1-я приуготовительная седмица к Великому Посту. Седмица сплошная.
Поклонение честны́м веригам ап. Петра; прав. Максима Тотемского, пресвитера (1650).
Мчч. Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа, бабки их мц. Леониллы и с ними, мчч. Неона, Турвона и мц. Иовиллы (161–180); мч. Данакта Иллирийского, чтеца (II); свт. Гонората, архиеп. Арелатского (429); свт. Иакова, еп. Тарентасийского (429; Галл., Итал.); прп. Фурсея Ирландского, просветителя Восточной Англии (ок. 648; Кельт. и Брит.).
Сщмч. Иоанна Петтайя, пресвитера (1919).
Святые дня, молите Бога о нас!
Поклонение честны́м веригам святого апостола Петра
Около 42 года, во время гонения на Иерусалимскую Церковь, за проповедь о Христе Спасителе ревностный проповедник Евангелия Апостол Петр по повелению иудейского царя Ирода Агриппы был заключен в темницу и скован двумя железными цепями. Вериги на апостола Петра были возложены тюремщиками не для укрощения тела, как это делали подвижники, а для укрощения его духа.
Как повествуется в книге Деяний Апостольских, глубокой ночью, накануне суда над Петром, когда стража спала, в темницу пришел Ангел, посланный Богом, разбудил его и вывел из темницы. Согласно легенде, железные цепи сами упали с рук апостола Петра, который немедленно по выходе из темницы отправился для проповеди слова Божьего в другие страны и не возвращался в Иерусалим.
(Ангел Господень снял с апостола цепи и чудесно вывел его из темницы (Деян. 12, 1 - II))
Слух о чудесном освобождении Петра немедленно распространился в Иерусалиме. Ученики апостола взяли вериги святого узника и с уважением хранили их как драгоценность и святыню. Как гласит предание, одержимые разными болезнями верующие получали от вериг исцеления, как от платков и полотенец, бывших на теле Апостола Павла. Известно, что головные повязки и платки святого апостола Павла исцеляли болезни и изгоняли нечистых духов, потому что были пропитаны его потом. Такое же действие оказывали вериги святого Петра, некогда плотно охватывавшие его тело.
Эти вериги получили от тела апостола, который был крепко ими связан, целебную силу. Известно, что железные цепи святого апостола Петра исцеляли болезни и изгоняли нечистых духов, потому что некогда плотно охватывали тело апостола.
Верующие с глубоким благоговением чтили эти вериги и поклонялись им. Вериги, как дорогое наследство, передавались из рода в род, при этом каждый раз родители – детям, а те – своим наследникам, объясняли, какого Великого узника касались эти вериги и чьим телом они освящены. Так вериги по наследству перешли в руки иерусалимского патриарха Ювеналия.
Вериги святого апостола Петра хранились в Иерусалиме до тех пор пока Ювеналий не подарил их царице Евдокии, супруге царя Феодосия Младшего.
Евдокия перенесла их из Иерусалима в Царьград. Одну веригу Евдокия принесла в дар храму святого апостола Петра, находившемуся внутри Великого Софийского собора, а другую в 439 году послала в Рим своей дочери Евдоксии, супруге римского императора.
В Риме также находились другие вериги святого апостола. Здесь при императоре Нероне апостола Петра вновь заковали в цепи и он был освобожден мученической смертью на кресте.
Евдоксия с любовью приняла этот драгоценный дар и, построив на Эксквилийской горе храм во имя святого апостола Петра, положила там эту веригу вместе с найденной в Риме другой веригой святого апостола.
С давних времен вериги апостола Петра, хранящиеся в Римском храме, по традиции выносили 16 января (по старому стилю) на поклонение народу.
(вериги апостола Петра в соборе San Pietro in Vincoli (Сан-Пьетро-ин-Винколи) в Риме)
Праздник цепей возник в Риме, где с конца IV века существовала церковь во имя Петра и Павла. В V веке появилось предание, что эта церковь стоит на месте тюрьмы, где был "в узах" ("ad vincula") апостол Петр во время пребывания в Риме. А еще позднее стали считать, что в этой церкви хранится одна из цепей, которыми сковали Петра в Иерусалиме. Со временем этот праздник стал посвящаться специально "веригам Петра".
Церковь в Риме, в которой хранятся вериги, называется San Pietro in Vincoli (Сан-Пьетро-ин-Винколи – переводится как " Святой Петр в оковах"), она находится на одноименной площади на холме Эсквилин к северу от Колизея.
Тропарь
глас 4
Рима не оставль, к нам пришел еси, честными веригами, яже носил еси, Апостолов первопрестольне: имже верою покланяющеся молимся: твоими к Богу молитвами, даруй нам велию милость.
Кондак
глас 2
Камень Христос, каменя веры прославляет светло учеников первопрестольника: созывает бо вся праздовати Петре, чудеси твоея честныя вериги, и подает согрешений прощение.
Праведный Максим Тотемский, пресвитер
Праведный Максим был священником в городе Тотьме в первой половине XVII века. Он именовался Максим Макарьев, сын Попов. Поставленный в иерея, в течение 45 лет он проходил добровольный подвиг юродства Христа ради и пребывал в непрестанной молитве, в посте, наготе, совершенно пренебрегал заботами о своем теле. Праведный священноиерей Максим уже при жизни своей был отличен благодатными дарами от Бога. Он почил в глубокой старости 16 января 1650 года и был погребен при Воскресенской Варницкой церкви города Тотьмы. Труженическая и святая жизнь его и чудесные исцеления, истекавшие от его гроба, послужили побуждением к составлению письменного сказания о нем, но сказание это сгорело в пожаре Воскресенской церкви в 1676 году.
Позднее утрачено и составленное в 1680 году новое сказание. Между тем чудеса у гроба праведника продолжались. В 1715 году священник Воскресенской церкви Иоанн Рохлецов с приходскими людьми обратился к архиепископу Велико-Устюжскому Иосифу с просьбой разрешить им поставить гробницу над мощами святого Максима в Параскевиевской церкви, над сими мощами построенной, и положить на гробнице образ святого. Владыка дал свое разрешение и благословил служить молебны как прочим угодникам Божиим. В то время были еще всем памятны чудеса, совершившиеся у места погребения праведного Максима, и чудеса эти были изображены на клеймах, украшающих гробницу угодника Божия.
В 1680 году житель Тотьмы Борис Тимофеев Тарунин заболел лихорадкою и лежал полгода расслабленным. Когда он призвал на помощь праведного Максима, тотчас получил исцеление.
В 1691 году крестьянин Арефа Малевинский девять недель не вставал с постели от лихорадки; когда же стал призывать на помощь святого Максима, болезнь его совсем прошла. Крестьянин Феодор Васильев Мамошов девять лет был нездоров и находился в расслаблении.
Ночью на 5 ноября 1703 года он видел во сне, будто старый человек в одной рубашке подошел к его постели и сказал ему: «Феодор, перестань скорбеть». И, взявши его за плечо, повел в церковь и велел приложиться к надгробию праведного Максима. Пробудившись, Феодор почувствовал себя настолько здоровым, что мог пешком отправиться к Воскресенской церкви для поклонения гробу своего целителя.
Анна Яковлева Татаурова в 1705 году в течение месяца была в исступлении ума. Ночью во сне явился ей праведный Максим и велел отслужить две панихиды над его гробом, обещая ей за то выздоровление. Пробудившись, больная пришла в сознание и стала просить, чтобы ее свезли ко гробу праведного, где она по совершении панихид тотчас же почувствовала себя совершенно здоровою.
(Храмовый комплекс. Церкви Воскресения Христова и Успения Пресвятой Богородицы - Тотьма)
Тропарь блаженному Максиму Тотемскому
глас 4
Непорочным священством Богови послужив, / посреде мирскаго мятежа юродство избрал еси, / взем бо крест, последовал еси Христу невозвратным помыслом / и, с любовию к Нему добродетельми приближаяся, / земная оставив, Небесная восприял еси, / блаженне Максиме, отче наш, / моли Христа Бога / сохранитися граду Тотьме невредиму / и спастися душам нашим.
Кондак блаженному Максиму Тотемскому
глас 4
Божественному гласу последуя,/ возревновал еси наставляти паству свою/ не мудростию слова, но буйством жития безмятежнаго,/ непрестанными молитвами и слезными струями/ душу и тело омывая,/ воздушными стихиями плоть изнуряя,/ темже и по смерти чудесы тя Господь прослави,/ да с верою зовем к тебе:/ радуйся, Богомудре отче наш Максиме.
Мученики Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп, мученица Леонилла (Неонилла), мученики Неон, Турвон, мученица Иовилла
Святые мученики Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп и бабка их Леонилла и с ними Неон, Турвон и Иовилла пострадали в Галлии (по другому сказанию, в Каппадокии) во втором веке, во время гонения Марка Аврелия (161–180).
Леонилла приняла Крещение в преклонных годах от одного из учеников святого Поликарпа, епископа Смирнского, и обратила затем ко Христу трех своих внуков. Братья, воспламенившись ревностью о Господе, разбили идолов и укоряли язычников в их безумии. Мучители, призвав Леониллу на место казни, повелели ей уговорить внуков, чтобы они отреклись от Христа, но она, подойдя к ним, хвалила их за мужество и твердое исповедание своей веры. Тогда мучеников бросили в огонь, но он не повредил им. После мучений и смерти внуков святая Леонилла была усечена мечом.
Вместе с ней пострадала святая Иовилла, она видела непоколебимую веру святых мучеников и исповедала себя христианкой, оставив мужа и малолетнего сына. Мучители, повесив ее за волосы, изранили ее тело и обезглавили.
Святой Неон видел подвиг святых братьев и, записав их страдания, передал свою рукопись Турвону, сам же открыто исповедал Христа, за что был жестоко избит и скончался от побоев.
Святой Турвон, подражая подвигам страстотерпцев, также окончил жизнь мучеником. Мученики эти особенно чтимы в Испании, где им посвящены многие храмы. Мощи святых мучеников греческий император Зенон передал во Францию, в город Лангр.
Мученик Данакт Иллирийский, чтец
Жил во II веке и служил чтецом при церкви в местечке Авлон, в Македонии. Во время нашествия неверных святой взял церковные сосуды и хотел скрыться, но был схвачен воинами. Отказавшийся поклониться идолу, он был усечен мечом.
Святитель Гонорат (лат. Honoratus), епископ Арелатский
Родился в Галлии, в известной языческой семье. Младший брат прп. Венантия Леринского.
Он пожелал крещения и подготовился к нему, хотя против него оказались родители, друзья и тлетворная среда, в которой ему приходилось жить. Сразу после крещения его отец стал изыскивать все возможные средства, чтобы отклонять юношу от христианской жизни. Но посреди всех обольщений непобедимый молодой человек говорил себе: "Эта жизнь приятна, но она обманывает". С тех пор Гонорат жил как монах, пост иссушил это лицо, молитва занимала его дни.
После нескольких лет сомнений о своем настоящем предназначении, он достиг острова Лёранс (Lérins) у берегов Прованса. Змеи делали этот остров необитаемым, но они исчезли под его ногами, и этот остров, сухой и пустынный, стал прелестным садом, украшенным цветами науки и святости. Благодаря Гонорату, Запад нашел также свою Фиваиду. Пристанище отшельников, Лёранс стал питомником ученых, епископов и святых.
После смерти своего епископа церковь Арелата востребовала добродетельного владыку, и глас народа призвал Гонората на это ответственное место. Святой Иларий Арелатский, его ученик и его преемник, оставил нам великолепную похвалу своему учителю: "Если бы захотели представить милосердие в виде человеческой фигуры, то надо было бы сделать портрет Гонората"
Святитель Иаков, епископ Тарентасийский
Восточного, предположительно ассирийского или сирийского, происхождения, так как, согласно преданию, он был офицером римской армии, сражавшейся против персов. Обратился ко Господу стараниями св. Гонората, и к 426 году был хиротонисан св. Гоноратом во епископа Тарантеза (Tarentaise).
Первый епископ Тарентасийский, св. Иаков, обратил ко Господу этот регион, в ту пору ещё языческий. В Шамбери (Chambery) его почитают апостолом Савойским.
Преподобный Фурсей Ирландский, игумен в Бург-Касле и в Ланьи-на-Сене
Большую часть своей жизни провёл в трудах в Ирландии, где он основал монастырь в Ратмате. Особо известен был своими проповедями. Согласно святому Беде Достопочтенному, он говорил, что человек после смерти пройдёт через четыре костра: один сжигает души лжецов, второй скупцов, третий склочников, четвёртый - тех, кто угнетает слабых.
Впоследствии в поисках уединения он в 630 году отправился в Уэльс, а затем - в Восточную Англию, где под покровительством короля-христианина Сигеберта основал монастырь. Из Ирландии вместе с ним прибыли еще пятеро друзей, в том числе двое братьев - преподобномученик Фойллан и преподобный Ультан. С ростом известности монастыря он перестал быть местом уединения. Тогда Фурсей, оставив монастырь на попечение брата и двух друзей, отправился на континент.
Там их принял король франков Хлодвиг II, а вместе с ним - и королевский мажордом Эршиноальд (Erchinoald), который отвёз святого в свой замок в Перроне, чтобы крестить своего сына. Эршиноальд предложил Фурсею выбрать место для монастыря, и тот остановил свой выбор на местечке Ланьи-на-Сене (Lagny-sur-Seine).
Примерно в 648 или в 650 году в глубокой старости Фурсей отошёл ко Господу, и Эршиноальд похоронил его в Перроне, за которым укрепилось прозвище Perrona Scottorum - Перрона Ирландская.
Преподобный Ромил Раваницкий, Видинский, схиигумен, пустынник
Память 18 сентября (Греч.), 11 января (Серб.), 16 января вместе с шестью сподвижниками (Греч.) и в Соборе Болгарских святых
Родился в Видине, в семье грека и болгарки, и в крещении был наречен Руско (по др. данным - Райко). Тщанием родителей и благодаря своей даровитости получил хорошее образование, поражавшее всех вокруг.
Когда он вырос, родители постарались женить его, но он тайно бежал от них в Тырново. Здесь в Одигитриевском монастыре, он принял монашеский постриг с именем Роман. Его безпрекословное послушание и благоговение пред Богом, его мудрое смирение и любовь ко всем, особенно же к больным, стало известно всему монашеству на Тырновской Святой Горе и в монастыре Устие, так что его прозвали "Калороман" (по-гречески, "Добрый Роман" по-славянски).
Узнав что великий подвижник благодатого безмолвия святой Григорий Синаит поселился в Парорийской обители на границе Ромейской империи и Болгарского царства, Роман оставил всех и ушёл туда. Здесь он был принят и обучен высоким добродетелями и истинной духовной жизни: стяжал дар постоянной молитвы и вдохновения, покаянных слёз и поучения.
Турецкие нашествия, разбойничьи нападения и преставление преподобного Григория заставили святого Романа возвратиться во внутреннюю Болгарию. Однако, жажда парорийского устава и безмолвия вернули его в Парорию, где он принял великую схиму с именем Ромил. Снова потревоженный разрушительным нашествием турок, он наконец ушёл на Святую Гору Афон. Здесь к нему собралась многочисленная братия и они обосновались в месте называемом Мелания.
(Монастырь Раваница, Сербия)
После злополучного поражения христиан в битве с турками на реке Марице 26 сентября 1371 года святой Ромил, как и многие другие, был вынужден покинуть Афон. Вначале он переселился с учениками в Авлону (ныне Влёра) близ Драча. Потом перешёл в Раваницкий Вознесенский монастырь, где скоро преставился 16 января 1375 года.
Священномученик Иоанн Петтай, пресвитер
Память 16 января и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родился 1 января 1894 года в местечке Каролен Верроского уезда Лифляндской губернии в семье Михаила Яковлевича и Марии Константиновны Петтай, православных крестьян-батраков, работавших в помещичьем имении Каролен.
В 1910 году, по окончании Рижского духовного училища, Иван поступил в Рижскую духовную семинарию, окончить которую помешала Первая мировая война. С приближением фронта к Риге многие учреждения, и среди них и Рижская духовная семинария, были эвакуированы в глубь России; семинария была переведена в Нижний Новгород. Здесь студенты оказались лишены общежития, и им пришлось снимать жилье у частных хозяев, так что, бывало, вся стипендия уходила на оплату жилья. Продолжать учиться могли только те, кому в достаточном количестве посылались средства из дома. Но у родителей Ивана таких средств не было, и ему пришлось 1 мая 1915 года прекратить обучение.
В сентябре 1915 года поступил на юридический факультет Юрьевского университета. Развернувшаяся широкомасштабная война в то время каждый месяц уносила множество жизней, и в армии стала ощущаться нехватка офицерского состава. 1 мая 1916 года Иван Михайлович, несмотря на имеющуюся у него отсрочку от службы в армии, был мобилизован и зачислен юнкером во Владимирское военное училище. После полугода обучения он в чине прапорщика был отправлен на фронт в действующую армию и служил в 245-м и 99-м пехотных полках.
В июле 1917 года он был ранен. Выйдя из госпиталя в декабре 1917 года, Иван Михайлович вернулся домой в местечко Каролен и стал помогать родителям по хозяйству, не оставляя, однако, мысли посвятить свою жизнь служению Господу в сане священника.
Летом 1918 года он подал прошение епископу Ревельскому Платону (Кульбушу) о рукоположении во пресвитера.
13 октября 1918 года был рукоположен в сан священника к храму Всех святых в селе Пенуя Перновского уезда Лифляндской губернии.
Приход был небольшой и объединял всех православных эстонцев окрестных деревень. Храм, выстроенный в 1875 году, вмещал не более трехсот человек. Для прохождения священнической практики отец Иоанн был отправлен в соседнюю церковь в селе Каркси-Нуйя.
В декабре 1918 года отец Иоанн получил письмо из дома, в котором сообщалось, что его мать находится при смерти, а отец болен. Отслужив Божественную литургию на праздник Рождества Христова, священник отправился из Пенуя в городок Валк, намереваясь оттуда добраться до дома родителей. В Валк он приехал к 11 часам вечера. Между тем вся местность еще накануне была занята частями Красной армии и в городе был установлен комендантский час, так что, едва прибыв в город, отец Иоанн был сразу же арестован и отправлен в тюрьму для выяснения личности.
На следующий день следователь допросил священника и на основании его ответов послал запрос и вскоре получил ответ из Кароленского волостного исполкома, который подтвердил личность священника. Кроме того, местной властью отец Иоанн был охарактеризован как защитник интересов рабочих и крестьян. Рабочие имения Каролен в свою очередь направили прошение с просьбой освободить священника, написав, что «он жил среди нас, и мы можем смело засвидетельствовать о том, что он – нашего товарища Михаила Петтай сын и никакой вины, заслуживающей наказания, не подметили». Прошение об освобождении написала и супруга священника, к ее прошению местные власти добавили свое ходатайство: «Кароленский исполком безземельных и рабочих депутатов удостоверяет, что прошение жены Яна Петтай согласуется с действительностью, и при этом сей комитет заявляет желание – освободить Яна Петтай из-под ареста».
18 января следователь снова допросил священника, но ничего нового этот допрос не добавил, и следователь вынес свое заключение, предложив держать священника под арестом до тех пор, пока в Латвии не водворится спокойствие. Однако начальство приняло иное решение: близость к рабочим и принципиальность в выборе священнического пути были худшей характеристикой для пришедших к власти безбожников.
Священник Иоанн Петтай был расстрелян 29 января 1919 года и погребен на кладбище в Тарту.
В мае 2012 года Синод Константинопольского Патриархата канонизировал 11 новомучеников Эстонских, пострадавших в 1940-1941 гг.
В лике святых прославлены: протоиерей Василий Ритскок, священники Йоханнес Крав, Иоанн Сергеев, Артемий Ваппер и Николай Лейсман; дьяконы Василий Астанин и Петр Козлов; жена священника Марта Лейсман; миряне Иоанн Лаговский, Феодор Петтай и его супруга Анна.
Тропарь сщмч. Иоанну, пресвитеру, в Валге пострадавшему
Глас 4
Благодать иерейства от руки священномученика восприял еси/ и по триех месяцех служения кровь свою за Христа пролиял еси,/ страстотерпче отче Иоанне,/ во граде Валга неповинно убиенный,/ якоже и архипастырь твой жертвою непорочною оказался еси,/ молися Христу Богу нашему,/ да спасет души наша, яко милосерд.
Кондак
глас 3
Страстотерпче отче Иоанне,/ служителю Церкве Христовой,/ кровию своею землю нашу освятивый,/ Богови принесеся, яко жертва непорочная,/ заклан был еси за имя Спасово,/ во утверждение веры православныя,/ во еже выну просвещатися нам светом евангельским.