filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ljubov_i_svet,
filin_dimitry
filin_dimitry
ljubov_i_svet

Categories:

11 (24) апреля 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Седмица 3-я по Пасхе.

Сщмч. Антипы, епископа Пергама Асийского (ок. 68).
Прпп. Иакова Железноборовского (1442) и Иакова Брылеевского, сподвижника его (XV); свт. Варсонофия, епископа Тверского (1576); мчч. Прокесса и Мартиниана (ок. 67); прп. Фармуфия Египетского (IV); сщмч. Домния, еп. Салонского и с ним восьми воинов: Филокала, Ахаика, Палотина и иных (ок. 304; Зап.); прп. Иоанна Солунского (Фессалоникийского), ученика прп. Григория Декаполита (IX); прп. Гутлака, отшельника Кроулендского (714; Кельт. и Брит.); прп. Махая, игум. Бьютского (V; Кельт. и Брит.); прп. Георгия Кипрского, игумена (после 1091; Греч.); прпп. Евфимия (до 1465) и Харитона (1509) Сянжемских; свт. Каллиника Черникского, епископа Рымникского († 1868) (Рум.).

Сщмч. Николая Гаварина, пресвитера (1938).


Святые дня, молите Бога о нас!


Мученики Прокесс и Мартиниан

Крещение апостолами Петром и Павлом святых мучеников Прокесса и Мартиниана. Рельеф. Рим. XIX . Образ находится за престолом в Мамертинской темнице, где происходило это событие
(Крещение апостолами Петром и Павлом святых мучеников Прокесса и Мартиниана. Рельеф. Рим. XIX . Образ находится за престолом в Мамертинской темнице, где происходило это событие)


Святые мученики Прокесс и Мартиниан были язычниками и служили стражами в Мамертинской темнице Рима.
В той темнице содержались государственные преступники, к которым причисляли и христиан. Наблюдая за узниками-христианами и слушая их проповеди, Прокесс и Мартиниан постепенно приходили к познанию истинной веры в Спасителя. Когда в Мамертинской темнице был заключен святой апостол Петр, Прокесс и Мартиниан твердо уверовали во Христа, приняли от апостола святое Крещение и отпустили его из темницы. Начальник тюрьмы Павлин узнал об этом и потребовал от святых Прокесса и Мартиниана отречения от Христа. Но они безбоязненно исповедали христианскую веру и оплевали золотую статую Юпитера. Тогда Павлин приказал бить их по устам, а затем, видя твердость мучеников, подверг их пытке: мучеников избивали железными прутьями, опаляли огнем и, наконец, бросили в темницу.

Одна знатная и благочестивая женщина, по имени Люцина, проникла к ним и там утешала и ободряла их. Мучителя Павлина вскоре постигло Божие наказание: он ослеп и через три дня умер. Сын Павлина обратился к начальнику города с требованием немедленно предать мучеников смерти. Святые Прокесс и Мартиниан были усечены мечом (+ ок. 67). Благочестивая Люцина погребла тела мучеников.


Преподобный Иаков Железноборовский

прп_Иаков_Железноборовский


До нашего времени дошли лишь известия, что Преподобный Иаков, мирское имя которого не сохранилось в летописях (существует версия, что он был крещен Иоанном), родился в XIV столетии в
благочестивой и весьма достаточной семье Галичских дворян Амосовых. Глубокая и искренняя настроенность благочестивых людей того времени, к числу которых принадлежали родители Иакова, имела решающее влияние на весь его духовный склад.

Еще в самых юных летах отрок обнаружил особое стремление к благочестивой жизни.
Лишившись рано своих родителей, после которых осталось значительное имение, Иаков, без тени сожаления, роздал его нуждающимся в благовременной помощи. "Для него ясна была цель его жизни, давно им намеченная, к которой он стремился всем существом своим. Цель эта была - иночество. Просвещенный житиями святых Божих человеков, увлеченный высотою их жизни - добродетелей и подвигов, он сознавал, что, приступая к работанию Господу на этом поприще, ему необходим благонадежный, мудрый и многоопытный руководитель-наставник, который мог бы привести его к дверям царствия Божия и ввести в ограду небесную.

И Господь послал ему такого, наставника. Как светлое лучезарное светило в то время сиял своими великими добродетелями и обилием живших в нем чрезвычайных даров благодатных великий Авва Ceprий, в дебрях Радонежеких создавший свою обитель. Это была поистине школа Христова, в которой, под руководством своего отца и наставника, воспитывался целый сонм чудных подвижников, отрешившихся от всяких земных попечений и стремившихся к обогащению душ своих сокровищами неветшающими, негиблемыми. К сему-то великому отцу иночествующих и пришел осиротевший, добровольно ради Христа обнищавший, пламенно стремившийся к достижению совершенства духовнаго благоговейный юноша, повергшийся к стопам Богоноснаго и моливший о сопричислении себя к его избранному стаду.

Предание говорит нам, что, пройдя под руководством Преподобного Сергия Радонежского школу иноческого послушания, и с благословения великого Аввы Сергия, Иаков удаляется из его обители для ведения монашествующей жизни в безмолвии. Влекомый понятной любовью к родному Галичу, продвигаясь глухими лесами далее и далее к северу, преподобный Иаков достигает, наконец, затерявшегося в глубине многовекового лесного бора незначительного селения Железный Борок в 40 верстах от Галича, получившего свое название от залежей железной руды, здесь находившихся, разработкой которой и занимались местные жители.

Но безмолвное житие преподобный Иакова скоро было нарушено людьми, начавшими приходить в безмолвную пустыню подвижника, чтобы получить его благословение и испросить его молитв о себе и своих близких. Преподобный Иаков после нескольких бесплодных попыток остановить народное к нему стремление, видя в совершающихся событиях волю Божию, не дерзнул пререкать ей и стал беспрепятственно принимать к себе всех, искавших его духовной помощи. Таким образом составилось малое иноческое братство, жившее в отдельных малых келиях, более или менее удаленных одна от другой. И только в известное время пустынножители соединялись на общественную молитву и на общие работы послушания, состоявшие, главным образом, в расчистке леса и приспособлении расчищенных мест для пашни.
Преподобный Иаков имел над этим иноческим братством исключительное влияние. Нравственное воздействие его на своих сподвижников было велико и благотворно: не даром же люди оставляли дома и семейства свои, не даром иноки уходили из благоустроенных монастырей в пустыню к молодому подвижнику, богатому духовною нищетою и крепкою верою в Бога и его Промысл.

Пустынное братство с каждым днем умножалось в количестве. Не доставало ему только храма Божия, чтобы быть настоящей иноческой обителью. Тогда преп. Иаков отправился в Москву, где около 1390 года от митрополита Киприана. получил чин иеромонаха и грамоту на строительство храма.
И через короткое время выросла в до того времени глухой лесной чаще небольшая деревянная церковь Рождества Святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Совершив это главное и безотлагательно необходимое для своего юного братства дело, преподобный учредил для братии общежитие, заповедуя им ничего не называть своим, но все иметь общим.

Великие подвиги самоумерщевления, самопроизвольной нищеты, чистота сердца, непрестанная пламенная молитва и возношение ума и сердца к Богу, сделали из преподобного Иакова великий сосуд благодати. Искренний и верный раб своего владыки Христа, он удостаивается от Него великих благодатных даров: силы и власти над демонами, чудной прозорливости и дара чудотворений.
В 1415 году, в период царствования великого князя Василия Дмитриевича, сына святого благоверного князя Дмитрия Донского, преподобный Иаков посетил Москву, где узнал о том, что супруга Василия Дмитриевича великая княгиня София Витовтовна находилась при смерти перед родами. Великий князь Московский просил преподобного помолиться о здравии супруги. Иаков отпустил посланцев государя со словами: «Пусть молится Богу и Пречистой Матери Его, а о княгине пусть не скорбит; будет она здорова и в нынешний же вечер родит ему наследника».
Предсказание исполнилось, после чего признательный великий князь щедро одарил обитель преподобного Иакова вотчинами, угодьями и разными вкладами, чем и обеспечил дальнейшее ее существование.

Первая половина XV века омрачилась для русских людей длительной междоусобицей за великокняжеский престол. В 1425 году скончался московский князь Василий Дмитриевич, на престол вступил его сын Василий Васильевич (Василий II Темный), рождение которого было в свое время предсказано преподобным. Святитель Московский Фотий поддерживал нового великого князя, желая упрочить и новую форму престолонаследия — не от старшего брата к младшему, а от отца к сыну. Брат же покойного Василия Дмитриевича, галичский князь Юрий Шемяка, претендовавший на великое княжение по старому способу престолонаследия, вместе со своими сыновьями начал борьбу за московское княжение. Поскольку дорога из Москвы в Галич пролегала через Борок, обитель преподобного Иакова оказалась в гуще событий этой усобицы.

В 1433 году Юрий Шемяка, нарушив заключенный с великим князем клятвенный мир, захватил Москву. Василий Васильевич бежал в Кострому. Пребывая в Костромских пределах, великий князь Василий неоднократно посещал Железноборовскую обитель, находя для себя в беседах с преподобным Иаковом утешение и душевную пользу. В одно из посещений великий князь отдал преподобному свою кольчугу. Снимая ее с себя, он тем показал, что уже не на свои силы полагается, а на помощь свыше по молитвам преподобного.

Незадолго до кончины преподобный Иаков принял сан игумена Железноборовского монастыря, предположительно, от святого митрополита Московского и всея Руси Ионы.
По одной версии, после многих лет совместных подвигов, иноки просили преподобного Иакова быть их игуменом. Он смиренно покорился их просьбе и, будучи уже в преклонных летах, поехал в Москву, где был обличен священным саном.
Вскоре после возвращения он почил 11 апреля 1442 года.

Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь - Борок - Буйский район - Костромская область
(Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь - Борок - Буйский район - Костромская область)


Другая версия датой смерти преподобного Иакова называет 1451 год. Святитель Иона, желая прекратить междоусобицу, в сопровождении собора святителей и целого войска в 1448 г. ходил в Галич для увещания преступного Шемяки. По пути он посещал Железноборовский монастырь и, согласно этой версии, посвятил преподобного в игуменский сан.
Дата смерти 11 апреля 1442 г. считается сейчас наиболее вероятной и указана в большинстве источников о жизни святого Иакова и в церковном календаре.


Обретение мощей Преподобного Иакова Железноборовского.


После преставления преподобного его честные мощи были положены под спудом в основанной им обители. Как при жизни святой согласно летописям творил множество чудес, так и по кончине гробница преподобного Иакова прославилась исцелениями и чудотворениями.
По преданию польско-литовские войска разорили дотла монастырь, сожгли и надгробную часовню преп. Иакова. Однако волею Божией это злодейство обернулось противоположной стороной: 5 мая 1613 г. при восстановлении монастырских храмов было обретено нетленное тело преподобного. «Как светлое солнце среди непроглядного мрака и скорби, Господь даровал братии и верующим это благодатное и радостное утешение».

Менее, чем через два месяца после торжества Костромы и всей средней России, очищенной от поляков и обрадованной избранием себе законного царя, Церковь праздновала обретение святых мощей преподобного Иакова. В этом священном событии было явное знамение благоволения Божия к России и к восстановленному роду законных царей русских в лице воцарившегося Михаила Федоровича, покровителем которого как бы являлся Преподобный, бывший молитвенником и другом предков рода его – великих князей Василия Дмитриевича и Василия Васильевича. И сам царь Михаил Федорович сознавал эту милость Божию к себе, явленную в новооткрытых мощах угодника Божия, а потому и обители оказал знаки благоговейного своего царственного внимания.

