СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА.
Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда, Трофима (ок. 67).
Мцц. Василиссы и Анастасии Римских (ок. 68); мчч. Месукевийских – Сухия и дружины его: Андрея, Анастасия, Талале, Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора, Зосимы (100–130) (Груз.); сщмч. Феодора пресвитера и мч. Павсилипа Фракийских (ок. 117-138; Греч.); мч. Саввы Готфского (372); прп. Руадхана, игумена Лоррхского (584; Кельт. и Брит.); мч. Михаила Вурлиота, Смирнского (1772; Конст.); прав. Даниила Ачинского (1843); св. блгв. князя Мстислава Киевского (1132).
Сщмч. Александра Гневушева, пресвитера (1930).
Святые дня, молите Бога о нас!
Мученики Месукевийские Сухий и дружины его: Андрей, Анастасий, Талале, Феодорит, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангиос, Полиевкт, Иаков, Фока, Доментиан, Виктор, Зосима

(мученик Месукевийский Сухий)
Святой мученик Сухий и 16 его сподвижников грузин были знатными вельможами при дворе албанского (агванского) правителя (кавказская Албания - государство на территории нынешнего Азербайджана).
Сопровождая дочь албанского правителя Сатенику, супругу армянского царя Артаксара (88 - 123), святой Сухий и его 16 сподвижников оказались в Арташате, древней столице Армении (город был разрушен римлянами позднее, в 163 году). Там проповедовал грек-христианин Хризос, просвещенный и рукоположенный во иерея святым апостолом Фаддеем (+ ок. 44, память 21 августа). Вельможи уверовали во Спасителя и твердо решили посвятить всю свою жизнь служению Богу. Все семнадцать новообращенных грузин последовали за Хризосом в Месопотамию. Во время Крещения в водах Евфрата, совершенного иереем Хризосом, они удостоились видеть Господа Славы Иисуса Христа.
У места Крещения святые мученики воздвигли честный крест и наименовали его "Крестом Благовещения". При Крещении иерей Хризос дал всем святым новые имена: старшему - Сухий (вместо Багадраса), а его сподвижникам - Андрей, Анастасий, Талале, Феодорит, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангиос, Полиевкт, Иаков, Фока, Доментиан, Виктор и Зосима.
После мученической кончины блаженного Хризоса святой Сухий стал духовным руководителем братии. Вскоре все переселились в дикую местность на гору Сукакети, недалеко от горного селения Багреванди. Здесь бывшие вельможи вели самую строгую подвижническую жизнь, пищей им служила скудная горная растительность, а питьем - холодная ключевая вода.
Новый правитель языческой Албании Датианос узнал о том, что его бывшие вельможи приняли христианство и поселились в молитвенном уединении. Он поручил своему приближенному Барнапасу с отрядом воинов уговорить их вернуться ко двору и обратиться к прежней вере. Барнапас разыскал святого Сухия н его сподвижников, но они, соблюдая обет служения Богу, отвергли все уговоры.
Тогда по приказу Барнапаса святой Сухий и его сподвижники были крестообразно пригвождены к земле и преданы сожжению. Умирая, святой Кондрат, а за ним и другие мученики стали петь 21-й псалом. После сожжения их тела были изрублены и разбросаны по всей горе Сукакети, отчего мученики и получили название Месукевийских (правильнее - Сукакетских). Это совершилось в 123 году (по другим данным - в 130 году; афонская пергаментная рукопись XI века Иверского монастыря указывает 100 год).

(мученик Месукевийский Виктор)
Священные останки мучеников оставались не погребенными и нетленными до IV века, когда были положены во гробы и преданы земле местными христианами (имена святых мучеников оказались начертанными на скале).
Святой священномученик Григорий, просветитель Армении (+ ок. 335, память 30 сентября), воздвиг на том месте церковь и основал обитель. Впоследствии там открылся целебный источник.
Тропарь мученикам
Мученицы Твой, Господи, / во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего: / имуще бо крепость Твою, / мучителей низложиша, / сокрушиша и демонов немощныя дерзости. / Тех молитвами / спаси души наша.
Апостолы Аристарх, Пуд и Трофим

О св. Аристархе упоминается в Деяниях апостольских, в рассказе о том, что когда жители Ефеса исполнились смятения, схватили Македония, Гаия и Аристарха, спутников Павловых (Деян.19:29). Апостол Павел в Послании к Колоссаям, перечисляя лиц, приветствующих Колосскую Церковь, говорит: приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною (Кол.4:10); и кроме того, перечисляя приветствующих апостола Филимона, говорит, что приветствует и Аристарх (Флп.1:23). Св. Аристарх был епископом в Сирском городе Апатии.
Св. Пуд воспоминается апостолом Павлом в числе приветствующих апостола Тимофея (2Тим.4:21). Св. Пуд был римским сенатором. Он был так благочестив, что дом свой обратил в церковь, названную Пасторской. В этом доме он принимал свв. апостолов Петра и Павла.
Есть даже предание о том, что в церкви св. Пуда священнодействовал апостол Петр.
О св. Трофиме в Деяниях апостольских упоминается дважды: когда перечисляются спутники апостола Павла в его путешествии (Деян.20:4), и в рассказе о том, что израильтяне заподозрили, что апостол Павел ввел бывшего в городе Трофима Терсянина (Деян.21:29); также в Послании к Тимофею апостол Павел извещает последнего, что он оставил Трофима больным в Милите (2Тим.4:20).
Все эти вышеупомянутые свв. апостолы Аристарх, Пуд и Трофим сопутствовали во всех гонениях апостолу Павлу и по кончине его, в царствование императора Нерона, все трое были усечены мечом.
Кондак апостолов
глас 4
Явися апостольский честный сей праздник,/ просвещая нас и греховную мглу прогоняя, зовущим:// явися Свет, и прииде избавление.
Свв. Василиса и Анастасия мученицы, римлянки

(мученица Василисса Римская)
Эти святые мученицы были просвещены христианской верой от самих апостолов. По принятии крещения они посвятили себя ревностному служению Христу, погребали тела святых замученных в Риме, и за исповедание имени Христова, за подвиги и труды на пользу христиан свв. Василиса и Анастасия в царствование императора Нерона были преданы мукам и им отрубили головы.

(мученица Анастасия Римская)
Мощи их находятся в Риме в церкви Божией Матери «Умиротворительницы».
Мученик Савва Готфский

Святой мученик Савва, по происхождению готф, жил в IV веке. В то время среди готфов проповедовал христианство епископ Вульфил. Среди многих крестившихся был и святой Савва.
Став христианином, он вел добродетельную жизнь, был благоговеен, мирен, воздержан, прост, молчалив (но заставлял умолкнуть идолослужителей), избегал женщин, все дни проводил в молитве, часто пел в церкви и заботился о ее благоустройстве. Он смело проповедовал христианство.
Готфские князья и судьи под влиянием языческих жрецов начали гонение на христиан и стали принуждать их к вкушению идоложертвенного мяса. Многие из язычников, чтобы сохранить жизнь своим близким и родственникам, принявшим христианство, подавали им вместо идоложертвенного обычное мясо. Некоторые христиане согласились на такой обман, но святой Савва отказался и заявил, что христианин должен открыто исповедовать свою веру. За это жители селения, где жил святой Савва, выгнали его, но потом просили вернуться. Когда преследование христиан усилилось, односельчане святого Саввы решили идти к судье и принести клятву в том, что среди них нет ни одного христианина. Тогда святой Савва громогласно заявил: "Не клянитесь за меня, потому что я - христианин". Жители пошли и поклялись, что в их селении только один христианин. По приказанию судьи к нему привели святого Савву. Но судья, увидев его бедность, решил, что он не может ни помочь кому-либо, ни повредить, и отпустил его.
Между тем гонение продолжалось. Вскоре один из готфских военачальников по имени Афарид во время праздника Святой Пасхи напал на селение. Святой Савва собрался встречать Великий Праздник с епископом Гуфиком, но был возвращен с пути Ангелом в свое селение. К тому времени туда вернулся из Греции и пресвитер Сапсал. Воины схватили священника Сапсала и святого Савву, которому не дали даже одеться. Священника везли на телеге, а святого Савву, обнаженного, вели за телегой по терновнику, били палкой и бичами. Господь невидимо хранил мученика, так что когда на утро они достигли города, святой Савва сказал мучителям: "Посмотрите на мое тело, есть ли на нем следы от терновника и от ваших ударов?" Воины были удивлены, увидев мученика здоровым и невредимым, без малейшего следа перенесенных мучений. Тогда святого Савву растянули на осях телеги и били весь день. Ночью одна благочестивая жещина встала, чтобы приготовить еду домашним, увидела привязанного мученика и освободила его. Он стал помогать ей по хозяйству. Днем по приказанию Афарида святой Савва был подвешен к перекладине дома. Ему и священнику поднесли идоложертвенное мясо и пообещали отпустить на свободу, если они вкусят его. Священник Сапсал ответил: "Мы скорее согласимся, чтобы Афарид распял нас, чем вкусим оскверненное бесами мясо". Святой Савва спросил: "Кто прислал это мясо?" "Владыка Афарид", - ответил слуга. "Есть только один Владыка - Бог, Который на Небесах", - произнес мученик. В ярости один из слуг сильно ударил святого Савву копьем в грудь. Все думали, что мученик умрет, но святой не чувствовал никакой боли и сказал ударившему; "Твой удар был для меня не сильнее того, как если бы ты меня ударил мягкой шерстью".
Афарид велел предать святого Савву смерти. Священника Сапсала оставили связанным, а святого Савву повели к реке Муссова, чтобы утопить его. По дороге святой радостно благодарил Бога за то, что Он сподобил его пострадать за исповедание Его святого Имени.
Слуги тем временем рассуждали между собой: "Почему бы нам не отпустить этого неповинного ни в чем человека? Афарид не узнает о том, что мы отпустили его". Святой Савва услышал их и воскликнул: "Исполняйте приказанное вам! Я вижу Ангелов, пришедших со славою взять мою душу!" Мученика бросили в реку, привязав к шее его большой обрубок дерева.
Святой Савва пострадал 12 апреля 372 года, когда ему было 38 лет. Палачи извлекли тело мученика и бросили на берегу, но христиане скрыли его. Позднее один из скифских вождей, христианин Иуний Саран, перенес мощи святого Саввы в Каппадокию, где они были приняты с честью святителем Василием Великим (память 1 января).
Подробное житие мч. Саввы вы можете прочитать тут: http://azbyka.ru/days/sv-savva-gotfskij
Тропарь
глас 5
Земнаго сана пояс оставив, и почести страдальче, пред мучителем льстивым царем Христа Бога суща исповедал еси: и того ради многа страдания подъял еси славне. Тем прекрасным победы венцем увязлся еси от Царя всех царствующаго, с небесными вои светло преукрашен: предстоя тому Савво, моли, да спасет душы наша.
Кондак
глас 4
Непобедимый явлься стратилат, варварския козни победил еси, и страдальчествовав славне твердейши, множество врагов невидимых поборил еси: темже венец исплел еси победы. О нас моли Христа Савво всеблаженне, верою почитающих тя.
Преподобный Руадхан Лоррхский (Ruadhan), игумен
Родился в Ленстере (Ирландия), был в родстве с королевской семьей Мюнстера. Его учителем был Финиан Клонардский. Около 545 Руадхан оснвал Лоррхский монастырь (Lorrha) и стал его игуменом. Во время его игуменства братия монастыря составила т.н. "Стоуский служебник" (Stowe Missal).
Руадхан отошёл ко Господу 5 апреля 584 в монастыре Лоррха. Его почитают исповедником веры и одним из двенадцати "Апостолов Эрина (Ирландии)". Его рука сохранялась в серебряной раке в Лоррхском монастыре, но была уничтожена во время реформации. Его игуменский колокольчик находится в Британском музее.
Мученик Михаил Вурлиот (Вурлийский, из Вурлы), Смирнский

Память 16 апреля (Греч.), 15 апреля (Конст.)
Родился около 1754 года в селе Вурлы (Вриуллы) в Малой Азии в семье ремесленников. Мальчик рос набожным, но характер его был неустойчив. В 1772 году, когда ему исполнилось 18 лет, он поступил на работу к турку-жестянщику (или меднику) в Смирне (по другой версии, он работал ткачом).
Статный и красивый юноша обратил внимание содержателя кофейни. В начале Великого поста тот обласкал его и убедил принять ислам, чтобы работать в его заведении. Юноша согласился и с удовольствием стал исполнять службу. Но вот наступила Святая Пасха, и он услышал торжествующую песнь христиан: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!" Всей душой почувствовав, что и он - Христов, что и его Господь призывает в Свою радость, юноша подошел к певшим, но услышал упреки в отступничестве. "Завтра же вы увидите, кто я такой", - грустно сказал он христианам.
На следующий день Михаил отправился к мусульманскому судье и спросил, законен ли обмен свинца на золото? Если обмен совершён обманом, то можно ли обманутому взять назад золото? "Можно и законно", - ответил судья. "Если так, - сказал святой Михаил, - возьми назад свой свинец, который ты отдал мне за золото, - возьми назад свою веру и возврати мне моё золото - веру моих отцов". После этих слов мученик открыто исповедал Иисуса Христа Истинным Богом, Судьёй живых и умерших. Турки пытались удержать его, усердно восхваляя ислам и обещая почести и богатство, но так как святой твёрдо стоял в христианской вере, его заключили в тюрьму.
Спустя два дня после очередного допроса Михаил был осуждён на смерть. По пути на казнь, преисполненный радости, он попросил прощения у собравшихся христиан. После того как 16 апреля 1772 года мученика обезглавили, его тело в течение трёх дней пролежало без погребения и оставалось неповреждённым и белым как снег. Турки бросили его в море, но корабельщики-христиане достали мощи и положили их в церкви Святой Фотинии.
Священномученик иерей Александр
(Гневушев Александр Федорович, +28.04.1930)

(священномученик иерей Александр Гневушев с супругой Клавдией)
Священномученик Александр родился 23 сентября 1889 года в селе Русская Цильна Симбирского уезда Симбирской губернии в семье священника Федора Васильевича и его супруги Клавдии Николаевны Гневушевых. В 1912 году Александр окончил Симбирскую Духовную семинарию и в 1913 году был определен псаломщиком ко храму в селе Русская Цильна.
9 марта 1914 года он был рукоположен во священника ко храму в честь Рождества Христова в селе Алейкино Симбирского уезда и назначен заведующим и законоучителем церковноприходской школы в селе и земской школы в соседней деревне. В 1921 году отец Александр был направлен служить в Михаило-Архангельский храм в село Комаровка, в 1923 году – в село Шумовка Симбирского уезда, а в 1925 году – в село Бряндино Мелекесского района.
В 1929 году по всей России началось закрытие властями церквей и снятие колоколов. В январе 1930 года местные власти и активисты-безбожники начали кампанию по снятию с храма колоколов и в селе Бряндино. Намереваясь во время кампании добиться закрытия храма, власти потребовали от священника уплаты налогов. Поскольку отец Александр заплатить не смог, ему было предъявлено обвинение в неуплате налогов, и 9 января 1930 года к нему в дом явился член сельсовета с понятыми для описи имущества.
13 января отец Александр отслужил всенощную и сказал проповедь, которая властями впоследствии была истолкована как антисоветская. Наутро, отслужив литургию, священник вышел с крестом на амвон и обратился к прихожанам со словом; он сказал, что, может быть, это последние службы, так как на днях церковь могут отобрать для колхозных нужд; он призвал прихожан поусердней молиться, чтобы Господь избавил от нападок безбожников.
Прихожане заплакали; видя их переживания, прослезился и священник и, положив крест на аналой, ушел в алтарь, а хор в это время запел кондак, который поется в дни Великого поста: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается…»
15 января состоялось общее собрание жителей села, на котором обсуждался вопрос о снятии колоколов; всего присутствовало около трехсот человек. Собравшиеся, кроме группы активистов-безбожников, были настроены категорически против уничтожения колоколов, и безбожникам не удалось добиться перемены их настроения.
На следующий день, предполагая, что состоится насильственное снятие колоколов и закрытие храма, к храму собралось около пятисот прихожан, чтобы воспрепятствовать безбожникам в осуществлении их намерений. На колокольню по предварительному уговору с матерями забрались подростки и ударили в набат. К толпе приблизились сельские активисты, но после того, как из толпы посыпались угрозы, они разбежались. Несколько дней верующие дежурили у храма, но власти больше не предпринимали попыток его захватить.
В начале февраля отец Александр поехал навестить родственников в Симбирске, в это время сотрудники ОГПУ арестовали некоторых участников защиты храма. 15 февраля было составлено обвинительное заключение. Следователи писали: «С первых чисел января 1930 года местными сельскими общественными организациями проводилась агитационная кампания за снятие колоколов с церкви. В противовес этой кампании священник местной церкви Гневушев… используя религиозные предрассудки масс, повел усиленную антисоветскую агитацию среди верующих против проводимых мероприятий, распространяя провокационные слухи о том, что церковь отдадут в колхоз. При выполнении религиозной службы нарушал уставы церкви с целью воздействия на чувства верующих, ввел исполнение трогательных великопостных стихов, которые в обычное время не применяются…
После торжественной проповеди антисоветского содержания Гневушев со слезами на глазах ушел в алтарь, и в это время на клиросе запели трогательный великопостный стих: “Душа, что спишь, конец приближается…” Находящиеся в церкви, человек до двухсот верующих, все плакали…
В результате антисоветской деятельности Гневушева и его единомышленников… 16 января 1930 года утром к церкви собралась толпа человек четыреста-пятьсот, пытавшаяся учинить расправу над представителем местной власти и активистами-бедняками, пытавшимися призвать толпу к порядку и разъяснить им, что церковь никто не собирается отбирать…».
Вернувшись из Симбирска, отец Александр отправился в лес на заготовку дров. В это время следствие над арестованными было закончено, а священник сначала был объявлен в розыск, как якобы скрывающийся, и по возвращении домой 22 февраля сразу же был допрошен и на следующий день арестован. На вопрос, признает ли он себя виновным в предъявленном обвинении, он ответил, что не признает.
28 февраля священник был снова допрошен. Поскольку сотрудники ОГПУ обвиняли его в контрреволюционной проповеди и что он специально заставил петь на клиросе кондак великопостного богослужения, отец Александр ответил, что «в церкви верующие действительно плакали. Чем было вызвано такое настроение верующих – не знаю. Я, когда вышел из алтаря с крестом, увидел, что плачут и женщины и мужчины; я тоже прослезился, положил крест на аналой, а сам ушел в алтарь, в это время на левом клиросе запели кондак “Душе моя, душе моя…”, который действительно поется только в Великий пост; я знал, что это противоречит церковному уставу, но не хотел вмешиваться в это дело». Священник, желая оправдаться, сказал, что знал, что повсюду снимаются с церквей колокола, но не стал вмешиваться в это дело, не чувствуя себя достаточно авторитетным; также, может быть, ненормальным явлением было такое скопление людей возле храма, но вмешиваться в это дело он побоялся.

15 апреля 1930 года тройка при ПП ОГПУ приговорила отца Александра к расстрелу. Священник Александр Гневушев был расстрелян 28 апреля 1930 года, о чем был составлен соответствующий акт: «Труп расстрелянного Гневушева зарыт на кладбищах за городом Ульяновском, близь Стрижева оврага, на надлежащей глубине».
17 августа 2004 года постановлением Священного Синода был причислен к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания.
23 июля 2014 года в селе Бряндино Чердаклинского района по благословению Преосвященнейшего Диодора, епископа Мелекесского и Чердаклинского состоялся сход граждан по возрождению храма в честь сщмч. Александра Гневушева (Бряндинского).

(здание ДК находиться на месте бывшего храма в честь вмц. Параскевы Пятницы, где проходил свое последнее служение сщмч. Александр Гневушев)
На сходе присутствовали жители села, секретарь епархиального управления иеромонах Платон(Бойко), благочинный II-го округа прот.Олег Беляев, игумен Пафнутий(Пичугин), настоятель храма в честь Архистратига Михаила с.Озерки, глава администрации МО «Бряндинское сельское поселение» Бекеров Камиль Шамильевич, краевед Васильева Нина Ивановна, директор школы Авакова Елена Анатольевна, предприниматель Монахов Вячеслав, бывший директор ХПП с. Станция Бряндино Швец Валентина Ивановна. После беседы с православными гражданами было принято решение ходатайствовать перед Преосвященным Владыкой Диодором о возрождении церковной общины и начале реконструкции бывшего здания Дома Культуры под храмовый комплекс. Из истории села известно, что здание ДК находиться на месте бывшего храма в честь вмц. Параскевы Пятницы, где проходил свое последнее служение сщмч. Александр Гневушев.

На месте строительства жителями села расчищена территория вокруг бывшего клуба.
Будем верить, что по молитвам Новомучеников и Исповедников Российских храм будет возрожден!