21 октября (03 ноября) 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Седмица 23-я по Пятидесятнице. Димитриевская родительская суббота.
Прп. Илариона Великого (371–372)
; Перенесение мощей свт. Илариона, епископа Меглинского (1206).
Прп. Илариона, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XI); прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476); прпп. Феофила и Иакова Омучских (ок. 1412); мчч. Дасия, Гаия и Зотика (303); прп. Христодула Патмосского (1093/1111; Греч.), память перенесения мощей с Эвбеи на Патмос; мцц. Урсулы Кёльнской и иже с ней (IV; Герм.); прп. Вульфилаиха Трирского, столпника (ок. 594; Галл.); прп. Финтана Мунну (635/636; Кельт. и Брит.); прп. Малатгени Клоненахского (767; Кельт. и Брит.); прп. Иакова Каппадокийского (не ранее X; Греч.).

Прп. Филофея Афонского (+ кон. X-нач. XI вв.); прмчч. Виссариона Сарая, иером. (не ранее 1744) и Софрония Чоарского, монаха (ок. 1765), и мч. Опри Миклэуша, Салистийского (XVIII), умученных латинами, Трансильванских (Рум., Серб.); сщиспп. Иоанна Галешского и Моисея Мэчиника, иереев Сибиельских, Трансивльванских (XVIII; Рум.).

Сщмчч. Павлина (Крошечкина), архиепископа Могилевского, Аркадия (Ершова), епископа Екатеринбургского, и с ними Анатолия Левицкого, Никандра Чернелевского, пресвитеров, мч. Киприана Анникова (1937); сщмч. Дамиана (Воскресенского), архиепископа Курского (1937); сщмчч. Константина Чекалова, Сергия Смирнова, Василия Никольского, Феодора Беляева, Владимира Введенского, Николая Раевского, Иоанна Козырева, Василия Козырева, Александра Богоявленского, Димитрия Троицкого, Алексия Москвина, пресвитеров, Сергия Казанского, протодиакона, Иоанна Мельницкого, диакона, прмчч. Софрония (Несмеянова), иеромонаха, Неофита (Осипова), архимандрита (1937); прмц. Пелагии (Тестовой), инокини (1944), сщмч. Алексия (Буя), еп. Козловского (1937; РПЦЗ).


Святые дня, молите Бога о нас!



Димитриевская родительская суббота

канон

Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.


История установления

Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.

В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.


Традиции

В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.
В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.

Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва об усопших:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Преподобный Иларион Великий


Преподобный Иларион Великий


Родился в 291 году в палестинском селении Тавафа. Его послали для изучения наук в Александрию, где он познакомился с христианами и принял святое Крещение. Услышав об ангельской жизни преподобного Антония Великого, Иларион отправился к нему, чтобы научиться угождать Богу. Вскоре Иларион возвратился на родину. Родители его уже умерли. Раздав имущество родственникам и нищим, Иларион поселился в пустыне около города Маиума. Преподобный усиленно боролся с нечистыми помыслами, смущавшими ум и распалявшими плоть, побеждая их тяжелым трудом, постом и прилежной молитвой. Диавол устрашал святого призраками и привидениями. Во время молитвы святой Иларион слышал плач детей, рыдание женщин, рев львов и других зверей. Преподобный понимал, что эти ужасы наводят бесы, чтобы прогнать его из пустыни, поэтому пересиливал страх с помощью усердной молитвы.

Вот как описываются искушения и подвиги Иллариона в тот период его подвижничества в его подробном Житии:


«Молодой воин Христов побуждаем был думать о том, чего не знал, и мечтать о прелести того, с чем не ознакомился по опыту. М так, в гневе на себя, ударяя в грудь руками – как будто он был в состоянии ударами рук изгнать помышления – он сказал: «Я добьюсь того, осел, что ты не будешь лягаться; я буду кормить тебя не ячменем, а соломой; я тебя изведу голодом и жаждой, отягчу тяжким бременем, буду преследовать зноем и холодом, чтобы ты думал скорее о пище, а не о сладострастии». И так поддерживая слабеющую жизнь через три или четыре дня соком трав и немногими смоквами, часто моляся и поя, копая землю граблями, дабы тягота труда усугубляла тяготу поста. Вместе с тем, плетя из камыша корзины, он подражал подвигам Египетских монахов и изречению Апостола, говорящего: кто не хощет делати ниже да яст (II Солун. 3, 10); он так исхудал и тело его до того истощилось, что едва держалось на костях.

В одну ночь он начал слышать плач детей, блеяние стад, мычание быков, как бы вопли женщин, рычание львов, шум войска, и опять различные чудные голоса, (раздававшиеся) для того, чтобы он удалился, испуганный прежде звуком, чем видением. Он понял, что это демонское издевательство и, пав на колени, напечатлев на челе знамение Христа, и вооружившись оным, боролся еще сильнее, повергшись и желая как-нибудь увидать тех, от слуха которых он ужасался. Внимательными очами осматриваясь туда и сюда, он внезапно при свете луны увидел, что на него мчится колесница с несущимися конями, и когда он воззвал к Иисусу, вся прелесть была поглощена внезапно разверзшеюся перед его очами землею. Тогда он сказал: коня и всадника вверже в море (Исх. XV, 1) и: сии на колесницех и сии на конех, мы, же во имя Бога возвеличимся (Псал. XIX, 8).

Многочисленны были его искушения и разнообразны днем и ночью демонские козни: если бы я захотел исчислить все, то вышел бы за пределы книги. Сколько раз видел он на своем ложе обнаженных женщин, сколько раз великолепные яства во время голода! По временам чрез него перескакивал, во время молитвы, волк с воем или лисица с криком, и, когда он пел, ему являлась в видении толпа гладиаторов и один, как бы убитый, пав к его ногам, просил погребения.

Однажды он молился, опустив голову в землю и, по свойству человеческой природы, мысль его, отвлекшись от молитвы, думала о чем-то другом; тогда на спину вскочил ему всадник и ударяя его в бока пятами, а в голову бичом, сказал: «эй, чего ты дремлешь?», и издеваясь сверху, если он уставал, спрашивал, не хочет ли он ячменя?

Итак, с шестнадцатого до двадцатого года жизни он защищал себя от жара и дождя небольшой кущей, сплетенной из тростника и смоквы. Затем он выстроил маленькую келлию, существующую и доныне, вышиною в пять футов, т. е. ниже его роста, длиною несколько побольше вышины его тела, так что можно было подумать, что это скорее могила, нежели дом.

Волосы он стриг раз в год, в день Пасхи, спал до самой смерти на голой земле и тростниковой подушке. Хитон, в который одевался, он никогда не мыл и говорил, что излишне искать чистоты во власянице. И он не надевал другой туники прежде, нежели совершенно разорвется прежняя. Зная наизусть священное писание, он читал его, как бы в присутствии Божии, после молитв и псалмов. И так как было бы долго в отдельности рассказывать о разновременных его восхождениях, я вкратце соберу их перед очами читателя, в тоже время излагая его жизнь, и затем возвращусь к порядку повествования.

С двадцать первого по двадцать седьмой год, в течении трех лет, он ел пол секстария чечевицы, смоченной холодной водой, а в течении других трех – сухой хлеб с солью и водой. Затем, с двадцать седьмого по тридцатый он поддерживал себя полевыми травами и сырыми кореньями некоторых злаков. А с тридцать первого по тридцать пятый он имел нищей шесть унций ячменного хлеба и слабо отваренные овощи без масла. Чувствуя же, что глаза его помрачаются и все тело стягивается от чесотки и какой-то парши, имеющей вид пемзы, к прежней пище он прибавил масло и продолжал эту степень воздержания до шестьдесят третьего года жизни, не вкушая, сверх этого, ни плодов, ни овощей, ниже чего другого. Затем, когда он увидал, что изнемогает телом и полагая, что ему предстоит близкая смерть, с шестьдесят четвертого года до восьмидесятого воздерживался от хлеба, вследствие невероятного пыла душевного, так что в это время; когда другие обыкновенно живут не так строго, он, как бы новичок, приступал к работе Господней. Ему приготовлялась из муки и крошеных овощей похлебка, весом – пища и питье – едва в пять унций; и он, ведя такой образ жизни, никогда не разрешал поста до солнечного заката даже в праздничные дни или в тяжкой болезни».
(http://www.optina-pustin.ru/g_prep_ilar_vel.html)

В 328 преп. Иларион основал первый монастырь в Иерусалиме.

Однажды на преподобного Илариона напали разбойники, и он силой своего слова убедил их оставить преступную жизнь. Скоро о святом подвижнике узнала вся Палестина. Господь даровал преподобному Илариону власть изгонять нечистых духов. Этим благодатным даром он освободил от уз много недужных. Больные приходили для исцеления, и преподобный врачевал болезни бесплатно, говоря, что благодать Божия не продается. Через обоняние святой узнавал, какой страстью одержим тот или иной человек. Приходили к преподобному Илариону и желающие спасать свою душу под его руководством. С благословения преподобного по всей Палестине начали возникать монастыри. Переходя из одной обители в другую, он утверждал в них строгий подвижнический образ жизни.

В преклонных летах он покинул Святую Землю и отплыл в надежде найти тихое место, где можно было бы посвятить себя молитве. Плывя из Сицилии, в 364 году он высадился вместе со своим учеником Исихием на Кипре близ города Пафос, где и поселился. Однако вскоре о нем все узнали, и к его уединенной келье стали во множестве приходить люди. Из-за этого преподобный даже хотел вернуться в Палестину, но ученик его Исихий убедил Илариона просто уйти в менее доступное место – на вершину крутой скалы, возвышающейся над селом Епископи (ныне Айис Ларкос). Там он упокоился в Господе и был похоронен около 371 года.
На Кипре святого Илариона почитают основателем монашества на этом острове.

Тропарь преподобного Илариона Великого
глас 8
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси/ и, иже из глубины воздыханьми, во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней,/ сияя чудесы, Иларионе, отче наш:/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь преподобного Илариона Великого
глас 8
Яко иноков утверждение, наставник же граждан пустынных,/ и чудотворец благодатию Великому Антонию подобяся,/ помощник в страстех бедствующим неотступен, Иларионе отче наш,/ моли за чтущия святую память твою.

Кондак преподобного Илариона Великого
глас 3
Яко светильника незаходимаго умнаго тя Солнца,/ сошедшеся днесь, восхваляем в песнех,/ возсиял бо еси сущим во тьме неведения,/ вся возводя к Божественней высоте, Иларионе./ Темже вопием:// радуйся, отче, всех постников основание.

Преподобный Иларион Псковоезерский, Гдовский

прп_Илларион_Псковоезерский


Преподобный Иларион Псковоезерский был учеником преподобного Евфросина Псковского, основателя Спасо-Елеазаровского монастыря.

Преподобный Иларион Гдовский был одним из молитвенников-пустынножителей. В XV – XVI веках в разных уголках Псковского края возникали скиты пустынножителей, которые в поисках безмолвия уединялись от людей в глухой пустыни, среди леса, болот и мхов. Не зря Псковскую область, полную древних скитов и монастырей, православные называют Палестиной.
Такое же место для молитвы выбрал Преподобный: территорию дремучего Сорокового бора около Чудского озера, на пустынном острове реки Желча (сегодня Гдовский район). Пустынник питался травами и кореньями, очищая ум духовным созерцанием и пребывая в неустанной борьбе с невидимыми духами.

В 1460 году он основал на берегу реки Желчи, недалеко от Гдова, Озерский Покровский монастырь. Обитель находилась на границе с Ливонским орденом, поэтому иноки постоянно претерпевали нападения воинственного ордена. Несмотря на трудные условия и недостаток средств, преподобный Иларион утвердил в монастыре высокое благочестие. Вместе с тем велись большие работы по укреплению и благоустройству обители.

При своей жизни преподобный Иларион нес подвиг столпничества – молился в дупле дерева. До сих пор эта сосна сохраняется в часовне недалеко от самой Покровской церкви. Сохранилось предание, что он уже в земной жизни обладал благодатью узнавать, кто с чем пришел и кто какой страстью одержим. Вся жизнь преподобного заключалась в непрестанным трудом, самопонуждении ко всему доброму, внимании к себе, бдении, молитве, богомыслии, воздержании, кротости, смирении и всецелой преданной любви к Богу.

Преставился преподобный Иларион 28 марта 1476 года и был погребён у северных дверей иконостаса в храме Покрова Пресвятой Богородицы основанного им монастыря. Впоследствии в обители был построен храм в честь Рождества Христова, левый придел которого назывался именем основателя Гдовского монастыря. Указом Екатерины II монастырь был упразднён, Покровская церковь стала приходской. В ней обычно совершал Литургию в день празднования памяти преподобного священномученик Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин. Последняя служба в храме прошла в 1942 году.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - Озёра - Гдовский район - Псковская область, построена в 1871 году на месте упраздненного монастыря
(Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - Озёра - Гдовский район - Псковская область, построена в 1871 году на месте упраздненного монастыря)

В 1993 году по благословению Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия, а также по молитвам и с благословения старца отца Николая (Гурьянова) настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы стал иерей Евгений Михайлов, который возобновил Богослужения и восстановил храм. Два колокола Покровской церкви, отлитые по личному заказу Ивана Грозного в 1570 году, находятся в Псковском музее-заповеднике, а на колокольне церкви сегодня находится пять новых колоколов, отлитых на Урале. Островная деревня Озера, где стоит церковь Покрова Богородицы, в которой сберегаются святые мощи преподобного, является местом паломничества православных.

Тропарь преподобного Илариона Псковоезерского, Гдовского
глас 4
В молитвах бодрствуя,/ пресветлый храм Духа Святаго был еси,/ темже и чудотворец предивный явился еси,/ преподобне отче наш Иларионе./ О нас моли Христа Бога/ светом Божественнаго познания просветити ны/ и спасти души наша.

Кондак преподобному Илариону Псковоезерскому чудотворцу

Чистотою душевною божественно вооружився, и непрестанныя молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения, Иларионе отче наш, моли непрестанно о всех нас.

Величание преподобному Илариону Псковоезерскому чудотворцу

Ублажаем тя, преподобне отче наш Иларионе, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов


Преподобные Феофил и Иаков Омучские

Преподобный Феофил Омучский
(Преподобный Феофил Омучский)

Память 21 октября, 29 декабря, в Соборе Санкт-Петербургских святых

Преподобные Иаков и Феофил Омучские подвизались на острове Коневце вместе с преподобным Арсением. В 1396 году на реке Омуче в Псковской епархии, недалеко от города Порхова, святые Феофил и Иаков основали пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Кончина их последовала около 1412 года.

Молитва преподобному Феофилу, игумену Омучскому, Лужскому чудотворцу

О преподобне и богоносне отче наш Феофиле! По днех многоскорбныя и многотрудныя жизни, преселился еси в небесная селения и днесь радостей неизреченных причащаешися. Но аще и духом от нас отшел еси, обаче не забыл еси нас, верно чтущих память твою. И скорое к тебе притекающым твориши вспоможение. Сего ради усердно молим тя: предстоя Престолу Вседержителеву, молися, преподобне, да помилует нас Господь, не по беззаконием воздаст нам, но по неизреченной Его милости, страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их Господь да свободит, и да возставит престол православных правителей; верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш; помянет предстоящыя люди, и ради благословных вин оставльшихся, и помилует их и нас по множеству милости Своея, сокровища их исполнит всякаго блага; супружества их в мире и единомыслии соблюдет, младенцы воспитает, юность наставит, старость поддержит, малодушныя утешит, расточенныя соберет, прельщенныя обратит, и совокупит святей Своей соборней и апостольстей Церкви, стужаемыя от духов нечистых свободит, плавающым сплавает, путешествующым сшествует, вдовицам предстанет, сирых защитит, плененныя избавит, недугующыя исцелит, на судищи, и в рудах, и в заточениих, в горких работах, и всякия скорби, и нужде и обстоянии сущих. Помянет же и всех, требующих великаго Его благоутробия, и любящих нас, и ненавидящих, и заповедавших нам недостойным молитися о них, и вся люди Своя помянет Господь Бог наш, и на вся излиет богатую Свою милость, всем подаст, яже ко спасению прошения. Сам да помянет Сердцеведец коегождо возраст и именование, ведый коегождо от утробы матере его: Господь бо есть Помощь безпомощным, Надежда безнадежным, обуреваемым Спаситель, плавающым Пристанище, недугующым Врачь, Сам всем Вся будет, ведый коегождо и прошение его, дом и потребу его. Избавит же храм сей, и всякий град и страну от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани и вся управит в Своя горняя селения, идеже выну славится Пречестное и Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.


Мученики Дасий, Гаий и Зотик

Мученики Дасий, Гаий и Зотик


Святые Дасий, Гаий и Зотик, находясь в Никомидии, вошли однажды в идольское капище и разрушили жертвенники. За то они были подвержены всевозможным истязаниям и мучениям. Они были подвешены на дереве, причем их строгали конскою скребницею и терли тела их волосяными полотнищами. Видя, что они презирают всякие муки и при этом обличают суетность идолов и громогласно проповедуют Христа Бога, единосущного со Отцом и Святым Духом, мучители повесили им на шею камни и бросили в море, где святые и нашли свое упокоение1.
_____________________________
Примечания
1
Святые претерпели мученическую кончину в царствование Диоклитиана в 303 году.


Преподобный Филофей Афонский

Память 21 октября и в Соборе Афонских преподобных

Был родом из Елатии. Опасаясь турок, его родители перебрались в Македонию, в Хрисополь, где вскоре скончался отец преподобного. Дитя Филофей вместе с братом, похищенные турками и брошенные в темницу, были выведены чудесным образом Самой Божией Матерью. Она явилась детям в образе их матери и проводила в монастырь Пресвятой Богородицы города Неаполя в Малой Азии. В этом монастыре братья приняли пострижение и проходили назначенное игуменом послушание в должности екклисиархов. Мать Филофея, Евдокия, по тайному водительству Промысла, удалилась в женский монастырь в том же городе, уже многие годы совершенно ничего не зная о судьбе своих детей. Во время храмового праздника, будучи вместе с несколькими монахинями в мужской обители, где подвизался преподобный, Евдокия узнала своих детей. На ее вопрос, как они здесь оказались, дети отвечали: "Ты сама лучше знаешь, не ты ли, освободив нас из тюрьмы, привела сюда?" Так Евдокия убедилась в благодатном предстательстве Божией Матери, в молитвах к Которой она только и находила утешение. На радостную встречу матери с детьми собралась вся братия и, узнав о чудесном происшествии, прославляла Господа.

По преставлении матери, преподобный Филофей отбыл на Святую Гору, где сначала вступил в братство Дионисиатского монастыря, а потом удалился на полное безмолвие. Посвятив себя молитвенным подвигам, преподобный Филофей достиг высокого духовного совершенства и удостоился дара прозорливости. Впоследствии к нему присоединились ученики, монахи Арсений и Дионисий. Как часть своей келлии он воздвиг храм в 990 году, который дал начало Филофеевской обители.

Монастырь Филофей (греч. Μονή Φιλοθέου), Афон
(Монастырь Филофей (греч. Μονή Φιλοθέου), Афон)

В возрасте восьмидесяти четырех лет преподобный мирно отошел ко Господу, повелев своим ученикам не погребать его тело, а бросить с бесчестием в лесу на съедение зверям и птицам. Ученики исполнили завещание старца, однако Господь прославил чудесным сиянием мощи святого, после чего они были возвращены в обитель.


Святые мученики и исповедники Трансильванские

«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5: 11–12). Воистину эти слова жизни исполнились на православных румынах в Трансильвании в XVIII веке. Эта румынская область в течение многих столетий была под гнетом Габсбургов и венгров. Румынский народ и Церковь во все время рабства были в очень трудном материальном, но более всего в духовном положении. Лукавый Ватикан со всеми своими подданными в монархии хотел обратить православных румын в унию, чтобы благочестивый народ шагнул в адскую бездну.

Сопротивление православных румын унии длилось 60 лет. Тысячи монахов, священников, верующих, женщин и детей, которые даже ценой жизни не хотели оставить свою православную веру, претерпевали тюремное заключение от нескольких недель до нескольких лет. За исповедание своей веры они были закованы в тяжелые цепи по рукам и ногам, женщин и детей держали зимою по три-четыре месяца в тюрьме, зверски мучили и бичевали.
Многие из православных приняли венец мученичества, подобно христианам первых веков, исповедуя перед униатскими и римо-католическими палачами, что «лучше умереть в тюрьме, чем оставить православную веру». Униатские священники с помощью австрийских солдат насильно причащали, крестили и хоронили православных румын, так что они «страдали от ужасного страха перед немцами и униатскими попами». Например, четверо верующих из Жины были отведены в соляные шахты Уйоари, где семь недель были мучимы и унижаемы: «…ночью их спускали в подземелье, где пытали и терзали железными кольцами, а ноги и головы им оковали тяжелыми цепями с висячими замками», а верующие из Делы, руководимые священником Космой, свидетельствовали: «Нас заперли в комнате, и взрослых, и детей, где нас душили дымом от горящей соломы за то, что мы не хотим принимать унию».

В одном письме от 1756 года верующие из Селиште, обращаясь к Карловацкому митрополиту Павлу (Ненадовичу), пишут: «Нет больше силы, чем та, с которой терпим все эти дни, все зло, которое исходит к нам от униатских попов и их гнева, ибо нас каждый день хватают и просят местных правителей, чтобы нас заключили в тюрьму. Из-за их великой злобы мы оставили все, и дома и земли, и поэтому живем по землянкам в лесу, так как нам не нужны униатские священники даже ценою жизни».

Десятки сел и тысячи православных румын в этой борьбе в защиту Православия были руководимы монахами, священниками и глубоко верующими мирянами, которые доблестно исповедовали веру отцов, день и ночь переходя пешком от деревни к деревне, от города к городу, вдохновляя православных быть стойкими в вере, не ходить на службы и не приглашать священников, которые приняли унию. Благодаря их сердечной проповеди тысячи румын, покаявшись, вернулись под крыло Церкви Христовой и отеческой веры. Но, как сказал Господь Своему апостолу Павлу, «сила Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12: 9), посему Всевышний не отвратил лицо Свое от тысяч Своих верных и излил милость так, что часть этих святых мучеников и исповедников румынских того периода принесли стократный плод. Свет Православия вновь засиял в полной мере в этой области.

Вот некоторые из этих святых мучеников, память которых приходится на день сегодняшний:

Преподобномученики Виссарион Сарай, иеромонах, Софроний Чоарский, монах и мученик. Опря Миклэуш, Салистийский

Прмч. Виссарион Сарай, мчч. Опря Миклэуш и Софроний из Чоары
(Прмч. Виссарион Сарай, мчч. Опря Миклэуш и Софроний из Чоары)

Святой Виссарион Сараи

В миру Николай, родился около 1714 года в местечке Майдан в Боснии. Существует предположение о его румынском происхождении, т.к. власти Тимишоары звали его «отшельник валах». С детства отличался благочестием и любовью к молитве.
В 17 лет отправился в Св. землю. Принял монашество в лавре св. Саввы Освященного, посетил Афон.
После возвращения на родину 7 лет прослужил диаконом и был рукоположен во иерея в монастыре Пакра (Славония, на территории современной Хорватии).
Вновь посетил Св. землю.

Ок. 1742 г. по благословению патриарха Печского Арсения IV (Йовановича-Шакабенды) отправился в Банат и Трансильванию, входившие тогда в состав монархии Габсбургов, для проповеди Православия и противодействия усилившейся при имп. Марии Терезии униатской миссии.
Плодотворная деятельность иером. Виссариона расстраивала униатские планы Римско-католической церкви и австрийских властей.
В 1744 г. св. Виссарион был арестован и отправлен в Вену. После вмешательства русского посланника он был освобожден, но вскоре снова арестован в г. Сибиу. Пройдя через тюрьмы в городах Дева и Тимишоара был заключен в тюрьму в Куфштайне в Тирольских горах в Австрии, где и скончался.

Еще при жизни пользовался уважением и авторитетом среди православного населения, часто встречавшего его крестными ходами и колокольным звоном. После кончины стал почитаться как святой. Особым местом почитания св. Виссариона был крест, воздвигнутый им на холме близ г. Липова (совр. Румыния).

Прославлен в лике святых в Румынской Церкви 28 февраля 1950 г., в Сербской Церкви 14 июня 1962 г.

В службе прмч. Виссариону подчеркивается его преданность Православию. «Борец за православие, - прославляет его гимнограф, - ангельской трубой будил ты в душах верных отвагу, исповедывать истинную веру, и питал народ правдивой и ясной наукой. Велики были труды твои, велико усердие в проповеди, велик был и плод праведной борьбы твоей, присно поминаемый воин Христов!» В стихирах преподобный Виссарион именуется неустрашимым вестником, исповедником истинной веры, непобедимой крепостью: «Трудами своими укреплял благочестивый народ христианский, и живот свой положил за защиту веры... Отправился ты в мир поднимать на борьбу и на защиту истинной веры благочестивых румын Эрделья. Лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда (Мф 8:20), а ты, как некогда Господь, не имел где приклонить главу от злых гонителей».

Святой Софроний Чоарский

Этот неустрашимый исповедник родился в священнической семье. Он был сначала приходским священником, но после того, как его жена упокоилась, принял монашеский постриг. Тьма унии и иезуитских миссий накрыла всю Трансильванию. И этот угодник Божий ощутил, что пришло время исповедовать правую веру даже ценою жизни, подобно святым мученикам первых веков христианства. Своими беседами, посланиями и письмами он сеял семена истинной веры и противостоял насаждению унии. Он сподвиг и организовал народ на борьбу за сохранение отеческой веры. И он советовал народу изгонять униатских священников и не посещать их и стремиться быть под «юрисдикцией Иерусалимского Патриархата». За исповедание православной веры несколько раз его бросали в тюрьму, откуда его освобождали сельчане, которые видели в нем великого светильника истины.

Святой Софроний созвал большой собор священников и верующих в Алба Юлии. Но после встречи с генералом Николаусом Адольфом Буком, командующим императорскими войсками в Трансильвании (который был известен тем, что разрушал православные храмы и монастыри), этот святой Божий должен был перейти в Валахию, где и преставился ко Господу.

В конце концов исповедничество и сопротивление, которое организовал святой Софроний, трудясь с 1759 по 1761 годы, в истории Румынской Церкви считается решительной победой Православия в Трансильвании, ибо в унии осталось не более 7% от общего числа румынского населения.

Святой Опря Микалуш

Святая отрасль трансильванской земли и мученик за веру, который имел веру не от мудрости человеческой, но от силы Божией (см.: 1 Кор. 2: 5), святой Опря был выходцем из Сибинского Селишта. Видя всю пагубность унии и страдание своего народа под униатским ярмом, он много раз ездил в Вену с целью убедить императрицу Марию Терезию объявить свободу вероисповедания для своих подданных. «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин. 12: 25), – учит Писание. В 1752 году этот неустрашимый исповедник, не жалевший себя и жизни своей ради истины, был брошен в печально известную тюрьму Куфштейн, где окончил свою земную жизнь как мученик за веру православную.


Священноисповедники Иоанн Галешский и Моисей Мэчиник, иереи Сибиельские, Трансивльванские

Священномученик Моисей Мачаник

Сей священник, подобно древним священнослужителям, услышал слова Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16), – и отправился со святым мучеником Опрей, чтобы «сражаться доброй войной» за свою веру. Несколько раз со святым Опрей он приезжал в Вену, там вместе с ним был арестован и доставлен в тюрьму Куфштейн. Этот священнослужитель принял венец мученичества в то же время, что и святой мученик Опря.

Священномученик Иоанн Галешский


Этот священник в 1756–1757 годы обходил православные румынские деревни и собирал подписи под прошением о позволении свободы вероисповедания. Он был схвачен и доставлен на территорию Австрии. Считается, что этот святой окончил свою земную жизнь в тюрьме австрийского города Граца, где его на 24 году заключения посетили некие торговцы из Брашова. Он им рассказал, как страдал за Христа и веру православную 24 года, но никто не сумел изменить его убеждений. О его жизни можно сказать словами апостола Павла: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4: 7).