Седмица 16-я по Пятидесятнице.
Вмч. Евстафия Плакиды, жены его мц. Феопистии и чад их мчч. Агапия и Феописта (ок. 118); Мучеников и исповедников блгв. кн. Михаила Черниговского и болярина его мч. Феодора, чудотворцев (1245); прмч. Илариона Критского, Афонского (1804; Греч.); мч. Евстафия (Евтихия) Апсильского, Харранского (740/741; Груз.).
прп. и блгв. кн. Олега Брянского (ок. 1285); блгв. князя-мученика Иоанна Путивльского (Укр.); нвмч. Николай Пантополис (лавочник) (Греч.).
Сщмчч. Феоктиста Смельницкого и Александра Тетюева, пресвитеров (1937).
Собор Брянских святых.
Святые дня, молите Бога о нас!
Великомученик Евстафий Плакида, жена его мученица Феопистия и чада их мученики Агапий и Феопист
(Мучение свв. Евстафия, Феопистии, Агапия, Феописта, Афон (Дионисиат), 1547 год)
Святой великомученик Евстафий до Крещения носил имя Плакида. Он был военачальником при императорах Тите (79-81) и Траяне (98-117). Еще не познав Христа, Плакида творил дела милосердия, помогая всем бедствующим и страждущим. Господь не оставил добродетельного язычника во мраке идолопоклонства.
Однажды на охоте он преследовал на быстром коне оленя, который остановился, взбежав на высокую гору, и Плакида вдруг увидел между его рогами сияющий Крест, а на нем - распятого Сына Божия. Пораженный Плакида услышал глас: "Зачем ты гонишь Меня, Плакида?" "Кто Ты, Господи, говорящий со мною?" - в страхе спросил Плакида. И услышал в ответ: "Я - Иисус Христос, Бог, воплотившийся ради спасения людей и претерпевший вольные страдания и Крестную смерть. Ты Меня, не зная, почитаешь, ибо твои добрые дела и обильные милостыни дошли до Меня. Явился Я здесь, чтобы обратить и присоединить тебя к верным рабам Моим. Ибо не хочу Я, чтобы человек, творящий праведные дела, погиб в сетях вражиих".
Плакида воскликнул: "Господи, я верую, что Ты - Бог Неба и земли, Творец всех тварей. Молю Тебя, Господи, научи меня, что мне делать". И вновь прозвучал Божественный глас: "Иди к священику христианскому, приими от него Крещение, и он наставит тебя ко спасению".
С радостью Плакида вернулся домой, все рассказал жене; та, в свою очередь, поведала ему о том, как накануне ей в таинственном сновидении Кто-то сказал: "Ты, твой муж и твои сыновья завтра придете ко Мне и познаете Меня - Иисуса Христа, Истинного Бога, посылающего спасение любящим Меня". Супруги поступили, как им было велено.
Они обратились к христианскому пресвитеру, который крестил все их семейство и всех причастил Святых Таин.
На следующий день святой Евстафий отправился на место своего чудесного обращения и в горячих молитвах возблагодарил Господа, призвавшего его на путь спасения. И опять святой Евстафий был удостоен чудесного откровения - Сам Бог предупреждал его о предстоящих испытаниях: "Евстафий, подобает тебе на деле проявить твою веру. Тебе, как Иову, предстоит претерпеть многие скорби, чтобы, будучи искушенным, подобно золоту в горниле, явиться достойным Меня и принять венец из рук Моих". Святой Евстафий смиренно отвечал: "Да будет воля Твоя, Господи, все готов я принять из рук Твоих с благодарением, только бы Твоя всесильная помощь была со мной".
Вскоре на Евстафия обрушились бедствия: умерли все его слуги и пал весь скот. Разоренный, но не упавший духом, святой Евстафий с семьей покинул тайно дом, чтобы жить в безвестности, смирении и нищете. На корабле он направился в Египет. Во время плавания новое несчастье постигло святого. Хозяин корабля, прельстившись красотой жены Евстафия, безжалостно высадил его с детьми на берег, а жену оставил у себя. В великой скорби святой продолжал свой путь, и новое горе разразилось над ним. Переходя бурную реку вброд, он переносил по очереди двух своих сыновей, но пока он переносил одного - другого схватил на берегу лев и унес в пустыню, а пока возвратился к другому - того утащил в лес волк.
Потеряв все, горько плакал святой Евстафий. Но он сознавал, что это Божественный Промысл послал ему эти несчастья, чтобы испытать его терпение и преданность воле Божией. В молитвах излив Богу свое неутешное горе, святой Евстафий пошел дальше, смиренно готовый к новым испытаниям. В селении Вадисс он нанялся рабочим и пятнадцать лет провел в непрерывных трудах. И не знал тогда святой Евстафий, что по милости Божией пастухи и землепашцы спасли его сыновей, и они жили рядом с ним; не знал он и того, что нечестивый корабельщик был скоро наказан - он умер от жестокой болезни, а жена святого Евстафия, оставшись неприкосновенной, жила в мирных трудах.
В то время императору Траяну пришлось вести трудную для Рима войну. Он вспомнил доблестного полководца Плакиду и отправил воинов Антиоха и Акакия, друзей Плакиды, его разыскать.
Объехав множество областей, они пришли в селение, где жил святой Евстафий. Воины встретили Евстафия в поле, где он сторожил хлеб, но не узнали его и стали говорить ему о том, кого ищут, прося его помощи и обещая большую плату. Но святой Евстафий, сразу узнав своих друзей, не открывал им своего имени. Он привел их в дом своего хозяина и накормил.
Присматриваясь к нему, путники заметили, что он очень похож на их полководца, а когда увидели на его шее особую примету - след от глубокой боевой раны, поняли, что перед ними - их друг. Они обняли его со слезами и рассказали, зачем искали его. Святой Евстафий вернулся в Рим и вновь стал императорским военачальником. Много новобранцев пришло к нему в войско, и не ведал он, что два молодых воина-друга, которым он часто давал приказания и которых полюбил за ловкость и смелость, были его сыновья, и они не знали, что служат под началом своего отца и что друг другу они - родные братья.
Однажды в походе войско, которое вел Евстафий, остановилось в одном селении. Воины-братья беседовали в палатке. Старший рассказывал о своей судьбе: как он потерял мать и несчастного брата, как ужасным образом был разлучен с отцом. И младший с радостью понял, что перед ним его брат, и поведал о себе.
Разговор воинов слышала женщина, у дома которой была раскинута палатка,- это была их мать. Она поняла, что это ее сыновья. Еще не открываясь им, но очень желая с ними не расставаться, она пришла к их начальнику - святому Евстафию просить разрешения следовать с его войском. В нем она узнала своего мужа и в слезах рассказала ему о себе и о двух воинах, которые оказались их сыновьями. Так, по великому милосердию Господа, встретилась вся семья.
К этому времени победой закончилась война. С почестями и славой вернулся святой Евстафий в Рим. Преемником умершего императора Траяна стал теперь Адриан (117-138), который пожелал отпраздновать события торжественным жертвоприношением богам. К удивлению всех в капище не оказалось святого Евстафия. По велению императора его срочно разыскали.
"Почему ты не хочешь поклониться богам? - спросил император. - Тебе прежде других следовало бы воздать им благодарение. Они не только сохранили тебя на войне и даровали победу, но и помогли найти жену и детей". Святой Евстафий ответил: "Я - христианин и знаю Единого Бога моего Иисуса Христа, Его чту и благодарю, и поклоняюсь Ему. Он все даровал мне: здоровье, победу, вернул семью и ниспослал Свою помощь на одоление испытаний".
В гневе император разжаловал прославленного полководца и вызвал его с семьей на суд. Но и там не удалось твердых исповедников Христовых склонить к идольскому жертвоприношению. Все семейство святого Евстафия было осуждено на растерзание зверями. Но звери не тронули святых мучеников. Тогда жестокий император в ярости приказал бросить всех живыми в раскаленного медного быка, в котором и приняли мученическую кончину святые Евстафий, его жена Феопистия и их сыновья Агапий и Феопист.
Когда через три дня открыли огненную могилу, тела святых мучеников были обретены невредимыми - ни один волос не сгорел на их главах, а лица сияли неземной красотой. Многие видевшие чудо уверовали во Христа. Христиане предали погребению честные тела святых.
Тропарь великомученика Евстафия и иже с ним
глас 4
Мученицы Tвои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Tвою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Tех молитвами// спаси души нaша.
Кондак великомученика Евстафия
глас 2
Страсти Христовы яве подражав/ и Сего испив усердно чашу,/ общник, Евстафие, и славы снаследник был еси,/ от Самаго всех Бога// приемля с высоты божественное оставление.
Молитва великомученику Евстафию Плакиде
О преславный, святый и многострадальный великомучениче Христов Евстафие! Услыши нас грешных и недостойных, святую память твою празднующих. Испроси нам у Господа многомощными молитвами твоими благодать, яже ко спасению, и всех грехов, содеянных нами, прощение, земли благоплодие, миру мирное устроение и от лютых диавольских козней свобождение, христианскую кончину жития нашего и немятежное чрез воздушныя мытарства к небеси прехождение, ты бо приял еси благодать сию от Господа, еже молитися за ны, и аще восхощеши помощи нам, почитающим священную память твою, вся можеши сотворити. Не презри убо нас, недостойных, страстотерпче святый, и испроси от Господа вся благая и полезная душам нашим, яко да и мы сподобимся славити и воспевати всесвятое и великолепое имя Его во премирном Царствии Небеснем, идеже есть всех святых жилище, во веки веков. Аминь.
Благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его мученик Феодор
Память 14 февраля на перенесение мощей, 20 сентября, в Соборах Брянских, Московских и Тульских святых.
Святой благоверный князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Святославича Чермного (+ 1212), с детства отличался благочестием и кротостью. У него было очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 году испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского Столпника, который в те годы получил известность своим молитвенным предстательством пред Господом. Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился.
Взял в жены княжну Феофанию. Княжеская чета долго не имела детей и часто посещала Киево-Печерскую обитель, где молилась Господу о даровании им чад. Трижды являвшаяся им Пресвятая Богородица сообщала, что их молитва услышана и Господь дарует им дочь. Их первенцем стала преподобная княжна Феодулия, в монашестве Евфросиния. Впоследствии у них также родились сын благоверный князь Роман, и дочь Мария.
В 1223 году благоверный князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи половцам против надвигавшихся татарских полчищ. С 1223 года после гибели в битве на Калке его дяди, Мстислава Черниговского, святой Михаил стал князем Черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение новгородцами. Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода. Особенно важно для новгородцев было то, что вокняжение Михаила означало примирение с Новгородом святого благоверного великого князя Владимирского Георгия Всеволодовича, жена которого, святая княгиня Агафия, была сестрой князя Михаила.
Но благоверный князь Михаил недолго княжил в Новгороде. Вскоре он возвратился в свой родной Чернигов. На уговоры и просьбы новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители - братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов.
Благоверный князь ревностно занялся благоустройством своего удела. Но трудно было ему в то тревожное время. Его деятельность вызвала беспокойство Курского князя Олега, и между князьями в 1227 году едва не вспыхнула междоусобица - их примирил Киевский митрополит Кирилл. В том же году благоверный князь Михаил мирно разрешил на Волыни спор между Киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и князем Галицким.
С 1235 года святой благоверный князь Михаил занимал Киевский великокняжеский стол.
Наступило тяжелое время. В 1238 году татары опустошили Рязань, Суздаль, Владимир. В 1239 году они двинулись на Южную Россию, опустошили левобережье Днепра, земли черниговские и переяславские. Осенью 1240 года монголы подступили к Киеву. Ханские послы предложили Киеву добровольно покориться, но благоверный князь не стал вести с ними переговоры. Князь Михаил срочно уехал в Венгрию, чтобы побудить венгерского короля Белу совместными силами организовать отпор общему врагу. Пытался святой Михаил поднять на борьбу с монголами и Польшу, и германского императора. Но момент для объединенного отпора был упущен: Русь была разгромлена, позже пришел черед Венгрии и Польши. Не получив поддержки, благоверный князь Михаил возвратился в разрушенный Киев и некоторое время жил неподалеку от города, на острове, а затем переселился в Чернигов.
Князь не терял надежды на возможное объединение христианской Европы против азиатских хищников. В 1245 году на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный святым Михаилом его сподвижник митрополит Петр, призывавший к крестовому походу против языческой Орды. Римо-католическая Европа в лице своих главных духовных вождей, римского папы и германского императора, предала интересы христианства. Папа был занят войной с императором, немцы же воспользовались монгольским нашествием, чтобы самим броситься на Русь.
Вскоре на Русь явились ханские послы, чтобы провести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалась полная покорность татарскому хану, а на княжение - его особое разрешение - ярлык. Послы сообщили князю Михаилу, что и ему нужно отправиться в Орду для подтверждения прав на княжение ханским ярлыком. Видя бедственное положение Руси, благоверный князь Михаил сознавал необходимость повиноваться хану, но как ревностный христианин он знал, что от веры своей перед язычниками не отступит. От духовного отца, епископа Иоанна, он получил благословение ехать в Орду и быть там истинным исповедником Имени Христова.
Вместе со святым князем Михаилом отправился в Орду его верный друг и сподвижник боярин Феодор. В Орде знали о попытках князя Михаила организовать выступление против татар совместно с Венгрией и другими европейскими державами. Враги давно искали случая убить его. Когда в 1245 году благоверный князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали перед тем, как идти к хану, пройти через огненный костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклониться обожествляемым монголами стихиям: солнцу и огню. В ответ жрецам, повелевавшим исполнить языческий обряд, благоверный князь сказал: "Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари". Хану донесли о непокорности русского князя. Батый через своего приближенного Эльдегу передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, непокорные умрут в мучениях. Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: "Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам". Судьба мужественных христиан была решена. Укрепляясь словами Господа "кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее" (Мк. 8, 35 - 38), святой князь и преданный его боярин приготовились к мученической кончине и приобщились Святых Таин, которые предусмотрительно дал им с собой духовный отец. Татарские палачи схватили благоверного князя и долго, жестоко избивали, пока земля не обагрилась кровью. Наконец один из отступников от Христовой веры, по имени Даман, отсек голову святому мученику.
Святому боярину Феодору, если он выполнит языческий обряд, татары льстиво стали обещать княжеское достоинство замученного страдальца. Но это не поколебало святого Феодора - он последовал примеру своего князя. После таких же зверских истязаний ему отрубили голову. Тела святых страстотерпцев были брошены на съедение псам, но Господь чудесно охранял их несколько дней, пока верные христиане тайно не погребли их с почестью. Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов.
Исповеднический подвиг святого Феодора поразил даже его палачей. Убедившись в непоколебимом хранении русскими людьми православной веры, их готовности умереть с радостью за Христа, татарские ханы не решались испытывать впредь терпение Божие и не требовали от русских в Орде прямого исполнения идольских обрядов. Но борьба русского народа и Русской Церкви против монгольского ига продолжалась еще долго. Православная Церковь украсилась в этой борьбе новыми мучениками и исповедниками. Отравлен монголами был великий князь Феодор (+ 1246). Замучены были святой Роман Рязанский (+ 1270), святой Михаил Тверской (+ 1318), его сыновья Димитрий (+ 1325) и Александр (+ 1339). Всех их укрепляли пример и святые молитвы русского первомученика в Орде - святого Михаила Черниговского.
14 февраля 1572 года, по желанию царя Иоанна Васильевича Грозного, с благословения митрополита Антония, мощи святых мучеников были перенесены в Москву, в храм, посвященный их имени. Оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года - в Архангельский собор Московского Кремля.
(Архангельский собор Московского Кремля)
(рака свв. князя Михаила и болярина Феодора в Архангельском соборе)
Житие и служба святых Михаила и Феодора Черниговских были составлены в середине XVI столетия известным церковным писателем, иноком Зиновием Отенским. Память святых 20 сентября установил в 1771 году епископ Черниговский Феофил (Игнатович).
"Род праведных благословится", - говорит святой псалмопевец Давид. Это в полной мере сбылось на святом Михаиле. Он явился родоначальником многих славных фамилий в русской истории. Дети и внуки его продолжили святое христианское служение князя Михаила. Церковь причислила к лику святых его дочь - преподобную Евфросинию Суздальскую и его внука - святого благоверного Олега Брянского.
(О прп. Евфросинии Суздальской можно подробно прочитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/266112.html).
Тропарь благоверного князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора
глас 8
Троичнаго Божества осиянием просветився,/ страстотерпче великий княже Михаиле,/ с премудрым болярином ти Феодором,/ самозванна к подвигом устремистася,/ сквозе огнь не идоста,/ кусту же и идолом не поклонистася, но оплеваста/ и нечестиваго царя обличиста,/ Христа же Единаго от Троицы Бога Суща исповедаста./ И того ради кровей своих струями обагристася, славная./ Темже и венца от Него победная прилета,/ и нас свыше назираета,/ молим ва, святая, молите Того,/ яко да вашими молитвами избавит нас от всяких обстоящих ны зол/ и подаст нам вся благая,/ Иже Един Сый прославляемый во святых Своих.
Кондак благоверного князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора
глас 5
Солнца мысленнаго праведнаго — Христа/ озарився сиянием, пребогате Михаиле,/ видимому солнцу не поклонился еси/ и твари паче Творца не послужил еси/ и нечестие обуздал еси,/ ярости царя не убоявся/ и крове своей обагрением/ Христови предстал еси, радуяся./ И ныне в пренесении мощей твоих/ нас свыше назирай и Христа Бога моли,/ молимся яко спастися нам/ и Православию непоколебиму пребыти,/ Отечеству нашему соблюстися во всем/ молитвами твоими, святе,/ по велицей Его милости.
Священномученик Александр (Тетюев)
Священник Александр Тетюев родился 10 марта 1879 года в селе Салтанове Чердынского уезда Пермской губернии. Все предки его были священнослужителями в Пермской губернии. Прадед его, Савва Иоакимович Тетюев служил в начале XIX века. Его сын, Стефан Саввич, родился в 1825 году и служил дьяконом. Сын Стефана Саввича, Павел Стефанович был рукоположен в сан священника к одному из храмов города Соликамска, где прослужил до самой кончины, 1916 года. Его сын Александр, будущий священномученик, поступил учиться в городское училище в Соликамске, окончить которое ему не пришлось.
Однажды он с товарищами решил пошутить. За одну ночь они перевесили почти все городские вывески. Вывеску купца второй гильдии повесили сапожнику, а вывеску сапожника — купцу и т. д. Отец Павел на шутку посмотрел строго и решил своего сына примерно наказать. Он забрал его из училища и отдал на исправление в Соликамский Троицкий монастырь. Два года пробыл Александр послушником, в последнее время — у архимандрита Хрисанфа Клементьева. Монастырская жизнь благотворно повлияла на юношу. В монастыре он стал усиленно заниматься и сдал экстерном экзамены за курс училища, получив право на преподавание в церковно-приходских сельских школах. В 1901 году Александр Павлович поступил учителем в церковно-приходскую школу села Мошева; через год он стал помощником учителя в селе Усть-Ныроб. Здесь он женился на Клавдии Александровне.
В 1903 году он был рукоположен в сан священника села Леклюртово. Отец Александр здесь прослужил недолго и был переведен в Воскресенский собор города Чердыни.
В первый раз отец Александр был арестован в 1920 году за отказ сотрудничать с ЧК, он просидел в тюрьме Чердыни около года. Во второй раз его арестовали в 1929 году за сопротивление обновленчеству. В этот год обновленцы употребляли значительные усилия, чтобы захватить православные храмы. Они силой захватили Воскресенский собор, надеясь, что отец Александр продолжит свое служение в нем и тем самым присоединится к обновленцам. Но священник категорически отказался служить с обновленцами и перешел в храм Успения, остававшийся православным, а за ним перешли и все прихожане.
Обновленцы запротестовали против ухода прихожан и обратились за помощью к ГПУ. Отец Александр был арестован и обвинен в том, что он своими действиями внес рознь в среду верующих. Сидел он в тюрьме на Усолье. Освободившись из заключения, отец Александр вернулся в Чердынь, продолжал служить в храме. Гонения на Православную Церковь тем временем не только не уменьшались, но все увеличивались, и священник, чтобы не подвергать жену и детей преследованиям, благословил их переехать в другой город, откуда они приезжали навещать подвижника-отца.
В 1936 году близкие стали уговаривать отца Александра оставить священство и перейти на гражданскую службу, домашние даже и костюм ему купили, но он категорически от этих предложений отказался. Всю жизнь он более всего любил Православную Церковь, православную Россию, русский народ, наиболее полно воплотивший в себе идеал христианского совершенства, и для него немыслимо было оставить церковное служение. «Я верю, — говорил он, — что несмотря на все гонения, православие, которое исповедует русский народ, не будет уничтожено».
Священник Александр Тетюев был арестован 5 августа 1937 года и вскоре расстрелян.
7 июля 1989 года был реабилитирован заместителем прокурора Пермской области.
Канонизирован в августе 2000 года решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.
Священномученик Феоктист Смельницкий, пресвитер
Память 20 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 4 января 1874 года в селе Тарасовичи Остёрского уезда Черниговской губернии, в семье псаломщика.
В 1898 году окончил Черниговскую духовную семинарию.
Вступил в брак с Клавдией Михайловной Ягодовской (1879 г.р.), у них родилось двое детей: Валентин (1899 г.р.) и Нонна (1905 г.р.).
15 августа 1898 году был рукоположен в сан священника епископом Черниговским Антонием (Соколовым), определен настоятелем Рождественской церкви с. Верхличи Суражского уезда Черниговской губернии и законоучителем земской школы.
Во время революционных событий 1905-1907 годов вся семья отца Феоктиста, часто жертвуя своей жизнью, протестовала против случаев грабежей, мародерства и еврейских погромов.
В 1913 году переведен в Чернигов и назначен экономом Черниговской духовной семинарии. В Чернигове батюшка служил в семинарском храме святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских.
Во время революционных событий 1917 года семья священника была вынуждена переехать в Киев. Отец Феоктист около трех лет был настоятелем Дарницкого храма. Пренебрегая здоровьем и даже рискуя жизнью своей семьи, как это было и раньше в Гоголеве, батюшка протестовал против издевательств над невинными людьми. Особенно он заступался за евреев, которых массово грабили и убивали только за их национальность.
В 1919 году, во время наступления большевиков, дом отца Феоктиста подвергся погрому, и батюшка со своей семьей должен перебираться из Дарницы в Киев, но там он был арестован киевской ЧК. Батюшку выпустили из тюрьмы только через три месяца по ходатайству большого количества людей, среди которых были и те, которых совсем недавно отец Феоктист сам освобождал из тюрем.
В августе 1921 года был арестован политбюро Остерского уезда Черниговской губернии «за контрреволюционную агитацию против советской власти». На священника написали донос бывший диакон Воропаивськои церкви Сергей Ситников, которого прихожане выгнали из церкви за пьянство еще до приезда отца Феоктиста, местный секретарь исполкома Василий Терещенко, которого батюшка часто обличал за чрезмерное корыстолюбие, и член сельского комбеда Григорий Ювжик, которому батюшка сделал замечание относительно избиения им своего старого отца.
Пока шло следствие, священника удерживали в Остерский тюрьмы в ужасных условиях. Отец Феоктист отказался от пищи, но в контрреволюционном преступлении виновным себя так и не признал. Все время за батюшку не переставали хлопотать жители села Воропаева. В Остерское политбюро начали поступать многочисленные письма с ходатайствами об освобождении священника из тюрьмы. Эти письма писали дарницкие рабочие, чиновники и даже евреи, оставшиеся в живых только покровительством батюшки. Эти письма не остались без внимания власти. 13 октября 1921 года отец Феоктист был освобожден, а постановлением Черниговского губернского революционного трибунала от 12 января 1922 года уголовное дело в отношении него было прекращено за отсутствием состава преступления.
После освобождения отец Феоктист немедленно вернулся к служению, но в результате упадка сил заболел тяжелой формой сыпного тифа и около года не мог выздороветь.
В 1922 году развернулась широкомасштабная кампания по изъятию церковных ценностей. Отец Феоктист заранее ознакомил общественность с посланием Черниговского епископа Пахомия (Кедрова) о добровольной передаче церковной драгоценной утвари, но прихожане высказались за то, чтобы дождаться приезда комиссии. Когда 27 мая 1922 года комиссия по изъятию церковных ценностей прибыла в Воропаев, настоятеля храма не оказалось на месте, он уехал по делам в Киев. Члены комиссии вместе с церковным старостой Василием Бруханским и председателем церковного совета Андреем Качкан не смогли найти книгу описи церковного имущества. Это произошло из-за того, что ранее Воропаевская церковь считалась кладбищенской и была приписана к Жукинскому приходу, поэтому книга описи церковного имущества хранилась в Жукинской церкви. Зато члены комиссии нашли в алтаре серебряную чашу и сразу обвинили священника, старосту и председателя совета в сокрытии церковных ценностей. Старосту и председателя приходского совета арестовали на месте, а священник был арестован сразу после того, как он вернулся из Киева.
Отец Феоктист содержался в Остерском допре. Решением Черниговского Губревтребунала от 29 июня все обвиняемые получили по одному году общественно-принудительных работ с лишением свободы, хотя и условно. 22 июля состоялось заседание Верховного кассационного суда, на котором рассматривалась кассационная жалоба отца Феоктиста, но решение предыдущего суда осталось без изменений.
В 1930-х годах о. Феоктист был назначен настоятелем Свято-Троицкого храма поселка Лосиновка, расположенном в 110 километрах от Чернигова. В Лосиновке в это время шла борьба за храмы: с одной стороны представителями безбожной власти, а с другой - с раскольниками-автокефалистами. Действующей оставалась только Свято-Троицкая церковь.
В 1936 году власть закрыла и Троицкий храм, игнорируя многочисленные протесты верующих. Священника всеми правдами и неправдами заставляли покинуть Лосиновку. Отец Феоктист неоднократно обращался с просьбой к сельскому председателю не выгонять его семью зимой из церковного дома. Ответа не пришлось долго ждать: руководство села составило на священника донос, а в конце марта отца Феоктист был арестован и заключен в Нежинскую тюрьму, а затем осужден на два года лишения свободы условно с испытательным сроком на три года.
27 мая 1936 года был вновь арестован, обвинялся в том, что «находясь под стражей в тюрьме, вел среди заключенных антисоветскую агитацию, доказывая им, что советская власть является властью бандитов, что народ скоро восстанет и советская власть будет свергнута». Виновным себя не признал.
17 июля 1936 года Спецколлегией Черниговского облсуда был приговорен к пяти годам исправительно-трудового лагеря. По причине старческой дряхлости и резкого упадка сил он был признан негодным к физическому труду. Его отправили в Карлаг НКВД в Казахстане, где по инвалидности ему разрешили не работать. В лагерь поступил 10 сентября 1936 года.
19 сентября 1937 года он был арестован в лагере по обвинению в "злостной антисоветской агитации, контрреволюционной деятельности в лагере". Из обвинительного заключения:
… проводил злостную к/р агитацию - не прекратил к/р деятельности в лагере. В своей к/р агитации Смельницкий говорил заключенным: "... страной управляет бандит (т.СТАЛИН), который просидел в тюрьме 27 лет, а теперь мы хотим ждать от него добра. Такие же и другие. Например, Гр.Ив.Петровский, он родственник моей жены (двоюродный брат), до революции занимался жульничеством и воровством". В разговоре о лагерях и проводимой в них исправительно-трудовой политике Смельницкий говорил заключенным, что лагерями управляют босяки и бывшие преступники ". Будучи допрошенным в качестве обвиняемого, Смельницкий виновным себя не признал, но на все заданные ему вопросы дал исчерпывающие ответы, но подписать свое показание отказался, не желая пачкать своих рук"
28 сентября 1937 года тройкой при УНКВД по Карагандинской обл. был приговорен к высшей мере наказания.
Расстрелян 3 октября 1937 г. в 23 часа 30 минут, в отделении "Тартаул" Карлага НКВД. Погребен в безвестной могиле.
6 мая 1990 года был реабилитирован заместителем прокурора Карагандинской области по 1937 году репрессий.
Канонизирован в августе 2000 года решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.