Священномученик Георгий Неаполит (греч. Γεώργιος ὁ Νεαπολίτης)
Георгий был приходским священником в Успенском храме в каппадокийском г. Неаполе (совр. Невшехир, Турция).
В 1797 г. он был приглашен в селение Малакопи недалеко от Неаполя для совершения богослужения в великий праздник. Иерей этого селения из-за преследования турок был вынужден оставить приход. По дороге в Малакопи о. Георгий был схвачен турками в местности Кобия-Дере, подвергнут мучениям и обезглавлен. Он был похоронен в близлежащем ущелье.
После неоднократных явлений святого жителям города его мощи были перенесены в Неаполь и хранились в доме свящ. Василия (+ 1842). От них происходили многочисленные исцеления и исходило благоухание. После смерти сына о. Василия иерея Неофита (+ 1863) мощи были положены в Успенском храме.
Во время переселения малоазийских греков в Грецию в 1924 г. мощи сщмч. Георгия были перевезены в церковь вмч. Евстафия в районе Неа-Иония в Афинах.
Житие и чудеса святого собраны жителем Невшехира Г. К. Аскитопулосом, служба написана Герасимом Микраяннанитом.
Сщмч. Георгий оставался местночтимым святым до 1995 г., когда Константинопольским Патриархатом была осуществлена его канонизация и установлена дата празднования - день памяти его небесного покровителя вмч. Георгия Победоносца (3 ноября).
Преподобный Пимен Зографский (Софийский), р. 1540 - † 1620 г.
Родился преподобный Пимен в Софии, ок. 1540 г., в благочестивой семье. Родители назвали отрока Павел, т.к. родился он на праздник свв. Петра и Павла! Изучал он письмо, иконопись, церковное пение и Святое Писание у зографского иеромонаха Фомы в древной церкви "Св. вмчк. Георгия" в Софии. Когда его родители и духовный наставник скончались, молодой 26-летний Павел рассудил, что для его духовного спасения нужно раздать свое имущество и отправиться к болгарскому монастырю "Св. Георгия" в Афоне. По Божьему промыслу точно так и случилось - и Павел принял монашеский подстриг под именем Пимен. В монастыре он вел смиренную жизнь, исполненную послушанием перед Богом и своими братьями, и непрестанно молился!... Еще молодой монах, св. Пимен совершал чудеса исцеления духовного и телесного своих братьях; 15 лет жил в пещере св. Козмы на Св. горе и в одной "хижине", а в монастыре пребывал редко- только причаститься Св. Таин!
Когда братья уговаривали его вернутся в монастырь, он отклонял их просьбу и наставлял их с тех словами:
- Чедо, потруди се малко в този живот, и не напразно ще отиде твоят труд!
В 30 лет преподобный был рукоположен во пресвитера. 15 лет он жил в пещере святого Космы Зографского, подвизаясь в посте и молитве.
Когда преподобному исполнилось 55 лет в канун престольного праздника обители, ему явился великомученик Георгий Победоносец и явил ему волю Божию вернуться в болгарские земли и стать духовным наставником для народа.
Святой Пимен долго размышлял о видении, и святой Георгий ему снова явился и повторил, что земли болгарские нуждаются в духовном пастыре, который будет строить и возобновлять разрушенные православные храмы.
Преподобный посоветовался со своим наставником, и получив его благословление попрощался с братией и вместе со своим учеником отправился в Болгарию.
В те годы Болгария находилась под игом османского владычества.
Народ встречал святого Пимена со слезами радости и умиления, а он проповедовал, лечил больных, строил храмы, писал иконы. Святой восстановил около 300 церквей и 15 монастырей в болгарских городах и деревнях. Многие храмы и обители были расписаны преподобным Пименом собственноручно.
(Суходольский монастырь Пресвятой Богородицы в Сербии)
Святой Пимен восстановил Черепишкую и Суходольскую обители, собрал в них монашеское братство, поставил игумена, дал общежительный устав, и заповедовал им утверждать в вере народ болгарский.
Преподобный совершил множество чудес и исцелений. Например, в поселке Червена вода Доростольской епархии, святой исцелил слепорожденного.
После того как ему вновь явился великомученик Георгий преподобный, по его совету, вернулся в Черепишкий монастырь, где и отошел ко Господу 3/16 ноября 1610 г.
(Черепишский монастырь Успения пресвятой Богородицы, Болгария)
На могиле святого, по милости Божией, совершилось множество чудес и исцелений.
Житие св. Пимена написано его учеником Памфилием и хранится в библиотеке Зографского монастыря на Афоне.
В Болгарии день памяти св. Пимена Зографского празднуется и как день художника и реставратора.
(по материалам: http://agionoros.ru/docs/2077.html)
Преподобный отче наш Пимене, моли Бога о нас!
Священномученик Николай Иванович Динариев, протоиерей
Память 3 ноября и в Соборе Рязанских святых
В ноябре 1918 года принял мученическую кончину священик из села Данево, отец Николай Динариев. Об этом святом мало что известно. Жил, трудился, расстрелян большевиками – вот и все сведения об этом скромном сельском пастыре Касимовского уезда. Но если задуматься, то в его жизни откроется много интересного и удивительного.
Скудость биографических свидетельств говорит об отце Николае как о скромном и чуждом искания славы пастыре. Даневский храм в честь святого пророка Иоанна Предтечи, где он служил, был полностью благоукрашен собственными стараниями священника. Подсвечники и паникадило, храмовые иконы и иконостас, хоругви, семисвечники, Евангелия – все это храмовое благолепие было созданно тщанием и хлопотами отца Николая. Батюшка Николай трудился над благоукрашением храма, как трудится медоносная пчела, по крупицам собирая драгоценный нектар. Горестно даже задумываться о том, что этот храм закроют в 1937 году, спустя почти 20 лет после мученической кончины его первого настоятеля.
(Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи - Данево - Касимовский район, в наше время не действует)
Отец Николай заботился не только о внутреннем благоукрашении рукотворного храма, но и также о нерукотворенном храме душ человеческих. Об этой заботе повествует следующая история, произшедшая в селе Данево. Эту историю рассказала мне Вера Евдокимовна Гринина (+2007г.). Ее мать, Лидия Ивановна Лебедева (скончалась в 1978 в возрасте около 93 лет), родилась и выросла в Даневе и, конечно же, духовно возрастала с самого детства в Предтеченском храме у отца Николая Динариева. Ее отец, по имени Иоанн, прислуживал в алтаре храма Иоанна Предтечи, был дьячком.
В начале 20-х годов к ним в дом пришли люди, занимавшиеся раскулачиванием, а у Лидии Ивановны было двенадцать детей и скудное маленькое хозяйство. Когда чекисты зашли в ее дом, то в глаза им сразу же бросилась единственная икона святителя Николая Чудотворца, находившаяся в доме, что, естественно, не понравилось большевикам. Сразу же с порога прозвучало требование:
– Снимай икону, в противном случае мы тебя расстреляем.
– Икону не сниму, лучше расстреливайте, но взгляните: у меня ведь двенадцать маленьких детей, – ответила Лидия Ивановна.
Большевики испугались ее самоотверженному ответу и не тронули ни икону, ни детей. Когда они пришли во второй раз, то забрали все скудное продовольствие из ее дома.
Такое упование на помощь Божию, бесспорно, заложил в сердце Лидии Ивановны отец Николай Динариев. Остается догадываться, какими были его проповеди и духовная забота о каждом ближнем.
Отец Николай был до конца дней своих ревностным служителем Церкви Христовой. Он принял мученическую кончину после того, как отслужил «напутственный молебен бунтовщикам, шедшим через село Данево в Касимов».
На Юбилейном Архиерейском соборе 2000 года священник Николай Динариев причислен к лику священномучеников.
После его кончины дело по благоукрашению храма пророка Иоанна Предтечи достойно продолжили еще два мученика – это священномученики Анатолий и Николай Правдолюбовы.
Священномученик Анатолий Правдолюбов писал об отце Николае в истории Даневского храма, под названием «Летопись о церкви»: «Он, несомненно, более всех потрудился в деле созидания и благоукрашения святаго храма сего. Пусть же всякий иерей, которому придется служить в этом храме, поминает в своих иерейских молитвах прежде всех его, как главного строителя святаго храма сего и пастыря «добраго», положившаго душу свою за овцы своя».
Внимая этому призыву священномученика Анатолия, вознесем единомысленно своими недостойными устами: «Святый священномучениче Николае, Даневский чудотворче, моли Бога о нас!»
Мученица Евдокия Григорьевна Сафронова, староста церкви
Память 3 ноября, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родилась 1 марта 1878 года в селе Лучинском Звенигородского уезда Московской губернии в семье крестьянина. Окончила 2 класса церковноприходской школы. В двенадцать лет ее отдали в прислуги в Москву в семью земского начальника.
В 1897 году вышла замуж за крестьянина и переехала в село Быково Бронницкого уезда Московской губернии.
В 1930 году была избрана старостой и казначеем церкви Рождества Христова села Быково. В том же году была лишена избирательных прав как «активная церковница». Лишь после многих хлопот 2 июня 1931 года была восстановлена в правах.
3 ноября 1937 года была арестована по групповому делу «церковников Быковского прихода» вместе со священниками Иоанном Кесарийским, Петром Косминковым и диаконом Симеоном Кречковым. Во время следствия содержалась в Таганской тюрьме в Москве.
На первом после ареста допросе она подписала протокол, составленный следователем, в котором признала, что была членом группы «церковников», «вела агитацию о невступлении в колхоз». На следующий день категорически отрицала возводимые как на нее, так и на других обвинения.
15 ноября 1937 года тройкой при УНКВД СССР по Московской области была приговорена к восьми годам исправительно-трудовых лагерей. Была этапирована в Тайшетлагерь Иркутской области.
Скончалась 25 августа 1938 года в Тайшетлагере и была погребена в безвестной общей могиле.
Прославлена в августе 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви вместе со священномучениками с. Быкова с общим днем памяти.
Священномученик Симеон Николаевич Кречков, диакон
(Диакон Симеон Кречков Москва. Таганская тюрьма. 1937 год)
Память 3 ноября, в Соборе Бутовских новомучеников и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родился в 1876 году в селе Понизовье Верейского уезда Московской губернии в семье псаломщика.
Окончил Перервинское духовное училище, а в 1900 году - Московскую духовную семинарию. Некоторое время работал учителем.
В 1903 году был рукоположен в сан диакона ко храму Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в селе Быково, где и служил до ареста в 1937 году.
1 ноября 1937 года был арестован по обвинению в "контрреволюционной деятельности и высказывании террористических настроений". Проходил по групповому делу "дело "церковников" с.Быково Московской о. 1937г.". Содержался в Таганской тюрьме во время предварительного заключения.
Из стенограммы допроса:
– Вы арестованы за контрреволюционную деятельность. Дайте показания по этому поводу.
– Я никакой контрреволюционной деятельности не вел и не веду, а поэтому показаний дать не могу.
– Вы участник контрреволюционной группировки в селе Быково. Назовите всех ее участников.
– Я не состою ни в какой контрреволюционной группировке и не знаю такой.
– Кто организатор ее?
– Не знаю как о самой организации, так и о ее организаторах.
– Где собирались нелегальные собрания контрреволюционной группировки церковников?
– Не знаю я ничего о собраниях и контрреволюционной группировке, – ответил диакон, не согласившись оклеветать себя или других.
15 ноября 1937 года тройкой НКВД был приговорен к расстрелу.
Расстрелян 16 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
19 июня 1989 года был реабилитирован прокуратурой Московской области (по 1937 году репрессий).
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Преподобная Анна (Янка) Всеволодовна, княжна
Память 18 мая и 3 ноября в день преставления
Была дочерью переяславского князя (затем - великого князя Киевского) Всеволода Ярославича и греческой царевны, дочери Константина Мономаха. В летописях упоминается под именем Янка (Янька).
Не желая вступать в брак, она девою приняла в 1086 году монашество в построенном в том году отцом для неё Андреевском (Янчином) монастыре в Киеве. Она стала первой настоятельницей обители и устроила при монастыре девичью школу - первую известную школу такого рода на Руси.
В 1089-1090 годах возглавила посольство в Константинополь за новым Киевским митрополитом, Иоанном Скопцом, в сопровождении которого возвратилась на родину.
Скончалась 3 ноября 1112 года. Была похоронена в Андреевской церкви возглавлявшегося ей Янчина монастыря.
Мощи и почитание
Время канонизации неизвестно. После разрушения обители в 1240 году местоположение монастыря - а вместе с ним и мощей святой - оказалось забыто. Без указания дня памяти в середине 1650-х годов её имя включил в свой Месяцеслов Симон (Азарьин):
"Преподобная мати Анна, имянуема Янка, дщи бысть великаго князя Всеволода Ярославича, внучка ж греческаго царя Констянтина, пострижеся, девою сущи, и монастырь устрои, и множ черноризницы совокупив, отиде к Богу в добром устроении".
День памяти святой Анны отмечен в Кайдаловских святцах конца XVII века как 3 ноября, а в "Описании о российских святых" конца XVII-XVIII веков как 18 мая. Вдобавок она упомянута как инокиня в иконописном подлиннике 1820 годов под 16 июня.
Святитель Савва I Сербский, первый архиепископ Сербский и преподобный Симеон Мироточивый, Хиландарский, великий жупан Сербский (Рашский), ктитор, монах - воспоминание о встрече святых отца и сына в Ватопедском монастыре в 1196 году
(Преподобный Симеон Мироточивый, царь Сербский)
Память 13 февраля в день кончины, 3 ноября (Греч.) в воспоминание о воссоединении со свт. Саввой в Ватопедском монастыре в 1196 году, в Соборах Афонских и Хилендарских преподобных.
Об этом угоднике Божьем можно почитать тут:
https://filin-dimitry.livejournal.com/814407.html
(Святитель Савва I Сербский, архиепископ)
Память 12 января, 14 января (Серб., Греч., Румын., Албан., РПЦЗ), 6 мая (перенесение мощей из Тырново в Милешево в 1238 году; Серб.), 27 апреля (воспоминание сожжения мощей на Врачаре в 1594 году; Серб.), 30 августа (Серб.), в Соборах Сербских святителей и Афонских преподобных.
О святителе Савве я писал тут:
https://filin-dimitry.livejournal.com/782912.html