filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ljubov_i_svet,
filin_dimitry
filin_dimitry
ljubov_i_svet

Category:

07 (20) сентября 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение...


Мученик Евпсихий Кесарийский (Каппадокийский)

мч_Евпсихий_Кесарийский_Сербия_Косово_Монастырь Высокие Дечаны
(мч. Евпсихий Кесарийский (Каппадокийский), монастырь Высокие Дечаны, Косово, Сербия)


Святой Евпсихий родился и получил воспитание в Кесарии Каппадокийской. В царствование императора Адриана1 на него был сделан донос, что он не чтит языческих богов, а почитает Христа. Вследствие доноса Евпсихий был взят правителем Каппадокии и подвергнут пыткам: тело его строгали железными когтями до тех пор, пока не обнажились ребра. После мучений святого Евпсихия еле живого бросили в темницу. Здесь он обратился к Господу с усердной молитвой, и во время сей молитвы явился ангел и прикосновением своим исцелил раны мученика.

Вскоре после сего святой Евпсихий был выпущен из темницы на свободу. Освобождение сие совершилось по произволению Божию для того, чтобы богатство, коим обладал Евпсихий, не доставалось людям нечестивым, но роздано было бы бедным. И действительно св. Евпсихий всё свое имение, собранное еще его прадедами, раздал нищим и убогим, причем некоторую часть отдал врагам своим, кои оклеветали его, и таким образом виновников своих страданий почтил дарами, как бы своих благодетелей.

Впоследствии, когда Кесарией правил князь Саприкий, святой Евпсихий снова был схвачен. Его повесили и долго строгали, после чего он принял мученическую кончину чрез усечение мечом. Рассказывают, что из язв его тела вместо крови истекли молоко и вода.

_______________________
Примечания
1
Адриан – римский император, царствовал с 117 по 138 год по Р.Х. Он хотя и не воздвигал на христиан особого продолжительного гонения, однако при нем пострадало много мучеников христианских, и сам он имел склонность к суеверию и таинственным учениям языческим.

Тропарь мученику Евпсихию
глас 4
Мученик Твой, Господи, Евпсихие во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего; имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.

Кондак мученику Евпсихию
глас 2
Звезда светлая явился еси, непрелестная мирови, Солнца Христа возвещающи, зарями твоими, страстотерпче Евпсихие, и прелесть погасил еси всю, нам же подаеши свет, моляся непрестанно о всех нас.

Величание мученику Евпсихию

Величаем тя, страстотерпче святый Евпсихие, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.



Апостолы от 70-ти Евод и Онисифор

апостол_Евод_70


Святой апостол от 70-ти Евод был первым после святого апостола Петра епископом в Антиохии Сирийской. О нем упоминает его преемник священномученик Игнатий Богоносец. Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский (память 20 декабря), ученик святого апостола Иоанна Богослова, в своем послании антиохийцам: "Поминайте блаженного отца вашего Евода, который был поставлен вам от апостолов первым пастырем..."

Святой Евод служил в сане епископа 27 лет и скончался мученической смертью при императоре Нероне (54 - 68). Святой Евод написал несколько сочинений. В одном из них он пишет о Пресвятой Деве Марии, что Она родила миру Спасителя в возрасте 15-ти лет.

Другие сочинения святого не дошли до нас. Из них известна книга под назвайием "Светило", о которой упоминает церковный историк XIV века Никифор Каллист. Мученическая кончина святого Евода последовала в 66 году.

О святом апостоле Онисифоре свидетельствует святой апостол Павел († 67, память 29 июня):
"Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих, но, быв в Риме, с великим тщанием искал меняй нашел. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь" (2 Тим. 1, 16 - 18).

Святой Онисифор был епископом в Колофоне (Малая Азия), а затем - в Коринфе. Скончался мученически в городе Парии (недалеко от Ефеса), на берегу Геллеспонта, куда отправился благовествовать веру Христову среди тамошних язычников. Здесь святой апостол Онисифор был схвачен и приведен к идольскому капищу. За отказ воскурить фимиам языческим богам, апостола Онисифора, вместе с его рабом Порфирием, привязали к диким коням и влачили по земле. По римскому мартирологу день кончины святого Онисифора считается 16 сентября.

Православная Церковь чтит его память вместе со святым апостолом Еводом, 7 сентября, а также 4 января в соборе святых 70-ти апостолов.

Тропарь апостолов
глас 3
Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.



Святитель Иоанн Новгородский, архиепископ

святитель_Иоанн_Новгородский

Память 7 сентября в день кончины, 1 декабря в честь обретения мощей, и в Соборе Новгородских святых

Святитель Иоанн, архиепископ Новгородский, родился в Новгороде от благочестивых родителей Николая и Христины. Детство его прошло в безмятежной, спокойной обстановке.

После кончины родителей Иоанн и его брат Гавриил, получив небольшое наследство, решили создать в родных местах обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вначале они построили деревянную церковь, а несколько позднее был создан и каменный храм. Не без трудностей воплощались их добрые намерения. Не окончив строительства каменного храма, братья полностью израсходовали свои средства. Только твердая живая вера побуждала их продолжать начатое дело. С ней они и обратились за помощью к Царице Небесной, ради Которой начали это Богоугодное дело. По их неотступной молитве Она явила им Свою милость – предсказала во сне, что подаст все необходимое для окончания строительства. На следующее утро святые братья увидели прекрасного коня, нагруженного двумя мешками с золотом. Никто не подходил к нему, и, когда братья сняли мешки, конь тут же исчез. Так Божия Матерь послала средства на обитель.

По окончании устройства обители, здесь, под покровом Божией Матери, братья и приняли иноческий постриг. Святой Иоанн был наречен Илией, а святой Гавриил – Григорием.

Летописи говорят о епископском поставлении святого Иоанна под 1162 годом. Его первое архипастырское послание было обращено к духовенству и клирикам его епархии. Оно проникнуто любвеобильной заботой о пастве, написано в духе отеческого наставления: «Богу и Пресвятой Богородице было угодно, по вашим молитвам, чтобы я, худой, не отрекался от этого высокого сана, которого недостоин. Так как вы сами побудили меня на это служение, то теперь послушайте меня...» Святитель говорил о призвании пастыря – радеть о овцах своих, не только обличать, но и врачевать тех, которые проводят греховную жизнь. «В начале слова моего я прошу вас, не привязывайтесь сильно к этому миру, но постоянно поучайте людей. Прежде всего смотрите, чтобы они не предавались сильному пьянству. Ведь сами знаете, что через это больше всего гибнут люди не только простые, но даже и мы. Когда приходят к вам на покаяние ваши духовные дети, то спрашивайте их с кротостью. На кающихся не налагайте тяжких епитимий. Не пренебрегайте книжным чтением, ибо если мы не станем делать этого, то чем будем отличаться от простых некнижных людей?.. На сирот епитимий не налагайте... Пусть все каются, ведь иго Христово должно быть легко...»

В 1165 году святитель Иоанн был возведен во архиепископа (с тех пор Новгородская кафедра стала архиепископской).

Зима 1170 года для Новгорода была очень трудным временем, Суздальские войска с союзниками два дня осаждали город за то, что новгородцы не приняли князя Святослава, а также собирали дань с неподвластной им Двинской области.

В печали новгородцы молились Богу и Пречистой Богородице о спасении города. В третью ночь святитель Иоанн, когда он молился перед образом Спасителя, услышал голос, повелевший идти в церковь Спасителя на Ильине улице, взять икону Пресвятой Богородицы и поставить ее на остроге. Наутро Святитель рассказал собору о повелении и послал архидиакона с клириками Софийской церкви за иконой. Войдя в церковь, архидиакон поклонился пред иконой и хотел взять ее, но икона не двигалась. Архидиакон вернулся к архиепископу и рассказал о случившемся. Тогда святитель со всем собором пришел в Ильину церковь и на коленях начал молиться пред иконой. Начали петь молебный канон, и по 6-й песни во время кондака «Заступнице христианом» икона сама двинулась с места. Народ со слезами взывал: «Господи, помилуй!» Тогда святитель Иоанн взял икону и вместе с двумя диаконами понес ее в острог. Новгородцы в страхе предвидели свою погибель, потому что суздальцы с союзниками поделили уже их улицы для грабежа. В шестом часу вечера начался приступ, стрелы сыпались дождем. Тогда Божиим Промыслом икона обратилась ликом к городу, и из глаз Пресвятой Богородицы потекли слезы, которые святитель собрал в фелонь. Тьма, словно пепел, покрыла суздальцев, они начали слепнуть и с ужасом отступили. Это было 25 февраля 1170 года. Святитель Иоанн установил в честь этого торжественный праздник для Новгорода – Знамения Пресвятой Богородицы (празднование 27 ноября).

Суздальская война нанесла большой ущерб Новгородской области. Архипастырь и здесь не остался в стороне. Он проявил отеческую заботу о разоренных семьях, терпевших голод, щедро подавал помощь несчастным сиротам. Как и другие русские святители, он молитвой и доброделанием смирял и утишал междоусобные брани в многострадальной Руси. Так, в 1172 году архипастырь сам поехал во Владимир примирить благоверного князя Андрея Боголюбского с новгородцами.

Святитель не только сопереживал невзгоды своего народа, но более всего заботился о духовном просвещении его. Большое внимание уделял святитель Иоанн духовным беседам, которые часто проходили в кругу духовенства и мирян. Сохранилось до 30 его поучений: о Крещении, Исповеди, Святой Евхаристии. Наставления к инокам были исполнены духовного величия: «Раз последовав за Христом, иноки, крестные делатели духовной жизни, должны жить в уединенных местах, удаленных от мирских людей. Пусть не обкрадывают себя ничем, ни всего посвященного Богу. Инок должен быть всегда иноком, во всякое время и во всяком месте – и во сне, и в бодрствовании сохранять память о смерти, и во плоти быть бесплотным. Не для всех монастырь служит врачевством сластолюбию, как и молчание – гневу, смерть – жадности к деньгам, гроб – хапанию... Жизнь иноческая и мирская несовместимы, как не запрягают вместе верблюда и коня. Инок подклонил свою шею под ярмо Создателя и должен таскать соху в долине смирения, чтобы умножить прекрасную пшеницу теплотою Живодательного Духа и сеять каплями разума Божия. Чернец не владеет собой; будучи богами, берегитесь, как бы не истлеть подобно людям, и не пасть с высоты подобно князю светоносному... от славы человеческой рождается высокоумие...»

Духовные благодатные силы святителя были необычайны. За его душевную простоту и чистоту сердца Господь дал ему власть над бесами. Однажды, когда святитель по обычаю молился ночью, он услышал, что в умывальнике кто-то плещет воду. Увидев, что никого рядом не было, святитель понял, что это бес пытается напугать его. Святитель оградил умывальник крестом и запретил беса. Скоро лукавый дух не стерпел молитвы Святителя, которая палила его огнем, и стал просить выпустить его из умывальника. Святитель согласился, но поставил условием, чтобы бес донес его в одну ночь из Новгорода в Иерусалим ко Гробу Господню и обратно. Бес исполнил повеление святителя, но просил его никому не рассказывать о своем позоре.

В одной из бесед святитель рассказал пастве, что он знает человека, который за ночь посетил Святую Землю. Месть лукавого не замедлила сказаться. Он стал подбрасывать в келлию святителя женские вещи. Однажды, когда большая толпа горожан, возбужденная завистливыми и недоброжелательными людьми, собралась у келлии святого, бес показал им, словно от него выбежала женщина. Святитель вышел на шум и кротко спросил: «Что случилось, дети мои, о чем вы шумите?» Раздраженная толпа, выкрикивая разные обвинения в порочной жизни святителя, повлекла его к реке Волхов. Святителя посадили на плот и пустили вниз по течению реки, рассчитывая избавиться от него. Но плот, вопреки ожиданию, поплыл против течения прямо к мужскому Юрьеву монастырю, находившемуся в трех верстах от Новгорода. Видя это, люди раскаялись и с плачем и криком устремились по берегу за плотом, умоляя святителя простить их и вернуться в город. Сердце простодушного архипастыря было переполнено благодатной радостью не столько за себя, сколько за свою паству. «Господи, не вмени им этого во грех!» – молился он и всем даровал прощение.

Это событие произошло незадолго до кончины святителя. Предчувствуя ее, он отложил святительский омофор и принял схиму с именем Иоанн, которое носил в юности. Преемником себе он назначил своего брата, святителя Григория (память 24 мая). Скончался святитель 7 сентября 1186 года и был положен в притворе Софийской церкви.

Софийский_Собор_Великий_Новгород
(Софийский Собор Великий Новгород)


В 1439 году усердием святителя Евфимия совершались починки в Софийском соборе; в притворе придела храма святого Иоанна Предтечи вдруг оторвался камень и сильно ударил в крышу стоявшей тут гробницы. Святитель Евфимий велел поднять пробитую камнем доску, и храм исполнился благоухания. В гробу увидели нетленные мощи святителя, но никто не мог сказать, кто этот архипастырь. В своей келлии святитель Евфимий стал усердно молить Бога открыть ему имя угодника. Ночью явился перед ним муж, облеченный в святительские одежды, и сказал, что он архиепископ Иоанн, удостоившийся послужить чуду Пресвятой Богородицы, честному Ее знамению. «Возвещаю тебе волю Божию, – продолжал святитель, – совершать память о лежащих здесь архиепископах и князьях 4-го октября, я же буду молиться Христу за всех христиан». Память его празднуется также с собором Новгородских святителей 10 февраля; в 1630 году установлено празднование еще на 1 декабря.


Тропарь святителя Иоанна, архиепископа Новгородского
глас 8
Днесь светло красуется славнейший великий Новград,/ имея мощи твоя в себе, святителю Иоанне,/ яко солнечныя лучи испущающия,/ и подающия исцеления, притекающим с верою к тебе./ Молися Христу Богу, избавити град сей невредим от варварскаго пленения,/ и междоусобныя брани, и огненнаго запаления,/ святителю Богомудре и чудоносче,/ небесный человече, и земный ангеле:/ да сошедшеся любовию в память твою,/ светло празднуем, в песнех и пениих радующеся,/ и Христа славяще, тебе таковую благодать даровавшаго исцелений,/ и великому Новуграду заступление и утверждение.

Ин тропарь святителя Иоанна, архиепископа Новгородского
глас 4
Господи Боже наш,/ творяй присно с нами по Твоему смотрению,/ не отстави милости Твоея от нас,/ но молитвами святителя Твоего Иоанна/ в мире устрой живот наш.

Кондак святителя Иоанна, архиепископа Новгородского
глас 4
Возвеселися явленно Честная Церковь Христова,/ в память днесь приснословущаго святителя Иоанна,/ от великаго Новаграда возсиявшаго:/ и всю страну удивившаго преславными чудодеянии,/ и всеми добродетельми украсившагося./ И по преставлении бо честное тело его обретеся нетленно,/ источающее велия чудеса./ Темже зовем ему:/ о всеблаженне!/ Моли Христа Бога непрестанно о всех нас.


Преподобный Лука Глубокореченский (Каппадокийский), игумен

Преподобный Лука был третьим святым игуменом (с 975 года) Спасовой обители, называвшейся "Глубокие реки" (близ Константинополя, в Кифском заливе). Первым святым игуменом был преподобный Василий (скончался в начале IX века, память его в Греческой Церкви 1 июля), второй святой игумен - преподобный Игнатий Глубокореченский (ок. 963 - 975; память 27 сентября). Обитель славилась особо строгой подвижнической жизнью ее насельников. Скончался преподобный Лука в конце Х века.


Преподобный Серапион Псковский

прп_Евфросин_Серапион_Псковские
(прпп. Евфросин и Серапион Псковские)

Об этом угоднике Божьем можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/140854.html


Преподобный Хлодовальд, принц Франции, иеромонах

Св. Клодоальд


Хлодовальд, самый почитаемый из святых отпрысков Меровингской династии, был сыном короля Хлодомера (Chlodomer/Clodomir) и внуком Хлодвига (Clovis) и святой Хродехильды (Клотильды) (Chrodegilde/Clotilde). После кончины отца, Хлодовальд с двумя старшими братьями, Теодовальдом (Theodoald) и Гунтаром (Gunther), вырастали при бабушке в Париже. Но их дядья, Хильдеберт (Childebert) и Хлотарь (Clotaire), замыслили погубить наследников престола и избавиться от соперников. Они попросили Хродехильду послать к ним детей Хлодомера якобы для того, чтобы провозгласить их преемниками их отца. Святая вдова накормила и одела двухлетнего Хлодовальда и двух его братьев в самые красивые одежды и доверчиво послала их, не подозревая о злоумышлении.
Завладев принцами их заключили под стражу, а к королеве послали спросить об участи детей: «Прикажешь ли ты обрезать им волосы и оставить их в живых или же обоих убить?» Испуганная королева, не сознавая что говорит, в исступлении сказала: «Если они не будут коронованы, то для меня лучше видеть их мертвыми, чем остриженными». Старших братьев убили, но Хлодовальда не смогли схватить, так как его спасли верные люди.

Молодой принц рос в монастыре, и, находя всю свою радость в службе Божией, он предпочел отказ от мира короне. «Пренебрегая земным царством, он посвятил себя служению Господу и, обрезав собственноручно волосы, сделался клириком», пишет о нём святой Григорий Турский. Его духовным наставником был святой отшельник Северин, который и постриг Хлодовальда в монашество. Дяди оставили его в мире, видя его твёрдое желание к духовной жизни. Хлодовальд выбрал монастырь Агон (Agaune), чтобы закончить там свои дни, в окружении сотен монахов, разделенных на девять хоров и следовавших друг за другом по очереди перед алтарем и служивших непрерывно, днем и ночью.

Господь не возжелал долго оставлять это сокровище под спудом и вознаградил добродетели принца даром чудотворения. Однажды, когда он гулял в окрестностях своей кельи, ему явился полуголый нищий, прося милостыню. У принца с тех пор, как он стал монахом, в распоряжении не было ничего, кроме скромной одежды. Между тем, он не захотел отвергнуть просьбы своего брата во Христе. Сняв с себя верхнюю одежду, он одел в нее нищего. Вечером этот нищий получил приют в соседней хижине, и в то время как он спал, свершилось чудо: одежда, которую он получил, возсияла чудеснее, чем одежды принцев.

Распространившаяся слава о нём не позволяла Хлодовальду жить в желанном уединении и он вернулся в Париж. Здесь, по народному прошению, он был рукоположен в священники, несмотря на то что отказывался от этого по своему смирению, и стал первым из принцев Франции облеченным в пресвитерский сан. Рукоположение было произведено епископом Евсевием Парижским в 551 году. Хлодовальд получил от короля Хильдеберта, своего дяди, собственность двумя лигами южнее столицы, чтобы окончить там свои дни в одиночестве. Как только верующие узнали о месте пребывания святого, туда поспешили со всех сторон, чтобы оказаться под его руководством. Сначала было построено несколько келий. Вскоре был основнан монастырь Ножан-на-Сене (Nogent-sur-Seine). Хлодовальд прожил там семь лет среди своих братьев, подавая им пример всех добродетелей, и скончался в 560 году. Добродетели привлекли к нему многочисленных учеников, а чудеса – множество паломников к его могиле, вокруг которой образовалось селение Сен-Клу (Saint-Cloud), жители которого и по сей день почитают cвятого как своего небесного покровителя. Большая часть его мощей сохраняется в приходской церкви деревни.



Священномученик Михаил Тихоницкий, пресвитер

сщмч_Михаил_Тихоницкий


Память 7 сентября, в Соборе Вятских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских

Родился в 1846 году в селе Ошеть Нолинского уезда Вятской губернии в семье псаломщика. Рос послушным любознательным мальчиком, помогал отцу читать и петь на клиросе. Учитель, Александр Добринский, отзывался о нем как об ученике довольно хороших способностей, ревностного прилежания и удовлетворительных успехов.
В 1868 году окончил полный курс Вятской духовной семинарии.

В том же 1868 году был рукоположен в сан диакона, а в 1870 году - во священника, к Ильинской единоверческой церкви Ижевского завода.

Незадолго до этого храм был отдан единоверцам, и молодой священник стал подвизаться на поприще проповеди Слова Божия и обращения из раскола прихожан. Многих людей он удержал от заблуждений, многих раскольников вернул в лоно Церкви.

В 1872 году был переведен в село Подрелье Вятской губ., где он также преподавателем в сельском земском училище.
Благочинный писал: "Ревностен в проповедании Слова Божия и разъяснения учения Святой Церкви. Располагает к ней зараженных расколом прихожан. По многотрудной пастырской деятельности заслуживает внимания епархиального начальства".

Через некоторое время о.Михаил был переведен с семьей в с. Быстрица. В то время у о.Михаила уже было четверо детей. Жена Аполлинария Владимировна и мать Анфиса Ивановна всеми силами помогали о.Михаилу содержать дом в благочестии, сознавая, что дом священника - образец для прихожан. Несмотря на свою постоянную занятость в храме и сельском училище, о.Михаил находил время для воспитания детей.

По просьбе прихожан стараниями о.Михаила была построена каменная ограда с решеткой и воротами вокруг Троицкой церкви (которая и сейчас украшает церковь). В Быстрице о.Михаил продолжал учить детей Закону Божию в сельском училище. По-доброму отзывались о нем учителя и ученики: "Законоучитель священник Михаил Тихоницкий усердный и опытный преподаватель Закона Божия, уроки преподает ученикам самым простым, понятным для детей языком. При спрашивании урока внимание его не останавливается на одном ученике, а относится ко всем".

В 1875 г. умерла годовалая дочь о.Михаила, в 1880 г. - новорожденный сын.

С 1881 года служил в Троицком храме города Орлова Вятской губернии, где также преподавал Закон Божий в Татианинской женской гимназии.

Трудами о.Михаила в 1883 г. был полностью перестроен интерьер церкви и украшен новым иконостасом.
Переезжая из прихода в приход, о. Михаил всегда довольствовался малым. Всегда проживал в церковном доме, не получал никакого жалования, а только пользовался добровольной платой прихожан за требоисполнение.

11 декабря 1881 г., когда о.Михаилу было 35 лет, умерла матушка Аполлинария, вслед за ней в 1882 г. - трехлетний сын Леонид.
В 1885 г. о.Михаил стал членом братства святителя Николая Чудотворца и депутатом Окружных и Епархиальных съездов.
В 1898 году был переведен в Вознесенскую церковь г. Орлова.

В 1913 году о. Михаил был назначен настоятелем Казанского собора г. Орлова, духовником городского духовенства, благочинным церквей г.Орлова. При этом он не оставлял учительские труды в Орловской женской гимназии. Был возведен в сан протоиерея.

15 февраля 1918 г. о. Михаил зачитал послание патриарха Тихона за Божественной литургией в Казанском соборе г.Орлова. Вечером того же дня он был посажен под домашний арест. Через два дня следственная комиссия постановила передать дело в Ревтрибунал.

В вину о.Михаилу было поставлено только прочтение "контрреволюционного послания". На допросе о.Михаил показал, что виновным себя не признает. Защитники и свидетели стали защищать о.Михаила, рассказывая о его нравственных качествах, щедрости к бедным и бескорыстии. Он постоянно навещал больных и заключенных в городской тюрьме, приводил к покаянию, причащал Святых Христовых Таин. Несмотря на выступления свидетелей и защитников, Ревтрибунал признал о.Михаила виновным в контрреволюционном выступлении, но
"считаясь с его преклонным возрастом, а также с двухнедельным домашним арестом, который он отбыл до суда, постановил: объявить на первый раз общественное порицание, предупредить, что если в дальнейшем он будет вести в пределах Орловского уезда агитацию контрреволюционного характера, Революционный Трибунал должен будет прибегнуть к более суровому наказанию".

5 сентября 1918 г. Чрезвычайная комиссия при Совнаркоме поручила комиссару комиссии М.Беляеву произвести обыск на квартире Тихоницких. В ЧК были доставлены: семь чайных серебряных ложек, одна столовая серебряная ложка и золотое чайное ситечко. Ничего запрещенного или подозрительного обнаружить не удалось. После обыска, по-видимому, о.Михаилу было предложено уехать из города, что он и сделал, не догадываясь о готовящейся провокации. На следующий день после отъезда о.Михаила из Орлова, 7 сентября 1918г., комиссар ЧК Н.Воробьев получил ордер на обыск и арест священника Тихоницкого, "проживающего в селе Русаново Левинской волости Орловского уезда". В ордере существует характерная запись: "задержать гражд. по усмотрению предъявителя в деревнях Левинской волости и по дороге". Так о.Михаилу вменялся побег от правосудия.

Его арестовали на следующий день - 8 сентября 1918 г. в д.Нижняя Едома Левинской волости в доме Прокопия Семеновича Фокина. В протоколе обыска сделана запись: "обыск без результата". И, тем не менее, трое человек: "священник отец Михаил, кулак деревни Едома Прокопий Семенович Фокин и Екатерина Халтурина из деревни Рябиничи" были арестованы. О.Михаила обвинили в "контрреволюционной деятельности". "На мой арест, - говорил о.Михаил, - я смотрел как на арест для расследования, так как я знал, что меня без суда не накажут, и был уверен, что освободят, ибо я все время учил народ только добру, а не плохому". На прошение дочери от 14 сентября 1918 г. комиссия не обратила внимания.

19 сентября 1918 года был проведен допрос, а 20 сентября "следователь Юревиц, произведя следствие по делу священника Тихоницкого, по обвинению его в контрреволюционной деятельности постановил: за распространение воззваний против власти свящ. Тихоницкого - расстрелять". В тот же день Юревиц написал председателю Орловской ЧК: "Прошу привести к исполнению приговора Тихоницкого расстрелом".

Расстрелян 20 сентября 1918 года в 9 часов вечера на городском кладбище г. Орлова, в составе группы из 30 человек.

Одна из гимназисток вспоминала:

"Я видела с подругами гимназистками как о.Михаила вели на расстрел. Он шел, как всегда, неспешно, слегка опустив голову, и все молился вслух: "Господи, прости их, они не знают, что делают", и только вот это все повторял. Он был одет в рясу, которую потом снял и бросил знакомой прихожанке, с просьбой передать домой. Конвоиры не препятствовали. Когда его довели до церкви, при которой была богадельня для престарелых, батюшка осенил себя крестным знамением и благословил здание. Его привели на кладбище. Заставили копать могилу. Торопили. Видимо, боялись, что придут люди на выручку. Старец трудился из последних сил, но выкопал не глубоко. Сказали: хватит. Отец Михаил попросил помолиться. После молитвы повернулся к конвоирам и стал ждать. Не разрешил связывать руки и завязывать глаза. Стоял прямо, как-то даже грозно. Прогремели выстрелы. Он упал в могилу, которую быстро стали засыпать. От страха мы боялись даже дышать, как будто неведомая сила прижала нас к земле. Дождались, когда все ушли, и убежали домой".

могила_сщмч_Михаила_Тихоницкого
(могила сщмч. Михаила Тихоницкого)


Могила о.Михаила стала местом благоговейного почитания, на ней по молитвам происходили исцеления.
6 сентября 1991 года прот. Михаил был реабилитирован.

В 1995, начался сбор документов для канонизации отца Михаила за мученическую кончину во имя Христа. 30 июля 2003 года Священный Синод Русской Православной Церкви включил Михаила Тихоницкого в Собор новомучеников и исповедников Российских. 20 сентября 2003, в годовщину смерти нового святого, в Успенском соборе Трифонова монастыря прошла торжественная служба его прославления.

16 сентября 2008 года в Орлове были обретены его святые мощи. Исследование захоронения полностью подтвердило церковное предание о том, что 72-летний старец был убит богоборцами и погребен на месте своей мученической кончины в яме, которую, возможно, его заставили выкопать собственными руками. На месте погребения обнаружена пуля, оборвавшая его земную жизнь, и нагрудные иконки, которые сжимала его рука в минуту последней молитвы. В день обретения святые мощи отца Михаила были перенесены в Орловскую церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Рождественско – Богородицкая церковь_Орлов
(Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, г. Орлов)


Тропарь
глас 4
Богоугодному житию всей душею возревновав/ и мученическою кровию верность Христу запечатлел еси./ Священномучениче Михаиле,/ моли Всеблагого Бога нашего,/ да сохранит Церковь и землю Российскую от ересей, расколов, мятежа и брани,/ укрепит нас в православии и единомыслии,/ возниспослет нам милости своя и молитвами твоими спасет души наша.

Кондак
глас 1
Во граде Орлове пастырь добрый был еси и Вятския земли первый новомучениче./ Спасу подобне за убийц своих молился еси,/ о их прощении Господеви взывая./ И ныне у престола Человеколюбца предстоя/ о прощении прегрешений наших взывати не престай,/ Священномучениче Михаиле,/ теплый наш ходатаю и скорый помощниче.

Tags: Жития святых
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments