filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ljubov_i_svet,
filin_dimitry
filin_dimitry
ljubov_i_svet

29 мая (11 июня) 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение…


Блаженный император-мученик Константин XI Палеолог

Блаженный император-мученик Константин XI Палеолог

Память 29 мая/11 июня (она отмечена в некоторых древнерусских святцах).

Последний император Византийской империи Константин XI. Сын императора Мануила II.


В 1430 г. сумел отвоевать у крестоносцев княжество Ахайя, в 1444 г. освободил Румелию и Фессалию; местные греки, восторженно приветствуя победителя, прозвали его «Дракос» - «Дракон». Это были последние победы Византии.
В 1442 г. Константин оборонял от турок остров Лимнос, тут он потерял жену Екатерину.
6 января 1449 г. был возведен на престол, наследовав своему брату.

12 декабря 1452 г. в Константинополе был торжественно провозглашен союз («уния») Православной и Католической Церквей. Народ бунтовал, считая это воссоединение изменой «вере отцов», католики же не пришли на помощь гибнущему городу. В России считали, что Константинополь пал, потому что Константин изменил православию: он заключил с Католической Церковью союз («унию»). Впрочем, в искренность этого союза враги католиков тоже не желали верить и подчеркивали, что Константин просто хотел военной помощи от Запада. Правда, никакой помощи он не получил, да Запад никогда этой помощи и не обещал, и император отлично знал, что помощи ждать не приходится.

В понедельник 28 мая жители Константинополя поняли, что скоро штурм: в турецком лагере было непривычно тихо. Султан приказал солдатам отдохнуть перед решающим боем. Константин возглавил крестный ход, в котором вместе шли греки и итальянцы, православные и католики, забыв о религиозных распрях. В соборе святой Софии тысячи людей собирались без различия конфессии. Православное духовенство, которое клялось, не переступить порог собора, пока он осквернен католическим ядом, пришли к алтарю, чтобы вместе с католиками совершать литургию. Здесь был и митрополит Русской Церкви Исидор, которого русские власти отвергли как католика.

28 мая с наступлением вечера султан начал общий штурм и не давал ромеям покоя всю ночь. Сам Константин отражал натиск за упавшими стенами близ ворот святого Романа (Дука: 39). Но турки проникли в город в другом месте — через Керкопорту — маленькую калитку в стене, которую оставили открытой после одной из вылазок (Дашков: «Константин Драгаш»). Поднявшись наконец на стену, они рассеяли защитников и, покинув внешние укрепления, через ворота внутренней стены ворвались в город (Сфрандизи: 3; 5). После этого войско, окружавшее императора, обратилось в бегство. Константин был покинут всеми. Один из турок ударил его мечом по лицу и ранил, а другой нанес сзади смертельный удар. Турки не узнали императора и, умертвив его, оставили лежать как простого воина (Дука: 39). Уже после того, как к вечеру последние защитники сложили оружие, тело императора нашли под грудой трупов по царским сапогам. Султан приказал выставить голову Константина на ипподроме, а тело похоронить с царскими почестями (Сфрандизи: 3; 9). Это был последний император ромеев. С его смертью империя перестала существовать.

Еп. Лесбоса Леонардо в письме Папе 19 августа 1453 г. цитировал последнюю речь императора, которую историк Гиббон назвал «эпитафией Римской империи»: «От животных могут убежать животные, но вы люди … враг нарушил мир неправедно, попрал клятву и договор».

Памятник Константину Палеологу напротив кафедрального собора в Афинах
(Памятник Константину Палеологу напротив кафедрального собора в Афинах)


В середине XIX века греки, боровшиеся за освобождение от турок, сочинили легенду о том, что Константин не погиб, а спит и появится для решительного боя с турками. Греция была освобождена, причем в 1913 году ее королем стал Константин, потомок Палеологов. Однако, попытка греков в 1922 году отвоевать Константинополь, провалилась, а Константин «Двенадцатый» был вынужден отречься еще до этой катастрофы.

В современной Греции о завоевании Константинополя не мечтают, но великомученика в Константине видят.



Мученик Андрей Аргентис (греч. ̓Ανδρέας ̓Αργέντης)


Один из первых греческих новомучеников, претерпевших смерть от турок.

Родом с острова Хиос, родственник Евстратия Аргентиса. В возрасте 25 лет Андрей приехал в Константинополь, где часто бывал в квартале Галата, населенном христианами. Некие египтяне приняли его за отступника-мусульманина и выдали властям. После жестоких мучений св. Андрей был обезглавлен в 1465 г. в Константинополе.

Житие составлено его современником Георгием Трапезундским.



Преподобномученица Феодосия Константинопольская

прмч_Феодосия_Константинопольская


Преподобномученица Феодосия жила в VIII веке. Она родилась по усердной молитве родителей и после их смерти воспитывалась в константинопольском женском монастыре в честь святой мученицы Анастасии. Святая Феодосия приняла постриг в женской обители после того, как раздала бедным оставшееся от родителей имущество. Часть денег употребила на написание икон Спасителя, Божией Матери и мученицы Анастасии. Когда воцарился Лев Исавр (717 - 741), жестокий гонитель иконопочитателей, он издал приказ повсеместно уничтожить святые иконы. В Константинополе существовали тогда ворота, называвшиеся «медными», а над ними уже более 400 лет находился медный образ Спасителя. В 730 году лжепатриарх-иконоборец Анастасий приказал снять образ. Православный народ, во главе которого была преподобномученица Феодосия с другими инокинями, бросился на защиту иконы и опрокинул лестницу вместе с воином, исполнявшим приказ.

Лжепатриарх Анастасий, боясь, что волнения усилятся, известил о случившемся императора. По приказу последнего воины перебили всех инокинь, а преподобномученицу Феодосию как самую ревностную защитницу икон заключили в темницу. В течение недели ей каждый день наносили по сто ударов, а на восьмой день повели вдоль города, жестоко избивая по пути. Один из воинов начал бить мученицу и нанес ей смертельную рану, от которой мученица тотчас скончалась. Тело святой преподобномученицы, брошенное на землю, было с благоговением погребено христианами в монастыре Диокритис в Константинополе. Место погребения преподобномученицы Феодосии прославилось многочисленными исцелениями больных.


Тропарь преподобномученицы Феодосии
глас 4
Добродетель благоприятно, мученице, постигла еси,/ Христово приятелище бывши чистое/ и Святаго Духа дом возлюблен;/ отнюдуже посрамила еси врага, борющаго род человеческий,/ добре страдавшая,/ и посекла еси Копронима, Феодосие, мечем веры,/ и к чертогу Небесному преставилася еси, радующися./ Тебе верою чтущим/ присно проси велия милости.

Кондак преподобномученицы Феодосии
глас 2
Трудами живот нетрудный достигла еси,/ кровию же Копронима удавила еси, мученице,/ сквернаго врага Христовы Церкве, всеблаженная Феодосие,/ и с Вышними радуешися воинствы,/ чтущия память твою покрывающи.

Ин кондак преподобномученицы Феодосии девы, Тирской
глас 4
Божественная память твоя, Феодосие,/ днесь возсиявши,/ явися мирови яко солнце,/ сказующи житие твое./ Ты бо воздержанием плотская двизания разорши/ и страдания кровию уневестилася еси Христови./ Темже хвалящия тя избави от всяких зол,/ да зовем ти:/ радуйся, мати преподобная.


Мученица Феодосия Тирская

мч_Феодосия_Тирская


О святой Феодосии Тирской1 Евсевий2, епископ Кесарии палестинской3, свидетель-очевидец, сообщает следующее: «В то время как в стране нашей вот уже пять лет продолжалось гонение, поднятое на христиан нечестивыми идолопоклонниками, в семнадцатый день месяца апреля, в самый день праздника Воскресения Христова, одна благочестивая и богобоязненная девица из нашего города, - говорит Евсевий, - родом из Тира, не имевшая еще и восемнадцати лет, подошла к христианам-узникам, находившимся в претории; в это время христиане с дерзновением рассуждали между собою о Царствии Божием; подойдя к ним, Феодосия начала просить их помянуть ее пред Господом, когда они, окончив свой страдальческий подвиг, предстанут Богу. Воины же, увидав девицу, поклонившуюся узникам-христианам, схватили ее и как бы сделавшую какой дурной поступок, повлекли к игемону Урвану на допрос. Игемон, исполнившись великой ярости и гнева приказал мучить ее лютыми муками. Ее ребра и сосцы были истерзаны железными ногтями, так что мясо сошло с нее до костей; потом мученицу Христову, еще живую с радостным лицом терпевшую мучения, игемон приказал утопить в море».
Так говорит Евсевий, видевший всё своими глазами.

Кроме того прибавляют, что сия святая мученица Христова Феодосия, после потопления в море, была извлечена ангелами из воды на сушу совершенно живою. И ходила святая, нося на руках своих камень, привязанный к шее ее. Потом святая была снова взята язычниками. которые и привели ее в судилище. Святая Феодосия была приговорена на съедение зверей, но она пребыла совершенно невредимой от них. Наконец мучитель приказал усечь ее мечем. Во время усекновения святой видели голубицу, вылетевшую из уст ее, сиявшую как золото и возносившуюся к небесам4. Когда наступила ночь, святая мученица явилась родителям своим вместе со многими другими святыми девами; облечена была святая в одежду более белую чем снег; в руке у нее был золотой крест, а на голове венок; при этом, святая сказала родителям своим:

- Вот видите, сколь велика слава и благодать Христа моего! Вот видите, как велика слава, которой вы меня хотели лишить.

Сии слова сказала святая потому, что родители ее, заметив в ней желание пострадать за Христа, всячески препятствовали ей в этом; но она тайно от них поспешила к узникам Христовым, и, как мы сказали, была взята на мучение и увенчана от Подвигоположника своего Господа Иисуса Христа, Бога нашего.
29 мая празднуется перенесение ее мощей в Константинополь, а позднее в Венецию.

_______________________
Примечания
1
Родиною святой мученицы Феодосии был город Тир. Тир расположен у северо-восточных берегов Мертвого моря на юго-западном склоне Галаадской горной цепи.

2 Евсевий, епископ кесарийский (жил с 268 г. по 340 г), – известный церковной историк, положивший начало церковной истории; отличался большою ученостью. Ему принадлежат следующие сочинения: 1) «Церковная история», доведена от времен апостольских до 324 г.; делится на 10 книг; 2) «Жизнь Константина»; состоит из 4 книг и представляет прямое продолжение «Церковной истории», 3) «Хронография». Кроме того Евсевию принадлежат многие мелкие сочинения апологетческого, полемического и экзегетического характера

3 Кесария палестинская находилась на восточном берегу Средиземного моря. В древние времена Кесария была резиденцией римских прокураторов и центром общественно-политической жизни страны.-В истории христианской Церкви Кесария палестинская замечательна тем, что здесь впервые был открыт язычникам доступ в Церковь Христову Апостолом Петром, крестившим сотника Корнилия (Деян.10). Здесь же происходил последний суд над Апостолом Павлом, после которого он был отправлен в Рим (Деян.26-27). - В Палестине была еще другая Кесария, в отличие от настоящей называвшаяся Филипповой. Она находилась у истоков Иордана.

4 Кончина святой мученицы последовала в 307 г. или в 308 г. 6 апреля. 29-е мая есть день перенесения ее мощей. Мощи святой мученицы были перенесены первоначально в Константинополь, а потом в Венецию.


Тропарь мученице Феодосии Тирской

Добродетель благоприятно, мученице, постигла еси, / Христово приятелище бывши чистое / и Святаго Духа дом возлюблен; / отонудуже посрамила еси врага, борющаго род человеческий, / добре страдавшая, / и посекла еси Копронима, Феодосие, мечем веры, / и к чертогу Небесному преставилася еси, радующися. / Тебе верою чтущим / присно проси велия милости.


Мученик Иоанн (или Нанн) Солунский, Смирнский

Замучен турками в 1802 году в городе Смирне (ныне Измир).



Икона Богородицы «Споручница грешных»

икона_Божьей_Матери_Споручница_грешных


Икона Божией Матери «Споручница грешных» названа так по надписи, сохранившейся на иконе: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну...».

Впервые этот образ прославился чудесами в Николаевском Одрине мужском монастыре Орловской губернии в середине прошлого столетия. Древняя икона Богоматери «Споручница грешных» из-за ветхости своей не пользовалась должным почитанием и стояла в старой часовне у монастырских ворот. Но в 1843 году многим жителям в сновидениях было открыто, что икона эта наделена, по Божьему Промыслу, чудотворной силой. Икону торжественно перенесли в церковь. К ней начали стекаться верующие и просить о врачевании своих печалей и болезней. Первым получил исцеление расслабленный мальчик, мать которого горячо молилась перед этой святыней. Особенно прославилась икона во время эпидемии холеры, когда многих смертельно больных, с верою к ней притекающих, она возвратила к жизни.

В монастыре в честь чудотворного образа был построен большой трехпрестольный храм. На иконе «Споручница грешных» Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке, Который обеими руками Своими держит Ее правую руку. Главы Богоматери и Младенца увенчаны коронами.

В 1848 году усердием москвича Димитрия Бонческула был сделан список с этого чудотворного образа и помещен в его доме. Вскоре он прославился истечением целительного мира, давшего многим выздоровление от тяжких болезней. Этот чудотворный список перенесли в храм святителя Николая в Хамовниках, в котором был устроен тогда же придел в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных».

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках, Москва
(Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках, Москва)

Кроме 29 мая, празднество в честь этой иконы совершается 7 марта.



Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Споручница грешных
глас 4
Умолкает ныне всякое уныние/ и страх отчаяния исчезает,/ грешницы в скорбех сердца обретают утешения/ и небесною любовию озаряются светло./ Днесь бо Мати Божия простирает к нам спасающую руку/ и от Пречистаго образа Своего вещает, глаголя:/ Аз Споручница грешных к Моему Сыну,/ Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну./ Темже людие, обремененнии грехми и скорбьми многими,/ припадите к подножию Ея иконы со слезами, вопиюще:/ Заступнице мира, грешных Споручнице!/ Умоли Матерними Твоими молитвами Избавителя всех,/ да Божественным всепрощением покрыет грехи наша/ и светлыя двери райския отверзет нам,/ Ты бо еси предстательство и спасение рода христианскаго.

Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Споручница грешных
глас 3
Тебе, милосердия источнику присно текущему/ и Споручнице грешных, недостойный раби Твой, Богородице,/ припадающе, скорбяще, вопием Ти:/ спасай нас от бед, Владычице,/ и матерним Твоим ходатайством испроси всем нам вечное спасение.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Споручница грешных
глас 1
Честное жилище бывшее/ неизреченнаго естества Божественнаго/ выше слова и паче ума/ и грешным еси Споручница,/ подававши благодать и исцеление,/ яко Мати всех Царствующаго:/ моли Сына Твоего/ получити нам милость в День судный.

Молитва Божией Матери

О Владычице Преблагословенная, Защитнице рода христианскаго, прибежище и спасение притекающих к Тебе! Вем, воистинну вем, яко зело согреших и прогневах, Премилостивая Госпоже, рожденнаго плотию от Тебе Сына Божия, но имам многии образы прежде мене прогневавших Его благоутробие: мытари, блудницы и прочия грешники, имже дадеся прощение грехов их, покаяния ради и исповедания. Тыя убо образы помилованных очесем грешныя души моей представляя и на толикое Божие милосердие, онех приемшее, взирая, дерзнух и аз, грешный, прибегнути с покаянием ко Твоему благоутробию. О Всемилостивая Владычице, да подаси ми руку помощи и испросиши у Сына Твоего и Бога матерними и святейшими Твоими молитвами тяжким моим грехом прощение. Верую и исповедую, яко Той, Егоже родила еси, Сын Твой, есть воистинну Христос, Сын Бога Живаго, Судия живых и мертвых, воздаяй комуждо по делом его. Верую же паки и исповедую Тебе быти истинную Богородицу, милосердия источник, утешение плачущих, взыскание погибших, сильную и непрестающую к Богу Ходатаицу, зело любящую род христианский, и Споручницу покаяния. Воистину бо несть человеком иныя помощи и покрова, разве Тебе, Госпоже Премилостивая, и никтоже, уповая на Тя, постыдеся когда и, Тобою умоляя Бога, никтоже оставлен бысть. Того ради молю Твою неисчетную благость: отверзи двери милосердия Твоего мне, заблуждшему и падшему в тимение глубины, не возгнушайся мене, сквернаго, не презри грешнаго моления моего, не остави мене, окаяннаго, яко в погибель злобный враг похитити мя ищет, но умоли о мне рожденнаго от Тебе милосердаго Сына Твоего и Бога, да простит великия моя грехи и избавит мя от пагубы моей; яко да и аз со всеми, получившими прощение, воспою и прославлю безмерное милосердие Божие и Твое непостыдное о мне заступление в жизни сей и в нескончаемом веце. Аминь.


Икона Богородицы Мателикийская (Метелинская)

икона_Божьей_Матери_Мателикийская


Об этой иконе Богоматери известно только то, что явление ее последовало в 991 году.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Мателикийская»

О Пресвятая Владычице Богородице, вышшая Херувим и честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице, всех скорбящих Радосте! Подаждь утешение и нам, в скорби сущим, разве бо Тебе инаго прибежища и помощи не имамы. Ты едина еси радости нашея Ходатаица, и яко Мати Божия и Мати милосердия, предстоящи у престола Пресвятыя Троицы, можеши нам помощи; никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен отходит. Услыши убо и нас, ныне в день скорби пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе молящихся: отжени от нас належащия на нас скорби и печали в сей временней жизни, не лишены же сотвори ны Твоим всесильным ходатайством и вечныя нескончаемыя радости во Царствии Сына Твоего и Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, и чтим образ Твой святый, от негоже источаеши исцеления всем, с верою к Тебе притекающим.


Икона Богородицы Цесарская - Боровская

икона_Божьей_Матери_Цесарская_Боровская


Икона Божией Матери Цесарская - Боровская известна с XII века. Впервые чудотворный образ был явлен в местечке Усвят Витебской области. Икона была найдена вблизи кладбищенской церкви, находившейся в местности Бор, почему и названа Боровской. Цесарской икона называется потому, что является копией с древней Цесарской чудотворной иконы, прославленной в 792 году (празднование 9 апреля).

Из кладбищенской церкви икона была перенесена в Усвят в Спасо-Преображенский храм. О чудотворных знамениях и исцелениях, явленных образом Божией Матери, сохранились многочисленные свидетельства. В 1859 году в Усвяте и его окрестностях свирепствовала эпидемия холеры, уносившая многочисленные человеческие жизни. С глубокой верой обратились жители за помощью к образу Царицы Небесной, и болезнь прекратилась.

В том же 1859 году Святейший Синод постановил праздновать Цесарской - Боровской иконе Божией Матери 29 мая.


Икона Богородицы «Недремлющее Око»

икона_Божьей_Матери_Недремлющее_Око


Икона Божией Матери «Недремлющее Око» была пожертвована дочерью известного в прошлом проповедника Родиона Путятина и находилась в монастырской часовне в городе Рыбинске. Чудотворный образ прославлен многочисленными исцелениями. Наименование «Недремлющее Око» усвоено иконе в связи с надписью под изображением: «Аз сплю, а сердце Мое бдит» (Песн. 5, 2).

Известен другой древний чудотворный образ Божией Матери «Недремлющее Око», находившийся ранее в городе Угличе в Богоявленском монастыре. Эта икона была пожертвована монастырю в 1848 году жительницей Углича А. В. Лебедевой. По молитвам Божией Матери чудотворный образ прославлен многочисленными благодатными исцелениями.


Икона Богородицы «Мати Дево (Мати и Дево)»

Икона Богородицы «Мати Дево (Мати и Дево)»

На св. иконе, именуемой Мати Дево, Богоматерь изображена стоящею со скипетром в опущенной вниз правой руке и держащею на левой руке Богомладенца, благословдяющего правогю рукою; главы Их увенчаны коронами.


Икона Богородицы «Животодательница»

Икона Богородицы «Животодательница»


Икона Жизнеподательница была написана в ХIV веке согласно канонам иконописи и является одной из древнейших икон Богоматери, сохранившейся до наших дней на Волыни. В конце ХIV века эта икона была передана Константинопольским Патриархом в дар князю Даниилу Острожскому (в некоторых источниках Острозский) — как Благословение и подарок за верность и охрану Православия. Много веков икона Божьей Матери Жизнеподательница была родовой святыней князей Острожских и предавалась от сына к сыну. Острожские считали, что всем своим победам, они обязаны, именно, заступничеству Чудотворного образа, который брали с собой во все военные походы. В 1386 году великий князь Литовский Βитовт грамотой подтверждает право князя Федора Острожского на Μежирич. В последствии, потомок Федора князь Βасилий Острожский (Красный) на месте деревянного замка, принадлежащего Федору возводит деревянные стены, а его сын Иван, в дальнейшем, строит деревянную Троицкую церковь. Простояв всего несколько лет церковь была сожжена во время одного из татарских набегов. Но Острожские не оставили Μежиричи без храма, они начинают строительство каменной церкви, сохранившейся до наших дней. С именем последнего представителя рода Острожских, Януша, краковского каштеляна (должность в Великом Κняжестве Литовском — это человек, управляющий замком и выполняющий некоторые судебные функции), принявшего католичество, связан важный этап в развитии Μежеричи.

В начале XVII века Януш, так как у него не было сыновей, передает образ в Межирицкий монастырь, в последствии преобразованный им во францисканский. В 1779 году над иконой Жизнеподательницапроводится католический ритуал коронования.

свято-троицкий межерицкий мужской монастырь
(свято-троицкий межерицкий мужской монастырь, Украина)


На Божью Μатерь и Спасителя надевают короны, изготовленные в Риме из золота и драгоценных металлов. В 1866 году после возвращения монастыря Πравославной Церкви российской императрицей Μарией Федоровной, супругой Αлександра II, она дает распоряжение приложить к образу серебряную цату с шестью изумрудами и вставить еще шесть изумрудов в корону. Цαту создал знаменитый петербургский ювелир Иван Сазиков. Ηа ней и сейчас можно рассмотреть два клейма: «IC» (инициалы мастера) и «84» (проба серебра). После революции монастырь был закрыт.В настоящее время Межирицкая икона Божией Матери Жизнеподательница является главной святыней возрождённого в 1991 году Свято-Троицкого Межиричского монастыря.


Икона Богородицы «Избавление от бед страждущих»

Икона Богородицы «Избавление от бед страждущих»


Образ Божией Матери, именуемый «Избавление от бед страждущих» прославился далеко за пределами Арзамаса. Началось всё с того, как в 1997 году в Свято-Николаевский женский монастырь две жительницы Арзамаса принесли икону, точнее сказать, тёмную доску, которую одна из них нашла у себя в сарае. Тогда трудно было сказать, икона ли это вообще, так как понять, что на ней изображено было не возможно. Очевидно, поэтому сестры монастыря отнесли ее в запасник, где хранились непригодные для храма иконы.

Однажды настоятельница монастыря игуменья Георгия (Федотова), разбираясь в запаснике, повелела эту икону поместить в рамочку, повесить в храме и молиться перед ней Пресвятой Богородице. И насельницы обители стали обращаться к Царице Небесной перед этим образом, прося помощи в различных своих нуждах. Вскоре на совершенно почерневшей доске появилось светлое пятнышко, будто солнечным лучом высветившее небольшую овальную часть иконы – шею Матери Божией и ручку Богомладенца.
В середине лета 2000 года икона начала интенсивно обновляться, будто кто-то незримый тонкими слоями снимал черноту: появились лики Богородицы и Спасителя. Вот только название иконы разобрать, не удавалось.
Как-то в Никольский монастырь приехала одна рижская монахиня. Увидев икону, она с радостью сказала, что её чистят ангелы, и предположила, что это образ Божьей Матери, именуемый «Избавление от бед страждущих». Тогда никто из сестёр не предал этому значения и вспомнили они эти слова только летом 2001 года, когда очистилась надпись.
После того, как число паломников, приходящих к этой иконе, стало увеличиваться, в монастыре было принято решение перенести её в более доступное место. Сестры, переносившие икону, заметили, что красочный слой иконы практически осыпался — образ Пресвятой Богородицы источает само дерево.

Каждую неделю, кроме Великого поста, пред иконой Богородицы, инемуемой «Избавление от бед страждущих» в монастыре читается акафист. Зафиксировано множество чудес по молитвам перед иконой Божией Матери, именуемой «Избавление от бед страждущих». В монастыре есть тетрадь, куда прихожане записывают свои истории чудесного избавления от недугов и бед. Кроме этого, ежегодно в обитель приходит около 3000 писем с просьбами помолиться перед этой иконой.

Икона Божией Матери, именуемая «Избавление от бед страждущих» хранится в Свято-Николаевском женском монастыре города Арзамаса.


Тропарь
глас 4
Яко пресветлая звезда просия Божественными чудесы святый Твой образ, лучами благодати и милосердия Твоего озарив в нощи скорбей. Подаждь убо и нам, Всеблагая Дево, Избавление от бед страждущих, исцеление недугов душевных и телесных, спасение и велию милость.

Кондак
глас 8
Ко иконе Твоей, Пресвятая Госпоже, бедствующие с верою притекают, заступлением Твоим избавляемые от злых, но яко Мати Христа Бога и нас свободи от лютых обстояний, временных и вечных, да зовем Ти: Радуйся, Избавление страждущих от всех бед.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Образ Твой Святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Молитва

О, Мати Божия, помоще и заступление наше! Егда потребуем, буди Избавлением нам, страждущим и погибающим от лютых бед, на Тя бо уповаем и всегда вседушно Тебе призываем умилосердися и помози, пожалей и избави от бед страждущих и погибающих нас, от лютых сетей лукаваго исхити, приклони ухо Твое, и наши слезные молитвы приими, и, якоже хощеши, упокой и обрадуй нас. Научи послушание Господу Богу приносити, всем сердцем, всею душею, всем естеством Сына Твоего возлюбити, плоды трудов достойны Ему приносити. Умири сердца наша, да в едином Духе и всеми делами нашими прославим Безначального Отца со Единородным Его Сыном и с Пресвятым Благим и Животворящим Его Духом, и Твое милостивное Матернее предстательство, ныне, и присно и во веки веков. Аминь



Икона Богородицы Дектоурская


Икона Богородицы Дектоурская


Точных списков и истории этой иконы не сохранилось. Клеймы этой иконы встречаются на многочастных иконах Богородицы. Празднование ей установлено в Неделю Всех Святых. Булгаков отмечает, что Дектоурская икона "по изображению подобна Амартийской" (http://pravicon.com/icon-528). Поселянин тоже упоминает об этой иконе (написано "Дектурская", возможно опечатка). Не факт, но мой домысл: трудно не заметить сходства иконографии и названия этой иконы с Девпетерувской (http://pravicon.com/icon-90).

Принимая во внимание, что подписи на иконах часто сокращали или откровенно калечили, Дектоурская икона могла внести свой вклад в ту путаницу, которая сложилась сейчас с Девпетерувской иконой - имеются два разных образа с таким названием, причем один из них - почти копия Дектоурской иконы.


Икона Божией Матери, именуемая "Благодатное Небо"

икона_Божьей_Матери_Благодатное_Небо


Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Благодатное Небо», находится в иконостасе Московского Архангельского собора Кремля по левую сторону от царских врат.
Пресвятая Богородица, держащая на руках Предвечного Младенца, изображена в полный рост и в окружении ярко-красной мандорлы с исходящими от нее сияющими лучами. Этот образ имеет также наименование «Что Тя наречем?», происходящее из текста Богородична 1-го часа, начертанного по краю сияния, исходящего от Божией Матери: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко воссияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим».

Иконографическое изображение Пресвятой Богородицы, под ногами Которой первоначально был изображен лунный серп, иллюстрирует слова Откровения Иоанна Богослова: И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд... И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его (Откр. 12. 1, 5).

Существует предание, что этот образ находился ранее в Смоленске и в XIV веке был перевезен в Москву дочерью литовского князя Витовта Софией, когда она стала супругой Московского князя Василия Дмитриевича (1389–1425), вместе со многими другими древними иконами, присланными из Константинополя (как следует из записи в Троицкой летописи за 1398 г.). Об этом стало известно в 1853 году, когда во время поновления иконостаса Архангельского собора митрополит Филарет (Дроздов) распорядился собрать исторические сведения о чудотворном образе. В несохранившейся описи XVII в. Архангельского собора указывалось, что образ является списком с находившейся в соборе древней иконы, сделанным мастерами Оружейной палаты по указу царя Феодора Алексеевича.
Образ Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо», пребывающий в настоящее время в местном ряду иконостаса Архангельского собора, был исполнен царскими иконописцами при создании нового иконостаса в 1678–1680 годах и помещен в серебряный чеканный оклад с надписанием текста Богородична. Украденный в 1812 году старый оклад был заменен новым в 1815 году. В 1916 г. чудотворная икона была украшена серебряной ризой и накладными серебряными херувимами на полях, которые до нашего времени не сохранились.

Прототип иконографического изображения Божией Матери, появившийся в Германии в XV веке и получивший широкое распространение в западном искусстве, в XVII веке через Украину, Белоруссию и Литву попал в Россию.
В начале XX века по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского был сделан список с иконы «Благодатное Небо» для ризницы храма Вауловского Успенского скита Романово-Борисоглебского уезда в Ярославской губернии. В настоящее время он пребывает в Воскресенском соборе г. Тутаева Ярославской области.
Другой список с чудотворного образа помещен в храме Распятия Христова Большого Кремлевского дворца.
Во 2-й половине XIX – начале XX века празднование иконе совершалось два раза в год: 6 марта и в Неделю Всех святых. По пятницам после Литургии перед образом совершался молебен с акафистом и водоосвящением.


Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Благодатное небо
глас 6
Что Тя наречем, о Благодатная?/ Небо - яко возсияла еси Солнце Правды;/ рай - яко прозябла еси Цвет нетления;/ Деву - яко пребыла еси нетленна;/ Чистую Матерь - яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога./ Того моли спастися душам нашим.

Кондак Божией Матери
глас 6
Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Владычице,/ Ты нам помози,/ на Тебе надеемся/ и Тобою хвалимся,/ Твой бо есмы раби,/ да не постыдимся.

Tags: Жития святых
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments