11 (24) февраля 2019 года. Неделя о блудном сыне. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Неделя о блудном сыне.

Сщмч. Власия Севастийского, епископа (ок. 316); блгв. кн. Всеволода (в Крещении Гавриила) Новгородского, Псковского чудотворца (1138); прп. Димитрия Прилуцкого, игумена Вологодского (1392).
Прав. Феодоры, царицы Греческой, восстановившей почитание святых икон (ок. 867); сщмч. Лукия Адрианопольского (348/350; Греч.); прп. Кедмона Уитбийского, монаха (ок. 680; Кельт. и Брит.); прп. Гобнеты Коркской (VI; Кельт. и Брит.); прп. Венедикта Анианского (821; Галл.); мч. Георгия Софийского Нового (1515); прп. Нины (Амилахвари), Старшей (1839; Груз.).

Иконы Божией Матери Керкирской (Корфской, Корцирской), воспоминание о чуде в Парге (1603; Греч.).

Святые дня, молите Бога о нас!


Неделя о блудном сыне

Притча о блудном сыне
(икона - Притча о блудном сыне)


« человѣ́къ нѣ́кiй имѣ́ двá сы́на:
и речé юнѣ́йшiй ею́ {от ни́хъ} отцý: óтче, дáждь ми́ достóйную чáсть имѣ́нiя. И раздѣли́ и́ма имѣ́нiе.
И не по мнóзѣхъ днéхъ собрáвъ всé мнíй сы́нъ, отъи́де на странý далéче, и тý расточи́ имѣ́нiе своé, живы́й блýдно.
Изжи́вшу же емý всé, бы́сть глáдъ крѣ́покъ на странѣ́ тóй, и тóй начáтъ лишáтися.
И шéдъ прилѣпи́ся еди́ному от жи́тель тоя́ страны́: и послá егó на сéла своя́ пасти́ свинiя́.
И желáше насы́тити чрéво своé от рожéцъ, я́же ядя́ху свинiя́: и никтóже дая́ше емý.
Въ себé же пришéдъ, речé: коли́ко наéмникомъ отцá моегó избывáютъ хлѣ́бы, áзъ же глáдомъ ги́блю?
Востáвъ идý ко отцý моемý, и рекý емý: óтче, согрѣши́хъ на небо и предъ тобóю,
и ужé нѣ́смь достóинъ нарещи́ся сы́нъ твóй? сотвори́ мя я́ко еди́наго от наéмникъ твои́хъ.
И востáвъ и́де ко отцý своемý. Ещé же емý далéче сýщу, узрѣ́ егó отéцъ егó, и ми́лъ емý бы́сть, и тéкъ нападé на вы́ю егó, и облобызá егó.
Речé же емý сы́нъ: óтче, согрѣши́хъ на небо и предъ тобóю, и ужé нѣ́смь достóинъ нарещи́ся сы́нъ твóй.
Речé же отéцъ къ рабóмъ свои́мъ: изнеси́те одéжду пéрвую и облецы́те егó, и дади́те пéрстень на рýку егó и сапоги́ на нóзѣ:
и привéдше телéцъ упитáнный заколи́те, и я́дше весели́мся:
я́ко сы́нъ мóй сéй мéртвъ бѣ́, и оживé: и изги́блъ бѣ́, и обрѣ́теся. И начáша весели́тися.
Бѣ́ же сы́нъ егó стáрѣй на селѣ́: и я́ко гряды́й прибли́жися къ дóму, слы́ша пѣ́нiе и ли́ки:
и призвáвъ еди́наго от óтрокъ, вопрошáше: чтó [ýбо] сiя́ сýть?
О́нъ же речé емý, я́ко брáтъ твóй прiи́де: и заклá отéцъ твóй телцá упитáнна, я́ко здрáва егó прiя́тъ.
Разгнѣ́вася же, и не хотя́ше вни́ти. Отéцъ же егó изшéдъ моля́ше егó.
О́нъ же отвѣщáвъ речé отцý: сé толи́ко лѣ́тъ рабóтаю тебѣ́, и николи́же зáповѣди твоя́ преступи́хъ, и мнѣ́ николи́же дáлъ еси́ козля́те, да со дрýги свои́ми возвесели́лся бы́хъ:
егдá же сы́нъ твóй сéй, изъяды́й твоé имѣ́нiе съ любодѣ́йцами, прiи́де, заклáлъ еси́ емý телцá питóмаго.
О́нъ же речé емý: чáдо, ты́ всегдá со мнóю еси́ и вся́ моя́ твоя́ сýть:
возвесели́тижеся и возрáдовати подобáше, я́ко брáтъ твóй сéй мéртвъ бѣ́, и оживé: и изги́блъ бѣ́, и обрѣ́теся
(Лк. 15: 11-32).

Этой многогранной по содержанию и замечательной по яркости красок притче, под отцом подразумевается Отец Небесный, а два сына — это кающийся грешник и мнимый праведник. «Блудный сын» - это прообраз всего падшего человечества и, одновременно, каждого отдельного грешника, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни;.

«Часть имения», т.е. доля имения младшего сына, - это дары Божии, которыми наделён каждый человек (жизнь, здоровье, сила, способности, таланты). Требование у отца части имения для употребления ее по произволу, - стремление человека свергнуть с себя покорность Богу, и следовать собственным помыслам и пожеланиям. Получив свою часть отцовского имущества, младший сын уходит «в дальнюю страну», на чужбину - место отдаления от Бога, где он перестаёт думать о своем отце, где он «живёт распутно», то есть предаётся греховной жизни, отчуждающей человека от Создателя. Там своими грехами он губит свою душу и растрачивает все дары, какие получил от Бога. Это приводит его к нищете - полному духовному опустошению. Это и неудивительно, ибо человек, вступивший на путь греха, следует по пути эгоизма, самоугождения. И вот, точно после тяжёлой болезни, он понимает своё бедственное положение. Тогда появляется в нем решимость оставить грехи и покаяться. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу-Отцу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращению грешника, прощает ему все его беззакония (грехи), как бы велики они ни были, и возвращает ему Свои милости и дары. Здесь надо отметить, что внешние бедствия часто посылаются Богом грешникам, чтобы их вразумить. Это - Божий призыв к покаянию.

Старший же сын возвращается с работы и не хочет войти в дом свой, где веселятся по случаю возвращения брата, несмотря на зов отца; он упрекает отца за нелюбовь к нему, выставляет на вид труды свои, бесчувственно-холодно отзывается о брате, укоряет отца, что он так поступает в настоящем случае. «Старший сын» — это образ фарисея, строгого исполнителя Закона, хвалящегося исполнением воли Божией, не хотящего иметь общения с мытарями и грешниками, гордого, самомненного праведника и завистника. Старший сын не был виноват перед своим отцом, он всегда был хорошим работником в доме отца и жизнь его была безупречна, пока не вернулся его грешный брат. Возврат блудного брата вызвал в старшем сыне зависть - этот страшный грех, который привел к первому человеческому убийству и к убийству Самого Спасителя.

Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что всякий верующий христианин должен от всей души желать всем спасения, радоваться обращению грешников, не завидовать Божией любви к ним и не считать себя достойным Божиих милостей больше, чем те, кто обращается к Богу от прежней своей беззаконной жизни.
По мнению митрополита Сурожского Антония, «эта притча чрезвычайно богата содержанием. Она лежит в самой сердцевине христианской духовности и нашей жизни во Христе; в ней человек изображен в тот самый момент, когда он отворачивается от Бога и оставляет Его, чтобы следовать собственным путем в "землю чуждую", где надеется найти полноту, преизбыток жизни. Притча также описывает и медленное начало, и победоносное завершение пути обратно в отчий дом, когда он, в сокрушении сердца, избирает послушание.»

В этой притче, едва ли не главное место занимает поведение Отца, Его превосходящая все человеческие понятия доброта, любовь к грешнику и радость по поводу возвращения к Нему блудного сына. «...Когда он был еще далеко, увидел его отец его», - говорит нам Евангелие, а значит отец ждал и, может быть, каждый день смотрел, не возвращается ли сын его. «Увидел и сжалился, и побежав, бросился к нему на шею и целовал его». Сын начал было исповедь, но отец не дал ему и договорить; он уже всё простил и забыл. Отец не стал требовать доказательств покаяния своего сына потому, что он видел, что сын его преодолел стыд и страх, чтобы вернуться домой. Он не говорит: «Когда ты мне все расскажешь о себе, я посмотрю, стоит ли доверять тебе». Отец ничего не спрашивает. Он не говорит: «Посмотрим». Он велит слугам своим дать ему лучшую одежду, обувь и перстень на руку. Перстень - это указание на Божий дар прощённому грешнику - дар Божией Благодати, в который он облекается для спасения души. По толкованию блаж. Феофилакта перстень в притче свидетельствует о возобновлении единения грешника с Церковью земной и Небесной.

Трудно словами передать полноту любви Божией к падшим грешникам. Пожалуй, никто лучше не приоткрывает нам эту любовь Божию, о которой мы читаем в притче о блудном сыне, чем апостол Павел в своем 1-м послании к Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, ...любовь не гордится, ...не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине. Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1 Кор. 13:4-7). Уместно здесь упомянуть, что ГРЕХ, всякий грех, есть преступление против ЛЮБВИ и что, по-настоящему, покаяние может совершиться только перед лицом Совершенной Любви, ибо Бог есть Любовь (1 Ин. 4:8).

Притча о блудном сыне, Рембранд
(Притча о блудном сыне, Рембранд)


Значение Недели о блудном сыне

В эту неделю православная Церковь показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Таким образом, Церковь учит христиан, что истинная полнота и радость жизни заключается в благодатном союзе с Богом и постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит, напротив, источником всевозможных бедствий и унижений.


Особенности седмицы

На этой седмице Церковь приучает верующих к подвигу поста постепенным введением воздержания: после сплошной Седмицы о мытаре и фарисее она восстанавливает пост в среду и пятницу, затем, по окончании Седмицы о блудном сыне возводит христиан на важную ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пищу и позволением употреблять лишь сырную.
Седмица после Недели о блудном сыне и заключающая ее Неделя называется «мясопустной» по той причине, что на этой Неделе полностью заканчивается вкушение мяса.



Святой благоверный князь Всеволод Псковский

икона_св_князь_Всеволод_Псковский


Святой благоверный князь Всеволод, в Крещении Гавриил, Псковский, внук Владимира Мономаха, родился и почти всю жизнь прожил в Новгороде, где в 1088 - 1093 и 1095 - 1117 годах княжил его отец, святой благоверный князь Мстислав-Феодор Великий (+ 15 апреля 1132). В 1117 году, когда великий князь Владимир Мономах дал в удел Мстиславу Белгород Киевский, фактически сделав его своим соправителем, молодой Всеволод остался наместником отца на Новгородском княжении.

Много доброго сделал святой князь Всеволод для Новгорода. Со святителем Нифонтом, архиепископом Новгородским (память 8 апреля), он воздвиг множество храмов, среди которых - собор великомученика Георгия в Юрьевском монастыре и храм святого Иоанна Предтечи на Опоках, построенный в честь Ангела его сына-первенца Иоанна, умершего в младенчестве (+ 1128);. В Уставе князь даровал льготные грамоты собору Святой Софии и другим церквам. В страшный голод, спасая людей от гибели, он истратил всю казну. Князь Всеволод был доблестным воином,. победоносно ходил на ямь (в 1123) и на чудь, но никогда не брался за меч ради корысти и власти.
В 1132 году, по смерти святого великого князя Мстислава, Киевский князь Ярополк Владимирович, дядя Всеволода, следуя завещанию брата, перевел Всеволода в Переяслав Южный, считавшийся старшим после Киева городом. Но младшие сыновья Мономаха - Юрий Долгорукий и Андрей Добрый, опасаясь, что Ярополк сделает Всеволода своим наследником, выступили против племянника. Не желая междоусобиц, святой князь вернулся в Новгород, но его приняли с неудовольствием. Новгородцы считали, что князь был "вскормлен" ими и не должен был уходить от них. "Ходил Всеволод в Русь, в Переяслав, - отметил новгородский летописец, - а целовал крест новгородцам, сказав, "хочу у вас умереть"".

Стремясь восстановить добрые отношения с новгородцами, князь в 1133 году предпринял новый победоносный поход на Чудь и присоединил к новгородским владениям Юрьев. Но тяжелый зимний поход 1135 - 1136 годов на Суздаль окончился неудачей. Своевольные новгородцы не вразумились Божиим наказанием и не могли простить поражения своему князю. Вече решило призвать князя из враждебного Мономаховичам рода Ольговичей, а святого Всеволода осудило на изгнание: "изгнание претерпел еси от своих", - поется в тропаре святому. Полтора месяца князя с семьей, как преступника, держали под стражей на архиерейском дворе, а когда прибыл князь Святослав Ольгович, "пустиша из города".

св_равноап_княгиня_Ольга
(св. равноапостольная великая княгиня Ольга)

Всеволод вновь ушел в Киев, и дядя Ярополк дал ему в держание Вышгородскую волость под Киевом, где в Х веке, в годы правления своего сына Святослава, жила святая равноапостольная великая княгиня Российская Ольга (память 11 июля). Ольга, "градов Киева и Пскова изрядная доброто", защитила своего неправедно обиженного потомка: в следующем, 1137 году жители Пскова, помнившие походы новгородско-псковского войска под водительством князя, призвали его на псковское княжение, на родину равноапостольной Ольги. Это был первый Псковский князь, избранный по воле самих псковичей.

Славным деянием святого благоверного князя Всеволода-Гавриила во Пскове была постройка первого каменного храма во Имя Живоначальной Троицы, на месте деревянного, времен равноапостольной Ольги. На иконах святого часто пишут держащим в руке храм "об одном верху - Святая Троица".
Только год прокняжил во Пскове святой Всеволод - 11 февраля 1138 года он скончался, прожив 46 лет. Весь Псков собрался на погребение любимого князя, не было слышно церковного пения от народного плача. Новгородцы, опомнившись, прислали протопопа из Софийского собора, чтобы взять в Новгород его святое тело, но князь отвратился от Новгорода и рака не двинулась с места. Горько плакали новгородцы, раскаиваясь в неблагодарности, и молили даровать им хоть малую частицу святого праха "на утверждение граду". По их молитвам отпал ноготь от руки святого. Псковичи положили святого Всеволода в храме святого великомученика Димитрия. Рядом с гробом поставили боевое оружие князя - щит и меч, имевший форму креста, с надписью по-латыни "Чести моей никому не отдам".

27 ноября 1192 года были обретены мощи святого князя Всеволода и перенесены в Троицкий собор, в котором был освящен в честь его придел.
22 апреля 1834 года, в первый день Пасхи, святые мощи были торжественно перенесены в главный храм собора.
Никогда не нарушалась глубокая духовная связь города святой равноапостольной Ольги со святым князем: он навсегда остался Псковским чудотворцем. При осаде Пскова Стефаном Баторием в 1581 году, когда уже была разрушена крепостная стена и поляки были готовы ворваться в город, из Троицкого собора с крестным ходом принесли на место сражения святые мощи князя Всеволода, и враг отступил. При явлении чудотворной Псково-Покровской иконы (память 1 октября) святой благоверный князь Всеволод-Гавриил был среди Небесных защитников Пскова.


Тропарь благоверного князя Всеволода, во святом Крещении Гавриила
глас 4
Из млада явился еси, Богомудре княже Гаврииле,/ Божественный сосуд, избран Богови,/ благочестием воспитан, веру непорочну соблюд/ и многи святыя церкви устроив,/ изгнание претерпел еси от своих,/ якоже и целомудрии прародители твои от брата убиение./ С нимиже предстоя Святей Троице,/ молися, стране нашей сохраненной быти/ и всем нам спастися.

Кондак благоверного князя Всеволода, во святом Крещении Гавриила
глас 8
Многомудренно преселився во град Псков, блаженне княже Гаврииле,/ плод благий Богови в жизни сей был еси,/ присноцветущ добродетельми и, якоже Давид, незлобием./ Того ради получил еси жизнь вечную на Небесех,/ всегда зря Святую Троицу./ Моли избавитися нам от всяких бед, да зовем ти:/ радуйся, утверждение граду нашему.





Преподобный Кедмон Уитбийский (Caedmon), монах, поэт, религиозный писатель

Святой Кедмон. Современный барьельф с памятника, установленного святому в Уитби
(Святой Кедмон. Современный барьельф с памятника, установленного святому в Уитби)


Прп. Кедмон был пастухом при монастыре в Уитби. Согласно рассказу прп. Беды, он обрел свой поэтический дар чудесным образом:

До зрелых лет он жил в миру и никогда не учил ни одной песни. Когда на пирах, где для увеселения часто пели песни по очереди, ему протягивали арфу, он в смущении вставал посреди пира и шел домой. После одного такого случая он покинул дом пиршества и пошел в хлев к коровам, поскольку была его очередь сторожить их ночью. В скором времени он расслабил члены и уснул, и во сне некто подошел к нему, приветствовал и назвал по имени. "Кедмон, - сказал незнакомец, - спой мне что-нибудь". Кедмон ответил: "Я не умею петь; из-за этого я и оставил пир и пришел сюда". Тогда незнакомец сказал: "Все равно спой мне". "Что же мне спеть?" - спросил Кедмон. "Спой о начале творения", - сказал тот. И Кэдмон начал никогда не слышанными им прежде стихами петь хвалы Господу Создателю. Проснувшись, он вспомнил все, что пел во сне, и тут же сложил новые стихи в той же манере, восхваляя Бога подобающим стилем.

Узнав о чуде, игумения монастыря, прп. Хильда Уитбийская, постригла его в монахи, и он провел остальную часть жизни в монастыре в Уитби, сочиняя песнопения.

Предвидев время своей смерти, прп. Кедмон причастился и попрощался с братией, хотя на вид совсем не был болен, после чего в мире скончался.
Его гробница являлась объектом паломничества в аббатстве Уитби.

Его "Гимн творению" является наиболее древним поэтическим памятником англо-саксонской литературы:

Ныне восхвалим громко / Творца Небесного Царства, / Создателя всякой силы / с Его премудрым советом, / деяния Отца славы, / когда Он, предвечный Боже, / дал всем чудесам начало. / Сначала воздвиг Он небо, / укрыв им детей человека, / и после великий Хранитель / всего человечьего рода, / создал Всемогущий землю.

Крест Кэдмона

Крест Кэдмона. Нортумбрийский песчаник. Установлен в 1898 на кладбище монастыря Уитби (Whitby). Кэдмон изображен на нижней из четырех панелей креста. В его руках англосаксонская арфа. На верхней панели – Христос, на второй сверху – царь Давид, на второй снизу – настоятельница монастыря Святая Хильда. Надпись гласит: "To the glory of God and in memory of Caedmon the father of English sacred song fell asleep hard by 680".


Преподобная Гобнета Коркская (Gobnet, Gobnata), игумения


Cвятая Гобнета - покровитель пчеловодов в Ирландии
(Cвятая Гобнета - покровитель пчеловодов в Ирландии)


Ирландская игумения, ученица св. Аббана. Когда св. Аббан основал монастырь в Балливурни (Ballyvourney), что в графстве Корк (Cork), св. Гобнета стала его настоятельницей. Местный источник носит её имя.

Тропарь
глас 3
As a spiritual child of the God inspired Abban/ thou didst worthily guide many into monastic virtue, most holy Gobnet./ Wherefore we entreat thee to intercede for us/ that we may be guided aright/ and be found worthy of the great mercy of Christ our God.

Кондак
глас 5
Praise and honour are thy due/ O physician of bodies and souls,/ most pious Gobnet./ As thou, being blessed with the gift of healing,/ didst bring to many the wholeness and peace of Christ,/ pray now for us that our tormented souls/ may come to know the joy of godly healing.


Преподобный Венедикт Анианский, игумен


Преподобный Венедикт Анианский, игумен


Гот, первоначально известный как Витица (Witiza), сын Эгульфа (Aigulf). Родился в Магелоне, что на юге Франции. Получил образование при дворе Пипина Короткого и остался на службе при дворе. Принял участие в итальянской кампании Карла Великого в 773 году. Однако, в 774 году, после спасения с опасностью для собственной жизни своего брата, утопавшего в реке, Венедикт оставил своего господина и посвятил себя жизни во Христе, постригшись в монахи.
Венедикт был принят в монастырь Сент-Секуан (Saint-Sequanus), где подвизался с усердием и усвоил монашеский устав святого Венедикта. По возвращении домой в 779 году, он основал неподалёку от Монпелье на своих собственных наследственных землях около небольшой реки Аниан (Aniane) монашескую общину, которая вскоре превратилалась в большой монастырь Аниан. Обитель стала образцом и центром проведения монашеской реформы по восстановлению строгомонастырской жизни во Франции, проводимой Людовиком Благочестивым. Святой Венедикт был главным советником короля в вопросах реформы.

Венедикт принимал участие в соборах, состоявшихся в Аахене в 816 и 817 годах, результаты которых были воплощены в важных решениях о восстановлении монашеской дисциплины, датированных 10 июля 817 года. Он был одним из лидеров этих соборов и сам преобразовал многие монастыри сообразно указанным постановлениям.
Чтобы он был поближе к королевскому двору, Людовик Благочестивый основал на Инде, речке неподалёку от Аахена, монастырь Корнелимюнстер (Cornelimünster), который должен был стать образцом для других монастырей и находиться под окормлением Венедикта.

В догматическом споре по адопционизму с Феликсом из Ургеля Венедикт занял православную позицию. Для продвижения реформ, он собрал воедино монашеские правила. Святой преставился 11 февраля 821 года в Корнелимюнстере.
Ученик Венедикта, монах Ардо, написал биографию великого игумена.


Мученик Георгий Новый, Кратовец, Софийский


Мученик Георгий Новый, Кратовец, Софийский

Память 11 февраля в день кончины, 26 мая в день перенесения мощей и в Соборе Болгарских святых

Родился в конце XV века в благочестивой славянской православной семье на Балканах, в землях находившихся под владычеством турок.
О молодых годах Георгия существует два предания. По одному, он родился в знатной болгарской семье, жившей в столице Болгарии, городе Средце (ныне София). Святой Георгий был испрошен у Бога усердной молитвой его родителей, Иоанна и Марии, которые до преклонных лет оставались бездетными. Младенца крестили во имя святого великомученика Георгия. Родители его скончались, когда Георгию исполнилось 25 лет.

По другим данным, он был уроженцем Кратова, в десяти часах ходьбы от Штипа, в нынешней Македонии. Его родители Димитрий и Сара были людьми благочестивыми. Когда Георгию исполнилось шесть лет, родители отдали его учиться грамоте, и он учился с большими успехами. Затем Георгий освоил ювелирное дело. После смерти отца, он рано остался сиротой. Прекрасный лицом и статный юноша опасался оставаться в родном городе, чтобы его силой не взяли служить при дворе султана, что случалось тогда часто. Он отправился в Средец, где остановился в доме просвещенного и богобоязненного священника Петра. Ко времени вскоре последовавшего мученичества ему было 18 лет.

Свидетельства сходятся на том, что юноша Георгий получил хорошее образование, внимательно изучил Священное Писание, был благочестив и целомудрен. Он был высок ростом и строен, с высокими и густыми бровями, нрава смиренного и простосердечного. Он никогда не смеялся напрасно, не празднословил, ни чем не хвалился и никому ни в чем не завидовал.

Георгий был замечен магометанами, которым захотелось привлечь к себе такого примерного юношу. Они выбрали среди своих ученых людей – улемов - сообразительного человека для того, чтобы он поговорил с Георгием. Законник, заказав ювелиру работу, пытался привлечь юношу обещаниями богатой жизни, если тот обратится. В ответ Георгий обличил грязную жизнь мусульманских правителей, судей и начальников, указав неугодность Богу жертв от нечистого сердца. В противоположность он сказал о святых христианах и предложив законнику удостовериться в нетлении и мироточении почивающих с Средце мощей святого короля Милутина. Посрамленный законник ушел и стал подговаривать мусульман расправиться с Георгием, так как тот может многих обратить к Христианству. Местный мусульманский судья велел привести к себе Георгия, но не насильственно.
Однако, прийдя к нему, турки надели на голову святого тафью, - круглую шапочку, в которой мусульмане входят в свои молитвенные дома, - но Георгий сбросил её на землю. Турки с побоями и руганью повели мученика к судье. Георгий понял, зачем его зовут, но не хотел уклоняться от свидетельствования о Христовой истине.

Судья был поражен мужественным обликом и красотой лица святого Георгия и стал ласково убеждать его принять магометанство, обещая всевозможные почести и богатство от султана Селима. Но святой смело и твердо исповедал веру в Господа Иисуса Христа и порицал заблуждения магометанства. Присутствующие мусульмане стали требовать расправы и Георгий был заточен.
Священник Петр смог убедить начальника тюрьмы отпустить Георгия на короткий срок и убеждал юношу держаться твердо до конца и принять мученичество. Затем Георгий снова был возвращен в тюрьму, и снова угрозами был склоняем к исламу. Отказавшись отрекаться от веры, он был брошен закованным в темницу. Через неделю Георгий снова предстал перед судом, где снова обличил ошибки ислама и исповедовал Христа. После этого судья отдал мученика на растерзание толпы. Это случилось 11 февраля 1515 года, в мясопустую неделю.

Над святым издевались, а затем повели по городу под барабанный бой с криками: «Не ругай Магомета и не унижай веру мусульман». Когда мученик проходил мимо церкви святой Софии, священник Петр ободрил его, а Георгий попросил его молитв. Стражники отогнали священника, но он поднял христиан на молитву об укреплении Георгия в исповедническом подвиге.
Наконец, посреди города разожгли большой костер, чтобы сжечь святого Георгия, но он, ослабев от ран, упал на землю. Вновь отказавшись отречься от Христовой веры, он был брошен в огонь. Пребывая в молитве и укрепляемый Божией благодатью, святой держался твердо. Когда перегорели веревки, которыми были связаны его руки, он перекрестился и громко сказал: "Господи Иисусе Христе, в руки Твои предаю дух свой!"

Страдание мч. Георгия Нового
(Страдание мч. Георгия Нового)

Тогда один из присутствовавших схватил полено и ударил им мученика по голове, после чего Георгий испустил дух. Сразу за этим, не смотря на то, что сияло солнце, на небе появилось облако, и хлынул дождь. Христиане прославили Бога и просили отдать им тело мученика, но мусульмане желали лишить их и святых мощей. Набросав на костер трупы животных, они намерились сжечь все без остатка. Хотя в костер подкладывали много дров, чудесным образом только тело мученика осталось несгоревшим.
С наступлением темноты место, где было брошено тело мученика, озарилось ярким светом. Ночью один христианин взял тело мученика и отнес в свой дом, а оттуда оно было перенесено в соборный храм великомученика Георгия. Затем и мусульманский судья позволил священнику Петру похоронить честные останки Георгия.


Почитание


Почитание святого мученика началось сразу же после его кончины, и его духовник составил ему церковную службу. Эснаф золотых дел мастеров в Средце, почитая память святого Георгия , установил сразу после его мученичества обычай праздновать 11 февраля как свой профессиональный праздник, и избрал святого Георгия Нового своим покровителем.
Спустя несколько месяцев, святые мощи были вырыты из могилы и митрополит Иеремия в сопровождении клира перенес их в Георгиевский кафедральный собор, где их поместили в раку. Это произошло 26 мая.

Однако, местные церковные власти медлили открыто прославить святого из-за страха турок. Поэтому формальное прославление мученика состоялось через 14 лет после его мученической кончины в Новгороде, состоявшем в торговых отношениях с Балканскими землями. По распоряжению архиепископа Новгородского святителя Макария была составлена служба и стала почитаться память Георгия Нового, вскоре распространившись по всей России. Житие святого было составлено около 1539 года русским монахом Илией.

Когда Болгария и Сербия освободились от турецкого ига, они стали пользоваться службой составленной в России, а составленная изначально в Софии долго оставалась достоянием библиотеки.
Служба святому мученику Георгию находится в Минее под 26 мая. В некоторых календарях даже возникает путаница, и "Георгий Новый" под 11 февраля различается с "Георгием Новейшим" под 26 мая.