Седмица 8-я по Пятидесятнице.
Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге (1290).
Вмч. Прокопия Кесарийского (303); прав. Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца (1303). Прав. Прокопия Устьянского (XVII); прп. Димитрия Басарбовского (XII-XIII), память перенесения мощей в Бухарест в 1774; Прп. Феофила Мироточивого, Афонского (1548; Греч.); мч. царя Митридата (Мирдата) V Карталинского (410/411); блж. короля Эдгара Мирного, Английского (975; Кельт. и Брит.); св. Суннивы девы и иже с ней, Селийских (X; Норв.); сщмч. Анастасия Янинского, Гунарского, Константинопольского (1743; Греч.).
Сщмчч. Александра Попова, Феодора Располова, Николая Брянцева, пресвитеров (1918).
Икон Божией Матери: Казанская (Вышенская); Казанская (Петербургский список); Казанская (Вязниковская); Казанская (Московская); «Благовещение» Устюжская; Казанская (Каплуновская); Казанская (Казанский список); Казанская (Тамбовская); Казанская (Пензенская); Казанская (Высочиновская); Казанская (Нижнеломовская); Казанская (Песчанская); Казанская (Шлиссельбургская); Казанская (Тобольская); Казанская (Ярославская); Казанская (Чимеевская), Якобштадтской.
Святые дня, молите Бога о нас!
Икона Богородицы Казанская
Обретение Казанской иконы Божией Матери произошло 8 июля 1579 года в Казани, через четверть века после покорения царём Иоанном Грозным Казанского ханства. В июне 1579 года Казань пострадала от страшного пожара, обратившего в пепелище часть города и половину Казанского кремля. Мусульмане злорадствовали, думая, что Творец прогневался на христиан. Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного утверждения Православия на всей златоордынской земле – будущем Востоке Российского государства.
Во время пожара сгорел и дом стрельца Даниила Онучина. Через несколько дней после пожара стрелец решил начать на прежнем месте постройку нового дома. Тогда его десятилетней дочери Матроне явилась во сне Богородица с повелением возвестить архиепископу и начальникам города, чтобы они обрели в земле, на месте недавнего пожара, Её Казанскую икону Божией Матери. Словам девочки не придали значения, но после третьего явления Матрона слёзно упросила свою мать исполнить повеление Богородицы. И вот, начав разгребать пепелище в указанном месте, они увидели сияющую чудным светом икону Казанской Божией Матери.
Весть о чудесной находке мгновенно облетела всю Казань. К месту обретения Казанской иконы Божией Матери стало стекаться множество народа. После молебна икона была торжественно перенесена в Казанский Благовещенский собор. Многочисленные чудотворения от новоявленной Казанской иконы начались с прозрения двух слепцов, Иосифа и Никиты.
Икона Божией Матери Казанская вдохновляла русских ратников в период Смутного времени при освобождении Москвы от поляков. Перед Казанской иконой в 1709 году, накануне Полтавской победы, император Петр I молился о даровании победы русскому войску (этот список в настоящее время находится в Казанском соборе Санкт-Петербурга). В 1812 году накануне отъезда в действующую армию перед чудотворной иконой Божией Матери молился князь Михаил Кутузов.
К сожалению, в 1904 году Казанская чудотворная икона Богородицы была похищена грабителями и, после снятия с неё драгоценных риз, ими уничтожена. После российской революционной смуты 1917 года многочисленные древние списки с Казанской чудотворной иконы Божией Матери разошлись по всему миру. Русская Православная Церковь прилагает все усилия для возвращения святынь на родину. В России самый ранний из известных списков чудотворной Казанской иконы Пресвятой Богородицы (1606 г.) находится в Третьяковской галерее.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Казанской
глас 4
Заступнице усердная,/ Мати Господа Вышняго,/ за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ и всем твориши спастися,/ в державный Твой покров прибегающим./ Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице,/ иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими,/ предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/ и сокрушенным сердцем/ пред пречистым Твоим образом со слезами/ и невозвратно надежду имущих на Тя,/ избавления всех зол,/ всем полезная даруй/ и вся спаси, Богородице Дево:// Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Казанской
глас 8
Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу,/ скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы,/ ускорим на молитву и потщимся на покаяние:/ источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица,/ предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол// благонравныя и богобоящияся рабы Своя.
Величание
Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ и чтим образ Твой святый,/ от негоже истекает благодатная помощь// всем, с верою притекающим к нему.
МОЛИТВА первая перед иконой Божьей Матери Казанская
О, Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру благая Помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление!
Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия и покланяющияся пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия.
О, Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая! Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша. Ты еси обидимых защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение.
Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем, и на Твой Пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему, яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.
МОЛИТВА вторая перед иконой Божьей Матери Казанская
О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Умоли, милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирно страну нашу, Церковь Свою святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево, Ты еси всесильная христиан Помощница и заступница. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия, и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Икона Богородицы Казанская (Вышенская)
Один из изводов КАЗАНСКОЙ чудотворной иконы Божией Матери. Во время войны 1812 года, спасаясь от французов, московская монахиня Мирония Данкова отправилась в Тамбовский Вознесенский монастырь. Она везла с собой Казанскую икону – родительское благословение. В дороге Миронию решил ограбить и убить ямщик. Монахиня взмолилась к Богородице, и от иконы раздался голос: «Не бойся, Я твоя Заступница». Ямщик внезапно ослеп, и только после раскаяния и обещания довезти монахиню до монастыря вновь прозрел.
Икону Божией Матери Мирония хранила у себя в келии. Однажды она вновь услышала голос, исходящий от иконы Божией Матери, повелевающей ей передать образ в Вышенскую пустынь. Но монахиня умолила Божию Матерь, чтобы икона осталась с ней до её кончины. Мирония завещала по своей кончине передать икону в Свято-Успенский Вышенский монастырь, куда образ и был перевезён 7 марта 1827 года.
Здесь от святого образа совершилось много исцелений. Иногда ночью видели чудный свет, исходивший от иконы Божией Матери. В 1841 году заступничеством Божией Матери через Её икону Вышенскую был спасён от холеры город Тамбов. В память этого события Вышенская икона Пресвятой Богородицы ежегодно приносилась в Тамбов с крестным ходом.
После революции во времена крестьянских восстаний в Тамбовской области верующие спрятали чудотворную икону в земле, уложив её в специальный футляр. Однако кто-то из местных жителей донёс властям, икону нашли и содрали с неё золото и драгоценные камни. Сам образ попал в семью священника, который в 1946 году передал его в храм во имя Преподобного Сергия Радонежского в селе Эммануиловка. В пятидесятые годы на собранные средства для иконы изготовили вызолоченную ризу.
Свято-Успенский Вышенский монастырь в 1920-х годах был закрыт, здания и имущество национализированы, монахи выселены. В настоящее время в возрождённом как женский Вышенском монастыре (ныне Рязанская область) почитается древний список иконы Божией Матери, который после революции хранился в тайной монашеской общине.
Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге;
Икона Богородицы «Благовещение» Устюжская
Устюжский вариант иконы Божией Матери «БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» связан с житием святого праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца, память которого отмечается в этот же день.
Блаженный Прокопий был иностранным купцом, торговавшим в Великом Новгороде во второй половине XIII века. Исповедовал он католичество, но ему так полюбилось православное богослужение и строгие уставы Русской Церкви, что он не только перешёл из католичества в Православие, но и раздал своё имущество бедным, а оставшуюся часть пожертвовал в Варлаамо-Хутынский монастырь. Жители Новгорода стали прославлять Прокопия за его благотворительность, поэтому он удалился из города в Великий Устюг.
Там святой вступил на путь юродства Христа ради: ночи проводил в молитве на паперти Успенского собора, а днём ходил по городу в изорванной одежде, смиренно перенося насмешки и побои. Жизнь свою святой Прокопий проводил в строгом посте, принимая пищу лишь от благочестивых и богобоязненных людей, от богачей, нажившихся неправдой, он не брал ничего. За свои подвиги блаженный Прокопий стяжал дар прозорливости.
В 1290 году, за неделю до сильной бури с грозой и смерчем большой разрушительной силы, блаженный Прокопий ходил по городу, призывая со слезами жителей Великого Устюга каяться и молиться, чтобы Господь избавил город от участи Содома и Гоморры. В течение недели праведник предупреждал о скором суде Божием, но ему никто не верил.
Когда же разразилась страшная буря, жители бросились в соборный храм, где увидели блаженного, который молился перед иконой Благовещения Пресвятой Богородицы. Вместе с ним долго и истово молились устюжане. Вдруг от иконы Божией Матери потекло благовонное миро и по храму распространилось благоухание. В то же время огненный смерч внезапно миновал город. За 20 верст от Устюга из чёрной тучи пали градом раскаленные камни, раздробив и уничтожив множество деревьев, но при этом никто из людей не пострадал и даже скот остался невредим.
Между тем святого мира от чудотворной иконы Божией Матери истекло столько, что молящиеся в храме наполнили им церковные сосуды. Больные от помазания этим миром получали исцеление. В том же году в память об избавлении города от гибели было установлено (8 июля) празднование Устюжской иконы Божией Матери.
В настоящее время образ Божией Матери «БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» (УСТЮЖСКАЯ) находится в Третьяковской галерее.
Тропарь
глас 4
Всепетая и Всеславная Царице Богородице, Мати всея твари Содетеля, христианская Надеждо и Заступнице, печальным утешение, ненадеющимся и отчаявшимся скорое надеяние, молим Тя: милостива буди нам, грешным, не остави раб Твоих и не отрини моления недостойных.
Молимтися, взирающе ко образу Твоему честному святыя и чудотворныя иконы Твоея и вопиюще с плавающими и путьшествующими, да пребудет милость Твоя.
О Владычице, ризою честною защити, и во всяцех местех злых соблюди, и молися к рождшемуся из Тебе Христу Богу нашему, да спасет от грех души наша.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Благовещение» Устюжская
Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго.
Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Икона Богородицы Казанская (Тамбовская)
Этот образ находится в нижней Преображенской церкви Тамбовского кафедрального собора. Первое прославление его совершилось 6 декабря 1695 года, в память чего и установлено празднование.
Во время всенощного бдения в этот день от иконы истекли слезы, обильно омочившие пелену и аналой. Чудо это было тогда же записано казначеем архиерейского дома иеромонахом Гавриилом. С этого времени множество богомольцев стало стекаться к пречистому образу, а жители города и его ближайших окрестностей начали брать икону Богоматери в свои дома. Многие недужные, с верой притекавшие под молитвенный покров Богородицы, получали исцеление от своих немощей.
По изображению Тамбовская икона сходна с Казанской, почему празднество в честь этого образа совершается еще и 8 июля. В Преображенской церкви образ этот помещается за первым северным столбом соборного нижнего храма. Икона вставлена в позолоченную резную раму за стеклом и украшена сребропозолоченной ризой, усеянной драгоценными камнями.
В верхней соборной церкви того же кафедрального храма есть другой местночтимый образ Богоматери, именуемый Тамбовским.
В Тамбове известна еще чудотворная икона Божией Матери, называемая Уткинской.
Икона Богородицы Казанская (Пензенская)
КАЗАНСКИЙ образ Пресвятой Богородицы, подаренный пограничной Пензе царём Алексеем Михайловичем при основании города. Прославилась икона БогоМатери в 1717 году чудесным спасением Пензы от опустошительного нашествия кочевников.
Ногайская орда совершила рейд в глубь России, разоряя все населённые пункты по пути следования. Пензенский гарнизон не располагал достаточными силами для обороны, поскольку Пётр I переселил казаков на новые границы империи, расширившейся в результате азовских походов. Совершив неудачный штурм, кочевники взяли Пензу в осаду. Несмотря на отбитую атаку, крепость не могла вынести продолжительной блокады.
Накануне 4 (17) августа 1717 года, когда не оставалось надежд на спасение города, все жители собрались в собор на бдение, которое не прерывалось всю ночь. Утром на крепостной вал вынесли Казанскую икону БогоМатери и начали петь акафист. Когда ногайцы пошли на приступ, лик Божией Матери потемнел, и святая икона отвернулась от врагов. Во время чтения молитвы в татарском стане произошло смятение, и они бежали.
В конце ХIХ века этой иконе БогоМатери помимо общецерковного празднования было установлено местное празднование– 4 августа (17 августа по новому стилю). В настоящее время чудотворный образ пребывает в пензенском Митрофаньевском храме. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 2006 года празднование Пензенского образа Казанской иконы БогоМатери включено в общецерковный календарь.
Тропарь
глас 4
Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.
Кондак
глас 8
Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы, ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже избавихомся от поганых нашествия.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою Казанская - Пензенская
О Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, Чистая Дево Марие, миру Благая помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление! Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия и покланяющияся пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия. О Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая! Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша, Ты еси обидимым защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение. Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем и на Твой пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему, яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Якобштадтская икона Божией Матери
До начала XX века Якобштадтская икона Божией Матери была единственной чудотворной святыней Латвии.
Святой образ был обретен во время русско-шведской войны 1654–1667 гг. При переправе через Западную Двину солдат шведской армии Яков Гудынский поддел копьем плывшую по реке дощечку. На берегу он с ужасом обнаружил, что по древку копья от дощечки течет кровь, а на потемневшей древесине проступил лик Божией Матери с Младенцем на руках. Шведский солдат принес образ в ближайший православный храм святого Георгия Победоносца. Храм, при котором была небольшая монашеская община, находился в слободе Гольмгоф (с 1670 года – г. Якобштадт, ныне – г. Екабпилс). Передав образ братии монастыря, солдат принял православие, а затем иноческий постриг и навсегда остался в обители.
В 1675 году чудотворная икона Божией Матери была перенесена в новый, построенный на пожертвования православного купца Якова Раткевича, Свято-Духовский храм.
Более трех столетий Якобштадтская икона была единственной чудотворной иконой Латвии. К ней съезжались паломники, по молитвам перед святым образом совершались многочисленные чудотворения. Не раз икона спасала Якобштадт от пожаров; в 1878 году крестный ход со святыней вокруг обители остановил быстро распространявшийся огонь.
Почитание чудотворного Якобштадтского образа Пресвятой Богородицы было поистине всенародным: ежегодно с 1901 по 1914 год икона приносилась из Екабпилса для поклонения в Ригу, Митаву (Елгаву) и Спасо-Преображенскую пустынь.
Во время первой мировой войны чудотворная икона была утрачена.
В 2008 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II московские иконописцы по сохранившимся описаниям создали новый список чудотворного образа. До перенесения в Ригу и Екабпилс список пребывал в Ризоположенском храме Московского Кремля, где в праздник положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне он был освящён.
19 июля Якобштадтская икона была торжественно встречена в Риге, а 25 июля святыня возвратилась в Свято-Духов мужской монастырь.
(Екабпилсский Свято-Духов мужской монастырь - г. Екабпилс - Латвия)
Полностью сказание о чтимом образе Богородицы Якобштадтской можно почитать на сайте монастыря:
http://www.klosteris.lv/index.php?newsid=111
Тропарь Якобштадтской иконе Божией Матери
глас 5
Во бури Пристанище, / и Посещение больным, / и странным Покров, и Заступление, / на путь покаяния, Дево, настави нас, / и от внезапныя смерти избави нас. / Смиренно припадая к Тебе молимся: // помози нам, Едина Чистая, на Тя бо надеемся.
Икона Богородицы Казанская (Каплуновская)
Память 8 июля, 11 сентября
В конце XVII века в 20 верстах от города Ахтырки Харьковской губернии, в недавно возникшем сельце Каплуновке, на реке Хухре, жил благочестивый священник о. Иоанн Ильич Уманов. В 1689 г. ему явился чудотворный образ Богоматери.
8 сентября, в день Рождества Богородицы, он видел во сне старца, который сказал ему, что через три дня к нему придут три иконописца: один 70-ти, другой 80-ти, третий 90 лет. У этого третьего старец приказал взять связку икон, семь верхних возвратить иконописцу, а восьмую, которая будет Казанской, оставить у себя; за это священнику обещаны от Богоматери милость и благодать. После этого сна о. Иоанн постился и ежедневно совершал литургию. На третий день, возвращаясь из церкви домой, он увидел идущих к нему трех престарелых иконописцев. Он пригласил их к себе, радушно принял, затем у старшего взял связку икон, и восьмая, как было во сне предсказано, оказалась Казанской. Иконописцы в благодарность за хороший прием хотели отдать икону даром и едва согласились взять за нее 15 копеек. После этого они продолжали свой путь.
Отец Иоанн Уманов поставил икону у себя в комнате и день и ночь теплил перед ней свечу. В ночь на третье воскресенье он увидел во сне Деву необычайной красоты, Которая, коснувшись его рукой, сказала ему:
— Иерей Иоанн, не вынуждай Меня быть в твоей храмине, а отнеси в Мою церковь!
Церковь в Каплуновке была в честь Рождества Богоматери. Когда о. Иоанн проснулся, келья его была озарена ярким светом. Он собрался с духом, подошел к иконе и увидел, что из глаз лика Богоматери струятся по доске слезы. Он немедленно собрал народ, рассказал о происхождении иконы и о событиях последней ночи, и икона после молебна торжественно была перенесена в храм, где прославилась чудесами. По имени села ее стали звать Каплуновской.
Отец Иоанн долго еще после этих событий служил в селе и утешался все возраставшей славой иконы. Ему же выпала на долю радость видеть то общегосударственное значение, которое икона получила во время войны Карла XII с Петром Великим.
Когда шведский король Карл XII вторгся со своими войсками в Малороссию, Петр, идя к нему навстречу и ища помощи Небесной, вызвал к себе в Харьков отца Иоанна с Каплуновской иконой, которую и оставил при армии. Между тем Карл, добравшись с Мазепой до Каплуновки, расположился там на отдых и занял дом о. Иоанна. Несколько солдат Карла хотели поджечь церковь, но дрова, которыми они обложили храм, не загорались. Карл видел все это из окна и попросил у Мазепы объяснения того, как это люди не могут зажечь храма. Мазепа сказал, что храм, вероятно, охраняет Богоматерь, так как здесь находится Ее икона, признаваемая чудотворной. Шведский король велел привести к себе кого-нибудь из каплуновских жителей. Сыскали одного человека в лесу, и Карл стал расспрашивать его, где стоит Петр с войсками. Тот отвечал, что в Харькове. Затем Карл спросил, тут ли икона Богородицы. Узнав, что она унесена в армию, он сказал Мазепе:
— Церкви и без иконы не могли зажечь, а где будет Она Сама, там, наверное, придется нам очень плохо.
Перед началом Полтавского боя Петр приказал носить Каплуновскую икону по рядам русской армии и со слезами молился перед образом. Затем после битвы священник Иоанн с иконой был вытребован в Москву и оттуда уже отпущен с святыней домой. Петр сделал на икону серебряную вызолоченную ризу с драгоценными каменьями и серебряный ковчег.
На киоте этом — надпись: «В сем ковчеге император Петр I по окончании 1709 года с Карлом XII под Полтавой войны, прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Богоматери».
В 1744 году в Харькове составлено повествование о Каплуновской иконе на основании сведений, полученных от священника о. Иоанна Уманова. Позже сюда включены свидетельства о последующих знамениях и исцелениях, бывших от иконы.
Праведный Прокопий Устюжский
Святой Прокопий был немцем католического вероисповедания, иностранным купцом, торговавшим в Новгороде. Пленившись красотой Православного богослужения, он принял Православие, раздал богатство нуждающимся и вступил иноком в обитель преподобного Варлаама Хутынского под Новгородом. Через какое-то время, избегая известности, он удалился в город Устюг. Здесь он избрал трудный подвиг юродства Христа ради, т. е. притворился безумным, чтобы приобрести совершенное смирение. Так он стал первым юродивым на Руси. Много скорбей пришлось вынести ему при выполнении своего трудного подвига. С тремя деревянными посохами в руках летом и зимой ходил он без обуви и в плохой одежде, ночуя часто на папертях или просто на земле. Принимая милостыню от сострадательных, он никогда ничего не брал от богачей, нажившихся неправдой, хотя был голоден и по несколько дней оставался без всякой пищи. Однажды во время лютой стужи, когда птицы замерзали на лету, блаженный искал приюта. В домах его не принимали. Даже собаки, около которых он хотел погреться, убегали от него. Прокопий замерзал. Внезапно повеяло неземной теплотой, и ангел коснулся его лица. От этого блаженный согрелся и окреп. Об этом чуде блаженный поведал клирику соборного храма Симеону и просил не разглашать о том до его кончины.
За свои подвиги блаженный удостоился дара прозорливости. Однажды он поклонился трехлетней девочке и сказал ее родителям: “Вот мать великого святого”. Она стала матерью святителя Стефана Пермского. В 1290 г. блаженный в течение недели ходил по городу, призывая жителей каяться и молиться, чтобы Господь избавил город от участи Содома и Гоморры (Быт. 19). Ему никто не верил. Вдруг на небе появилось зловещее облако. Оно все росло, так что день превратился в ночь. Молнии сверкали, гром перекатывался, сотрясая стены зданий, так что не слышно было человеческих голосов. Настало предчувствие гибели. Жители бросились в соборный храм, где блаженный уже молился перед иконой Благовещения Богородицы. На глазах у всех совершилось чудо: по иконе потекло миро, в знамение совершившегося над городом милосердия Богоматери. Благоухание наполнило храм. Мира от чудотворной иконы натекло столько, что им наполнили церковные сосуды. Помазавшиеся им получали исцеления от разных болезней. После этого посвежел удушливый воздух и выглянуло солнце. В 20 верстах от Устюга, в урочище Котовальском, тучи разразились градом и молниями. Град поломал вековой лес, не принеся, впрочем, вреда ни людям, ни скоту. В память избавления города от гибели было установлено празднование Устюжской иконы Божией Матери.
В беседе с благочестивыми людьми каждое его слово и действие было наставлением и предостережением.
Свой день смерти святой предвидел заранее, он умер 8 июля 1303 г. вблизи Введенского монастыря, у святых ворот в конце помоста. Через три дня было найдено его мертвое тело под огромным сугробом, нанесенном снежной бурей.
С большими почестями он был похоронен в соборной церкви. Прославление святого последовало на Московском Соборе в 1547 году.
Ныне его мощи хранятся в Великоустюжском Прокопьевском соборе.
(Великоустюжский Прокопьевский собор)
Над его могилой совершались многие чудеса. Записаны и явления угодника Божия.
Тропарь праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца
глас 4
Просветився Божественною благодатию, Богомудре,/ и весь разум и сердце от суетнаго мира сего к Зиждителю неуклонно возложив/ целомудрием и многим терпением,/ во временней жизни течение добре скончал еси/ и веру соблюл еси непорочну./ Темже и по смерти явися светлость жития твоего:/ источаеши бо чудесем источник неисчерпаемый/ верою притекающим ко святому твоему гробу,/ Прокопие всеблаженне,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.
Ин тропарь праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца
глас 4
В терпении твоем от Бога мзду дарований пророчества/ приял еси, блаженне,/ молитвами, бдением и лощением/ тело свое изнурив,/ душу же возвысив на Небесная,/ Царя всех Христа Бога славы зрети сподобися/ и неувядаемым венцем увязеся./ Емуже с лики святых предстоя,/ за люди своя моление предлагая,/ тепле пролия слез источник,/ избавил еси град Великий Устюг и люди своя/ от труса страшнаго, и огня, и напрасныя смерти./ Темже и мы, к честней раце твоей припадающе, вопием ти:/ о Прокопие чудоносне,/ ходатай нам буди ко Господу/ во дни нашедших печалей, рабом твоим,/ и молися, да спасет души наша.
Ин тропарь праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца
глас 4
От земли Воззвавый тя к вечным обителем/ соблюдает и по смерти неврежденно тело твое, святе,/ ты бо, в целомудрии и чистоте житие пожив, блаженне,/ не осквернил еси плоти нетлением смертным./ Темже тя любовию чтим, Прокопие.
Кондак праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца
глас 4
Христа ради юродством/ воздушная мытарства на руках ангельских неприкосновенно прешед,/ царскаго достигл еси престола/ и от Царя всех Христа Бога дар прием благодать исцелений,/ многими бо чудесы твоими и знамением страшным/ удивил еси град твой Великий Устюг:/ людем твоим милость испросив,/ миро от честнаго образа Пресвятыя Богородицы молитвою извел еси/ и недужным подал еси цельбы./ Тем же молим тя, чудоносче Прокопие:/ моли Христа Бога непрестанно подати грехов наших прощение.
Ин кондак праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца
глас 4
Верою память твою, блаженне, совершающих/ и любовию празднующих святое торжество твое/ соблюдай от всякия злобы и соблазна змиина,/ имаши бо дерзновение ко всех Владыце,/ Егоже моли избавится от бед рабом твоим, Богомудре Прокопие.
Молитва блаженному Прокопию Устюжскому
О великий угодниче Божий и чудотворче, святый блаженный Прокопие! Тебе молимся и тебе просим: молися о нас ко Всемилостивому Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, да пробавит милость Свою к нам, недостойным, и дарует нам вся, яже к животу и благочестию потребная: веры убо и любве преспеяние, благочестия умножение, мира утверждение, земли плодоносие, воздухов благорастворение и во всем благое поспешение. Град твой Устюг и вся грады и веси Российския предстательством твоим соблюди невредимы от всякаго зла. Всем православным христианом, тя молитвенно призывающим, коемуждо по нуждам их, потребная даруй: болящим — исцеление, скорбящим — утешение, бедствующим —поможение, унывающим — ободрение, нищим — снабдение, сирым — призрение, всем же нам дух покаяния и страха Божия испроси, да благочестно скончавше временное сие житие, сподобимся благую христианскую кончину и Царствие Небесное со избранными Божиими наследовати. Ей, праведниче Божий! Не посрами упования нашего, еже на тя смиренно возлагаем, но буди нам помощник и заступник в жизни, в смерти и по смерти нашей, да, твоим предстательством спасение улучивше, купно с тобою прославим Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое крепкое заступление о нас во веки веков. Аминь.