Седмица 35-я по Пятидесятнице.
Прп. Георгия Хозевита (VII) и сщисп. Емилиана, епископа Кизического (IX); свт. Аттика, патр. Константинопольского (425); прп. Домники Константинопольской, игумении (ок. 474); свт. Северина, еп. Кёльнского (ок. 397; Герм.); прп. Северина Норикского, монаха Готтвейгского (482; Австр. и Бавар., Греч.); свт. Кира, патр. Константинопольского (714; Греч.); прав. Гудулы Брюссельской (712; Кельт. и Брит.); прп. Эргнады, девы Ольстерской (V; Кельт. и Брит.); прп. Феодора, игумена Хорского (ок. 595; Греч.); свт. Наталана Аберденширского, Туллихтского (678; Кельт. и Брит.); прп. Эрхарда, еп. Регенсбургского (ок. 700; Бавар., Кельт. и Брит.); прп. Альберта Кашелского, еп. (нач. VIII; Кельт. и Брит.); прп. Пеги девы, отшельницы Мерсийской (ок. 719; Кельт. и Брит.); свт. Ательма (Ательхельма), архиеп. Кентерберийского (923; Кельт. и Брит.); свт. Вулсина (Вулфсига), еп. Шерборнского (1002; Кельт. и Брит.); прп. Григория Печерского чудотворца, в Ближних пещерах (1093); свт. Григория Мудрого, еп. Охридского (1012; Болг., Серб., Греч.); прп. Григория Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV); мцц. Неоллины, Домнины и Парфены, дев Эдесских (не ранее 1375; Греч.); сщмч. Исидора Юрьевского (Дерптского), пресвитера, и с ним 72-х, в Юрьеве Лифляндском пострадавших (1472); мц. Киранны Солунской (1751; Греч.).
Прп. Паисия Угличского, игумена (1504); сщмч. Картерия Кесарийского (Каппадокийского), пресвитера (304); сщмч. Феофила, диакона (IV), и мч. Елладия; мчч. Иулиана, игумена, Келсия, Антония, Анастасия, мцц. Василиссы, игумении, и Мариониллы, семи отроков и 20-ти воинов (313); прп. Илии Египетского (IV); мч. Або Тбилисского (ок. 790) (Груз.); прп. Макария Макриса, Ватопедского (1431; Греч.).
• Сщмч. Виктора Усова, пресвитера (1937); сщмчч. Димитрия Плышевского, Владимира Пастернацкого, пресвитеров, прмч. Пафнутия Костина, иеромонаха, мч. Михаила Новоселова (1938); сщмч. Василия Архангельского, пресвитера (1939); мч. Иоанна Малышева (1940); сщисп. Михаила Розова, пресвитера (1941); мч. Иоанна (Любимова) (1942).
Святые дня, молите Бога о нас!
Преподобный Георгий Хозевит
(свв. Иоанн и Георгий Хозевиты)
Родился на Кипре в семье отличавшейся благочестием. Старший брат его Ираклид еще при жизни родителей ушел в святой град Иерусалим, затем удалился Иорданскую долину и поселился в Каламонской Лавре, приняв иночество. Святой же Георгий один оставался у родителей вплоть до их смерти.
Когда умерли родители попечение о нём принял родственник который так полюбил его, что хотел выдать за него замуж свою единородную дочь. Но святой, тяготясь мирскою суетою, не желал сожительства с женою, и скрылся у другого родственника, монастырского игумена. О местонахождении Георгия стало известно покинутому им родственнику, который пришел к игумену и стал требовать, чтобы тот возвратил ему отрока. Узнав об этом, Георгий тайно покинул монастырь и, сев на отплывавшей корабль, отправился с Кипра в святой град Иерусалим. Поклонившись святым местам, он пришел к брату своему в Лавру Каламон. Тот же, видя его еще молодым и безбородым, по заповедям святых отец не захотел держать его в Лавре, пока он не обрастет бородою, но привел в обитель Пресвятой Владычицы, называемую Хузива, и передал тамошнему игумену. Здесь святой Георгий облечен был в иноческий образ и вступил на путь подвижничества. Трудясь во славу Божью и для спасения своей души, он особенно упражнялся в смирении и послушании. Бог прославил Своего угодника даром чудотворения. Братия удивлялась видя совершенство и дерзновение к Богу в новоначальном и святой, опасаясь обольщений пустой славы мира сего, тайно вышел из обители и снова прибыл к своему брату в Лавру.
Поселившись здесь, он занял вместе с братом так называемую Старую Церковь, и здесь они пребывали в полном согласии, молитве, богомыслии и пустыннических трудах. Братья не приготовляли себе горячей пищи, за исключением тех случаев, когда к ним приходил кто-либо. Св. Георгий отличался своим великим милосердием – однажды он отказался рубить неплодоносную пальму и по его молитве со следующего года пальма стала приносить обильные и прекрасные плоды. В другой раз, когда один Иерихонский землевладелец тайно принес в монастырь своего умершего единородного сына, св. Георий побудил брата встать вместе на молитву и Бог воскресил дитя в ответ на их воздыхания.
По прошествий некоторого времени, Ираклид скончался, достигнув семидесятилетнего возраста. Авва Георгий, оставшись в кельи один, рыдал и скорбел о кончине брата своего, в то же время доблестно подражая его жизни и трудам, сподобившись рукоположения в диаконский сан. Между тем, в Лавре скончался игумен, и произошло великое разделение и несогласие по поводу избрания нового настоятеля. Тогда Святой Георгий, не терпя смуты, со скорбью удалился из Каламона и снова поселился в Хузивской обители, в отдельной кельи, которую дал ему игумен монастыря.
Подвизаясь на прежнем месте своей отшельнической жизни, преподобный Георгий не приобретал ни вина, ни елея, ни хлеба, ни одежды, но, обходя кучи мусора, собирал тряпки и, сшивая их делал себе одежду; из этих же тряпок была устроена и постель его. Обитавших в обители иноков он просил сберегать ему за неделю остатки от стола отцов и пришельцев, будут ли то овощи, или плоды, или даже кости. Потом он толок все это в каменной ступе, делал шарики и сушил на солнце; эти шарики он и употреблял в пищу, вместе с водою, - через два или три дня. Кроме того, старец просил, чтобы братия не пекли без него хлебов, ибо он веровал, что занимающимся этим делом в тех святых местах будет великая награда на небе, так как в Палестине было в обычае издерживать излишек хлеба на странников, приходивших поклониться тамошним великим святыням. В хлебнице, предпочтительно пред другими работами, преподобный Георгий топил печь. Занятие это особенно тягостно в тех местах в летнее время, когда от сильного зноя тают даже свечи на церковных подсвечниках. Но преподобный Георгий, несмотря ни на какой зной, неустанно работал в хлебнице по дважды и по трижды в день, растопляя печь и приготовляя хлебы, в то время как другие из братий не могли переносить такой работы и постоянно чередовались. Поэтому неустанным трудам Георгия все удивлялись и называли его железным.
(Монастырь прп. Георгия Хозевита, Израиль)
Когда же случилось нашествие персов на святую землю в 614 году, он на время оставил Хузивскую Лавру и скрылся в Каламоне, по миновании же опасности, старец снова возвратился в Хузиву. Здесь он снова предался подвижническим трудам и в то же время поучал всех, приходящих послушать его Богомудрых речей.
Благочестиво пожив и угодив Богу, преподобный Георгий был призван в небесные обители в 625 году, достигнув глубокой старости. Перед своей кончиной св. Георгий послал за своим учеником и жизнеописателем Антонием, чтобы проститься с ним, но тот в это время был занят послушанием и скорбел, что не успеет проститься со своим аввой. Тогда преподобный, узнав об этом духом, просил передать, чтобы Антоний исполнял послушание, обещая подождать его. Когда ученик около полуночи пришел к умирающему старцу, тот был еще жив. Преподобный с любовью благословил ученика, после чего отошел ко Господу.
(главный храм монастыря Георгия Хозевита. в храме покоятся мощи св. Георгия Хозевита, св. Иоанна Нового (Румына) и др. святых)
Этот же Антоний составил в 631 году жизнеописание святого которое дошло до нас. Сам Хузивский монастырь теперь называется монастырем преподобного Георгия Хозевита, а мощи его покоятся в монастырском храме во имя свв. Иоанна и Георгия Хозевитов.
Кондак
глас 4
Явился еси светило пресветлое Георгие, озаряя божественными зарями верно зовущия ти: моли о нас Владыку Христа, явльшагося во струях и просвещшаго земнородныя.
Святитель Емилиан Кизический, епископ
Святитель Емилиан, епископ Кизический, жил в царствование императора-иконоборца Льва Армянина (813-820). Вместе с другими епископами он был вызван во дворец к императору, настойчиво потребовавшему от епископов отказаться от почитания святых икон. Святитель Емилиан первый твердо отвечал императору, что вопрос об иконопочитании может обсуждаться и решаться лишь в Церкви духовными лицами, а не в царском дворце. В 815 году он был сослан в заточение за Православную веру, где и скончался как исповедник.
Кондак святителю Емилиану
глас 3
Добляго тя поборника по Троице явльшася/ Церковь славит, поющи, Емилиане,/ за нюже пострадал еси./ Сего ради почитаем память твою,// языческаго нашествия избави рабы твоя.
Преподобная Домника Константинопольская, игумения
Преподобная Домника была язычницей и прибыла из Карфагена в Константинополь вместе с чертырьмя спутницами при святом царе Феодосии Великом. Здесь они приняли крещение от патриарха Нектария, который благословил их принять монашество. Строгими и продолжительными подвигами Домника взошла на высоту духовного совершенства. Святая исцеляла больных, являла силу над стихиями, предсказывала будущее. Своими чудесами преподобная обращала жителей столицы к заботам о вечной жизни, о душе. Украшенная добродетелями, святая отошла из жизни непорочной девой в глубокой старости около 474 года.
Священномученик Исидор Юрьевский (Дерптский), пресвитер
Память 8 января, в Соборах Псковских и Эстонских святых.
Священномученик Исидор был священником Никольского храма в городе Юрьеве Ливонском (или Лифляндском, затем Дерпт, ныне Тарту, в Эстонии).
По договору, заключенному в 1463 году между Московским великим князем Иоанном III и ливонскими рыцарями, последние обязывались оказывать всяческое покровительство православным в Дерпте. Однако ливонцы нарушили договор и стали принуждать православных к унии. Пресвитер Исидор мужественно стал на защиту Православия. Он предпочел принять мученический венец, но не подчиниться католикам. Блаженный Исидор и с ним 72 прихожанина были утоплены в проруби в праздник Богоявления после освящения воды в реке Амовже (или Эмайыги). Весной, во время разлива, нетленные тела святых мучеников и среди них тело священномученика Исидора в полном облачении были найдены проезжавшими русскими купцами на берегу. Святых погребли около Никольской церкви.
Священномученик Исидор и 72 мученика, с ним пострадавшие, особенно почитаются в Эстонии, где они приняли мученический венец. 16 мая 1896 года, неподалеку от Юрьева, в городе Валке, был заложен первый храм в честь этих исповедников Христовых. В том же году была составлена особая служба Юрьевским мученикам.
Тропарь Исидору, пресвитеру, и иже с ним 72-м в Юрьеве Лифляндском пострадавшим
Страстотерпцы Господни блаженнии, / Православную веру Христову со дерзновением проповедаете / и на судищи учения врагов неправая обличисте, / того ради и ввержени бысте, святии, / во глубину речную, / души же ваша вселишася в Небесныя кровы, / идеже со святыми предстояще Престолу Царя всех Бога, / молитеся Ему за вся православныя люди, / подвиги ваша честно почитающия.
Преподобный Паисий Угличский, игумен
Преподобный Паисий Угличский родился в селе Богородском, неподалеку от города Кашина, в Нерехотском стану. Его отец, Иоанн Гавренев, служил у князя угличского Андрея Васильевича, сына великого князя Василия Темного. Ксения, мать преподобного Паисия, была дочерью полководца Василия Ананьевича Кожи и родной сестрой преподобного Макария Калязинского (+1483; память 17/30 марта).
Мальчик, названный в святом крещении Павлом, был рано обучен грамоте и уже в детстве много читал. Часто он бывал с родителями в Калязинском монастыре у своего дяди, где проникся любовью к иноческой жизни. В десятилетнем возрасте Павел осиротел и был взят на воспитание в Троицкую Калязинскую обитель. Вскоре настоятель обители преподобный Макарий, уступая настойчивым просьбам своего племянника, которому не исполнилось еще одиннадцати лет, постриг его в иночество с именем Паисий. Под руководством опытного дяди, в тишине обители юный инок рос по духу, не тревожимый опасными волнениями и советами мира; с юных лет научился он подвигам послушания, поста и молитвы. В монастыре ему было поручено переписывание священных книг. Известно, что в начале XX века в Калязинском Троицком монастыре хранились творения святителя Григория Богослова, переписанные иноком Паисием.
Не засоряемый впечатлениями мирскими и очищаемый подвигами самоотречения, дух его стал способен и к созерцанию мира духовного. Раз во время ночной молитвы явился ему Ангел и сказал: «Ты должен быть наставником для многих; ты выйдешь отсюда и будешь жить там, где тебе велят: так надобно для славы Божией». Преподобный Паисий со страхом выслушал эту весть и пересказал наставнику своему прп. Макарию, но никому другому. Через некоторое время это чудесное предсказание осуществилось.
В 1476 году князь угличский Андрей Васильевич, хорошо знавший родителей преподобного Паисия, обратился с просьбой к Калязинскому игумену — отпустить инока Паисия из обители для того, чтобы под его руководством основать новый монастырь. Преподобный Макарий с радостью откликнулся на богоугодное желание князя и, благословив своего племянника и воспитанника, направил его в Углич. Князь даровал для будущего монастыря землю на левом берегу Волги, в трех верстах от Углича. Поселившись там в хижине, преподобный Паисий приступил к сооружению деревянного храма в честь Богоявления Господня. Вскоре к нему собрались десять монашествующих собратий, которые обосновались в построенных преподобным Паисием келлиях.
Архиепископ Ростовский Тихон, в епархию которого входил Углич, рукоположил преподобного Паисия в сан иеромонаха. После этого князь настойчиво просил преподобного принять игуменство. Уступив его просьбам, преподобный Паисий возглавил новоустроенный монастырь, где ввел строгий общежительный устав.
Благочестивый князь угличский Андрей Васильевич с большим уважением относился к преподобному, не раз он содействовал укреплению обители и делал щедрые вклады для ее дальнейшего благоустройства. Так, в благодарность Господу за рождение двух сыновей, Димитрия и Иоанна, восприемником которых стал преподобный Паисий, князь передал пожертвования на строительство в монастыре каменного храма. В 1479 году началось возведение нового храма. В 1482 году, после завершения работ, построенный храм был освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, поэтому монастырь стал называться Покровским.
В скором времени по сооружении соборной церкви восстал на князя угличского Андрея Васильевича родной его брат великий князь Иоанн Московский и, согнав с престола, заключил вместе с детьми его в темницу, где и скончался в 1493 году. Не малодушествовал преподобный Паисий, не изменил своему князю, но с честью похоронил его в соборе угличском. Когда же, по смерти родителя, сыновья его Иоанн и Димитрий были заточены в вологодской темнице, много скорбел о такой неправде святой старец, и, хотя не мог одолеть насилия великокняжеского, но неоднократно обличал Иоанна, умоляя его многими посланиями отложить гнев. Видя неуспешность своих прошений, вручил он все сие дело суду Божию, а сам не переставал молиться в тиши своей обители о них и посылал им в вологодскую темницу все нужное. Он заботился даже о том, чтобы и после его преставления не оскудевала милостыня заточенным князьям. Преподобный частым писанием поддерживал дух благородных узников, обещая им страдальческие венцы и нескончаемые блага за маловременные страдания. Таким образом созрел духовный плод сей в темнице и, как достойный ученик старца Паисия, князь Иоанн, в схиме Игнатий, был сам причтен к лику святых.
Святость преподобного Паисия, который собирал в житницы вечной жизни сторичный плод добродетели, еще при временной жизни его ознаменовалась многими чудесами. Ему был дан от Господа дар исцелений, но смирение его умело покрывать совершаемые им чудеса. Когда приходили к нему недужные, беснуемые и прокаженные для разрешения от тяжкого недуга, то не просто возлагал он на них руки, но приводил в церковь, после молебна кропил их святою водою или помазывал елеем от лампады, тем подавая исцеление.
Случился великий пожар в Угличе: загорелись все посады и торговые ряды, и не чаяли ни откуда спасения. Тогда преподобный Паисий собрал всех настоятелей, иноков и священников из обителей и церквей Углича и сам вынес из обители чудотворный образ Покрова Богоматери на пожарище. Огонь как бы устыдился чудотворного лика и такого сонма преподобных, и вскоре угасло лютое пламя молитвами старческими. Было в другой раз сильное наводнение в Угличе. Волга выступила из берегов своих и окружила обитель преподобного, проникла и в ограду, и волны шумели около соборной церкви, но хотя и стояла вода выше порога церковного, однако не взошла внутрь храма, ради молитв старца Паисия.
Случилось однажды молодому боярину угличскому проезжать на коне мимо обители, и внутренне посмеялся он над преподобным, которого застал с заступом в руках, копающим землю в монастырском огороде, но в ту же минуту рассвирепел под ним конь и сбросил с себя — боярин упал без чувств. Преподобный сам его поднял, привел в чувство и кротко сказал: «Не осуждай иноков».
От всех старался утаить свой подвиг труженник Паисий и одному только Господу, зрящему тайная, могло быть известно равноангельное житие его. Похвала же человеческая была прискорбна святому подвижнику, и всячески старался он избежать молвы житейской. Никогда не превозносился он духовной своей высотой и, будучи настоятелем, исполнял все послушания последнего инока своей обители, терпя холод и зной, в одной власянице, в надежде небесного воздаяния. Всех научал он словом и примером, что многими скорбями подобает внити в Царствие Небесное, и пустынные чада умножались около великого своего аввы. В трудах и воздержании достиг преподобный глубокой старости. Однако он сам совершал Божественную литургию по воскресным и праздничным дням. Когда не позволяли немощи, преподобный Паисий продолжал сидя исполнять келейное правило.
Прияв тайное извещение от Господа о скором своем преставлении, совершил он в последний раз священнодействие и потом собрал в келлию свою братию, чтобы утешить ее о скорой разлуке и поучить взаимной любви. Велел он известить блаженного пустынника Кассиана о своем крайнем изнеможении и ему поручил собранное свое стадо, чтобы промышлял о нем после его кончины. Игуменом поставил он после себя в добродетели священноинока, но и ему велел во всем повиноваться духовному своему брату блаженному отцу Кассиану, начальнику пустыни Учьмы, которого умолил из глубины своей пустыни надзирать и за его стадом. Устроив все нужное для обители, разрешился уже от всего житейского столетний старец и почувствовал в сердце своем радость, как бы некто из дальних и чудных стран, весело возвращающийся на свою родину от многих печалей в тихое пристанище. И в самый час своего исхода еще приобщился Божественных Таин; последним его словом было: «Господи!
В руце Твои предаю дух мой», и просветилось лице его, келлия и вся обитель исполнились благовония. Блаженный Кассиан и братия с великим плачем отпели многолетнего своего наставника и положили в созданной им церкви. Во время надгробного пения много недужных исцелялись над священными останками. Июня в 6-й день 1504 года совершилось сие торжественное погребение, и в этот день установила Св. Церковь совершать память сего чудотворца земли Русской.
В 1609 году на обитель напали польско-литовские захватчики: настоятель и братия были умерщвлены, монастырь разорен, но по прошествии некоторого времени силами жителей Углича восстановлен.
(Угличсккий Покровский монастырь, фото начала XX века)
Монастырь закрыт в 1928, разрушен и затоплен при строительстве Угличского гидроузла в кон. 1930-х.
Тропарь преподобного Паисия Угличского
глас 8
Христовы ради любве отечество и род оставил еси,/ и, ангельскому житию поревновав,/ в пустыню вселился еси,/ в нейже многотрудное житие явил еси/ и чудес дарования от Бога приял еси,/ Паисие преподобне,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Ин тропарь преподобного Паисия Угличского
глас 8
Христовы ради любве отечество и род оставил еси/ и, ангельскому житию поревновав,/ духовному отцу твоему преподобному Макарию, подражатель быв,/ града Углеча достигл еси,/ и близ того при водах в пустыню, Ангелом показанную, вселился еси,/ и обитель прекрасну Матери Божией воздвигл еси,/ и множество монахов собрал еси,/ имже и наставник ко спасению быв,/ и чудес дарования от Бога приял еси,/ Паисие преподобне,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Паисия Угличского
глас 2
Чистотою душевною божественно вооружився/ и непрестанный молитвы, яко копие, имый,/ крепко ссекл еси бесовское ополчение,/ Паисие, отче наш,/ моли непрестанно о всех нас.
Молитва преподобному Паисию, юже творяше братия Покровския обители
О, преподобне отче наш Паисие! Не забуди убо нас, чад своих, Богом дарованную ти паству, юже ты сам собрал еси. Без твоей бо помощи ничтоже можем благо сотворити, но, в дому пребывающе Пречистыя Богородицы, во ограде твоей, надеемся Богу угодити. Отче святый, соблюди нас твоими молитвами и заступи нас от находящих зол, да, твоими молитвами соблюдаеми, Царствия Небеснаго сподобимся о Христе Иисусе, Господе нашем. Емуже слава со Отцем и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Мученик Або Тбилисский
Мученик Або Тбилели (Тбилисский), араб по происхождению, жил в VIII в. в Багдаде и был изготовителем благовонных мазей. В возрасте 17 - 18 лет он оказался в Тбилиси, последовав за правителем Картли (Восточная Грузия) - Нерсесом. Нерсес, будучи оговорен перед халифом, провел в Багдаде три года в заключении; освобожденный новым халифом, он взял с собой Або. В Тбилиси Або изучил грузинский язык. Своими добродетелями он заслужил общую любовь и уважение народа. Або стал изучать Священное Писание и всё чаще посещать храмы Божий. Пребывая в посте и молитве, он искал удобного случая, чтобы принять святое Крещение. В то время правитель Картли Нерсес вновь был оклеветан перед халифом и вызван в Багдад. Нерсес, желая избегнуть расправы, поехал на север, в Хазарию. В его свите из 300 человек оказался также Або. В Хазарии он и принял святое Крещение. Через несколько месяцев, следуя за Нерсесом, Або оказался в Абхазии. Там он вел строгую подвижническую жизнь, постоянно размышлял над Священным Писанием, подолгу молился на церковных службах. О благочестивой жизни святого Або стало известно владетелю и епископу Абхазии. Они часто призывали святого Або для духовной беседы, удивляясь его глубокой вере и знаниям. Но, желая избежать мирской славы и подражая подвигу преподобного Антония Великого, святой Або предался безмолвию и лишь через три месяца, в день Светлого Воскресения Христова, прервал свое молчание, славя и проповедуя Воскресшего Спасителя.
Вскоре Нерсес решил вернуться в Тбилиси, и Або безбоязненно последовал за ним, хотя правитель Абхазии просил его остаться, опасаясь за его судьбу. В Тбилиси, находившемся тогда под властью магометан, святой Або открыто исповедовал Христа Спасителя и тем навлек на себя мстительный гнев персов. Святой Або был заключен в темницу, а затем приведен на суд. Уговорами и обещаниями всяческих богатств и почестей его пытались вернуть к магометанству. И когда увидели, что Або остается непреклонным, вновь бросили в темницу. На 9-й день заточения Ангел Господень открыл святому Або о близком дне его мученической смерти.
В третий час праздника Богоявления святой Або приобщился Святых Тайн и вскоре был уведен стражниками на казнь. Надеясь страхом вынудить отречение от Христа, святому Або трижды нанесли удар тупой стороной меча. Мученик остался непоколебим. Скончался он через усекновение честной главы в тот же день, в пятницу, 6 января 786 года.
(церковь мученика Або Тбилисского, Тбилиси, Грузия)
Тело святого Або было облито нефтью и сожжено на краю скалы на том месте, где позже была построена Тбилисская Метехская церковь. "Господь послал на то место звезду, светящуюся, как лампада, которая стояла в воздухе до трех часов ночи и более... и освещала собой весь Тифлис". Кости святого Або были брошены в реку Куру под мост. На другой день, 7 января, они были прославлены удивительным столпом света, исходящим из воды, о чем свидетельствовал современник святого Або Иоанн Сабанисдзе, составивший его житие.
Священномученик Картерий Кесарийский (Каппадокийский), пресвитер
Пресвитер в Кесарии Каппадокийской. При императоре Диоклетиане и наместнике Кесарии Урване св. Картерий жестоко пострадал за исповедание веры и проповедь об Иисусе Христе. После тяжких мук он умер от удара копьем в 304 г.
Преподобный Илия Чудотворец Египетский , пустынник
Жил в IV столетии. Приняв монашество, более 70 лет подвизался в в каменистой пещере близ Антинои, столицы Фиваиды. С тех пор, как подвижник удалился в пустыню, он всю жизнь вкушал пищу лишь однажды в неделю. Лишь дожив до 100 лет, он стал вкушать по три кусочка хлеба и по три оливки по вечерам. Говорили, что в нём живёт дух пророка Илии. Ежедневно преподобный совершал бесчисленные чудеса. Он говорил: "Любящий страдания впоследствии обретёт радость и покой"; "Что до меня, то я боюсь трёх вещей: той минуты, когда душа отлетит от тела, когда она предстанет пред Господом и когда мне будет вынесен приговор".
Преподобный Илия преставился ко Господу, когда ему было более 110 лет.
Святитель Северин Кёльнский (Severin)
Об этом угоднике Божьем очень скудная информация. Можно ознакомиться тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/709566.html
Преподобная Эргнада (Эркнакта) дева, Ольстерская (Ergnad, Ercnacta
Жила в V столетии. Родилась в Ольстере в Ирландии, была пострижена в монашество святителем Патриком. Жила отшельницей, получив в конце жизни дар чудотворения.
Мученица Киранна (Кирина) Солунская (греч. Κυράννα, Κυρήνη)
Память 8 января (Греч.), 28 февраля (Греч.)
Родилась в Ависсоке (ныне г. Осса, в 35 км к северо-востоку от Салоник) от благочестивых родителей.
Киранна отличалась необыкновенной красотой, и собиравший в Оссе налоги османский чиновник, воспылавший к ней нечистой страстью, стал настойчиво говорить ей о своих желаниях. Поскольку девушка не желала ответить ему взаимностью, озлобленный янычар похитил её из родительского дома и силой привёл к судье в Салониках, представив лжесвидетелей из военных, заявив, что Киранна якобы обещала выйти за него замуж и принять ислам, а теперь отказывается исполнять данное обещание. По законам Османской империи отречение от ислама и даже от намерения принять его каралось смертной казнью.
Но никакие угрозы, ни подарки, ни льстивые обещания не оказывали действия на молодую девушку.
- Я - христианка, - сказала она ему, - люблю одного Христа, Господа Бога моего. Ему одному принадлежу с младенчества и готова умереть ради Него, чтобы жить с Ним в вечности... Вот, вы слышали мой ответ; теперь не ждите от меня более ни одного слова.
И действительно, после того она не произнесла ни одного слова. Пораженные ее невозмутимым спокойствием, турки решили заключить ее в тюрьму в тяжких оковах.
Похотливый сборщик податей добился разрешения начальника тюрьмы посещать её в любое время вместе со своими друзьями. В продолжение дня он несколько раз приходил к ней то один, то с другими янычарами. Сначала он старался подействовать на нее ласкою, но она, закрыв лице покрывалом, скрестив на груди руки, оставалась безмолвною и неподвижною. Тогда изверги начинали бить и истязать ее до потери сознания.
Ночью они оставляли её. Но едва приходила она в себя, как её начинал мучить тюремный пристав. Он подвешивал её с закованными в цепи руками, бил чем попало и оставлял висеть на холоде зимой.
Кроме Киранны, в темнице находились еще заключенные из евреев, турчанок и христиан. Все они, содержавшиеся здесь за разные проступки, возмущались жестокостями по отношению к ни в чём не повинной девушке, осыпали упреками пристава, и иногда, усовестив его, один из бывших тут христиан освобождал Киранну на некоторое временя от верёвки.
Эти жестокие пытки продолжались целую неделю. Спокойно и безмолвно переносила мученица все истязания. Наконец узники, свидетели её мучений, восстали и приступили к тюремному приставу с угрозами пожаловаться на него паше за то, что он допускает в тюрьму посторонних лиц. Это несколько подействовало, и когда через час пришли янычары, то он не впустил их. Те пожаловались Али-бею. Вечером пристав получил выговор за недопущение в тюрьму янычаров, получивших на это разрешение высшего начальства. Это озлобило бесчеловечного тюремщика до последней крайности. Придя в тюрьму, он бросился на Киранну, подвесил её и ударил попавшимся ему под руку огромным концом переломанного шеста. Тогда Божественный свет объял её тело и осветил всю тюрьму, и вскоре её душа отлетела к Небесному Жениху, а от тела стал исходить неизреченный аромат. Это произошло 28 февраля 1751 года.
Раскаявшийся тюремщик, содрогаясь от рыданий, велел одному узнику-христианину освободить руки мученицы из оков, опустить её тело на землю и приготовить к погребению. Весть о чуде разнеслась по городу, и пристыжённые турки отдали тело Киранны христианам. На другое утро они предали его погребению за городскими стенами, где обыкновенно погребали всех умерших христиан.
В 2011 году святые мощи Киранны были чудесным образом обретены в алтарной части старого храма свв. Таксиархов (то есть Чиноначальников архистратигов Михаила и Гавриила) в Оссе. 11 октября того же года состоялось их торжественное перенесение в храм святой мученицы Киранны в Оссе. В церемонии приняли участие Константинопольский патриарх Варфоломей I, архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним II и 20 архиереев Константинопольского Патриархата и Элладской Православной Церкви .