filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ljubov_i_svet,
filin_dimitry
filin_dimitry
ljubov_i_svet

Categories:

26 сентября (09 октября) 2019 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение...


Благоверный Иоанн Нягое Крайовеску, Басараб (рум. Neagoe Craiovescu, Basarab), господарь Валашский

Господарь Нягое Басараб с семейством. Фреска Добромира Зографа 1526 г., епископский храм Куртя-де-Арджеш
(Господарь Нягое Басараб с семейством. Фреска Добромира Зографа 1526 г., епископский храм Куртя-де-Арджеш)


Родился около 1459 года. Его отцом был Пырву Крайовеску, великий ворник при Валашском господарском дворе. С детства воспитывался в благочестии. Впоследствии, был близок к Валашскому митрополиту, бывшему Константинопольскому патриарху святителю Нифонту, который стал его духовным наставником.
В 1512 году бояре из рода Крайовеску прогнали господаря Влада Молодого и посадили на его место Нягое. Это был первый случай, когда господарем Валахии стал не потомок Басараба Основателя. Чтобы легитимизировать свое пребывание на троне, Нягое взял второе имя Басараб и объявил себя сыном Басараба Цепелюша.

Нягое удалось добиться определенной стабильности, повысить благосостояние страны и её престиж у соседних государств. Он продолжил деятельность Раду Великого по переустройству государственных, административных, налоговых и судебных учреждений, поддерживая торговлю и защищая интересы валашских купцов.
Восстановил традиции ктиторства господаря в важнейших монастырях страны. Был щедрым жертвователем на строительство храмов. Самой известной из его ктиторий был собор Куртя-де-Арджешской обители. Торжества по случаю его освящения в 1517 году, на которых присутствовали многочисленные православные иерархи во главе с Константинопольским патриархом, были призваны явить сохранение преемства Восточного Рима. В то время была совершена первая известная официальная канонизация святого в Румынии - святителя Нифонта, духовного наставника господаря. Нягое Басараб построил также кафедральный собор в Тырговиште и богато одарял православные монастыри Востока. Особым его вниманием пользовался Афонский Дионисиевский монастырь, в который были возвращены мощи святителя Нифонта в 1517 году. В росписях церквей господарь изображался в одеянии из парчи с вышитым двуглавым орлом, что также символизировало продолжение ромейской традиции. В годы его правления в Валахии появилась официальная историография.

Поддерживал тесные связи с Сербией, Молдавией и Трансильванией, поддерживал трансильванских румын и сохранял хорошие отношения с саксами в Сибиу и Брашове. При нём были также установлены дипломатические отношения с Польшей, Венецией, Священной Римской империей и Папской областью. Дружеские отношения с Людовиком II Ягеллоном позволяли Нягое защищать интересы Валахии перед Портой. Хотя по некоторым данным господарь собирался принять участие в антиосманском крестовом походе, в годы его правления Валахии удалось сохранять мир с соседями.

Благодаря уравновешенной и мудрой политике Нягое сумел значительно укрепить внутреннее положение в княжестве и усилить господарскую власть.

Был женат на Милице Бранкович. Известны его дети - сыновья Феодосий (наследник), Иоанн (скончался при жизни господаря) и Петр (скончался при жизни господаря); дочери Стана, Ангелина и Руксандра. Оставил известное поучение сыну Феодосию.

Скончался 15 сентября 1521 года.

Господарь Нягое Басараб с сыном Феодосием. Образ из Афонского Дионисиевского монастыря
(Господарь Нягое Басараб с сыном Феодосием. Образ из Афонского Дионисиевского монастыря)


Почитание

Был канонизирован Румынской Православной Церковью согласно синодальному решению от 8-9 июля 2008 года. Торжественное прославление последовало в Бухаресте 26 октября того же года. 7 марта 2018 года синодальным решением его имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви в числе имён других святых, прославленных Румынской Православной Церковью.


Сочинения

"Слова наказательные", составленные господарем для своего сына Феодосия, считаются первым значительным произведением румынской литературы, ценным памятником педагогической и философской мысли, нравственной и духовной культуры. Написанные на церковнославянском языке, они известны также в ранних переводах на румынский и греческий.

Слова наказательные воеводы Валашского Иоанна Негоя к сыну Феодосию, [Авт. вступ. ст. и примеч.] П. А. Лавров, СПб.: О-во любителей древ. письменности, 1904, XXXVIII, (Памятники древней письменности и искусства. 152).


Tags: Жития святых
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments