Мученик Александр Гугович Шморель, мирянин, участник антифашистского движения Сопротивления в Германии
Родился 16 сентября 1917 года в Оренбурге, в семье Гуго Шмореля, врача немецкого происхождения, и Натальи Петровны Введенской, которая умерла от тифа во время гражданской войны, когда сыну немногим больше года. Был крещен по православному обряду. В 1921 году отец Шмореля, женившийся вторым браком на дочери владельца пивоваренного завода в Оренбурге Егора Гофмана, переехал с семьёй в Мюнхен, где у них родились дети, Эрих и Наталья. Александр вместе с братом и сестрой рос в двуязычной среде: его русская няня Феодосия Лапшина приехала в Германию вместе с ними и занималась воспитанием детей вместе с мачехой.
Всю жизнь Александр сознавал себя православным. Его брат и сестра воспитывались в католичестве, но мачеха Александра позаботилась о том, чтобы Александру частным образом преподавался православный Закон Божий приезжавшим тогда в Мюнхен для богослужений священником.
Александр занимался рисованием, скульптурой и музыкой, переводил произведения русских писателей.
После прихода Гитлера к власти в Германии в 1933 году допускал в кругу семьи критические высказывания в его адрес.
В 1938 году призван в Вермахт, пытался отказаться от принятии присяги на верность Гитлеру и просил уволить его из армии. Затем поступил на медицинский факультет Гамбургского университета, летом 1940 года направлен в качестве военного санитара во Францию.
В сентябре 1940 года продолжил учебу, но в Мюнхенском университете, где вокруг него сложился кружок единомышленников, позднее оформившийся в группу "Белая роза".
Летом 1942 года Александр вместе с Гансом Шолем написал, размножил на пишущей машинке и распространил по почте ряд листовок, содержавших острую критику гитлеровского режима, призывавших немцев к сопротивлению и саботажу.
В июле 1942 года он был откомандирован на Восточный фронт, служил на центральном перевязочном пункте 252-й дивизии Вермахта в районе Гжатска. Пребывание в России воспринял как возвращение на Родину: он устанавливал контакт с местным населением, переводил товарищам по "Белой розе" разговоры с крестьянами, организовал хор военнопленных.
После его возвращения в Мюнхен в октябре 1942 года деятельность "Белой розы" активизировалась. В феврале 1943 года Александр и его товарищи по ночам писали на общественных зданиях Мюнхена антифашистские лозунги. После начавшейся волны арестов пытался скрыться, но после публикации в газете объявления о его розыске был узнан и арестован.
В политическом признании, написанном в гестапо, заявил о верности русской Родине и своим идеалам. На втором судебным процессе по делу "Белой розы" 19 апреля 1943 года был приговорен к смертной казни.
Был казнён 13 июля 1943 года в Мюнхене на гильотине. Похоронен на мюнхенском кладбище "Ам Перлахер Форст".
Впоследствии его имя было присвоено одной из улиц Мюнхена. Экспозиции, посвященные деятельности его и "Белой розы", появились в мемориальном музее Мюнхенского университета и в Музее истории Оренбурга.
15 июля 2007 года, после панихиды у могилы Александра Шмореля совершенной архиепископом Берлинским Марком (Арндтом), было оглашено решение Берлинско-Германской епархии Русской Зарубежной Церкви прославить его в лике местночтимых святых. 5 февраля 2012 года последовала канонизация в сонме мучеников. Торжественное прославление в Мюнхенском соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской возглавил архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт).
Тропарь
глас 4
Дне́сь све́тло красу́ется сла́внейший гра́д на́ш,/ име́я в себе́ святы́я мо́щи твоя́, святы́й му́чениче Алекса́ндре,/ сего́ ра́ди моли́ся Христу́ Бо́гу/ изба́вити на́с от вся́кия напа́сти,/ да соше́дшеся любо́вию па́мять твою́ све́тло пра́зднуим,/ подража́я твоему́ му́жеству,// противля́яся безбо́жным власте́м и супоста́там.
Кондак
глас 4
От ма́тери любо́вь ко Христу́ прии́м,/ от лю́бящия тя́ вме́сто ма́тери воспита́н еси́ в стра́се Бо́жием, пресла́вне,/ к Тому́ прите́кл еси́ ве́сь всеце́ло, Алекса́ндре всече́стне,/ и со а́нгелы мо́лишися приле́жно.// Проси́ все́м почита́ющим па́мять твою́ оставле́ния грехо́в.
Мученик Стефан Урош III, Память перенесения мощей в 1338 году
Память 30 июня в день перенесения мощей, 30 августа (Серб.), 30 октября в день обретения мощей (Серб.), 11 ноября в день кончины.
Сын святого короля Сербии Стефана Уроша II Милутина и Анны Болгарской. В молодости королевич был отолсан отцем в качестве заложника к хану Ногаю в Золотую Орду. По возвращении ему было вверено управление Зетой (нынешняя Черногория).
В 1314 году его отец, по наущению мачехи Стефана Дечанского, отослал сына в монастырь Пантократор в Константинополе, приказав ослепить его в дороге. Тогда святитель Николай Мирликийский явился святому Стефану и сказал: «Не бойся, Стефан, твои очи поручены мне и в надлежащее время я верну их тебе». Стефан провел пять лет в строжайшей аскезе, которую совершал, как совершенный монах. Он прославился своею мудростью; по его совету Византийский император выслал из столицы еретика Варлаама. В 1320 с чудесно возвращенным зрением Стефану Дечанскому было позволено вернуться в родную Сербию, где ему пришлось одолеть нескольких претендентов на трон перед тем как он смог принять королевский венец в 1321 году.
Но его соперники заручились поддержкой соседних держав и Стефану Урошу III пришлось противостоять союзу Болгарии и Византийской Империи. Две державы намеревались соединить свои силы для вторжения в Сербию в 1330 году, но Сербский король упредил их и разгромил болгарское войско в Вульбуждской битве, сразив болгарского царя Михаила Асена III. Византийский император Андроник III Палеолог отказался от вторжения в Сербию, а Стефану Дечанскому удалось присоединить часть Македонии к своей державе.
Король Стефан Урош III был покровителем Церкви в своих владениях и построил Дечанский монастырь, один из прекраснейших памятников сербского благочестия, с именем которого он и вошел в историю.
Однако, против короля составился придворный заговор и на трон был возведен его сын, Душан. Стефан Дечанский был заточен в Звечанском замке, где был удавлен 11 ноября 1331 года.
Сербская Православная Церковь прославила святого короля как великомученика. Его нетленные мощи почивают в возведенном им Дечанском монастыре, где почитались даже местными мусульманами.
(Монастырь Высокие Дечаны, Косово, Сербия)
(Монастырь Высокие Дечаны , Спасский храм)
Тропарь мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербского
глас 4
В терпении добрострадальных подвиг твоих/ многообразныя раны претерпел еси,/ и по кончине своей/ венец от Бога с мученическими лики восприемлеши,/ и в земли кротких достойно водворяешися, блаженне,/ о нас Христа Бога моли/ даровати душам нашим велию милость.
Кондак мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербского
глас 3
В царех благочестно пожив/ и страдания путь прошед, веледушне,/ и страдальцем равночестен венечник явился еси,/ и церковь твоя прославляет тя славно,/ святыми благоуханными мощми твоими освящаема,/ темже почитаем и тайно вопием ти:/ от бед избави нас молитвами твоими, святе.
Святитель Марциал, епископ Лиможский
Марциал Лиможский (фр. Martial de Limoges) или святой Марциал (фр. saint Martial) — первый епископ Лиможской епархии.
Исторические и археологические следы
Достоверно известно, что в эпоху консулов Деция Траяна и Веттия Грата (250—251 года) папа римский Фабиан направил семь епископов из Рима в Галлию проповедовать Евангелие: Гатиан был направлен в Тур, Трофим в Арль, Павел в Нарбонну, Сатурнин в Тулузу, Дионисий в Париж, Австремоний в Клермон и Марциал в Лимож.
Самые старые письменные свидетельства, в которых упоминается Марциал Лиможский, датируются началом периода Средневековья. Сидоний Аполлинарий, бывший епископом Клермона в V веке, утверждал, что Августоритум (современный Лимож) встретил Марциала как епископа; знаменитый Григорий Турский упоминает Марциала в своей Historia Francorum (Истории франков).
Известно, что Марциал, первый епископ, был погребён на кладбище за стенами римского поселения, располагавшемся вблизи от Агриппиевой дороги. В 1960-х годах в Лиможе были предприняты археологические раскопки на месте старинного аббатства святого Марциала, по случаю сооружения подземной парковки на площади place de la République.
В остатках крипты была обнаружена могила, приписываемая святому, а также мозаика эпохи Поздней империи, свидетельствующая о значимости погребённого.
Поклонение
На могиле Марциала Лиможского в начале периода Средневековья было построено аббатство, которое считалось промежуточной точкой на паломнической дороге Святого Иакова. Романская церковь аббатства, посвящённая Спасителю, считалась одной из самых красивых церквей юга Франции. Обширная библиотека монахов (вторая после библиотеки Клюни), большей частью сохранённая в Национальной библиотеке Франции, содержит манускрипты с миниатюрами, являющиеся памятниками древнеримского искусства. В аббатстве также работал скрипторий. Созданные в аббатстве эмалевые предметы имели широкую известность в странах Западного христианства. Поклонение святому Марциалу продолжается и в наше время; самым ярким свидетельством такого культа являются лимузенские остенсивные шествия во время Праздника чествования святых, который проходит в Лиможе раз в семь лет. Следующий праздник будет устроен в 2016 году.
Изображение и инициалы святого Марциала присутствуют на гербе Лиможа.
(Усыпальница святого Марциала в лиможской церкви Сен-Мишель-де-Льон, где с момента закрытия аббатства хранятся мощи святого)
Святой Марциал как покровитель галлов
Адемар Шабанский (989—1034), желая возвеличить евангелистические труды Марциала и, в то же время, повысить авторитет аббатства, посвященного этому святому, в ходе двух синодов в Лиможе и в Бурже, предъявил данные для признания апостольского статуса Марциала Лиможского. В XX веке будет доказан факт подделки таких документов.
Эти старания были возобновлены в XVII веке отцом Бонавентюром де Сен-Амаблем (ок. 1610—1691), труды которого легли в основу множества биографий святого Марциала и святой Валерии, изданных в XIX веке.
Эти работы позволили закончить дискуссию об апостольстве святого Марциала, с чем согласился папа в 1850 году. Полное разоблачение подложных документов Адемара, в том числе вымышленных церковных синодов и письма папы, состоялось в 1920-х годах, но апостольство Марциала защищалось консервативными католическими кругами ещё на протяжении нескольких поколений.