Продолжение...
Икона Богородицы Луганская
Свое неложное обетование "быть с нами - во вся дни" Царица Небесная благосердно подтвердила не только Своим явлением во Влахернской Церкви, откуда простирает Свой Пречистый Омофор над всем миром, а также и в неисчислимых знамениях своих чудотворных икон, которыми Благодатная, на радость и укрепление верных, украсила и освятила все уголки земли.
Почитание Божией Матери идет с первого века, с момента Ее земной жизни, а в святых образах любовь верующего народа к Пречистой только приумножается. Преисполненная благодати, Она превознесена превыше Херувимов и Серафимов, и дары Святого Духа, излитые на апостолов в день Пятидесятницы, были дарованы и Ей, тем более, что и Она приняла на себя жребий апостольского служения и была в числе устроителей Церкви Христовой. Подобно апостолам, насаждала и утверждала христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами. По принятии Святого Духа они пребывали в Иерусалиме около десяти лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нее Божественные слова. Имея Ее как наместницу Христа, Господа своего, взирая на Ее святое лицо и слушая Ее слова, ученики Христовы исполнялись высокой радости. Многие из новопросвещенных верою приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Матерь Христа Бога.
Святой Дионисий Ареопагит, через три года после его обращения в христианство, сподобившийся видеть в Иерусалиме лицом к лицу Пресвятую Деву Марию, так описывает эту встречу: "Когда я был введен пред лице Богообразной светлейшей Девы, меня облистал извне и изнутри столь великий и безмерный свет Божественный и разлилось окрест меня такое дивное благоухание различных ароматов, что ни немощное тело, ни самый дух не в силах были вынести столь великих и обильных знамений и начатков вечного блаженства и славы. Изнемогло сердце мое, изнемог дух во мне от Ее славы и Божественной благодати! Человеческий ум не может представить себе никакой славы и чести (даже в состоянии людей, прославленных Богом) выше того блаженства, какое вкусил тогда я, недостойный, но удостоенный по милосердию и блаженный выше всякого понятия".
Церковный историк Никифор Каллист сохранил для нас предание о внешнем виде Пресвятой Богородицы. "Она была, - говорит он, - роста среднего, или как иные говорят, несколько более среднего, волосы златовидные, глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины, брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый... лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое, руки и пальцы длинные". Однако "поистине в Пресвятой Деве изумляет нас не только непорочная и чистая лепота телесная, но особенно свойства Ее души". Многие преподобные и праведные, как Иоанн Дамаскин, Петр и Стефан Афонские, Сергий Радонежский, Иов Почаевский, Серафим Саровский и другие, за подражание Ее девственной чистоте удостаивались благодатного посещения и пресладкого собеседования с Пречистой.
Подобно древним святым отцам, наш местный подвижник диакон Филипп был удостоен явления Царицы Небесной. Случилось это событие в 1905 году 13 июня по новому стилю.
(Явление Богородицы над Луганском)
Во время строительства пороховых складов, на завод, где Филипп работал сторожем на проходной, должны был привезти груз. Влекомые жаждой обогащения, четверо рабочих, сопровождавших его, решили угнать одну из подвод с лесом, рассчитывая на то, что точное количество подвод никто не знает. И когда они подошли к проходной завода, Филипп, пересчитав привезенное, стал спрашивать: "А где еще подвода? Еще одной, четвертой, не хватает. Или богаче от этого будете, что лукавого слушаете? А вы лучше живите-ка той правдой, которою жили".
Устрашились воры, откуда это знает Филипп о подводах? Боясь, что он разоблачит их и им придется нести ответственность перед законом за свой поступок, посовещались и решили его убить.
Но Царица Небесная хранила Своего угодника, а готовившиеся совершить злодеяние стали впоследствии свидетелями чуда. Дождавшись наступления ночи (пересменка на заводе происходила в полночь), четверо разбойников подкрались к Филиппу, который шел на смену по территории завода. Один из злодеев поднял камень, которым собирался ударить Филиппа. В это время небо озарилось светом неизреченной красоты. Филипп, возведя взор к небу, начал молиться. Злоумышленники изумленно проговорили: "Смотрите, Филипп опять что-то видит!". Потому что и раньше за ним замечали необычное поведение.
Смотрит Филипп и видит Царицу Небесную, идущую по облакам. Увидев такое, Филипп, опасаясь козней вражьих, стал вслух читать молитву Кресту и осенять себя крестным знамением. Каждое произнесенное слово золотыми буквами запечатлевалось на небе и вскоре образовалась фраза "Да воскреснет Бог и расточатся врази Его", сияющая небесным золотым светом. Рядом стоящие разбойники видели только сильный свет, но не видели, по жестокосердию своему, Царицу Небесную.
Впереди, по всему пути следования Божией Матери, по словам Филиппа, он видел преклоненных дев небесных, одни из этих дев стояли на коленях. Как говорил он сам, Божия Матерь прошла путь от Родаково до Миллерово. По окончании виденного зарево оставалось, а Филипп продолжал молиться Пресвятой Богородице.
Через некоторый промежуток времени видит он вновь Царицу Небесную, но уже в других одеждах, так же идущую по облакам по направлению от Краснодона до Старобельска. Ручки у Пресвятой Девы были сложены крестообразно, как на иконе Божией Матери "Умиление" (из келий преподобного Серафима Саровского). За ней следовал с пением монашеский чин. Первым за Божией Матерью шел и нес зажженный фонарь Марк (в народе Марочка, проживал в Луганске и нес на себе особый подвиг юродства, был жив вплоть до 50-х годов нашего столетия. Всегда сидел на паперти собора, обращаясь ко всем проходящим мимо: "Подайте Марочке копеечку". Других денег, кроме как одной копейки, он ни от кого не принимал. Сам он был маленького роста, худощав, одет в подрясник. Обувь не носил).
Весь монашеский чин был одет в подрясники, а на головах скуфеички. За Марком попарно шли монахи, держа в руках хоругви. Как потом рассказывали злоумышленники, когда появилось сильное сияние с небес, передними стала образовываться, как бы быстро возводиться из кирпича высокая стена. И в скором времени они уже не могли видеть и стоявшего рядом с ними Филиппа. Повернувшись через какое-то время в правую сторону, Филипп видит Божию Матерь всю в белом, идущую уже по направлению к нему.
Немного не дойдя до Филиппа, Царица Небесная топнула ножкой и из искр под Ее ногами стал образовываться светящийся бугорок. Став на этом сияющем возвышении, Матерь Божия взяла ниспавшее на плечи покрывало и покрыла им Свою главу. После этого Она обратилась к Филиппу со словами: "Филипп, волею Сына Моего, ты оказался здесь в Луганске, и Промысел Божий вел тебя сюда специально, на служение Богу и людям. С этого дня благодать Родившегося от Меня и помощь Моя будут пребывать с тобою. А также с этого дня ты будешь помогать людям. Молитвою изгонять бесов, вразумлять и исцелять людей. Заступничеством Моим тебя никто не тронет. И день сей явления Моего граду Луганскому помни, и учи всех чтить его, о граде же сем скажу, что к концу мира наречется он - Святоград Луганский. И многие люди будут съезжаться сюда в преддверии этих грозных дней, сами не зная зачем. И помощь Моя и благословение пребудет тогда с ними в День Судный. Я буду Заступница месту сему и Богу о нем Ходатаица".
Промолвив это, Царица Небесная благословила Филиппа и ушла. Еще некоторое время Филипп не мог и пошевелиться от всего виденного и слышанного. Огромная радость переполняла его душу. Он говорил, что во время видения видел себя стоящим в обычной одежде с палкой в руке и тут же он видел себя падшим ниц в длинном хитоне. "Где я был тогда сам, стоящим или лежащим на земле, не знаю".
Но когда он пришел в себя, то увидел разбойников, лежащих на земле, сиянием огня небесного они были ослеплены. И на вопросы народа о виденном в эту ночь и о причине их слепоты говорили только то, что видели яркий свет. Тогда благочестивые люди стали расспрашивать о случившемся Филиппа, и он, преисполненный духовной радости, говорил жителям города о явлении Божией Матери граду Луганскому и о его спасительной для города силе. На протяжении всех последующих лет Филипп говорил о том, что явление Божией Матери было не конкретно милостью Царицы Небесной к нему, а милосердием и материнским покровом ко всем православным жителям Луганска."Чтите этот день, как Пасху", - говорил он.
Каждый город или обитель, имеющие прославленный или почитаемый образ Божией Матери, гордятся тем, что Заступница рода христианского милостиво призрела на место сие, и для утверждения Православной веры и Своего покровительства над ним украсила его.
Также и земля луганская гордится своим образом Преблагословенной Владычицы. Изображение, которое находилось у старца в келий, было написано одним художником и передавало все явление Божией Матери в подробностях.
Старец Филипп часто говорил, что не знавшие его, которые будут жить позднее, прославят Луганскую икону Божией Матери, но не ту, что находилась у него и отражала все явление. А будет написана новая икона в воспоминание этого события. Также говорил: "Пройдут с иконой крестообразно через весь город. Приедут чужеземцы и поклонятся. А вы будете следом идти, петь и радоваться".
Так и случилось. После смерти диакона Филиппа изображение, находившееся у него, пропало. И только при Архиепископе Луганском и Старобельском Иоанникии, по его благословению и по просьбам верующего народа, была написана Луганская икона Божией Матери.
Как "приятное молитвы кадило" - образ, находящийся в Свято-Петропавловском кафедральном соборе, исполнен в византийской иконописной традиции, отличительная особенность которого - изящество формы и глубина внутреннего содержания. По своему иконографическому изображению она не имеет аналогов в православном мире.
Луганская икона Божией Матери была написана во время Великого поста в Псково-Печерском монастыре с особой на то подготовкой лучшим иконописцем нашего времени - архимандритом Зиноном. Работавший над исполнением образа часто упоминал, что "икону написать нельзя, ее можно только вымолить у Бога". Икона, как некое Богооткровение, как плод духовного опыта, несет в себе неразвлекаемую молитвенную собранность, глубину тайн веры, гармонию духа, красоту чистоты и бесстрастия, величие смирения и простоты, страх Божий и благоговение. Пред ней затихают страсти и суета мира. Она высится над всем в ином плане бытия.
Икона - есть великая святыня и по содержанию, и по форме. Евангелие проповедует Царствие Божие словом, икона то же возвещает образом. Икона несет в себе глубину богословия. Она тесно связана с догматами, символикой и богослужением.
Пресвятая Дева изображена на темно-синем, выполненном из лазурита ночном небе, что указывает на ночное время явления Богоматери. Двенадцать золотых звезд, окружающих Пречистую, - символ двенадцати Апостолов. По вознесении Спасителя на небо Она для апостолов и всех верующих была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Она передавала все слова, которые слагала в сердце Своем: о чудесных событиях благовещения, безсеменного зачатия и нетленного от Нее Рождества Христова, Его младенчества и всей земной жизни.
Подножие, на котором стоит Преблагословенная, являет собою земной престол - Церковь земную. Семь драгоценных камней, украшающих его, есть символика семи Таинств Церкви, в которых она живет и укрепляется, и самые "врата ада не одолеют ее". Верхняя золотистая часть подножия напоминает о невещественном свете. Число золотых лучей говорит о числе Поместных Православных Церквей, образующих единую святую, соборную вселенскую и апостольскую Церковь.
Лазурное небо и теплая зелень нижней части фона как символ земли в своем соединении напоминают нам о том, что перед нами - Царица неба и земли. Находясь в небесных обителях у престола Сына и Господа, Она заботится о Церкви земной и неотступно в ней пребывет, проявляя материнскую заботу. По слову Григория Паламы: "Она Единая, ставшая между Богом и родом людским".
Руки Пречистой Девы сложены на груди, как в момент Архангельского Благовещения: "Радуйся Благодатная", на что смиренная и совершенно преданная в волю Божию отвечала: "Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему" (Лук. 1,38).
"У Нее ум - Богом управляемый и к Богу одному направленный, очи Ее всегда устремлены ко Господу, сердце Ее чисто и непорочно, зрящее и вожделевающее чистейшего Бога. Вся - чертог Духа, вся - град Бога Живаго, вся - пред очами Божиими".
Нижняя одежда - хитон Пресвятой Девы голубого цвета, из измельченной бирюзы, как символ девственной чистоты, опоясан червленым поясом. В тенях оттенки доходят до темно-синего, лазурного. Из-под хитона виднеется ярко-красная обувь, которую носили византийские императрицы, выполненная из полудрагоценного камня индийского происхождения и в иконописном искусстве называется - киноварью.
Мафорий - верхняя одежда, широкая, по краям вызолочена узкой каймой, по длине опускается немного ниже колен. Для мафория и покрывала Пресвятой Богородицы в иконописи усвоен коричневый или близкий к нему темно-малиновый, переходящий местами в фиолетовый цвет, что имеет свою символику. Известно, что такой цвет составляется из синей и красной краски. И здесь голубой (оттенок синего) - есть символ Ее девственной чистоты, а красный, как цвет крови, свидетельствует о том, что от Нее, Чистейшей Девы, заимствовал Свою земную порфиру - плоть и кровь - Сын Божий.
Ниспадая с левого плеча, на мафорий имеется семь выведенных золотом подвесок, символизирующих число архангелов. Так как Сама Богоматерь через воплощение от Нее Сына Божия сделалась честнейшею Херувимов.
Непременной принадлежностью головного покрывала Матери Божией являются три звездочки, которые всегда пишутся на обоих плечах и на челе. Эти звездочки - символ Ее приснодевства. Она - Дева до Рождества Христова (звездочка на правом плече), Дева в самый момент непостижимого рождения Сына Божия (звездочка на челе) и остается Девой по рождении Своего Божественного Сына (звездочка на левом плече покрывала).
Всматриваясь в образ, вспоминаешь слова историка: "Одежда скромная, чуждая роскоши и неги, поступь степенная, твердая, взгляд строгий, соединенный с приятностью, тиха и покорна родителям, речь кроткая, льющаяся от незлобливого сердца" (Никифор Каллист).
По краю нимба на красном контуре имеется неполных сорок три кружочка. Это число указывает, что около 43 года по Рождестве Христовом, во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову (Деян. XII, 13), Пресвятая Дева Мария удалилась в Ефес с Иоанном Богословом, где ему выпал жребий проповедовать Евангелие. После этого, по преданиям, она посещает и епископствовав-шего в Кипре Лазаря, а также Афонскую гору - место жребия, данного Ей от Господа.
Такие же кружочки, располагающиеся вокруг надписи "Мария", "Дева", а их 59, говорят о числе лет от рождества Преблагословенной до Ее апостольского жребия.
Имеющееся украшение на покрове, состоящее из изображенных жемчужин, указывает на годы земной жизни Божией Матери.
Митрополит Московский Филарет (Дроздов) о почитании чудотворных икон высказывается так: "Не существует ни церковных правил, ни примеров, чтобы какая-либо икона признаваема была чудотворной посредством формального расследования определения... Есть иконы, наименованные в святцах чудотворными по преданию веры, и в особенности, по случаю чудотворений, относящихся ко благу святой Церкви и отечества и требовавших учреждения особых празднеств... И всякая святая икона должна быть благоговейно чтима по возведении сего почитания к первообразу (т.е. потому что честь, воздаваемую к святому образу, мы относим не к дереву или краскам, положенным на дерево, а к Господу Богу или к Божией Матери); и всякая икона по вере и благодати Божией может быть чудотворною. Тем более заслуживает благоговейного почитания тот образ, качества чудотворности которого подтверждаются верою, преданием и особым устроением Провидения Божия".
С верою и благоговением молящиеся перед Святым образом Луганской Пресвятой Богородицы сподобляются сердечного умиления и вручают себя под Всемогущий Покров Царицы Небесной, имеют твердую веру в то, что к нашей Луганской святыне относятся слова, сказанные Пречистой Богородицей при виде первописанной Ее иконы апостолом и евангелистом Лукой (первым иконописцем): "Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сим образом да будет".
Имея такую покровительницу города и области, православные люди молятся о защите от всех бед и напастей, об утверждении в Отечестве нашем мира и согласия, испрашивая потребное благополучие.
Образ Луганской Божией Матери не без воли Царицы Небесной украшает Своим присутствием Свято-Петропавловский кафедральный собор города Луганска, пред которым каждую среду, до начала Божественной литургии, собором духовенства совершается служба акафиста Покрову Пресвятой Богородицы.
Имеется также образ Луганской Божией Матери и в часовне на могиле старца-диакона Филиппа. В 2002 году, на праздник Покрова Божией Матери, образ, написанный на стене, обильно замироточил. В течение всего года верующий народ, прикладываясь к этому святому образу, помазывался миром, истекавшим от иконы. В определенные дни мироточение происходит и сейчас.
Сердце народа, на глазах которого происходит это чудо, воспламеняется любовью к Пречистой Божией Матери и к угоднику Божию - старцу диакону Филиппу.
(Часовня иконы Божией Матери Скоропослушница - Луганск, справа видна могила стара диакона Филиппа с камнем)
В один из дней, в 1930-е годы лютейшего гонения, спешил Филипп с группой близких ему людей на праздник в храм. Проходя по бывшему графскому парку возле храма, старец был встречен группой местных комсомольцев, которые преградили ему путь. Они издевательски смеялись над ним, ставили под сомнения основы веры и, как род лукавый, требовали чуда.
- Ну ты, раб Божий! Докажи нам, что есть твой Бог! И не словом, а делом докажи!
Рядом с Филиппом лежал обрубок дерева, с одной стороны он сохранил на себе отпечатки топора, а с другой - был трухлявый от времени. Старец Филипп стал на колени, поднял руки к небу и воззвал к Богу. После молитвы старец ударил посохом по стволу дерева трижды и произнёс:
- Дуб сей да обратится в камень в воспоминание моё и во свидетельство чудес Божих, а для тех, кто не будет верить сказанному обо мне, камень этот будет видимым свидетельством жизни моей. Камень же этот будет лежать до Второго Пришествия, укрепляя немощных в вере.
Помолчав, добавил:
- Пока не расцветёт.
И произошло чудо. Хулители и окружавший народ были немало поражены случившимся на их глазах. Камень этот сохранился и до настоящего времени, и сейчас служит местом благоговейного почитания верующих, помнящих и хранящих память о старце - диаконе Филиппе. Ныне камень этот находится около часовни на могиле старца.
Как некогда видели Ее на воздухе с омофором в руках, молящуюся за весь мир, так и мы теперь, находясь под сводами храма, своими глазами видим ее образ пред нами.
Итак, к нему ныне прилежно притецем грешнии и смирении, и припадем, в покаянии зовущее из глубины души: Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!
(по материалам: http://monastyr.lg.ua/index.php?id=207)
Святые Виннов (Winnow), Манк (Mancus) и Мирбад (Myrbad) Корнуоллские
Виннов, Манк и Мирбад - святые родом из Ирландии, жившие предположительно в VI веке в Корнуолле, где есть посвящённые им церкви.
Тропарь свв. Виннова, Манка и Мирбада
глас 6
О святи́и тричи́сленнии,/ во сла́ву Превяты́я Тро́ицы,/ Ирла́ндию оста́висте́,/ да бы́х в Корнуо́лле порабо́тали есте́:/ на земли́ до́бре потруди́вшиися,/ на Небесе́х просла́влени бы́сте,// Ви́ннове, Ма́нко и Мирба́де блаже́ннии.