filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ljubov_i_svet,
filin_dimitry
filin_dimitry
ljubov_i_svet

Category:

20 мая (02 июня) 2019 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение…


Преподобная Олимпиада (Вербецкая), игумения Козельщинского монастыря

Олимпиада (Вербецкая), игумения Козельщинского монастыря


Будущая игумения и преподобномученица Олимпиада родилась в 1875 году в с. Вербецки Кобилянского района Полтавской области. Родители настоятельницы были глубоко религиозными. Ее мать – Мария Федоровна (простая крестьянка, без образования) в 1917 году приняла монашество с именем Афанасия в Козельщанском монастыре. Чин пострига совершил архимандрит Александр (Петровский, в то время – благочинный Козельщанского округа и духовник обители). Революционное лихолетье и «мода на безверие» не остановили уже немолодую женщину от избрания нелегкого монашеского пути. Отец матушки Олимпиады закончил свою жизнь в ангельской схиме в одном из киевских монастырей. К сожалению, ни монашеское, ни схимническое имя этого набожного человека неизвестно. Как, собственно, и то, где он нес свой молитвенный подвиг.
Будущая святая была относительно ранним ребенком у своей матери – она родила ее в 15 лет. Крестили девочку в Свято-Вознесенской церкви села Горишние Млины Кобилянского уезда и нарекли имя ей Елена. Образование отроковица получила в Кобиляцкой прогимназии. Очень грамотной она не считалась, однако от природы была наделена светлым разумом и прекрасной памятью. К тому же, среди ровесников по учебе отличалась терпением и старательностью. После окончания прогимназии в 1889 году, выпускница Вербецкая полгода работала помощницей учительницы подготовительного класса этого учебного заведения.

Елена росла очень религиозной. Подтверждением этого является тот факт, что в свои 18 лет (30 октября 1893 года) девушка поступила в Козельщанский монастырь. Указом Консистории за №18320 от 13 июля 1904 года она была зачислена в число послушниц этой обители. А 17 мая 1915 года Владыка Феофан (Быстров) совершил монашеский постриг послушницы Елены с наречением ей имени Олимпиада. С 1913 по 1919 год этот святитель возглавлял Полтавскую кафедру, а до этого служил в Санкт-Петербурге и был духовником последней царской семьи Романовых, ныне причисленной к сонму святых.

В то время обитель возглавляла игумения Олимпиада I (тоже Елена). Благородная, интеллигентная и высокообразованная настоятельница (из богатого купеческого рода Дмитриевых) была образцом для молодой инокини и ее прекрасной учительницей. Со временем обе эти Божии труженицы стали очень близкими в своих сестринских отношениях и достаточно согласованно совершали великие дела Господни. Олимпиада-старшая застраивала и обустраивала монастырь, а Олимпиада-младшая была ее правой рукой – она вела сложное деловодство и бухгалтерские дела обители. Пройдет время, и последнюю назначат непосредственной преемницей своей предшественницы. Мирские и монашеские имена этих матерей обители будут одинаковыми, однако, монашеские судьбы – абсолютно разными. Игуменство Олимпиады I выпадет на время счастливого взлета и успешного расцвета Козельщанского монастыря, а Олимпиады II – на период его болезненного падения и страшного упадка.

2 марта 1916 года, в соответствии с распоряжением Священного Синода №644 от 15 января 1916 года, Владыка Феофан возвел монахиню Вербецкую в сан игумении. Жезл настоятельства епископ вручил матушке непосредственно в Рождество-Богородичном соборе Козельщанской обители (этот храм имел придел, освященный в честь святой мученицы Олимпиады – небесной покровительницы обеих монастырских руководительниц). Состоялось это событие в Великом Посту. Начатое в такое время настоятельство Олимпиады II со временем отобразило на себе великий подвиг Спасителя. Лишь немного более года матушка утешалась мирным молитвенно-хозяйственным житием обители. А с началом «нового времени» материнское сердце ее не знало покоя: оно разрывалось от боли за родную обитель, невыразимо страдало за врученных ей Богом сестер, не могло смириться с разгулом неправды и беззакония.

После 1917 года земля и часть имущества монастыря были национализированы.
Перед закрытием монастыря надвратная икона Богородицы, находившаяся при центральном входе в Козельщанскую Рождества-Богородичную женскую обитель, вдруг заплакала кровавыми слезами. Багряные капельки появлялись на лике Пречистой ежедневно. Много богомольцев стекалось к святыне, покаянно плача на коленях в ответ. Советские власти, чтобы не распространялись слухи о чуде Божией Матери, практически взяли ее в плен: они не подпускали к ней людей, приходящих к ней на поклонение. Слезки, которые проступали на образе, безбожники густо замазывали краской, но через некоторое время лик снова орошался красными капельками. Слезы текли по ланитах Богоматери и даже капали с иконы на землю. Их следы на земле буквально «выгрызались» служками охранки.

Для полной «победы» над чудотворной святыней неверующие «исследователи» отдали ее на «экспертизу». Как результат такого «научного подхода», был составлен «документ» - о «лжечудесах от иконы, выдуманных мракобесами». Чтобы засвидетельствовать и подтвердить «доказанный факт», коммунисты принуждали «церковников» подписать такую «бумагу». За отказ это сделать монастырский священник Илиодор (Данилевский), монахиня- письмоводительница Феофания (Зонова, впоследствии – игумения обители) и раба Божия Анна Николаевна Богаевская были сосланы на Урал. Именно этим и началось открытое и официальное репрессирование обители и ее насельниц.

Осенью 1929 года монастырь юридически закрывают. Среди белого дня группы комсомольцев на подводах подъехали к обители и, возбужденные энтузиазмом, дочиста обобрали монашеские келии и наспех расхватали монастырское имущество. Монахинь согнали всех вместе и вывезли, а потом частично распустили.
В 1929 году в соборе устроили театр. Мрамор с иконостаса был использован для хозяйственных нужд. На иконных досках с оборотной стороны писали портреты передовиков производства.
После закрытия монастыря сестры перешли жить в скит, духовником которого был архимандрит Александр (Петровский), ныне канонизированный священномученик Александр, архиепископ Харьковский.

Судьба игумении Олимпиады II после уничтожения последнего монастырского пристанища была очень нелегкой и оборвалась трагически. Очевидно, что пожилая, утомленная годами и великими трудами настоятельница могла в то время избрать для себя относительно тихий способ жизни: уйти «на покой» и прожить остаток дней своих в одном из ближайший небольших поселений или на родине, зарабатывая «на хлеб насущный», но неутомимая Христова исповедница взяла в свои руки тяжелый крест исповедничества Христовой веры.
Сначала ей пришлось претерпеть голод 1933-го года, потом – перенести скитания по людям. Наконец, она перебралась в Полтаву, где тайно квартировалась у знакомых, - тех, кто знал и уважал матушку, было немало. Попав в областной город, она начала собирать вокруг себя православных женщин, опекать монахинь из разоренных монастырей, объединяя их в небольшой подпольный монастырь. Об этом рассказывали полтавские старожилы и вспоминали бывшие козельщанские насельницы.

27 февраля 1938 года власти выдали ордер на ее арест, но сразу осуществить это им не удалось – верные люди матушку тщательно перепрятывали. Однако донос иуды-предательницы сделал свое дело, и 18 марта матушку все-таки отправили в тюрьму. Следует отметить, что в то время был Великий Пост. 63-летняя игумения держалась в тюрьме с глубокой человеческой порядочностью и высоким христианским достоинством. Ее ответы на допросах были четкие и бескомпромиссные. Старожилы поведали, что матушку Олимпиаду II особенно жестоко пытали – ей даже вырезали на груди крест.
Вообще Козельщинская настоятельница в продолжении всего советского времени выделялась необычайной стойкостью в вере. Ее политическим кредо была тогда Христова заповедь: «Кесарево – кесарю, а Божие – Богу».

В начале июня 1938 года матушку Олимпиаду вызвали в зал суда и зачитали следующее: «Вербицкую Олимпиаду Константиновну расстрелять. Имущество принадлежащее лично Вербицкой конфисковать». Второго июня 1938 года состоялся большой групповой расстрел. Среди почти четырех десятков «приговоренных» значилась и фамилия Вербецкая.
Как именно закончили свою жизнь эти Христовы страдальцы неизвестно. Говорили, что узников НКВД погрузили в грузовики, в которых их, полусидящих, а большей частью, полулежащих, «собирали» до кучи и в темноте ночи вывозили за Полтаву, в сторону современного села Макуховки.


Козельщанский Рождества Богородицы женский монастырь, Украина, Полтавская обл., Козельщина
(Козельщанский Рождества Богородицы женский монастырь, Украина, Полтавская обл., Козельщина)


Через десятилетия, дважды, в 60-х и 80-х годах, полтавцы обнаруживали численные останки человеческих тел. Первые два захоронения были выявлены при добывании песка в урочище по близости Макуховки, а последний нашли у песчаной насыпи вдоль дороги, ведущей в это село. На месте первого захоронения полтавские власти со временем устроили большую современную свалку. Человеческие останки со второго захоронения в начале 90-х годов перезахоронили и поставили над ними монумент, посвященный увековечению памяти репрессированных. А третий карьер вообще не стали трогать.

Только 22 июня 1990 года по решению прокуратуры Полтавской области Олимпиада Вербецкая была реабилитирована из-за отсутствия состава преступления.

Игуменья Олимпиада была прославлена в лике святых Украинской Православной Церковью в 2008 г.



Молитва

О новая преподобномученице, мати наша Олимпиадо! Ты в житии твоем подвигом добрым подвизалася еси, и Христа прославила еси, и во страдании твоем верныя укрепила еси, и ныне со ангельскими воинствы ликовствуеши во светлых и радостных чертозех Небеснаго твоего Жениха, и молишися усердно о чтущих любовию святую память твою. Темже молим тя, яко велие дерзновение имущую ко Господу: умоли Того, Милостиваго и Всещедраго, да укрепит Церковь Свою Святую, ограждая от ересей, расколов и соблазнов, да благословит землю Полтавскую миром, нам же всем да дарует твердое в истине Христовой стояние и единомыслие спасительное, яко да и мы со всеми святыми земли нашея сподобимся присно видети лице Божие и прославляти великия милости Всесвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Священномученик Гавриил (Коваленко) пресвитер, Полтавский

Место рождения Полтавская о., Великобагачанский р., с.Белоцерковка, год рождения 1867. Из духовного сословия.

С 1890г. исполнял обязанности священника, проживал в Полтаве.
На время ареста в 1938г. был настоятелем Свято-Никольской церкви в Полтаве. Оставил попавшую потом заграницу рукопись, написанную им карандашом в трех тетрадях, в 50 страниц, под заглавием: "Заметки по истории церковной жизни в Полтаве и Полтавской епархии в период 1920–1934гг."
По данным арестован 27 февраля 1938г. ночью, одновременно с почти всем духовенством Полтавы. Следствие: Особая тройка УНКВД по Полтавской обл. Статья ст.54–8,54–10 ч.1,54–11 УК УССР. Приговор-высшая мера наказания — расстрел с конфискацией имущества (23/04/1938).

В 1981г. решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей клирик Полтавской епархии протоиерей Гавриил Коваленко причислен к лику новомучеников
и исповедников XX века.
14 июня 2011 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви (журнал N 24) священномученик Гавриил Полтавский был включен в собор Полтавских
святых.
5 января 2013г. в заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (журнал N 05)

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Благословить внесение имени преподобномученика Гавриила Полтавского в месяцеслов Украинской Православной Церкви с установлением еще одного дня памяти в день его
мученической кончины 20 мая/2 июня (старый/новый стиль).

2. Календарной комиссии внести соответствующие изменения в Церковный календарь Украинской Православной Церкви.


Собор мучеников Холмских и Подляшских

собор_мчч_Холмских_и_Подляшских

В 2003 году Автокефальная Православная Церковь в Польше прославила в лике святых новых мучеников. Когда, казалось бы, Православие в этих землях почти уничтожено, православный мир становится свидетелем одного из значительных событий в церковной истории - причисление к лику святых Мучеников Холмских и Подляшских. За всю историю Автокефальной Православной Церкви Польши это вторая канонизация святых, которые жили и действовали во время автокефального бытия Польской Православной Церкви.
В 2003 году Автокефальная Православная Церковь в Польше прославила в лике святых новых мучеников Холмских и Подляшских. В ХХ веке Холмская и Подляшская земля стала местом особенного страдания, местом Голгофы для Православия, тут пролилась кровь мучеников за святую Православную Веру.

Прославление мучеников Холмских и Подляшских – важное событие не только в жизни Польской Поместной Православной Церкви, причислившей их к лику святых, но и всего Православия. Особенное значение имеет оно для украинского Православия, ведь именно сыны украинского народа пополнили сонм святых. И теперь они стали нашими небесными заступниками перед Престолом Всевышнего.
Решение о причислении Мучеников Холмских и Подляшских ХХ века к лику святых Священный Собор Епископов Автокефальной Православной Церкви Польши принял 20 марта 2003 г. в Люблине. К лику святых причислены восемь человек, мученически скончавшихся на Холмщине и Подляшье в сороковых годах прошлого века. Это протопресвитер Василий Мартыш, прот. Павел Швайко с праведной Иоанной, о. Николай Голец, о. Лев Коробчук, о. Петр Огризенко, о. Сергий Захарчук, монах Игнатий.
Учрежден Собор Святых Мучеников Холмских и Подляшских. В нем имена тех, кого «знаем, и тех, чьих имен не знаем, а ведомы они только Всемогущему Богу». Утверждены литургические тексты и икона новых святых. Празднование Собора Святых Мучеников Холмских и Подляшских установлено в первое воскресенье июня.

Торжества прославления мучеников Холмских и Подляшских, т.е. объявление миру о причислении к лику святых новых подвижников, состоялись 7-8 июня 2003 г. в Холме, древней столице Холмской земли, на протяжении веков бывшей центром духовной жизни региона.
Торжества возглавил первоиерарх Автокефальной Православной Церкви Польши Его Блаженство Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, сын Холмской земли. В торжествах участвовали все иерархи Православной Церкви Польши (архиепископы Симон, Адам, Иеремия, Авель, епископы Мирон, Иаков, Григорий) и представители большинства Автокефальных Православных Церквей.
Представителем Вселенского Патриарха Варфоломея был митрополит Геннадий (Италия). Присутствовал также Предстоятель Финской Автономной Православной Церкви (в юрисдикции Константинопольского Патриарха) митрополит Карельский и всей Финляндии Лев. Были представлены такие Автокефальные Православные Церкви: Александрийский Патриархат (митрополит Серафим, ЮАР), Московский Патриархат (епископ Феодосий, Россия), Сербская Православная Церковь (епископ Василий, Босния и Герцеговина), Румынская Православная Церковь (епископ Софроний, Венгрия), Греческая Православная Церковь (епископ Агафангел, Греция), Албанская Православная Церковь (архимандрит Иустин), Американская Православная Церковь (архимандрит Закхей). Прибыли православные иерархи из Беларуси (епископ Иоанн) и Украины (митрополит Илларион, архиепископы Варфоломей, Августин, Симеон). В празднованиях участвовал священник Украинской Православной Церкви Канады (которая находится под омофором Вселенского Патриарха) прот. Николай Сидорский.

Послание по поводу прославления прислал Блаженнейший митрополит Виннипега и всей Канады Василий, первоиерарх Украинской Православной Церкви Канады. Он является наследником блаженной памяти митрополита Илариона, который во время мученичества Мучеников Холмских и Подляшских – в 40-е годы ХХ в. – был архипастырем Холмщины и Подляшья, архиепископом (позже митрополитом) Холмским и Подляшским.

Торжества состоялись в единственном ныне в Холме православном храме – кафедральной церкви св. Иоанна Богослова. Празднования начались всенощным бдением, которое возглавил митрополит Савва. После всенощной отслужили последнюю панихиду по прославленным Церковью мученикам Холмским и Подляшским. Затем митрополит Савва сказал проповедь о значении прославления святых для православного христианина, подчеркнул, что День Прославления – это Пасха для Холмщины. Во время богослужения, которое продолжалось всю ночь, был отслужен акафист перед Холмской иконой Божией Матери и панихида с заупокойным акафистом. В шестом часу утра в храме св. Иоанна Богослова была отслужена ранняя Божественная Литургия.

Официальные воскресные торжества начались в половине десятого у престола, сооруженного на площади возле храма. После встречи архиереев, всех присутствующих приветствовал своим словом на украинском, польском и русском языках местный архиерей – архиепископ Люблинский и Холмский Авель. С этой минуты начался чин прославления новомучеников Холмских и Подляшских.
Секретарь Священного Собора Епископов Автокефальной Православной Церкви Польши архиепископ Лодзинский и Познанский Симон огласил на церковно-славянском языке Деяние Священного Собора Польской Церкви о причислении к лику святых Мучеников Холмских и Подляшских. Затем хор семинаристов Варшавской Духовной Семинарии и студентов Христианской Богословской Академии под управлением Владимира Волосюка впервые исполнил тропарь, кондак и величание новопрославленным святым.

Одновременно из Свято-Иоанно-Богословского храма была торжественно вынесена икона Собора свв. Мучеников Холмских и Подляшских и мощи новопрославленных святых. Митрополит Савва благословил народ иконой Собора свв. Мучеников Холмских и Подляшских со словами: «Христос Воскресе!».

Пока присутствовавшие архиереи и народ прикладывались к иконе и мощам, хор исполнил написанный специально для торжества кант Мученикам Холмским и Подляшским, слова которого принадлежат холмскому поэту Тадею Карабовичу, а музыка – молодому композитору Юрию Волосюку.

После прославления началась торжественная Божественная Литургия, которую возглавил митрополит Варшавский и всея Польши Савва. Ему сослужили все присутствующие иерархи. Митрополит Савва произнес проповедь о великом событии прославления мучеников Холмских и Подляшских на русском, польском, украинском и белорусском языках. После Литургии был отслужен молебен новопрославленным святым мученикам. В завершение празднования послание Святейшего Вселенского Патриарха Варфоломея зачитал министр Станислав Цёсек, затем выступил со словом мэр г. Холма Кшиштоф Грабчук.

В торжествах участвовали более 100 священников и около 2 тыс. паломников из Холмщины и Подляшья и всех епархий Православной Церкви Польши. Прибыли также сыны Холмщины, которые живут за пределами отчего края: из Львова, Луцка, Владимира-Волынского, а также Германии и Англии. Среди паломников были близкие новопрославленных мучеников: сестра священномученика Льва Надежда Горлицкая-Коробчук и семья священномученика Василия из Варшавы и Люблина.
Присутствовали представители государственных и самоуправленческих властей, Римо-католической и старо-католической церквей, дипломатического корпуса, украинских общественных организаций. Официальным представителем президента Польши Александра Квасневского был министр Станислав Цёсек. Присутствовал также чрезвычайный и полномочный посол Украины в Польше Александр Никоненко.

В связи с празднованиями Люблинско-Холмская православная епархия издала книжечки на украинском и польском языках под названием «Прославление Мучеников Холмских и Подляшских» Холм, 7-8 июня 2003 г. (Холм 2003), под редакцией и обработкой Григория Куприяновича. Иконки Собора святых Мучеников Холмских и Подляшских можно было приобрести во время торжеств.

Холмские торжества прославления Мучеников Холмских и Подляшских 7-8 июня 2003 г. стали крупнейшим церковным праздником в истории Православия на Холмщине и Подляшье. Еще никогда не собирались здесь одновременно представители такого большого количества поместных православных церквей, впервые служилась Божественная Литургия с участием 19-ти архиереев. Для украинского православного народа Холмщины и Подляшья это был день славы и торжества Православия.

Тропарь Собору мучеников Холмских и Подляшских

Благословен еси Христе Боже наш, мученики земли Холмския и Подляшския прославивый, гонения жестокая и муки Тебе ради претерпевшия, и сими в стране нашей святое Православие утвердившия, их же молитвами Господи, единомыслие и братолюбие в сердцах наших утверди, миру умирение, Церкви утверждение, и всем грехов оставление даруя

Кондак Собору мучеников Холмских и Подляшских

Любве Божия союзом связавшеся, и кровию мучения украсившеся, Холмския земли и Подляшския мученицы святи, злобу человеческия ненависти страданьми честными разрушили есте, темже и вечную славу наследовасте. О нас молитеся ко Господу, даровати всем велию и богатую милость.

Tags: Жития святых
Subscribe

  • Любите друг друга, жалейте всех..!

    Фото: Дарья Степанова Любите друг друга, жалейте всех, сохраняйте мир любою ценою, пусть пострадает дело, но сохранится мир! Вам обязательно…

  • Отношения тихие и прочные

    В жизни мужчины наступает — как и в жизни женщины — пора, когда более всего дорожишь отношениями тихими и прочными. Иван…

  • Таинство любви

    Брак – это не то пространство, где человек живет безошибочно. Это пространство, в котором люди друг другу прощают ошибки... Первое, о чем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments