Седмица 33-я по Пятидесятнице. Святки.
Мучеников 20 000, в Никомидии в церкви сожженных, и прочих, тамо же вне церкви пострадавших: Гликерия, пресвитера, мч. Зинона, сщмч. Феофила, диакона, мчч. Дорофея, Мардония, сщмч. Мигдония, диакона, мчч. Индиса, Горгония, Петра, Евфимия, прмц. Агафии, игумении, мцц. Домны, Феофилы и иных (302); прп. Вавилы Тарсийского (VII); прп. Симона Мироточивого, Афонского, из болгар (1287).
Прп. Игнатия Ломского, Ярославского (1591); прп. Корнилия Крыпецкого (1903); ап. от 70-ти Никанора (34).
Сщмчч. Никодима (Кононова), епископа Белгородского, Аркадия Решетникова, диакона (1918); сщмч. Александра Дагаева, пресвитера (1920); сщмчч. Феоктиста Хоперскова, Леонида Викторова, Николая Родимова, пресвитеров (1937); сщмчч. Арефы Насонова, Александра Цицеронова, пресвитеров (1938); присп. Смарагды (Онищенко), игуменьи (1945, УПЦ) .
Святые дня, молите Бога о нас!
Мученики 20 000, в Никомидии в церкви сожженные, и прочие, тамо же вне церкви пострадавшие: Гликерий, пресвитер, мученик Зинон, священномученик Феофил, диакон, мученики Дорофей, Мардоний, священномученик Мигдоний, диакон, мученики Индис, Горгоний, Петр, Евфимий, преподобномученица Агафия, игумения, мученицы Домна, Феофила и ины
В начале IV века император Максимиан (284 - 305) приказал разрушать христианские храмы, сжигать Богослужебные книги и лишать всех христиан гражданских прав и должностей. В это время епископом города Никомидии был святой Кирилл, который проповедью и жизнью способствовал распространению христианской веры, так что многие из сановников императора были тайными христианами. Во дворце императора жила языческая жрица Домна. В отсутствие Максимиана она прочла Деяния апостолов и Послания апостола Павла. Сердце ее загорелось желанием познакомиться с христианским учением. При содействии некоей юной христианки Домна тайно пришла к епископу Кириллу в сопровождении верного слуги, евнуха Индиса. Святой Кирилл огласил их, а затем оба приняли святое Крещение. Домна стала помогать бедным: она раздала свои драгоценности при помощи Индиса, раздавала она и пищу с царской трапезы.
Узнав о необычном образе жизни Домны и Индиса, начальник евнухов, ведающий царским столом, заточил обоих и морил их голодом, но они получали подкрепление от Ангелов и не пострадали. Чтобы больше не жить вместе с язычниками, святая Домна притворилась безумной. Тогда ее и Индиса удалили из дворца, и она поселилась в девичьем монастыре у игумений Агафии. Вскоре игуменья одела ее в мужскую одежду, остригла ей волосы и отпустила из монастыря. Тем временем император вернулся и приказал повсюду разыскивать бывшую жрицу Домну. Снаряженные для этого воины достигли обители и разорили ее. Сестры были брошены в темницы, преданы на мучения и поругание, но ни одна из них не подверглась осквернению. Отданная в публичный дом, святая Феофила помощью Ангела Господня и там сохранила девство: Ангел вывел ее из блудилища.
Однажды император устроил на городской площади жертвоприношение языческим богам. Когда началось окропление толпы кровью жертвенных животных, христиане стали уходить с площади. Видя это, император разгневался, но не дал воли своим чувствам, ибо внезапно поколебалась земля. Через некоторое время Максимиан вошел в церковь и приказал присутствующим отречься от Христа; за отказ он обещал сжечь церковь и умертвить христиан. Христианский пресвитер Гликерий ответил ему, что христиане никогда не отрекутся от своей веры, какие бы мучения им ни грозили. Сдерживая гнев, царь вышел из церкви, а через некоторое время велел привести пресвитера Гликерия на суд. Палачи истязали мученика, который не переставал молиться и призывать Имя Господа. Будучи не в силах склонить святого Гликерия к отречению, Максимиан приказал его сжечь.
В праздник Рождества Христова в 302 году, когда в Никомидийской соборной церкви собралось около 20 000 христиан, император послал в храм глашатая, который передал его повеление всем христианам выйти из церкви и принести жертву идолам, в противном случае он угрожал сжечь храм вместе с молящимися. Однако все присутствовавшие поклониться идолам отказались. Пока мучители готовились поджечь церковь, совершавший Богослужение епископ Анфим (память 3 сентября) крестил всех оглашенных и всех причастил Святых Тайн. Все 20 000 молящихся скончались в огне. Среди них находились игуменья Агафия и чудом спасшаяся из притона святая Феофила. Епископу Анфиму удалось скрыться. Максимиан считал, что он уничтожил всех христиан Никомидии, но вскоре узнал, что их еще много, что все они по-прежнему исповедуют свою веру и готовы умереть за Христа.
Император задумал с ними расправиться. По его приказу схватили полководца Зинона, всенародно обличившего царя за нечестие и жестокость. Зинон был жестоко избит и, наконец, обезглавлен. Заключили в темницу евнуха Индиса, идольского жреца, за отказ участвовать в языческом празднестве. Между тем святая Домна укрывалась в пещере и питалась растениями. Гонение на христиан продолжалось. Были брошены в темницу наместник Италии Дорофей, Мардоний, Мигдопий, диакон, и несколько сановников. Епископ Анфим укреплял их, посылая им послания. Одно из посланий было перехвачено у диакона Феофила. Чтобы узнать о епископе, его подвергли пыткам, но святой мученик выдержал все муки, не открыв ничего. Тогда вместе с ним казнили и тех, к кому обращался епископ в послании. Когда святая Домна вернулась в город, она долго плакала на пожарище, сожалея, что не сподобилась умереть со своими сестрами. Затем она пошла на берег моря. В это время рыбаки вытянули сетями из воды тела мучеников Индиса, Горгония и Петра. Все еще одетая в мужскую одежду, святая Домна помогала рыбакам тащить сети, и они оставили ей тела мучеников. С благоговением глядела она на святые останки; особенно ее радовало, что она увидела тело своего духовного друга - мученика Индиса. И после погребения она не отходила от дорогих ее сердцу могил, ежедневно совершая перед ними каждение. Когда императору рассказали о неизвестном юноше, который воздает почести могилам казненных христиан, тот приказал отрубить этому юноше голову. Вместе с Домной был казнен и святой мученик Евфимий.
Тропарь мучеников Никомидийских
глас 2
Страстотерпцы Господни,/ блаженна земля, напившаяся кровьми вашими,/ и свята селения, приимшая телеса ваша:/ в подвизе бо врага победисте/ и Христа со дерзновением проповедасте./ Того, яко Блага, молите,// спастися, молимся, душам нашим.
Кондак мучеников Никомидийских
глас 2
Тверди душею по вере, святии,/ огнем страдание приемше, две тьме страдалец,/ вопиюще Рождшемуся от Девы:/ приими всесожжения наша за Тя,/ якоже дары персских царей, злато, и смирну, и ливан,// Превечный Боже.
Преподобный Игнатий Ломский
Обстоятельства его жизни в миру неизвестны. Свой подвижнический путь он начал в Спасо-Прилуцком монастыре, в Вологде, иноческий постриг принял в Кирилло-Белозерском монастыре. Затем преподобный Игнатий удалился в окрестности города Ломска и там основал пустынь, которую через некоторое время вверил ученикам, а сам удалился в лесной скит и подвизался в безмолвии. Пропитание он добывал себе (также иноку Иоакиму, жившему за три версты от него) плетением лаптей, которые оставлял на дороге. Прохожие обменивали лапти на хлеб. В этих же местах преподобным Игнатием был построен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, при котором была основана Вадоисская Богородичная пустынь. В XVIII веке эта пустынь была упразднена, осталась только церковь Спаса на Лому, в которой покоились мощи преподобного Игнатия, прославившиеся чудотворением.
(Церковь Спаса Нерукотворного образа - Спас-Лом - Череповецкий район, не действует)
Скончался святой подвижник 28 декабря 1591 года.
Преподобный Корнилий Крыпецкий
В к. 19 - н. 20 века в Крыпецком монастыре жил монах Корнилий (ум. в 1903г.). Имя которого стало известным многим и вне пределов Псковского края в связи с его примечательным завещанием - пророчеством о своём погребении "головой на север". Слова Корнилия - "и будет это на бедствие России" - вызвали интерес к его личности.
Корнилий утверждал, что бедствия России окончатся, как только тело будет предано земле по чину православной Церкви, т. е. лицом на восток. Монах Корнилий - уроженец д. Великое Село, расположенной в 7 км от Пскова. О детстве монаха Корнилия сохранилось очень мало сведений. Мальчик Лука (мирское имя Корнилия) с 3 лет был наделён удивительным даром прозорливости, ясновиденья. А будучи десятилетним мальчиком, видел то, что происходило в ближайшей деревне, знал то, что произойдёт в ближайшие дни. Где и когда пострижен в монашество - неизвестно. Вероятно, что в ранней молодости ушёл в Крыпецкой монастырь на послушание и там же был причислен к иноческому лику. Была в нём великая любовь к людям. Любимым изречением старца было: "Другому пожелаешь - себе получишь!". Многим людям Корнилий предсказал будущее, а так же и другие грядущие события. А в 1900 г. за 17 лет до свержения дома Романовых Корнилий сказал: "Не будет у нас царя! Сменят его, как плохого хозяина."
В 1905 году сбылось пророчество Корнилия, о том, что колокольня обагрится кровью. На ней, действительно, было убито несколько монахов. Корнилий предсказал также день и час своей смерти. Говорил он и о том, что тело его не опустят в землю в день отпевания. И, действительно, гроб старца после отпевания не сразу был предан земле, потому что настоятеля не было тогда в монастыре. На время гроб поставили в склеп под часовней. Не дождавшись настоятеля монастырские работники похоронили старца, положив его головою … на север. Так исполнилось пророчество Корнилия о своём необычном погребении.
"Похоронят меня, - говорил, - вся Россия заплачет." И действительно, через год началась русско - японская война. Стала "плакать Россия". Но Корнилий предсказывал и конец этих бедствий. "Когда тело моё переложат как следует, тогда и окончаться бедствия России". В 1913 году, спустя 10 лет после смерти Корнилия, нашлись люди хотевшие исполнить последнюю волю покойного: передать его тело правильному погребению. Но это дело не вызвало интереса, т. к. люди от которых зависело решение этого вопроса усомнились в достоверности этого пророчества.
В 1917 - 1918 годах Крыпецкий монастырь переживал тяжёлые дни. Серебряковцы разорили его, увели скот, увезли все запасы продуктов. Игумен и часть монашествующих были арестованы. В эти смутные дни вспомнили иноки Крыпецкого монастыря о пророчестве Корнилия. Игумен Нафанаил созвал братию на совет. На совете решили исполнить волю почившего Корнилия. Могила старца была отрыта, была отслужена панихида. Гроб, действительно, был опущен неправильно. При вскрытии могилы Корнилия присутствовала женщина, хорошо его знавшая и семью которой он часто навещал. Его переложили, не открывая. Было уже поздно, совершенно темно. Тут женщина вспомнила, что сделали что-то не так. К тому же нагрянули красногвардейцы из отряда Серебрякова. Начались допросы.
И так, первая попытка выполнить завещание Корнилия потерпела неудачу. В 1943 - 1944 годах вновь поднимался вопрос о перекладывании останков Корнилия, но осуществить это намерение не позволили обстоятельства военного времени.
Совсем недавно, в 1997 году останки Корнилия были перезахоронены. Корнилий пророчествовал также и о закрытии монастыря и о том, что его вновь восстановят и будет он красивым и значительным.
(Иоанно-Богословский Крыпецкий мужской монастырь - Крыпецкое - Псковский район)
Тропарь преподобному Корнилию, Крыпецкому чудотворцу
глас 3
От юности велию любовь ко Господу в себе имея, блаженне, воздержанием и послушанием житие твое украсил еси, любве и смирению люди безмолвно учил еси, деянием и словом будущая являя, яко настоящая. Ты же, преподобне отче наш Корнилие, яко имаши дерзновение многое, моли Христа Бога, да спасет душы наша.
Кондак преподобному Корнилию, Крыпецкому чудотворцу
глас 4
Подвигом добрым подвизался еси, богомудре, терпением и смирением ангельские лики удивил еси, и диавола мучителя посрамил еси, даром от Бога провидения обогатился еси, всем требующым твоими молитвами помощь подавал еси. Сего ради вопием ти: радуйся, Корнилие блаженне.
Молитва преподобному Корнилию, Крыпецкому чудотворцу
О святый, преблаженный и богопрославленный угодниче и чудотворче, преподобне отче наш Корнилие, скорый помощниче и усердный заступниче всех, с верою и любовию к тебе прибегающих. Ты от юности твоея мир суетный возненавидел еси, монашества и юродства путь ко спасению и к Царствию Небесному предъизбрал еси: пришед же во обитель сию святаго Саввы, в ней трудолюбно и богоугодне подвизався, горняго Сиона доблественно достигл еси. Ублажающе убо тя, праведный человече Божий, просим и молим тя, испроси нам у Создателя нашего великия и богатыя дары благости Его: земли благоплодие, воздуха благорастворение, дожди благовременны, мир во днех нашех, благочестия умножение, болящым здравие, скорбящым утешение, унывающым ободрение, сирым помощь, убогим снабдение, подвизающымся преспеяние, умирающим благую христианскую кончину и всем правоверующим вечное спасение, державу же нашу и святую обитель сию соблюди в мире и благоустроении. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, но яви нам святое твое заступление, да величаем тя немолчно, яко великаго предстателя нашего, и прославляем неизреченное человеколюбие дивнаго во святых Своих Триединаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
Апостол от 70-ти Никанор
Никанор (греч. победитель, англ.Nicanor) — апостол от семидесяти, один из семи диаконов выбранных апостолами:
В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать [Апостолов], созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу… и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников. ( Деян.6:1-5).
Апостол Никанор пострадал в тот день, когда был побит камнями святой первомученик архидиакон Стефан и множество других христиан.
Преподобный Вавила Скомрах, Тарсийский
Память 28 декабря и в субботу Сырной седмицы.
Вавила Скомрах (т.е. скоморох, комедиант) жил рассеянно в Тарсе Киликийском и имел двух жен, Комито и Никосию. Однажды он, прийдя в церковь, услышал при чтении Евангелия слова: "покайтеся, приближибося Царство Небесное" (Мф 3, 2); почувствовал всю пагубу своей жизни он пожелал оставить мирские страсти и стать монахом. Он объявил о своем намерении женам и пожелал разделить состояние поровну между ними. Однако они захотели последовать за ним не путем греха, но путем добродетели: раздав имущество бедным, они приняли иноческий образ.
Вавила устроил затвор в одной из крепостных стен, а его жены поселились в кельях недалеко от городских укреплений. Подвижник прославился как муж «сострадательный, милостивый и смиренномудрый». Иоанн Мосх сообщил, что лично знал его и получил от бесед с ним большую духовную пользу. Скончался он в мире.
Сказание о Вавиле и его женах было помещено в «Луге духовном» Иоанна Мосха (Гл. 32). Затем оно было включено в Великие Минеи Четьи под 22 февраля.
Преподобный Симон Мироточивый, Афонский
Память 28 декабря и в Соборе Афонских преподобных
Подвизался на Афоне в подвигах аскетической жизни, прославился многими чудесами. Он был основателем Нововифлеемского монастыря, ныне называемого Симоно-Петровским. Достигнув глубокой старости, преставился в 1287 году. Святые мощи преподобного источали миро.
Священномученик Александр Дагаев, пресвитер
Протоиерей Александр Дагаев родился в 1862 году в городе Бийске в семье протоиерея Владимира Дагаева. В дореволюционное время довольно распространённым явлением были династии священников. Неизменно принимая участие в богослужениях, совершаемых отцом, помогая ему в качестве пономаря-алтарника, уже с юных лет Александр проникся церковной атмосферой. Жажда духовного совершенствования и служения Богу привела юношу в стены Томской духовной семинарии.
Здесь, изучая основы Православия, богословие, церковную историю, философию, риторику и другие дисциплины, Александр получал знания и навыки, которые необходимы каждому пастырю Церкви Христовой. Учебный процесс Семинарии всегда неразрывно связан с молитвой и богослужением. Более того, изначально имеющая миссионерскую направленность, Томская семинария вкладывала в сердца своих воспитанников семена ревностного служения: пламенного горения на ниве народного просвещения.
Духовная жизнь и возрастание студента Дагаева формировались под влиянием многих духоносных личностей, которые в то время находились в Томске. Прежде всего, это правящий епископ Томский и Семипалатинский Владимир (Петров). Отличавшийся высокодуховной жизнью, молитвенностью, начитанностью в духовной святоотеческой литературе, он не оставил своего подвижничества и будучи архиереем. Образ владыки Владимира глубоко запечатлелся в сердце юного студента Дагаева.
В те годы многие воспитанники окормлялись и пользовались духовными наставлениями старейшего насельника Томского Богородице-Алексиевского мужского монастыря иеромонаха Наума. Пожалуй, не было ни одного благочестивого томича, который не знал бы этого старца, не приходил хотя бы раз в своей жизни к нему за духовным советом. Современники отмечали такие его духовные качества, как особую любовь к ближним, беззлобие, смирение. Для каждого приходящего к нему, старец находил место в своём сердце. Среди других воспитанников Семинарии к нему за духовными наставлениями приходил и Александр. Студент Дагаев выпустился из Томской Духовной семинарии как раз в год кончины этого старца, почившего в Бозе в возрасте 80 лет.
В 1884 году в газете «Томские Епархиальные ведомости» был опубликован разрядный список воспитанников Семинарии. Среди выпускников, учащихся последнего курса перечисляется и А. Дагаев, причём он упомянут среди немногих других, удостоенных высшего звания «Студент». Это звание давалось далеко не всем выпускникам, что говорит о способностях Александра, его хорошей учёбе, прилежании и старании в познании премудрости Божией.
В 1884 году, успешно закончив обучение в Томской Духовной семинарии, Александр Дагаев повенчался с девицей Степанидой Дробининой из семьи знатного Бийского купца Алексея Дробинина. И в том же году Александр был рукоположен в священный сан.
Семинарское образование позволяло отцу Александру успешно преподавать Закон Божий в Усть-каменогорских мужской и женской гимназиях. Как свет не в состоянии замыкаться в самом себе, но освящает всех, так и знания, почерпнутые им в стенах Томской духовной школы, в изобилии изливались на всех соприкасавшихся с ним.
С 1892 года протоиерей Александр становится настоятелем Покровского собора града Усть-Каменогорского и благочинным церквей Змеиногорского уезда.
(Покровский собор Усть-Каменогорска,полностью разрушен в 1936 году)
Труды отца Александра на благо Церкви и Отечества были отмечены многими императорскими наградами. Но, конечно же, не земные почести и награды занимали ум и сердце этого ревностного пастыря Божия. Жертвенное служение и бескорыстное душепопечение ищет совсем другого – Христа и Его вечной правды. Об этом и свидетельствовала вся жизнь и мученическая кончина протоиерея Александра Дагаева.
В период, начавшийся октябрьским переворотом 1917 года, отец Александр твердо и бескомпромиссно отстаивал Православную веру. В начале 1920 года в Усть-Каменогорск вошли регулярные части Красной Армии. В народе начались аресты и расправы без суда и следствия. Одним из арестованных был протоиерей Александр Дагаев. Он не устраивал Советскую власть из-за своей кротости, миролюбия и призывов к покаянию. С амвона он призывал соблюдать христианские заповеди при любой власти. Проповеди благочестивого и бесстрашного священника оказывали большое нравственное и духовное воздействие на народ. Его храм всегда был полон теми, кто приходил услышать из его уст слово правды. Не только из города, но и из окрестных деревень тянулись к нему православные.
Этого не могла терпеть богоборческая власть. 10 января 1920 года к отцу Александру в дом пришли вооружённые люди. Время было обеденное, батюшка сидел за трапезой в окружении своей семьи. Пришедшие потребовали от него пройти с ними. Отец Александр подчинился приказу. Его увезли в Сакенькин лог, близ города Усть-Каменогорска и изрубили шашками... Пальцы усеченной десницы отца Александра были сложены для священнического благословения.
Решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 19 августа 2000г. протоиерей Александр Владимирович Дагаев причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в годину лихолетья. День его памяти Церковь совершает 10 января, в день его мученической кончины.
Священномученик Александр Цицеронов, пресвитер
Память 28 декабря, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых
Родился 15 августа 1893 года в селе Попадьино Михайловского уезда Рязанской губернии в семье диакона Александра Андреевича Цицеронова и его жены Александры Петровны. Трое из десяти детей диакона стали священниками. Три сестры отца Александра вышли замуж за иереев.
Окончил Рязанскую духовную семинарию. Во время обучения он познакомился с выпускницей Рязанского женского епархиального училища Евгений Ивановной Иванковой, дочерью протоиерея Иоанна Павловича Иванкова, который благословил молодых людей на брак.
Служил псаломщиком в церкви села Печерники Михайловского района. Затем был рукоположен во диакона и позже — во священника.
В 1914 году был определен на приход в село Поливаново. В 1915 году супруги Цицероновы отправились к месту назначения. В приход, кроме Поливанова, входили деревни Таракановка, Савинка, Студенец, Летники, Большая Хлебенка.
О. Александр был человеком веры, доброй души и мягкого характера. Главной целью его жизни было как можно доступнее растолковать Священное Писание взрослым и детям, которыми всегда был наполнен дом. Был удивительным бессребреником, появлялся в самые трудные моменты жизни семей своих прихожан и приносил или деньги, или продукты, или вещи; буквально делил пополам имеющиеся гроши. Одному прихожанину не в чем было положить в гроб умершего ребенка, батюшка отдал рубашку своего сына.
В 1918 году как священник был лишен гражданских и избирательных прав, не имел паспорта.
В 1930 году был арестован за якобы неуплату налогов и хранение разменной монеты в церкви (обвинение при аресте - антисоветская деятельность). Народный суд сначала приговорил его к десяти годам лишения свободы по обвинению в неуплате налога. Но потом батюшка был полностью оправдан. За «хранение разменной монеты» отец Александр отсидел полгода в тюрьме.
После освобождения продолжил служить в селе Поливаново.
20 декабря 1937 года был арестован во второй раз. Батюшка шел за водой, когда его встретили уполномоченные с ордером на арест. Войдя в дом, батюшка, чтобы не испугать детей (в семье Цицероновых было девять детей), тихонько сказал супруге: «Женя, за мной пришли». Но дети услышали и заплакали. Матушка поставила всех молиться, чтобы Господь укрепил отца и даровал всем им твердость духа. Паспортист Жаворонков потребовал сдать холодное и огнестрельное оружие. Начался обыск. Это была уже вторая конфискация. Изъяли «32 разные фотокарточки», детские кроватки, одежду. Семью из восьми человек оставили жить в деревянной пристройке, а в кирпичном доме священника открыли клуб. Священник был заключен в тюрьму города Рязани.
21 декабря 1937 года был допрошен. На все вопросы об антисоветской агитации ответил отрицательно. Виновным себя не признал.
22 декабря на основании свидетельских показаний было подписано обвинительное заключение: «обвиняется... в том, что среди колхозников с. Поливаново вел злостную антисоветскую агитацию, распространял пораженческие настроения, выступал в защиту известных врагов народа и высказывал террористические намерения к членам ВКП(б)».
26 декабря тройкой при УНКВД СССР по Рязанской области был приговорен к расстрелу.
Был расстрелян в ночь на 10 января 1938 года.
14 февраля 1958 года был реабилитирован Рязанским областным судом по 1937 году репрессий.
14 сентября 2013 года, в день церковного новолетия, митрополит Рязанский и Михайловский Павел совершил чин Великого освящения храма в честь священномученика Александра Цицеронова и всех новомучеников и исповедников Российских в селе Поливаново Захаровского района, а по его окончании – Божественную литургию.
(храм в честь священномученика Александра Цицеронова в селе Поливаново)
7 мая 2003 года определением Священного Синода был причислен к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания.
Священномученик Николай Родимов, пресвитер
(На снимке: (слева направо) Аркадий, Николай, Иван Родимовы; Глафира Михайловна, супруга протоиерея Николая (в центре))
Протоиерей Николай Родимов родился в 1856 году в Архангельской губернии в семье священника – отца Даниила Родимова. У отца Даниила было 10 детей: шесть мальчиков и четыре девочки, пятеро его сыновей избрали путь священнослужителя.
Николай Данилович Родимов закончил Архангельскую Духовную семинарию и получил должность надзирателя в Архангельском духовном училище. Во время службы в духовном училище он женился на дочери майора пограничной службы Глафире Михайловне. В 1880 году он был рукоположен во иерея и назначен служить в Пуйский приход в Шенкурском уезде. Здесь он прослужил 9 лет. Этот приход был известен своим запустением, приехав туда, отец Николай прежде всего занялся благоустройством храма и прилегающей территории. Он обновил убранство храма, открыл церковно-приходскую школу, в которой сам стал преподавать.
Архиерей заметил усердного священника, отец Николай получил архипастырскую благодарность и вскоре был переведен служить в город Шенкурск. Здесь отец Николай получил возможность применить свой пастырский и педагогический талант сразу в нескольких учебных заведениях Шенкурска. Вначале он служил в Шенкурском Свято-Троицком женском монастыре, преподавал в уездном училище, в духовном училище, трудился в Благочинническом совете и на съезде духовенства Шенкурского округа.
После Шенкурска отец Николай получил назначение в Архангельск. Был законоучителем в школе при Архангельской Духовной Семинарии, членом правления Архангельского Духовного училища, членом правления Архангельского епархиального свечного завода, директором церковно-приходской школы и настоятелем Троицко-Кузнечевской церкви в Архангельске. Стремлением отца Николая было охватить своей пастырской деятельностью людей разных занятий, людей в разных жизненных ситуациях. Особой его заботой было посещение больниц, детского дома, а также солдат Архангельского батальона (он занимался обучением низших чинов). Он регулярно вел занятия в разных профессиональных училищах Архангельска. В 1908 году отец Николай Родимов был награжден саном протоиерея. С 1916 года он был духовником городского духовенства.
После октябрьского переворота протоиерей Николай открыто в церкви осудил свержение и убийство царя, вел с прихожанами беседы о происходящих в России переменах, высказывая убеждение, что советская власть временная. В 1920 году отец Николай был арестован Архангельской ГубЧК. Месяц провел в тюрьме, был приговорен к условному сроку и освобожден. В начале 20-х годов отец Николай выступил против обновленчества. Архангельск был местом ссылки репрессированных советской властью священнослужителей, среди которых было много архиереев. В своем храме отец Николай часто совершал богослужение в сослужении будущих священномучеников.
В 1930 году Троицко-Кузнечевская церковь Архангельска была закрыта и переоборудована под общежитие и другие общественно-культурные нужды. Стоя у ворот церковной ограды, протоиерей Николай провожал взглядом иконы, увозимые на сожжение. Велико было потрясение от святотатства, которое не осмыслить, не объяснить. Свято-Троицкому храму отец Николай отдал 25 лет. Еще долгое время, как вспоминали близкие, отец Николай был словно потерянный. Вскоре настоятель с семьей был изгнан и из священнического дома, а сам дом был снесен за ненадобностью.
После закрытия Троицкой церкви отец Николай перешел служить в кладбищенский храм. В конце 1930-го года 73-хлетний протоиерей Николай ушел на покой, однако пастырское служение не оставлял, служил до последнего ареста, который последовал в декабре 1937 года, когда отцу Николаю был 81 год. На шестой день после ареста состоялся единственный допрос священника. На допросе отец Николай молчал. От него требовали признать, что он занимался контрреволюционной деятельностью. На это священник коротко ответил: «Никакой контрреволюционной деятельностью нигде и никогда не занимался». 10 января 1938 году протоиерея Николая Родимова расстреляли.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви 6 октября 2006 года канонизирован и включен в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.