Святая Моника Тагастская, мать блаженного Августина
Родилась в 332 году в Тагасте от христианских родителей. Мало известно о ее молодости, почти все дошедшие до нас сведения о ней содержаться в 9 книге "Исповеди" ее знаменитого сына, блаженного Августина.
Она вступила в супружество с язычником Патритием, вспыльчивым и ведшим безнравственную жизнь. Поначалу свекровь невзлюбила ее, но Моника своей кротостью примирила ее с собой. В отличии от многих жен своего времени, Моника не подвергалась побоям мужа. По ее словам, он никогда не поднимал на нее руки благодаря тому что она всегда удерживала свой язык, обузывая уста свои в его присутствии (Пс. 38, 1).
У четы было три ребенка - святой Августин, Навигий и Перпетуя. Моника очень печалилась из-за того что Патритий не позволял крестить их. Большим страданием для нее была и жизнь молодого Августина, который жил в Карфагене и прижил незаконнорожденного сына от внебрачной связи. Ее непрестанные молитвы и слезы о сыне обратили ко Христу ее мужа под конец его жизни.
Когда Августин подпал под влияния манихейцев, Моника ужаснулась и старалась обратить его от ошибочного пути. Во сне ей было сказано проявить терпение и кротость к сыну. Августин пребывал в заблуждении девять лет, но мать не отошла от него. Однажды она пыталась получить помощь у православного епископа, ранее также бывшего манихейцем, но тот отказался вступать в спор с Августином, а ее утешил, сказав: "Иди своим путем и да благословит тебя Бог, ибо не возможно чтобы сын этих слез был бы потерян."
Когда Августин отправился в Рим в 383 году, а потом в Милан, мать следовала за ним. Святитель Амвросий, оказавший глубокое влияния на Августина, составил высокое мнение о Монике и часто поздравлял тем, какой праведной была его мать.
После крещения Августина Моника вместе с ним отправилась в Африку, но на пути скончалась в 387 году в Остии. Здесь она была погребена.
В VI веке ее мощи былы перенесены в крипту местного храма, а в 1430 году - в Рим, где покоятся с тех пор.
В святой Монике, особенно известной на Западе, видят образец матери-христианки.
Преподобная Вальтруда Монсская (Valtrude), игумения
(Приезд святой Вальтруды в Ирландию)
Происходила из аристократической семьи провинции Эно (hennuyère), многие члены которой причислены к лику святых: св. Вальберт (Walbert) и св. Бертила (Bertilie), ее родители; св. Альдегонда из Мобежа (Aldegonde de Maubeuge), её сестра; св. Венсан Мадельгер (Vincent Madelgaire), её муж, а также четверо её детей - св. Ландри (Landry), св. Дентелин (Dentelin), св. Адельтруда (Adetrude) и св. Мадельберта (Madelberte).
После смерти своего супруга Водрю основала монастырь Castrilocus, первой канониссой и игуменьей которого была она сама. Вокруг монастыря Кастрилокус впоследствии разовьется город Монс (совр. Бельгия). Она скончалась там в 686 году (или в 688 согласно некоторым авторам).
Св. Вальтруда была канонизирована в 1039 году.
В ее честь совершались крестные ходы с вынесением мощей на Введение в Храм Пресвятой Богородицы, на Вербное воскресение, на трехдневные молитвы об урожае перед Вознесением Господним (Rogations), на Вознесение Господне, на Троицу (наиболее важная из процессий) и на Успение. Начиная с 1348 года, чума произвела много разрушений, и в 1349 году население Монса обратилось к своей святой покровительнице и организовало крестный ход в ее честь, надеясь таким образом повлиять на бедствие. Чума была остановлена, и город сохранил привычку совершать крестные ходы, благодаря столь чудесному ее вмешательству.
(Коллегиальная церковь святой Вальдетруды, Монс, Бельгия)
Крестный ход в день Святой Троицы существовал, между тем, и до чумы, как говорят, начиная с 1248.
Икона Богородицы Цесарская
В России находятся две иконы, именуемые Цезарскими. Одна из них пребывает в Спасопреображенской церкви местечка Усвяты Витебской губернии. Она называется еще Боровской, так как была обретена в половине XII века недалеко от кладбищенской церкви, в местности, носящей название Бор. Икона украшена серебряной ризой с вызолоченными венцами, и само ее изображение носит на себе следы древнерусской иконописи. Размеры ее: в ширину 14 вершков, а в вышину 20. Икона эта прославилась многочисленными чудотворениями, среди которых для местных жителей особенно памятным было следующее благодеяние Божией Матери. В 1859 году в местечке Усвяте и в его окрестностях свирепствовала холера. По просьбе населения был устроен крестный ход с иконой Богоматери, и в тот же день холера стала ослабевать. Когда на следующий день опять устроили крестный ход и обошли с иконой Богородицы всю местность, то холера совершенно прекратилась. В ознаменование сего чудесного спасения от губительной болезни и было установлено с 1863 года торжественное празднование этой Цезарской иконе Богоматери, сопровождаемое каждый раз многолюдным крестным ходом.
Другая Цезарская икона находится в московском Благовещенском соборе, на горнем месте, в левом отделении алтаря. Явилась она в 792 году.
Икона Божьей Матери Цесарская - Боровская
(Цесарская икона Божией Матери. Кострома, Ипатьевский монастырь, Собор св.Троицы)
Известна с XII века. Впервые чудотворный образ был явлен в местечке Усвят Витебской области. Икона была найдена вблизи кладбищенской церкви, находившейся в местности Бор, почему и названа Боровской. Цесарской икона называется потому, что является копией с древней Цесарской чудотворной иконы, прославленной в 792 году (празднование 9 апреля).
Из кладбищенской церкви икона была перенесена в Усвят в Спасо-Преображенский храм. О чудотворных знамениях и исцелениях, явленных образом Божией Матери, сохранились многочисленные свидетельства. В 1859 году в Усвяте и его окрестностях свирепствовала эпидемия холеры, уносившая многочисленные человеческие жизни. С глубокой верой обратились жители за помощью к образу Царицы Небесной, и болезнь прекратилась.
В том же 1859 году Святейший Синод постановил праздновать Цесарской - Боровской иконе Божией Матери 29 мая.