Преподобномученики Евфимий, Игнатий и Акакий
Преподобномученик Евфимий родился в Пелопонессе (селение Димитциани) от благочестивых родителей Панагиота и Марии в конце XVIII столетия. Мать будущего святого тяжко страдала во время родов. Она молилась святому мученику Елевферию о помощи в благополучных родах. Молитва матери была услышана. В благодарность она назвала сына Елевферием.
Будущий подвижник получил хорошее образование. Он обучался сначала на своей родине, а затем в Константинополе. Прожив два года в родительском доме, юноша отправился на Афон для духовных подвигов. В Константинополе он познакомился с молодыми людьми, которые вовлекли его в развлечения и плотские удовольствия, для удовлетворения которых потребовались значительные средства. Один из турецких чиновников открыл юноше путь к приобретению материальных благ через принятие мусульманской веры. Неопытный юноша согласился на опасный шаг, но вскоре совесть стала жестоко обличать его. Сознавая глубину своего грехопадения, Елевферий каялся и горько плакал. Через некоторое время он бежал из турецкого окружения и уже вскоре достиг Святой Горы Афон.
С глубокой скорбью и слезами покаяния рассказал он о своем падении афонскому старцу Григорию, который прежде был Патриархом Константинопольским. Опытный старец направил Елевферия к духовнику старцу Мелетию для ежедневного покаяния и постоянных молитв. Через 40 дней Елевферий был помазан миром по православному чину и вновь обрел звание христианина. Затем он поступил в скит святой Анны под руководство мудрого старца Василия. Здесь инок подвизался в отшельнических трудах, а через некоторое время просил у старца благословения отправиться в Константинополь, чтобы пострадать за православную веру и искупить свой грех.
Старец Василий долго не соглашался, но наконец благословил на подвиг, с условием: если турки узнают его — должен пойти на страдания, если не узнают — не дерзать подвергать себя опасности. В Константинополе Елевферий многократно встречался с турками, которые ранее видели его, но не был узнан. Он был опечален и уже собирался отвергнуть заповедь старца, но, по Промыслу Божию, встретился с афонским монахом Панкратием и просил его совета. Благоразумный Панкратий убедил Елевферия вернуться на Афон и только после усердных иноческих трудов решаться на предполагаемый подвиг. Елевферий послушался и возвратился на Афон. Здесь он получал наставления от ряда опытных духовных отцов. В частности, иеромонах Никифор помог юноше победить чревонеистовство. Этот подвижник подверг Елевферия епитимий, которую тот воспринял с радостью. Постепенно Елевферий обретал духовную опытность.
Со временем он был пострижен в монашество с именем Евфимий и только после длительного монашеского искуса ему было позволено возвратиться в Константинополь, где он и принял мученическую кончину.
Пред казнью преподобномученик горячо помолился Богу о себе и всем мире, перекрестился, поцеловал крест, который держал в правой руке, и преклонил главу под меч со словами: «Господи! В руце Твои предаю дух мой». Это произошло в Вербное воскресенье, 22 марта 1814 года.
Память его совершается 1 мая вместе со святыми преподобномучениками Игнатием и Акакием и отдельно — 22 марта.
Преподобномученик Игнатий (в Крещении Иоанн) родился в конце XVIII столетия в болгарском селении Эскизагра Тырновской епархии. Родители его были православными христианами. Уже в раннем возрасте на долю Иоанна выпали тяжелые испытания.
Его отец Георгий отличался особой силой и мужеством. Турки, овладевшие их родным селением, потребовали от Георгия, чтобы он вступил в турецкую армию, обещая поставить его тысячником. Георгий отказался: «Не могу идти против единоверных мне христиан». За это турки пронзили его мечом, а затем обезглавили. Мать и сестер Иоанна турки вынудили принять ислам. Иоанну удалось бежать из родного дома, он направился в удел Богоматери — на святой Афон. По дороге в Бухаресте Иоанн встретился с будущим преподобномучеником Евфимием и подружился с ним. Вскоре он продолжил путь к Афону, где вначале пребывал в скиту святой Анны, ревностно исполняя иноческие послушания. Однажды юному послушнику пришлось быть по монастырским делам в Солуни. Там он увидел преподобномученика Давида, повешенного на древе за исповедание Христовой веры. Подвиг этот воспламенил сердце Иоанна, и им овладело желание пострадать за Христа. Однако святогорский старец, оказавшийся в это время около Иоанна, отклонил юношу от немедленного исполнения его желания. Иоанн послушался и вернулся на Афон. Здесь он узнал о мученическом подвиге своего друга преподобномученика Евфимия. После блаженной кончины своего духовника Иоанн перешел в скит святого Иоанна Предтечи под руководство к духовнику старцу Никифору. Иоанн усердно выполнял все указания опытного старца и преуспевал в добродетелях.
Перед страдальческим подвигом старец Никифор постриг Иоанна в монашество с именем Игнатий, после чего афонский инок отправился в Константинополь, где принял мученическую кончину близ местечка Пармаккапи 8 октября 1814 года.
Афонский инок Григорий, узнав о кончине святого Игнатия, поспешил на место казни и, взяв мощи преподобномученика Игнатия и пострадавшего ранее преподобномученика Евфимия возвратился на Афон. Мощи были положены в новосозданном храме, где стали источать исцеления. Память его совершается 1 мая вместе со святыми преподобномучениками Евфимием и Акакием и отдельно — 20 октября.
Преподобномученик Акакий (в Крещении Афанасий) — сын благочестивых и бедных родителей, проживавших в селении Неохори, в Македонии, близ Солуни. Родился он в конце XVIII столетия. Вследствие крайней бедности родители отдали девятилетнего Афанасия в учение к башмачнику. Этот жестокий человек так избивал мальчика, что он вынужден был бежать. По дороге мальчика встретили две турчанки, накормили его и убедили принять магометанство. Они передали мальчика хазнадару Юсеф-бею, который и усыновил его. Отрок прожил 9 лет в довольстве и роскоши. Однажды жена Юсеф-бея воспылала к Афанасию нечистой страстью, но когда была отвергнута благочестивым юношей, оболгала его пред своим мужем. Хозяин немедленно изгнал Афанасия из своего дома.
Получив свободу, он пришел к своим родителям в Солунь, где они проживали в то время. Желая очиститься от своего греха — измены православной вере, Афанасий принял решение идти на Афон. «Помни,— говорила ему мать,— как ты самовольно отрекся от Христа, так с дерзновением должен и исповедать Его пред турками и за любовь Сладчайшего Иисуса принять мученическую кончину, омыв свое глубокое падение кровью». Так искренне желала мать спасения души своего сына для Вечной Жизни. Афанасий немедленно отправился на Афон и поступил в Хилендарский монастырь. Оттуда, по совету одного старца, он перешел в Ксенофский скит к духовнику старцу Николаю, который, выслушав исповедь Афанасия, прочитал над ним установленные Православной Церковью молитвы, потом помазал его святым миром и отпустил обратно в Хилендарь.
Вскоре Афанасий узнал о кончине преподобномучеников Евфимия и Игнатия. Желая идти подобным путем, Афанасий обратился к духовнику старцу Никифору и просил его принять под свое руководство, чтобы затем следовать путем двух подвижников-мучеников. Добросовестно проходил послушание у отца Никифора инок Афанасий: пост, бдение, непрестанная молитва были его оружием. По истечении продолжительного времени старец Никифор постриг Афанасия в монашество с именем Акакий. Через малое время, подобно и его святым предшественникам, святой Акакий отправился в Константинополь, где также удостоился мученической кончины в местечке Пармаккать 1 мая 1816 года.
Мощи святого преподобномученика Акакия были с честью погребены на Афоне в новосозданном храме в честь святых преподобномучеников Евфимия и Игнатия. Святые главы всех трех преподобномучеников покоятся в Русском монастыре великомученика Пантелеймона на Афоне.
Тропарь
глас 1
Равночислении Троицы Несозданныя суще, / с лики Ангелов и чины мучеников / предстоите вы, радующеся, Престолу Божества, мудри. / Сего ради причастием сияние отонуду приемлюще, / источник исцелений верным подаете / и Божественное просвещение, / мучениче Христов Евфимие со Игнатием мудрым и с Божественным Акакием, / о нас присно молитеся.
Кондак
глас 4
Явися днесь Церкви новое торжество / триех страстотерпцев, / яко светила, озаряющее / православных, Христе, / исполнения.
Преподобномученик Вата Персиянин
Святой мученик Вата происходил из Персии. Предки его были христиане, и сам он был воспитан в христианской вере. Достигши тридцатилетнего возраста, он оставил отца, мать, жену и детей, имущество свое раздал бедным и, ушедши из родительского дома, принял иночество. Усердно подвизаясь в иноческой жизни, он пожелал окончить жизнь свою мученическою смертью. В то время воздвигнуто было на христиан гонение1, и когда все иноки из той обители, где подвизался святой, разбежались, он один остался в ней. Вскоре он был схвачен и отдан на суд правителю города Низибии2. Последний стал принуждать его отречься от Христа и поклониться солнцу и огню3, но святой не послушался его и дерзновенно исповедал Христа истинным Богом. За это ему связали руки так, что от сильного напряжения они вышли из плечевых суставов. После сего святого стали влачить по земле и при этом били его по всему телу. Святой мученик после всех этих истязаний скончался за веру во Христа, будучи усечен мечом.4
_______________________
Примечания:
• 1 Здесь разумеется гонение на христиан, воздвигнутое в Персии царем Сапором II, царствовавшим с 310 до 381 г.
• 2 Низибия — древнейший город, расположенный в древней Месопотамии, в северной части ее, близ границ Армении.
• 3 Персы боготворили солнце под образом верховного божества Митры, а также поклонялись огню.
• 4 Кончина святого мученика последовала около 364 г.
Мученик Сигизмунд, король Бургундский
Сын арианина Гундобальда, прославившегося своими злодействами. Однако, во многом благодаря святителю Авиту Вьеннскому, Гундобальд возможно тайно перешёл в Православие, и во всяком случае не мешал своему сыну, который принял Православие к 515 году.
В 516 году, по смерти отца, наследовал ему и стал королём Бургундии - в то время сильнейшего из королевств Галлии, поддерживавшего тесные связи с Восточно-Римским двором, и соперничавшего с франкским и остготским королевствами. Женатый на дочери остготского короля Теодориха, Сигизмунд получил от императора Анастасия I сан патриция.
Вскоре Сигизмунд заявил о себе как о государственном муже и законодателе, издав свод законов известный как Lex Gundobada (вернее: Liber Constitutionum). Сигизмунд покровительствовал православному духовенству; арианство при нем было вытеснено. Уже в 517 году он собрал церковный Собор Бургундских епископов в Эпаоне с целью ужесточения церковной дисциплины и искоренения арианства.
Вскоре после обращения в Православие, Сигизмунд основал в долине Роны (ныне Валлийский кантон) монастырь святого Маврикия в Агоне (Agaune). Здесь он учредил непрестанное псалмопение, - т.н. laus perennis, - на подобии других королевских монастырей германского мира.
Однако, вскоре Сигизмунд отдалился от епископов. В 522 году его вторая жена убедила короля в том, что Сигистрикс, его сын от первой жены, задумал убить отца и завладеть Бургундией и Италией. В порыве гнева Сигизмунд приказал удушить Сигистрикса. Придя в себя, король ужаснулся своему преступлению и ушёл в основанную им обитель святого Маврикия, где служил бедным, раздав им часть своего богатства. Однако, король считал что лишь смертью сможет искупить свой грех.
Вскоре против Бургундии восстала франкская королева Хродехильда, вдова убитого Гундобальдом Хлодвига. Мстя за смерть мужа, она уговорила своих сыновей, - Хлодомера, Хильдеберта и Хлотаря, - объявить войну Сигизмунду. Бургундский король был разбит, скрывался в своей обители под видом монаха. Потом его обнаружили, отвели в Орлеан, и бросили вместе с женой и детьми в колодец в 524 году.
Затем его останки были обретены, и в основанном им монастыре святого Маврикия стали чтить его память. Вскоре короля Сигизмунда стали почитать мучеником.
Святитель Асаф Ллан-Эльвийский (Asa, Asaph), епископ
Память 1 мая, 11 мая в день положения его мощей
Святого Асафа из Ллан-Эльви (Llan-Elwy, Llanelwy), как и святого Даниила Бангорского, предание относит к внуком легендарного короля Пабо Пост Придайна (Pabo Post Prydain – Пабо Столп Британцев). Его валлийского жития нет, но местная традиция хранит память о местонахождении его ясеня, его церкви, его колодца и его долины – в Тенгенеле (Tengenel) около Холивэлла (Holiwell), что указывает на место его обители. Почти всё, что известно о святом Асафе, находится в житии его аввы, святого Кентигерна (Kentigern), составленном Джослином Фюрнесским (Jocelyn of Furness) в XII веке.
Асаф был духовным сыном Кентигерна и последовал за учителем, когда тот оставил Шотландию около 545 года, чтобы избежать гонений. Вместе они посетили святого Давида в Меневии (Menevia), а затем устроили обитель на земле, данной Кентигерну Кадваллоном (Cadwallon), отцом Майлгуна (Maclgwn), королём Гвинедским (Gwynedd), в долине реки Эльви (Elwy), почему монастырь и стал называться Ллан-Эльви – Церковь-на-Эльви.
Церковь обители был построена «из заглаженого дерева, по образцу британцев, поскольку они не могли ещё строить из камней». 965 монахов-последователей святого Кентигерна, к которым принадлежал и Асаф, были разделены натрое – 300 безграмотных возделывали земли, 300 занимались повседневными делами обители, а 365, по числу дней года, совершали богослужения. Старшие из последних помогали святому Кентигерну в управлении епархией, а остальные делились на три непрерывно служащих хора. «Лишь только один хор завершал службу в церкви, тотчас входил другой и начинал службу, а по окончании той входил праздновать следующий».
Святой Кентигерн, подобно другим кельтским подвижникам, часто молился стоя в ледяной воде реки. В одну особенно холодную ночь Кентигерн совершил своё правило, состоявшее из чтения наизусть Псалтири стоя в воде, но страдал так сильно что, казалось, был близок к смерти. Он послал находившегося при нём Асафа принести головешку, чтобы обогреться. Святой Асаф принёс ему горящие угли на своём фартуке, без вреда своему телу и даже одежде, из чего Кентигерн узнал святость своего ученика. Поэтому святой Кентигерн вскоре рукоположил Асафа во священника, а когда был вновь призван в Стратклайд (Strathclyde) после битвы при Ардерайде (Ardderyd) в 573 году, Асаф стал игуменом обители и был хиротонисан во епископа, став первым архипастырем новой епархии, впоследствии известной под его именем.
(Собор Сант-Асаф, Великобритания, Уэльс)
Кончина и почитание
Точная дата кончины святого не известна, но датируется приблизительно 596 или 601 годом. Его память празднуется 11 мая, а также в день положения его мощей 1 мая.
Асаф был похоронен в Ллан-Эльви. За последующие 600 лет деревянная церковь была заменена каменной, а норманны возвели здесь нынешний собор, большая часть зданий которого датируется XIII веком. Подле обители впоследствии вырос город названный именем святого – Сант-Асаф (St. Asaph).
Икона Богородицы Царевококшайская (Мироносицкая)
Из известных в настоящее время чудотворных икон Божией Матери только три иконы вырезаны на камне: Жировицкая, явившаяся в 1470 году; Леснинская, обретенная в 1683 году и «Мироносицкая». Наименование «Мироносицкой» икона получила оттого, что Божия Матерь изображена на ней со святыми женами-мироносицами.
Икона Божией Матери Царевококшайская, или «Мироносицкая», была явлена крестьянину Андрею Жолнину 1 мая 1647 года близ деревни Дальние Кузнецы в 15 верстах от г. Царевококшайска в Казанском крае. Работая в поле, Андрей заметил сначала яркий свет, а затем лежавшую на земле икону, «резанную на аспиде, обложенную сканым серебром». При попытке поднять ее икона стала невидимой. Оглядевшись, работник заметил икону, стоящую на дереве и поддерживаемую неведомой силой. С молитвой взял Андрей обретенный образ и отнес домой к своему отцу, где святая икона прославилась многочисленными чудесами исцеления. Богомольцы стекались к ней из всех окрестных сел. На месте чудесного обретения иконы была воздвигнута часовня, а сам чудотворный образ перенесли в соборный храм Воскресения Христова города Царевококшайска.
Спустя некоторое время он был перенесен в Москву, где также явил множество чудотворений и где с него по царскому указу был сделан список, после чего святую икону возвратили в Царевококшайск. В царской грамоте государь Алексей Михайлович повелевал воеводе М. Н. Спиридонову встречать образ «за градом, в коем месте пригожь... честно священником и диаконом со образы, и со свещами, и с кадилы, и со звоном, да и сам бы еси со всеми городскими людьми Тот Чудотворный Образ потомужь встретил, а встретя поставил бы еси тот образ св. жен Мироносиц в новой церкви, которую церковь по нашему указу велено поставить на том месте, где явился образ св. жен Мироносиц. А буде та церковь по се время не сооружена и не освящена и тыб тот Чудотворный Образ поставил в Царевококшайском городе в Соборной церкви Воскресения Христова, а Протопопа отпустил бы еси к Москве, а как новую церковь св. жен Мироносиц сооружат и освятят и ты б тот Чудотворный Образ поставил в той новой церкви, да о том к Нам отписал...».
В сентябре 1649 года было начато строительство Мироносицкого мужского монастыря, а в 1652 году в обители была возведена деревянная церковь во имя святых жен-мироносиц, перестроенная в начале XVIII века в каменную. В ней и пребывал необыкновенно украшенный чудотворный образ. Сохранилось его описание: «Храмовой явленный образ Пресвятыя Богородицы и св. жен Мироносиц на камени аспиде обложен серебром сканым, снизу гладью и позлащен, в верху – Образ Нерукотворенный Спас, вокруг обнизан жемчугом крупным в три ряда. Вокруг явленного образа обнизано крупным жемчугом в один ряд, и семь камешков простых зеленых вложены в доску кипарисную, из коей писаны дванадесятые праздники красками в окладе серебряном чеканном и позлащенном, в ризе сребряной позлащенной резной, в середине и вкруг обнизано жемчугом крупным, средним и мелким.... И та доска вложена во доску-же простую аршинную, росписанную на красках, – акафист Божией Матери. Сверх же оной доски – риза, кованая серебром и позлащенная; на ней – убрус по голи травчатой, шит белью. Вкруг с трех сторон низан крупным и мелким жемчугом и звездами, и узор с разными камешками и зернами китайскими...». Из описи второй половины XVIII века следует, что к чудотворной иконе были подвешены не сохранившиеся до нашего времени три пелены с изображением святых жен-мироносиц. Чудотворная икона время от времени поновлялась как в самом монастыре, так и за его пределами. В обители хранился также список с образа Пресвятой Богородицы и святых жен-мироносиц.
Первоначально Царевококшайская чудотворная икона Божией Матери в исторических документах именовалась как «Мироносицкая», или «святых жен-мироносиц». Но начиная с XVIII века появляется новое наименование образа – «Богоматерь Царевококшайская». Причиной этому стало, вероятно, то, что образ жен-мироносиц на камне был вставлен «в доску кипарисную, из коей писаны дванадесятые праздники красками... И та доска вложена во доску-же простую аршинную, росписанную на красках – акафист Божией Матери» (как следует из описи первой половины XVIII века). Более поздние источники свидетельствуют о том, что образ на камне был вставлен во Владимирскую икону Божией Матери.
Известно также о крестных ходах с Царевококшайским образом Божией Матери и святых жен-мироносиц, которые издавна устраивались по многим городам Поволжья.
В 1994 году Мироносицкая обитель была возрождена как женский монастырь, главной святыней которого является Владимирская икона Божией Матери с вставленным в нее образком на камне с изображением святых жен-мироносиц, почитаемым среди православных верующих чудотворным. О местопребывании самого чудотворного первообраза пока нет никаких сведений.
Икона Богородицы «Нечаянная Радость»
Названа так в память об исцелении одного грешника. Некий беззаконник проводил жизнь в грехах, однако имел обыкновение преклоняться перед образом Божией Матери и приносить ей архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою». Как-то, собравшись идти на греховное дело, он, даже не задумываясь о кощунственном своем деянии, снова обратился к Богородице с молитвой. Неожиданно страх и трепет объял его: Божия Матерь явилась на иконе живой, а у Божественного Младенца открылись язвы на руках, ногах и в боку, и оттуда потекла кровь.
Пав на землю, грешник вскричал: «О, Госпожа, кто это сделал?» – «Ты и прочие грешники, – отвечала ему Божия Матерь, – вновь распинаете Моего Сына. Вы называете Меня милосердной, зачем же вы оскорбляете Меня своими беззаконными делами?» Потрясённый до глубины души, с сокрушенным сердцем раскаявшийся грешник молил Бога о прощении его грехов и просил Божию Матерь умолить Сына Своего, чтобы Он простил его.
С тех пор бывший грешник стал жить чистой и богоугодной жизнью. Так Божия Матерь даровала грешнику уже нечаянную им радость прощения и оставления грехов, а события эти послужили поводом к написанию образа «Нечаянная Радость». На ней изображён человек, на коленях молящийся пред образом Богородицы с Её Предвечным Младенцем. Под образом обыкновенно помещаются первые слова повести «Человек некий беззаконный...»
Известны сохранившиеся чудотворные списки иконы «Нечаянная Радость», например, в московских храмах пророка Илии в Обыденном переулке и в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще.
История иконы «Нечаянная Радость» рассказана святителем Димитрием Ростовским в его творении «Руно орошенное»:
Один разбойник, проводивший весьма грешную жизнь, тем не менее был привязан к Богоматери чувством благоговейной любви, и ежедневно молился перед Ее иконой. Как-то раз он собирался идти на разбой и перед выходом, обратясь к иконе Божией Матери, помолился. Тут внезапно он увидел, что у Божественного Младенца открылись язвы на руках и ногах, из Его бока хлынула кровь. Пав на землю, разбойник закричал:
— О, Госпожа, кто это сделал?
— Ты и прочие грешники, — ответила Богородица.
— О, Владычица, — отвечал ей грешник, — пусть мои грехи не победят Твоей невыразимой благости. Умоли же о мне Сына Твоего и Бога нашего!
Дважды повторяла Владычица свою молитву Младенцу Христу, пока Он не ответил:
— Я исполню Твою просьбу. Пусть же он в знак прощения облобызает Мои язвы.
С тех пор этот разбойник стал жить честною и благочестивою жизнью. Именно это событие послужило для верующих поводом к написанию иконы Божией Матери «Нечаянная Радость».
От списков иконы НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ происходили всевозможные чудеса, но наиболее часто от нее получали исцеления от глухоты.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Нечаянная Радость
глас 4
Днесь вернии людие/ духовно торжествуем,/ прославляюще Заступницу усердную рода христианскаго/ и притекающе к пречистому Ея образу, взываем сице:/ о, Премилостивая Владычице Богородице,/ подаждь нам нечаянную радость,/ обремененным грехи и скорбьми многими,/ и избави нас от всякого зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Нечаянная Радость
глас 6
Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Владычице./ Ты нам помози,/ на Тебе надеемся/ и Тобою хвалимся,/ Твой бо есмы раби,/ да не постыдимся.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Нечаянная радость
О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града Москвы Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех Верная Предстательнице и Заступнице! Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала еси нечаянную радость ему и преклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством ко прощению сего грешнаго и заблуждшаго, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением покланяющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость: грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, — вседейственное вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбех и печалех — утешение; обретающимся в бедах и озлоблениих — совершенное сих избытие; малодушным и ненадежным — надежду и терпение; в радости и изобилии живущим — непрестанное Благодетелю благодарение; бедствующим — милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами — нечаемое исцеление и укрепление; иждившим от недуга ум — ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь — память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду. О Госпоже Пресвятая! Умилосердися ко всем, чтущим всечестное имя Твое, и всем яви всемощный покров Твой и заступление; во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до последняго их скончания во благости соблюди; злыя благи сотвори; заблуждшия на путь правый настави; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с Небесе низпосли; от искушений, соблазнов и погибели спаси; от злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавай; путешествующим спутешествуй; сущим в нужде и гладе буди Питательница; неимущим крова и пристанища буди покров и прибежище; нагим подаждь одеяние; обидимым и неправедно гонимым — заступление; клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай; клеветники и хулители пред всеми обличи; ожесточенно враждующим нечаемое подаждь примирение, и всем нам друг ко другу любовь, мир и благочестие и здравие с долгоденствием. Супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый; матерем, дети родящим, скорое подаждь разрешение; младенцы воспитай; юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави; от домашней брани и вражды единокровных миром и любовию огради. Безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и Богоугодному научи, прельщенныя же и во грех и нечистоту падшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи. Вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл, от внезапныя смерти без покаяния всех нас избави, и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на страшнем Судищи Христове даруй. Преставльшияся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми жити сотвори, скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли, и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица, да вси на Небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Икона Богородицы Андрониковская
Андрониковская икона Божией Матери, известная также под именами Монемвасийской и Греческой, – родовая святыня греческого императора Андроника III Палеолога, по преданию, одна из написанных апостолом и евангелистом Лукой. По первому сохранившемуся документальному свидетельству об иконе, в 1347 году Андроник пожертвовал ее Монемвасийской обители в Морее, где она пребывала до начала XIX-го столетия. После нападения на Грецию в 1821 году турецких войск, настоятель монастыря, епископ Агапий, пытаясь спасти чудотворную Андрониковскую икону, скрылся с нею в г. Патрас. Перед смертью Агапий завещал эту святыню своему родственнику, русскому генеральному консулу Н. И. Влассопуло, сын которого, А. Н. Влассопуло, в 1839 году переслал икону из Афин в Одессу с письмом на Высочайшее имя для препровождения ее в Петербург императору Николаю Павловичу. С 1839 по 12 мая 1868 года Андрониковская икона находилась в Зимнем дворце, а с 12 мая 1868 года по 16 апреля 1877 г. – в Троицком соборе, что на Петербургской стороне. В 1877 году чудотворная икона была перенесена в Казанский женский монастырь близ города Вышний Волочок Тверской епархии. В 1984 г. икона была украдена и нынешнее ее местонахождение неизвестно.
Икона изображает Богородицу оплечно, без Младенца. На шее Божией Матери с правой стороны кровоточащая рана. В нижней части иконы был приделан футляр, в котором хранился нож дамасской стали с костяной рукоятью, которым турок-икононенавистник нанес удар иконе, после чего и появилась кровоточащая рана. К иконе прилагался также вышитый византийский герб (двуглавый орел), подтверждающий императорское происхождение образа.
Существует множество чтимых списков Андрониковской иконы.
Тропарь
К Богородице прилежно ныне притецем грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовущее из глубины души: Владычеце, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бое дину надежду имамы.
Кондак
Не умолим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати недостойнии, аще бо ты не бы предстояла молями, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых.
Икона Богородицы Византийская
О сей иконе известно, что она явилась 7 апреля 732 года. Из Рима она была перенесена впоследствии в Россию. В 1709 году перед ней молился император Петр Великий после Полтавской битвы, вознося благодарственные хвалы Господу, даровавшему ему столь блистательную победу над врагом. Не должно смешивать этой иконы с Цареградской, коей празднуется 25 апреля и 17 сентября, и с Константинопольской, празднование которой совершается 11 мая. Византийской иконе празднуется еще 1 мая.
Изображение относится к типу Одигитрии. Богородица представлена поколенно, сидящей, с Младенцем Христом на правой руке (Дексиократуса). Характерная черта этой иконографии - поворот головы Младенца от Матери вправо. Правая рука Младенца в жесте благословения, левой Он прикасается к руке Матери. В руках у обнимающей Сына Богородицы держава и скипетр. Царственный облик подчеркивают короны, венчающие Их головы.