filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ljubov_i_svet,
filin_dimitry
filin_dimitry
ljubov_i_svet

Categories:

10 (23) июля 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас!

Положение честно́й ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве

положение_сестной_ризы_Господа_москва

Об обстоятельствах перенесения Ризы Господней из Иерусалима повествуют разные восточные сказания: армянские, грузинские, сирийские.

По преданию, воин, которому досталась Риза Господня, был грузином и впоследствии перенёс её в Грузию. Согласно другому сказанию, в пределах Иверии (Грузии) ещё со времени вавилонского пленения осела община еврейских переселенцев, потомки которых жили в Мцхете — древней столице Иверии. Мцхетские евреи ежегодно отправляли в Иерусалим своих посланников — для участия в праздновании ветхозаветной Пасхи. Один из них, по имени Елиоз, был очевидцем страданий Иисуса Христа на Голгофе и уверовал в Спасителя. Он сумел приобрести Ризу Господню у того воина, которому она досталась по жребию, и вернулся с ней в Мцхету (см. «Истина и Жизнь» № 4/96). Хитон Господень оставался в Грузии до начала XVII столетия.

Дальнейшая судьба Ризы Господней тесно связана с историей взаимоотношений трёх государств: Грузии, Персии и России. Когда в 1616–1617 гг. Грузию завоевал персидский шах Аббас I, русский царь Михаил Фёдорович в ответ на просьбу грузинского царя Теймураза о помощи взял того под защиту. В 1622 г. во время переговоров о дальнейшей судьбе Грузии и царя Теймураза шах заявил русским посланникам о том, что у него находится Хитон Господень, который он будто бы взял в Грузии и намерен послать в Москву царю Михаилу Фёдоровичу и Патриарху Филарету Никитичу.

В древнерусской письменности существует несколько сказаний о том, каким образом Риза Господня попала в Москву. Одно из них принадлежит известному писателю XVII в. князю Семёну Шаховскому (оно было помещено в рукописном сборнике, хранившемся в собрании академика Н.С. Тихонравова). Подлинные акты, свидетельствующие о доставке Ризы Господней в Москву, хранились в Московском главном архиве Министерства иностранных дел; в 1879 г. они были изданы, впоследствии было опубликовано и «Дело о присылке в Москву шахом Аббасом Ризы Господней», принадлежавшее тому же архиву. Тексты посольских документов приведены в исследовании С. Белокурова «Дело о присылке шахом Аббасом Ризы Господней царю Михаилу Феодоровичу в 1625 году» (1891). Там же помещены факсимильные фрагменты этой переписки.
Следует заметить, что на Западе существовало предание о том, что Риза Господня первоначально была найдена царицей Еленой (IV в.) в Палестине, перенесена в Трир и в 328 г. положена в Трирском соборе. Это «альтернативное» предание появилось в Западной Европе в 1196 г., а в 1512 г. здесь было установлено народное почитание трирской реликвии.

..Шах Аббас сдержал слово: в марте 1625 г. персидский посол Урусамбек привёз честную Ризу в Москву в дар Святейшему Патриарху Филарету от шаха Аббаса. Святыня была помещена в золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями. Вместе с ним посол вручил Патриарху письмо, в котором шах извещал, что, покорив Грузию, он обрёл эту святыню в ризнице митрополита, сокрытую в кресте.

В тот же день Патриарх Филарет со всем священным собором осмотрел ковчег: «И по досмотру в том ковчежце (оказалась) часть некая полотняна, кабы красновата, походила на мели, или будет от давных лет, лице изменила, а тканна во лну, а в длину и поперег пяди».

Поскольку Ризу прислал иноверный царь, а «неверных слово без испытания во свидетельство не приемлется», стали искать доказательства подлинности присланной святыни. Греческие и иерусалимские архиереи и архимандриты, находившиеся в то время в Москве, единогласно подтверждали, что в их Церквах сохраняется предание о том, что Риза Спасителя хранится в Грузии, куда она была перенесена воином, бывшим при распятии Иисуса Христа.

Но Патриарх Филарет пожелал иметь свидетельство свыше. Указом от 22 марта 1625 г. повелевалось: «Во всех монастырях держать семидневный пост и во всех храмах молить Господа Бога, чтобы Он Сам явил Свою волю о той святыне; а самую святыню с пением молебнов в крестных ходах носить по городу и возлагать на больных».
Многие больные после возложения на них Ризы Господней получали исцеление. Было выявлено 14 случаев чудесных исцелений от Ризы Господней в течение Крестопоклонной недели (4-я неделя Великого поста). Это неоспоримо свидетельствовало о подлинности Ризы Господней. 27 марта честная Риза была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. Вскоре для хранения «пребогатого сокровища» был устроен медный шатёр в юго-западном углу собора, в приделе св. апостолов Петра и Павла.

Хотя Риза Господня была привезена в Москву в марте, из-за бывшего в те дни Великого поста празднование Положения честной Ризы в Москве было установлено 10 июля (ст. ст.) — в канун возведения на царство Михаила Фёдоровича. Службу празднику, по благословению Святейшего Патриарха Филарета, составил митрополит Крутицкий (Сарский и Подонский) Киприан. В день праздника святыню выносили на середину храма для поклонения верующих.

По описи Успенского собора 1627 г. в храме было три части Ризы Господней. Одна часть Ризы называлась большой, вторая — меньшой, а третья предназначалась для ношения по домам к болящим. Кроме того, частицы Ризы посылались по монастырям. Так, уже в 1626 г. Патриарх Филарет передал малую часть её в Ипатьевский монастырь под Костромой.

Около 1627 г. была написана икона «Положение Ризы Христовой». В праздник Положения честной Ризы Господней вместе с ней чествовался и Гвоздь Господень. Его в 1688 г. привёз в Москву грузинский царь Арчил Вахтангович, переселившийся сюда на жительство; позднее указом Петра I велено было отдать Гвоздь Господень на хранение в Успенский собор.

Православные христиане в великом множестве приходили в Успенский собор, чтобы поклониться Ризе Спасителя. Одержимые тяжкими недугами, не имевшие возможности дойти до собора, просили приносить Ризу Господню к ним домой для исцеления. Просили так часто, что Ризу разделили на несколько частей. Кроме того, верующие, принимая в своих домах Ризу Господню, отделяли от неё маленькие частицы. Они делали это из благоговейного желания иметь у себя в доме святыню, но таким образом невольно наносили ей вред.

Поэтому в 1681 г. Святейший Патриарх Иоаким был вынужден издать особое повеление: «...чтобы впредь того пребогатого сокровища на части отнюдь не разделять». По этому указу Патриарха для хранения Ризы Господней изготовили два ковчега. В первом часть Ризы хранилась вместе с частью Животворящего Древа Креста Христова. Этот ковчег раз в год, в Великую пятницу, воздвигали в храме. Павел I, приняв правление (1796–1801), велел перевезти этот ковчег с Ризой в Санкт-Петербург, в собор Зимнего Дворца. Ещё одна часть Ризы хранилась в Петропавловском соборе, «в крепости».
Второй ковчег с частью Ризы по-прежнему оставался в Успенском соборе Кремля. Оставшаяся в Москве часть святыни, как и прежде, ежегодно выносилась для поклонения.

После 1917 г. петербургский ковчег с частью Ризы Господней постигла, по-видимому, та же участь, что и другие святыни, хранившиеся в Петропавловском соборе: в мае 1922 г. большая часть церковных ценностей была изъята, а в 1924 г. собор был превращён в музей.

Что касается «пушкинской» части Ризы Господней, то от сына великого поэта, Александра Александровича Пушкина, ладанка, по всей вероятности, перешла к его внучке. После октябрьского переворота эта святыня дома Пушкиных с внучкой Александра Сергеевича Еленой Александровной фон дер Розенмайер отправилась в Константинополь. В 1942 г. Елена Александровна умерла в Ницце. След пушкинской святыни потерялся...

Драматична и судьба частей Ризы Господней, которые пребывали в Московском Успенском соборе. «Большевики хозяйничали здесь беспощадно, систематически, беспощаднее, чем французы в 1812 году», — свидетельствовал в 1922 г. о состоянии соборов Кремля после «изъятия» церковных ценностей корреспондент газеты «Берлинер Тагеблатт» Пауль Шеффер.

О дальнейшей судьбе «московской» части Ризы Господней сообщает современная исследовательница Н. Энеева: «По сведениям сотрудников Музеев Московского Кремля, после революции, в 1918 г., хранившиеся в алтаре Успенского собора святыни были перенесены в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалёку, в начале Воздвиженской улицы. Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство его арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени. Среди них находится и ковчег с Ризой Господней, который попал в отдел драгоценных металлов, где хранится и поныне».

Ещё одна частица Ризы находится ныне в московском храме Ризоположения на Донской улице. Она была передана сюда Святейшим Патриархом Алексием I в 1951 г., в связи с 250-летием этой церкви. А Патриарх Алексий I, в свою очередь, ранее получил эту святыню в подарок от Патриарха Александрийского.
В конце 2003 г. администрация Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника «Спасский монастырь» сделала сенсационное заявление: в его фондах обнаружена частица Ризы Господней, считавшейся утраченной в годы революции.

храм_Ризоположения_Москва_Донская
(храм Ризоположения в Москве на Донской)

...Главный хранитель музея Марина Фесенко поставила на стол нечто, завёрнутое в большой кусок ткани, надела белые перчатки и развернула серебряный позолоченный ковчег, сделанный в виде Гроба Господня. Марина Леонидовна открыла крышку ковчега — в центре барельефа, изображающего расходящиеся в разные стороны лучи света, лежала восьмигранная серебряная панагия, украшенная четырьмя драгоценными камнями. В центре панагии под пластинкой слюды лежал кусочек льняной ткани размером с ноготь, представляющий колоссальную ценность для всего христианского мира.

Эта частица Ризы Господней в 1650 г. была подарена царём Алексеем Михайловичем ярославским купцам братьям Скрипиным — за великие заслуги. Во время смуты ополчение Минина и Пожарского перед освободительным походом на Москву долгое время стояло в Ярославле и содержалось на деньги ярославских купцов, и прежде всего братьев Скрипиных. Для хранения святыни они специально построили церковь Ильи Пророка, куда частица Ризы Господней и была передана по благословению Патриарха Московского и всея Руси Иосифа.

Там святыня находилась до 1922 г., когда было издано печально известное постановление ВЦИК об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья. С тех пор она считалась утраченной, хотя, как выяснилось, всё это время хранилась в музейных фондах под другим названием. Ковчег и панагия хранились под разными номерами просто как церковная утварь, и даже сведения об их происхождении были искажены. По мнению музейных работников, это было сделано намеренно, с целью спасти реликвию от большевиков, которые, без сомнения, уничтожили бы её.

В те годы такая форма спасения церковных святынь практиковалась повсеместно. Люди верили, что рано или поздно истинное значение этих ценностей откроется. Так и произошло. Научный сотрудник Ярославского музея «Спасский монастырь» Елена Бурдакова, готовившая очередную выставку, наткнулась на описание святыни в книге ярославского мецената Вахромеева, изданной в 1906 г. Случилось это на Пасху 2002 г.

9 апреля 2004 г., в Великую пятницу, святыня была передана Русской Православной Церкви и положена для поклонения в Спасо-Введенском Толгском женском монастыре. Теперь к ней отовсюду притекают паломники.

Тропарь Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа
глас 4
Днесь притецем, вернии,/ к Божественней и цельбоносней ризе Спасителя нашего Бога,/ благоизволившаго сию плотию носити/ и на Кресте святую Свою Кровь излияти,/ еюже искупи нас от работы вражия./ Тем благодаряще вопием Ему:/ спаси Отечество наше,/ и архиереев, и град, и вся люди,/ честною Твоею ризою защити/ и спаси души наша,// яко Человеколюбец.

Кондак Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа
глас 4
Одеяние нетления, спасительнаго целения/ всем человеком, Владыко, даровал еси,/ Твое Божественное сокровище - честную ризу,/ яже есть хитон,/ еюже живоносную и святую плоть вочеловечения Твоего/ одеяти благоволил еси./ Сию желанием приемлюще, светло празднуем,/ страхом же и любовию, яко Благодетелю воспевающе,/ зовем Ти, Христе:/ сохрани в мире Отечество наше, и архиереев, и вся люди,// по велицей Твоей милости.

Величание Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем вси/ Божественныя ризы Твоея// честное положение.

Молитва на Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа

Благодарим Тя, Владыко Человеколюбие, Царя веков и Подателя благих, разрушившаго вражды средостение и мир подавшаго роду человеческому. Даруй и нам, рабом Твоим, мир ризою Твоею честною, вкорени во всех страх Твой и друг ко другу любовь утверди, угаси всякую распрю, вся разногласия и соблазны. Яко Ты еси мир наш, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.


Преподобные пустынники египетские, огнем и дымом уморенные

Десять тысяч обитателей пустынь были обвинены в оригенизме и замучены около 398 года при Александрийском патриархе Феофиле. Реальной причиной их убийства считают то, что они предоставили убежище священнику Исидору.

Преподобные Евмений и Парфений Гортинские

Святые братья Парфений и Евмений (в миру Николай и Эммануил Харитакисы) родились соответственно в 1829 и 1846 гг. в селении Пицидия на о. Крит в семье благочестивых родителей. В 1858 г. приняты послушниками в монастырь Одигитрии Гортинско-Аркадийской митрополии на Крите. В 1862 и 1865 гг. соответственно братья были пострижены в рясофор с именами Нестор и Мефодий, а в 1866 г. — в великую схиму с именами Парфений и Евмений. По благословению игумена обители они подвизались в одном из монастырских подворий в пещерах Марцалло. В 1868 г. преподобный Евмений был рукоположен во диакона, а в 1870 г. — во пресвитера. В 1874 г. братья удалились для пустынножительства в Астерусские горы. В 1878 году ими был основан монастырь Пресвятой Богородицы в местности Кудума. Преподобный Парфений отошел ко Господу в 1905 г., кончина преподобного Евмения последовала в 1920 г. Своей добродетельной жизнью они стяжали дар чудотворения, а по своей преставлении широко почитались на Крите.

8 января 2007 года Патриаршим и Синодальным актом Константинопольской Православной Церкви преподобные Евмений и Парфений Гортинские были причислены к лику святых.

Священномученик иерей Петр
(Зефиров Петр Павлович, +07.1918)

сщмч_иерей_Петр_Зефиров

Священник Петр Зефиров родился в 1879 году в Ярославской губернии. После окончания Ярославской Духовной семинарии он три года работал учителем в церковно-приходской школе, затем женился и был рукоположен во иерея к Никольской церкви в селе Николо-на-Эдоме Романо-Борисоглебского уезда Ярославской губернии. У них с супругой родилось шестеро детей. Одновременно со служением на приходе отец Петр состоял заведующим и законоучителем в местной церковно-приходской школе и законоучителем в Вауловской земской школе. В 1909 году отец Петр был избран членом благочиннического совета.

В июле 1918 года священник Петр Зефиров был арестован большевиками. В заключении в Романо-Борисоглебской тюрьме он находился недолго: вскоре его расстреляли во дворе тюрьмы. Сведения о расстреле поступили от членов Ярославского Епархиального совета в Комиссию по гонениям на Русскую Православную Церковь, созданную при Священном Соборе 1917-1918 годов, который еще продолжал тогда работать и уже начал собирать свидетельства о новомучениках.

Память также в Соборе Ростово-Ярославских святых 23 мая.

Священномученики иерей Стефан, диакон Георгий, диакон Нестор
(Луканин Степан Васильевич, +10.07.1918, Бегма Георгий Платонович, +10.07.1918, Гудзовский Нестор Иоилевич, +10.07.1918)

сщмч_иерей_Стефан_Луканин
(священномученик иерей Стефан Луканин)


Священномученик Стефан Луканин родился в 1845 году в семье пономаря Василия Луканина.

После окончания Пермской Духовной семинарии он женился и был рукоположен в сан диакона, а через пять лет, в 1869 году, во иерея. Отец Стефан был направлен на служение в село Волковское Камышловского уезда, а в 1888 году переведен в Свято-Николаевскую церковь села Куровского того же уезда. Одновременно с совершением священнического служения он был назначен следователем по 4-му округу Камышловского уезда, что свидетельствовало о доверии и уважении к нему духовного начальства. В 1896 году он по собственному прошению был перемещен к церкви во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского Сосьвинского завода Верхотурского уезда.

Один из самых молодых на Урале, этот завод был основан неким иностранцем фон Талем в 1880 году на месте впадения реки Ольта в Сосьву. В заводском поселке была построена часовня. Уже в 1882 году заботами управителя А. В. Никитина она была преобразована в церковь и освящена во имя Святого Князя Александра Невского. В то время, когда отец Стефан служил в Сосьвинском заводе, там произошел большой пожар, деревянное здание церкви сгорело, и службы пришлось совершать в перестроенном под церковь бараке.

С 1898 года местом служения батюшки стала Богородичная церковь села Кабанского Шадринского уезда. Прослужив в ней до 1901 года, он был переведен к Покровской церкви Колчеданской Покровской женской общины, расположенной на левом берегу реки Исети, приблизительно в шестидесяти девяти километрах от Камышлова. Община была основана в 1805 году по инициативе благочестивой жительницы поселка Татьяны Титовой, в 1865 году Высочайше утверждена, а вскоре после перехода в нее отца Стефана получила статус монастыря.

Кроме священнического служения, отец Стефан занимался преподавательской деятельностью, и в 1904 году за 25-летние труды по народному образованию его наградили орденом Святой Анны III степени. К тому времени за свое усердное служение он уже удостоился и другой церковной награды камилавки. В 1913 году он был награжден также наперсным крестом.

В 1907 году отец Стефан последовательно служил в Свято-Троицкой церкви села Топорищевского Шадринского уезда и в приписной Иоанно-Златоустовской церкви деревни Водолазовой. В это время батюшке пришлось пережить тяжелое искушение. 10 сентября 1907 года псаломщик Иоанно-Златоустовской церкви Василий Коровин подал Преосвященному Владимиру, архиепископу Екатеринбургскому и Ирбитскому, жалобу на отца Стефана. Он обвинял его в небрежном отношении к Святым Дарам и вообще к совершению Божественной литургии, а также в присвоении денег, пожертвованных в местный Комитет по постройке храма. Следствие продолжалось почти целый год. После опроса свидетелей и тщательного рассмотрения дела в Духовной консистории все эти обвинения признали ложными, отец Стефан был полностью оправдан. Кроме того, в указе Духовной консистории от 23 сентября 1908 года говорилось о неблагоповедении и нетрезвости самого Василия Коровина: в то время на него в консистории было заведено следственное дело. Вместе с тем в указе содержалась и высокая оценка отца Стефана: поведением он был аттестован отлично-хорошим, судим и штрафован не был. Несмотря на столь благополучный исход дела, для отца Стефана это расследование было связано с тяжелыми переживаниями: как сам он говорил на следствии, донос этот явился для него полной неожиданностью и он в течение некоторого времени даже не мог прийти в себя.

Из Иоанно-Златоустовской церкви отец Стефан был переведен священником к Александро-Невскому храму Нижнего Тагила, а в 1915 году он служил уже в Сретенской церкви села Колчеданского Камышловского уезда. Приход храма был значительным более семи тысяч человек, отчего по штату в Сретенской церкви было положено два священника, диакон и два псаломщика. Этот храм стал последним местом служения отца Стефана. В том же, 1915, году за 50-летнюю отлично-усердную службу Церкви Божией батюшка удостоился высокой награды: Государь Император, по всеподданнейшему докладу Синодального обер-прокурора, согласно определению Святейшего Синода, во 2-й день апреля в Царском Cеле, Всемилостивейшее соизволил на причисление его к ордену Святого Владимира IV степени.

После Октябрьского переворота 1917 года жители Камышловского уезда вначале относились к новой власти спокойно, не предполагая, к каким последствиям приведет появление в уезде красных отрядов. Ситуация изменилась с образованием в июле 1918 года 1-го Крестьянского коммунистического полка 3-й армии РККА (Рабоче-Крестьянской Красной армии), позднее получившего наименование полка Красных орлов и прославившегося своими зверствами. Даже знаменитый пролетарский писатель, бывший выпускник Пермской Духовной семинарии П. П. Бажов признавал, что методы ведения боев полком Красных орлов были чаще всего тяжелы. В состав этого печально известного полка вошли крестьяне-бедняки Катайской волости и рабочие городов Каменска и Камышлова, было в нем и много иностранных наемников, особенно из Китая.

С особенной жестокостью красные расправлялись с более-менее состоятельными людьми и с духовенством, причем в первую очередь именно с теми священниками, которые пользовались уважением среди населения и отличались усердием в исполнении своего служения.

Так было и в селе Колчеданском. 10/23 июля 1918 года красноармейцы арестовали священнослужителей Сретенского храма: священника Стефана Луканина и диаконов Георгия Бегму и Нестора Гудзовского, причем у отца Стефана перед арестом под видом обыска разграбили квартиру. Псаломщика этой церкви красные отправили на окопные работы.

Арестованных повезли по направлению к станции Синарская, близ которой они и приняли мученическую смерть от рук бойцов 1-го Крестьянского коммунистического полка. Перед гибелью они претерпели страшные мучения: так, 74летнему отцу Стефану красноармейцы нанесли множество штыковых ран, волосы его были частью выдерганы, частью опалены, левая рука отесана острым оружием. Вместе со священнослужителями красные замучили неизвестную женщину: у нее была отрезана грудь. После всех этих зверств мучеников убили.

Уже на следующий день, 11/24 июля, станцию Синарская заняли белые группа войск Народной армии под командованием подполковника Д. Н. Панкова. Вскоре тела мучеников были найдены в лесу недалеко от этой станции, и 17/30 июля 1918 года священники из села Водолазовского отпели невинных страдальцев. Мучеников похоронили у церкви в селе Колчеданском.

В газете Сибирский вестник позже писали об этом страшном убийстве, что такие расправы над невинными людьми нередко совершала советская власть, в своем ослеплении дошедшая до геркулесовых столбов изуверской жестокости.

29 августа/11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, в го- роде Шадринске прошел «Вечер скорби» в память о невинно погибших от рук красных. По приглашению духовенства города Шадринска в этом вечере принял участие Преосвященный Григорий, епископ Екатеринбургский и Ирбитский, посещавший в эти дни места страданий и смерти убиенных. Побывал он и в Колчеданском, где молитвенно почтил память страдальцев за веру. Описание этой поездки было опубликовано в Известиях Екатеринбургской Церкви.

Священномученик Стефан Луканин прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии 17 июля 2002 года.

сщмч_диакон_Нестор_Гудзовский
(священномученик диакон Нестор Гудзовский)

Священномученик Нестор Гудзовский родился в 1888 году. Сохранились сведения о том, что его отец, священник Иоиль Гудзовский, в течении некоторого времени, до 1917 года, служил в церкви Сербишинской женской общины, известной тогда на Урале.

5 февраля 1916 года Нестор Иоилевич был назначен псаломщиком при Пророко-Илиинской церкви села Катайско-Ильинского Камышловского уезда. В марте Преосвященным Серафимом, епископом Екатеринбургским и Ирбитским, он был рукоположен в сан диакона во Введенской церкви города Нижний Тагил. «В числе сослуживших Архипастырю иереев был и родитель ставленника, старец-священник отец Иоиль», - писали «Екатеринбургские епархиальные ведомости». В июне того же года новопосвященный был направлен для служения в Сретенский храм села Колчеданского.

Отец Нестор был убит на станции Синарская 10/23 июля 1918 года вместе с другими священнослужителями Сретенского храма: священником Стефаном Луканиным и диаконом Георгием Бегмой. Красные мучили их с неимоверно жестокостью: у отца Нестора были выколоты глаза, «пальцы лево руки заострены, как карандаш», волосы на голове частью опалены, частью выдерганы.

Только через семь дней,17/30 июля 1918 года, убиенных отпели и похоронили в селе Колчеданском, возле церкви, в которой еще недавно они совершали свое служение, проповедовали слово Божие и возносили молитвы пред престолом Господним.

Священномученик Нестор Гудзовский прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии 17 июля 2002 года.

сщмч_диакон_Герогий_Бегма
(священномученик диакон Георгий Бегма)


Священномученик Георгий Бегма родился в 1875году.Он окончил три класса Духовного училища и вскоре после этого женился на дочери начальника железнодорожной станции Прасковье Федоровне Царевой. В семье было пятеро детей: сыновья Александр, Леонид, Николай и дочери Людмила и Зинаида. Известно, что Георгий Платонович имел звание личного почетного гражданина. 2 декабря 1905 года он стал псаломщиком в Покровском соборе города Камышлова. 17 декабря того же года был переведен псаломщиком к Покровской церкви Нижне-Баранчинского завода Верхотурского уезда, а в декабре 1907-го утвержден в этой должности Преосвященным Владимиром, епископом Екатеринбургским и Ирбитским.

Нижне-Баранчинский завод был основан на месте впадения реки Актай в реку Баранчу в 1740-х годах. Первая деревянная церковь была построена здесь в 1768 году, а в 1832-м ее заменили каменной. К началу ХХ века в поселке было четыре тысячи жителей, два-три десятка каменных домов и более восьмисот дворов.

Серьезно проблемой для духовенства Покровской церкви было большое число проживавших в поселке старообрядцев и сектантов, из которых более половины составляли так называемые субботники. Многочисленные члены этой секты еженедельно совершали моления на вершине Синей горы, находившейся в двух верстах от поселка. Администрация Нижне-Баранчинского завода, члены клира Покровского храма, среди которых находился в то время и Георгий Платонович, были очень озабочены их активностью и предпринимали различные меры против распространения их влияния: от проповеди с амвона до административных взысканий, однако численность субботников в заводском поселке так и не уменьшалась.

В июне 1908 года Георгий Платонович некоторое время служил псаломщиком в Александро-Невской церкви Шуралинского завода Екатеринбургского уезда, но вскоре был возвращен обратно в Нижне-Баранчинский завод.

В 1915 году Георги Платонович занимал должность псаломщика в Сретенской церкви села Колчеданского, а в 1918-м служил в ней уже диаконом.

К лету 1918 года в связи с разгоревшейся гражданской войной, как и по всей стране, на Урале начался период красного террора. В особенности свирепствовали члены недавно созданных красногвардейских отрядов, состоявших преимущественно из крестьянской бедноты и заводских рабочих, отличавшихся большой разнузданностью.

10/23 июля 1918 года отец Георгий Бегма принял мученическую смерть вместе с другими священнослужителями Сретенской церкви. Тела страдальцев нашли лишь через неделю в лесу у станции Синарская. У отца Георгия было страшно иссечено все лицо, волосы на голове частично опалены, частично выдерганы.

17/30 июля мучеников Христовых с честью отпели и похоронили в церковно ограде Сретенской церкви.

Священномученик Георгий Бегма прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской Епархии 17 июля 2002 года.

Tags: Вера, Жития святых, Православие, Праздник
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments