Седмица 15-я по Пятидесятнице.
Перенесение мощей апостола Варфоломея (Нафана́ила) (VI); ап. от 70-ти Тита, епископа Критского (I).
Свтт. Варсиса и Евлогия, епп. Эдесских, и Протогена, еп. Каррийского, исповедника и др. с ними (IV); свтт. Иоанна Каппадокийца (520), Епифания (535) и Мины (552), патриархов Константинопольских; прп. Аредия Лиможского (ок. 591; Галл.); св. Хильды Уитбийской (680; Кельт. и Брит.), память перенесения мощей ок. 860; прп. Эббы Старшей, игум. Колдингэмской (683; Кельт. и Брит.).
Прмч. Моисея (Кожина), иеромонаха (1931); сщмч. Владимира Мощанского, пресвитера (1938).
Святые дня, молите Бога о нас!
Апостол Варфоломей (Нафана́ил), перенесение мощей
После страдальческой кончины святого Апостола Варфоломея1, которую он восприял за Христа от нечестивых в армянском городе Албане2, верные приняли честное тело святого Апостола и положили его в том же городе в оловянном ковчеге; и начали совершаться чудеса от мощей Апостола, ибо болящим подавалось от них исцеление; по сей причине многие из неверных обращались ко Христу. Слуги же диавола, жрецы нечестивые и жестокие, услыхав о тех чудесах и даже видя их очами своими, не только не познавали силы Божией, но ожесточались в сердцах своих и возненавидели честные мощи Апостола. Дойдя до крайней степени вражды и ярости, сии слуги диавола взяли упомянутый оловянный ковчег с мощами и бросили его в море, намереваясь потопить его во глубине морской. Кроме того сии нечестивцы бросили в море и еще четыре ковчега с мощами других святых мучеников, и именно, как полагают: Папиана, Лукиана, Григория и Акакия. Но вместо того, чтобы потонуть в пучине морской, сии ковчеги плавали наподобие лодок по поверхности моря, нося в себе бесценные сокровища. Ковчег Апостола Варфоломея, хотя и был оловянным, но не потонул в воде; напротив, сверх природы оказался чрезвычайно легким и носился по морю посреди прочих ковчегов мученических, как корабль, управляемый Богом Всесильным; ибо два ковчега находились по правую сторону его и два по левую, ради чести апостольской.
Плавая чудесным образом по морю, упомянутые ковчеги приплыли к Босфору Фракийскому в Пропонтиде, затем проплыли через Геллеспонтский пролив, переплыли через моря Эгейское и Ионийское, и достигли до Сицилии; оставив Сиракузы по левую сторону, направились к западу и приплыли к острову Липаре. Здесь ковчег Апостолов пристал к берегу; ковчеги же прочих святых мучеников, проводив Апостола до Липары, оставили его здесь и разделились, направившись каждый, по Божественному изволению, в свою сторону. Папианов ковчег поплыл в Сицилию, Лукианов в Мессинию, Григориев в Калабрию, Акакиев в город Аскалус; обо всём этом было откровение от Бога епископу острова Липары Агафону.
Сей епископ пришел с клиром и народом на берег морской и, найдя здесь ковчег с мощами Апостола, преисполнился радости вместе с прочими и сказал:
– Откуда пришло к тебе, о Липара, такое бесценное богатство; поистине ты ныне возвеличился и прославился; ликуй и радуйся, принимая руками своими посетившего тебя сего великого твоего заступника и ходатая к Богу и воскликни к нему: благо пришел ты к нам , Апостол Господень!
Все удивлялись тому, каким образом оловянный ковчег с мощами святого Апостола, не только не потонул в воде, но оказался легче ладьи и переплыл столь далекий путь морской, руководимый, очевидно, не силою человеческою, но силою Божиею. И прославляли все величие Божие.
Посем, взяв святой ковчег с мощами Апостола, понесли его с пением псалмов тожественно в церковь; и истекло миро от святых мощей Апостола; сим миром подавалось врачевание болезням неисцельным3.
Сии честные мощи Апостола Христова находились на том острове долгое время, даже до времен царствования Феофила иконоборца4. В царствование же сего Феофила, по попущению Божию за грехи людские, агаряне взяли в плен остров Липару. Правитель города Беневента, князь Сикард, давно уже слышавший о чудесах Апостола Христова, воспламенился теплою верою к святому; посему, позвав из города Амалфии моряков и обещав вознаградить их в достаточной степени, он уговорил их отплыть на корабле на остров Липару и оттуда привезти к нему мощи святого Апостола Варфоломея, как некое драгоценное сокровище. Сии мужи отплыли на корабле, приплыли к острову Липаре, взяли оттуда столь желанное сокровище духовное и возвратились к своим. И лишь только князь Сикард услышал о приближающихся к нему мощах святого, вышел с епископом и многими людьми на кораблях в море для встречи; честные мощи Апостола Христова были приняты с радостью; потом их внесли с честью в город Беневент и положили в Великой церкви, торжественно отпраздновав сие событие.
С того времени было установлено празднество в честь перенесения честных мощей святого Апостола Варфоломея, в двадцать пятый день месяца августа. От сих честных мощей подавались одержимым различными болезнями исцеления, по молитвам Апостола Варфоломея и по благодати Господа нашего Иисуса Христа5.
_____________________________________
1 Память св. Ап. Варфоломея празднуется 11 июня.
2 Ныне Баку.
3 Означенное событие произошло в конце VI века.
4 Император Феофил царствовал с 829 г. по 842 г.
5 Честные мощи святого Апостола Варфоломея были перенесены из Липары в город Беневент около 839 г.
Житие апостола Варфоломея (Нафанаила) вы можете прочитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/556839.html
Тропарь апостолов
глас 3
Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак апостола Варфоломея
глас 4
Явился еси великое солнце вселенней/ учений сияньми и чудес страшных,/ световодя почитающия тя,/ Варфоломее,// Господень апостоле.
Молитва святому Апостолу Варфоломею
О преславный Апостоле Христов Варфоломее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елея же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильный! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков. Аминь.
Апостол от 70-ти Тит, епископ
Память 4 января (70 ап.), 25 августа.
Тит был уроженец острова Крита, сын знатных язычников. В молодых годах он внимательно изучал эллинскую философию и древних поэтов. Занимаясь науками, Тит проводил жизнь добродетельную, не предаваясь порокам и страстям, свойственным большинству язычников. Он соблюдал девственность, как засвидетельствовал о нем священномученик Игнатий Богоносец. За такую жизнь Господь не оставил его без Своей помощи.
В двадцатилетнем возрасте святой Тит во сне услышал голос, внушавший ему оставить эллинскую премудрость, не дающую душе спасения, но искать той, которая спасает. После этого сна святой Тит ждал еще один год, не будет ли ему еще подобного веления и, действительно, ему было указано ознакомиться с учением Божиих пророков. Первое, что ему довелось прочитать, была Книга пророка Исаии. Открыв ее на 47 главе, он был поражен словами, сказанными как бы про его собственное духовное состояние.
Когда до Крита дошел слух о появившемся в Палестине Великом Пророке и о чудесах, творимых Им, правитель острова Крита, родной дядя Тита, послал его туда. Этот Пророк был Сам Господь Иисус Христос. Святой Тит в Иерусалиме увидел Господа; слушал Его проповедь и уверовал в Него. Он был свидетелем Крестных страданий и смерти Спасителя, Его славного Воскресения и Вознесения на Небо. В день Пятидесятницы будущий апостол слышал, стоя в народе, как 12 апостолов, после сошествия на них Святого Духа, говорили разными языками, в том числе на языке критян (Деян. 2, 11).
Святой Тит принял крещение от апостола Павла и сделался его ближайшим учеником. Он сопровождал апостола Павла в его миссионерских путешествиях, неоднократно выполнял его поручения, касающиеся новоустроенных Церквей, и был с ним в Иерусалиме. Святой Тит был причислен к 70-ти апостолам и рукоположен апостолом Павлом во епископа Критского. Около 65 года, незадолго до второго заточения, апостол Павел направил пастырское послание своему избраннику (Тит 1-3). Когда апостол Павел как узник был привезен в Рим на суд кесаря, святой Тит оставил временно свою Критскую паству и пошел в Рим послужить своему духовному отцу. После мученической кончины апостола Павла апостол Тит вернулся в главный город Крита - Гортину.
Апостол Тит мудро управлял своей паствой и трудился над просвещением язычников светом веры Христовой. Ему был дан от Господа дар чудотворений. Во время одного из языческих праздников в честь богини Дианы Тит проповедовал собравшимся во множестве язычникам. Когда он увидел, что они его не слушают, он помолился Господу, чтобы Сам Господь показал заблуждающимся людям ничтожество идолов. По молитве апостола Тита, идол Дианы на глазах у всех упал и разбился. В другой раз апостол Тит молился, чтобы Господь не допустил окончания постройки воздвигавшегося языческого храма в честь Зевса, и он разрушился. Такими чудесами апостол Тит привел к вере во Христа многих.
Просветив светом веры и окрестные страны, апостол Тит мирно скончался в глубокой старости 94-х лет. Перед смертью его лицо просияло, как солнце.
Честные его мощи почивали в кафедральном соборе Гортины. После опустошения острова сарацинами в 823 г. от мощей его осталась здесь одна глава, которая и была перенесена в Венецию в храм св. Марка. По другим сведениям, глава апостола хранилась на Крите в храме его имени.
(Кафедральный собор апостола Тита - Ираклион - Крит (Κρήτη) - Греция)
Нам удалось побывать на Крите в минувшем году (к сожалению, я еще не успел выложить рассказ о том путешествии, но обязательно это сделаю), и я подтверждаю, что частная глава апостола Тита хранится как раз в этом храме и доступна для того, чтобы к ней можно было приложиться почти всегда, когда открыт храм.
Тропарь апостолов Варфоломея и Тита
глас 3
Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак апостола Тита
глас 2
Павлов явився собеседник, апостоле,/ с ним нам слово предвозвестил еси Божественныя благодати,/ тайноглагольниче Тите приснопамятне./ Сего ради вопием ти:// не престай моляся о всех нас.
Святители Варсис, Евлогий и Протоген, епископы
Святители Варсис и Евлогий, епископы Едесские, и Протоген, епископ Каррийский, исповедник, пострадали от ариан во второй половине IV века. Император Валент (364-378), желая насадить арианскую ересь, воздвиг жестокое гонение на православных. В городе Едессе он изгнал с епископского престола святителя Варсиса, борца за Православие, послав его в заточение на остров Арад.
Православное население приняло святителя-изгнанника с великой честью. Его послали дальше, в египетский город Оксиринф, но и там повторилась какая же встреча. Тогда святитель Варсис был изгнан на самую границу императорских владений, в далекий город Фенон, где, измученный ссылками, он и скончался († 378). В Едессе император Валент незаконно возвел на епископскую кафедру арианина, лжеепископа по имени Лупус, что значит волк, который и по имени, и по делам оказался волком, расхищавшим стадо овец Христовых. Православное население Едессы, клирики и миряне, перестали посещать свою церковь, захваченную арианами. Они собирались за городом и совершали Богослужение на открытом месте.
Узнав об этом, император приказал епарху Модесту умертвить всех православных, явившихся на Богослужение за город. Епарх жалел народ и оповестил православных, чтобы они не приходили на Богослужение. Но верующие поступили наоборот: горя желанием принять мученическую смерть за Христа, они все как один пришли на место, где обычно собирались для молитвы. Епарх Модест, исполняя приказ, направился туда с вооруженными воинами. По дороге он увидел женщину, которая спешила на Богослужение вместе с ребенком, чтобы им не лишиться мученического венца. Пораженный епарх Модест вернулся со своими воинами назад. Явившись к императору Валенту, он убедил его отменить указ об убиении всех православных и распространить его только на клириков. Лиц духовного чина, во главе со старейшим пресвитером Евлогием, привели к императору. Он добивался, чтобы они вошли в церковное общение с лжеепископом Лупусом, но никто из них не согласился. После этого 80 мужей духовного чина в оковах послали в заточение во Фракию. Православные встречали их по пути с великой честью как исповедников и снабжали всем необходимым. Узнав об этом, император велел разделить мучеников по двое и разослать в отдаленные места.
Святые пресвитеры Евлогий и Протоген были отправлены в Фиваидский город Антиной. Там своей проповедью они обратили ко Христу многих идолопоклонников и крестили их. Когда погиб император Валент и на престол вступил святой благоверный царь Феодосий (379-395), оставшиеся в живых после гонения православные исповедники были возвращены из ссылки. Святые пресвитеры Евлогий и Протоген вернулись в Едессу. На место умершего в изгнании Едесского епископа святителя Варсиса был возведен святой пресвитер Евлогий, а святой пресвитер Протоген был поставлен епископом в месопотамский город Каррию. Оба святителя управляли своими паствами до смерти, которая последовала в конце IV века.
Святитель Иоанн II Каппадокиец, патриарх Константинопольский
(свтт. Иоанн и Афанасий патриархи Константинопольские, Сербия. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Алтарь, Жертвенник)
Святой Патриарх Фотий (857-867) называл его "жилищем добродетелей".
Прозван «каппадокийцем» по месту рождения. На патриарший престол избран престол больше по желанию народа, чем по желанию императора Анастасия I Дикора (491–518 гг.). Его кратковременное правление отмечено событием большой важности – прекращением разделения церквей, продолжавшееся 34 года со времени издания известного «Генотикона» при императоре Зиноне (474–491 гг.) и патриархе Акакии (471/472 – 488/489 гг.). Попытка Зинона и Акакия, не давшая решительных результатов, исходила из благородного желания спасти целостность империи и, в конце концов, в отношении к восточным и южным окраинам всё же создала положение, которое характеризуется поговоркой «худой мир лучше доброй ссоры». Но это с трудом поддерживавшееся равновесие на Востоке неизбежно должно было сказаться на отношениях к Италии и Риму. На Западе, который был сравнительно свободен от религиозного брожения, удивлялись и недоумевали при виде той деликатности, с которой Византия относилась к инакомыслящим.
Недоразумения привели к разрыву, который сильно тревожил правительство и население Константинополя, затрудняя сношения по всем делам. Но до вступления на престол династии Юстиниана I Великого (527–565 гг.) правительство жертвовало западными провинциями ради восточных. Его политика ясно сказалась в характерной фразе императора Анастасия I: «Желаем, чтобы мы повелевали, а не нам повелевали». Появление на исторической сцене короля остготов Теодориха Великого (около 454 – 526 гг.) резко изменило эту политику. Теодорих держал в страхе население Константинополя сначала лично, а после утверждения в Италии – через своего подручника комита Виталиана. Чтобы завоевать расположение папы и населения Италии, Теодорих, сам арианин, выступает защитником православия и производит давление на Византию. Опасное соседство на северо-западе встревожило население Константинополя. Отсюда настойчивое желание сближения с Римом. Перемена религиозной политики должна была превратить папу и Италию из врагов в союзников против ариан-остготов.
Положение папы никогда не было таким удобным и выгодным: Гормизд (514–523 гг.) мог делать с Константинополем, что хотел. Перед его преемником Иоанном I (523–526 гг.) при встрече за стенами Византии становилось на колени население столицы с императором Юстином I (518–527 гг.) во главе. Только в свете этих данных возможно понять факты кратковременного страдальческого правления Иоанна II Каппадокийца, которое было сплошным унижением. Человек православного образа мыслей, патриарх в отношении к монофизитам держался, однако, мягкой политики своих предшественников. Только благодаря этому император Анастасий I мог допустить его на кафедру. Юстин I вступил на престол 9 июля 518 г., а через неделю (15 и 16 июля) в храме Святой Софии толпа народа (во главе с монахами) заставила патриарха переменить церковную политику. Толпа кричала: «Почему мы остаёмся вне общения? В течение стольких лет почему мы не имеем общения?» За два дня она настояла на том, чтобы, во-первых, 16 июля было совершено празднество в честь Халкидонского собора, а во-вторых, был анафематствован Антиохийский епископ Севир (512–518 гг.), в-третьих, были внесены в диптихи четыре первых Вселенских собора, имена патриархов Евфимия I (489/490 – 495/496 гг.) и Македония II (495/496 – 511 гг.), умерших в изгнании, и имя папы Римского Льва I Великого (440–461 гг.).
Чтобы оформить свои заявления, сделанные народу, патриарх созвал 20 июля Собор из епископов, пребывавших в столице (числом около 40). Постановления Собора были отправлены патриархом (между прочим, и папе Гормизду) с посланием, в котором Иоанн II Каппадокиец уведомлял о внесении в диптихи Льва, о признании четырёх Соборов и просил прислать мужей-миротворцев. Император с племянником также отправили письма папе Римскому с комитом Гратом, которому было поручено уладить трудный вопрос о патриархе Акакии. В глазах Рима Акакий был не только автором «Генотикона»; его главная вина заключалась в разрыве с папой. К этой вине оставались причастными Македоний и Евфимий, люди православные и высокочтимые на Востоке. В Константинополе предвидели, что строгость Рима проявится не только в отношении к Акакию, поэтому миссия Грата не увенчалась успехом. В начале 519 г. из Рима был послана депутация на Восток для принятия в общение отпавших со множеством писем. Этой депутации был предписан полный маршрут, что совершать, как действовать, где останавливаться. На Востоке было много таких лиц, которые, так сказать, дышали римской святостью. В православии своих местных епископов сомневались и с ними не имели никакого общения. Именно у этих лиц папа приказал легатам останавливаться. Шествие двигалось на Восток с большой церемонией, но всё это отзывалось страшным фарисейством.
Какое впечатление производило оно на местных жителей, исследователи сказать затрудняются. Эта изолированность от лиц осквернённых возбуждала, конечно, неудовольствие жителей. Оно увеличивалось ещё больше тем, что легатам был дан libellus (петиция), требующий подписи всех восточных епископов. Без подписи этого документа епископ не принимался в общение. Так шествие дошло до Фессалоники. Фессалоникийский епископ сначала согласился удовлетворить всем требованиям формулы, но потом отсрочил подпись на некоторое время и тем отсрочил своё общение с Римом. Наконец, шествие дошло до Константинополя, где было встречено с подобающей почестью. Легаты отказались вступить в переговоры с Иоанном II Каппадокийцем и потребовали подписи его и всех епископов под libellus. Легаты говорили, что если патриарх и император не согласятся на осуждение не принявших Халкидонского собора, то они не могут быть названы православными. Положение Константинопольского патриарха было несчастным. Напрасно он обращался к легатам с просьбой изложить петицию в иной форме, не так обидной для патриарха, но легаты были неумолимы. Давление двора и сановников принудило его собственноручно подписать libellus и тем признать своё подчинение Римскому епископу – такова была воля царя. Тон послания к патриарху был очень властным. Папа писал, что признавать Халкидонский собор и защищать Акакия, значит, впадать в противоречие. Он обещал принять патриарха в общение, если тот подпишет libellus, в котором, между прочим, предавались анафеме Акакий и Македоний с Евфимием. Послы торжественно вошли в Софийский собор и на престоле сами вычеркнули имена прежде умерших патриархов. Правда, в libellus не были названы по имени Евфимий и Македоний: патриарх просто обещал вычеркнуть из диптихов преемников Акакия. Константинопольский патриарх в это время имел так мало авторитета, что не мог даже документу о состоявшемся согласии дать форму общительного послания и вынужден был подписаться под привезённой формулой, составленной в Риме, присоединив к ней лишь введение. О происшедшем в Константинополе были оповещены провинции.
Торжество папы Римского было полным. Таким образом, в марте 519 г. был положен конец так называемой «Акакианской схизме» – 34-летнему церковному расколу между Востоком и Западом. Такой порядок вещей, конечно, был обусловлен обстоятельствами, а потому, когда наступили более благоприятные времена, то вычеркнутые имена снова были внесены в диптихи, а Евфимий и Македоний были признаны святыми. Между тем папа думал, что его постановления исполнятся немедленно, и с удивлением не получал утешительных известий от легатов. Они и не могли его радовать, потому что провинции, свободные от давления власти, решительно отказывались выполнять требования папского двора, действуя совершенно самостоятельно. Лиц, вычеркнутых римскими легатами из общения, они не вычёркивали и libellus не подписывали. Главное препятствие к восстановлению общения между Римом и Константинополем обнаружилось в Фессалониках. Епископ Дорофей отложил подпись libellus, пока он не будет подписан Константинопольским патриархом. В сентябре или октябре 519 г. туда прибыл легат Иоанн по делу о соединении. За две недели до прибытия легатов Дорофей созвал Собор, на котором постановил, чтобы в окрестностях Фессалоники было прекращено богослужение. Был распространён слух, что можно опасаться гонения за веру. Ввиду возможности гонения стали запасаться Святыми Дарами, и в кафедральной церкви их раздавали целыми корзинами. В Фессалоники явились комит Ликиний и легат епископ Иоанн, которые объявили, что желающие соединиться с Римом должны подписать у Дорофея libellus. Римскому легату в собрании было предложено исправить некоторые пункты libellus, но тот отказался, говоря, что на это не получено разрешения папы. То же повторилось и на другом совещании. Народ возмутился, собрался у дома «католика» Иоанна, потому что здесь остановились легаты и Ликиний. Этот Иоанн, «всегда отделявшийся от общения с Дорофеем из-за Халкидонского собора» и потому навлекший на себя общую вражду, был убит со своими рабами. Легату Иоанну пробили голову, и он был вынужден укрыться в базилике. Послам советовали уехать ночью, но они отказались, опасаясь быть брошенными в море, и просили охраны у гражданской власти. На другой день, несмотря на то, что восстание кипело, они благополучно успели выбраться из города. Легаты и папа требовали, чтобы Дорофей был низложен и выслан в Рим на суд. Император ответил, что на вызов Дорофея нет достаточной причины, что его будут судить там, где есть больше свидетелей. В августе 520 г. Дорофей отправил к папе Гормизду письмо, в котором говорил, что не виновен в происшедшем, что он уважает папу и приветствует церковь, имеющей в среде своих святителей такого достойного мужа. Но папа ответил ему на это резким письмом. Исследователи находят любопытным, что оскорблённый и униженный Иоанн II Каппадокиец был первым Константинопольским патриархом, который в документах именуется «вселенским».
Скончался Иоанн II Каппадокиец в 520 г.
Святитель Мина Константинопольский, патриарх
Был пресвитером в Константинополе и надзирателем за странноприимным домом преподобного Сампсона Странноприимца, в царствование святого Юстиниана I. После низложения еретика-монофизита Анфима в 536 году пресвитер Мина был возведён на Константинопольский патриарший престол как достойный епископства за свою высокую добродетель и твердое исповедание Православия. Рукоположение его совершил находившийся тогда в Константинополе святой папа Римский Агапит.
Сразу по взошествии на святителя престол состоялся в 536 году собор отлучивший Анфима и его последователей. Затем, в 543 году, император Юстиниан обнародовал свой эдикт против учения Оригена, для опровержения которого был собран еще один собор.
Во время патриаршества святителя Мины в Константинополе произошло чудо, сделавшееся широко известным всему городу. Один еврейский мальчик вошел с другими детьми в церковь и причастился Святых Христовых Таин. Дома он рассказал об этом своему отцу. Тот в страшном гневе схватил ребенка и бросил его в раскаленную печь (отец его был стеклодув). Жене своей он ничего не сказал. Мать три дня со слезами искала сына, громко его звала, и, наконец, на третий день он отозвался ей из раскаленной печи. Она с трудом вытащила оттуда ребенка, который был невредим. Мальчик рассказал, что к нему приходила Пресветлая Жена, остужала огонь и приносила воду и пищу. Об этом случае стало известно святителю Мине и святому императору Юстиниану I. Мальчик и его мать приняли крещение, но отец ребенка ожесточился и не захотел раскаяться, несмотря на великое чудо, которому он был свидетелем. Тогда император предал его суду как детоубийцу и приговорил к смертной казни.
Святой патриарх Мина правил Константинопольской Церковью 16 лет. К концу его правления стал разгораться спор вокруг учения трех учителей Сирийской Церкви Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского – так называемых «Трех Главах».
Святитель Мина подписал императорский указ осуждавший это учение, за что папа Римский Вигилий вначале отлучил его, но вскоре сам принял императорский указ и общение было восстановлено. В 551 году, в продолжение того же спора, вновь произошёл разрыв между Римской и Константинопольской кафедрами, тогда же вновь залеченный.
Период патриаршества Мины совпал с эпохой бурной деятельности царя Юстиниана. Царьград в те годы украсился рядом выдающихся храмов, включая знаменитый храм в честь Святой Софии, Премудрости Божией. Святитель Мина мирно скончался в 552 году.