-видимому, вскоре после кончины святого на месте его отшельничества возник небольшой монастырь - Междуозерская (Илоезерская) Родионова пустынь, построенная преподобным церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы использовалась также приходской общиной. В краткой редакции Жития, в 1-м рассказе о чуде, совершившемся после преставления святого, повествуется о наказании Софония, который ткнул «жезлом» в могилу преподобного (видимо, для того, чтобы раскопать ее и достать «сокровище») и ослеп. Спустя несколько лет ночью Софонию явился прп. Иродион и повелел молиться у своей могилы, после чего Софоний исцелился. В благодарность он сделал деревянную гробницу над могилой прп. Иродиона и повелел написать его образ. В Смутное время Междуозерская пустынь была разорена, старцы «от скудости розбрелись». В рассказе об одном из чудес прп. Иродиона повествуется, что летом 1612 г. «воровские люди» оказались на о-ве Ило, один из них, встав на гробницу святого, стал снимать оклад с иконы Всемилостивого Спаса и был разбит параличом. Испуганные грабители, погрузив своего товарища на лошадь, покинули пустынь.
(Междуозерская Богородицерожденственская церковь, фото 1970-1980 годов)
В 20-40-х гг. XVII в. ц. в честь Рождества Пресвятой Богородицы была приходской, при ней в кельях жили нищие и пономарь. В сер. XVII в. здесь возобновилась монашеская община во главе со строителем иером. Исидором. В 1652 г. иером. Исидор получил благословение Ростовского митр. Варлаама II на строительство церкви в честь Похвалы Пресвятой Богородицы над могилой прп. Иродиона (храм сгорел в 1705 г., затем был восстановлен). По грамоте царя Алексея Михайловича от 28 февраля 1654 г. обители были пожалованы о-в Ило, рыбные ловли и лес близ озера; в монастыре было 5 братских келий и 1 строительская, проживали 3 старца. Несколько лет продолжалась тяжба между иером. Исидором и служившим в Рождество-Богородицкой ц. белым свящ. Евтихием Васильевым, поскольку власти монастыря стремились перевести существовавшую при ц. Рождества Пресвятой Богородицы приходскую общину в соседний - Иловский Преображенский - приход.
Благодаря усилиям строителя иером. Исидора после «обыска», проведенного в 1653 г. архим. Митрофаном, прп. Иродион был канонизирован к местному почитанию. В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. имя прп. Иродиона значится без указания дня памяти: «...преподобнаго отца Иродиона, иж на озере Возатке близ Белоозера». Сведения о гробнице и об иконе преподобного приведены в описи ц. в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, составленной в 1664 г.: «Над гробницею Иродиона чудотворца вместо раки решетка древяная, крашена празеленью. На гробнице образ Иродиона чудотворца, во облаце Святая Троица, на празелене». К 1747 г. над погребением святого была устроена рака, на которой находился образ прп. Иродиона: «Та гробница и со цкою в вышину аршин с верхом, древяная. Над оною гробницею имеется на столпах резная сень и расписана красками». После смерти иером. Исидора в 1664 г. Междуозерская пустынь фактически прекратила существование, вновь превратившись в приход, что было утверждено в ходе реформы в 1764 г.
В рассказах о чудесах, происходивших от мощей преподобного или по молитве к нему, повествуется об исцелениях и о другой помощи окрестным жителям, иногда паломникам, пришедшим из иных мест. Некоторые из чудес были записаны собственноручно: например, свящ. Евфимий Фомин записал чудо 5, а «некто из детей боярских» Григорий Никифорович Золотилов, будучи неграмотен, поручил записать происшедшее с ним и с его сестрой чудо иером. Исидору (чудо 6). О почитании прп. Иродиона в ХVIII в. свидетельствует выписка из донесения Вологодской духовной консистории в Синод от 24 янв. 1739 г.: «В приходской церкви, что в Междуозерье, Иродион чудотворец, не свидетельствован. А у него, чудотворца, служба бывает, и приходят богомольцы для моления разных чинов и поныне».
Житие святого постепенно забывалось. Иеродиак. Кириак (Ястребенский), оказавшийся в 40-х гг. XVIII в. в Кирилловом Новоезерском монастыре, 5 лет не мог найти исправный список Жития прп. Иродиона: «А в христолюбивых людех града Белаезера и в протчих у кого пять чудес написано имеется, у кого три или полжития преподобнаго, но и то несходно». Кириак составил исправный текст по разным спискам и сочинил молитвы к преподобному, однако они не получили широкого распространения. В сер. XVIII в. Житие прп. Иродиона было включено в сборник житий Белозерских святых (Гос. музей-усадьба «Архангельское». Инв. № 18405); святой изображен на иконах «Собор Белозерских чудотворцев» и «Избранные Белозерские чудотворцы в молении Господу Вседержителю» (1-я треть XVIII в.), что позволяет предположить канонизацию прп. Иродиона в составе Собора Белозерских святых, празднование которому было утрачено к кон. XVIII в. В кон. ХIХ в. Житие святого было практически неизвестно в Белозерье, о чем свидетельствовал настоятель междуозерской Рождество-Богородицкой ц. свящ. Павел Смирнов в письме в редакцию «Новгородских ЕВ»: «Богомольцы, приходя поклониться угоднику, просят меня почитать Житие преподобного, но я, к сожалению, удовлетворить их просьбы не могу» (Житие преподобного и богоносного отца нашего Иродиона. 1899. С. 882). Служба преподобному совершалась по Общей Минее.
В кон. XVIII в. над могилой преподобного построили кирпичную церковь в честь Похвалы Пресвятой Богородицы с приделами во имя прп. Иродиона и в честь Рождества Богородицы. К нач. XIX в. выстроенная преподобным деревянная Рождество-Богородицкая церковь была ветхой, в сер. XIX в. в бывшей пустыни имелся только каменный храм (сохранился в полуразрушенном состоянии). Междуозерский приход объединял 12 небольших деревень, расположенных между озерами Азатское и Ило. В настоящее время жители этих деревень отмечают 11 октября (28 сент.) праздник «Родионьевская», но не связывают его с прп. Иродионом. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование которому было установлено ок. 1831 г. (возобновлено в 1981). Прп. Иродион прославляется в 4-м тропаре 8-й песни канона Всем святым земли Новгородской (составлен в 1831). Имя прп. Иродиона вошло в составленный архиеп. Сергием (Спасским) «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903. С. 39, 64), где он отмечен как местночтимый святой.
(Междуозерская Богородицерожденственская церковь в наши дни, не действует)
Тропарь преподобному Иродиону Илоезерскому
глас 4
Возсия днесь светло, радуется град Белоезеро,/ имея во области своей великаго светильника, блаженнаго отца Иродиона./ Сошедшеся убо людие и празднующе пресветлую память его, осиявающу многими деянии чудес дара./ Просящим с верою исцеления,/ страждущим от различных недуг подает здравие./ Яко финикс насажден в дому Божия Матере,/ яко кедр при водах благодатию Христовою растущ./ И яко же шипок благовонен обстоянии водами огражден./ И мы, чада твоя суще, припадающе, молимтися:/ моли Пресвятую Троицу,/ еже сохранитися граду нашему от нахождения иноплеменник/ и от враг видимых и невидимых./ Яко да твоими, отче, ко Господу молитвами спасаемии/ всегда просим с верою у тебе:/ моли о нас Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобному Иродиону Илоезерскому
глас 1
Слышавше, отцы и братия, немедленно притецем,/ и немолчно и усердно вопием ему, глаголюще:/ о пресветлый наш о Господе учителю, отче Иродионе./Во спасаемых подвигах ревнитель был еси,/ преподобному Корнилию и стопам последовал еси его./ И един Единому Богу изволи служити/ слезами, и постом, и бдением изнуряя тело свое вечныя ради жизни./ Господеви работая, Крест Господень на рамо взем, последовал еси Ему,/ бодренными своими молитвами вооружался невидимо на врага. И ныне зрети сподобися во свете неизреченныя радости Пресвятую Троицу./ Слава Богу, Вселыпемуся в тя,/ слава Укреплыпему тя,/ слава Деющу тобою всем исцеление.
Преподобный Харитон Сянжемский, Простой, игумен
(прпп. Евфимий и Харитон, игумены Сянжемские)
Память 11 апреля, 28 сентября, в Соборе Вологодских святых
О роде и происхождении прп. Харитона не дошло никаких сведений. Известно только то, что он был ученик и сподвижник прп. Евфимия Сянжемского и во всем подражал ему.
Вместе со своим учителем преподобный подвизался в молитве, посте и тру¬дах: сам копал землю, садил овощи, рубил дрова, носил воду.
После кончины прп. Евфимия, последовавшей около 1465 или 1470 гг., по воле его управление монастырем перешло к прп. Харитону. Около 40 лет продолжал он труды своего наставника.
(Спасо-Евфимиев Сямженский монастырь, восстанавливается. На месте погребения святых установлен Крест)
Скончался 11 апреля 1509 г.
Празднование прп. Харитону местное. Его святые мощи почивали под спудом в приходской церкви Вознесения Господня, на месте бывшего монастыря.
(В 2009 году освящен новый деревянный храм во имя преподобных Евфимия и Харитона Сянжемских, построен рядом со Спасо-Евфимьевым Сямженским монастырем)
Тропарь Евфимию и Харитону Сянжемским
Пустынное и безмолвное житие ваше постнически препроводивше, / Христов бо крест на рамо вземше / и Того стопам усердно последовавше, / на невидимаго врага мужески ополчистеся, и того козни сокрушисте, / молитвами и слезами, чистотою Богови приближившеся, / преподобнии отцы наши Евфимие и Харитоне. / Яко солнце, осияваете светозарными лучами чудес ваших, / всех нас спасите с верою призывающих вас / и творящих честную вашу память, / и, яко имущии дерзновение ко Спасу, / мир мирови испросите и спастися душам нашим.
