Собор новомучеников и исповедников Егорьевских
Собор новомучеников и исповедников Егорьевских - местное празднование Русской Православной Церкви в честь святых, живших на территории нынешнего Егорьевского благочиния Московской епархии
Празднуется 23 февраля
После прославления новых Егорьевских святых в лике новомучеников и исповедников Российских, благословением митрополита Крутицкого Ювеналия день памяти общего почитания Егорьевских новомучеников и исповедников было установлено совершать ежегодно 23 февраля (7 марта н.с.). В 2005 году Московской епархиальной богослужебной комиссий была утверждена служба новомучеников и исповедников Егорьевских. К Собору были причтены:
• Прмц. Евгения (Лысова), монахиня (+ 1935, память 4 ноября)
• Сщмч. Димитрий Троицкий, диак. (+ 1937, память 8 сентября)
• Сщмч. Николай Пятницкий, свящ. (+ 1937, память 3 ноября)
• Сщмч. Димитрий Кедроливанский, свящ. (+ 1938, память 4 февраля)
• Сщмч. Николай Голышев, свящ. (+ 1938, память 4 февраля)
• Сщмч. Андрей Ясенев, прот. (+ 1938, память 22 февраля)
• Сщмч. Александр Виноградов, свящ. (+ 1938, память 25 февраля)
• Прмцц. Антонина (Новикова) и Надежда (Круглова), послуш. (+ 1938, память 7 марта)
• Прмц. Мария (Мамонтова-Шашина), послуш. (+ 1938, память 19 сентября)
Тропарь
глас 5
Веселися о Господе, граде святаго Георгия, пяточисленным осияемь светом всечестных и многострадальных застyпников твоих. Ихже страдания почитающе, страстей свобождаемся, к нимже прибегающе тако вопием: соблюдите в мире чтyщий вас град, и нас от всякаго зла сохраните молящеся присно о душах наших.
Кондак
глас 7
В пределех егорьевстех просиявшии, яко звезды новоявленнии, священномyченицы честнии: Андрее, пресвитеров правило, с ним и два страдальца славных, Чудотворцу Мирликийскому соименитых, со ангелоподобными Антониною и Надеждою, вашу память верно празднующих посетите и прелести мрак отгнав, грехов оставление испросите, чтyщим любовию честная страдания ваша.
Молитва
Святии Славнии и всехвальнии новомученицы и исповедницы земли Егорьевской! Собрании в храме сем и пред иконою вашею святою поклоняющиеся люди молят вас, известныя желания нашего хадатаи: молите с нами и о нас умоляемого от своего благосердия Бога, да милостивно услышит нас просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения. Да укрепит всякое начало и власть имже судил еси правити на земли. Воинство православное да сохранит, оружием истины и благоволения венчает их и силы возстающих враг наших да низложит. О храбрые воини небеснаго Царя победившие земные прелести всем в скорби и обстоянии сущим многомощное явите заступление ваше. Вы Богом избрании бывше, кровьми очистишася и венцем страдальческим от Христа украшени бысте о немже дивную кончину прияли есте. темже убо смиренно молимся вам: молите милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности ко хранению святых его заповедей, яко да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти, и в покаянии достигнути преславных селений райских и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
Преподобный Поликарп Брянский
(прпп. Олег и Поликарп Брянские)
Как предполагают в миру был князем Петром Ивановичем Борятинским, потомком святого Михаила, князя Черниговского (+ 1245, память 20 сентября/З октября). Время жизни его относят к концу XVI века. Князь неоднократно назначался воеводой в разные города, но потом оставил мир, удалился в Брянск и принял постриг с именем Поликарп. Преподобный на свои средства устроил обитель Преображения Господня и проводил в ней строгую подвижническую жизнь. Святой Поликарп был первым настоятелем этой обители. Там он и скончался в 1620 или 1621 гг. и был погребен.
Преподобный Поликарп Брянский, как предполагают, в миру был князем Петром Ивановичем Борятинским, потомком святого Михаила, князя Черниговского (память 20 сентября). Это предположение выдвинуто из-за участия Борятинских в судьбе Брянского Спасо-Преображенского монастыря. Время жизни его относят к XVI в. Имя князя Петра Борятинского нередко встречается в актах XVI в. Так он в числе других был отправлен на реку Сестру воевать против шведского короля. В 1576 г. он был назначен воеводою в Тулу. В 1580 г. Борятинский, поставленный воеводою в Холму, был пленен литовцами вместе с осадным головою Паниным. По возвращении из плена при Борисе Годунове, Борятинский подвергся опале. В 1591 г. он был назначен воеводою в Тюмень, а через несколько лет оставил мир, удалился в Брянск и принял постриг с именем Поликарп. Преподобный на свои средства устроил обитель в честь Преображения Господня и проводил в ней строгую подвижническую жизнь. Святой Поликарп был первым настоятелем этой обители. Там он скончался в 1620 или 1621 г. и был погребен.
