Продолжение…
Святитель Айдан Линдисфарнский (Aidan, Aedhan), епископ Нортумбрийский
Когда в 633 году языческий король Мерсии Пенда завоевал королевство Нортумбрию, принявшую незадолго до этого – при святом короле Эдвине – крещение, три молодых принца этого королевства вынуждены были отправиться в изгнание. Они двинулись в Шотландию, на монастырский остров Айона, где в то время процветало ирландское монашество. Прошло некоторое время, и старший из них вернулся обратно в Нортумбрию, чтобы спасти ее от язычников. Но он погиб в битве с Пендой. Тогда в королевство приехал другой брат. Его звали Освальд, он был полон религиозного рвения и всей душой желал снова увидеть свою родную страну христианской. В 634 году в местечке Хэвенфильд (Небесное поле), возле Адрианова вала, он разгромил языческую армию Пенды, так что Пенде пришлось одному покидать Нортумбрию. Ко времени приезда Освальда в это королевство в нем был только один христианский проповедник - святой диакон Иаков[1]. Освальд очень любил диакона Иакова и делал все возможное, чтобы ему помочь. Но Освальд понимал также, как остро ему не хватает хороших проповедников, потому и послал за ирландскими миссионерами на остров Айону. Первый приехавший с Айоны миссионер по имени Корман был слишком строгим, к тому же он не знал языка англов, так что ему пришлось вернуться обратно на остров. По возвращении он стал рассказывать братии, «какое безнадежное дело – проповедовать этим диким и упрямым англам». Но один из монахов, по имени Айдан, ответил ему кротко: «Возможно, брат, ты был слишком строг с этими неграмотными людьми». И в Нортумбрию решено было отправить святого Айдана. Святой Освальд сразу полюбил подвижника и подарил ему остров Линдисфарн, находящийся у северо-восточного берега Англии. Святому Айдану суждено было стать апостолом Нортумбрии и одним из любимейших англичанами святых, а остров Линдисфарн стал одним из величайших центров монашеской и созерцательной жизни всей Британии на многие годы.
Кем же был святой Айдан?
Святой Айдан (память 31 августа / 13 сентября) был ирландцем по происхождению; возможным местом его рождения считают Коннахт. О ранних годах его жизни ничего не известно. Он был в числе непрямых учеников святого Колумбы Айонского († 597), одного из просветителей Шотландии и основателя прославленного монастыря на острове Айона. Айдан стал монахом на этом острове, где был обучен в кельтской традиции; он вел аскетическую жизнь и стяжал славу добродетельного и святого мужа.
По просьбе короля Освальда в 635 году святой Айдан с некоторыми братиями отправился в Нортумбрию для просвещения северной Англии и для того, чтобы стать епископом недавно обращенных в Православие жителей Нортумбрии. Посвященный в сан епископа в 635 году, святой Айдан обосновался на острове Линдисфарн (также известен как Холи-Айленд – буквально «Святой остров»), где построил церковь и создал монастырь, сделав его местом своего пребывания. Он утвердил здесь епархию Линдисфарна и отсюда управлял ею как епископ, одновременно являясь и игуменом Линдисфарнской обители. Новая епархия простиралась от реки Форт в Шотландии до реки Хамбер в северной Англии. Остров Линдисфарн напоминал остров Айону, располагался неподалеку от дворца королей Нортумбрии в Бамбурге и весьма подходил для того, чтобы стать центром новой миссии. Из Линдисфарна и началась христианизация северной Англии.
Святой Айдан, первый кельтский миссионер в земле англов, изъездил Нортумбрию вдоль и поперек. В первые годы миссии Айдана и его монахов часто сопровождал король Освальд – в качестве переводчика, так как Айдану потребовалось время, чтобы выучить язык англов. Почти все сведения, известные нам о святом Айдане и его миссии среди северных англов, мы находим у святого Беды Достопочтенного в его «Церковной истории народа англов». Преподобный Беда отзывался о святом Айдане с такой любовью и теплом, с какой не отзывался, пожалуй, больше ни об одном святом.
В Нортумбрии святой Айдан построил много храмов и монастырей, выкупил многих мальчиков-англов из плена и обучил их церковным наукам. Он вдохновлял новокрещеный народ соблюдать все посты и часто размышлять над Священным Писанием. Сам же Айдан жил в крайней бедности и воздержании, при этом он нередко обличал богатых и сильных мира сего за их расточительную жизнь и несправедливое отношение к беднякам.
Святителя все любили за его терпение и доброту. Переходя пешком от одной деревни к другой, он заводил простую беседу с местными жителями о Христе и этим постепенно пробуждал в них интерес к христианству. Он был терпелив с ними, его простая речь была понятна жителям Нортумбрии. Так по прошествии некоторого времени Айдан и сопровождавшие его в этих путешествиях монахи постепенно, селение за селением, привели нортумбрийцев ко Христу. Святитель взял 12 юношей из числа англов учиться в Линдисфарнском монастыре, так как хотел, чтобы будущие епископы и учителя веры в Нортумбрии были из числа местных жителей.
Король Освальд, который был единого духа с Айданом, во всем ему помогал. Когда в некий день Освальд раздал огромную милостыню нуждающимся, Айдан, похвалив его за милосердие, предрек королю, что его правая рука останется нетленной (это предсказание сбылось). Но в 642 году король Освальд был убит в бою с язычниками, которыми предводительствовал Пенда. После гибели Освальда Нортумбрия на время раскололась на две провинции. Освальд же с течением времени был прославлен в лике святых.
Святому королю Освину[2] по смерти Освальда отошла провинция Дейра на юге Нортумбрии (современный Йоркшир). Он семь лет превосходно управлял своей страной и стяжал всеобщую любовь народа Дейры. Святой Освин, по словам Беды Достопочтенного, был человеком «великого смирения и благочестия». Король был высок и красив, приятен в обхождении и щедр ко всем – и к знатным, и к простым людям. Освин тоже проникся любовью к святому Айдану, всячески поддерживал его миссию и (как и святой Освальд до него) некоторое время был переводчиком для святителя. Айдан считал Освина своим другом. Но святого Освина тяготила крайняя нестяжательность Айдана, который сразу раздавал все, что получал в дар. Однажды Освин подарил Айдану лошадь, чтобы ему более не приходилось ходить пешком во время долгих миссионерских путешествий, но Айдан по смирению отказался от королевского подарка и сразу отдал лошадь бедному крестьянину, которому нужна была лошадь для пахоты.
Вот что писал о святом Айдане преподобный Беда Достопочтенный через 80 лет после кончины святителя:
«Лучшим доводом в пользу его учения служило то, что он с его товарищами жил той же жизнью, которой учил. Ибо он не думал и не заботился о земных благах, но тут же с радостью отдавал первому встречному бедняку дары, полученные им от королей и сильных мира сего. Повсюду, в городе и деревне, он путешествовал не верхом, а пешком… Во всем его жизнь была отличной от теплохладности нашего времени… Ни из почтения, ни из страха не молчал он о грехах богачей, но вразумлял их суровым порицанием… Все деньги, полученные в дар от богатых, он тратил на помощь бедным или на выкуп тех, кто был несправедливо продан в рабство. Многие из тех, кого он выкупил, позднее сделались его учениками и после его наставлений и поучений приняли священство…»
Во время Великого поста святой Айдан всегда удалялся на Иннер-Фарн – остров, относящийся к Фарнским островам (маленький островок рядом с Линдисфарном в Северном море), где, подражая другим кельтским подвижникам, уединялся на продолжительную молитву, не видя в это время ничего и никого, кроме моря и птиц. В 651 году, пребывая на этом острове, Айдан увидел, что язычники-мерсийцы во главе с королем Пендой напали на Бамбург и подожгли его стены. Подвижник тотчас же вознес пламенную молитву – и о чудо! – ветер внезапно изменился, и огонь направился прямо на язычников. По молитвам Айдана город был спасен, а язычники бежали прочь. Вот почему святого Айдана почитают как покровителя пожарных.
(Остров Иннер-Фарн)
Однажды святой епископ Айдан, сидя за столом в доме у короля Освина, вдруг горько заплакал. Когда находившийся рядом священник спросил, в чем дело, Айдан ответил, что ему было открыто в видении, что святой Освин долго не проживет, поскольку его народ не достоин такого смиренного правителя, как он. Пророчество Айдана вскоре сбылось.
В том же 651 году Освиу, король Берниции (северной части Нортумбрии), охваченный жаждой власти, убил короля Освина. Святитель Айдан пережил своего верного друга лишь на одиннадцать дней: он преставился 31 августа 651 года. Епископское и миссионерское служение Айдана в Нортумбрии продолжалось 16 лет. Он отошел ко Господу в церкви королевской резиденции рядом с Бамбургом (столицей Нортумбрии), перед смертью же подвижник заболел. В ту ночь, когда преставился святой апостол Нортумбрии, один юноша, пасший овец высоко в горах Ламмермур-Хиллс, увидел душу святого Айдана, уносимую в великой славе ангелами на небеса к вечному блаженству райских обителей. На следующее утро он узнал о кончине святого. Это чудо побудило юношу искать монашеской жизни. Этим пастухом был святой Кутберт, ставший в будущем величайшим английским святым.
Жизнь святого Айдана была полна чудес, и сам он был провидцем и творил бесчисленные чудеса, о чем свидетельствует преподобный Беда. Как-то некоему священнику было поручено поехать за принцессой Энфледой в Кент, чтобы оттуда доставить ее по морю в Нортумбрию, где ей предстояло выйти замуж за короля Освиу. Этот священник пришел к святителю Айдану и попросил его помолиться о нем, пока он будет в пути. Святой дал ему немного освященного масла и сказал, что во время плавания они попадут в сильный шторм, но если вылить масло в море, то корабль будет спасен. Так все и случилось: корабль по пути в Нортумбрию настиг ужасный шторм, все находившиеся на нем могли в любой миг погибнуть, но священник вспомнил о масле, вылил его в море, и шторм тотчас утих.
Широко известно в Англии посмертное чудо, совершенное святым Айданом. Он, как мы уже упоминали, умер в Бамбурге. В последнюю свою земную минуту святой прислонился к внешней опоре церкви. Впоследствии эта церковь была сожжена язычниками, но опора осталась целой и невредимой. Позднее церковь отстроили, но по небрежению местных жителей она снова сгорела. Опора и на этот раз уцелела. Тогда церковь заново перестроили, а опору поместили внутри церкви. С тех пор многие люди на том месте получили исцеление и исполнение молитвенных прошений.
От мощей святителя Айдана после его упокоения тоже совершались многочисленные чудеса. Святого Айдана сначала погребли в могиле на острове Линдисфарн, а вскоре его мощи перенесли в монастырскую церковь Линдисфарна. В 660-е годы часть мощей святого была перенесена святителем Колманом Линдисфарнским в родную для него Ирландию. В 793 году датчане разграбили Линдисфарнский монастырь, поэтому часть мощей святителя Айдана, вероятно, была перенесена в монастырь Гластонбери графства Сомерсет, что послужило широкому почитанию святителя не только на севере Англии и в Шотландии, но и в Мерсии, то есть в центральной Англии. Возможно, мощи святого Айдана хранились и на острове Айона в Шотландии. Словом, почитание святителя стало общенациональным.
(Церковь св. Айдана в Бамбурге, Нортумберленд)
Неутомимый в проповеди Евангелия, святой Айдан воистину является одним из любимейших святых Англии и Шотландии, его называют апостолом Нортумбрии, отцом нортумбрийского монашества. Благодаря святому Айдану, а также святым королям Освальду и Освину, королевство Нортумбрия сделалось духовной крепостью англо-саксонских земель. Деятельность святого принесла большие плоды. Святой Беда любил и ценил святителя за его любовь к молитве, мудрость, миролюбие, чистоту, смирение, а также заботу о больных и нищих. Преподобный Беда даже указывал на пример святого Айдана для обличения некоторых теплохладных и нерадивых епископов своего времени.
Заметим, что святой Айдан был приверженцем ирландских практик в аскетической жизни и проповеди слова Божия. Во времена Айдана в Англии одновременно действовали две миссии: римская миссия из учеников и преемников святителя Августина Кентерберийского на юге и миссия святого Айдана и его учеников на севере, которая продвинулась и далеко на юг – в Мерсию и другие районы. Благодаря этим двум миссиям вся Англия была за относительно короткое время обращена ко Христу, а чуть позднее такие святые, как Кутберт Линдисфарнский, объединили в себе кельтскую и римскую практики – аскетическую созерцательную жизнь с блестящими организаторскими способностями. Сторонники как ирландской, так и римской практик (которые, надо заметить, не противоречили друг другу, а дополняли друг друга) уважали святого Айдана и восхищались им за его неутомимые миссионерские труды. Среди духовных преемников святого Айдана – такие великие угодники, как святители Кутберт, Чед Личфилдский и Эта Хексемский.
После святого Айдана основанный им Линдисфарнский монастырь рос и развивался, монахи Линдисфарна возводили новые церкви и обители во многих районах Англии, а сам святой остров стал центром учености, культуры, отшельнической созерцательной жизни, взрастив сонм святых, и величайшим миссионерским центром Нортумбрии. Святые игумены и епископы Линдисфарнские следовали один за другим: святитель Финан[3], святитель Колман[4], святитель Туда[5], святитель Эта[6], чудотворец всей Британии святитель Кутберт – во имя его освящено не менее 135 церквей, святитель Эдберт[7], святитель Эдфрид[8], святитель Этильвальд[9]. Многие из них были и миссионерами, и отшельниками, проводили часть жизни своей в полном уединении. Так продолжалось до середины VIII века. Благодаря своим святым монахам Линдисфарн называли «английским Афоном».
Святого Айдана часто изображают епископом, держащим на ладони Линдисфарнский монастырь, с оленем у ног (по легенде, однажды святитель пожалел оленя, за которым гнались охотники, и по его молитве тот стал невидимым). Его также нередко изображают держащим горящий факел, отдающим лошадь бедному крестьянину, успокаивающим шторм на море и тушащим пожар своей молитвой.
В недавнее время святому Айдану была написана православная служба на английском языке[10].
Святитель Айдан является покровителем графства Нортумберленд. Многочисленные храмы освящены во имя этого святого. В Бамбурге до сих пор сохранилась древняя церковь, ему посвященная, к которой совершаются паломничества. На острове Линдисфарн сохранились руины древнего монастыря, а также статуя святителя. Остров этот является одним из самых популярных мест паломничества в Англии.
__________________________
Примечания:
[1] Святой праведный диакон Иаков Йоркский был родом из Италии. Он сопровождал святителя Павлина во время его миссии в Нортумбрию в конце 620-х – начале 630-х гг. Он остался проповедовать в этом королевстве даже после того, как оно было завоевано язычниками в 633 г. В 2011 г. была опубликована православная служба праведному Иакову на английском языке.
[2] Святой Освин (память 20 августа / 2 сентября) был сыном Осрика, короля Дейры, убитого язычниками в 634 г. После этого Освин некоторое время жил в Уэссексе. В то время его двоюродный брат святой Освальд объединил Дейру и Берницию в единое королевство Нортумбрию, но после его гибели от рук язычников в 642 г. королевство снова распалось. Святой Освин был избран на трон народом Дейры в 644 г. и правил королевством до 651 г.; Освиу же стал править Берницией. После нескольких лет мирного правления Освиу, ведомый завистью, объявил войну Освину. Освиу хотел во что бы то ни стало подчинить своей власти всю территорию Нортумбрии. Но святой Освин, узнав, что армия Освиу численностью значительно превышает его армию, отказался воевать и вместо этого удалился в местечко Гиллинг, что на месте нынешнего графства Норт-Йоркшир (ныне деревня Гиллинг-Уэст). Вскоре, однако, один из друзей Освина предал его, и святой был убит воинами короля Освиу. С тех пор святой Освин почитается как король-мученик и страстотерпец. Спустя некоторое время после его мученической смерти король Освиу глубоко покаялся в содеянном. В знак своего покаяния в совершенном злодеянии Освиу основал 12 церквей и монастырей. Мощи святого Освина были положены в церкви монастыря Тайнмут на севере Англии на месте нынешнего графства Тайн-энд-Уир, и от них происходили многочисленные чудеса. Со временем, особенно после датских набегов, монастырь Тайнмут пришел в упадок, от него осталась лишь церковь святой Марии, о могиле святого Освина стали забывать, но в 1065 г. сам Освин в чудесном видении явился одному монаху и отшельнику по имени Эдмунд и повелел отыскать его мощи. Очень скоро мощи святого короля и мученика были снова обретены, от них стали совершаться чудеса, а в 1085 г. в Тайнмуте был основан новый норманнский католический монастырь-приорат, просуществовавший до самой Реформации (был упразднен в 1538 г.). Сегодня от бывшего норманнского монастыря Тайнмут остались в основном одни руины. Среди руин можно увидеть и остатки бывшей церкви приората, а рядом находится действующая маленькая часовня святой Марии. Приходская церковь в деревне Уайлэм-он-Тайн в графстве Нортумберленд освящена во имя святого Освина.
[3] Великий миссионер святитель Финан (память 17 февраля / 2 марта) был родом из Ирландии. Сначала он подвизался в монастыре на острове Айона в Шотландии, затем был отправлен на остров Линдисфарн и стал преемником святого Айдана в Церкви Нортумбрии. Был игуменом и епископом Линдисфарна с 651 по 661 г. Он следовал примеру святого Айдана и трудился вместе с королем Освиу Нортумбрийским, посылая миссионеров в королевства Мерсия и Эссекс. Святой Финан благословил святителя Кедда и других миссионеров просвещать восточных саксов. Святой Беда пишет о святом Финане как о способном архипастыре Церкви Линдисфарна. Святой Финан крестил вождя Пэду – сына языческого короля Пенды Мерсийского – и всех его слуг, а также обратил ко Христу короля Эссекса Сигеберта. Святитель также назначил святого миссионера Диуму епископом срединных англов и мерсийцев. На острове Линдисфарн святитель Финан выстроил кафедральный собор в ирландском стиле из дубовых бревен с крышей из тростника, освятив его во имя святого Петра. Апостольское усердие святителя Финана привело к тому, что во время его епископства были основаны обители во имя Божией Матери вблизи устья реки Тайн (обитель Тайнмут), монастырь в Гиллинге и обитель в Уитби. Святитель Финан описывается современниками как преподобный епископ святой жизни, посвятивший всего себя служению Богу.
[4] Святитель Колман (память 18 февраля / 3 марта) родился около 605 г. в провинции Коннахт в Ирландии, а позднее стал монахом на острове Айона в Шотландии. Святого Колмана избрали игуменом монастыря на острове Линдисфарн и третьим епископом Линдисфарнским в Англии после святого Финана (661–664). При святителе Колмане многие монахи из Линдисфарна просвещали другие англо-саксонские королевства. Святому Колману предстояло стать главным защитником ирландской (и к тому времени весьма устаревшей) практики счета даты Пасхи и бритья монашеской тонзуры на церковном Соборе в городе Уитби в 664 г. На соборе было принято решение придерживаться православной древнеримской практики, и тогда святитель Колман со всеми ирландскими и с 30 английскими монахами покинул Линдисфарн. Затем он ненадолго посетил остров Айону, около 667 г. основал несколько церквей в Шотландии и вскоре со своими учениками возвратился в Ирландию, где в 668 г. основал новую обитель на острове Инишбоффин (графство Голуэй) на западе страны для ирландских монахов, а позднее – обитель для монахов-англичан в Мэйо (этот монастырь был известен как «Мэйо саксов»). До конца жизни святой Колман оставался настоятелем обоих монастырей, будучи верен кельтской традиции. Этот святой был большим аскетом. Преставился святой Колман около 676 г. Основанный им монастырь Инишбоффин просуществовал до X в. Сейчас население острова Инишбоффин составляет около 200 человек. Основанный святителем монастырь в Мэйо тоже процветал в течение долгого времени, о нем с восхищением отзывались такие ученые, как святой Беда Достопочтенный и Алкуин.
[5] Святитель Туда (память 21 октября / 3 ноября) был ирландским монахом, назначенным в 664 г. епископом Линдисфарна и преемником святого Колмана. Однако вскоре в Англии началась эпидемия чумы, от которой он и скончался на первом году своего епископского служения.
[6] Святитель Эта (память 26 октября / 8 ноября) – первый уроженец Нортумбрии, ставший епископом Линдисфарна. Вероятно, в молодом возрасте он был принят в Линдисфарнский монастырь, где обучался и подвизался в монашеской жизни при святом Айдане. Святой Эта подвизался в монастыре Рипон (графство Норт-Йоркшир; там до сих пор существует средневековый собор), в основании которого, вероятно, сам принимал участие. Примерно в 651 г. святой переехал в Мелроуз в Шотландию (округ Скоттиш-Бордерс) и стал игуменом местного монастыря. Там он познакомился со святым Кутбертом. Святой Эта стал наставником Кутберта, и их духовная дружба длилась долгие годы. После Собора в Уитби святой Эта стал настоятелем монастыря Линдисфарн, продолжая при этом управлять обителью Мелроуз. В 678 г. он стал епископом Линдисфарнским, а в 685 г. он и святой Кутберт поменялись кафедрами, и святитель Эта недолго руководил епархией Хексемской. Святой Беда глубоко почитал святителя Эту и называл его «добрейшим и простейшим из людей». Святитель Эта преставился около 686 г.
[7] Святитель Эдберт (память 6/19 мая), воспитанник Линдисфарна, стал епископом Линдисфарнским после святителя Кутберта (687–698). Отличался нестяжанием, милосердием к нищим, много времени проводил в уединенной молитве. При святом Эдберте в 698 г. были обретены нетленные мощи святого Кутберта.
[8] Святитель Эдфрит (память 4/17 июня) был епископом Линдисфарна после святого Эдберта (698–721). Он очень почитал святителя Кутберта Линдисфарнского, распорядился восстановить отшельническую келью святого на острове Иннер-Фарн. В память о святом Кутберте святой Эдфрит в течение двух лет переписал и украсил Линдисфарнское Евангелие, являющееся настоящим сокровищем древнего христианского мира. Мощи святого Эдфрита пребывали на Линдисфарне до начала датских набегов, затем их перенесли в Честер-Ле-Стрит, а впоследствии они пребывали в соборе города Дарем.
[9] Святитель Этильвальд (память 12/25 февраля) начал монашескую жизнь как ученик святого Кутберта, позднее стал помощником настоятеля монастыря в Мелроуз в Шотландии. Он был епископом Линдисфарна (721–737). Святой Этильвальд украсил обитель многими работами, в том числе драгоценным окладом для Линдисфарнского Евангелия (которое при нем одел в золотой оклад святой отшельник Билфрид), также резным каменным крестом в честь святого Кутберта. Святой Этильвальд преставился около 740 г.
[10] http://orthodoxengland.org.uk/servaida.htm
(перевел с английского Дмитрий Лапа)
Тропарь
глас 5
Святителю, отче Айдане, апостоле полунощи и светильниче кельтския церкве, славный человеколюбием, благороднейший в нестяжании, ревностный иноче и любителю проповеди слова Божия, предстательствуй о нас грешных Христу Богу нашему, да спасет души наша.
Кондак
глас 2
Сохранил и научил еси Христову учению и оросил потоками веры паравославныя страны Нортумбрийския, святителю Айдане. И ныне предстояй у престола Божия, Тому непрестанно молися о нас.