Пророк Варух
Деятельность его относится ко времени, предшествовавшему плену Вавилонскому, следовательно, к началу VII в. до н.э. и к концу VI в. до н.э. (около 610—588 гг. и позже).
Чтобы пробудить дремлющую совесть народа, Иеремия велел Варуху записать свои пророчества на особый свиток и громко читать их при входе в храм, где постоянно толпился народ. Чтение это совпало с пронесшимся слухом о приближении Навуходоносора. Устрашенный народ наполнил воздух воплями и молитвами. Тревога распространилась по всему городу. Варух потребован был во дворец, где его заставили прочитать пророчество перед самим царем Иоакимом. Услышав предсказание о гибели своего царства, царь в раздражении вырвал свиток из рук чтеца, сам изрезал его в куски и бросил в печь. Варух и Иеремия должны были спасаться бегством.
Обоих пророков бросили в темницу. Только после взятия Иерусалима они были освобождены халдеями (Иер 36-38). Вместе с учителем св. Варух горько оплакивал разрушение Иерусалима Навуходоносором.
О последующей судьбе Варуха ничего определенного не известно. Вместе с Иеремией он переселился в Египет (Иер. 43, 6). Варух был свидетелем того, как святого пророка Иеремию побили камнями, и предал погребению его тело. Умер Варух, вероятно, тоже в Египте в VI в. до н.э., но перед тем он побывал в Вавилоне, откуда и писал еще до окончательного разрушения Иерусалима послание к иудеям, доживавшим последние дни своего царства при царе Седекии. Это послание известно под названием "Книги пророка Варуха".
Мученики Александр, Алфей, Зосима, Марк, Никон, Неон и Илиодор
(Мчч. Марк Клавдиопольский, Александр, Алфей, Зосима, Никон, Неон, Илиодор и другие Малоазийские мученики. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим)
Святые мученики Александр, Алфей, Зосима, Марк пастырь, Никон, Неон, Илиодор и другие пострадали за исповедание Христовой веры в разных местах Малой Азии при Диоклитиане (284 - 305). Святой Марк, пастух, был схвачен за открытое исповедание христианской веры в окрестностях Антиохии Писидийской. Взявшие его 30 воинов были обращены святым Марком, и их обезглавили в Никее, а святой Марк был предан мучениям. Для изготовления орудий пыток призвали трех братьев-ковачей (кузнецов) из селения Каталита, или Калита - Александра, Алфея и Зосиму, но железо не поддавалось и плавилось, а руки кузнецов цепенели. Услышав глас, призывавший их пострадать вместе со святым Марком, братья уверовали во Христа. После тяжких мучений им влили в горло расплавленное олово (+ 28 сентября).
Святого же Марка после истязаний обезглавили в Клавдиополе (+ 21 сентября). Когда главу святого мученика внесли в капище Артемиды, все идолы попадали и разбились. Свидетели этого чуда - Никон, Неон, Илиодор, девы и отроки уверовали во Христа, исповедали свою веру и мученически скончались в Маромилии (+ 13 июля).
Благоверный князь Вячеслав Чешский
Благоверный Вячеслав (он же Винчеслав или Вацлав), князь Чешский, был внуком святой княгини Людмилы, которая воспитала его в христианской вере. Получив прекрасное образование от пресвитера Павла, ученика святителя Мефодия, святой Вячеслав владел славянским, латинским и греческим языками и был всесторонне образован. Отец его, князь Ростислав (Вратислав) погиб в 920 году в бою с уграми (венграми), и 18-летний Вячеслав вступил на княжеский престол.
Он управлял мудро и справедливо, заботясь о христианском просвещении своего народа. Выкупая детей язычников, проданных в рабство, он отдавал их на воспитание в христианском духе. Князь Вячеслав был миролюбив, почитал духовенство, украшал храмы. Он много потрудился для укрепления христианства в Чехии. Он перенес мощи мученика Вита в столицу Чехии, Прагу, построил для них великолепный храм во имя святого Вита.
Немецкое духовенство, преследовавшее раньше святителя Мефодия, противодействовало и святому Вячеславу и восстанавливало против него завистливых вельмож. Эти вельможи стали интриговать против Вячеслава и уговорили его младшего брата Болеслава занять престол. Чтобы избавиться от Вячеслава, Болеслав пригласил его на освящение храма. Вячеслав отказался верить слугам, которые предупреждали его о заговоре. Он пошел в храм к утрене, и на пороге храма был убит своим братом и его друзьями. Это произошло в 935 году. Изрубленное тело святого Вячеслава несколько дней лежало без погребения, отчего народ негодовал и волновался. Мать, узнав об убиении Вячеслава, похоронила его тело в церкви при княжеском дворе. Кровь, пролитую в церковных дверях, долго не могли отмыть. Болеслав, став правителем, занялся искоренением Православия в Чехии и насаждением католичества. Он настаивал на служении литургии только на латинском языке. Под давлением народа, почитавшего Вячеслава как мученица, братоубийца, по-видимому, раскаялся и перенес его мощи в Прагу, похоронил их в церкви святого Вита. Страстотерпец Вячеслав вместе с княгиней Людмилой почитаются покровителями Чехии.