Преподобный Панагий (Паисий) Бассия, Кефалонский
Cвятой Панагий родился в 1801 году. Его семья жила в Кефалонии. С детства он отличался живым умом и большой любовью к чтению святых книг. После смерти отца мальчик взял на себя попечение о матери и сестре, поэтому, несмотря на юный возраст, занялся преподаванием. Но очень скоро он вынужден был оставить это занятие, так как не хотел под давлением английских оккупантов отступать от своей веры и патриотического чувства. Некоторое время он давал частные уроки, пока не решил разорвать все связи с миром.
Оставив семью и карьеру, Панагий стал монахом Влахернского монастыря на острове Диос. Настойчивые просьбы матери заставили его вернуться в город Ликсури. Но от подвижнической жизни он не отказался и вел ее до конца своих дней, несмотря ни на какие обстоятельства.
В 35 лет Панагий был рукоположен в сан священника и с этого времени посвятил себя служению Церкви. Почти каждый день он совершал Божественную литургию, проповедовал и являл собой пример евангельских добродетелей. В церкви он был подобен молитвенному столпу и выходил из храма только для того, чтобы дать милостыню, посетить бедных или возвратить в лоно Церкви заблудшие души.
Панагий отказывался от прихода, потому что хотел избежать материальных сложностей и вмешательства англичан; он подвизался в маленьком монастыре святого Спиридона. Там на протяжении 50 лет он расточал богатства своего сердца для всего кефалонского народа. Следуя примерам святого Герасима (память 20 октября) и святого Анфима Слепого (память 4 сентября), папа Бассия, как его называли прихожане, учил и расточал благодать Божию, не оставляя все же своего уединения. Он также совершал службы во всех часовнях, рассеянных в окрестностях города, и верующие, увидев его, во множестве приходили на богослужение.
Святой Панагий продал все семейное имущество и раздал все вырученные деньги бедным, которых почитал своими сыновьями. Когда он приходил в город, за ним всегда следовали бедные женщины, которым он отдавал все, что имел, так что сам оставался даже без пищи. Словно новый святитель Николай, он знал, какая семья находилась в особой нужде, и приходил, чтобы поддержать и вселить надежду на Бога. Его милосердие соединялось порой с дерзостью. Он шел в какой-либо магазин, открывал кассу и брал то, что считал необходимым для своей милостыни. Однажды булочник отказался дать святому то, что тот настойчиво просил, – тогда тесто у него перестало подниматься.
Святой Панагий был наделен дарами прозорливости и пророчества, которые использовал для врачевания душ. Тем, кто должен был скоро умереть насильственной смертью, он советовал пойти на исповедь, а тех, кто намеревался совершить тяжелый грех, предупреждал загадочными словами.
Однажды в дождливую ночь святой повстречался с человеком, который задумал грех. Святой Панагий крикнул ему: «Грех, грех! Возвращайся домой!»
В другой раз мать, потерявшая одного за другим двух сыновей, в отчаянии восстала против Бога. Священник поспешил к ней. Женщина отказалась открыть ему дверь, осыпая оскорблениями. Тогда святой открыл дверь с помощью крестного знамения. Когда он вошел в гостиную, где находились портреты покойных сыновей, их изображения ожили, и сыновья, достав пистолеты, убили друг друга. Так святой Панагий открыл матери правду о том, что ее дети были влюблены в одну женщину. Они бы убили друг друга, если бы Бог не вмешался в их судьбу и не избавил от большего зла.
Однажды святой вошел в дом, где в ожидании гостей кипятили воду в котелке. Панагий опрокинул его, потому что ранее бедняк просил помощи в этом доме, а хозяева отправили его ни с чем.
Но эти многочисленные дары Божии были даны папе Бассии не без жала в плоти (см.: 2 Кор. 12: 7). Приблизительно через десять лет после рукоположения у него началась нервная болезнь, из-за которой он терял контроль над собой. Он кричал, сбривал себе бороду и волосы, выбрасывал на улицу все, что оказывалось у него под рукой. Придя в себя через полгода, он связал эту болезнь со своим греховным состоянием. Потом такие приступы повторялись каждые два-три года, а в конце его жизни случались каждый год. Последние пять лет он был прикован к постели.
Однако святой Панагий не лишился дара пророчества и утешения. Народ был предан ему и почитал, как и раньше. Те, кто были удручены или находились в трудной ситуации, знали, что дверь его кельи всегда открыта. Священник не переставал быть центром притяжения и центром церковной жизни всей Кефалонии. Он приобрел такой авторитет, что часто выступал посредником в делах, чтобы устранить несправедливость или сделать внушение совершившим безнравственные поступки. Его слова всегда воспринимались как глас Божий.
Святой Панагий смиренно и с благодарением претерпевал долгую и унизительную болезнь, которую некоторые считали своеобразным юродством во Христе, и расценивал ее как свой крест. Он почил в Господе 7 июня 1888 года. На протяжении двух дней и ночей верующие приходили проститься с ним. Его почитание продолжало стихийно расти не только в Кефалонии, но и по всей Греции, особенно после обретения его мощей в 1976 году.
(Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский)
Священномученик протоиерей Алексий
(Будрин Алексей Иванович, +08.1918)
Священномученик Алексий Будрин родился 6 февраля 1861 года в семье протоиерея Иоанна Будрина. Образование он получил в Пермской Духовной семинарии, окончив ее с аттестатом первого разряда. Будучи около 20 лет от рождения, Алексий Иванович вступил в брак с девицей Капитолиной Всеволодовной, после чего принял рукоположение в сан диакона и был назначен на первое место своего служения - в Благовещенскую церковь Пермской мужской гимназии. Одновременно с этим отец Алексий начал и преподавательскую деятельность, исполняя обязанности учителя и законоучителя в школе Пермского исправительного арестантского отделения.
19 января 1883 года отец Алексий был удостоен рукоположения в сан священника, которое совершил Преосвященный Нафанаил, епископ Екатеринбургский, викарий Пермской епархии. С этого времени началось служение батюшки в Свято-Троицкой церкви села Сыринского Красноуфимского уезда. В этом селе отец Алексий также преподавал Закон Божий в народном училище, причем столь успешно, что в 1887 году был удостоен за это Архипастырского благословения. В эти годы у них с матушкой Капитолиной родилось трое детей: в 1883 году - дочь Александра, в 1885-м - сын Стефан, который впоследствии стал насельником Свято-Николаевского мужского монастыря города Верхотурья, и в 1886 году - дочь Капитолина.
В 1886 году, в возрасте лишь 25 лет, отец Алексий стал членом благочиннического совета 1-го округа города Красноуфимска и вслед за этим, указом Духовной консистории от 16 августа 1887 года, был переведен для служения в этот город: в церковь в честь Святых Кирилла и Мефодия при реальном училище.
Красноуфимская крепость была основана полковником русской армии А.И. Тевкелевым в 1730-х годах в урочище Красный Яр, близ реки Уфы. В 1781 году Указом Правительствующего Сената она была преобразована в уездный город Красноуфимск. К концу XIX столетия в городе проживало уже около 6 тысяч человек, действовало два храма: Свято-Троицкий собор и Кирилло-Мефодиевская церковь при училище, работало несколько небольших кожевенных предприятий, восково-свечной и мыловаренный заводы, спичечная фабрика, имелось много мастерских, фотоателье, типография, гостиницы, склады.
Одновременно со священническим служением батюшка начал также преподавать Закон Божий и церковно-славянский язык в Красноуфимском реальном училище. Обучение в нем производилось на горнозаводском и сельскохозяйственном отделениях, воспитанники на практике изучали горное дело, земледелие и животноводство. В 1889 году Красноуфимское реальное училище первым в России было преобразовано в промышленное. В это время законоучителем в нем был отец Алексий. В училище получали образование уже около 200 воспитанников; батюшка преподавал им Закон Божий во всех шести классах: именно под его руководством они изучали Евангелие и катехизис, краткий курс служб, историю Церкви.
Кроме того, отец Алексий сразу стал законоучителем и в русско-башкирской сельскохозяйственной школе, где помимо теоретических знаний дети приобретали и практические навыки. Вскоре батюшка был также назначен членом Красноуфимского уездного отделения Епархиального училищного совета. В сентябре 1890 года отец Алексий был переведен для служения в главный храм города - Свято-Троицкий собор, а в октябре того же года назначен на должность помощника благочинного 1-го округа Красноуфимского уезда. Одновременно он начал преподавать Закон Божий в церковно-приходском Кирилло-Мефодиевском училище, с трехлетним курсом обучения. За свою активную деятельность молодой священник удостоился в то время еще двух наград: набедренника и скуфьи. Там же, в Красноуфимске, в 1889 и 1891 годах в семье Будриных родилось еще двое детей: дочь Лидия и сын Алексей. Три старшие дочери отца Алексия впоследствии стали супругами священников.
Отец Алексий не успел прослужить в Красноуфимске и четырех лет, как его вновь перевели, на сей раз - в губернский город Пермь, в Спасо-Преображенский кафедральный собор, где прошли дальнейшие 18 лет его жизни. Здесь также продолжилась его активная преподавательская и общественная деятельность. Он стал заведующим двумя школами при ,ратстве Cвятителя Стефана: двухклассной церковно-приходской и епархиальной псаломнической, законоучителем в Пермском епархиальном женском училище, а в 1896 году был назначен постоянным членом Пермского уездного отделения Епархиального училищного совета.
(Собор Спаса Преображения - Пермь)
В июне 1896 года отец Алексий был определен на должность ключаря Спасо-Преображенского собора; теперь он нес ответственность за сохранность всех соборных ценностей, в его обязанности входило также ведение их описи, хранение ключей от всех основных помещений, наблюдение за порядком богослужения.
В 1896 году к многочисленным священническим, преподавательским и иным обязанностям отца Алексия добавились еще новые: указом Святейшего Синода батюшка был утвержден в должности штатного члена Пермской Духовной консистории. На этом посту он трудился 13 лет.
25 июня 1904 года стало одним из самых знаменательных дней для всех жителей Перми: в этот день в город прибыл почитаемый по всей России молитвенник и чудотворец - протоиерей Кронштадтского Андреевского собора отец Иоанн Сергиев. Везде, где ни появлялся батюшка, толпы народа обыкновенно уже ожидали его. Стремились получить его благословение: кто хватал за руку, кто целовал одежду, кто плакал, всякий старался хоть чем-нибудь выразить свою радость. 26 июня отец Иоанн Кронштадтский совершал богослужение в Пермском кафедральном соборе: на утрене он сам читал канон, Литургию служил совместно с двумя Преосвященными и 24 священниками, среди которых был и отец Алексий. В этот же день великий Всероссийский пастырь посетил покои отсутствовавшего епископа Иоанна (Алексеева), а 27 июня уехал по железной дороге в Котлас. Несомненно, отец Алексий запомнил на всю жизнь встречу с отцом Иоанном, этим молитвенником и утешителем русского народа.
В 1904-1907 годах отец Алексий заведовал женской церковно-приходской школой, действовавшей при женском Успенском монастыре города Перми. Монастырь этот был основан в 1872 году усердием известных пермских благотворителей братьев Каменских.
Самоотверженные труды отца Алексия не оставались без внимания со стороны священноначалия - он многократно удостаивался самых высоких церковных наград: камилавки, золотого креста, «от Святейшего Синода выдаваем[ого]», орденов Святой Анны II и III степени. В 1902 году по ходатайству управляющего Московской Синодальной типографией батюшка «за особенные труды по распространению Синодальных изданий» получил в награду от Святейшего Синода Библию. В том же году он был возведен в сан протоиерея.
В период служения отца Алексия в Перми у него и матушки Капитолины родился шестой ребенок - дочь Любовь.
В 1909 году вновь последовала перемена в судьбе пастыря. В октябре этого года он был переведен снова в Красноуфимск - в Свято-Троицкий собор. Одновременно батюшка был назначен благочинным церквей Красноуфимского округа и председателем Красноуфимского уездного отделения Епархиального училищного совета. В 1910-1912 годах он также исполнял обязанности заведующего церковно-приходской школой и председателя Красноуфимского церковно-приходского попечительства.
20 октября 1912 года в жизни батюшки произошло важное событие: Пермским губернским избирательным собранием он был избран в члены Государственной Думы IV созыва от Пермской губернии. 12 декабря, как член Государственной Думы, он удостоился представления Его Императорскому Величеству Государю Императору Николаю II. В память об этом событии ему был «Всемилостивейше пожалован снимок с изображением Его Величества Государя Императора Николая II». А в следующем, 1913 году, в дни юбилейных торжеств по случаю 300-летия царствования Дома Романовых (21-24 февраля) протоиерей Алексий удостоился чести лично преподнести Императору поздравление. После этого батюшке был пожалован особый нагрудный знак, «Высочайше учрежденный для лиц, приносивших Их Императорским Величествам личные верноподданнические поздравления по случаю 300-летия царствования Дома Романовых». В мае 1913 года батюшка был награжден орденом Святого Князя Владимира IV степени, а в июне 1917 года получил свою последнюю награду - палицу.
В это время отцу Алексию было уже 56 лет. Активный церковный и общественный деятель, лично известный Государю, настоятель главного храма Красноуфимска, духовный пастырь, окормлявший множество прихожан, отец большого семейства. Сохранились фотографии отца Алексия, сделанные в те годы. Ростом батюшка был чуть выше среднего, волосы и борода уже с проседью, взгляд - спокойный и добрый.
Общественные потрясения, однако, полностью изменили ход всей его жизни. Летом 1918 года в Красноуфимске, как и повсюду, начался разгул беззаконий, творимых «новой властью». В ответ на это по всему Красноуфимскому уезду прокатилась волна крестьянских восстаний. Народная армия, созданная крестьянами уезда для борьбы с большевиками, подошла почти к самому Красноуфимску и остановилась лишь в 6 верстах от него, однако горожане не сумели поддержать восставших. Красноармейцы получили подкрепление и стали одерживать победы - в скором времени восстание было подавлено. Начались расправы, в том числе над духовенством, в котором большевики всегда видели своего врага.
Вскоре был арестован и протоиерей Алексий Будрин. Как писали позже в одной из местных газет, в вину ему было поставлено членство в Государственной Думе - «это единственное обвинение, какое они могли предъявить ему». 10 сентября 1918 года под конвоем его привели на так называемое «партизанское поле». По воспоминаниям очевидцев, отец Алексий был облачен в белую ризу, на груди - наперсный позолоченный крест. Стоял он прямо, безмолвно, «лицом был светел». Грянули выстрелы. Только седьмой из них оказался для батюшки смертельным - он упал как подкошенный. Однако для красных этого было мало, они поглумились и над мертвым телом священника. Привязав его к лошади, они погнали ее через железнодорожные пути, по Никольской улице, до здания, в котором тогда располагался ревком... Тело батюшки было совершенно обезображено.
17 сентября город заняли войска белых. На следующий день отец Алексий был с честью отпет в Свято-Троицком соборе Красноуфимска и погребен близ алтаря этого храма. А вскоре, 24 сентября, рядом с его могилой нашли место последнего упокоения и два его собрата, также претерпевшие смерть от рук большевиков: отец Лев Ершов и отец Александр Малиновский.
В октябре 2002 года произошло обретение честных мощей отца Алексия Будрина. Когда убрали верхний слой земли, стали видны два небольших металлических креста: один - в изголовье, другой у ног. На крышке гроба сохранились следы парчи с серебряной нитью; в ногах - изображение на картоне с растительным орнаментом и фрагментом тисненой надписи «Царство Небесное». Доски гроба были тщательно оструганы. Священномученик был в шелковой ризе, на груди у него находилось Евангелие, позолоченные напрестольный и наперсный кресты, на честной главе - бархатная камилавка, на коричневом шелковом подкладе которой золотыми буквами было вышито «А. И. Б.». Сохранились пряди длинных каштановых волос и густая курчавая темно-рыжая борода. Кости черепа отца Алексия были повреждены.
После проведения экспертизы в Областном бюро судебно-медицинской экспертизы города Екатеринбурга мощи отца Алексия 11 июня 2003 года были выставлены для поклонения в Свято-Троицком соборе Красноуфимска, где почивают и ныне.
По молитвам верующих от них происходят многочисленные чудеса. Так, у одного мальчика, Сергея Хавкина, после удаления аппендикса образовались рубцы и спайки. Началось осложнение - мальчик попал в реанимацию. Его отец, отчаявшись получить помощь от медицинского лечения, начал смазывать рубцы маслом, освященным на мощах священномучеников, прикладывать стружку из склепа отца Алексия Будрина к ране сына. Через неделю рубцы изгладились, шрамы затянулись.
70-летний житель города Саранска Сергей Иванович Морозов долгое время страдал от астмы и не мог вставать с постели. Получив в дар частички мощей священномучеников Красноуфимских, он начал прикладывать их к области сердца. Свист в груди исчез. На второй день Сергей Иванович уже начал передвигаться по комнате. Через три недели самостоятельно спустился по лестнице со второго этажа.
В настоящее время в Свято-Троицком соборе производится запись всех исцелений и чудесных случаев, происходящих по молитвам верующих от мощей священномучеников Алексия Будрина, Льва Ершова и Александра Малиновского.
Священномученик иерей Александр
(Махетов Александр Николаевич, +1918)
Священномученик Александр родился в 1868 году в Юрюзань‐Ивановском заводе Златоустовского уезда Уфимской губернии в семье крестьянина Николая Махетова. В 1887 году Александр окончил Благовещенскую учительскую семинарию и был назначен учителем и законоучителем в Сепычевское земское училище в Оханском уезде Пермской губернии; в 1888 году он был переведен в Спешковское земское училище, а в 1890 году – в Шлыковское земское училище.
26 ноября 1894 года Александр был рукоположен во диакона к Михаило‐Архангельской церкви Сиропитательного дома в городе Кунгуре и назначен учителем в первом классе его воспитанников. В 1900 году диакон Александр был переведен в Ново‐Усольскую Спасо‐Преображенскую церковь и назначен учителем в Спасо‐Преображенскую церковно‐приходскую школу.
(Спасо-Преображенский женский монастырь. Собор Спаса Преображения - Усолье - Усольский район - Пермский край, восстанавливается)
8 июня 1901 года он сдал экзамены на получение иерейского сана и 2 июня 1902 года был рукоположен во священника к Троицкой церкви в селе Лёнва Соликамского уезда и назначен законоучителем в женское училище в том же селе. Избран членом благочиннического совета на 1912–1914 годы. Осенью 1918 года священник Александр Махетов был арестован большевиками; они пригвоздили его левую руку, а в правую дали крест; после этого мучители стали колоть его штыками и затем расстреляли.
В августе 2000 года на Архиерейском Соборе священник Александр Махетов был причислен к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания. Поскольку день кончины неизвестен, его память празднуется 7 июня, в день памяти первого мученика-архиерея Пермской епархии Андроника (Никольского).
Священномученик протоиерей Александр
(Преображенский Александр Николаевич, +09.1918)
Священномученик Александр родился в 1861 году в семье священника Николая Преображенского. Окончив в 1882 году Пермскую Духовную семинарию, он был назначен сельским учителем. 2 марта 1885 года Александр был рукоположен во священника к Троицкой церкви в заводе Пожва Соликамского уезда Пермской губернии и определен законоучителем мужского училища. В 1894 году отец Александр был назначен заведующим Усть‐Пожевской школой грамоты и членом благочиннического совета, в 1898‐м – заведующим Городищенской школой, в 1916‐м – законоучителем высшего начального училища; в 1917‐м – благочинным 2‐го Соликамского округа; за свою педагогическую деятельность неоднократно был отмечаем епархиальным начальством. В 1906 году отец Александр был награжден наперсным крестом, в 1917‐м – возведен в сан протоиерея.
Протоиерей Александр Преображенский был расстрелян безбожниками‐большевиками в сентябре 1918 года в селе Усолье Соликамского уезда Пермской губернии. По рассказам очевидцев, священник умирал, горячо молясь и держа в руке крест.
Священномученик иерей Валентин
(Белов Валентин Михайлович, +12.1918)
Священномученик Валентин родился в 1891 году в семье диакона Михаила Белова. Он поступил в Пермское духовное училище, но с третьего класса перешел учиться в 1‐е Усовское двухклассное училище, которое окончил в 1907 году, и в 1909 году был назначен псаломщиком к Покровской церкви в селе Поташка Красноуфимского уезда Пермской губернии1, одновременно он состоял законоучителем Черкасовского начального училища. Пожелав служить Церкви в священном сане, Валентин выдержал экзамен на диакона и 21 октября 1914 года был рукоположен епископом Пермским Андроником (Никольским) во диакона к этому же храму. В 1915 году духовенство округа избрало его на должность руководителя певческих курсов. С 1910‐го по 1915 год он был регентом в Покровской церкви.
1 января 1917 года диакон Валентин был переведен к Спасо‐Преображенскому пермскому собору и служил на архиерейских службах иподиаконом. После ареста и мученической кончины 7 (20) июня 1918 года архиепископа Андроника диакон Валентин 9 декабря 1918 года был определен священником в Троицкий храм Ашапского завода Осинского уезда, рукоположен и 17 декабря того же года отправлен туда служить. Но не долгим было его священническое служение – в декабре 1918 года он был изрублен шашками и расстрелян большевиками.
Священномученик иерей Александр
(Малиновский Александр Иванович, +08.1918)
Священномученик Александр Малиновский родился 12 апреля 1892 года в городе Петровске Саратовской губернии в семье священника Иоанна Малиновского. Дед его также был священнослужителем. Александр получил образование в городском двухклассном училище, а после переезда семьи в город Вольск продолжил обучение в духовном училище. По окончании его он поступил в Пермскую духовную семинарию. В это время он познакомился с дочерью священника Димитрия Александровича Затопляева Верой; они поженились. У отца Александра и матушки Веры родилось два сына: Михаил и Валериан.
В 1913 году Александр Иванович закончил семинарию по первому разряду и был рукоположен в сан священника. Указом Преосвященного Палладия, епископа Пермского и Соликамского, он был назначен для служения в Спасо-Преображенскую церковь села Гамова Пермского уезда. Вместе с исполнением своих пастырских обязанностей батюшка начал заведовать Гамовской и Костаревской церковно-приходскими школами, одновременно преподавая в школе села Гамова Закон Божий. В 1915 году он был также законоучителем в Осенцовском земском народном училище Верхне-Муллинского прихода.
Став председателем церковно-приходского попечительства и общества «Трезвение», отец Александр начал активную борьбу с распространенным в селе недугом - пьянством. За свою деятельность на этом поприще он был награжден в 1914 году набедренником.
В годы первой мировой войны молодой ревностный священник старался помогать фронту денежными средствами. «Весьма рачителен в изыскании средств и сборе пожертвований на военные нужды», - говорилось в его послужном списке за 1915 год . Его труды не остались незамеченными священноначалием: в 1915 году ко дню Святой Пасхи «за приходское благоустройство» он получил еще одну награду - скуфью, а в 1916 году удостоился Архипастырского благословения. Он обладал весьма представительной внешностью: высокий ростом, крепкого телосложения, с благородными чертами лица и пышными, вьющимися волосами, обрамлявшими высокий лоб. Будучи хорошим проповедником, он наставлял и поддерживал в то трудное предреволюционное время не только прихожан своего храма, но и жителей Перми, нередко произнося проповеди в часовне святителя Стефана. «За усердное проповедование Слова Божия в часовне бр[атства] Св[ятого] Стефана» слушателями были поднесены ему два священнических облачения и ряса. «Поведения отличного; в проповедовании слова Божия усерден и исправен; катехизацию по программам ведет неопустительно», - говорилось в его послужном списке.
В сентябре 1916 года отец Александр поступил в Казанскую духовную академию. В 1917 году, согласно собственному прошению, он был переведен для служения к Введенской церкви села Верх-Суксунского Красноуфимского уезда.
Здесь его и застали революционные события.
(Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы - Верх-Суксун - Суксунский район - Пермский край ,восстанавливается, действует)
Летом 1918 года в Красноуфимском уезде начались массовые крестьянские волнения, охватившие множество волостей. Это было тревожное, страшное время для отца Александра Малиновского: бои шли почти у самого Верх-Суксунского, где он тогда служил.
После подавления восстаний по всему Красноуфимскому уезду прошли расправы. Однако отец Александр, 26-летний священник, и в то сложное время продолжал безбоязненно проповедовать в храме. Сохранились записи фрагментов одной из его проповедей, в которой он призывал не допускать разграбления церкви большевиками. «Миряне, - говорил отец Александр с амвона, - знаете ли вы, что делается сейчас в Петрограде и Москве? Там большевики в церквах и соборах ставят лошадей, ругаются над верой православной. Православные! Не допустим надругательства над нашей святыней, постоим за веру православную. Скоро опять начнется война, вновь затрещат пулеметы, загремят пушки, не допустим кощунства над православной верой!».
По доносу двух волостных милиционеров, слышавших его проповеди о бесчинствах большевиков, отец Александр был арестован. Произошло это при следующих обстоятельствах. Из Красноуфимска в село Верх-Суксунское был направлен отряд красноармейцев. Верующие, еще издали заметив их, ударили в набат. Отец Александр находился в то время в церкви, его закрыли, повесив снаружи на дверях замок. Подъехав к храму, командир отряда с трудом прошел сквозь толпу к церковным дверям, взломал замок и вошел внутрь, расталкивая устремившихся за ним прихожан. Отец Александр стоял в алтаре с крестом в руках, вознося в последний раз молитвы пред престолом Божиим. Благословив свою паству, он пошел к выходу...
Прихожане заполнили всю площадь, не давая красноармейцам пройти и не отпуская батюшку. Но прикладами винтовок толпу оттеснили, а отца Александра посадили на подводу и повезли в Красноуфимск. По воспоминаниям очевидцев, многие из прихожан еще долго бежали за удалявшимися подводами.
Отца Александра повезли в Красноуфимскую уездную тюрьму; по дороге красноармейцы арестовали в городском храме отца Льва Ершова. В тюрьме их поместили в одну камеру.
В ночь на 2 сентября священники были связаны друг с другом колючей проволокой и, по свидетельству их сокамерника, расстреляны «за городом в так называемом Холодном логу».
Вскоре после этих событий в Красноуфимск вступили части Белой армии. Тела двух убиенных иереев и других жертв красного террора были обнаружены в лесу, за Иннокентьевским городским кладбищем. 24 сентября невинные страдальцы были с честью отпеты в Свято-Троицком соборе Красноуфимска и погребены в церковной ограде собора, рядом с могилой протоиерея Алексия Будрина, также принявшего мученическую кончину от рук красных.
В 1935 году Свято-Троицкий собор был закрыт, могилы погибших священнослужителей сровняли с землей, а позже на их месте был устроен автодром.
В 2000 году решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви иерей Александр Малиновский был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Пермской епархии, а 21 июля 2002 года, в день Казанской иконы Божией Матери, после праздничной Божественной литургии и Крестного хода были обретены честные мощи священномучеников.
Открылась кирпичная кладка склепа, был обнаружен широкий гроб, в котором покоились останки двух священнослужителей. Мощи священномученика Александра находились у южной стены склепа. Священник был облачен в ризу из парчи с медными нитями, украшенную орнаментом из шитья и бисера и медными ажурными пуговицами. В гробу были найдены Евангелие с изображением на медной накладке Господа Иисуса Христа и святых евангелистов, а также два креста: наперсный и напрестольный бронзовый. Голова священномученика была покрыта покровцом. Сохранились пряди вьющихся длинных волос, частично - кожа и мышцы. Голова отца Александра была наклонена к правому плечу, под левой глазницей зияло пулевое отверстие. Шейные позвонки были повреждены, левая бедренная кость сломана - видимо, батюшку подвергали перед убийством избиениям. По останкам удалось точно установить рост отца Александра - 1 метр 90 сантиметров.
Раскопки производились под пение акафистов; по свидетельству очевидцев, некоторые из присутствовавших ощущали благоухание.
30 июля 2002 года останки священномучеников были отправлены на экспертизу в Областное бюро судебно-медицинской экспертизы Екатеринбурга, где было составлено подробное заключение. В частности, идентификационным исследованием было установлено портретное сходство между прижизненным изображением отца Александра и его честными мощами. Из черепа новомученика была извлечена револьверная пуля калибра 7,62 миллиметра системы «Наган». В ходе экспертизы был обнаружен нательный медный позолоченный крестик с надписью: «Верхотур».
5 декабря 2002 года мощи отца Льва и отца Александра были перенесены для поклонения в Свято-Троицкий собор города Красноуфимска.
Об этих и многих других Новомученниках и Исповедниках Российских, пострадавших в Перми в годы лихолетия, чья память празднуется сегодня, вы можете прочитать тут:
http://pstgu.ru/news/martir/2010/06/20/22213/