filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ljubov_i_svet,
filin_dimitry
filin_dimitry
ljubov_i_svet

04 (17) июня 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение…

Священномученик Петр (Зверев), архиепископ, обретение мощей

сщмч_Петр_Зверев_архиепископ

Память 25 января, 4 июня в день обретения мощей, 27 июля в день перенесения мощей, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Соловецких, Воронежских, Липецких, Московских и Нижегородских святых

Священномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве в семье протоиерея Константина Зверева. При крещении был наречен Василием. После обучения на Историко-Филологическом факультете Московского Императорского Университета, Василий поступил в Казанскую Духовную Академию, где в 1900 году, за два года до окончания обучения, принял монашеский постриг с именем Петр. Вскоре он был рукоположен сначала во иеродиакона, а затем во иеромонаха.

По окончании Академии иеромонаха Петр назначили преподавателем Орловской Духовной семинарии, а затем епархиальным миссионером при Московском епархиальном доме.
В 1907 году он получил назначение на должность инспектора Новгородской Духовной семинарии, а с 1909 до 1917 года является настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в городе Белев Тульской епархии, в сане архимандрита. В это время будущий священномученик часто посещал расположенную неподалеку Оптину пустынь, проводя многие часы в беседах с Оптинскими старцами. Архимандрита Петра очень любили прихожане, поскольку он отличался ласковым и внимательным обращением с ними. Бывал отец Петр и в Сарове, и в Дивеево, не упуская при этом случая навестить блаженную Прасковью Иоанновну. Она подарила ему холст своей работы, из которого он сшил потом себе архиерейское облачение и которое хранил на собственное погребение. Во время Первой Мировой войны в Спасо-Преображенском монастыре был устроен лазарет для раненых. Отец Петр в 1916 году служил священником в действующей армии.

После февральского переворота благочестивого воина Христова назначается на должность настоятеля Тверского Свято-Успенского Желтикова монастыря. И уже в 1918 году, в Твери, он подвергается кратковременному аресту.

15 февраля 1919 года в Москве Святейшим Патриархом Тихоном архимандрит Петр был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Сразу после хиротонии Владыка Петр приехал в Нижний Новгород и поселился в Печерском монастыре на берегу Волги. Монастырь находился в упадке, братия была малочисленна, древний Успенский собор пришел в запустение. Владыка сам принял участие в уборке храма, и ввел строгую уставную службу. Случалось, что всенощная длилась всю ночь, и тогда епископ Петр привлекал к службе усердствующих прихожан, поскольку никакие певчие не могли столь долго стоять на клиросе.
В Печерском монастыре он завел преподавание Закона Божия для детей и сам учил их. Нижегородцы полюбили Владыку, увидев в нем настоящего духовного наставника. Однако вскоре Владыка был переведен в Канавино, за Оку, где в мае 1921 года его арестовали. Верующие, работавшие в местных заводах по поводу ареста любимого архипастыря устроили трехдневную забастовку, и местные власти пообещали его выпустить, но вместо этого тайно отправили в Москву.

С декабря он находился в заточении в Московских тюрьмах. Сначала его поместили на Лубянку, но и там Владыка не прекращал проповедь: ему не успевали посылать кресты: обращая людей к вере, Святитель снимал свой крест и надевал на обращенного. «Я хотел бы открыть им и показать свое сердце, как страдания очищают душу».
С Лубянки Владыку перевели в Бутырскую тюрьму, оттуда - в Таганскую. С плачем прощались с ним заключенные, а при переводе из Бутырок его провожали даже надзиратели.

В Таганской тюрьме в это время находилось двенадцать архиереев. Их духовные чада передавали просфоры и облачения, и святители прямо в камере совершали соборную службу. Здесь владыка Петр заболел от истощения и попал в больницу. В конце июля 1921 года он был отправлен по этапу в Петроград, где оставался в заключении до зимы. В декабре Владыка был освобожден и вернулся в Москву, где вскоре получил назначение епископом Старицким, викарием Тверской епархии. Вскоре он вновь был арестован за выпущенное им обращение к Тверской пастве, в котором он объяснял сущность обновленчества. В ноябре 1922 года его доставили в Москву. На допросах он показал, что признает Патриарха Тихона единственным законным главой Русской Православной Церкви, а решениям самозванного обновленческого совета Высшего церковного управления не подчиняется. В марте 1923 года Святитель был отправлен по этапу в Ташкент, а оттуда в ссылку в поселок Кызыл-Орду. Жил он в тяжёлых условиях, болел цингой, в результате чего лишился зубов.

Летом 1923 года был освобожден из заключения Патриарх Тихон. Он подал властям списки архиереев, без которых не мог управлять Церковью. В их числе был и епископ Петр. Летом 1924 года он вернулся из ссылки в Москву.

30 марта 1925 года он подписал Акт о восприятии священномучеником митрополитом Крутицким и Коломенским Петром (Полянским) власти Патриаршего Местоблюстителя.
В июле 1925 года владыку направили в Воронеж в помощь престарелому и больному митрополиту Владимиру (Шимкевичу). После его кончины отец Петр в 1926 году был назначен на Воронежскую кафедру с возведением в сан архиепископа.

Владыка пользовался огромным уважением жителей Воронежа, которые почитали его хранителем чистоты Православия. Храмы, где Владыка служил по Афонскому уставу, были всегда переполнены. Он не любил партесного пения: у него пела вся церковь. Народ шел к своему архипастырю непрерывно: входившие к нему с грустным видом выходили сияющими и утешенными.

При владыке Петре началось массовое возвращение из обновленчества. Возвращавшихся священнослужителей он принимал в Православие через всенародное покаяние. Верующие, опасаясь, что арестуют их любимого Владыку, устраивали круглосуточные дежурства возле его квартиры, неоднократно выражали массовые протесты. Когда Владыка отправлялся по очередному вызову в милицию или ГПУ, то по 300 человек мирян сопровождали его, требуя освобождения Святителя. В защиту архипастыря даже была послана телеграмма от имени рабочих в адрес XV-й партконференции.

Рассказывали, какое впечатление производил Владыка на служащих ГПУ. Входя в комнату следователя, он оглядывался, как бы ища икону. Но не найдя таковой, он крестился на правый угол, делая поясной поклон, и тогда начинал разговор со следователем. Служащие при его появлении невольно обнажали головы.
Однако властям удалось в ноябре 1926 года арестовать Святителя. Его немедленно вывезли из Воронежа, судили и приговорили к 10 годам лагерей «за контрреволюционную деятельность против советской власти».

Поздней осенью священномученик оказался на Соловках. Там он работал счетоводом на продуктовом складе. Владыка и в этих условиях строго соблюдал молитвенное правило, жил по церковному уставу. После отправки из Соловков священномученика архиепископа Илариона (Троицкого) владыка Петр был избран ссыльными архиереями главой Соловецкого православного духовенства и пользовался среди него высоким авторитетом. Там он возглавлял тайные богослужения, а после того как был отобран антиминс, службы совершались на груди у архиепископа Петра. Нравственная высота святителя была такова, что даже с метлой в руках в роли дворника или сторожа, он внушал благоговейное уважение. Грубые и наглые «вохровцы», привыкшие издеваться над заключенными, при встрече не только уступали ему дорогу, но и приветствовали его, на что он отвечал, осеняя их крестным знамеиием. Начальники же отворачивались: достойное спокойствие архипастыря принижало их, вызывало раздражение и досаду. Святитель Петр медленно шествовал мимо смущённого начальства, слегка опираясь на посох и не склоняя головы. Вскоре лагерная власть отомстила не сломленному ею человеку. Зимой 1928 года священномученик был отослан на остров Анзер «в уединенное и пустынное местожительство». Здесь, живя в бывшем Голгофском скиту, в молитвенном горении духа он написал Акафист преподобному Герману Соловецкому.

В конце 1928 года святитель Петр заболел тифом, и в январскую стужу был помещен в тифозный барак, который открыли в Голгофо-Распятском скиту на (острове Анзер). Святитель проболел две недели, и даже казалось, что кризис миновал, но Владыка был очень слаб и не принимал пищи. Его духовному сыну, в день кончины Святителя, пришло видение: в четыре часа утра он услышал шум, словно влетела стая птиц, он открыл глаза и увидел святую великомученицу Варвару со многими девами. Она подошла к постели Владыки и причастила его Святых Тайн. Вечером священномученик несколько раз написал на стене карандашом: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает».

7 февраля 1929 года священномученик Петр, архиепископ Воронежский скончался. Первоначально Владыку похоронили в общей могиле, куда опускали всех погибших от тифа. Однако на пятый день заключенные тайно открыли общую могилу и, по рассказу присутствовавшей там монахини Арсении: «Все умершие лежали черные, а Владыка лежал... в рубашечке, со сложенными на груди руками, белый как кипельный».

После облачения в архиерейские одежды, духовенством лагеря было совершено отпевание, над могилой поставлен крест. Похоронен был Владыка в отдельной могиле у подножия Анзерской горы Голгофы, напротив алтаря храма в честь Воскресения Христова. Когда же могилу уже засыпали, над ней появился столп света, в котором увидели Владыку, всех благословившего.

крест_на_могиле_сщмч_Петра_Зверева_архиепископа
(Крест на могиле священномученика Петра Зверева)


17 июня 1999 года святые мощи священномученика Петра были обретены и сейчас пребывают в Соловецком монастыре.

сщмч_Петр_Зверев_архиепископ_мощи
(рака с мощами священномученика Петра Зверева)


Канонизован, как местночтимый святой Воронежской епархии в 1999-м году.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.

Мощи священномученика Петра были перенесены в Соловецкий монастырь. На месте обретения мощей, на склоне Голгофы, поставлена деревянная часовня.
9 августа 2009 года состоялось перенесение мощей сщмч. Петра в Алексеево-Акатов монастырь города Воронежа. Честная глава святителя Петра по благословению патриарха Кирилла осталась в Соловецком монастыре, в храме святителя Филиппа.


сщмч_Петр_Зверев_архиепископ_1

Тропарь священномученику Петру (Звереву)
глас 1
Святое житие твое/ украсив венцем мучения,/ возшел еси, радуяся,Ї к небесным обителем./ И ныне, предстоя Святей Троице,/ священномучениче Василие,/ моли за град Твой,/ и вся люди, совершающия память Твою.

Кондак священномученику Петру (Звереву)
глас 4
Елеем милости Христовой всяку душу уврачевав,/ и растерзав яко паучину козни велиаровы,/ копием Слова Божия диавола умертвил еси, святе,/ и прославился еси в Царствии Небеснем,/ отче священнейший.


Священномученик Петр
(Беляев Петр Васильевич, +17.06.1918)

сщмч_Петр_Беляев


Священномученик Петр – Петр Васильевич Беляев – родился в 1874 году. Окончив Владимирскую Духовную семинарию, он был в 1895 году назначен псаломщиком в храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Карачарово Владимирского уезда, а в 1897 году рукоположен во священника.
В 1904 году отец Петр служил в Казанском храме Казанской женской общины в Каслинском заводе Екатеринбургского уезда Пермской губернии. 17 августа 1905 года он был перемещен в Успенскую церковь в Каслинском заводе. Среди прихожан он вскоре стал известен как труженик, который с терпением и любовью несет пастырский крест.

Храм Успения Божией Матери в Каслях, не действует, требуется работы по сохранению построек
(Храм Успения Божией Матери в Каслях, современное состояние. Не действует, требуется работы по сохранению построек)

В сентябре 1905 года отец Петр был назначен заведующим Каслинским башкирским приютом. Приют для детей башкир был открыт в 1891 году, но в 1901 году за неимением учеников закрыт. В 1904 году по инициативе епископа Екатеринбургского и Ирбитского Владимира (Соколовского‐Автономова) приют был вновь открыт. Епархиальное руководство поставило перед учителями задачу обучить детей башкир‐мусульман русской грамоте, чтобы приобщить их к русской культуре и русской гражданственности и расположить тем самым к принятию православия. Но эта задача уже тогда была трудно исполнима: к этому времени русская культура сама была в значительной степени обмирщена, имея невоцерковленных делателей и испытывая на себе сильнейшее иностранное влияние, а русская государственность давно находилась под немецким влиянием; и, таким образом, приобщение инородцев к «русской культуре» выводило их не на узкий путь к православию, а на широкую дорогу европейского безбожия. Однако некоторых успехов отцу Петру и его единственному помощнику учителю‐миссионеру все же удалось достичь, и в 1907 году священник был награжден «за успехи по церковно‐школьному делу». Одновременно отец Петр преподавал Закон Божий в Каслинской церковно‐приходской женской школе. В 1905 году за ревностное отношение к церковно‐школьному делу и аккуратное и плодотворное исполнение своих обязанностей он был отмечен в епархиальном отчете. В 1915 году отец Петр состоял членом Миссионерского комитета по Каслинскому заводу.

вид с колокольни храма Успения Божией Матери в Каслях, фото 1910 года
(Когда-то Успенский собор был величественным: вид с колокольни храма Успения Божией Матери в Каслях, фото 1910 года. На фото даже есть тень от колокольни...)


В Великую Среду 18 апреля (1 мая) 1918 года большевики устроили в Каслинском заводе атеистический митинг. Множество ораторов в своих речах яростно нападали на Православную Церковь и ее священнослужителей и с бранью поносили их. В ответ не поднялось ни одного голоса в защиту Матери Церкви. Безмолвная толпа в каком‐то параличе воли внимала поношениям и кощунствам, едва ли даже сознавая, что тем самым она сама участвует в них, присоединяясь к распинателям Христовым.

Спустя несколько дней после митинга, на второй день Пасхи, 23 апреля (6 мая), состоялся крестный ход из всех каслинских церквей к часовне святого великомученика Георгия Победоносца. По описаниям церковной прессы, история его происхождения была такова: «Несколько лет тому назад... завод был посещен страшным бедствием, в... день святого великомученика Георгия завод сгорел наполовину. Жители это бедствие приписали гневу Божию за то, что они в этот день работали, и впредь установили этот день праздновать; в память же события построили каменную часовню в честь великомученика Георгия, к которой ежегодно совершается крестный ход. В первые годы крестный ход совершался из всех церквей, но с течением времени этот благочестивый обычай был оставлен и крестный ход совершался только из главного заводского храма Успения Божией Матери». 23 апреля (6 мая) народ пошел в церкви и шел «сплошной волной. Храмы, несмотря на свою большую вместимость, едва вмещали молящихся. По окончании литургии крестный ход с прибывшими крестными ходами из других церквей двинулся к часовне... Лес хоругвей, блестящих на солнце, духовенство в светлых облачениях и многотысячная, молитвенно настроенная масса народа... Глядя на многотысячную массу, становилось радостно на душе: народ не забыл Бога и Церковь и праздновал... праздник праздников. Несмотря на холодную погоду, крестный ход собрал не менее пяти тысяч народа».

Но эта приверженность вере и Церкви, к сожалению, оказалась лишь внешней, – над этими людьми сбылось слово Христово, Который сказал о таковых: «когда настает скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются» (Мф. 13, 22). И, когда вновь воскурилась злоба бесовская и ожесточились гонения, никто из тех пяти тысяч не вступился за своего пастыря, прослужившего немало лет в Каслинском заводе.

3 июня 1918 года отец Петр отслужил литургию и, совершив в храме отпевание почившего прихожанина, проводил погребальную процессию до кладбища. В это время из разных мест стали раздаваться звуки перестрелки между красногвардейцами и отрядом местного народного ополчения. Вскоре после возвращения с кладбища священник был арестован. Прощаясь с родными и уже догадываясь об уготованной ему Богом мученической кончине, он был совершенно спокоен. Господь укреплял его Своей благодатью; отдавая последние распоряжения, он попросил родных передать всем, кому он вольно или невольно принес огорчение, чтобы простили его. Отец Петр был расстрелян почти сразу же после ареста, в ночь на 4 июня в штабе красногвардейцев в Каслинском заводе.

От пришедшей наутро узнать судьбу мужа супруги священника большевистские власти скрыли, что ее муж расстрелян, заявив, что его увезли в Екатеринбург. Тело замученного пастыря было найдено через несколько дней после освобождения Каслей от большевиков.

7 июля в Каслинском заводе состоялось отпевание и погребение убитых большевиками. Вместе с отцом Петром отпевали протоиерея Александра Миропольского и иерея Петра Смородинцева и двадцать семь убиенных мирян. Накануне вечером в Успенском храме, где служил отец Петр, была совершена заупокойная всенощная, а наутро – литургия.

Современник так описывал эти события: «Народу собралось много, каждый хотел проститься с почившими. Духовенство облачилось в белые облачения, народ поднял иконы и хоругви и с пением “Волною морскою...” двинулись ко гробам. Ясный солнечный день благоприятствовал процессии, хоругви ярко блестели на солнце, с церквей несся красный звон... На каждом проулке процессия встречала и принимала новых богомольцев, которые издали уже молились, увидев лес хоругвей, отражающих лучи солнца и разбрызгивающих блеск в различные стороны... А хор поет: “Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою...” И эти слова являлись как бы вздохом не единичных личностей, а всей массы народа, которая достигла до десяти тысяч... Около церкви процессия была встречена большой толпой народа. Гробы мирян были поставлены в ограде на приготовленные помосты, а гробы священников были внесены в церковь и поставлены рядом с гробом отца Петра Беляева... Церковь была переполнена народом, и продолжительное отпевание было совершено под несмолкаемые рыдания молящихся... Вот Царские врата отворились и священно‐церковнослужители вышли ко гробам, хор запел: “Помощник и покровитель...” и процессия двинулась вокруг храма под звон всех церквей, и через несколько минут над могилой погибших мучеников‐иереев возвышался могильный холм близ правой стены главного алтаря...»

Определением Священного Синода от 17 июля 2002 г. священник Петр Беляев был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.


Собор Вологодских святых

Собор_Вологодских_святых

Празднуется в 3-ю неделю по Пятидесятнице

Празднование Собора вологодских святых установлено в XIX веке. Его установление связывают с именем Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского, который кратковременно управлял Вологодской епархией в 1841 году.

На декабрь 2008 года, официальный сайт Вологодской епархии приводил следующий список святых Вологодской земли:

• Прп. Герасим Вологодский (+ 1178, память 4 марта)
• Прп. Феодор Каменский (+ ок. 1260, память 10 сентября)
• Прав. Иоанн Устюжский (+ после 1262, память 29 мая)
• Прав. Мария Устюжская (+ после 1262, память 29 мая)
• Прп. Киприан Устюжский (+ 1276, память 29 сентября)
• Блгв. кн. Глеб Ростовский, Белоезерский (+ 1280, память 24 июля)
• Прав. Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец (+ 1303, память 8 июля)
• Прп. Сильвестр Обнорский, Пошехонский чудотворец (+ 1379, память 25 апреля)
• Прп. Афанасий Череповецкий, Железный Посох (+ ок. 1388, память 5 июля, 25 сентября, 26 ноября
• Прп. Феодосий Череповецкий (+ ок. 1388, память 5 июля, 25 сентября, 26 ноября)
• Прп. Димитрий игум. Прилуцкий, Вологодский (+ 1392, память 11 февраля, 3 июня)
• Сщмч. Григорий, игум. Авнежский (+ 1392, память 15 июня)
• Прмч. Кассиан, келарь Авнежский (+ 1392, память 15 июня)
• Свт. Стефан, еп. Великопермский, просветитель зырян (+ 1396, память 26 апреля)
• Прп. Димитрий Цилибинский, Вологодский (XIV в., память 24 января, 26 октября)
• Прп. Пахомий Каменский (XIV-XV вв.)
• Прп. Сергий Нуромский, Обнорский, Вологодский (+ 1412, память 7 октября)
• Прп. Павел, пустынник Глушицкий (+ после 1422, память 12 октября)
• Блгв. кн. Мария Заозерская (+ 1424)
• Блгв. кн. Димитрий Заозерский (+ 1424)
• Прп. Ферапонт Белоезерский, Можайский, Лужецкий, чудотворец (+ 1426, память 27 мая, 27 декабря)
• Прп. Кирилл, игум. Белоезерский (+ 1427, память 9 июня)
• Прп. Павел Обнорский, Комельский (+ 1429, память 10 января, 7 октября)
• Прп. Дионисий, игум. Глушицкий, чудотворец (+ 1437, память 1 июня, 12 октября)
• Прп. Александр, игум. Куштский (+ 1439, память 9 июня)
• Прп. Тарасий, игум. Глушицкий (+ 1440, память 13 мая, 12 октября)
• Сщмч. Герасим, еп. Великопермский, Устьвымский (+ 1441, память 24 января, 29 января)
• Прп. Григорий, игум. Пельшемский, Вологодский чудотворец (+ 1442, память 30 сентября)
• Прп. Амфилохий, игум. Глушицкий (+ 1452, память 13 мая, 12 октября)
• Прп. Иоасаф Каменский, миру кн. Андрей Заозерский, Вологодский, Спасокубенский (+ 1453, память 10 сентября)
• Сщмч. Питирим, еп. Великопермский, Устьвымский (+ 1456, память 29 января, 19 августа)
• Прп. Филипп Рабангский (+ 1457, память 15 ноября)
• Прп. Кассиан, игум. Каменский, чудотворец (+ ок. 1463, память 10 сентября)
• Прп. Евфимий, игум. Сянжемский, Вологодский (+ ок. 1465, память 20 января, 11 апреля, 15 октября)
• Свт. Иона, еп. Великопермский, Устьвымский (+ 1470, память 29 января, 6 июня)
• Прп. Макарий, игум. Глушицкий (+ ок. 1480, память 13 мая, 12 октября)
• Прп. Мартиниан, игум. Белоезерский (+ 1483, память 12 января, 7 октября)
• Прп. Коприй Печенгский, Вологодский (+ после 1492, память 4 февраля)
• Прп. Моисей Белоезерский (+ ок. 1492, память 23 февраля)
• Прп. Авраамий Печенгский, Вологодский (+ после 1492, память 4 февраля)
• Христа ради юродивый Леонтий Устюжский (+ после 1492, память 18 июля)
• Прп. Иоанн Устюжский, Христа ради юродивый (+ 1494, память 29 мая)
• Прп. Авксентий Перцовский, Вологодский (+ 1499, память 12 июня)
• Прп. Тимофей Кубенский (XV в.)
• Прп. Досифей Белоезерский, старец (XV в., память 9 июня)
• Прп. Игнатий Белоезерский, Молчальник (XV в., память 9 июня)
• Прав. Кирилл Вельский, Важеский (XV в., память 9 июня)
• Прп. Василий Каменский, Христа ради юродивый (XV в., память 2 августа, 10 сентября)
• Прп. Петр Каменский (XV в., память 10 сентября)
• Прп. Феодосий Глушицкий (XV в., память 13 мая, 12 октября)
• Прп. Антоний Куштский (XV в., память 6 марта)
• Прп. Онуфрий Катромский (+ до XVI века)
• Христа ради юродивый Галактион Белоезерский (+ 1506, память 12 января)
• Прп. Герман Белоезерский (+ 1508, память 23 февраля)
• Прп. Нил Сорский (+ 1508, память 7 мая, 7 апреля)
• Прп. Харитон, игум. Сянжемский, чудотворец (+ 1509, память 28 сентября, 11 апреля)
• Прп. Иннокентий Комельский, в миру кн. Охлябинин, Вологодский (+ 1521, память 19 марта)
• Прп. Онуфрий Перцовский, Вологодский (+ 1521, память 12 июня)
• Блгв. кн. Иоанн Угличский, в иночестве Игнатий, Прилуцкий, Вологодский (+ 1522, память 19 мая)
• Прп. Филипп Ирапский, Череповецкий (+ 1527, память 14 ноября)
• Прп. Кирилл Белый, Новоезерский (+ 1532, память 4 февраля, 7 ноября)
• Прп. Кассиан Комельский (+ 1537, память 16 мая)
• Прп. Корнилий Комельский, Вологодский чудотворец (+ 1537, память 19 мая)
• Прп. Лонгин Коряжемский (+ 1540, память 10 февраля, 16 октября)
• Блгв. кн. Димитрий Угличский, Прилуцкий (+ после 1540, память 19 мая)
• Прп. Иродион Илоезерский (+ 1541, память 28 сентября)
• Прп. Стефан Озерский, Комельский (+ 1542, память 12 июня)
• Прп. Лаврентий Комельский (+ 1548, память 16 мая)
• Прп. Зосима Ворбозомский (+ ок. 1550, память 4 апреля, 7 ноября)
• Прп. Арсений, игум. Комельский, Вологодский (+ 1550, память 24 августа)
• Прп. Нифонт Телеговский, Устюжский (+ 1553, память 12 июля)
• Прп. Афанасий Сяндемский, Вологодский (+ после 1557, память 18 января)
• Прп. Симон, игум. Сойгинский (+ 1562, память 24 ноября)
• Прп. Феодосий Тотемский (+ 1568, память 28 января, 2 сентября)
• Прп. Феодорит Кольский, просветитель лопарей (+ 1571, память 17 августа)
• Прп. Христофор Коряжемский, Сольвычегодский (+ после 1572, память 25 июля)
• Прмч. Агапит Маркушевский (+ 1584, память 21 мая)
• Прп. Сергий Малопинежский (+ 1585, память 16 ноября)
• Свт. Антоний, еп. Вологодский и Великопермский (+ 1588, память 17 января, 9 сентября, 26 октября)
• Христа ради юродивый Иоанн Московский, Большой колпак (+ 1589, память 12 июня, 3 июля)
• Прп. Антоний Черноезерский (XVI, память 17 ?)
• Прп. Даниил Шужгорский (XVI в., память 21 сентября)
• Прмчч. Дионисий, Ефрем, Иероним и Исаакий Обнорские (XVI в.)
• Прп. Петр, иерей Черевковский, Сольвычегодский (XVI-XVII вв., память 9 июня)
• Прп. Викентий Вологодский (XVI-XVII вв., память 19 марта)
• Прав. Афанасий Наволоцкий (XVI-XVII вв., память 18 января)
• Прп. Гурий Шалочский (+ ок. 1603, память 15 ноября)
• Прп. Сергий Шухтомский (+ 1609, память 19 мая)
• Прмч. Евфросин Синоезерский (+ 1612, память 20 марта)
• Прп. Иосиф Заоникиевский, Вологодский, Христа ради юродивый (+ 1612, память 23 июня, 21 сентября)
• Прмч. Галактион Вологодский, в миру кн. Гавриил Иванович Бельский, затворник (+ 1612, память 24 сентября)
• Прп. Вассиан Тиксненский, Тотемский (+ 1624, память 12 сентября)
• Прп. Марк Белавинский (+ после 1630, память 2 августа)
• Сщмч. Симон, игум. Воломский, Устюжский (+ 1641, память 12 июля)
• Прав. Максим, иерей Тотемский, Христа ради юродивый (+ 1650, память 16 января)
• Прп. Тихон Крестогорский, Вохмовский (+ сер. XVII)
• Прп. Леонид Устьнедумский (+ 1654, память 17 июля)
• Прп. Филипп Яиковский, Сухонский (+ 1662, память 17 августа)
• Свт. Маркелл, архиеп. Вологодский (+ 1663, память 22 марта)
• Христа ради юродивые Василий, Иоанн, Иродион, Михаил и Фома Сольвычегодские (+ ок. 1669, память 3 июля)
• Христа ради юродивый Андрей Тотемский (+ 1673, память 10 октября)
• Прп. Антоний, игум. Заоникиевский (XVII в., память 23 июня)
• Прп. Иоанникий, игум. Заоникиевский (XVII в., память 23 июня)
• Прав. Николай Рынин, Вологодский (+ 1837, память 19 марта, 20 июня)
• Свт. Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский (+ 1867, память 30 апреля)
• Прав. Александр Баданин, иерей Вологодский (+ 1913, память 10 марта, 9 февраля)
• Прмч. Никифор (Югов), инок (+ 1918, память в Соборе новомчч. и испп. Российских)
• Сщмч. Варсонофий (Лебедев), еп. Кирилловский, сщмч. Иоанн Иванов, иерей Ферапонтовский, прмч. игум. Серафима (Сулимова), мчч. Анатолий Барашков, Михаил Трубников, Николай Бурлаков и Филипп Марышев (+ 1918, память 2 сентября)
• Сщмч. Прокопий Попов, иерей (+ 1918, память 30 сентября)
• Сщмч. Николай (Караулов), еп. Вельский (+ 1932, память 4 апреля)
• Сщмч. Виктор Усов, иерей (+ 1936, память 8 января)
• Сщмч. Алексий (Бельковский), архиеп. Великоустюжский (+ 1937, память в Соборе новомчч. и испп. Российских)
• Сщмч. Константин Богословский, прот. (+ 1937, память 6 сентября)
• Сщмч. Николай (Клементьев), архиеп. Великоустюжский (+ 1937, память 18 декабря)
• Сщмч. Сергий Рохлецов, прот. (+ 1938, память 25 апреля)
• Мц. Нина Кузнецова (+ 1938, память 1 мая)
• Прав. Иулиания Сольвычегодская (память 21 декабря)
• Прп. Кирилл, пустынник Вологодский
• Прп. Фавст, пустынник Вологодский (память 28 марта)
• Прп. Спиридон, пустынник Вологодский (память 5 декабря)
• Прп. Стефан, игум. Спасо-Кубенский (память 27 апреля)
• Прп. Тимофей Вологодский, игум. Никольского монастыря
• Блгв. кн. Феодор Всеволодович Вологодский

Память святых без указанного дня памяти совершается в день празднования Собора - в 3-ю неделю по Пятидесятнице.


Тропарь
глас 8
Яко светильницы всесветлии, / явистеся в пределех града Вологды, преподобнии отцы наши, Вологодстии чудотворцы: / вы бо, крест Христов от юности своея на рамена вземше, / усердно Тому последовали есте, / чистотою Богови приближившеся, / от Негоже и чудес даров нием обогатистеся; / темже и мы, с верою к вам притекающе, умильно глаголем: отцы преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак
глас 2
Волнений множество невлажно проходяще, безплотныя враги струями слез ваших крепко погрузили есте, Богомудрии и преподобнии, и чудес дар приимше, молите непрестанно о всех нас.

Величание

Величаем вас, / чудотворцы наши славнии Вологодстии, / страну северну лучами добродетелей озарившии / и образ спасения верным / светоявленно показавшии.


Tags: Жития святых
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments