Седмица 3-я по Пасхе.
Прор. Иеремии (VI в. до Р. Х.); прп. Пафнутия Боровского, игумена (1477).
Сщмч. Макария, митрополита Киевского (1497); прп. Герасима Болдинского (1554); прмч. Ваты Персиянина (IV); блгв. Тамары, царицы Грузинской (1213); прмчч. Афонских Евфимия (1814), Игнатия (1814) и Акакия (1816); свт. Аматора (Агапита), епископа Осерского (418) и жены его прп. Марфы (до 418; Греч.); мч. Сигизмунда, короля Бургундского (524; Галл.); прп. Бриока Путешественника, Бретонского (502; Галл., Кельт. и Брит.); свт. Асафа, еп. Ллан-Эльвиийского (ок. 596/601; Кельт. и Брит.); свт. Панарета, еп. Пафского (1790/1791; Греч.).
Мц. Нины Кузнецовой (1938); прп. Трифона (Скрипченко) Святогорского, архимандрита, исп. (1939; Укр. местн.).
Икон Божией Матери: «Нечаянная Радость»; Царевококшайская (Мироносицкая); Андрониковская и именуемая «Нечаянная Радость», Византийская.
Святые дня, молите Бога о нас!
Пророк Иеремия
Святой пророк Иеремия, один из четырех великих ветхозаветных пророков, сын священника Хелкии из города Анафофа, близ Иерусалима, жил за 600 лет до Рождества Христова при израильском царе Иосии и четырех его преемниках. К пророческому служению был призван на 15 году своей жизни, когда Господь открыл ему, что прежде рождения Он определит его быть пророком. Иеремия отказывался, указывая на свою молодость и неумение говорить, но Господь обещал всегда быть с ним и охранять его. Он коснулся уст избранника и сказал: "Вот Я влагаю слова Мои в уста твои, поручаю тебе с сего дня судьбу народов и царств. По твоему пророческому слову они будут падать и восставать" (Иер. 1, 9 - 10). С того времени двадцать три года пророчествовал Иеремия, обличая иудеев за отступление от Истинного Бога и поклонение идолам, предрекая им бедствия и опустошительную войну. Он останавливался в воротах города, у входа в храм, всюду, где собирался народ, и увещевал с угрозами и нередко со слезами. Но люди отвечали ему насмешками, ругательствами и даже покушались его убить.
Изображая предстоящее иудеям рабство царю вавилонскому, Иеремия по повелению Божию надел на свою шею сначала деревянное, а потом железное ярмо и так ходил среди народа. Гневаясь на грозные предсказания пророка, старейшины иудейские бросили пророка Иеремию в темничный ров, наполненный зловонной тиной, где он едва не умер. По предстательству богобоязненного царедворца Авдемелеха, пророк был извлечен изо рва и не переставал пророчествовать, за что был посажен в темницу. При царе иудейском Седекии пророчество его сбылось: пришел Навуходоносор, избил народ, остаток увел в плен, а Иерусалим разграбил и разрушил. Навуходоносор освободил пророка из темницы и позволил ему жить, где пожелает. Пророк же остался на развалинах Иерусалима и оплакивал бедствия своего отечества. По преданию, пророк Иеремия взял ковчег Завета со скрижалями и скрыл его в одной из пещер горы Наваф, так что иудеи более не могли его найти (2 Мак. 2). Впоследствии был сделан новый Ковчег Завета, но он уже не имел славы первого.
Среди оставшихся в своем отечестве иудеев вскоре возникли междоусобные столкновения: наместник Навуходоносора Годолия был убит, и иудеи, боясь гнева вавилонского, решили бежать в Египет. Пророк Иеремия отклонял их от этого намерения, предсказывая, что кара, которой они боятся, настигнет их и в Египте. Но иудеи не послушались пророка и, взяв его насильно с собой, ушли в Египет и поселились в городе Тафнисе. Там пророк жил четыре года и был почитаем египтянами, так как умертвил своею молитвою крокодилов и прочих гадов, наполнявших те места. Когда же он стал предсказывать, что царь вавилонский опустошит землю египетскую и уничтожит поселившихся в ней иудеев, то иудеи убили пророка Иеремию. В том же году предсказание святого исполнилось. Существует предание, что через 250 лет Александр Македонский перенес мощи святого пророка Иеремии в город Александрию.
Пророк Иеремия написал книгу "Пророчеств", книгу "Плач" о разрушении Иерусалима и Послание. О временах, когда он жил и пророчествовал, говорится в 4-й Книге Царств (23, 24, 25), во 2-й Книге Паралипоменон (36, 12) и во 2-й Книге Маккавеев (2). В Евангелии от Матфея указано, что предательство Иуды предсказано пророком Иеремией: "И взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь" (Мф. 27, 9 - 10).
Тропарь пророка Иеремии
глас 2
Пророка Твоего Иеремии память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша.
Кондак пророка Иеремии
глас 3
Очистив духом, великий пророче и мучениче,/ твое светозарное сердце,/ славнее Иеремие,/ пророчествия дар свыше приял еси/ и возопил еси велегласно во странах:/ се Бог наш, и не приложится ин к Нему,/ Иже, воплощся, на земли явился есть
Преподобный Герасим Болдинский
Преподобный Герасим Болдинский, в миру Григорий, родился в 1490 г. в Переяславле Залесском. В раннем детстве он часто посещал храм Божий. Узнав о святой жизни прп. Даниила Переяславского, 13-летний Григорий со слезами просил старца принять его к себе в Горицкий монастырь. Преподобный принял мальчика послушником и в скором времени постриг с именем Герасим. Новоначальный инок ревностно совершал подвиги поста и молитвы, усердно помогал старцу в построении храмов и келлий и служил бедной братии своим ремеслом — он был сапожником. Вскоре о нем, как о строгом подвижнике, стало известно в Москве. Вместе со своим учителем он был вызван в столицу, где встречался с царем.
Земная слава тяготила подвижника и, после 26-летнего пребывания под руководством преподобного Даниила, святой Герасим, получив благословение старца на отшельничество, поселился недалеко от города Дорогобужа в Смоленской земле, в диком лесу, населенном змеями и зверями. Святой много раз подвергался нападениям разбойников, но кротко и терпеливо сносил все обиды и молился за обидчиков. Для пропитания своего он повесил кузовок на дереве у дороги: проходившие клали туда куски хлеба, но и эти куски иногда отбирали другие бедняки, за что преподобный только благодарил Бога. Впоследствии явился у него сторож его кусочков — ворон; если недобрый человек подходил к кузовку, ворон поднимал крик и, летая, бил крыльями по лицу нежеланного посетителя, а хищным зверям даже выклевывал глаза и обращал их в бегство.
По особому ведению он перешел на Болдину гору, где у источника стоял огромный дуб. Местные жители избили его палками и хотели утопить, но, убоявшись ответственности перед начальством, наклеветали на него наместнику Дорогобужа и подкупили сего наместника прогнать старца. Наместник хотел уже посадить Герасима в тюрьму, как бродягу. Преподобный Герасим терпеливо переносил издевательства, молчал и молился. И в это время к наместнику прибыл царский посланник из Москвы. Увидев святого Герасима, он поклонился и попросил у него благословения, так как ранее видел святого вместе с преподобным Даниилом у царя. Наместник испугался, тотчас же просил прощения у старца, обещал ограждать его от нападений и даже пожертвовал ему на устройство обители. С этих пор св. Герасим стал принимать к себе желающих иноческого подвига, и собрались к нему братия.
Тогда, испросив в Москве позволения на устройство обители, он, как сам говорил в завещании братии, «в пустыне сей, зовемой Болдино, в нейже разбойницы живяху, в Дорогобужском уезде, в лето от Рождества Христова 1528 года, Божиим изволением и помощию создах обитель сию, общежительный монастырь». А в 1530 году воздвиг храм во имя Святой Троицы и построил келлии для собравшейся братии.
Кроме Болдина монастыря прп. Герасим основал еще в городе Вязьме в 1553 г. монастырь во имя Иоанна Предтечи и поставил в ней игуменом одного из учеников своих Симеона.
Затем в брянском лесу на реке Жиздре основал третью обитель в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Игуменом обители был поставлен ученик прп. Герасима Петр Коростелев. За девять лет до кончины преподобный устроил еще один монастырь, четвертый, близ Дорогобужа, во имя Рождества Богородицы. В Болдиной обители под конец жизни преподобного было до 140 братий.
Перед кончиной прп. Герасим призвал к себе игуменов и иноков основанных им монастырей, рассказал им о своей жизни и дал последние наставления. Этот устный рассказ святого был включен в его житие, составленное по прошению соборных старцев святителем Антонием. Преставился прп. Герасим 1 мая 1554 года на 65-м году жизни. Мощи его почивают под спудом в соборной церкви Троицкого Болдина монастыря, в 15 верстах от Дорогобужа.
(Троицкий Болдинский монастырь)
Тропарь преподобному Герасиму, Болдинскому чудотворцу
глас 4
Божественною любовию от юности своея распаляем, Преподобне, мир и вся яже в мире оставил еси, в пустыню вселился един. И в ней собрал еси ученик множество на Божие славословие, в молитвах и в посте и в трудах своих обителях добре подвизался во временней жизни. И ныне не остави посещая чад своих, Отче Герасиме, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобному Герасиму, Болдинскому чудотворцу
глас 2
Яко преобидев тленная и долу влекущее мудрование, весь Христов быв и Того честный крест на рамо взем, последовал Ему невозвратно, в молитвах и постех бых, делех же и злостраданиях, образ быв своим учеником: но яко имея дерзновение ко Святей Троице, молися, блаженне, яко да святое успение твое празднующе вопием: радуйся преподобие Герасиме, отче наш.
Молитва преподобному Герасиму, Болдинскому чудотворцу
О добре наш пастырю и Богомудрый начальниче, преподобие отче Герасиме, услыши нас молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое. Виждь нас грешных в толицех обстоянных сущих, виждь нас немощных отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных, и умом от малодушия помраченных; потщися угодниче Божий, не оставити нас в греховном плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших. Моли о нас, недостойных, Спаса Господа, Емуже ты со бесплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Содетеля нашего в нынешнем веце и в будущем, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по Своей благости воздаст нам: на твое бо ходатайство уповая и твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем и к цельбоносным мощам твоим припадая недостойнии, исцеления просим: избави нас угодниче Христов от злых находящих на нас, и укроти волны страстей и бед, восстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней, и в тине страстей наших. Моли преподобие отче Герасиме Христа Бога нашего, да подаст нам мирное жительство, оставление грехов, а душам нашим спасение и велию милость.
Преподобный Пафнутий Боровский, игумен
Преподобный Пафнутий родился около 1395 года в селе Кудиново недалеко от Боровска. Родители его Иоанн и Фотиния были благочестивые и богобоязненные люди, воспитавшие сына, названного в крещении Парфением, в благоговении и страхе Божием. Дед Преподобного был татарским баскаком, принявшим Православную христианскую веру с именем Мартина и оставшимся жить на Руси в пожалованном ему селе Кудиново.
С детских лет Парфений возлюбил Господа, был тих и смиренен, любил уединение и молитву, чтение Священного писания и жития святых Божиих угодников. Поэтому, когда ему исполнилось восемнадцать лет, он оставляет мир со всеми его прелестями и соблазнами и поступает в Высокий (от названия села Высокое, находящегося на высоком берегу реки Протвы) монастырь Покрова Божией матери, расположенный недалеко от города Боровска, где принимает от игумена Маркелла монашеский постриг с именем Пафнутий.
Свыше двадцати лет подвизался преподобный Пафнутий в Покровском монастыре, пройдя все послушания и угождая Богу трудами и молитвами. Наставником ему был Никита Серпуховской, ученик преподобного Сергия Радонежского, пришедший из Высоцкого Зачатьевского монастыря на покой в Боровск, в монастырь Покрова Божией Матери. Семь лет пробыл молодой инок на послушании у опытного старца.
Постепенно Пафнутий из юного послушника превратился в опытного монаха, подвижника и был избран братией и Боровским князем в игумены обители. Возведение его в игуменский сан совершил преосвященный Фотий, митрополит Киевкий и всея Руси.
Управляя монастырем, преподобный Пафнутий много трудился, в послушаниях и молитве являя пример для братии. Около 1440 года он тяжело заболел и, готовясь к своему отшествию из этого мира, принял Великую схиму. Но Господу Богу было угодно другое: Пафнутий исцелился от болезни и удалился из монастыря с одним из своих учеников в поисках нового места для служения Богу. Он побывал в разных обителях, в том числе в Троице-Сергиевой Лавре и в Оптиной Пустыни, везде молясь об открытии ему Божьей воли. По молитвам и ходатайству Своей Пречистой Матери Господь указал Преподобному пустынное живописное место недалеко от его прежней обители, на противоположной стороне реки Протвы. Он поселился на этом месте с одним из учеников. Очень быстро вокруг подвижника собралась новая братия, началось строительство деревянного храма в честь Рождества Божией Матери. 1444 год считается датой основания монастыря преподобного Пафнутия, который сам он называл домом Пречистой Божией Матери. До глубокой старости, более тридцати лет, подвизался Пафнутий на этом месте, освящая его трудом и молитвой, собирая и воспитывая братию в послушании и страхе Божием.
Получив от Бога извещение о своей скорой кончине, Преподобный провел оставшееся время в посте и непрестанной молитве, наставляя братию и учеников. Возложив все упование о своей душе и ввереной ему от Бога обители на Господа и Его Пречистую Матерь, преподобный Пафнутий тихо предал свою душу в руки Божии 1 мая (ст. стиль) 1477 года в семь часов вечера, за час до захода солнца. Прожил он 82 года, угодив Богу подвижническим житием и собрав 95 человек братии. Всеблагий Господь совершил через Своего угодника множество чудес, оставив на века потомкам пример Богоугодной жизни и святую память о нем, многократно сохраняя обитель преподобного Пафнутия от разорения. Даже и до сего дня Господь являет его предстателем и молитвенником за всех с верою и любовью приходящих к нему.
Общецерковное прославление Пафнутия в лике преподобных состоялось на Стоглавом соборе в 1547 году при митрополите Московском Макарии, память его совершается 1 (14) мая.
Тропарь
глас 4
Жития светлостию просветив твое отечество, в молитвах и постех дарований Божественнаго духа исполнился еси, и во временней сей жизни добре подвизався, милости благоутробия всем скорбящим отверзл еси, и нищим был еси заступник. Тем молим тя, отче Пафнутие, моли Хрнста Бога, да спасет души наша.
Кондак
глас 8
Божиим светолитием просвещен, отче, постническое стяжал еси жительство, преподобне, иноком предобрый наставниче и постником благое украшение. Сего ради Господь труды твоя видев, чудес даром обогати тя, источаеши бо исцеления. Мы же, радующеся, вопием ти: радуйся, отче Пафнутие.
Молитва преподобному Пафнутию Боровскому
О священная главо, земный Ангеле, Небесный человече, великий чудотворче, преподобне отче наш Пафнутие. К тебе с верою и любовию усердно прибегаем и умиленно просим: яви нам, смиренным и грешным, святое и многомощное твое заступление.
Не дерзаем, грех ради наших, с свободою чад Божиих просити Господа и Владыку нашего о помиловании и прощении. Но тебе, молитвенника к Нему благоприятна, предлагаем и молим: испроси нам у благости Его дары благопотребныя и спасительныя душам нашим: веру праву, благочестия крепкое покаяние, истинное прощение грехов, жития совершенное исправление, да, обратившеся от злых дел к богоугождению, прочее не прогневляем Господа нарушением святых Его заповедей. Умоли, святче Божий, Всевышняго Творца даровати мир и благочестие стране нашей православней.
Сохрани, угодниче Христов, святую обитель твою, созданную тобою, и вся живущия и подвизающияся в ней от всякаго зла ненаветны.
Призри милостивно на люди, к тебе прибегающия, и вся прошения их во благое исполни.
Всем же нам здравие душевное и телесное, земли плодоносие, тихое и благоугодное житие, благую, христианскую кончину и добрый ответ на Страшном Суде у Всемилостиваго Бога исходатайствуй, яко воистинну имеяй велие к Нему дерзновение. Ей, отче, вемы, яко много может молитва твоя пред лицем Вседержителя Господа и ничтоже невозможно есть ходатайству твоему, аще токмо восхощеши; сего ради крепко на тя уповаем и на твоя святыя молитвы вельми надеемся, яко ты приведеши нас предстательством твоим в тихое пристанище спасения и наследники явиши ны светлаго Царствия Христова.
Не посрами же упования нашего, чудотворче святый. И сподоби нас вкупе с тобою блаженства райскаго наслаждатися, да славим, хвалим и величаем великую милость к нам Человеколюбца Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое благое, отеческое заступление во веки веков. Аминь.
(Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутиев Боровский монастырь)
Для того, чтобы понять кто такой был этот чудесный угодник Божий, достаточно лишь взглянуть на тех, кто был в числе его учеников:
Ученики преподобного Пафнутия Боровского
После смерти преподобного Пафнутия, все его ученики имели перед остальной братией преимущество. Каждый из них заслужил это собственным подвигом и доверием, которым пользовался со стороны основателя обители. Они так же, как и ученики великого Сергия Радонежского, повторили путь своего наставника: каждый из них создал свою обитель, сподобившись любви и благодарной памяти потомков.
Преподобный Иосиф Волоцкий
Преподобный Герасим Черный
Преподобный Кассиан Босой
Старец Фотий
Преподобный Левкий Волоколамский
Преподобный Даниил Переяславский
Преподобный Давид Серпуховской
Досифей Топорков
Преподобный Вассиан Санин (Рыло), архиеп. Ростовский и Ярославский
Преподобный Иннокентий Дивный
Игумен Герасим (Смердков)
Игумен Арсений
Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси
От себя не могу не добавить, что всем рекомендую прочитать книгу «Преподобный Иосиф Волоцкий. Судьба и время», автор: Бахревский В. А.
В этой книге не только отображено время, нелегкое для Руси, но и сами характеры святых подвижников, в том числе преподобного Пафнутия и его любимого ученика преподобного Иосифа.
(прп. Иосиф Волоцкий)
И я, понимая, что свое убожество уж никак невозможно сравнивать со святыми, но, тем не менее, какие-то отголоски характеров мы находим близкими себе самим, оттого и святые у нас бывают почитаемыми, а некоторые еще и любимыми…и вот интересная вещь получается: понимая, что сам по характеру (ни в коем случае не по поступкам или подвигам, даже не думая об этом) много ближе к Иосифу, а сердце тянется более к Пафнутию...
Молитвами святых угодников Твоих, преподобных отцов наших Пафнутия и Иосифа, помилуй нас, грешных, Господи, прости наши прегрешения и покрой нас Своею благодатью и благослови все наши добрые дела ко спасению! Аминь.
Священномученик Макарий Киевский, митрополит
В 1495 г., после смерти Киевского митрополита Ионы Глезны, собором русских архиереев совершилось рукоположение архимандрита Макария в сан митрополита. В 1497 г., послушный пастырскому долгу, митрополит Макарий решил посетить Киевскую кафедру, особенно пострадавшую от нашествия татар, и на пути, в селе Стриголово, когда совершал богослужение, был ими убит. Тело святителя было привезено в Киев и положено в соборном храме Святой Софии, где прославилось чудесами в 1625 и 1634 гг. Неоднократно возжигались чудным образом свечи перед иконостасом в соборе, где почивал святитель, а от гробницы его исходили свет и огонь.
Священномученик Макарий, митрополит Киевский, был ранее архимандритом Виленского Свято-Троицкого монастыря.
В 1495 году, после смерти Киевского митрополита Ионы Глезны, был избран и рукоположен на его место собором святителей: Вассианом Владимирским, Лукою Полоцким, Вассианом Туровским и Ионою Луцким. Из Константинополя от патриарха Нифонта были присланы благословенные листы, утверждавшие избрание святителя Макария на митрополичью кафедру. 1 мая 1497 года вторгшиеся на Русскую землю татары убили митрополита Киевского и всея Руси Макария в селе Стриголове, на реке Вжище, где святитель совершал Богослужение. Вместе с ним были убиты и захвачены в плен многие из его паствы.
Святые мощи святителя Макария, прославленные от Бога нетлением и чудесами, покоятся ныне в Киеве во Владимирском кафедральном соборе.
Тропарь священномученика Макария, митрополита Киевского
глас 8
Божественныя Безкровныя совершая Жертвы,/ кровь твою, от безбожных агарян излиянную,/ в жертву непорочную принесл еси Владыце твоему, Пастыреначальнику Христу./ Егоже моли, молим тя,/ пролити гнев на языки, хотящия браней;/ христолюбивое воинство наше на враги укрепи/ и стадо твое от всяких бед неврежденно соблюди,/ тебе бо крепкаго заступника почитаем,/ новый свяшенномучениче российский,/ святителю блаженный Макарие.
Кондак священномученика Макария, митрополита Киевского
глас 8
Веселится град Киев,/ великое сокровище стяжав,/ твое тлению непричастное тело,/ святителю блаженный Макарие,/ твой бо престол даже до крове от лютых врагов нашествия хранил еси./ И ныне Небесному предстоиши Престолу,/ идеже молитвенно пред Творцем поминай нас, отче наш,/ да во всех бедах имеем тя прибежище и тобою хвалимся, зовуще:/ радуйся, Макарие, архиереом честное украшение.
Молитва священномученику Макарию
О великий угодниче Христов, святителю отче Макарие, в житии твоем чад твоих любовию, смерти крепчайшею, возлюбивый и за них душу твою предавый, призри от Горних обителей на нас, вонми воздыханием нашим сердечным и помози нам, недостойным и смиренным. Молися, святителю милостивый, да речет Он мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающия сердца к Нему. Даруй нам, отче наш, любве твоей ко Святей Матери нашей Церкви Христовой, укрепи ны, разслабленныя духом, отеческия предания хранити, и о мимошедших напастех память спасительную имети, и всегда благодарственная Благодетелю Богу воспевати научи. Предстательством твоим у Престола Господа сил испроси Церкви Христовой от ересей и расколов ограждение, к честным мощем твоим притекающим и чтущим святую память твою исполнение благих их прошений дати и всем христианом вся ко временней и вечной жизни потребная даровати, да прославляется о тебе Пречестное Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Благоверная Тамара Грузинская
Святая благоверная царица Грузии Тамара Великая родилась ок. 1165 года. Происходила из древней грузинской династии Багратидов и с 1178 года являлась соправительницей своего отца, Георгия III. Время царствования святой Тамары известно как золотой век грузинской истории: царица Тамара отличалась высоким благочестием и, продолжая начинания своего деда. святого благоверного царя Давида III Возобновителя, способствовала широкому распространению веры Христовой по всей Грузии, строительству храмов и монастырей. В 1204 г. правитель Румского султаната Рукн-эд-Дин обратился к царице Тамаре с требованием отказа Грузии от христианства и принятия ислама. Царица Тамара отвергла это требование, и в исторической битве близ Басиани грузинское войско разбило коалицию мусульманских государств. Мудрое правление благоверной царицы Тамары снискало ей всенародную любовь. Последние годы жизни она провела в пещерном монастыре Вардзиа.
Благоверная царица имела келлию, сообщавшуюся посредством оконца с храмом, из которой она могла возносить молитвы к Богу во время Богослужений. Скончалась мирно в 1213 году и была причислена к лику святых. Память ее празднуется дважды: 1 мая - день преставления, и вторично в Неделю жен-мироносиц (переходящее празднование).
Тропарь благоверной Тамары, царицы Грузинской
глас 8
Вышния красоты желая,/ нижния сласти телесныя далече от себе отгнала еси/ и, в чертозе царском пребывающи,/ ангельское житие препровождала еси,/ царице Тамаро блаженная,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Ин тропарь благоверной Тамары, царицы Грузинской
глас 4
Во святых дивная,/ Иверии светило,/ благоверная царице Тамаро,/ на горах высоких храмы воздвигшая,/ да в них моления возсылают ко Господу,/ мольбами твоими крепость даровавшая воем христолюбивых людей страны Иверския,/ десницею же своею полчища агарянская низпровергшая,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Молитва святой благоверной царице Тамаре
О, святая великая благоверная царице Тамара! Мы грешнии (имярек) и смиреннии, яко к теплой защитнице и скорой помощнице усердно прибегаем, просяще помощи и заступления в бездне бед погружаемых, иже на всяк день и час нам от человек лукавых приключающихся, и различными болезньми одержимых, да твоим заступлением, коль великое дерзновение к Богу имееши, помолись о нас в печалех, нуждах и напастех сущих, и заступи нас от всех врагов видимых и невидимых, наипаче же от бесовских козней и хитростей, наглых нападений и льстивых подступов, да не будем им в поругание и посмеяние, и твоею крепкою помощию их от нас отгони, якоже отгнала от страны Иверской и верную любовь к Богу в сердцах наших утверди и достойну соделай.
Егда же приспеет наше от временного сего жития отшествие и к вечности переселение, скоро в помощь нам предстани, и от насилий вражиих свободи, яко имееши жизнь вечную, и приведи сердца наша к истинному покаянию, да и мы нескверными усты и чистой совестию предстанем Пресвятей Троице, прославляя и воспевая Ю, со всеми святыми в бесконечные веки. Аминь.
Святитель Панарет, епископ Пафский
Родился в начале XVIII века в деревне рядом с Фамагустой и стал монахом в тамошнем монастыре святого Анастасия. Он окончил школу греческой грамматики и музыки, основанную архиепископом Кипрским Филофеем, с которым святой позднее находился в дружеских отношениях. В 1764 году святой Панарет стал игуменом монастыря Богородицы Паллуриотиссы.
В 1767 году он стал епископом Пафским и нес архипастырское служение в Пафосе до своей смерти последовавшей в 1790 или 1791 году. Время святительского служения святого Панарета пришлось на трудный период в истории Кипра, когда угнетение со стороны турок было особенно сильным. Святой как ласковый отец вместе со своей паствой переносил все тяготы и невзгоды, укреплял народ в борьбе за сохранение Православной веры и одновременно пытался смягчить суровые условия его существования. Усилиями святого был заменен турецкий наместник Пафоса, отличавшийся особой жестокостью. В 1783-1784 годах святой Панарет с другими Кипрскими владыками отправился в Константинополь, где им удалось добиться удаления с Кипра Хаджибакки, угнетавшего киприотов непомерными налогами. Будучи епископом, святой Панарет занимался проблемами каждого, кто просил его о помощи. Он уделял много времени просвещению в то время, когда на Кипре не было школ. Святитель содействовал изданию книги афинского философа Феофила Коридаллеаса «О рождении и смерти у Аристотеля» (1780) и книги архимандрита Киприана «История острова Кипр» (1788).
Участие епископа Панарета в церковной жизни Кипра было особенно важным, так как это был период активной исламизации местного населения, православные церкви превращались в мечети. Святой Панарет призывал народ к восстановлению церквей, и его заслугам принадлежит восстановление многих храмов Пафоса, а также нескольких монастырей. Кроме того, при нем в Пафосе было написано большое количество икон, многие из которых сохранились до наших дней. На собственные средства святитель построил храм святого Анастасия в Фамагусте и обеспечил его иконами. Также он украсил раку с главой апостола Филиппа, находящуюся сейчас в монастыре Честного Креста в Омодосе, и заказал икону апостола. На ней изображен и сам святой Панарет, протягивающий апостолу серебряный ларец с его главой.
В те годы единственным средством сохранения веры в народе было присутствие святых людей, которые своей жизнью показывали путь христианина, величие Православия по сравнению с исламом, и являлись предметом для подражания. Таким маяком стал святой Панарет. Он сочетал свою пастырскую деятельность с суровой подвижнической жизнью: отличался воздержанием, сну предпочитал молитву, исповедовал со смирением, служил с благоговением. Укрощая страсти и смиряя плоть, святой носил на теле бронзовые и железные вериги. Еще при жизни святой был отмечен даром чудотворения. В его житии описан случай, когда один священник присвоил церковные деньги и отрицал это. Святой Панарет приказал ему молчать и тот онемел. Позднее священник этот тяжело заболел и перед смертью послал за святым Панаретом, умоляя о прощении. Святой пришел к несчастному, и, когда он приблизился, священник обрел дар речи, исповедовался, получил прощение и мирно скончался.
Кончина святого Панарета венчала всю его добродетельную жизнь. Святой предсказал свою смерть и приготовил себе гроб на том месте, где сегодня находится алтарь кафедрального собора святого Феодора в Пафосе. Также святой Панарет предчувствовал, что в Пафос приедет Парфений, епископ Карпафский, за которым он послал. Когда Парфений пришел к святому, тот исповедовался ему, причастился и умер. При похоронах святителя произошло много исцелений.
Почитание
За добродетельную жизнь и чудеса святителя Панарета стали почитать как святого практически сразу после его кончины. Он был официально причислен к лику святых уже в конце XVIII века, когда патриархом Константинопольским был киприот Герасим III.
Вериги, которые носил святой Панарет, находятся сейчас в монастыре Ставровуниу. На острове Саламин в одной из церквей сохранилась древняя фреска с изображением святого. Позднее же на Кипре было написано большое количество его икон. Святого особенно почитают в Пафосе.
Преподобная Вальбурга Хайденхаймская (Walburga, Bugga, Gaudurge, Vaubourg, Walpurga, Walpurgis), игумения
Память 25 февраля (Кельт. и Брит.), 1 мая - перенесение мощей в Айхштет в 870/871 или 880 году (по другим данным, день канонизации) (Зап.)
Об этой угоднице Божьей вы можете почитать тут:
https://filin-dimitry.livejournal.com/1105856.html