Седмица 19-я по Пятидесятнице.
Зачатие честно́го, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; прославление свт. Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского (1977).
Прпп. Ксанфиппы и Поликсении (109); мц. Раисы (Ираиды) девы (ок. 308); прп. Адамнана, игумена Ионского (704; Кельт. и Брит.); мчч. Андрея, Иоанна и чад Иоанновых Петра и Антонина (IX); мч. Иоанна Врахорийского, из агарян (1814; Греч.).
Мч. Льва (Кунцевича) (1918; РПЦЗ); сщмч. Иоанна Панкратовича, пресвитера (1937).
Икона Божией Матери: Словенская (1635); Иверская Гавайская, Мироточивая.
Святые дня, молите Бога о нас!
Пророк Пророк и креститель Иоанн Предтеча, зачатие
Святой пророк Малахия предсказывал, что раньше Мессии явится Его Предтеча, который укажет на Его пришествие. Поэтому иудеи, ожидавшие Мессию, ждали и явление Его Предтечи.
В городе Иудином Нагорной страны Палестины жили праведные священник Захария и жена его Елисавета, беспорочно соблюдавшие заповеди Господни. Однако супруги были несчастны: дожив до преклонных лет, они были бездетны и не переставали молиться Богу, чтобы Он даровал им дитя. Однажды, когда святой Захария был очередным священником в храме Иерусалимском, он вошел во время Богослужения в Святилище для каждения фимиамом. Войдя за завесу Святилища, он увидел Ангела Божия, стоявшего по правую сторону кадильного жертвенника. Святой Захария смутился и остановился в страхе, но Ангел сказал ему: «Не бойся, Захария, твоя молитва услышана, жена твоя, Елисавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн». Но праведный Захария не поверил словам Небесного вестника, и тогда Ангел сказал ему: «Я – Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан благовестить тебе это. И вот, ты будешь немым до дня рождения, потому что не поверил словам моим». Между тем народ ждал Захарию и удивлялся, что он так долго не выходит из Святилища. И когда он вышел, то должен был преподать народу благословение, но не смог произнести его, так как был поражен немотой. Когда Захария знаками объяснил, что не может говорить, то народ понял, что ему было видение.
Святая Елисавета зачала и, боясь насмешек над поздней беременностью, таилась пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, первая приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. Вместе с ней Пресвятую Деву Марию и воплотившегося в Ней Сына Божия приветствовал «играньми, яко песньми» и святой Иоанн, еще находившийся в утробе матери своей, праведной Елисаветы.
Пророчество Архангела исполнилось, и праведная Елисавета разрешилась от уз неплодия, родив миру Предтечу и Крестителя Господня Иоанна.
Тропарь
глас 4
Первее нераждающая неплоды возвеселися, / се бо зачала еси Солнца светильника яве, / просвещати имуща всю вселенную, слепотою недугующую. / Ликуй, Захарие, вопия со дерзновением: / пророк Вышняго есть, хотяй родитися.
Кондак
глас 1
Веселится светло Захария Великий / со всеславною Елисаветою сопружницею, / достойно зачинающе Иоанна Предтечу, / егоже Архангел благовести радуяся, / и человецы достодолжно почтим, / яко таинника благодати.
Святитель Иннокентий Московский (Вениаминов), митрополит
Святитель Иннокентий, митрополит Московский (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов), родился 26 августа 1797 г. в селе Ангинском Иркутской епархии в семье пономаря. Мальчик рано усвоил грамоту и с 7 лет уже читал Апостол в церкви. В 1806 г. его отдали в Иркутскую семинарию. Здесь, как лучшему воспитаннику, юноше дали фамилию Вениаминов, в честь почившего Иркутского архиепископа Вениамина († 8 июля 1814 г.). 13 мая 1817 г. он был рукоположен в диакона к Благовещенской церкви Иркутска, а 18 мая 1821 г. – во священника.
С 1823 г. началось миссионерское служение будущего Апостола Америки и Сибири. 45 лет отдал Святитель Иннокентий делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края, совершая свой апостольский подвиг в суровых условиях, с большими опасностями для жизни. Святитель Иннокентий крестил десятки тысяч людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них основам христианской жизни. Много помогало ему в трудах знание различных ремесел и искусств.
Святитель Иннокентий был замечательным проповедником. Совершая литургии, молебны и всенощные бдения, он неизменно наставлял паству. Во время многочисленных поездок святитель Иннокентий изучал язык, быт и нравы народов, среди которых проповедовал. Его труды по географии, этнографии и языкознанию получили мировую известность. Он составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевел на него Катехизис, Евангелие и многие молитвы. Одно из лучших его произведений «Указание пути в Царство Небесное» (1833 г.) переведено на разные языки малых народов Сибири и выдержало более 40 изданий. Благодаря трудам святителя Иннокентия в 1859 г. впервые услышали Слово Божие и богослужение на своем родном языке якуты.
29 ноября 1840 г. митрополит Московский Филарет совершил пострижение отца Иоанна в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского. 15 декабря архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. 21 апреля 1850 г. епископ Иннокентий был возведен в сан архиепископа.
18 января 1868 года в Благовещенск прибыло глубоко поразившее святителя Иннокентия срочное послание из Санкт-Петербурга о состоявшемся 5 января того года назначении его Московским митрополитом, наследником святителя Филарета. Целый день после получения депеши владыка Иннокентий провел в уединение и молитве, а 15 февраля, после литургии и молебна, вместе со своим сыном и верным помощником отцом Гавриилом отправился в Москву. Дни Великого Поста владыка провел в родном Иркутске, а на Страстной седмице уединился в Вознесенском монастыре где часто и подолгу молился у мощей своего небесного покровителя святителя Иннокентия Иркутского. После пасхальных торжеств Владыка побывал в родном Ангинском где в последний раз поклонился родным могилам, благословил земляков и близких. Всюду по дороге архиерейский поезд приветствовали праздничным звоном и радушными встречами при большом стечении народа. В Перми ради праздника Святой Троицы святитель задержался на несколько дней, а в Казани нашел письмо государя и белый митрополичий клобук с бриллиантовым крестом, который он возложил на себя у раки святителя Гурия Казанского. 25 мая 1868 года святителя встречала Первопрестольная Москва.
Вскоре жизнь митрополита Иннокентия потекла своим чередом: вставал он в четыре часа утра и целый час молился в своей молельне. Каждое утро он бывал за литургией и без его благословения не начинали службу, никогда не пропускал он ни одной всенощной. С девяти утра и почти целый день продолжался прием посетителей всех званий и сословий. Много было среди них людей нуждающихся и бедных, которым святитель нередко помогал деньгами из своих сбережений. По вечерам его внуки или сын Гавриил иногда что-нибудь для него читали, так как самостоятельно он уже не мог ни читать, ни писать. Вечером перед сном также около часа он молился в уединении, а спать ложился аккуратно в десять часов вечера.
Простота митрополита Иннокентия была необыкновенной. К нему свободно, часто и в неприемные часы, приходили с разными заботами и нуждами священники и миряне, знатные и простого звания люди. Обращался Владыка со всеми без напускной важности и суровости. Он не любил официальные разбирательства с потоком казенных бумаг: многие недоразумения и ссоры улаживал миром в своем кабинете. В отношении к подчиненным был по-отечески снисходителен, но гордеца умел деликатно поставить на место. Летом владыка часто жил в подмосковном селе Черкизово за Преображенской заставой, где стоял храм во имя Илии Пророка и архиерейская дача с домовой церковью.
(храм Илии Пророка в Черкизово)
Не изменяя своему обычаю, Митрополит неоднократно объезжал храмы и монастыри своей епархии, размеры которой не в пример прошлым были значительно меньше. Его стараниями были созданы училище для девушек из духовного звания, иконописная школа, богадельня для бедных вдов и сирот. Но Святитель не любил похвал и всегда говорил: «Не мне принадлежит заслуга, со мною трудились многие. При мне это происходило, но устроялось волей Божией.» Он всегда искренне недоумевал, когда восхищались его апостольскими путешествиями: ведь ему надо было только собраться, а дальше его же везде возили!
Однако святитель Иннокентий угасал: зрение становилось все хуже, силы оставляли его. Он хотел уйти на покой и поселиться в Гефсиманском скиту любимой им Троице-Сергиевой Лавры, но Государь Александр II отклонял его просьбы. Вынужденное слепотой бездействие приводило его в грустное настроение, но он оставался в ясном уме, любил общество и беседы. 5 января 1878 года исполнилось десять лет со времени его назначения митрополитом Московским и по этому случаю московское духовенство собралось на Троицкое подворье, приподнеся ему в дар богато украшенную Иверскую икону Божией Матери.
Наступил 1879 год, от сильного головокружения святитель уже почти не вставал с кресел. Предчувствуя близость кончины, он перечитал давно составленное завещание и распорядился пожертвовать деньги из своих собственных капиталов церкви родного села Ангинского. Великим постом, не изменяя своему обычаю, Владыка ежедневно просил переносить его в храм на время службы, в воскресные дни непременно причащался Святых Христовых Таин. На Страстной седмице в митрополичьи покои из часовни у Воскресенских ворот принесли Иверскую икону Матери Божией, особо почитаемую митрополитом Иннокентием. Он попросил опустить его на колени и, благоговейно помолившись, со слезами на глазах приложился к чудотворному образу. Как заметили окружающие, он стал как-то особенно спокоен.
На следующий день над больным было совершено таинство соборования. Накануне Великого Четверга святитель Иннокентий распорядился, чтобы утром служили литургию раньше обычного. Уже в три часа утра пришли к владыке со Святыми Дарами, он велел поставить себя на ноги и твердо и внятно прочитал молитву: «Верую, Господи и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго». Причастившись он просиял в лице и несколько раз повторил: «Благодарю Тебя, Господи! Благодарю Тебя, что Ты сподобил меня недостойного причаститься Святых Твоих Тайн в полном сознании!» Вечером следующего дня владыка просил прочитать над ним отходную, потом попрощался с близкими, говоря каждому на прощание несколько слов назидания. Отходную прочитали еще раз, владыка впал в забытье, но потом очнувшись спросил:
- Что, разве уже кончили чтение?
Ему отвечали, что кончили.
- Почему же не говорят: «Аминь»? - спросил он. Читавший повторил:
- Аминь!
Владыка перекрестился и проговорил:
- Буди воля Божия!
Это были его последние слова. В Великую Субботу, 31 марта 1879 года, великий труженик и новый апостол, святитель Иннокентий Московский скончался тихой христианской кончиной на восемьдесят втором году жизни.
Утром наступившего дня колокол Ивана Великого возвестил москвичам об этом печальном событии. Многие поспешили на Троицкое подворье попрощаться с глубоко чтимым архипастырем и помолиться об упокоении его души. В своем духовном завещании святитель смиренно написал:
«Прошу и умоляю, не говорить никаких речей ни прежде, ни во время, ни после погребения моего... Но если кому будет угодно сказать слово в общее назидание, то прошу такового сказать слово из текста от Господа исправляются человеку пути его, с указанием на меня, кто и где я был - кем и где скончался, - во славу Богу, но без всяких мне похвал».
Святителя Иннокентия торжественно похоронили в Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры, рядом с могилой его друга и наставника митрополита Филарета.
В 1977 году митрополит Московский и Коломенский Иннокентий был прославлен в лике святых двумя Поместными Церквами – Русской и Православной Церковью в Америке. В 1994 году были обретены его святые мощи, покоящиеся ныне в Троице-Сергиевой Лавре.
Более подробно о святителе Иннокентии Московском можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/92209.html
Тропарь святителя Иннокентия, митрополита Московского
глас 1
Во вся страны полунощныя изыде вещание твое,/ яко приемшия слово твое,/ ихже боголепно научил еси,/ неведущия Христа светом Евангелия просветил еси,/ человеческия обычаи украсил еси,/ Российская похвало, святителю отче наш Иннокентие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак святителя Иннокентия, митрополита Московского
глас 4
Истинный и наложный учитель был еси:/ заповеданная бо Господам сам сотворив,/ имже учил еси и наказал еси ко благочестию приходящая чада,/ неверныя вразумлял еси познати веру истинную,/ просвещая их святым Крещением./ Сего ради со апостолы радуешися,/ приемля почесть благовестника Христова.
Молитва святителю Иннокентию
О пастырю добрый и учителю премудрый, образе благонравия всем, благочестно жити хотящим, святителю отче наш Иннокентие! К тебе, яко чада ко отцу, прибегаем и молимся, поминая твою любовь к людем: буди щит несокрушим Святей Церкви Православней и отечеству нашему, архиереи благолепием святительства и премудростию украси, пастырем в служении ревность даруй, монашествующия к подвигом добраго течения в послушании утверди, православ¬ным христианом веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири. Теплый наш молитвенниче, всероссийский светильниче, просветителю Сибири и Америки, осени горним благословением нас, в скорбех сущих, и подаждь утешение и избавление от болезней душевных и телесных; испроси нам свыше дух кротости, целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, да прочее время жития нашего в вере и покаянии поживем и в жизни вечней благодарне восхвалим прославльшаго тя Господа — Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Священномученик Иоанн Панкратович, пресвитер
Священномученик Иоанн Панкратович, иерей (+ 1937 г.) родился в 1870 году в городе Клецк Слуцкого уезда Минской губернии. В 20-е — первой половине 30-х годов он служил настоятелем Свято-Покровской церкви деревни Чижевичи (ныне в черте города Солигорск).
(Свято-Покровский храм в деервне Чижевичи, Минская обл.)
После закрытия в 1934 году этого храма, отец Иоанн тайно совершал крещения, отпевания и различные требы. Когда началась Всесоюзная перепись населения, батюшка говорил прихожанам, чтобы они соответствующую графу в анкете заполняли с указанием своей принадлежности к Православной Церкви. 23 августа 1937 года батюшку арестовали, обвинив его в том, что он «совершает религиозные требы, для чего ходит по деревням и агитирует население за открытие церкви». На допросе отец Иоанн держался мужественно, отречься от сана отказался. 6 октября 1937 года его расстреляли в Слуцке.
Мученик Лев Кунцевич, миссионер
Родился 18 февраля 1877 года в городе Грайвороне Курской губернии, в семье дворян.
В 1902 году окончил юридический факультет Киевского университета св. равноапостольного князя Владимира.
Принимал участие в монархическом движении, был членом Союза Русского Народа (СРН), делегат 3-го Всероссийского съезда Русских Людей в Киеве 1-7 октября 1906 (Всероссийский съезд Людей Земли Русской) от Петербургского отдела СРН.
Получил духовное образование в Санкт-Петербургской духовной академии, окончив её в 1907 году со степенью кандидата богословия.
19 ноября 1907 года был зачислен на должность миссионера-проповедника в Донскую епархию.
16 ноября 1908 года Донской епархиальный противостарообрядческий и противосектантский миссионерский комитет вынес благодарность Л.З. Кунцевичу "за особые труды, понесенные в ведении миссионерских курсов в слободе Ровеньках", при этом "в виду замеченной пользы от пастырских миссионерских курсов, как для духовенства, так и для населения", просил его "устраивать в удобное для себя время пастырские миссионерские курсы в более населенных местностях Донской епархии".
7 апреля 1910 года был утвержден в должности противосектантского миссионера Харьковское епархии.
В 1911 году начал издавать ежемесячный народно-миссионерский журнал "Ревнитель". Журнал содержал миссионерские проповеди и многие полемические статьи, направленные на борьбу с сектантством.
Указом Святейшего Синода от 28 сентября 1912 года был переведен в Воронежскую епархию. В городе Павловске им было организовано отделение миссионерского Братства святителя Иоасафа Белгородского. Продолжил издание журнала "Ревнитель" и в Воронежской епархии.
В 1916 году перешел в Саратовскую епархию, где кроме обязанностей епархиального миссионера-проповедника, также состоял на должности псаломщика Покровской единоверческой церкви.
После Февральской революции 1917 года по доносу либерального духовенства г. Саратова Кунцевич был посажен под домашний арест, также будучи объявлен монархистом и черносотенцем.
Из под ареста Лев Захарович обратился в Совет Саратовского Православно-Церковного братства Святого Креста (членом которого он состоял), прося походатайствовать об его освобождении. Совет братства смог лишь обратиться в Миссионерский Совет при Св. Синоде, прося "о скорейшем освобождении епархиального миссионера Кунцевича от должности миссионера Саратовской епархии с перемещением его в другую… в виду того, что с освобождением Кунцевича от обязанностей Саратовского епархиального миссионера связано и освобождение Кунцевича из-под ареста".
Лишь 27 апреля Саратовский губернский исполнительный комитет постановил: "Миссионера Кунцевича отправить под конвоем в Петроград в распоряжение обер-прокурора Св. Синода, и передать Правительству о воспрещении Кунцевичу миссионерской деятельности, с указанием на его вредное влияние, и о воспрещении его возвращения в Саратовскую губернию".
В Петрограде Л.З. Кунцевич еще месяц провел в тюрьме, но после этого был отпущен за отсутствием улик. На следствии его обвиняли в монархизме и черносотенстве. Оправданный, он смог все же вернуться в Саратов, но не вступил в прежнюю должность епархиального миссионера, а объявил себя "свободным православным проповедником".
Во время своих весенних "мытарств" по тюрьмам Л.З. Кунцевич смог разглядеть, что главную опасность Православной Церкви ныне несли не сектанты и раскольники, а социалисты, пропитанные духом нигилизма и прямого богоборчества. Путешествуя по югу России, он читал публичные лекции на темы: "Христианство и социализм", "Религия и социализм". В лекциях он объяснял своим слушателям, что Церковь и социалистическое учение несовместимы, что социализм пытается уничтожить веру в Бога, и поставить на Его место свои собственные ложные идеалы.
Был членом Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. от Донской епархии. Сам Лев Захарович не ожидал своего избрания, был несколько обескуражен, но все же обрадован. На Соборе проявилось то, что большая часть депутатов приехала отстаивать истинные интересы Церкви, а не какие-то революционные идеалы.
На Соборе он сблизился с Астраханским епископом Митрофаном (Краснопольским). Вместе они отстаивали на соборных прениях необходимость для Церкви духовного вождя, - каким мог быть только Патриарх. Владыка Митрофан предложил Л. З. Кунцевичу потрудиться в Астраханской епархии, и тот согласился. С 1 ноября 1917 года он был определен Астраханским епархиальным миссионером.
После Октябрьской революции вошел в состав "Всероссийского Православного Братства Ревнителей Святынь Московского Кремля", созданного для восстановления святынь, поруганных во время революционных боев. С успехом продолжал читать лекции в пользу Братства в Москве и в других окрестных городах, где это было возможно.
По окончании второй сессии Собора, в апреле 1918 года отправился в Астрахань вместе с архиепископом Митрофаном (Краснопольским).
В конце мая того же года направился в с. Черный Яр с поручением от архиерея прочесть в местном соборе послание патриарха Тихона от 19 января 1918 года, в котором анафематствовались творящие беззаконие, гонители веры и Церкви Православной. Ввиду большого стечения народа Кунцевич читал послание не в церкви, а на паперти. Вот как об этом писали представители Черноярского Исполнительного комитета в местную Чрезвычайную комиссию:
"26 мая, во время вечерней службы, Кунцевич с кафедры церкви выступил в качестве проповедника, защищая воззвание Патриарха Тихона. Это воззвание носит контрреволюционный характер, обвиняет советскую власть, называя угнетательницей церкви в вере православной. Называя лиц, стоящих у власти - захватчиками, жидами, немцами и т.д.; после защиты этого воззвания Кунцевичем была произнесена проповедь на тему отделения Церкви от Государства, где указывалось, что Церковь просто-напросто грабится немецкими агентами; относительно преподавания Закона Божия в школах указывалось, что большевистская власть, как власть немецко-еврейская, изгоняет учение жизни Христа из школы, с чем надо бороться отторжением такой власти, и, кроме того, всячески старался очернить рабоче-крестьянскую власть.
Исполнительный комитет тогда же учредил за ним надзор, чтобы арестовать его не на виду народа, ибо не было реальной силы, но он скрылся из Черного Яра. Исполком считает Кунцевича по этим вышеприведенным действиям контрреволюционером…."
Из Астрахани вскоре пришло постановление об аресте Кунцевича, но власти долго не могли его схватить, поскольку он с супругой жил очень скромно и уединенно, редко показываясь на улицу.
Лев Кунцевич вместе с супругой жил в Черном Яру и надеялся, что близость белых (ибо фронт тогда проходил сравнительно недалеко от Черного Яра, где оперировал отряд Корвин-Круковского), даст ему возможность перейти на их сторону, и, таким образом, избежать всех большевистских ужасов. Между тем, фронт перебросился под Царицын, большевики бушевали, повсюду свирепствовали чрезвычайки. Населению было запрещено выезжать куда бы то ни было без особого разрешения последней. Но некоторым удавалось, после тщательной проверки со стороны большевиков, выезжать из города. Об этом узнала жена Кунцевича, и, желая помочь мужу выбраться из Черного Яра, тоже пошла в ЧК за получением пропуска. Чекисты обманули доверчивую женщину, заверив, что немедленно выдадут пропуск, как только Лев Захарович явится лично. После небольших колебаний супруги вдвоем отправились в ЧК, откуда Лев Захарович уже не вернулся.
Арест произошел в 20-х числах июля 1918 года. В тюрьме провел более двух месяцев. Его обвинили в контрреволюционной деятельности. Виновным себя не признал, он боролся лишь с "идеей", защищая Церковь, но ни в каких контрреволюционных организациях и заговорах не участвовал. Поношения он сносил с терпением, и требовал лишь одного, - чтобы ему дали возможность оправдаться, доказать свою невиновность.
6 октября 1918 года Черноярская Уездная Чрезвычайная Комиссия вынесла свое постановление: "В момент колоссальной борьбы с врагами трудового народа, когда хищники мирового капитала стремятся задушить русскую революцию, и в крови тружеников потопить добытую кровью свободу - миссионер Кунцевич признается контрреволюционером, а по сему … приговаривает Льва Захаровича Кунцевича к расстрелу".
Был расстрелян в день приговора, 6 октября 1918 года в 18 часов. Расстреливали публично, на центральной площади Чёрного Яра. За час до расстрела мучители дали жене Кунцевича свидание с мужем, обнадёжив её в скором его освобождении. Она плакала от радости. А через час после этого свидания, проходя по площади, увидела его, привязанного к столбу и расстреливаемого красноармейцами. После этого вдова лишилась рассудка. Отзывчивые жители села Старицы взяли её к себе и кормили по очереди.
Лев Кунцевич был реабилитирован в 1995 году.
Прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских в 1981 году Русской Православной Зарубежной Церковью.
Мученица Раиса (Ираида) Александрийская
Святая мученица Ираида жила в Александрии. Однажды, подойдя к источнику, чтобы почерпнуть воды, она увидела корабль у берега, на котором находилось множество мужчин, женщин, священнослужителей и иноков, заключенных в оковы за исповедание Христовой веры. Отбросив водонос, святая добровольно присоединилась к узникам Христовым, и на нее наложили оковы. Когда корабль прибыл в египетский город Антиполь, святая Ираида первая претерпела жестокие истязания и была усечена мечом. Вслед за ней остальные мученики кровью запечатлели свое исповедание веры во Христа.
Тропарь мученицы Раисы (Ираиды)
Агница Твоя Иисусе Раиса зовет велиим гласом: Тебе Женише мой, люблю, и тебе ищущи страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко милостив, спаси души наша.Аминь.
Мученики Андрей, Иоанн и чада Иоанновы, Петр и Антонин
Святые мученики Андрей, Иоанн и чада Иоанновы, Петр и Антонин (IX), пострадали во времена правления Африкой жестокого Ибрагима. После взятия и разрушения Сицилийского города Сиракуз Ибрагим пленил и привел в Африку святого Иоанна и двух его детей, Петра и Антонина, которых заставил обучаться арабскому языку и наукам. Когда юноши подросли, князь Ибрагим настолько полюбил их за мудрость и добродетельную жизнь, что назвал Антонина своим родственником, а Петра назначил главным дворецким. Однако, узнав, что юноши тайно исповедовали Христову веру, Ибрагим впал в неистовый гнев и приказал заковать их в железные колоды и бить суковатыми палками. После длительного избиения святого Антонина посадили на осла, и, привязав ремнями, возили по городу, избивая и осыпая бранью. Мученик терпел все поругания и благодарил Бога. Святого Петра после жестокого избиения палками бросили в темницу. Приказано было привести отца святых мучеников, Иоанна. Жестокий Ибрагим левой рукой схватил его за шею, а правой вонзил нож в горло. Тело отца бросили к телам его детей. По приказу Ибрагима развели большой костер, в который бросили тела святых мучеников.
Святого старца Андрея жестокий мучитель долго морил голодом, а потом пронзил его копьем в грудь. Когда мученик стал молитвенно благодарить Бога, Ибрагим пронзил его вторично. Истекавшему кровью праведнику мучители отрубили голову мечом.
Мученик Иоанн Врахорийский, Албанский
Память 23 сентября (Греч.), 23 декабря (Греч.)
В миру Хасан, родился в Конице, Албания, в семье мусульман-албанцев. Был воспитан в мусульманстве. Его отец был шейхом - духовным наставником общины суфиев.
По достижении двадцатилетнего возраста вступил в орден суфиев. Он отправился в город Врахори в Этолии, где пашой был друг его отца - Хазнатар Юсуф Арав. Здесь, в резиденции паши, он был любезно принят. За сравнительно короткое время прошел большую часть духовных ступеней мистического совершенства, установленных в суфийском движении.
Ему пришлось участвовать в войне с Россией, в боевых действиях в области Ионических островов. На войне он познакомился с Православием и домой вернулся твёрдо уверенным в истине Христовой веры, отказавшимся от ислама и суфизма. Так как никто не желал его крестить из-за страха перед турками, он отправился на соседние острова, где принял крещение с именем Иоанн.
Вернувшись на материк, поселился в православном селе, женился на православной девушке и состоял в отряде самообороны от мусульманских разбойников. Отец, узнав об этом, послал к нему двух суфиев, чтобы они вернули его в ислам, но те потерпели неудачу. "Не думайте, что я захочу быть снова слепым," ответил он им.
Тогда на святой был сделан донос. Он был арестован и приведен в турецкий суд. Перед судьей - преемником Хазнатара - он продолжал искренне исповедовать истинную веру, претерпевал пытки и избиения, пока не был обезглавлен 23 сентября 1814 года. Перед смертью святой Иоанн воскликнул: "Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!"
4 января 1974 года (н. ст.) были обретены святые мощи мученика.
Икона Богородицы Словенская
Словенская икона Божией Матери явилась 23 сентября 1635 года у села Словенки Костромской области. Один зверолов во время охоты случайно обнаружил маленькую шатровую церковь, поросшую мхом. Он вошел внутрь и увидел, что церковная утварь вся истлела от времени, только запрестольная икона Божией Матери оказалась совершенно невредимой. Впоследствии на этом месте возникла обитель.
Икона Богородицы Иверская Гавайская, Мироточивая
Чудотворная Гавайская мирроточивая Иверская икона Богородицы явилась необъяснимо источающей мирро в доме набожной православной супружеской четы в Гонолулу, штат Гавайи, 23 сентября / 6 октября 2007 г. Вслед за этим явлением она была признана чудотворной и подлинной Собором епископов Русской Православной Церкви заграницей.
Широко известно, что эта икона исцелила многих набожных людей от рака, слепоты, болезней почек и печени, хронических заболеваний и одержимости бесами. В настоящее время она находится в Русской Православной Церкви в Гонолулу, но часто путешествует по всему миру, принося исцеление и утешение всем верующим и любящим Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь.
Тропарь
глас 7
От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, миро благодатное источила еси обильно, верныя Твоя во изгнании сущия утешила еси и неверныя светом Сына Твоего просветила еси. Темже и припадаем к Тебе, Госпоже, со слезами: милостива нам буди в час судный, да некако толикую милость Твою восприявше, яко презорливи наказани будем, но подаждь нам Твоими молитвами плод духовный принести и спаси души наша.
Об этом образе Божьей Матери подробнее можно прочитать на сайте православной общины в Гонолулу (на русском языке):
http://ru.orthodoxhawaii.org/icons.html