Великомученица Ксения чудотворица, Пелопоннесская
Святая великомученица Ксения не упоминается в византийских агиографических источниках, ее почитание долгое время носило местный характер. Сведения о ней были обнаружены в начале ХХ в. пресвитером Гергием (Насисом) в рукописи, принадлежавшей Константину Византиосу из Константинополя. Он переписал житие Ксении и издал его вместе с составленными им службой и параклисом этой святой в 1946 г. в Нью-Йорке, где служил настоятелем кафедрального собора Благовещения Пресвятой Богородицы.
Святая Ксения родилась около 291 г. в греческом городе Каламе (ныне Каламата), расположенном на юго-западе полуострова Пелопоннес. Родители ее Николай и Деспина, родом из Италии, были христианами, не благородного происхождения, но достаточно обеспеченные. Из-за гонений на христиан им пришлось перебраться в Каламату, где они занимались возделыванием земли. Здесь у них родилась дочь Ксения, которая еще с детства, чаще всего, не играла с детьми, а после молитвы оставалась дома и всячески помогала матери.
С возрастом ее душевная красота все более явно проявлялась и в телесной красоте. Она постоянно питала свою душу молитвой, чтением Священного Писания и слушанием житий святых и мучеников за веру во Христа. Девушка имела постоянное попечение о бедных, больных и вдовах и часто она сама оставалась без еды, чтобы накормить нуждающихся. Видя это, враг рода человеческого всячески стремился погубить юную подвижницу.
В то время в Каламате правил епарх (начальник области) Дометиан – человек черствый и жестокосердый. Однажды, возвращась с охоты, он увидел Ксению, которая в это время работала на поле. Увидев ее, он воспылал к ней страстью и захотел на ней жениться. Он обратился к магам-чародеям, чтобы они приворожили к нему Ксению. Но святая была под защитой Креста Господня и потому маги не смогли ничего сделать.
Видя постигшую его неудачу, Дометиан приказал захватить ее силой и доставить в его резиденцию. Ксения же молилась Богу о помощи и когда предстала пред епархом, с мужеством претерпевала все испытания. Дометиан спросил ее, как ее зовут, чья она и какую религию исповедует. Святая ответила ему, что зовут ее Ксения, родители ее христиане из этого города и что она желает всей душой быть рабой Господа Иисуса Христа.
Тиран, скрывая гнев и ярость, стал ласково ее уговаривать, чтобы она стала его супругой и принесла жертву его богам, а также предупредил, что в случае неповиновения ее ожидают тяжкие мучения и лютая смерть. Но Ксения смело ответила ему отказом.
После ее слов Дометиан пришел еще в большую ярость, схватил святую за волосы, потащил в темницу и, отдав ее тюремщикам, приказал повесить на столбе, жечь и строгать ее тело. Во время истязаний святая мученица продолжала молиться Господу о своем укреплении. Мучения продолжались очень долго, но святая не чувствовала боли, потому что Ангел Господень укреплял ее и обновлял ее силы.
Ночью, когда после мучений святая Ксения осталась одна в темнице, к ней явился Сам Господь и исцелил ее раны.
Утром солдаты доставили Ксению к епарху и он, увидев ее снова здоровой, стал убеждать принести жертву богам, которые так чудесно исцелили ее. Но святая опровергла его слова и провозгласила, что исцелил ее Иисус Христос, а не ложные боги. И чтобы убедить всех в том, что именно Господь – истинный Бог, она согласилась пойти в языческий храм. Епарх же обрадовался, думая, что Ксения раскаялась. И вот, когда они пришли в капище, святая преклонила колени пред Богом и стала молиться. И, прежде окончания ее молитвы, произошло большое землетрясение, так что все идолы попадали и разбились на мелкие кусочки. Но Дометиан не вразумился этим чудом, а еще больше ожесточился и приказал сильнее мучить святую.
Как и перед этим, Господь снова исцелил мученицу. Ксения, во время своих новых мучений, продолжала славить Бога, а епарх, видя ее стойкость и мужество, все более распалялся желанием отвратить ее от Христа и сделать своей супругой. Он приказал привести дикого коня и привязать к нему Ксению за ноги, чтобы влачить ее по камням. Но милосердный Господь сотворил так, что конь не сдвинулся с места, не смотря на все усилия мучителей и самого епарха. А святая снова прославила Господа за Его заступничество и помощь. Окружающие, кто видел эти чудеса, восклицали: «Велик Бог христианский!» и многие из них уверовали во Христа. Но епарх, в своем духовном ослеплении, продолжал не веровать в истинного Бога, и снова отправил мученицу в темницу.
Среди ночи, когда Ксения пребывала в молитве, темницу вдруг осиял Божественный свет и явился Господь Иисус Христос в окружении множества Ангелов. Обратясь к ней, Он возвестил ей о близкой кончине и о даровании ей победного венца, который украшает девственников в Небесном Царствии.
На следующий день Дометиан опять призвал святую к себе и попробовал еще раз лестью и уговорами отвратить ее от Христа, принести жертву идолам и склонить к супружеству. Но святая твердо и решительно отказалась сделать все это, в надежде через мучения поскорее соединиться со Христом. После этих слов Дометиан приказал умертвить святую через мечное усечение, тело ее посечь на мелкие кусочки и сжечь в огне. Когда святую привели за город на место казни, она упросила солдат дать ей немного времени для совершения молитвы. Упав на колени и подняв руки и глаза к небу, она молилась Господу, благодаря Его за все Его милости и помощь, которые Он посылал ей во время ее земной жизни и мучений. Во время молитвы Божественный голос благовествовал ей, что просьба ее услышана. После этого святая с радостью приняла свою смерть через усечение мечем. Затем солдаты извлекли сердце святой, чтобы принести его епарху, а тело изрубили и сожгли. Христиане собрали прах великомученицы, и впоследствии от него происходили исцеления и другие чудеса. Мученическая кончина святой совершилась 3/16 мая 318 года.
После смерти мученицы стало происходить много чудес, после молитвенного обращения к ней. Она помогала страждущим, являясь им в видениях. Вскоре после своей казни Ксения избавила жительницу Патр Марию от проклятия, юношу из Каламэ от беснования, некоего мужчину от болезней ног и молодую женщину от паралича. Также благодаря заступничеству святой происходили исцеления от сердечно-сосудистых, глазных и дерматологических заболеваний, нервных расстройств, сомнамбулизма. Пресвитер Георгий (Насис) приводит также чудеса святой Ксении, свидетелем которых он стал в Нью-Йорке. В том числе святая явилась ему и велела написать ее икону, которая находится в нью-йоркском кафедральном соборе. На ней великомученица изображена держащей в одной руке крест, а в другой – свое сердце. В 1993 г. в Каламате был построен храм во имя святой великомученицы Ксении.
Тропарь
глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Ксения зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и, Тебе ищущи, страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
Кондак
глас 4
Девства добротами преиспещренна, дево, страдальчеством была еси краснейшая, Ксение, кровьми твоими истекшими обагрена, прелесть низложила еси безбожия, сего ради прияла еси почести победы рукою Создателя твоего.
Молитва
О прехвальная мученице Христова Ксение, благонадежная наша пред Господем предстательнице! К тебе усердно прибегаем и во умилении сердец наших просим: умоли Господа и Владыку нашего да пробавит милость Свою к нам, недостойным рабом Его, да подаст грехов наших прощение, мирное и благочестивое житие да дарует нам, кончины же живота непостыдныя и мирныя и блаженства вечнаго в будущем веце нас да сподобит, да выну возсылаем славу и благодарение Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.
Мученик Павел Виленский
Происходил из дворянской семьи. Принял мученичество в XVII веке в Вильне, во время преследования польскими властями православных в Литве.
"Русский биографический словарь" Половцева упоминает его как "преп., муч." Согласно тому же словарю, неканонизирован, однако день памяти в нём указан. "Св. Павел Виленский" помещён в списке святых в "Настольной книге священнослужителя", т. 3, а также - как мученик - в оглавлении "зелёной" Минеи-май, ч. 1, с. 486.
Сноска после жития в "Синаксаре" Макария Симонопетрского гласит: "В месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена".
Святитель Конлет Килдарский (Conleth, Conleat), отшельник, епископ
Святой Конлет, ирландский отшельник в Олд Коннеле на Лиффее, что в графстве Килдар (County Kildare), был мастером в работе по металлу, искусным списчиком и украсителем книг. Согласно житию святой Бригиты, написанному Когитосом (Cogitosus), та, узнав о нём, попросила его изготовить священные сосуды для её монастыря, а затем призвала быть духовным наставником её монахинь в Килдаре. Со временем он сделался первым епископом на Килдарской кафедре, которая, согласно Annuario Pontificio, была основана в 519 году.
Конлет, Тассах (Tassach) из Эльфина (Elphin), мастер святого Патрика, и Дэй (Daigh), мастер Кирана (Kieran) из Сэйера (Saigher) считались тремя лучшими умельцами Ирландии того времени. Конлет, бывший главой Килдарской школы металлообработки и каллиграфии, традиционно считается скульптором посоха святого Финбара из Термон Барри (Termon Barry). Он также создал золотую корону, которая была подвешена над гробницей святой Бригиты.
По свидетельству ирландского мартиролога, святой Конлет был растерзан волками по пути в Рим, куда он отправился вопреки желанию Бригиты. Быть может, это объясняет происхождение его имени: coin ("волками") и leth ("пополам").