11 (24) марта 2019 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение…

Продолжение…



Собор преподобных отцов Киево-Печерских

Собор Киево-Печерских святых


Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов — праздник Русской православной церкви в честь святых, связанных с Киево-Печерской лаврой (объединяет святых из двух Соборов: преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер и преподобных отцов Киево-Печерских Дальних пещер. Празднование Собору совершается во вторую неделю (воскресение) Великого поста.

Преподобные отцы Киево-Печерской Лавры - покровители монашествующих и помощники всем православным христианам в скорбях и обстояниях. К ним прибегают за исцелением в тяжелых недугах, за помощью во время голода и бедствий, за защитой в борьбе со страстями, за поддержкой в различных делах.
Сонм русских Киево-Печерских старцев разных веков поражает своим изобилием. Это воистину рать духовная, наши небесные защитники, по земной кончине своей продолжающие духовное стояние за Русь на Небесах.

Киевские святые как местночтимые были прославлены в 1643 году митрополитом Петром (Могилой).По его поручению протосинкелл Константинопольского патриархата Мелетий Сириг написал службу «преподобным отцам киево-печерским и всем святым, в Малой России просиявшим». В XVIII веке был поднят вопрос об общецерковном почитании киевских святых. Святейший Правительствующий Синод в 1762 году своим указом (это решение было подтверждено указами 1775 и 1784 годов) разрешил включать в общецерковные месяцесловы имена киевских святых и печать им службы в месячных Минеях.Однако указ Синода не был в полной мере реализован — имена киевских святых не попали в нормативные месяцесловы, печатавшиеся в Типиконе и Следованной Псалтири. Имена киевских святых попали в месяцесловы иерейского Молитвослова, Требника (преимущество отдавалось святым службы которым были опубликованы в Минее Киевской).

Колыбель русской иноческой жизни, Киево-Печерская лавра, основанная в 1051 году преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, распространяла сияние великих духовных подвигов по всей земле Русской. Монахи Киево-Печерского монастыря стали первыми тружениками русского иноческого подвижничества. Их молитвенные подвиги воодушевили последующие поколения на великие духовные труды.

Эта обитель, по словам Киево-Печерского Патерика, была поставлена «слезами, пощением, молитвой, бдением». Преподобный Антоний, говорит один из авторов Патерика, «не имел ни золота, ни серебра, но приобрел все слезами и постом». В бытность игуменом преподобного Феодосия лавра жила милостыней, которую в изобилии получала от князя и от мирян, привлекаемых благочестием и святостью жизни монашеской общины.

Приняв монастырь на свое попечение по благословению преподобного Антония, преподобный Феодосий усугубил в нем воздержание, «великое пощение и молитву со слезами»; когда же число братии превысило 100 человек, он стал искать подходящий монастырский устав для устроения внутренней жизни монастыря. Преподобный Феодосий избрал Студийский устав, который в дальнейшем был заимствован у Киево-Печерской лавры другими русскими монастырями.

В условиях строгой монастырской жизни и каждодневных аскетических подвигов иноки Киево-Печерской обители, как «светила, сияли на Руси». «Одни были крепкие постники, другие подвизались в бдении, иные на земных поклонах; иные постились по дню и по два, иные ели хлеб с водою, иные одну вареную зелень или одну сырую», — свидетельствует Киево-Печерский Патерик.

Большое внимание уделялось в обители послушанию: «Меньшие покорялись старшим и не смели говорить перед ними; но все делали с покорностью и
с великим послушанием
».

В обители царила истинно христианская любовь в отношениях между братией. В Патерике особо отмечается взаимная забота иноков друг о друге, попечение о младших со стороны старших насельников, которые «научали меньших и утешали как детей возлюбленных. Если брат впадал в какое-нибудь прегрешение, другие утешали его и по великой любви своей епитимию разделяли трое или четверо... Если который-нибудь брат уходил из монастыря, все братия сильно печалились о том; посылали за ушедшим и, призвав его в монастырь, шли к игумену, кланялись, просили за него и принимали в монастырь с радостью. Такие-то были любящие, воздержные постники!» — восклицает инок Киево-Печерской обители прп. Нестор Летописец.

Живя милостыней мира, монастырь и сам стремился помогать от своих избытков сирым, голодным и неимущим людям. Неподалеку от Киево-Печерской лавры преподобным Феодосием был построен странноприимный дом для нищих и больных, которым оказывалась всемерная помощь. Каждую субботу монастырь отправлял в город воз хлеба, предназначенного для заключенных в тюрьмах. Бывали случаи, когда милостыня оказывалась даже разбойникам, пойманным на попытке ограбления монастыря, против которых в духе великой христианской любви не возбуждалось никакого преследования.

Из всех аскетических подвигов особое распространение среди иноков Киево-Печерской лавры получило затворничество. Претерпевая великие искушения, подвижники выходили из них победителями благодаря глубочайшей вере, многотерпению, беспредельной верности Богу, усердной непрестанной молитве и суровому подвигу.

Тропарь Собору всех преподобных отцев Киево-Печерских

Егда снидосте во гробы / и самех себе заключисте, / тогда, страсти умертвивше плотския, / спогребостеся Христу, Богоноснии, / и диавольския в подземных разрушисте ограды, / сего ради Ангели венцы с Небес вам подают

Молитва первая

Преподобнии и богоноснии отцы наши Антоние и Феодосие, и вси преподобнии Печерстии, светила земная пресветлая, от темных мест пещерных в земли Русской славно просиявшии, и сию многими светозарными ангелонравнаго вашего жития звездами онебесившии, всю же Вселенную высоких добродетелей светлостьми и чудес божественных блистаньми удивившии, и ныне смертным западом плотски на время во гроб зашедше, душами со Христом Солнцем Правды, суще праведницы просвещаетеся, яко солнце во Царствии Небеснем: идеже молитвенная ваша к Богу Свету лучи о Отечестве своем простирающе, не забудите и нас, всегдашния своя молитвенники, в нощи страстей и скорбей пребывающия, свыше благодатными призирати осиянии; яко да во свете добродетельнаго вашего жития право ходяще, сподобимся зрети свет неприкосновенныя славы Божия, хваляще Его купно с вами в нескончаемыя веки. Аминь.


Молитва вторая

О угодницы Христовы, преподобнии отцы наши Антоние и Феодосие и вси святии Киево-Печерстии, светильницы пресветлые, святостию иноческаго жития первые просиявшие на земле Российстей, покровители града Киева и всего отечества нашего! К вам, молитвенникам теплым и предстателям непостыдным, усердно притекаем, в нуждах и скорбях наших утешения и помощи просяще. Помозите нам, рабам Божиим (имена), заступницы наши! Утвердите нас в вере святей, сохраните Церковь Божию от пагубных ересей и расколов, научите нас всегда творити заповеди Божия и вся предания церковная, от отец нам заповеданная, будите нам
благосердые отцы и теплые молитвенницы, яко да прославим имя Живоначальныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Более подробно о Соборе святых вы можете почитать тут:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-vseh-prepodobnyh-otcov-kievo-pecherskih

Святой мученик Епимах (перенесение мощей)

мч_Епимах

Святой мученик Епимах, сын благочестивых христиан, происходил из Египта. Подражая святому Иоанну Крестителю, он отправился в пустыню и долгое время пребывал на Пелусийской горе. Руководителем его был Сам Святой Дух, а любовь к Богу поддерживала и укрепляла его в пустынных подвигах и трудах, помогала претерпевать всякие напасти от невидимых врагов.
Прожив в своем подвижническом уединении много лет, он узнал, что христиане в Александрии жестоко гонимы, причем одни из них, боясь лютых мук, скрываются в горах и пустынях, другие же отпадают от веры. Тогда святой Епимах пошел в Александрию, пылая ревностью по Бозе и желая своей кровью запечатлеть исповедание Христово.

Придя в город, он вошел в языческое капище, где по случаю праздника собралось много народу, и смело поверг на землю идолов. Язычники тотчас схватили его и отвели к Апеллиану, но святой Епимах сам мужественно устремился на него. Однако стража не дала ему хода и, по повелению изумленного Апеллиана, Епимаха заточили в темницу. Там уже находилось много Христовых исповедников.
Святой Епимах начал их укреплять и воодушевлять на мученический подвиг, и ни один из них впоследствии не отпал от веры, все получили божественные венцы. И самого Епимаха палачи подвергли жесточайшим мучениям: строгали тело его железными ногтями и побивали камнями.
Но святой при этом возглашал: “Желаю, чтобы вы подвергли меня еще большим мучениям! Что претерпел Господь мой, то и я хочу претерпеть!” Капли его крови брызгали на собравшуюся вокруг толпу, а одна попала на бельмо в глазу больной женщины и исцелила ее. Она воскликнула: “Велик Бог, Коего исповедует сей страдалец!” После многих истязаний мученик Епимах был усечен мечом (по другим источникам – сожжен в сиьнейшем огне) около 250 года.

Тропарь мученика Епимаха
глас 4
Мученик Твой, Господи, Епимах/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Епимаха
глас 4
Многообразныя раны претерпел еси/ и венец прием от Христа Бога,/ Емуже о нас молися, блаженне Епимаше,/ верно совершающих память твою,// да спасет души наша.


Святитель Софроний Врачанский, Болгарский, епископ

святитель_Софроний_Врачанский


Софроний Врачанский (1739 - 1813). Болгарский крестьянин Стойко Владиславо из села Котел, сын зажиточного торговца скотом. Его жизнь известна подчас до мельчайших деталей благодаря его автобиографии, написанной в самом начале 19 века и ставшей одним из первых произведений болгарской литературы Нового Времени. Софронию как-то до ужаса не везло в жизни, во всякой жизненной ситуации он обычно принимал неверное решение. Он рано потерял отца, в 17 лет умер дядя, тоже купец, взявший Стойко на воспитание, и юноша поддался на уговоры кредиторов своих родственников: отправился в Стамбул, чтобы собрать долги отца и дяди. Мало того, что в Стамбуле красивого юношу едва не изнасиловали турки; за время отсутствия родственники обобрали дом дяди, денег на расплату с кредиторами не хватило, и юношу посадили в тюрьму. Освободившись, он поддался на уговоры родственников и женился, крайне неудачно; впоследствии он мягко писал, что жена была “мало горделива”.

Стойко сделался ткачом, но жена его разоряла, и он решил отправиться на заработки. Сельские старейшины, однако, уговорили юношу стать священником: он славился своей грамотностью. Старейшины даже дали взятку епископу за поставление, что строжайше воспрещается церковными канонами, но было тогда обычнейшим делом. Другие священники, бывшие круглыми невеждами, возненавидели Стойко и постоянно клеветали на него архирею. На это наложилась национальная вражда: все епископы тогда были греки, болгар они презирали как бы за необразованность, но образованных болгар ненавидели ещё больше. Епископ на шесть лет запретил Стойко в священнослужении и он жил на подаяния. Да и потом ему не везло: то к нему попросится на ночлег торговец овцами, а потом выяснится, что овцы были краденые и настоящий хозяин, турецкий военачальник, едва не убьет “попа”, то он обвенчает пару влюблённых, а окажется, что девушка нравилось местному “султану” и турок спьяну почти повесил священника.

В 1794 году случилось, наконец, огромное и неожиданное счастье: Тырновский митрополит предложил Стойко стать епископом Врачанским. Правда, при этом Стойко (в монашество он принял имя Софрония, хотя в Болгарии его обычно называли Серафимом) подписал обязательство внести огромную плату за поставление из будущих доходов епархии, но ведь тогда болгарину стать епископом было почти нереально даже с деньгами. Только он не знал главного, о чем, видимо, митрополит догадывался: местный турецкий военачальник поднял восстание против султана, добиваясь независимости, и на много лет вся территория епархии оказалась местом боевых действий. Ни о каких доходах речь идти не могла. Воюющие между собой мусульмане менее всего были приветливы к христианскому архиерею. В конце концов, Софроний покинул родину и поселился в Бухаресте; Константинопольский патриарх отпустил его на покой, и последние годы жизни епископ прожил, занимаясь своим любимым делом: переписыванием книг и их сочинением. Неудачник в делах, Софроний еще в 1765 году познакомился с Паисием Хилендарским, первым болгарским историком, и после этого всю жизнь, при любых обстоятельствах, хранил верность призванию писателя и просветителя, защитника национальной культуры болгар. Сохранились многие книги, которые он писал и сам же переплетался в изумительно красивые переплеты. Софроний, однако, отличался от многих своих почитателей — вполне неверующих (или только формально верующих) националистов, которые не столько страдали от угнетения, сколько ненавидели и по мере возможностей причиняли страдания людям иных национальностей. Его автобиографию издали, к примеру, в России во времена господства коммунистов как памятник болгарской литературы, хотя она, прежде всего, есть памятник огромной духовной стойкости, кротости и терпения, противоположных коммунистическому духу; какие злоключения ни описывает Софроний, он абсолютно лишён малейшей неприязни к своим мучителям. (Софроний Врачанский. Жизнеописание. Ленинград: Наука, 1976. 147 с. Память 11/24 марта (в день именин святителя; умер он, видимо, в сентябре)).


Тропарь святителю Софронию, епископу Врачанскому
глас 1
Щитом веры вооружився,/ мечем словесе безбожныя агаряны посекая,/ стадо твое упасл еси на земли./ В Небесней же обители вселився,/ Христа моли даровати народу нашему/ мир и велию милость.

Кондак святителю Софронию, епископу Врачанскому
глас 3
Архиереев похвала и страдальцев украшение быв,/ святителю Софроние,/ добродетельми прославився,/ возсиял еси, яко солнце,/ нас просвещая и греховную тьму неведения отгоняя./ Но, яко имея дерзновение к Богу,/ мир испроси душам нашим и велию милость.



Преподобный Софроний, затворник Печерский

Преподобный Софроний Печерский, затворник


Мощи преподобного Софрония погребены в Дальних пещерах Киево-Печерского монастыря. В каноне преподобным Дальних пещер изложен затворнический подвиг святого подвижника, удостоившегося слышания ангельского пения. Память святого Софрония совершается особо, 11 марта.

Тропарь преподобного Софрония, затворника Печерского, в Дальних Пещерах
глас 1
Пространна пути, ведуща в пагубу,/ блаженне Софроние, угонзая,/ затворился еси в темне месте пещернем,/ идеже день и нощь в молитвах и слезах/ и в ручном деле подвизаяся,/ обрел еси вечный живот и наслаждение.

Кондак преподобного Софрония, затворника Печерского, в Дальних Пещерах
глас 4
Явился еси древним отцем ревнитель,/ в темней пещере светлым житием ясно просияв,/ и озарил еси сердца поющих тя,/ Богомудре отче Софроние.

Ин кондак преподобного Софрония, затворника Печерского, в Дальних Пещерах
глас 8
В тесней и темней клети затворився,/ власяницею и поясом железным умерщвляя тело твое,/ псалмопении непрестанно благославословил еси,/ тем Света вечнаго и обители Небесныя сподоблься,/ и, ангельскими пении наслаждался,/ молися Господеви, да не лишит и нас вечных красот.


Преподобный Алексий Голосеевский, иеромонах

Преподобный Алексий Голосеевский, иеромонах

Память 11 марта (Укр., Греч.) и в Соборе Киевских святых


В миру Шепелев Владимир Иванович, родился в день Пасхи 14 апреля 1840 года в Киеве в семье дворянина, капитана Киевского арсенала.
Был немым от рождения, что было предречено его матери Воронежским архиеп. Антонием (Смирницким) при открытии мощей свт. Митрофана Воронежского в августе 1832 г. В 3 года он лишился отца. Иеросхим. Китаевой киевской пуст. блж. Феофил (Шаронин) предрек мальчику иночество.
В день Пасхи 1853 г. был исцелен от немоты митр. Киевским Филаретом (Амфитеатровым) и поступил к нему келейником в Киево-Печерскую лавру.
Вскоре потерял мать. Брал частные уроки у профессоров Киевской духовной академии, Киевского университета и у киево-печерского иеросхимонаха Парфения (Краснопевцева).

В 1857 г. служил в типографии Киево-Печерской лавры.
В 1872 г. принял постриг с именем Алексия, был рукоположен во иеродиакона, в 1875 г.- во иеромонаха.
С 1879 г. ризничий Ближних пещер, с 1887 г. - духовник братской больницы.
В 1891 г. переведен в Спасо-Преображенскую пустынь.
В 1895 г. назначен ризничим Голосеевской Покровской пустыни.

9 сентября 1896 года о. Алексий, как опытный в обращении с мощами, был приглашен на открытие мощей и прославление святителя Феодосия Черниговского.
За несколько лет до смерти (не ранее 1907 года), отец Алексий начал ослабевать и ему стал прислуживать келейник Азария (Надточенко), будущий старец-духовник. В начале 1916 года старец Алексий серьезно заболел: плохо работало сердце, распухли ноги. Его по болезни освободили от очередного богослужения, которое он нес до того времени в течение 43 лет.

Известны случаи тайных постригов, совершаемых старцем. Так, в Великий четверг 1911 года он тайно постриг в Межигорье послушницу Покровского женского монастыря Анну Сидоркину.

Скончался 11 марта 1917 года. Похоронен в Голосеевской пустыни у восточной стены храма в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник".

Нес подвиг старчества, был духовником многих иерархов Русской Церкви, в т. ч. киевских митрополитов. Среди них были митрополиты Иоанникий (Руднев), Флавиан (Городецкий) и Владимир (Богоявленский), архиепископ Черниговский Антоний (Соколов). Для бесед со старцем в Голосеевскую пустынь приезжал архиепископ Димитрий (в схиме Антоний (Абашидзе), а также священномученик Пимен (Белоликов), епископ Верненский.

Киевский Свято-Покровский монастырь (Голосеевская пустынь)
(Киевский Свято-Покровский монастырь (Голосеевская пустынь))


Обладал даром предвидения: предсказал убийство императора Александра II, первую мировую войну, свою кончину. Отличался нищелюбием и милосердием.
В 1993 г. состоялось обретение его мощей, которые в настоящее время почивают в Голосеевской пустыни.
В 1999 г. Синодом Украинской Православной Церкви прославлен в лике преподобных как местночтимый святой.



Преподобный Иоанн Мосх, византийский духовный писатель


блаженный Иоанн Мосх


Подвизался в Иерусалиме и Иорданской пустыне; много путешествовал по разным монастырям вместе со своим учеником Софронием, впоследствии патриархом иерусалимским.

В разных источниках указывают разные года кончины преподобного: 620, 622, 634.

Составил сборник повестей о благочестивых людях и подвижниках, который обыкновенно носит название "Луга Духовного" (Λειμών). В списках древнего русского перевода он называется "Лимонарь" (Λειμωνάριον), или (чаще) "Синайский патерик".


Преподобная Феодора Артская


Преподобная Феодора Артская


Святая Феодора жила в XIII веке, она была правительницей, а стала небесной заступницей Арты. Происходила Феодора из Сербии, из аристократического рода Петралифов, приходилась дочерью Иоанну, правителю Македонии и Фессалии. А супруг Феодоры – Михаила, герцог Комнинский, был правителем Эпирского княжества. Жизнь святой Феодоры связана со вторым по значимости после Янины городом Эпира – Артой. После смерти мужа в 1267 году Феодора приняла монашеский постриг в монастыре святого Георгия в Арте, но еще более десяти лет правила Эпиром. Даже на вершине власти она оставалась подвижницей и истиной христианкой, жертвенно отдававшей себя делам милосердия. Почила Феодора в конце 70-х годов XIII столетия и вскоре была причислена к лику святых.
Главная достопримечательность и прославленный памятник архитектуры Арты – храм святой Феодоры, где хранятся ее мощи и чудотворный образ. Святая почитается покровительницей города, поэтому дни ее памяти – 11 и 20 марта, а также третье воскресенье после праздника Пятидесятницы отмечаются с особой торжественностью.

Крестный ход в Праздник святой Феодоры Артской
(Крестный ход в Арте в Праздник святой Феодоры Артской)


Обычно крестный ход сопровождают дети и взрослые в исторических костюмах, звучит греческая народная музыка и церковные гимны. В шествии принимают участие все общественные и благотворительные организации города, педагоги и учащиеся школ, музыкальные коллективы, администрация и военные.


Священномученик Евлогий Кордовский, митрополит


Священномученик Евлогий Кордовский


Митрополит Кордовский Евлогий был хорошо известен своей просветительской деятельностью и пастырской ревностью, утешал христиан в их страданиях и воодушевил мучеников, составив для них «Воспоминания о святых». В 859 году он сам был схвачен и затем обезглавлен за защиту святой Левкритии, обратившейся из ислама.
Один из наиболее почитаемых в Испании мучеников.


Преподобный Энгус Кульдей (ирл. Aengus Céli Dé), игумен Клоненахский, епископ



Родился в Ирландии, в роду Дальриадов (Dalriadans), королей Ольстера. В его юности он был послан отцем, Энгобой (Oengoba), учиться в монастыре Клоненах под началом знаменитого игумена Малатгени. Здесь он приобрёл огромный духовный опыт и знания, которые стали столь широко известны в тогдашней Ирландии, что считалось что никто не мог сравниться с ним в благодетели и знаниях о божественном.

Чтобы избежать мирской славы, он уединился в месте на семь миль от своей обители (которое и ныне называется "Дайзерт" (Dysert - "Пустынь") и предался суровой аскезе. За день он клал триста земных поклонов и читал всю Псалтирь, одну треть ее прочитывая в погруженным в холодную воду, привязанным за шею с столбу. Но и здесь его беспокоили посетители, и Энгус скрылся в монастыре Тамлахт (Tamlacht, Tallacht Hill), что в трёх милях из Дублина, где и жил неузнанным в течение семи лет под видом послушника-мирянина. Там он выполнял всякую тяжелую домашнюю работу дома, внутренне совершенствуясь в любви ко Господу и Богообщении. Однажды, когда он помог неудачнику-ученику отлично выучить урок, его тайна была раскрыта. Игумен обители, святой Мэльруайн Таллахтский (Maelruain of Tallaght), распознал в невиданном учителе пропавшего Энгуса. С этого времени они сделались друзьями, и Энгус начал работу над над своим знаменитым Мартирологом.

Энгус считал себя презреннейшим из людей, отрастил волосы и бороду и ходил в лохмотьях, чтобы его презирали и окружающие. Преподобный много и усердно трудился, и его вера была столь глубока, что по одной легенде, когда он, рубя деревья, отрубил свою левую руку, он спокойно приставил ее обратно, и она тут же приросла.
Когда святой Мэльруайном скончался в 792 году, Энгус возвратился в Клоненах, где стал вести жизнь по самому строгому правилу. Здесь он наследовал своему учителю Малатгени, будучи избран игуменом и хиротонисан во епископа.

Почувствовав приближение смерти, Энгус снова уединился в своей Пустыни (Dysert/Disertbeagh), где скончался около 824 или 830 года. Ныне это место известно как Энгусова пустынь (Desert Aenguis/Dysert Enos) - впоследствии здесь вырос известный монастырь.

Наследием Энгуса в ирландском монашестве стало так называемое движение "кульдеев" от старо-ирландского Céli Dé что приблизительно значит "преданные, подданные Божии" или "дружина Божия". Изначально так именовали самого Энгуса, затем - его подражателей, а в одно время даже вообще всех монахов и отшельников ирландской традиции. Особенностью движения стало то что монахи, оставаясь отшельниками, собирались малыми группами (обычно по 13 человек по образу Христа и апостолов) в одном месте.

Труды

Преподобным Энгусом были составлены более длинный и более короткий Ирландский мартирологи, а также написаны пять других книг о святых его страны, содержавшихся в книге известной по-ирландски как "Saltair-na-Rann". Короткий мартиролог составил знаменитый метрический гимн "Felire" (Felire Aengus Ceile De) или "Festilogium". Более длинный мартиролог - "Мартиролог Таллахтский" - был составлен им совместно со святым Мэльруайном Таллахтским. Кроме мартиролога сохранилась его молитва ко Христу о прощении.


Преподобный Георгий Синаит (греч. Γεώργιος ὁ Σιναΐτης)
Память 11 марта и в Соборе Синайских святых.
Сведения о святом содержатся в «Луге духовном» Иоанна Мосха, где приводится рассказ игум. Дамианы о великом подвижнике игум. Георгие Синаите, жившем на горе Синай.
Однажды в Великую субботу старец Георгий Синаит захотел причаститься в храме Воскресения Христова в Иерусалиме и постоянно об этом думал. Но так как у него не было возможности добраться до Святой Земли, он попросил ученика отвести его в храм на Синае, где он и причастился. Когда в храме Воскресения в Иерусалиме совершалось таинство Евхаристии, патриарх Иерусалимский Петр увидел подходящего к Причастию с другими пресвитерами старца Георгия и причастил его. После этого Петр стал расспрашивать, когда в Иерусалим прибыл старец, но оказалось, что впервые увидели его только на службе. Тогда Петр попросил задержать старца, чтобы разделить с ним трапезу, но по окончании службы прп. Георгия нигде не нашли. Опечаленный тем, что старец его ослушался, Петр отправил ему послание, приглашая вновь посетить Иерусалим. Старец в ответном письме сообщил, что через 6 месяцев они встретятся перед лицом Господа. В то же время надежные свидетели уверили свт. Петра, что Георгий Синаит уже много лет не покидал своей обители и не ходил в Палестину.
Предсказание старца сбылось, и через полгода и он, и патриарх скончались. Однако Православная энциклопедия датирует кончину старца 544/545 г., тогда как патриарх Петр, по другим источникам, скончался в 552 году.


Икона Богородицы «Аз Есмь с вами и никтоже на вы» (Леушинская)

икона_Божьей_Матери_Леушинская


Леушинская икона Похвалы Божией Матери ныне известная под названием «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», являлась главной святыней Леушинской обители. В начале 1860-х. гг. ее пожертвовал в храм св. Иоанна Предтечи в Леушино гатчинский купец Гавриил Медведев. В честь этой иконы Игумения Таисия воздвигла величественный Похвальский собор (1889 г.). С нее в иконописной мастерской монастыря под руководством монахини Алипии делались списки. Один из них находился в иконостасе Леушинского Подворья в Петербурге. Особый список был сделан для о.Иоанна Кронштадтского, на котором по благословению Игумении Таисии была сделана надпись «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Дорогой Батюшка сам освятил его.

Впоследствии о.Иоанн благословил этим образом купца Василия Муравьева, будущего старца Серафима Вырицкого, и предсказал, что он будет молиться пред образом за Россию 1000 дней. При этом о.Иоанн назвал этот образ - «Спасительница России». Старец Серафим исполнил благословение Иоанна Кронштадтского и вымолил победу России пред этой иконой. Ныне этот список, находится в Свято-Георгиевском монастыре Черниговской епархии. Наряду с Державной, Песчанской, Валаамской, Свято-Крестовской иконами Богоматери - Леушинская также является одной из икон последних времен, которыми Всемилостивая Заступница заступает за род христианский.

Кто же написал дивный образ, завершивший историю ХХ века? Недавно в Архиве Новгорода (ГАНО) прихожанка Леушинского подворья Тамара Федоровна Литвинова нашла новые материалы по Леушинскому монастырю, в том числе Формулярные списки леушинских сестер.
Один из них принадлежал монахине Алипии, которая несла послушание заведующей монастырской Иконописной мастерской. Идея создания мастерской возникла у Игумении Таисии в период возведения собора Похвалы Божией Матери (1886 - 1889), который надлежало весь расписать. Для этого настоятельница направила некоторых сестер для обучения в Академию художеств.

Самой способной из них была послушница Анна Ильинична Герасимова - крестьянская девочка, поступившая в Леушинский монастырь (тогда еще общину) в 1877г. в 9-летнем возрасте. Ее послушанием было клиросное пение и иконописание.
Икопописица участвовала в создании иконостасов Похвальского собора, церкви Спаса Нерукотворного - келейного храма Иг. Таисии, пустыньки Крестик, основанной Иоанном Кронштадтским в Леушино. В 1897 г. Анна Герасимова была определена в число послушниц, видимо к этому времени относится и назначение ее руководительницей Иконописной мастерской. 17 февраля 1906 г. духовником монастыря игуменом Иларионом послушница Анна была пострижена в монашество с наречением имени в честь прп. Алипия Киево-Печерского, первого русского иконописца. В Формулярном списке отмечено, что м.Алипия “качеств весьма хороших, способна и усердна”.

В качестве заведующей мастерской м.Алипия удостоилась в 1913 г. быть принятой Их Императорскими Величествами в составе депутации сестер. Матушки преподнесли Наследнику Цесаревичу сделанный в монастыре Великокняжеский Стяг.

В чем состояла благодатная сила леушинских икон?! Видимо, не только в профессионализме иконописиц, но и в том, что они создавались руками Христовых невест, неразлучных с молитвенными четками. К сожалению, главные труды Леушинских искусниц были уничтожены водами Рыбинского «моря». Но милостию Божией в куполе Петербургского подворья сохранились леушинские росписи: сонм святых, предстоящих Богоматери, которые предстоит еще восстановить.

Молитва Божией Матери пред Ея иконою «Аз есмь с вами, и никтоже на вы»

О, Всеблагая Заступнице рода христианскаго, Мати Держащаго вся десницею Своею Христа Бога нашего! Излей на ны милости и щедроты его. И да не убоимся и не устрашимся враг видимых и невидимых, яко рекла еси уповающим на Тя «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».
Сохрани истинную Святую православную Церковь и обитель нашу от расколов и ересей. И положи начало покаяния народа нашего. Возврати Святую Русь на дарованный ей Богом путь неповрежденной веры, да наполнится фимиамом молитв и расцветет, аки крин сельный. Да поживем во благочестии и чистоте, всегда храними Тобою от искушения антихристова, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, труса, огня, глада и мора; от напрасныя смерти, пленения и раздоров семейных; монашеское житие укрепи и спаси ны, Пречистая, яко уповаем на Тя по реченному Тобою: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».
Молися о нас, Пресвятая Владычице Богородице, ко Господу Богу нашему, милующему и спасающему, да не лишит ны защиты и Царствия Своего присвоения, иже и сам рече верным Своим: "Азъ есмь с вами, и никтоже на вы". Емуже слава, держава, честь и поклонение, сила и величие подобает Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Очень подробно об этой иконе можно почитать на сайте храма св. Ап. и Ев. Иоанна Богослова исторического подворья Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря в Санкт-Петербурге и Мемориальной Квартиры-Музея св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте:
http://leushino.ru/index.html