25 сентября (08 октября) 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение...


Святитель Герман Казанский и Свияжский, архиепископ, перенесение мощей

святитель_Герман_Казанский


Святитель Герман, архиепископ Казанский, жил в XVI веке, родился в городе Старице, происходил из древнего боярского рода Полевых. В молодые годы Григорий (так его звали в миру) принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре от игумена Гурия, впоследствии святого архиепископа Казанского (+ 1563). (Святой Гурий был настоятелем обители с 1542 до 1551 года.) В монастыре святой занимался книгописанием, был близок с жившим там в заключении преподобным Максимом Греком. В .1551 году братия Старицкого Успенского монастыря, узнав о благочестии своего соотечественника, избрала его архимандритом.

Вступив в управление монастырем, святой Герман с пастырской ревностью заботился о его благоустройстве – как внешнем, так и внутреннем. Для иноков он был образцом смирения и кротости. Он увещевал всех строго соблюдать иноческие обязанности, а для руководства ввел в своей обители устав Преподобного Иосифа Волоцкого (+ 1515).

Но через два с половиной года архимандрит Герман оставил Старицкий монастырь, передав начальство в нем своему постриженику, священноиноку Иову, впоследствии первому Патриарху Московскому, подвижнику и страдальцу за Русскую землю. Любовь к уединенным подвигам вернула его в родной Волоколамский монастырь, где святой Герман спасался как простой инок. Когда же в Москве появился новый еретик Матфей Башкин, не признававший Святых Таин и отрицавший веру в Святую Троицу, святой Герман вместе со своим отцом (принявшим постриг в Волоколамской обители с именем Филофей) был вызван на Московский Собор 1553 г. Собор осудил еретика Башкина и постановил послать его для вразумления в Волоколамскую обитель к святому Герману, известному святой жизнью ревнителю Христовой веры.
В 1555 году, после покорения Казани, там была учреждена архиерейская кафедра, на которую назначили архиепископом бывшего игумена Волоколамского монастыря святителя Гурия. Ему было поручено устроить в миссионерских целях Успенскую обитель в городе Свияжске. Настоятелем новой обители Успения Пресвятой Богородицы в г. Свияжске по указанию святителя Гурия был назначен святой Герман. Был выстроен каменный собор с колокольней и монашеские келлии. Сам настоятель жил весьма скромно, в тесной келлии под соборной колокольней. Святой Герман особенно заботился о собирании монастырской библиотеки.
Вскоре монастырь его прославился широкой благотворительностью и стал центром просвещения Казанского края.

12 марта 1564 года, по преставлении святителя Гурия, святой Герман был посвящен во епископа Казанского. Непродолжительное время его управления кафедрой отмечено заботой о построении храмов и о просвещении края. В 1566 году святителя Германа вызвал в Москву Иоанн Грозный и повелел избрать его на митрополичью кафедру. Святитель Герман сначала отказывался от возлагаемого на него бремени. Царь не терпел возражений, и святитель должен был поселиться в митрополичьих покоях до возведения в сан митрополита. Видя несправедливости со стороны царского окружения, святитель Герман, верный своему пастырского долгу, попытался вразумить царя своими увещаниями. – «Ты еще не возведен на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу», – передал царь архиепископу через своих любимцев и приказал изгнать святителя Германа с митрополичьего двора и держать Москве под надзором. Около двух лет святитель пробыл в опале и 6 ноября 1567 года скончался. Его похоронили в церкви Святителя Николая Гостунского. По просьбе жителей города Свияжск, мощи святителя в 1592 году были перенесены из Москвы в Свияжский Успенский монастырь. Гроб его встречал святитель Ермоген, тогда митрополит Казанский.

Свияжский Богородице-Успенский монастырь_Казанская_епархия
(Свияжский Богородице-Успенский монастырь, Казанская епархия)

Перенесение мощей святителя Германа, архиепископа Казанского, из Москвы в Свияжский Успенский монастырь произошло в 1592 году.


Тропарь святителя Германа, архиепископа Казанского
глас 4
От юности иго Христово усердно восприим,/ бденными подвиги поста и молитвы прославился еси./ Отонудуже призывающу тя Богу на служение Церкви/ в новопросвещеннем царстве Казанстем,/ вкупе со святителем Гурием воззван был еси,/ идеже яко первоначальник/ созданной тобою в граде Свияжске обители/ и достойный первосвятителю преемник явился еси./ Духом предстоя Престолу Владычню,/ молися, святителю Германе, со святителем Гурием/ православной пастве во благочестии преспевати/ и тьме иноверия светом веры разгнатися.

Кондак святителя Германа, архиепископа Казанского
глас 4
Доблестями преподобия и правды/ врученное тебе словесное стадо озаряя/ и на злачных Слова Христова пажитях питая,/ на правый путь заповедей Господних/ силою духа твоего наставлял еси е./ Темже и ныне, осеняемое цельбоносными чудотворении твоими,/ в святую память твою, зовем тебе:/ не престай, святителю, предстательствовати/ пред Пастыреначальником о стаде твоем,/ яко паствы твоей утверждение/ и сущим по тебе святителем удобрение.

Величание святителя Германа, архиепископа Казанского

Величаем тя, святителю отче Германе, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва святителю Герману, архиепископу Казанскому

О великий угодниче Христов, Германе, теплый о нас ко Господу молитвенниче, всем притекающим к тебе в скорбех предстателю, испроси нам помощь в немощах, утешение в скорбех, здравие в недугах душевных и телесных; умоли Господа даровати нам оставление во всех, елика согрешихом от юности нашей в житии сем, делом, словом, помышлением, и всеми нашими чувствы: и при кончине нашей испроси нам время покаяния, да предварив искренним исповеданием грехов и очищением совести исход душ наших, безбедно прейдем воздушныя мытарства, и избавимся осуждения и муки, милостию безначальнаго Отца, благодатию собезначальнаго Сына, и освящением присносущнаго Духа. Аминь.


Преподобномученик Пафнутий Тентирский и с ним 546 мучеников

Прмч Пафнутий Тентирский, Египтянин Миниатюра Минология Василия II Константинополь 985 г
(Прмч. Пафнутий Тентирский, Египтянин, миниатюра, минология Василия II Константинополь, 985г.)

Святой мученик Пафнутий происходил из Египта и подвизался в пустыне. Во время гонения на христиан при Диоклитиане (284 – 305) правитель Ариан приказал привести к нему святого Пафнутия, но подвижник, не дожидаясь посланных за ним, сам явился к правителю, исповедал перед ним веру во Христа и был отдан на мучения. Два воина, истязавшие его, Дионисий и Каллимах, видя как сила Божия сохраняет мученика, уверовали в Христа Спасителя, за что были обезглавлены. Брошенный после мучений в темницу, святой Пафнутий обратил к вере 40 заключенных. Все они были сожжены.

Через некоторое время святой Пафнутий был освобожден, и его радушно принял христианин Несторий. Он и всё его семейство, после духовных наставлений, еще более укрепились в вере, за которую приняли мученическую кончину. Многих других христиан святой мученик утвердил в исповедании веры в Господа нашего Иисуса Христа, и все они приняли мученическую кончину: одни были изрублены мечами, другие – сожжены; всего 546 человек. Самого святого Пафнутия мучители бросили в реку с камнем на шее, но он чудесно приплыл с камнем к берегу. Наконец, святого мученика отправили к самому императору Диоклитиану и тот приказал распять его на финиковом дереве.


Святитель Арсений I Великий (груз. არსენი დიდი), католикос Мцхетский (Картлийский)

Святитель Арсений I Великий (груз. არსენი დიდი), католикос Мцхетский (Картлийский)


Не путать с прп. Арсением Великим (V в.)

Сведения о жизни свт. Арсения содержатся в «Житии Григола Хандзтели»; имя Арсения Великого упоминается также в списке Католикосов в грузинской исторической хронике «Картлис Цховреба».

Родился около 820 года, младший сын феодала Мириана из провинции Самцхе. В возрасте 6 лет был взят в ученики прп. Григория Хандзойского его сподвижниками Тевдоре и Кристефоре и воспитывался в Хандзойском монастыре вместе с будущим епископом Ацкурским Ефремом под руководством прп. Григория. Благодаря незаурядным способностям и человеческим достоинствам пользовался особой любовью учителя.

Примерно в 860 г. под давлением Мириана был созван церковный Собор с малочисленным представительством епископата, на котором молодой Арсений был посвящен в сан католикоса, что являлось нарушением церковных канонов. Это событие вызвало недовольство большинства епископов Картли. При содействии другого крупного феодала, правителя Джавахети Гварама (сына Ашота I Куропалата), был созван новый Собор с целью упразднить незаконное решение предыдущего Собора. На Соборе присутствовал св. Григорий Хандзойский, горячий сторонник кандидатуры Арсения, и своим высоким авторитетом убедил собравшихся епископов принять решение в его пользу.

Скончался в 887 году.


Труды

Некоторые исследователи приписывают Арсению I Великому авторство антимонофизитского трактата «О разделении Грузии и Армении», идентифицируя его тем самым с фигурой Арсения Сапарского. Свт. Арсений, используя древнюю версию «Мученичества святого Авива Некресского», написанную в VI-VII вв., создал новую метафрастическую редакцию жития прп. Авива, где упоминается, что «житие составлено Арсением Великим - Католикосом Картли».


Священномученики Александр Смирнов, и Феодор Ремизов, пресвитеры, память обретения мощей в 1986

сщмчч_Александр_Смирнов_Феодор_Ремизов


Отец Александр Смирнов и отец Феодор Ремизов были священниками двух, расположенных в полуверсте друг от друга церквей села Вышегород Верейского уезда Московской губернии. Эти пастыри жили и служили рядом, и претерпеть мученическую кончину им довелось вместе.

Cвященномученик Александр родился в 1875 году в семье почетного гражданина Василия Смирнова. В 1898 году Александр Васильевич окончил Московскую Духовную семинарию и поступил законоучителем в церковноприходскую школу в селе Круглино Дмитровского уезда Московской губернии. В 1903 году он был рукоположен во священника и стал служить в Крестовоздвиженской церкви села Вышегород. Храм находился в четырнадцати верстах от города Вереи и полуверсте от Ризоположенской церкви. При приходе были церковноприходская школа в деревне Паново и земская школа в деревне Сотниково. В 1903-1904 годах отец Александр был законоучителем в Сотниковской земской школе, а с 1904 года - законоучителем и заведующим Пановской церковноприходской школы. В феврале 1911 года он был избран членом благочиннического совета. За простоту в обращении и милосердие отец Александр был любим своими прихожанами. Когда кому-нибудь из них требовалась помощь, он оказывал ее просто и без сомнений. Неукоснительно исполнял церковный устав, не допуская сокращений или отступлений в службах, за что пользовался большим уважением старообрядцев, которых много тогда жило в этом уезде. Был наделен от Бога красивым и сильным голосом, так что священноначалие не раз хотело перевести его в Москву в один из соборных храмов.

сщмч_Александр_Смирнов
(сщмч. Александр Смирнов)

В 1918 году советская власть издала декрет об отделении Церкви от государства. Декрет запрещал любую форму проповеди, что подразумевало и ношение священником рясы вне храма. Кое-где угрозами принуждали священников изменить свой облик и, бывало, за неподчинение убивали. Местные власти потребовали и от отца Александра, чтобы он перестал ходить по селу в рясе и остриг волосы. После совета со своим старцем-священником отец Александр сказал, что никогда не подчинится беззаконному распоряжению и не откажется от облика православного пастыря.

Священномученик Феодор родился в семье священника Николая Ремизова. Он был рукоположен и служил в деревянной Ризоположенской церкви, куда он пришел на место своего брата. В храме было два престола: один во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы, другой - во имя бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. 14 ноября 1918 года в селе отмечался престольный праздник - память бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, на который съехалось духовенство и миряне со всей округи. После литургии, молебна и общей трапезы священники разъехались по приходам.

В тот же день, ближе к вечеру, в расположенную рядом с Вышегородом деревню въехал вооруженный отряд латышей, приехавших мстить за убитого в этом районе милиционера. Пятьдесят всадников намеревались жестокостью казней устрашить крестьян. Однако не только крестьян они собирались казнить, но и всех священников, которых удастся захватить. Казни начались сразу же. По пути повстречался церковный сторож - он был зарублен. Крестьяне, заподозренные в убийстве милиционера, были без всякого суда казнены. После этого нашли и арестовали отца Александра и отца Федора. Священникам объявили, что они умрут.

- Тогда надо помолиться, - сказал отец Александр.
- Молись, - разрешил начальник отряда.

Священники, преклонив колена, стали молиться Богу. Получив внутреннее откровение в молитве отец Александр сказал:

- Я готов. Теперь делайте со мной, что хотите, но знайте, что все вы вскоре погибнете.

Только лишь он это сказал, как палач взмахнул шашкой. Долго и мучительно умирал батюшка Александр.

После этого палачи приступили к отцу Феодору, который стал обличать их в жестокости и убийствах. В ответ они начали бить его по лицу, и когда он упал, палач дважды выстрелил в него. Отец Феодор был еще жив, его не стали добивать: впечатление от убийства безвинных священников было таково, что каратели спешили покинуть скорей место казни. Отец Федор прожил еще ночь и умер на следующее утро.

Пророчество отца Александра передавалось из уст в уста. Все исполнилось в точности. Через несколько дней отряд карателей был уничтожен под селом Балабановым.
На третий день состоялось отпевание и погребение священномучеников. На похороны собралось множество народа. Сразу же после убийства власти из боязни перед народом поспешили признать священников невиновными и прислали на погребение своих представителей, которые шли среди прихожан с белым знаменем в знак невиновности мучеников.

На девятый день после кончины отец Александр явился во сне дочери Елене и повелел ей собрать оставшиеся на месте убиения косточки головы, указав ей и само место. Примерно через год после кончины он явился сыну Александру, одетый в ризы ослепительной белизны.

Мощи священномучеников Александра и Феодора были обретены 8 октября 1986 года и с тех пор все, прибегавшие к молитвенной помощи священномучеников, получали ее от сих скорых ходатаев и заступников.

Священномученики Александр и Феодор были прославлены в лике новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Высокопреосвященнейшего митрополита Коломенского и Крутицкого Ювеналия 20 сентября 2003 года мощи священномучеников Александра и Феодора были помещены в храме Казанской иконы Божией Матери в городе Реутове, где в 2001 году был освящен придел во имя Собора Новомучеников и Исповедников Российских.

Реутовский Храм Казанской иконы Божией Матери
(Реутовский храм Казанской иконы Божьей Матери)

Память священномучеников Александра и Феодора совершается в день их мученической кончины 1 (14) ноября, в день обретения их святых мощей 25 сентября (8 октября), а так же в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.

МОЛИТВА СВЯТЫМ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКАМ АЛЕКСАНДРУ И ФЕОДОРУ

О, святии священномученицы Александре и Феодоре! К вам, яко к неоскудевающему источнику благодати Божией, мы, недостойнии, прибегаем. Вы бо тоя сподобистеся, адаманты веры суще. Еще же и страшныя раны и хуления злобная нечестивых мучителей претерпевше, уверение о венце мученичестем от Господа приясте и терпением вашим, древним мучеником подражающе, мучителей удивисте. Яко пастырие Божии суще, ревностно службу в земных храмех совершавше и молитвою вашею народ Божий укреплявше, будите и за нас молитвенницы, предстояще ныне пред Престолом Вседержителя. Вы, понесше тяготу и зной дневный, не токмо словом, но и делом бысте свидетелие Правды Божиея, утвердите и нас во истине Христовой, не понесших ни тяготы поношений, ни зноя гонений, но да будем, яко наемницы единонадесятаго часа, чающии мзду прияти от Христа во Царствии Небеснем. Испросите у Бога молитвами вашими, святии страдальцы Христови, веры православныя укрепление, помыслом нашим освящение, в добродетелех преспеяние; да дарует Он дар благопотребен коемуждо просящему предстательства вашего, да сподобит нас и в час кончины нашея оную твердость веры явити, кую же и вам дарова, да со всеми святыми сподобимся в Царствии Небеснем непостыдно воспевати Его Пресвятое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.


Священноисповедник Николай Розов, пресвитер

сщисп_Николай_Розов


Память 25 сентября, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился 9 января 1879 года в Ярославской губернии, в семье священника.
Летом 1901 года окончил духовную семинарию и был определен на место священника в с. Дубровки.
3 марта 1902 года был рукоположен во иерея в Ярославле епископом Угличским Сергием (Воскресенским), Ярославским викарием.
В Дубровках одновременно со священнослужением был заведующим и законоучителем Дубровинской церковно-приходской школой.
В сентябре 1905 года был переведен в с. Покровское-на-Кадке Мышкинского уезда Ярославской губернии. Одновременно был определен заведующим и законоучителем Покровско-Казанской и Янсаевской церковно-приходских школ.

В 1912 году переведен в Николо-Мельницкую церковь г. Ярославля. С 1912 по 1918 г. был законоучителем в Ярославской школе, а с 1916 г. - в женской школе О.А. Корсунской.
В 1917 г. был назначен председателем предвыборной комиссии, затем избран депутатом на Всероссийский Поместный Собор, но членом Собора не был.
С 1919 года был благочинным четвертого округа.
С 1922 года служил в Свято-Духовской церкви в Ярославле.

Домовая церковь Сошествия Святого Духа при женском училище духовного ведомства - Ярославль, из журнала Всемирная Иллюстрация
(Домовая церковь Сошествия Святого Духа при женском училище духовного ведомства - Ярославль, из журнала Всемирная Иллюстрация)

В том же году он закончил Археологический институт.
В 1923 году был возведен в сан протоиерея, в том же году стал личным секретарем митрополита Иосифа (Петровых), а во время его ссылки с 1924 по 1926 г. - личным секретарем архиепископа Серафима (Самойловича), с 1926 г. по возвращении митрополита Иосифа из ссылки снова становится его секретарем, а в 1927 году по неизвестным обстоятельствам был освобожден от этой должности по своему личному желанию.

17 ноября 1930 года был арестован. Был обвинен в том, что "входил в состав контрреволюционной монархической организации; руководил нелегальным сестричеством при Свято-Духовской церкви и организовывал денежные сборы для заключенных; вел систематическую антисоветскую агитацию".При обыске у о.Николая нашли портреты сосланных священников и архиепископа Серафима (Самойловича).
Нашлись осужденные, давшие показания о том, что протоиерей Николай был вдохновителем и организатором всей контрреволюционной деятельности монархической организации, и что "на его квартире неоднократно устраивались собрания духовенства, близко стоящего к нему". Но о.Николай в ответ на вопросы следствия подробно рассказал, где и как он служил, с кем знаком в силу родственных отношений, с кем - по служебному положению, но не поддерживает близких отношений. Антисоветской деятельности ни себе, ни кому-либо другому не приписал.

8 февраля 1931 года он был приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей.
Отбывал заключение в т.н. "совхозе "Гигант" (Карлаг, Казахстан). Сначала он был направлен на черные работы, но потом вследствие болезни его перевели на работу в конторе. Работал он старательно, поэтому его освободили досрочно, 23 июня 1933 года.
Вернувшись домой, он долго не мог получить прописки, и поселился в Рыбинске у брата, священника Василия Розова. Отец Николай к тому времени был болен дистрофией и цингой, и больше уже не служил. Через несколько лет он смог вернуться в свою семью в Ярославль, но уже тяжело больным раком.
Скончался 8 октября 1941 года в Ярославле.

Домовая церковь Сошествия Святого Духа при женском училище духовного ведомства - Ярославль, в наши дни не действует
(Домовая церковь Сошествия Святого Духа при женском училище духовного ведомства - Ярославль, в наши дни не действует)

28 ноября 1989 года был реабилитирован по 1930 году репрессий.
Канонизирован в августе 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.