Седмица 2-я по Пасхе.
Апостола и Евангелиста Марка (63); свт. Аниана, еп. Александрийского (82-86; Греч., Александр.); свт. Македония II, патриарха Константинопольского (516); прп. Сильвестра Обнорского (1379); прп. Василия Поляномерульского (1767) (Румын.); прп. Вассиана Слепого (Балашевича), иеросхим. (1827, Киев.).
Сщмч. Сергия Рохлецова, пресвитера (1938).
Икона Божией Матери: Цареградская (1071).
Святые дня, молите Бога о нас!
Апостол от 70-ти Марк Евангелист, епископ
Святой апостол и евангелист Марк, называемый также Иоанн-Марк (Деян. 12, 12), апостол от 70-ти, племянник апостола (память 11 июня), родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду.
Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14. 51 - 52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян. 12, 12).
Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла (общая память 29 июня) и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад.
В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян. 13, 6 - 12).
После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.
Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне (1 Пет. 5, 13).
Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей (память 4 января). Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие (около 62 – 63 гг.).
Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий Александрийский (5 октября), святитель Григорий Чудотворец (память 5 ноября) и другие.
Ревнуя о устроении церковного Богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан.
Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе.
Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение. Вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина - пресвитерами.
Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал Богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: "В руки Твои, Господи, предаю дух мой".
Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 года. Память его Церковь празднует 25 апреля.
В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь.
В 820 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перенесли в Венецию и поставили в храме его имени.
(Собор святого Марка,Венеция)
В древней иконографической традиции, усвоившей святым Евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр. 4, 7), святой Евангелист Марк изображается со львом - в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (Откр. 5, 5).
Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью его к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола.
Одной из центральных Богословских тем в Евангелии святого Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии Христа (Мк. 16, 20) и Духа Святого (13, 11) ученики его идут по всему миру и проповедуют Евангелие всей твари (13, 10; 16, 15).
Тропарь апостолу Марку
глас 3
Апостоле святый и Евангелисте Марко,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Ин тропарь апостолу и евангелисту Марку
глас 3
У верховнаго Петра научився,/ апостол Христов был еси/ и, яко солнце, странам возсиял еси,/ Александриом удобрение быв, блаженне:/ тобою Египет от прелести свободися,/ евангельским твоим учением просвещ вся,/ яко свет, столп церковный./ Сего ради твою память чтуще, светло празднуем,/ Марко Богогласе,/ моли тобою благовестимаго Бога/ да согрешений оставление подаст душам нашим.
Кондак апостолу Марку
глас 2
С высоты приим благодать Духа,/ риторская плетения разрушил еси, апостоле,/ и, языки вся уловив, Марко всеславне,/ твоему Владыце привел еси,// Божественное проповедав Евангелие.
Молитва святому апостолу и евангелисту Марку
О, преславный апостоле Марко, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.
Святитель Аниан (Анниан; греч. Ἀννιανὸς), епископ Александрийский
Был сапожником в Александрии Египетской. Когда святой апостол Марк ступил из лодки на сухую землю Александрии, одна из его сандалий порвалась, и он отнес ее на починку Аниану. Чиня сандалию, тот пронзил себе шилом левую руку и закричал от боли, в ответ на что апостол Божий сделал брение из слюны и пыли и помазал раненую руку, которая тут же зажила. Пораженный этим чудом, Аниан позвал Марка к себе домой, а услышав его проповедь, он и весь его дом приняли крещение. В его доме в западной части Александрии был устроен храм, позднее освященный в честь вмч. Георгия.
Аниан показал такое благочестие и ревность к делу Божьему, что святой Марк рукоположил его во епископа и сделал его своим наследником. Став вторым архипастырем Александрийской Церкви около 62 года, Аниан привлек многих евреев и греков ко Христу.
Скончался 16 ноября или 26 ноября ок. 83-84 года. Его преемником стал свт. Авилий.
Мощи св. Аниана покоятся в Венеции.
Преподобный Сильвестр Обнорский, Пошехонский
Память 25 апреля, 23 мая в Соборах Радонежских и Ростово-Ярославских святых.
Преподобный Сильвестр был учеником и пострижеником преподобного Сергия Радонежского. После прохождения послушаний в Троицкой обители преподобный Сильвестр получил благословение на пустынножительство.
В глухом лесу на реке Обноре, впадающей в реку Кострому, он поставил на избранном месте крест и начал подвизаться. Долго никто не знал о святом отшельнике. Его келью случайно обнаружил сбившийся с пути крестьянин. Он рассказал смущенному отшельнику, как попал в это место, над которым ранее видел то светлые лучи, то облачный столп. Преподобный прослезился от скорби, что место его уединения открыто. Путник упросил святого рассказать о себе.
Преподобный Сильвестр сказал, что живет тут уже немалое время, питается древесной корой и кореньями. Сначала он обессиливал без хлеба и падал от изнеможения на землю. Но однажды ему явился Ангел в виде чудного мужа и прикоснулся к нему рукой. С тех пор преподобный Сильвестр не испытывал бедственного состояния. Тогда крестьянин еще раз, уже специально, пришел к преподобному и принес ему хлеба и муки на запас. Достаточно было одной встречи, чтобы о подвигах отшельника стало известно многим. Вскоре к нему начали приходить крестьяне из окрестных, хотя и неблизких селений. Преподобный Сильвестр не возбранял им строить кельи рядом с ним.
Когда собралась братия, преподобный сам отправился в Москву и испросил у святителя Алексия благословение на создание храма в честь Воскресения Христова. Святитель вручил ему антиминс и поставил игуменом обители, также впоследствии получившей название Воскресенской. Как игумен, преподобный Сильвестр являл братии постоянный пример молитвенного подвига и неустанного труда. С построением храма число братии быстро выросло, и преподобный часто удалялся для молитвы в дремучий лес. Это место получило название "заповедной рощи", так как преподобный Сильвестр запретил рубить там деревья. В глубине этой рощи преподобный сам вырыл три колодца, а четвертый - на склоне горы у реки Обноры. Когда преподобный возвращался из уединения, около монастыря его обычно ждало много народа, каждый хотел получить его благословение и услышать поучение.
Когда святой впал в предсмертную болезнь, братия, горевавшие, когда он уходил в уединение, тем более скорбели о предстоящей кончине святого. "Не скорбите об этом, братия мои возлюбленные, - говорил им в утешение преподобный, - на все воля Божия. Сохраняйте заповеди Господни и не бойтесь в этой жизни потерпеть беды, чтобы получить награду на Небесах. Если же я буду иметь дерзновение у Бога и дело мое будет Ему угодно, то это святое место не оскудеет и по моем отшествии. Молитесь только Господу Богу и Его Пречистой Матери, чтобы избавиться вам от искушений лукавого". Преподобный скончался 25 апреля 1379 года и был погребен справа от деревянного Воскресенского храма.
Чудеса и почитание
Вскоре после кончины преподобного на месте его духовных бесед была сооружена часовня, вокруг которой ежегодно в день памяти святого подвижника совершались крестные ходы. Особо почиталось место погребения преподобного, так как от гроба его происходили чудесные исцеления.
Сохранилась запись чудес преподобного от 1645 года, в которой описано 23 чуда. Особенно многих преподобный исцелил от беснования (12 случаев) и исступления ума, болезни глаз (6 случаев).
В 1645 году иеромонах обители Иов приказал крестьянам рубить заповедную рощу на дрова и был за это поражен слепотой. Через четыре недели он осознал грех, покаялся и дал обещание не поступать по своей воле, а все делать по совету братии. Иеромонах отслужил молебен в церкви, приложился к раке преподобного и прозрел.
Почитание святого неоскудевало в его родном краю. Богомольцы благоговейно черпали воду из колодца вырытого преподобным на склоне горы у Обноры, а вокруг обители со временем выросло село. Воскресенская обитель неоднократно подвергалась разорению, но её история продолжалась вплоть до закрытия во время секуляризации церковных земель 1764 года, когда соборный храм был превращен в приходскую церковь. Со временем, в одном из приделов Воскресенского храма в бронзовой посеребренной гробнице установили обретенные нетленные мощи преподобного Сильвестра.
В 1860 году преподобный Сильвестр вновь напомнил о себе несколькими чудесными знамениями, описание которых было помещено в Ярославских и Вологодских епархиальных ведомостях за 1860-1870 годы. Мощи его и поныне пребывают под спудом в приходской церкви села Воскресенского.
(Церковь Воскресения Христова - Воскресенское - Любимский район - Ярославская область)
Тропарь преподобного Сильвестра Обнорского
глас 6
Иже измлада Христа возлюбив/ и верою к Нему приближся,/ изнурил еси, в пустыни живый, многострадальное тело твое./ Тем, блаженне Сильвестре, со Ангелы ликовствуя,/ моли Христа Бога мир мирови даровати/ и буди помощник верою призывающим тя на помощь/ и чтущим святую память твою.
Ин тропарь преподобного Сильвестра Обнорского
глас 4
Яко добр блаженнаго Сергия ученик,/ вере и благочестию его подражая,/ стяжал еси даров Духа Святаго сокровище/ и силы многи соделал еси о Господе/ во спасение и утешение верных./ Не остави убо и нас, с верою притекающих к тебе,/ Сильвестре преподобне.
Кондак преподобного Сильвестра Обнорского
глас 6
Подвигом добрым подвизался еси, преподобне,/ и душу твою, яко жертву чисту и непорочну,/ Духу Святому принеся еси,/ и по смерти твоей стадо твое духовное соблюдавши,/ и в болезнех скоро посещавши./ Темже молим тя, преблаженне:/ с лики преподобных моли Христа Бога,/ да спасет православный христианы/ и подаст людем в мире глубоце устроитися, да зовем ти:/ радуйся, Сильвестре, иноком духовный пастырю и наставниче.
Молитва преподобному Сильвестру Обнорскому
О честная главо! Духа Святаго обиталище и Ангелов собеседниче, преблаженне отче Сильвестре! Житием богоугодным венец славы Небесныя стяжавый и у Господа дерзновение велие имый, молися о рабех твоих, с верою твоея помощи требующих и с упованием на милосердие твое к тебе прибегающих. Испроси у Господа Человеколюбца всем людем, коемуждо для благаго жительствования и спасения потребная: Церкви — мир и тишину, православным христианом — на враги победу и одоление, недужным — исцеление, сирым — вспоможение, немощствующим верою — в вере утверждение, юным — в благочестии воспитание, всем людем — безмятежие и от всех бед и скорбей избавление, воззываемым от жизни сея временныя — святое напутствие, преставльшимся — блаженное в Господе упокоение. Услыши, богоносне, усердное моление грешных и недостойных раб твоих и милости твоя богатыя излей на ны, да, щедротами твоими обогащаеми, славим всечестное и великолепое имя Отца, и Сына, и Святаго, Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Преподобный Василий Поляномерульский (Пояна-Мэрулуйский)
Основные сведения о преподобном Василии содержатся в «Автобиографии» прп. Паисия (Величковского). Как сообщает прп. Паисий, до переселения в Валахию Василий жил в России и в Мошенских горах (недалеко от Киева). Некоторые исследователи предполагают малороссийское происхождение св. Василия и даже его родство с прп. Паисием, однако Д. Ракканелло опроверг эту гипотезу. По-видимому, Василий покинул родину в 1720-х годах, когда для монашества в России наступили трудные времена, особенно после реформы 1724 г., запрещавшей жительство монахов в пустынях. В сложном положении находились и украинские обители на территории Польши из-за притеснений со стороны католиков и униатов. На протяжении XVIII века многих русские и украинские иноки переселились в княжества Молдо-Влахии и были здесь благосклонно приняты гражданскими и церковными властями.
Вместе с монахами Михаилом, Стефаном, Онуфрием и Варфоломеем Василий поселился в пустыни Валя-Шкьопулуй. Потом он перешел в Дэлхэуцкий скит, где был рукоположен во иерея. Поскольку инок обладал даром духовного наставничества и был богословски образован, вокруг него постепенно стали собираться монахи.
Около 1730 г. из-за увеличения числа братии Василий ушел из Дэлхэуцкого скита с 12 иноками, подыскав себе уединенное место у истоков речки Бузэу в зоне изгиба Карпат. С согласия Рымникского монастыря, который являлся владельцем тех земель, и с позволения тогдашнего господаря Валахии Николе Маврокордата Преподобный Василий начал строительство Поляномерульского скита (Poiana Mărului) с деревянным храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы (строительство завершено в 1733). Св. Василий, возглавивший братство, установил в скиту общежительные правила Василия Великого и богослужение по афонскому уставу, как было принято в других румынских обителях. Впоследствии Поляномерульский скит стал одним из самых значительных духовных центров Молдо-Влахии, под духовным руководством прп. Василия находились 11 скитов и пустыней.
В 1743 г. в Валахию с Украины пришел рясофорный монах Платон (Величковский), он прожил в братстве более трех лет и оставил свидетельства о подвижнической жизни учеников прп. Василия: иеросхим. Михаила, спостника и сподвижника прп. Василия еще по Мошенским горам, Дометия, начальника скита Трэистени, схим. Протерия родом из мест. Решетиловка, переписчика книг мон. Рафаила, пустынножителя схим. Онуфрия и других. Василий Поляномерульский в значительной мере предопределил подвижнический путь прп. Паисия, хотя последний не был в непосредственном послушании у старца и ни разу не посещал Поляномерульский скит. Виделись они, когда св. Василий навещал своих учеников в др. скитах и беседовал с ними о монашеской жизни, побуждая братию к аскетическим подвигам и ежедневному чтению святоотеческих писаний. В 1746 г. прп. Паисий ушел на Афон, но его духовное общение с прп. Василием не прервалось. Первый ученик прп. Паисия - Виссарион, родом из Валахии, был отправлен на Афон прп. Василием, от приезжавших на Афон монахов прп. Паисий узнавал о событиях в братстве и получал сочинения прп. Василия.
Свои аскетические воззрения прп. Василий Поляномерульский изложил в предисловиях к творениям прп. Григория Синаита, игум. Филофея Синайского, игум. Исихия Иерусалимского и прп. Нила Сорского. Предисловия прп. Василия представляют собой поучения об умной молитве. Старец, в частности, указывал на
«неправильность мнения тех, которые думают будто бы умное делание прилично только одним совершенным, достигшим бесстрастия и святости. Думающие так ограничивают свое моление одним только внешним исполнением псалмопения, тропарей и канонов, не понимая того, что такое внешнее моление назначено нам святыми отцами только как временное в виду немощи и младенчества нашего ума, с тем чтобы мы, постепенно совершенствуясь, восходили на ступень умного делания и ни в коем случае не оставались при одном только внешнем молении».
У Священного Синода Румынской Церкви возникли сомнения по поводу каноничности поучений преподобного. В 1749 г. он был вызван в Бухарест, где с ним беседовали патриархи Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский, находившиеся тогда в Валахии. Сведения об этом сообщает прп. Паисий (Величковский) в 10-й главе письма «О моем старце Василии», адресованного афонскому старцу Афанасию. На все вопросы высокого собрания Василий Поляномерульский дал исчерпывающие ответы на основе Свящ. Писания и святоотеческих творений. Его поучения о посте и умной молитве были рекомендованы как душеполезное чтение для монахов, Антиохийский патриарх Сильвестр благословил прп. Василия написать сочинение, объясняющее, почему монахам запрещено употреблять мясо. В связи с этим преподобный попросил разрешения изучить Типиконы афонских монастырей и в 1750 г. прибыл на Афон, там он посетил прп. Паисия, которого по его просьбе постриг в мантию; на Афоне оба старца имели общего духовника - о. Даниила. Взаимные духовные связи между старцами прослеживаются и после переселения в 1763 г. прп. Паисия в Молдавию. Так, в 1766 г. прп. Василий через своего ученика иеросхим. Алексия просил прп. Паисия прислать книгу творений св. Симеона Нового Богослова.
Василий Поляномерульский был не только духовником многих скитов, он заботился и о материальных нуждах монахов. В 1757 г. старец посетил Яссы, где получил помощь для Поляномерульского скита от господаря Молдавии Константина Раковицэ.
В 1764 г. прп. Василий разделил Поляномерульское братство на две части. Причину этого он изложил в своем «Завещании»: поскольку со временем румынские монахи стали превосходить по численности русскую братию, а богослужение в скиту совершалось на церковнославянском языке, румыны просили старца, чтобы богослужение совершалось и на их языке. Считая эту просьбу справедливой, преподобный предложил румынским инокам остаться в скиту, сам же старец с учениками-славянами должен был перейти в другое место. Однако румынские иноки решили уйти сами, признавая за прп. Василием право остаться в основанной им обители. Старец разделил имущество скита на две части и снабдил ушедших учеников книгами и церковной утварью, а также заверенной господарской грамотой. В 1766 г., предчувствуя близкую кончину, Василий Поляномерульский написал письмо своему странствовавшему ученику иеросхим. Алексию (другу прп. Паисия), прося его вернуться в обитель.
Скончался 25 апреля 1767 года в Поляномерульском скиту (Молдавия), там же был погребен.
Настоятелем скита перед смертью он назначил иеросхим. Феодосия, который, будучи в преклонных летах, не смог долго управлять братством, поэтому в скором времени по совету прп. Паисия братия избрала настоятелем иеросхим. Алексия.
Прп. Василий был канонизирован решением Священного Синода Румынской Церкви 5 октября 2003 г. В месяцеслов Русской Православной Церкви его имя было внесено определением Священного Синода РПЦ от 21 августа 2007 г.
Поучения преподобного оказали значительное влияние на русское и румынское монашество. Святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник признавали прп. Василия наряду с прп. Паисием, писателем, авторитетным в вопросах аскетического делания, тонким изъяснителем умной молитвы. Святители рекомендовали чтение трудов старца всем желающим «успешно заняться Иисусовою молитвою».
(Церковь Святого Василия из Пояна Мэрулуй. Церковь расположена на перекрестке улиц Доробанць, Триколор и М. Горького, около 1 км от центра города и украшает эту старую часть г. Орхей)
Сочинения
Литературное наследие преподобного представлено большим количеством славянских и румынских списков (более 70); в Поляномерульском скиту активно действовал скрипторий, благодаря чему в XVIII-XIX вв. сочинения старца получили распространение во многих монастырях Румынии и России. Известен автограф прп. Василия - патристический сборник, в который включено «Предисловие» старца к творениям прп. Григория Синаита. Другие автографы Василия Поляномерульского утрачены, поскольку в 1771 г. пожар уничтожил архив и часть библиотеки Поляномерульского скита. Самый древний славянский список предисловий прп. Василия к творениям Филофея Синайского и прп. Нила Сорского содержится в сборнике 1776 г., переписанном мон. Дорофеем. Самый ранний румынский список этих сочинений (вместе с «Пристяжением») датируется 1766 г. Другой румынский список трудов был сделан в 1769 г. мон. Рафаилом в братстве прп. Паисия (Величковского) в Драгомирне. Наиболее полной публикацией трудов прп. Василия Поляномерульского является издание Оптиной пустыни 1847 г. (во второй части жития прп. Паисия (Величковского) помещены писания старца: предисловия к творениям прп. Григория Синаита, игум. Филофея Синайского и игум. Исихия Иерусалимского, а также «Надсловие» и «Пристяжение» на книгу прп. Нила Сорского).
Святитель Македоний II, патриарх Константинопольский
Пребывал на Цареградской кафедре с 495 или 496 по 511 год.
Принял «Энотикон» и поначалу поддержал раскол с папой, но вскоре выявилось расхождение во взглядах с императором Анастасием I. Македоний понимал «Энотикон» с позиций умеренной православной партии, а Анастасий имел в виду сближение с монофизитами и признание за ними главенствующего положения.
Когда император окончательно перешел на сторону монофизитов, он потребовал того же от патриарха Македония. Православная партия столицы встала на защиту патриарха, и в городе начались беспорядки, направленные против императора. Волнения удалось подавить, в 511 году Македоний был смещен и отправлен в ссылку в Пафлагонию, в Евхаиты.
Скончался в ссылке в 516 году. Погребен в Царьграде в церкви святого Каллиника. По преданию, при отпевании святитель перекрестился.
Священномученик Сергий Рохлецов, пресвитер
Память 25 апреля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родился в 1876 году в семье священника Дмитрия Рохлецова, служившего в одном из соборов Великого Устюга. После окончания духовной семинарии он был рукоположен в сан священника к церкви великомученицы Параскевы Пятницы, в которой он прослужил всю жизнь. До революции отец Сергий преподавал Закон Божий в церковноприходской школе деревни Чижково. Пятницкий храм находился в тридцати километрах от Великого Устюга и неподалеку от пустыннической кельи известного в этих местах подвижника Максима Югова.
За духовную настроенность и ревностное служение старец Максим выбрал отца Сергия своим духовником — у него исповедовался до самой смерти, ему поручил совершить отпевание. Но и для отца Сергия было духовно полезно соседство с подвижником, ему въяве приходилось видеть людей, получивших у старца духовное исцеление. Сам почитая старца-подвижника, отец Сергий благословил прихожан обращаться к нему за советами.
Храм великомученицы Параскевы стоял в отдалении от жилья, посреди поля, приход составляли несколько малонаселенных деревень; иной раз на службе собиралось прихожан изрядно, а иной раз не было никого. Но сколько бы ни пришло людей, отец Сергий служил каждый день, ему помогали псаломщица и алтарница. За многолетнюю беспорочную службу отец Сергий был возведен в сан протоиерея и награжден митрой.
Привычная картина тех лет: сено накошено, часть урожая убрана, но лето стоит жаркое, благоухающее, в зелени и цветах. Здесь не бывает попаляющего южного зноя, и зелень и цветы держатся долго. По воздуху разлита звенящая тишина, и всякий голос и звук живой твари слышится отчетливо и неслиянно в звучащем хоре живого. По лесной дороге поодиночке и группами медленно бредут богомольцы. В большинстве своем они знали старца Максима и теперь идут к нему в часовенку над могилой помолиться, попросить заступничества, сложить с души заботы и тяготы. Приходят и не знавшие его лично, но имеющие к нему веру как к великому угоднику Божию. Заходят сначала в часовенку и здесь служат панихиды, потом в храм, а затем на расположенный неподалеку источник, попечением прихожан Пятницкой церкви и почитателей старца устроенный наподобие каменной чаши. И кажется, что и сама душа паломника, получив просимое, поднимается, как на крыльях, на молитвах старца Максима, преподобномученика Никифора и иных многих облагодатствовавших эту землю подвижников. Все темное и теснящее душу уходит, в ней словно открывается духовный источник жизни вечной. Это наивысшее вдохновение, доступное каждому человеку, обращающемуся с верою к Богу.
Как к животворящим духовным источникам идут и идут паломники на могилы праведников.
Протоиерей Сергий был арестован 4 декабря 1937 года и заключен в тюрьму в Великом Устюге. Будучи допрошен, священник виновным себя не признал.
— Вы обвиняетесь в проведении активной контрреволюционной деятельности. Признаете ли себя виновным в этом?
— В проведении контрреволюционной деятельности я виновным себя не признаю.
10 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Сергия к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Протоиерей Сергий Рохлецов скончался в тюрьме в Великом Устюге 8 мая 1938 года и был погребен на городском кладбище в общей могиле.
В августе 2000 года причислен к лику Святых новомучеников и исповедников Российских Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
Преподобный Вассиан (Балашевич), Слепой, иеросхимонах
В миру Балашевич Василий, родился в 1745 году в поветовом городе Погаре Черкасской губернии в бедной семье мещан. В детстве избегал игр, ежедневно посещал храм, рано научился грамоте, любил читать жития святых. В юности собирался уйти в монастырь.
В 1864 году по настоянию родителей женился, имел двух дочерей: Татьяну (вышла замуж) и Феклу (приняла постриг с именем Паисия).
Овдовев, Балашевич переселился с детьми в Киев.
В 1793 году поступил послушником в Киевский Выдубицкий монастырь.
21 июня 1799 года пострижен в монашество с наречением имени Вавила и в том же году был назначен экономом Софийского митрополичьего дома. Сблизился с настоятелем киевского Софийского собора прот. Иоанном Левандой, по рекомендации которого Киевский митр. Гавриил (Банулеско-Бодони) 14 декабря 1799 года назначил монаха Вавилу казначеем Киевской духовной академии, насельником Ржищевского монастыря.
4 марта 1800 года рукоположен во иеродиакона, 22 июля - во иеромонаха. Среди его близких друзей в академии были Афанасий Галинский, впосл. архим. Авксентий (Галинский), наместник Киево-Печерской лавры, и церковный композитор А. Л. Ведель.
В 1802 году был пострижен в великую схиму с наречением имени в честь прп. Вассиана Константинопольского. Постриг в Китаевской пустыни совершил игумен Киприан.
О. Вассиан оставил должность казначея лавры и, удалившись в Китаевскую обитель, нес послушание духовника братии.
К 1802 году у него открылось заболевание глаз, в январе 1807 года, ослепший, был переведен в больничный корпус Киево-Печерской лавры, где началось его старческое служение. Строжайшим постом и молитвой он стяжал дары прозорливости.
Вассиан был духовником наместника лавры будущего архиепископа Воронежского и Задонского Антония (Смирницкого), который ни одного дела не предпринимал без его благословения.
"Не будь чрезмерно строг к братии, - советовал старец наместнику. - Растворяй строгость власти своею кротостию... Если же наушники клевещут тебе на кого, верь, но только немного, ибо и в этой лжи есть доля правды. Худо всему верить, но худо ничему не верить".
Духовная опытность Вассиана привлекала к нему как простых богомольцев, так и членов царской фамилии. 1 июня 1816 года старца посетил великий князь Николай Павлович (впоследствии император Николай I, позднее в том же году - император Александр I. По преданию, император вошел в келью Вассиана без предварительного извещения и не открывая себя, но старец узнал его. Император исповедовался, на следующий день пожаловал ему бриллиантовый наперсный крест (перед кончиной старец передал крест в ризницу лавры).
В начале 1827 года старец тяжело заболел, затворился в келье, принимал лишь близких учеников.
Скончался 25 апреля 1827 года в Киево-Печерской лавре. Погребен в лавре, с северной стороны церкви Рождества Богородицы.
Причислен к лику местночтимых святых Киевской епархии решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 19 апреля 2006 года. Торжественное прославление состоялось 28 августа 2016 года во время Божественной литургии на соборной площади в Киево-Печерской лавре.
Икона Богородицы Цареградская
Цареградской называют две значительно отличающихся друг от друга иконы. По преданию, Цареградская икона Божией Матери, память которой празднуется 8 мая (25 апреля по старому стилю), – одна из икон, написанных святым апостолом и евангелистом Лукой. Как и при каких обстоятельствах явилась эта Цареградская икона Божией Матери неизвестно, но известна дата её явления – 25 апреля 1071 года.
Существует предание, что икону (либо её список) в середине XV века принёс из Царьграда преподобный Евфросин Псковский, получивший образ от Константинопольского патриарха. Чтимый древний образ находился в Спасо-Елеазаровском монастыре под Псковом, но, к сожалению, погиб в пучине полноводной реки Толба вместе с кораблями шведов, которые разграбили Спасо-Елеазаровский монастырь и попытались вывезти его ценности.
О другой Цареградской иконе Божией Матери, празднование которой совершается 30 сентября, сохранилось предание, что в давние времена два греческих монаха из Царьграда были проездом в Старой Руссе и служили здесь в соборной церкви Божественную литургию.
На память о своём пребывании они оставили в соборе миниатюрную икону Божией Матери, выбитую на грифельной доске. Эта миниатюрная икона вскоре прославилась чудотворениями.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ее Цареградская
глас 1
Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии./ Твоя, Владычице, икона,/ озаряющи чудес сиянием преславно всех, приходящих к ней с верою и любовию / и молящихся усердно к Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию./ Слава Богу, Евфосином сию давшему нам!/ Слава Приведшему ю от Царьграда!/ Слава Дающему тою всем исцеления.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ее Цареградская
глас 8
Препрославленная Вышняго Матерь / созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Царьграда / и возбуждает зрением того на подвиг, / побеждати сопротивных силу / и к Ней, яко нашея радости виновней, пети: / радуйся, Невесто Неневестная.