(монастырь не сохранился. Рядом с местом упокоения прп. Поликарпа Брянского на территории бывшего Спасо-Поликарпова монастыря установлен Поклонный Крест)
Кондак преподобного Поликарпа Брянского
глас 1
Ветрилом креста душевный корабль окормив,/ житейская красная оставил еси,/ и от мирскаго мятежа изшед,/ плотския похоти воздержанием многим, отче, умертвил еси,/ пощением и слезами, молитвами и песньми непрестанно прилепляяся Богу:/ темже и жилище достойно Духа Пресвятаго показался еси./ Моли, Поликарпе преподобне, Христа Бога/ оставление прегрешений даровати нам и велию милость.
Кондак преподобного Поликарпа Брянского
глас 4
Якоже отец духовно, князь чувственно,/ людем Российским явился еси, преподобне Поликарпе:/ мудрование бо и славу мирскую презрев,/ Божественным законом последовал еси,/ монахом же был твердое укрепление и светильник светел,/ темже восхваляюще честную память твою, зовем ти:/ моли Христа спасти и просветити души наша.
Преподобные пустынники Сирийские: Иоанн, Антиох, Антонин, Моисей, Зевин, Полихроний, Моисей другой и Дамиан
Преподобный Иоанн, ученик святого Лимния (память 22 февраля), жил в V в. в Сирии, избрав для себя подвиг "беспокровного жития". Он поселился на холме, открытом со всех сторон ветрам, и жил там 25 лет. Питался он только хлебом с солью, тело изнурял тяжелыми веригами. Когда кто-то из посещавших подвижника посадил на холме миндальное дерево, чтобы преподобный мог укрываться в его тени от палящего зноя, святой велел срубить его, чтобы не давать своему телу никакого отдохновения.
Преподобный Моисей, подражая святому Иоанну, поселился на вершине горы близ селения Рамы.
Таким же подвигом подвизались и преподобные Антиох и Антонин. До преклонного возраста они продолжали совершать свои подвиги, подавая пример духовной крепости, превозмогающей всякие немощи.
Преподобный Зевин, подвизавшийся на той же горе, достиг глубокой старости, но никогда не садился во время своего молитвенного правила, лишь иногда опирался на жезл. Окрестные жители почитали преподобного Зевина и получали по его молитвам большую помощь в своих скорбях и нуждах.
Святой Полихроний, ученик преподобного Зевина, подражал жизни своего старца, дни и ночи проводил в посте и бдении. Вериг у преподобного Полихрония не было, но во время молитвы он налагал себе на плечи тяжелый дубовый корень, который сам выкопал из земли. Своей молитвой святой Полихроний испросил у Бога дождь во время засухи, и для нуждающихся наполнил елеем каменный сосуд. С преподобным Полихронием жил его ученик преподобный Моисей. Во всем подражая своему старцу, святой Моисей также явил образец суровой аскетической жизни.
Другой ученик - преподобный Дамиан удалился в обитель, по названию Иера, и подвизался там, имея в своей келлии лишь малую коробочку с чечевицей, которой питался. Все эти преподобные отцы мирно скончались в V в. в Сирии.
Священномученик протоиерей Николай
(Дмитров Николай Лаврович, +08.03.1938)
Священномученик Николай родился 14 мая 1878 года в селе Кунцево Московской губернии в семье священника Лавра Дмитрова, болгарина по происхождению. В 1900 году Николай окончил Московскую Духовную семинарию и стал работать учителем в селе Кунцево.
В начале ХХ века в селе Завидове Тверской губернии служил священник Николай Розанов. В 1900-х годах он тяжело заболел, его разбил паралич, и приход остался без второго священника. Старшая его дочь, Екатерина, училась в то время в гимназии, где преподавательницей была двоюродная сестра Николая Дмитрова.
Зная о намерении Николая принять сан священника и о том, что отец Екатерины безнадежно болен, она познакомила их. Екатерина Николаевна дала согласие на брак, но попросила отложить венчание на год, так как мечтала стать учительницей, а для этого надо было окончить гимназию. Венчание их состоялось в 1908 году. В 1909 году в храме Христа Спасителя в Москве Николай Лаврович был рукоположен во священника к церкви села Завидова Тверской епархии, куда и отправился служить и где терпеливо нес крест пастырского служения до мученической кончины.
В селе Завидове до революции было два храма – зимний и летний, с престолами Троицы, Успения Пресвятой Богородицы и пророка Илии. Причт храма составляли два священника, диакон и два псаломщика. В приход входили село Завидово, в котором было несколько сотен дворов, и окружающие его деревни, некоторые из них отстояли от храма на двадцать пять верст.
Прихожане, узнав священника поближе, полюбили его за доброту, за отзывчивость, за безупречное исполнение пастырских обязанностей. В любую погоду, уже когда безбожная власть отобрала у него лошадь, он шел пешком в дальние деревни за двадцать пять километров причастить больного. У отца Николая с супругой родилось четверо детей, которых священник старался воспитывать в любви к Богу и Церкви, учил их поститься, с любовью и терпением относиться ко всем. Кроме священнических обязанностей, отцу Николаю приходилось исполнять и крестьянские работы, на которые он всегда брал детей, особенно на покосы. Они выходили косить рано утром, и часто бывало, что отец Николай, завидев в поле одинокую старушку, говорил: «Давайте, ребята, поможем ей. Она не управится». И они шли и помогали. В селе Завидове крестьяне почитали отца Николая за простоту в общении, за то, что он, сам будучи небогат и имея большую семью, никогда никому не отказывал в помощи и, если не имел возможности помочь деньгами, то помогал своим трудом, принимая участие то в крестьянской работе, то в починке дома.
Когда приходили нищие, священник всегда приглашал их за стол. Эту любовь к нищим усвоили и дети, и, бывало, завидев нищего, они брали что-нибудь из дома и бежали, чтобы подать. А отец Николай говорил: «Что ж, можно было и больше подать. Еще что-нибудь взять».
Во время послереволюционных гонений отцу Николаю пришлось продать дом и купить ветхую хибару, чтобы на вырученные деньги поддержать семью и уплатить налоги, которые с каждым годом власти все увеличивали. Власти неоднократно пытались уговорить отца Николая оставить служение в храме и отказаться от сана. В обмен они обещали отменить непосильные налоги. Продолжались эти уговоры в течение нескольких лет, но исповедник в ответ говорил всегда одно и то же: «Никогда не уйду из храма и не сниму сана». В годы гонений отец Николай был возведен в сан протоиерея.
В 1930 году власти арестовали второго завидовского священника, протоиерея Григория Раевского, и потребовали от отца Николая лжесвидетельства против собрата, но он отказался, сказав:
– Священник Григорий Григорьевич Раевский ничем себя против советской власти не проявлял.
– За что же он подвергался аресту? – спросил следователь.
– Аресту он подвергался Клинскими органами, просидел он шестьдесят два дня; возвратившись, за что сидел, не сказал. Больше мне ничего о нем не известно. Какие еще слова он говорил в проповедях, кроме хороших, мне неизвестно, – ответил отец Николай.
В 1932 году власти потребовали от отца Николая, чтобы он за три месяца напилил и сдал сто пятьдесят кубометров дров. Его дети к этому времени разъехались, помочь было некому, и пожилой священник не в силах был в одиночку выполнить это задание, а за неисполнение ему грозило тюремное заключение. Отец Николай написал жалобу, чтобы задание было отменено, местные власти отказали, но уменьшили норму вдвое.
В конце концов, поскольку священник не соглашался снять сан, а власти требовали уплаты все больших налогов, наступило время, когда отец Николай не смог их заплатить, и за это был в 1933 году арестован и приговорен к одному году заключения в исправительно-трудовом лагере.
Когда через год отец Николай вернулся к служению в храме, ему снова стали угрожать арестом. Так продолжалось до 1937 года, когда был арестован протоиерей Григорий Раевский, незадолго перед этим вернувшийся из заключения, а ночью 8 февраля 1938 года власти арестовали отца Николая.
Он в то время тяжело болел. Собирала и провожала его супруга Екатерина. Несмотря на болезнь, отец Николай был духовно бодр, уговаривал супругу не унывать, не отступаться от Церкви и веры, никогда и ни при каких условиях не сдаваться.
На следующий день отец Николай был допрошен.
– Вы арестованы за проводимую вами контрреволюционную деятельность. Признаете себя в этом виновным? – спросил его следователь.
– Виновным себя не признаю, контрреволюционную агитацию я не проводил, – ответил священник.
– Скажите, почему же вы, считая себя невиновным, подготовились к аресту, еще в 1930 году собрали чемодан с бельем и другими вещами, что обнаружено у вас при обыске?
– Уже с 30-го года мне было известно, что меня арестуют, и я подготовился к аресту, в 1937 году я специально закупил себе нательного белья, так как предполагал, что меня должны арестовать.
– Если вы предполагали, что вас должны арестовать, значит, вы чувствовали себя виновным?
– После того, как арестовали псаломщика нашей церкви, мы с матушкой начали закупать нательное белье для меня, на всякий случай.
– Следствие настаивает давать откровенные показания о проводимой вами контрреволюционной деятельности.
– Контрреволюционной деятельностью я не занимался, – ответил священник.
На этом допрос был закончен. 6 марта тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Через день, 8 марта 1938 года, протоиерей Николай Дмитров был расстрелян в тверской тюрьме и погребен на одном из городских кладбищ в безвестной общей могиле.
27 июня 1989 года был реабилитирован Тверской областной прокуратурой по 1938 году репрессий.
Причислен к лику новомучеников российских в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве.
Священномученик протоиерей Алексий
(Никольский Алексей Иванович, +08.03.1938)
Память 23 февраля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родился 10 февраля 1877 года в селе Генино Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника Иоанна Никольского, служившего в храме святых благоверных князей Бориса и Глеба. Впоследствии отец Иоанн был назначен в храм Рождества Богородицы в селе Льялово Московского уезда.
В 1892 году Алексей окончил Заиконоспасское духовное училище, в 1898 году – Вифанскую духовную семинарию, а в 1902 году – Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
C 1902 года служит помощником ректора Тверской духовной семинарии.
В 1903 г. совершил паломническую поездку на Святую Землю в составе группы студентов.
Алексей Иванович следил за литературой, знал историю, был хорошим собеседником, обладал хорошими манерами. Он был остроумен, весельчак, первый танцор. Ему ничего не стоило приехать из Твери на бал в Благородном собрании в Москве и ночью выехать в Тверь, чтобы к утру быть на работе. Дамой его на этих балах бывала красивая, изящно одетая двоюродная сестра.
Впоследствии - преподаватель в Рославльском духовном училище, помощник секретаря и член правления "Общества во имя свт.Тихона для вспомоществования бедным".
В 1904 г. женился на Анне Николаевне Копьевой, младшей из двух дочерей известного протоиерея, настоятеля церкви Спаса Преображения в Наливках, строителя православных церквей в Польше и Финляндии. Алексей отказался от представительной и уважаемой должности и решил принять священнический сан.
В том же 1904 году был рукоположен во священника. Попросил направить его служить не в городской, а в сельский храм, сам объехал множество подмосковных церквей и остановился на с. Троицкое-Кайнарджи и стал настоятелем Троицкого храма в этом селе.
Отец Алексий хотел сплотить прихожан и поднять авторитет церковнослужителей, которых одна часть русского общества третировала как малоразвитых, а другая - завидовала им, как мнимо богатым. В Троицком о.Алексия очень уважали, любили, считались с ним, причем это были люди не только простые, но и интеллигенция. О.Алексий устраивал службы по образцу старинных, например, - длинную всенощную с перерывами для отдыха и раздачей хлеба для подкрепления сил. Он переписывался и уделял много внимания беседам с такими лицами как профессора: Ушаков, Некрасов, Строганов.
(Троицкая церковь в селе Троицкое-Кайнарджи (Павлино), г. Железнодорожный)
Был хорошим проповедником, причем в проповедях знакомил прихожан с историей Церкви, объяснял смысл богослужения. С 1907 года преподавал Закон Божий в Кожуховском земском училище.
После революции 1917 года семья о.Алексия бедствовала. Кто-то из прихожан подарил ему корову, крестьяне выделили часть поля под покос и посадки картофеля, землю для огорода. Священник с матушкой управлялся по хозяйству с помощью сына и двух дочерей-подростков.
В 1921 г. во время кампании по изъятию церковных ценностей о.Алексий уговорил приехавшую комиссию принять церковное серебро на вес, и пока приезжие пили чай, а затем играли в футбол на лужайке перед храмом, посланные батюшкой доверенные люди обошли всех знакомых, и было собрано необходимое количество серебряных ложек, вилок и прочего - церковная утварь была спасена.
Популярность о.Алексия с годами возрастала, и это, конечно, раздражало районные власти, а чинимые ими утеснения (отняли картофельное поле, лишили доли в деревенском покосе и т.д.) только увеличивало всеобщее сочувствие к нему.
В 1929 г. исполнилось 25 лет служения о.Алексия в Троицком храме. Он был награжден митрой и не удержался от устройства торжества при ее вручении: депутации с поздравлениями приехали со всей округи. А перед тем было поднятие колокола - о.Алексий привез его из подлежавшей сносу церкви. Один из друзей батюшки, юрист, увещевал его «не слишком громко звонить».
В конце 20-х годов в соседней деревне Фенино открыли избу-читальню; присланный из Москвы комсомолец-избач повел себя нагло: не только насмехался над «предрассудками» селян, но начал приставать к местным девушкам. Местные ребята за это его раза два отколотили. Как-то раз, когда отец Алексий ночью проходил по деревне (видимо, его позвали к кому-то для исполнения срочной требы), в кустах раздался выстрел. Хотя отец Алексий шел в полном одиночестве, наутро местным властям о происшествии стало известно, и батюшку стали обвинять в подстрекательстве на убийство избача.
В 1930 году был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и приговорен к трем годам ссылки.
В начале 1931 г. был выслан на лесоповал на реке Пинеге под Архангельском. В 1932 г. его перевели в д. Ваймуша на Обозерский лесопункт, где сконцентрировали высланное духовенство.
О.Алексий подружился в ссылке со своим напарником, священником из Весьегонска. Их поселили в крохотной комнатушке при домике, отведенном группе ссыльных монахинь. Плотно закрыв окна и двери, священники и монахини смогли совершать тайно церковные службы. Им удалось совершить службы Страстной Седмицы и Пасхи.
В 1933 г. был освобожден без права проживания в Московской области. За это время матушку с детьми лишили прописки в Московской области, выселили из дома и отобрали все имущество. Они приютилась у знакомых.
Был возведен в сан протоиерея, получил назначение под Весьегонск в с. Малое Фоминское и занялся ремонтом церкви, закрытой из-за ареста священника. Матушке Анне Николаевне помогли купить домик в с.Малое Фоминское.
16 февраля 1938 года отца Алексия вызвали в райцентр «для проверки паспорта», где он был арестован по обвинению в антисоветской агитации и заключен в тюрьму в городе Весьегонске.
На следующий день были допрошены два свидетеля-родственника, бригадиры колхозов "Знамя труда" и "Новый путь". В начале февраля один из них похоронил жену, и по этому случаю они оба оказались в церкви. В этот день хоронили еще двух стариков. Бригадиры показали, что отец Алексий во время отпевания сказал:
"Вот эти два старика умерли как православные, они посещали церковь, причастились и умерли по-Божьи, а эта раба Божия – храм не посещала... При советской власти стало много умирать народа, люди стали слабые, живут в недостатках, храмы не посещают, а советская власть над храмами надругается и разрушает их, православных притесняют, молодежь совсем забыла церковь".
Также один из них показал, что когда в селе умер заместитель председателя колхоза, то его жена хотела после так называемой «гражданской панихиды» отпеть его в храме, но отец Алексий на это сказал: "Я его отпевать не буду, он не наш, Бога не признавал и в церковь не ходил".
В этот же день был допрошен и отец Алексий. На вопрос о том, кого он знает из священников, отец Алексий ответил, что знает только одного священника, с которым был в ссылке и которому исполнилось уже семьдесят лет и он в храме не служит. Следователь потребовал от него, чтобы он рассказал о своей антисоветской деятельности, и напомнил ему случай, о котором поведали свидетели.
Отец Алексий на это ответил:
"В первых числах февраля 1938 года мне пришлось одновременно отпевать трех покойников. Во время отпевания я произнес коротенькую проповедь, в которой выразил верующим свое удивление, что в один день приходится отпевать троих, раньше такие случаи были редки, и я призвал к покорности воле Божьей колхозников. Антисоветской агитации я не вел".
22 февраля 1938 года следствие было закончено, и 6 марта тройка НКВД приговорила священника к расстрелу.
Был расстрелян 8 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле.
В 1956 году супруга отца Николая подала прошение властям о реабилитации священника. Для опросов власти вызывали завидовских крестьян. Все они перед лицом власти показали, что священник пользовался огромным авторитетом и любовью крестьян и никакой антигосударственной агитации не проводил. На основании многочисленных свидетельств, верующих и неверующих людей, власти в 1956 году признали отца Николая невиновным.
6 (19 н. ст.) сентября 1999 года канонизован как местночтимый святой Тверской епархии. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Священномученик Михаил Ражкин, пресвитер
Память 23 февраля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родился 1 октября 1871 года в селе Елань Саратовской губернии в семье крестьянина.
Со временем семья переехала жить в город, и Михаил окончил 4-е городское училище.
26 июня 1901 года он был назначен псаломщиком в храм в станицу Копановскую Енотаевского уезда Астраханской губернии. С 12 июня 1903 года он стал служить псаломщиком в храме в селе Пролейка Царевского уезда, а 22 июня 1904 года был назначен псаломщиком к Казанской церкви в городе Астрахани. 20 октября 1908 года он был определен псаломщиком к Михаило-Архангельской церкви слободы Владимировки Царевского уезда, а 18 октября 1910 года – псаломщиком в храм в селе Никольское Енотаевского уезда. 12 августа 1916 года был назначен псаломщиком к церкви в селе Харабали Енотаевского уезда. С 1924 по 1930 год служил псаломщиком в храме в селе Верхний Баскунчак.
В 1930 году заболел служивший в храме в селе Косики иеромонах Мелхиседек (Дроздов), и епископ Астраханский Андрей (Комаров) 18 февраля 1930 года рукоположил псаломщика Михаила во священника к этому храму.
Приход, однако, был настолько беден, что для семейного священника представляло большую трудность прокормить здесь семью, и отец Михаил вынужден был написать об этом письмо архиерею.
Несмотря на трудности материальные, он был ревностным пастырем и проповедником и за каждой службой произносил проповеди, что было с неудовольствием отмечено властями; в это время усилились гонения на Церковь, раскулачивались и ссылались крестьяне, закрывались храмы и арестовывалось духовенство. Осенью 1930 года священнику предложили уплатить очередной налог. Неуплата налога была равнозначна закрытию храма, и священник обратился к верующим, предложив устроить собрание церковной общины для обсуждения этого вопроса. Собрание состоялось 2 ноября 1930 года. Отец Михаил, обращаясь к прихожанам, сказал: «Если хотите, чтобы у вас была служба, то внесите деньги для уплаты в госстрахкассу». Церковная община постановила собрать добровольные пожертвования для уплаты налога государству, чтобы таким образом избежать закрытия храма.
Однако такое решение не устраивало власти, и 15 ноября 1930 года сотрудники ОГПУ арестовали священника и наиболее активных прихожан и заключили их в енотаевскую тюрьму. 22 ноября следователь допросил священника.
«Проповеди я говорил каждое воскресенье о том, что нужно ходить в церковь, больше молиться Богу. Господь простит вам грехи и подаст вам все, – сказал отец Михаил. – В конце августа или в начале сентября я встретил на улице молодежь... говорил, чтобы они ходили в церковь, молились Богу. По окончании службы я спрашивал о том, у кого есть кресты или нет, если нет, то нужно приобрести в церкви у ктитора...»
26 ноября сельсовет выдал для ОГПУ справку на священника, в которой писалось, что отец Михаил
«замечен в антисоветских выступлениях, особенно ярко вырисовывались его выступления в церкви во время чтения проповеди в первые дни его прибытия в село Косики; он призывал верующую молодежь не посещать народный дом, и тот, кто будет посещать его, тот должен оставить храм Божий... замечен вращающимся в группах женщин на улицах по вечерам, проповедуя слово Божие, в разговорах борясь с культурной работой... Незаконно провел собрание верующих по вопросу самообложения в уплату за него сельсовету исчисленного на него самообложения... в целом элемент антисоветский, требующий немедленного изолирования от трудящейся массы».
29 декабря было составлено обвинительное заключение. Следователи писали в нем, что священник
«в церкви заявил: православные, скажите своим мужьям, братьям, и женам, и сестрам, чтобы они в конце концов покаялись...» В сентябре во время проповеди говорил: «Что вы помогаете советской власти, несете хлеб, деньги – и для чего все это; они говорят, что строим заводы, всего у них много, а сами все больше и больше берут с мужика; не нужно им давать ничего, пусть их требуют – ничего не будет, потаскают немного и перестанут, как меня забирали несколько раз в ГПУ, но я все равно настаиваю на своем: не нужно ходить в народный дом, слушать разные басни, а нужно ходить в церковь, молиться Богу, может быть, Он простит наши грехи... Я вот послужу у вас с годок, поправлю народ, а то стали забывать церковь... я ничего не боюсь – куда бы меня ни сослали, везде солнышко светит».
(Донская церковь села Косики. (бывшей станицы Косикинской), фото начала XX века)
3 февраля 1931 года тройкой при ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю приговорен к пяти годам заключения в концлагерь.
Вернувшись в 1936 году из заключения, отец Михаил поселился в селе Никольском Енотаевского района. Храм в селе был захвачен обновленцами, и православные служили в часовне. Отец Михаил, живя в селе, стал совершать требы.
27 февраля 1937 года был подвергнут административной ссылке с указанием проживать в городе Астрахани, без права выезда из города и с обязанностью являться для отметки в НКВД каждый месяц. Он переехал в Астрахань, где оставался незакрытым последний храм – Покрова Божией Матери. Отец Михаил пел в храме на клиросе, а пропитание для себя и своей семьи испрашивал на паперти храма как нищий.
20 января 1938 года был вновь арестован.
Выступивший против него в качестве дежурного свидетеля диакон Покровской церкви показал, что он знает отца Михаила
«как человека, враждебно настроенного к советской власти... Ражкин, – заявил он, – систематически на протяжении 1937 года проводил антисоветскую агитацию, направленную против мероприятий партии и правительства, среди прихожан Покровской церкви распространяя клеветнические слухи о советской власти: якобы советская власть притесняет религию и необоснованно расправляется со служителями религиозного культа. Якобы страна советской властью доведена до разрухи, чего, мол, при царском строе не было».
8 февраля следователь допросил отца Михаила.
– Вы арестованы за проведение систематической антисоветской деятельности. Признаете себя в этом виновным?
– Нет, не признаю. Никакой антисоветской деятельности я не проводил.
– Вы говорите неправду. Следствием установлено, что вы, будучи враждебно настроенным к ВКП(б) и советской власти, проводили антисоветскую агитацию. Требуем говорить правду.
– Я говорю только правду. Антисоветских разговоров и агитации не проводил.
В тот же день были устроены очные ставки священника со лжесвидетелями, но все их показания отец Михаил категорически отверг.
13 февраля тройкой при УНКВД СССР по Сталинградской обл. был приговорен к расстрелу.
Был расстрелян 8 марта 1938 года и погребен в общей безвестной могиле.
Причислен к сонму новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 26 декабря 2001 г. для общецерковного почитания.
Мученик Сергий Бородавкин
Память 23 февраля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родился 29 декабря 1878 года в городе Красный Холм Тверской губернии.
Окончил городское училище. Он был купцом первой гильдии и почетным гражданином города. До революции занимался торговлей мануфактурой и бакалеей, а также заготовкой яиц для отправки за границу – в сезон набиралось до тридцати вагонов. Он имел свои магазины в Санкт-Петербурге и в Красном Холме и сто десятин земли. Вскоре после большевистского переворота все его имущество было конфисковано.
В 1930 году был арестован в г. Красный Холм и приговорен к двум годам ссылки, по окончании которой вернулся в родной город и стал старостой в храме.
16 февраля 1938 года был вновь арестован и сразу же допрошен.
– Назовите ваши связи в Краснохолмском районе, а также и вне района.
– В городе Красном Холме я имею сестру Антонину Матвеевну Комендантову, и вне Краснохолмского района я имею брата Василия Матвеевича Бородавкина, проживает в городе Ярославле, но где он работает, я сказать не могу, так как с ним переписки никакой не имею.
– Дайте следствию показания о проводимой вами антисоветской агитации среди населения в Красном Холме.
– Какой-либо антисоветской агитации я среди населения в Красном Холме не вел и виновным себя в этом не признаю.
6 марта тройкой при УНКВД по Калининской обл. приговорен к расстрелу.
Был расстрелян 8 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле.
15 апреля 1989 года был реабилитирован прокуратурой Тверской области.
В августе 2000 года причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве для общецерковного почитания.