Два Евангелия, напечатанные по благословению первого всероссийского патриарха Иова, напрестольный крест, икона Всемилостивого Спаса, окованная вызолоченным серебром, и икона преподобного Иакова, написанная по преданию при жизни Михаила Федоровича – все это дары благочестивого царя.
Кроме того, обретение нетленных святых мощей Преподобного сопровождалось еще и другим весьма важным событием. Хотя память преподобного и была благоговейно почитаема верующими, хотя существовало и иконное его изображение и совершаемо ему было пение молебное, но еще не было ни одного храма, посвященного его имени ни в монастыре, ни в каком-либо другом месте. Теперь же, когда святыня мощей его явилась миру, с благословения Казанского митрополита Ефрема, в звании верховного архипастыря управлявшего Российской Церковью и венчавшего на царство Михаила Федоровича, восстанавливаемый в обители храм посвящен был имени ее Первоначальника.

Однако по неизвестной причине в 1647 г. в монастыре произошел пожар, жертвою которого сделалась Иоано-Предтеченская церковь с приделом преподобного Иакова. В 1667 г. была вновь построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом преподобного Иакова. Мощи его почивают под спудом за левым клиросом соборного храма.


Судьба мощей Преподобного.

В 1927 году монастырь был закрыт. В храмах обители устроили зернохранилище и колхозную тракторную мастерскую.
Интересна судьба святых мошей преподобного Иакова.
По свидетельству последних насельников монастыря, в период проведения советским государством акций по «освидетельствованию» мощей честные останки преподобного были ими выкопаны и перепрятаны на территории обители.


Тропарь преподобному Иакову Железноборовскому
глас 4
Небеснаго желая, земная возненавидел еси, и взем крест свой, последовал еси Христу, и от Него прием дарования чудес, исцеляти недужныя; но яко имея дерзновение ко Святей Троице, испроси нам здравие и спасение, на враги же победу, и не забуди, посещая чад своих, припадающих к целебному гробу твоему, Иакове, Преподобне отче наш.

Кондак преподобному Иакову Железноборовскому
глас 8
Сердечныя очи, досточудне, ко Господу вперив, и телесныя страсти из корене исторгая, неболезненную жизнь в болезнех восприял еси, Преподобне; болезнем же лютым даеши исцеление просящим с верою у тебе; темже молим тя, досточудне, исцели наша болезни душевныя и телесная, да зовем ти: радуйся, Иакове, богомудре отче наш.

Молитва преподобному Иакову Железноборовскому

Преподобне и богоносне отче наш Иакове!
Приими ныне нас тебе усердно молящихся и припадающих ко всечестному и многоцелебному твоему гробу, идеже святое твое и многотрудное покоится тело, духом же на небесех предстоя Святей Троице со ангелы и преподобных отец лики; молися о чадех твоих, отче, да избавимся от всяких скорбей, болезней и обстояний, и благочестно поживем в настоящем житии, ходяще в заповедех и оправданиих Господних безпорочно, и да явимся последователи святому и равноангельному житию твоему. Ей, Преподобне отче, молим тя, испроси нам же и всем, верою к тебе притекающим грехов прощение, телесем здравие, исправление жития и вечное спасение. Яко да твоим предстательством спасеннии, славу возсылати сподобимся в Троице славимому Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Преподобный Иаков Брылеевский

прп_Иаков_Брылеевский


Преподобный Иаков Брылеевский был учеником преподобного Иакова Железноборовского (память 11 апреля) и трудником его монастыря (слово "трудник" имеет два значения: "труженик" и "послушник"). Он основал впоследствии Брылеевскую пустынь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в 5 верстах от Предтеченского Железноборовского монастыря по направлению к городу Бую. Преподобный Иаков скончался в XV веке и был погребен во Введенской церкви.


Cвятитель Каллиник Черникский, епископ Рымникский

святитель Каллиник Черникский


В миру Константин, родился в Бухаресте 7 октября 1787 года, в родовитой благочестивой семье Антония и Флоари (в монашестве Филофеи). Его жизнь началась под благотворным влиянием христианского быта и молитвы в семье. Также он получил хорошее образование в одной из бухарестских школ при храме.


Монах

Вероятно начал бывать в Черникском монастыре под Бухарестом еще при жизни преподобного настоятеля обители Георгия, который стал ему духовным наставником. В марте 1807 года поступил Черникский монастырь. В следующем году его духовник Пимен испросил настоятеля Тимофея постричь послушника в монашество. Постриг последовал 12 ноября 1808 года с именем Каллиник.
После месяца служения в Никольском храме Черникского монастыря был рукоположен во иеродиакона болгарским владыкой-беженцем святителем Софронием Врачанским.
Под началом духовника проходил подвижническую жизнь в посте, молитве, трудах и чтении духовных книг.
В 1812 году вместе со своим духовником был направлен в Нямецкий монастырь собирать пожертвования на восстановление Никольской церкви, которая была разрушена землетрясением.
В 1813 году был рукоположен во иеромонах епископом Дионисием (Лупу). Два года спустя стал духовником, а затем Великим екклисиархом.
В 1817 году отправился на Святую Гору Афон, где провёл почти год, наблюдая духовную жизнь и собирая полезные наставления.



Настоятель

По кончине настоятеля Дорофея, 14 декабря 1818 года, был избран настоятелем Черникского монастыря на духовном соборе обители. Двумя годами позже был возведен в достоинство архимандрита.
В течении 32-летнего настоятельства в Чернике, святой Каллиник показал себя искусным руководителем обители. При нём были построены новый храм, монашеские келлии, монашеская школа, лечебница. Между 1832 и 1836 годом под его началом в монастыре была построена Георгиевская церковь на острове. Храм был вскоре разрушен землетрясением, но был снова восстановлен к 1842 году. В 1846 году началось строительство новой Троицкой церкви в Птичьем монастыре, который находился под опекой Черникского. Были основаны также мастерские для изготовления церковных облачений. Так-как в то время Валахия была лишена типографий, святой Каллиник также занимался переписыванием рукописей.

Монастырь Черника под Бухарестом, Румыния. В этом монастыре почивают мощи святителя Каллиника
(Монастырь Черника под Бухарестом, Румыния. В этом монастыре почивают мощи святителя Каллиника)


При нём выросла монастырская братия, из которой впоследствии вышли такие видные деятели Румынской Церкви как трансильванец епископ Иоанникий (Стратоникиас); видный композитор протосингел Наум (Рымничяну); профессор религии архимандрит Вениамин (Кэтулеску); ученик и жизнеописатель святого Каллиника Анастасий (Балдовин); следующий Черникский настоятель Никандр.
Святой Каллиник был добрым наставником и для мирян посещавших в обитель. В течении нескольких месяцев в 1821 году укрывал и кормил многочисленных беженцев от турок. Для детей местного села основал школу и оплачивал учителя. В Кымпине построил приходскую Успенскую церковь и учредил при ней школу. Из своих и из монастырских средств построил и другие храмы в близлежащих селах, а также помогал другим монастырям.


Архипастырь

Со времени кончины митрополита Унгро-Влахийского святителя Григория в 1834 году, господарь Валашский Александр Гика звал архимандрита Каллиника на митрополичью кафедру, но тот, считая себя недостойным, отказывался. Однако, в 1850 году, когда все четыре архиерейские кафедры Вахалии оказались вдовствующими, новый господарь Барбу Штрибей убедил его принять епископство. 14 сентября 1850 года святой Каллиник был избран, а 26 октября того же года в Бухарестском митрополичьем соборе - рукоположен во епископа Рымникского.
Прибыв на место служения, святой Каллиник нашёл епархию в тяжелом состоянии. Уже десять лет как тут не было собственного архиерея, епископский дом и кафедральный собор были сожжены, семинария и некоторые храмы стояли закрытыми со времени революции 1848 года, число и подготовка духовенства были недостаточными. Новый архипастырь начал объезжать приходы и поставлять новых священников. В 1851 году он открыл семинарию в Крайове, а в 1854 году перенёс её обратно в Рымник. Также были открыты ряд псаломщицких школ.

В 1854 году, после переезда в Рымник, начал строить новый кафедральный собор и восстановил в епископском доме восстановил лечебницу. Между 1859 и 1864 годом на свои средства построил новый храм в скиту Фрэсиней. Здесь он ввёл строгий афонский устав, который испытал на себе. Во время секуляризацией монастырских имуществ в Румынии в 1863 году испросил у князя Александра Кузы особого исключения для Фрэсиейского монастыря, который в отличии от прочих румынских обителей сохранил все свои владения.

Как книголюб и просветитель, открыл типографию и напечатал ряд книг в Бухаресте. К 1860 году, с помощью займа, открыл книгопечатню и в своей епархии. За год до кончины он подарил печатный станок городу Рымник, с условием что издательство будет носить его имя и половина доходов пойдёт на поддержку городских школ и бедных учеников и семинаристов.


Государственник

Святитель Каллиник был патриотом. Как иерарх, он принял участие в Общем земском собрании (Adunării obşteşti a ţării), затем был избран депутатом в Ад-хок дивана (Divanul Ad-hoc) который готовил объединение Румынии. Он также поучаствовал в избирательном собрании которое выбрало первого князя объединенного государства, Александра Иоанна Кузу. С весны 1857 года разослал окружное письмо протопопам и игуменам своей епархии, с указанием во всех церквах молиться "о единении румын в единой воле и совести, да испросят законной жизни в своём отечестве." Он также увещевал духовенство своей епархии чтить свою страну и правителей, и не жалеть средств на общественное благо, ибо "добрый христианин есть добрый патриот."


Частная жизнь и кончина

Святость подвижника больше всего проявилась в его частной жизни. Знавшие святителя удивлялись его обильному благотворению, простоте одежды, доброте и мягкости, постам и бдениям. Афанасий (Балдовин) свидетельствовал что у святителя был список людей которым он помогал. Всегда при поставлении священников он снабжал их книгами и деньгами на проезд. По словам Афанасия, святой "был так милостив, что когда у него нечего было дать, он давал свою одежду и со слезами молил меня, недостойного, искать денег где я только могу, чтобы он мог давать своим братьям во Христе, как он называл бедных и бессильных."

Современники описали несколько случаев излечения болезней по молитвам святого - в частности исцеление дочери работника из Муйеряски, который трудился на строительстве Рымникского кафедрального собора.
Святитель жил воздержанной жизнью, никогда не вкушая мяса и отдыхая только на деревянном стуле. Когда старость заставила его составить завещание, он написал что не оставляет денег на своё погребение и поминание, так как все свои средства он раздал нищим или вложил в восстановление зданий.

Ослабленный старостью и болезнью, в 1867 году он удалился на покой в Черникский монастырь. Так-как правительство отказалось отпустить его на покой, он оставался Рымникским архиереем до кончины, поставив Черникского архимандрита Григория наблюдателем за делами епархии. Около года прожил как простой монах. Скончался святитель Каллиник 11 апреля 1868 года. Его тело было погребено в возведенной им Георгиевской монастырской церкви.


Мощи и почитание

Мощи свт. Каллиника Черникского. Посмертная литография 1868 г.
(Мощи свт. Каллиника Черникского. Посмертная литография 1868 г.)


Житие святителя Каллиника было написано его учеником и почитателем архимандритом Афанасием (Балдовином) из Черникского монастыря. 28 февраля 1950 года Священный Синод Румынской Православной Церкви постановил причислить его к лику святых. Его торжественное прославление состоялось 23 октября 1955 года в Черникском монастыре, при большом стечении молящихся. Мощи святителя были с честью помещены в храме святого Георгия.


Преподобные Евфимий и Харитон Сянжемские

Преподобные Евфимий и Харитон Сянжемские
(Преподобные Евфимий и Харитон Сянжемские)

Память 20 января, 11 апреля.

Преподобный Евфимий родился в Вологде, монашеский постриг принял в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере. Подвизался на реке Сянжеме в конце XV - начале XVI в. Долгое время он проходил послушания в монастыре, а затем поселился на восточном берегу Кубенского озера близ устья реки Кушты. Там, среди непроходимых болот и дремучей чащи, святой построил небольшую келлию, в которой подвизался в полном одиночестве. Через некоторое время к нему пришел преподобный Александр Куштский (+ 1439), оставивший, как и он, Каменный монастырь и поселившийся первоначально на реке Сянжеме. Преподобный Александр упросил преподобного Евфимия обменяться келлиями, так как искал места совершенно безмолвного.

Перейдя на реку Сянжему, преподобный Евфимий не стал отказывать местным жителям в духовных беседах и наставлениях. Туда к нему пришел и преподобный Харитон.
Преподобный Евфимий построил церковь в честь Вознесения Христова и устроил при ней монастырь. В Ростове при святителе архиепископе Дионисии (1418-1425) он получил разрешение на строительство и, очевидно, тогда же получил сан священника и был поставлен игуменом устроенной обители.

Спасо-Евфимиев Сямженский монастырь, разорен в годы лихолетия
(Спасо-Евфимиев Сямженский монастырь, разорен в годы лихолетия)


О роде и происхождении прп. Харитона не дошло никаких сведений. Известно только то, что он был ученик и сподвижник прп. Евфимия Сянжемского и во всем подражал ему.
Вместе со своим учителем преподобный подвизался в молитве, посте и тру¬дах: сам копал землю, садил овощи, рубил дрова, носил воду.
Оба преподобных были примером для братии и в молитве, и во всех строительных и хозяйственных работах. Они довольствовались такой пищей и одеждой, которую даже братия считали негодной. В храме преподобный Евфимий стоял со страхом и трепетом, и братия часто видели на его лице слезы умиления. Занимаясь рукоделием, преподобный всегда пел псалмы. Скончался преподобный Евфимий около 1465 года, день кончины неизвестен.

После кончины прп. Евфимия, по воле его, управление монастырем перешло к прп. Харитону. Около 40 лет продолжал он труды своего наставника.
Скончался 11 апреля 1509 г.

Празднование прп. Харитону местное. Его святые мощи почивали под спудом в приходской церкви Вознесения Господня, на месте бывшего монастыря.


Спасо-Евфимиев Сямженский монастырь. Евфимия и Харитона Сямженских храм-часовня - Поповка, урочище - Сямженский район - Вологодская область
(Спасо-Евфимиев Сямженский монастырь. Евфимия и Харитона Сямженских храм-часовня - Поповка, урочище - Сямженский район - Вологодская область)


Тропарь Евфимию и Харитону Сянжемским

Пустынное и безмолвное житие ваше постнически препроводивше, / Христов бо крест на рамо вземше / и Того стопам усердно последовавше, / на невидимаго врага мужески ополчистеся, и того козни сокрушисте, / молитвами и слезами, чистотою Богови приближившеся, / преподобнии отцы наши Евфимие и Харитоне. / Яко солнце, осияваете светозарными лучами чудес ваших, / всех нас спасите с верою призывающих вас / и творящих честную вашу память, / и, яко имущии дерзновение ко Спасу, / мир мирови испросите и спастися душам нашим.


Преподобный Геогрий Кипрский, игумен

Память 11 апреля (Греч.), 26 апреля (Греч.)

Упоминается в Типиконе Кипрского монастыря святителя Иоанна Златоуста Куцовенти (греч. Κουτζοβέντη), основаннго в 1091 году, как его ктитор и первый игумен, с указанием совершать память ему 26 апреля.



Преподобный Гутлак Кроулэндский (Guthlac), отшельник, чудотворец

Преподобный Гутлак Кроулендский, чудотворец


Сын Пенвальда (Penwald), князя из Мерсийского королевским дома Иклингов (Icling), и его жены Тетты (Tette). В детстве он был серьезным и чуждался мальчишеских проказ. Но, достигнув пятнадцатилетнего возраста он решил стать воином-наемником. Он собрал вокруг себя немало последователей и они принялись грабить, насиловать и разорять все деревни в округе. Так Гутлак прожил девять лет. Его последователи, вероятно, были зачислены в войско Этельреда Мерсийского.

Однажды ночью Гутлаку был послан сон, который наполнил его любовью и состраданием к ближним. Он поклялся отдать свою жизнь служению Господа и наутро простился со своими подельниками. Гутлак оставил свои богатства, после чего поступил в монастырь Рептон (Repton), где принял постриг от игумении Эльфриты.
Сестра Гутлака, Пегга (Pega/Pegge), стала отшельницей, и после двух лет проведенных в обители, Гутлака тоже стало тянуть к отшельнической жизни. Приняв благословление от монастырских старцев, он уединился в великих топях (great Fens) Линкольншира (Lincolnshire), севернее Кембриджа. Здесь один из местных жителей по имени Татвин (Tatwin) указал ему один остров, на котором святой решил обосноваться. Многие пытались поселиться на нем, но никто не мог удержаться из-за полной отрезанности острова, его дикости и опасностей. Двадцатишестилетний Гутлак со рвением принял вызов и в маленькой лодочке приплыл на остров, "Воронью землю", в день святого Варфоломея. Он осмотрел землю, после чего вернулся в Рептон за провизией, строительными материалами и двумя слугами. Гутлак нашел на острове древний курган и, вернувшись, построил свою обитель вплотную к нему.

Гутлак решил носить только шкуры, употреблять в пищу - только ячменный хлеб и воду, раз в день. Некоторое время местные бритты нападали на него, стаскивали его в болото и били. Бесы искушали подвижника и являлись ему в виде набрасывающихся на него чудовищ. Однажды слуга Гутлака, Беккель (Beccel), брея своего хозяина, решил перерезать ему горло и занять его келлию чтобы местные жители почитали его за святого старца. Гутлак узнал мысли слуги и укорил его, что привело того к исповеди и раскаянию.

Гутлак был высок и худощав, тих, мягок, приятен, скромен, смирен и терпелив. Птицы со всей округи слетались к нему и питались из его рук. Только вороны поначалу мешали ему, крадя письма и перчатки гостей, но потом устыдились его укоров и вернули украденное.
После пятнадцати лет на острове Гутлак внезапно занемог во время молитв в своей часовне. Беккель бросился ухаживать за ним, но святой умирал. Он прожил еще восемь дней, дав слуге подробные указания о своем погребении - около своей сестры Пегги, в свинцовом гробу, обернутым в полотно данное ему игуменией Эдбургой (Edburga). 11 апреля 714 года преподобный Гутлак преставился.



Почитание


Пергаментный свиток, называемый Гутлаковым свитком (Guthlac roll) содержит иллюстрированное житие святого. Место его уединения стало монастырём Кроулэнд (Crowland, Croyland), собиравшим многочисленных паломников до Реформации.


Тропарь
глас 4
Father Guthlac you followed the ways of the prophet Elijah,/ and the straight path of the Forerunner./ You became a dweller in the cisterns of Croyland/ and in that wilderness brought forth fruit an hundredfold both conquering the demons and healing the sick./ Intercede with Christ our God that our souls may be saved.

Кондак

глас 2
You abandoned royal estates and the life of a warrior to live by silence and prayer,/ by this you inspired the English peoples, holy Father Guthlac./ Wherefore we acclaim you/ as the father of English monasticism.

Подробное житие святого Гутлака вы можете прочитать тут:
http://www.pravoslavie.ru/46097.html



Преподобный Махай, игумен Бьютский

Святой Махай (Maccai, Machai) был учеником святого Патрика. Он основал монастырь на острове Бьют и стал первым его настоятелем, возглавив проповедь Благой Вести в тех краях.

Tags: Жития святых
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments