filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ljubov_i_svet,
filin_dimitry
filin_dimitry
ljubov_i_svet

13 (26) августа 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение…


Преподобная Радегонда или Радегунда Тюрингская (Radegund, Radegunde), королева франков

Преподобная Радегонда или Радегунда Тюрингская - икона житие
(Преподобная Радегонда или Радегунда Тюрингская - икона житие)


Дочь короля Бертахара, одного из трех правителей, деливших между собой королевство Тюрингия, святая Радегонда родилась в 518 году в Эрфурте. После убийства своего отца и из-за захвата королевства ее дядей Герменфредом, она была воспитана при дворе последнего. Короли Франков, Теодорих и Хлотарь, сын Хлодвига, настойчиво подбиваемые Герменфредом на подавление мятежа, поднятого его братом, захватили Тюрингию и разделили членов королевской семьи в качестве трофеев. Восьмилетняя Радегонда досталась Хлотарю, королю Суассона, печально знаменитому своей разгульной жизнью, который вознамерился взять ее в жены, когда ее образование будет завершено.

Она получила высококлассное литературное образование, редкое по тем временам, в особенности для женщин, на королевской вилле Атье в Вермандуа. Будучи еще ребенком, она вела молитвенную жизнь и имела обыкновение собирать всех бедных детей и, заставив их умыться, она прислуживала им за столом, после чего они сообща шествовали в молельню. Прошло почти пять лет, и овдовевший к тому времени Хлотарь вызвал красивую пленницу в свой двор. Пришедшая в ужас Радегонда бежала, но была вскоре поймана и немедленно доставлена в Суассон, где и состоялось бракосочетание. Положившись на Промысел Божий, она стала преданно исполнять свои обязанности супруги и королевы, не отделяясь, тем не менее, от Царя Небесного: "Христос был ее уделом куда более, чем брак человеческий", - писал биограф. Она посвящала милостыне большую часть своего времени, отдавая свои украшения церквям и монастырям, и раздавая все вплоть до своих одежд нуждающимся. Она воистину видела Христа в нищих, чью наготу она покрывала, и смотрела на всякое нерозданное добро, как на потерянное.
В предоставленном ей королем городе Атье, она основала больницу, где она служила самым бедным и обездоленным. При дворе она носила грубую власяницу под своими королевскими одеждами, и когда она принимала участие в банкетах, то просила подавать себе блюдо бобов или чечевицы. Как только приходил час богослужения, она находила повод, чтобы оставить стол. Ночью она оставляла свое королевское ложе ради продолжительной молитвы. Королю говорили: "Ты женился на монашке, а не на королеве!". Хлотарь раздражался таким поведением и осыпал свою супругу упреками; но под впечатлением от ее святости, он пытался затем возмещать свои оскорбления подарками или помилованием приговоренных к смерти.

Брат королевы, вовлеченный в бунт в Тюрингии, был казнен по приказу Хлотаря в 555 г. Святая Радегонда, испытывая от этого невыносимую печаль и не желая продолжать вести супружескую жизнь с убийцей своего брата, получила от Хлотаря согласие на то, чтобы посвятить себя полностью Богу.
Когда она обратилась к святому Медарду, епископу Нуайонскому, епископ вначале заколебался, опасаясь оказаться отстраненным от алтаря теми, кто хотел помешать королеве принять постриг. Тогда Радегонда укрылась в ризнице, где облачилась в монашеские одежды. Вновь появившись перед епископом, она сказала: "Если ты сомневаешься в том, чтобы меня рукоположить, и если ты боишься человека больше чем Бога, так знай же, пастырь, что с тебя спросят отчет за душу твоей овцы". Тогда святой Медард Нуайонский возложил на нее руки, дабы посвятить ее в диакониссы. Тотчас, раздав свое добро, святая уехала в Тур, чтобы поклониться там могиле святого Мартина. Она основала там мужской монастырь, после чего вернулась в свою виллу в Сэ с небольшой группой своих последовательниц, ставших ее ученицами.

Со дня своего рукоположения до самой смерти, Радегонда не вкушала ничего кроме сырых овощей и плодов. Во время поста каждые четыре дня она сама дробила каменным жерновом зерно, которое служило ей пищей, делая после этого то же самое для соседей. Всегда в ровном настроении, и в радости, и в печали, королева делала себя служанкой для всех, в особенности для нищих и обездоленных, которых она ежедневно принимала у себя за столом и которых она мыла своими руками. Когда появлялись прокаженные, она их принимала в стороне и без свидетелей, она омывала им лицо, которое обнимала с любовью, она заботилась об их гнойных ранах, затем она их отправляла с подарками.
Когда слухи о том, что Хлотарь вознамерился возобновить супружескую жизнь дошли до Сэ, Радегонда удвоила посты и молитвы и стала настойчиво просить о заступничестве отшельника Жана из Шинона, который ей ответил, что Бог не позволит королю осуществить его планы. Избежав этой опасности, святая решила основать монастырь, который ее оберегал от новых посягательств короля и был устроен наилучшим образом, по традициям святых отцов. Она решила основать этот монастырь в Пуатье, под покровительством святого Илария. Хлотарь дал согласие на его создание и даже взял на свое попечение его строительство и содержание его общины.

Сооружение было закончено довольно быстро, и святая Радегонда обосновалась там со своей общиной, которая в конце ее жизни составляла порядка двухсот верующих, происходящих в большинстве своем из наиболее благородных семей королевства. Основательница, духовная мать и образец добродетели для общины, Радегонда между тем по скромности отказалась быть старшей, и она возложила эту ответственность на Агнессу, свою наиболее близкую ученицу и подругу детства. Узнав, что Хлотарь возобновил свои намерения по случаю паломничества в Тур, она стала настойчиво просить защиты у святителя Германа, епископа Парижского, который сопровождал правителя. Епископ пал в ноги Хлотарю пред могилой святого Мартина, и Хлотарь уступил. Епископ Герман отправился в Пуатье, чтобы лично донести туда эту новость. Он же рукоположил Агнессу в игуменью.

Вольная отныне следовать за Христом, Которого она любила, Радегонда устремилась от всей своей души вслед за ним, не будучи отвлечена материальными хлопотами. В то же время озабоченная тем, чтобы дать своему монастырю устав, она провела в сопровождении Агнессы несколько месяцев в Арле. Там в монастыре, основанном святым Сезэром, был устав, который представлял собой разумную адаптацию к условиям городской монашеской жизни и к женскому темпераменту опыта, накопленного в монашеских центрах Востока и Запада на протяжении двух веков.
В течение первых лет отношения общины святой Радегонды с епископом Пуатье отличались любовью и взаимоуважением, но они ухудшились при епископе Мэрове, который обиделся на духовное влияние святой на епархию. Напряжение достигло высочайшей точки, когда Радегонда получила от императора Юстина в качестве дара частицу Животворящего Креста Господня (568). Епископ, раздраженный тем, что не оказался причастным к этому событию, отказался встречать величайшую реликвию и исчез. Помещенный предварительно в монастырь Тура, Святой Крест был принесен в Пуатье 19 ноября, где его приветствовало все население, которые пели гимны, сложенные по этому случаю святым Венанцием Фортунатом. Святой Крест был помещен в монастырь, который стал с тех пор носить имя Святого Креста.
Обратившись к епископам, собравшимся в Туре на церковном соборе, святая Радегонда получила для своего монастыря привилегии, который защищали его от вмешательства гражданских и церковных властей, не ставя снова под вопрос канонической юрисдикции местного Епископа.

Святая Радегонда не принимала иной милости кроме как быть первой в служении другим сестрам. Она чистила и умащала их обувь, когда они спали; она подметала коридоры, стирала и чинила грязное белье, убирала нечистоты, поддерживала огонь, служила больным. И когда она возвращалась в свою келью, падая от усталости, то это делалось для продолжения молитвенного бдения. Обращаясь к сестричеству, она говорила: "Я вас выбрала в качестве своих дочерей, вы мой свет, вы моя жизнь, вы мой отдых и все мое блаженство, вы моя молодая поросль. Не давайте себе покоя вместе со мной в этом мире, чтобы приготовить себе радость в другом. Давайте будем служить Богу со всей Верой и со всем милосердием, давайте будем искать Его со страхом, в простоте нашего сердца, чтобы мы смогли сказать ему с уверенностью: "Господи, воздай нам то, что нам причитается по делам нашим…".
Милосердие их распространялось не только на жителей городка, но и на все королевство, и она молила Бога, обливаясь слезами, чтобы он даровал примирение наследникам Хлотаря, “чтобы обеспечить спасение народов и Родины".

Святая королева прославилась многочисленными чудесами. Она возвращала зрение слепым, изгоняла демонов, и было достаточно дать больным листьев или свечу, которые она благословила, чтобы им возвратилось здоровье. По ее молитвам вернулась к жизни молодая монахиня. Поэтому ее могли сравнивать со святым Мартином, великим чудотворцем.

Почитавшаяся святой еще при жизни Радегонда в возрасте лет шестидесяти обрела от Христа видение, в котором ей было показано то место, которое для нее было предназначено на небе. Она упокоилась с миром несколькими днями позже, 13 августа 587 г. В отсутствие епископа Мэрове, похороны возглавил Григорий, епископ Турский. Почитание святой Радегонды, одной из наиболее ярких фигур французской святости, затем широко распространилось в остальной Европе.
Монахини Пуатье, обитающие нынче в Коссонньер (Cossonniere), коммуна Сан-Бенуа-де-Кине (Saint-Benois-de-Quineay) в шести километрах от прежнего монастыря, бережно сохраняют некоторые вещи, относящиеся к жизни Святой.

Прежде всего, это ставротека, реликварий монастыря Святого Креста. Он представляет собой небольшую шкатулку, дно которой покрыто эмалью, на золотом основании (5,7 см на 6 см), которое разделено по центру Святым Древом окруженному прозрачными зелеными эмалями. Пять перевязанных частичек образуют дважды пересеченный крест на поле эмалированной пластинки глубокого синего цвета с тончайшими проблесками золота, из которых исходят мельчайшие золотые капельки, стягивающие многоцветные эмали. Бирюзовая эмаль выделяет кривую некоторых проблесков, к которой прикреплены темно-зеленые цветочки о трех лепестках. Среди красных капелек, разбросанных по эмали, выделяются четыре красных гвоздя, расположенных у основания Креста. Они воспроизводят гвозди распятия, воспетые Фортунатом. Что касается частиц реликвии в виде дважды пересеченного креста, они представляют собой наиболее древний из известных примеров. Эта эмалированная пластина прежде находилась в маленькой коробочке, которая исчезла в 1792 году, так же как и большая золотая рака, в которой он находился.
В монастыре также сохраняется подголовник, который называется пюпитром святой Радегонды и представляет собой пасхального Агнца, расположенного между двумя слоистыми разновысокими стволами. Этот подголовник вне сомнения был изготовлен под руководством святой Радегонды.

Преподобная Радегонда или Радегунда Тюрингская - могила святой в крипте
(Преподобная Радегонда или Радегунда Тюрингская - могила святой в крипте)


Другое наследие святой – бронзовый крест, называемый крестом Радегонды, размером 0,113 м на 0,110 м. Контуры этого креста Меровингов несут на себе потертости от рук. Его часто помещали в изголовье больных из Пуатье, как принадлежавший святой и как несущий в себе заряд ее милостей и благословения.
Мощи Святой Радегонды пребывают во Франции, в граде Пуатье, в храме, освященном в ее честь.


Преподобный Вигберт Херсфельдский (фритцларский)

ВИГБЕРТ ХЕРСФЕЛЬДСКИЙ


О св. Вигберте известно немного. Он родился в Англии (в Уэссексе - прим.) и, по-видимому, уже принял постриг, когда, около 734 г., и до его ушей дошел призыв св. Бонифация принять участие в миссионерском путешествии на континент. Вигберт последовал этому призыву и отправился в Германию. Здесь св. Бонифаций поставил его аббатом в Херсфельдский монастырь в Гессене, где святой успешно проповедовал Евангелие вплоть до 737 г., когда получил новое назначение – в Тюрингию, где он стал аббатом Ордруфского монастыря (англ.). Но преклонный возраст не позволил св. Вигберту надолго остаться в Тюрингии, и, чувствуя приближение своего конца, святой испросил у св. Бонифация дозволения провести остаток дней в Херсфельде (и получил просимое). Известно, что, несмотря на слабое здоровье, святой, до самой своей смерти, вел суровый, аскетический образ жизни.

Преподобный был погребён во Фритцларе. Из-за вторжений язычников – саксов мощи святого перенесли в 774 году в Бёрабург, и, наконец, в 780 году святитель Лулл торжественно перенёс в Херсфельд. Здесь в честь святого около 850 года была возведена церковь, которая, однако, сгорела в 1037 году. Новую церковь для упокоения мощей святого построили и освятили в 1144 году. Эта церковь уничтожена пожаром в 1761 году. В ходе последнего пожара мощи Св. Вигберта исчезли и судьба их неизвестна.

Почитается небесным покровителем города Бад Херсфельд.


Преподобный Серид Газский

Великий аскет авва Серид был игуменом большого общежительного монастыря неподалеку от Газы, где прославились подвижничеством прпп. Варсонофий и его ученик Иоанн, а также прп. авва Дорофей.

Собор Валаамских святых

Собор Валаамских святых


Собор Валаамских святых, празднование Русской Православной Церкви в честь святых Валаамского монастыря.

4 июля 1999 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был установлен день празднования памяти Собора Валаамских святых, который приходится на первое воскресенье после 6/19 августа. Собор составили святые уже прославленные Церквью, а местночтимые подвижники благочестия по мере предоставления материалов для их канонизации будут включаться в этот Собор.

В Собор входят:

• Прп. Авраамий Ростовский, архим. (XI, память 29 октября)
• Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский и Псковский (+ 1186, память 7 сентября, 1 декабря)
• Прпп. Сергий и Герман, чудотворцы Валаамские (XIV в., память 28 июня, 11 сентября)
• Прп. Корнилий Палеостровский (ок. 1420, память 19 мая, 21 августа)
• Прп. Савватий Соловецкий (+ 1435, память 8 августа, 27 сентября)
• Прп. Арсений Коневский (+ 1447, память 12 июня)
• Свт. Геннадий Новгородский (+ 1504, память 4 декабря)
• Прп. Александр Свирский, игум. (+ 1533, память 17 апреля, 30 августа)
• Прп. Адриан Ондрусовский (+ 1549, память 17 мая, 26 августа)
• Прп. Афанасий Сяндемский, Вологодский (+ после 1577, память 18 января)
• 34 преподобномученика (+ 1578, память 20 февраля)
• Прмч. Евфросин Синозерский (+ 1612, память 20 марта)
• Прп. Назарий Валаамский, Саровский, игум. (+ 1809, память 23 февраля)
• Прп. Герман Аляскинский, монах (+ 1836, память 27 июля, 13 декабря)
• Прп. Лев Оптинский, иеросхим. (+ 1841, память 11 октября)
• Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский и Черноморский (+ 1867, память 30 апреля)
• Прп. Антипа Валаамский, Афонский, иеросхим. (+ 1882, память 10 января)
• Прп. Илия Верхотурский (+ 1900, память 30 ноября)
• Прп. Арефа Верхотурский, архим. (+ 1903, память 15 мая)
• Прмч. Андроник (Барсуков), иеродиак. (+ 1917, память 7 декабря)
• Прмч. Сергий (Гальковский), иером. (+ 1917, память 7 декабря)
• Прмч. Иеремия (Леонов), мон. (+ 1918, память 1 января) [1]
• Сщмч. Феофан (Ильменский), еп. Соликамский (+ 1918, память 11 декабря)
• Присп. Арефа (Митренин), иером. (+ 1932, память 24 октября)
• Присп. Патрикий (Петров), иером. (+ 1933, память 11 марта)
• Прмч. Афанасий (Егоров), игум. (+ 1937, память 7 августа)
• Прмч. Петр (Козлов), иером. (+ 1938, память 15 февраля)
• Прмч. Таврион (Толоконцев), иером. (+ 1939, память 25 мая)
• Сщмч. Иувеналий (память 11 сентября)


Собор Кемеровских святых

Собор_Кемеровских_святых

Празднуется 18/31 августа (при совпадении этого числа с воскресным днем), либо в неделю перед 18/31 августа.

Просьба о рассмотрении вопроса об учреждении празднования Собора Кемеровских (Кузбасских) святых поступила от епископа Кемеровского Аристарха (Смирнова). В сообщении от 23 августа 2010 года Пресс-служба Кемеровской епархии сообщила о патриаршем благословлении на учреждение праздника. Днём празднования был избран День шахтёра, главный гражданский праздник Кузбасса - т.е. последнее воскресенье августа по григорианскому календарю. 29 августа того же года состоялось первое празднование нового Собора.

В 2011 году епархиальным иконописцем Михаилом Прошкиным была написана икона Собора: святые кузбасской земли, сверху осеняемые образом Пресвятой Богородицы "Знамение", в честь которой освящен главный православный храм Кузбасса –Кемеровский Знаменский Собор; между фигурами святых расположена гористая местность, олицетворяющая горнодобывающие предприятии региона; в верхней части иконы изображена Небесная Церковь, главой которой является Господь Иисус Христос.

В состав Собора изначально были включены имена 39 подвижников, из которых 36 человек - из лика новомучеников и исповедников Российских скончавшихся в лагерях Сиблага на территории Кемеровской области, а также 3 пустынножителя XIX века из-под Новокузнецка. В 2013 году 40-м в списке угодников Божиих, входящих в Собор, стал священномученик Павел Смирнов.

Таким образом к Собору причислены:

• Прав. отрок Петр Томский (+ нач. XIX в./1820, память 4 марта)
• Прп. Василиск Сибирский, монах (+ 1824, память 29 декабря)
• Прп. Зосима (Верховский), схимонах (+ 1833, память 24 октября)
• Сщмч. Владимир Рясенский, свящ. (+ 1932, память 22 ноября)
• Сщмч. Павел Смирнов, прот. (+ 1937, память 16 февраля)
• Сщмч. Петр Попов, свящ. (+ 1937, память 12 мая)
• Сщмч. Мирон Ржепик, прот. (+ 1937, память 31 августа)
• Сщмч. Григорий Аверин, свящ. (+ 1937, память 7 сентября)
• Сщмч. Лев (Егоров), архим. (+ 1937, память 7 сентября)
• Сщмч. Амфилохий (Скворцов), архиеп. Енисейский (+ 1937, память 18 сентября)
• Сщмч. Анатолий Левицкий, свящ. (+ 1937, память 21 октября)
• Сщмч. Аркадий (Ершов), еп. Свердловский (+ 1937, память 21 октября)
• Мч. Киприан Анников, псаломщик (+ 1937, память 21 октября)
• Прмч. Неофит (Осипов), архим. (+ 1937, память 21 октября)
• Сщмч. Никандр Чернелевский, свящ. (+ 1937, память 21 октября)
• Сщмч. Павлин (Крошечкин), архиеп. Могилевский (+ 1937, память 21 октября)
• Сщмч. Александр Андреев, прот. (+ 1937, память 22 октября)
• Сщмч. Александр Лебедев, свящ. (+ 1937, память 22 октября)
• Сщмч. Василий Богоявленский, свящ. (+ 1937, память 22 октября)
• Сщмч. Владимир Соболев, свящ. (+ 1937, память 22 октября)
• Прмч. Герман (Полянский), архим. (+ 1937, память 22 октября)
• Прмч. Мина (Шелаев), архим. (+ 1937, память 22 октября)
• Сщмч. Серафим (Самойлович), архиеп. Угличский (+ 1937, память 22 октября)
• Сщмч. Константин Пятикрестовский, прот. (+ 1938, память 21 февраля)
• Сщмч. Иоанн Орлов, свящ. (+ 1938, память 22 февраля)
• Мч. Михаил Строев (+ 1938, память 3 марта)
• Сщмч. Александр Лихарев, прот. (+ 1938, память 4 марта)
• Сщмч. Константин Соколов, свящ. (+ 1938, память 12 марта)
• Прмц. Наталия Бакланова, послушница (+ 1938, память 18 марта)
• Прмц. Мария Носова, послушница (+ 1938, память 27 апреля)
• Сщмч. Михаил Марков, свящ. (+ 1938, память 3 июня)
• Прмц. Мария (Цейтлин), мон. (+ 1938, память 2 декабря)
• Сщмч. Леонид Викторов, свящ. (+ 1938, память 28 декабря)
• Сщмч. Михаил Березин, свящ. (+ 1938, память 31 декабря)
• Прмц. Евдокия Павлова, послушница (+ 1939, память 7 апреля)
• Сщмч. Леонид Муравьев, свящ. (+ 1941, память 29 октября)
• Сщмч. Василий Мирожин, прот. (+ 1941, память 7 декабря)
• Прмч. Филарет, в схиме Серафим (Пряхин), игум. Срезневский (+ 1942, память 22 февраля)
• Мч. Борис Успенский (+ 1942, память 2 декабря)
• Мч. Иоанн Колесников (+ 1943, память 4 апреля)


Tags: Жития святых
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments