Седмица 27-я по Пятидесятнице.
Прп. Алипия Столпника (640); свт. Иннокентия (Кульчицкого), епископа Иркутского (1731).
Прп. Иакова отшельника, Сирийского (457); прп. Стилиана Пафлагонянина (V–VI); прп. Никона Метаноита, Армянского (998); мч. Георгия Хиосского, Кидонийского (1807; Греч.).
Сщмчч. Николая Замараева, Иоанна Виноградова, Георгия Колоколова, Назария Шатурского (Грибкова), пресвитеров, мч. Петра Царапкина (после 1937), сщмчч. Василия Агафоникова, Василия Колосова, Илии Зачатейского, Василия Студницына, Даниила Мещанинова, Михаила Зеленцовского, пресвитеров, прмч. Тихона (Бузова), архимандрита (1937).
Освящение церкви вмч. Георгия Победоносца в Киеве (1051–1054).
Святые дня, молите Бога о нас!
Преподобный Алипий Столпник
Родился в 522 году в городе Адрианополь в Пафлогонии. Мать его, христианка, рано овдовев, отдала сына в послушание и на обучение епископу Феодору, а сама, раздав имение нищим, стала подвизаться при церкви и была удостоена звания диакониссы.
За богоугодную жизнь епископ посвятил св. Алипия в сан диакона. Однажды преподобному, сопровождавшему своего владыку в Константинополь, явилась в сонном видении св. мученица Евфимия и сказала, чтобы он возвратился на родину и на месте заброшенного языческого кладбища основал церковь в честь ее святого имени. Преподобный исполнил Божественное указание и положил начало подвижнической жизни. Рядом с храмом, под открытым небом, на верху языческого гроба, святой соорудил себе столп, на котором подвизался 53 года в непрестанных молитвах к Богу, поучая и наставляя многих, приходящих к нему. Жившие на языческом кладбище бесы искушали подвижника, но побежденные молитвой и стойкостью святого, навсегда покинули это место. За свои подвиги избранник Божий удостоился благодатного дара пророчества, изгнания бесов и исцеления недугов. Лишь за 14 лет до смерти святой не смог больше стоять и из-за болезни ног лежал на боку, безропотно перенося тяжкие страдания и смиренно благодаря Господа. Постепенно около столпа возникли два монастыря: мужской и женский, в которых преподобный ввел строгие монашеские уставы и управлял ими до своей кончины.
Почил преподобный Алипий в 640 г., в возрасте 118 лет. Тело почившего столпника было погребено в основанной им церкви в честь святой мученицы Евфимии. Святые мощи угодника Божия исцеляли многих приходивших к ним с верой.
Тропарь преподобному Алипию
глас 1
Терпения столп был еси,/ ревновавый праотцем, преподобне,/ Иову во страстех, Иосифу во искушениих,/ и Безплотных жительству, сый в телеси,/ Алипие отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобному Алипию
глас 8
Яко добродетелей вину и постников удобрение,/ Церковь славит тя днесь и воспевает, Алипие:/ молитвами твоими подаждь чтущим любовию доблести твоя и борения/ лютых прегрешений избавление,// яко тезоименитый.
Великомученик Георгий Победоносец, освящение церкви в Киеве
(великомученик Георгий Победоносец, мучения в извести)
9 декабря (26 ноября) между 1051 и 1054 гг. был освящен один из первых храмов на Руси - церковь святого великомученика Георгия в Киеве.
Блаженный и приснопамятный князь Российской земли Ярослав, сын равноапостольного князя Владимира, захотел создать храм в честь великомученика Георгия1, т. е. во имя своего Ангела, так как Ярослав во святом крещении получил имя Георгия. Место для сего храма он выбрал неподалеку от Софийского собора, именно на запад от него, по направлению к золотым воротам.
Когда начали строить этот храм, то немного было делателей.
Увидев это, Ярослав призвал тиуна2 и спросил его:
- Почему мало трудящихся у храма Божия?
Тиун отвечал:
- Так как – дело властительское (т. е. сооружается храм на собственный счет князя), то люди боятся, чтобы за труд они не были лишены платы.
Тогда князь повелел возить под своды золотых врат возами свои сокровища и объявить на торгу людям, что каждый может получить от князя по ногате3 в день за работу. И явилось множество делателей, работа пошла успешней и храм вскоре был окончен.
Освящение его совершено было 26 ноября 1051 г. митрополитом Иларионом4. День освящения князь заповедал праздновать во всей России ежегодно в честь святого великомученика Георгия5.
_______________________
Примечания
1 От Георгиевской церкви не уцелело до настоящего времени никаких остатков.
(георгиевский собор в Киеве до его последней перестройки)
2 Тиун – управитель от князя, низший судья; а здесь – как надсмотрщик при княжеской отройке.
3 Ногата – род древнерусской монеты, равнявшейся половине четвертака, т. е. 12,5 коп.
4 Иларион – первый митрополит на Руси из природных русских. Он избран был самим князем и собором епископов и почтен саном митрополита за свою подвижническую жизнь и учительность; управлял Русскою Церковию с 1051-1054 г. Им написано «Слово о Законе и Благодати», «Исповедание веры», а также сохранились и другие поучительный послания его и слова.
5 Этот же праздник святому Георгию 26 ноября существовал, как и доселе существует, и в Греции, также по случаю освящения в честь сего святого одной греческой церкви.
Тропарь На освящение церкви вмч. Георгия в Киеве
Днесь блажат тя мира концы, /
Бо жественных чудес исполншеся, /
и земля радуется, напившися крове твоея. /
Хри стоименитии же людие града Киева /
освящением Божественнаго храма твоего /
радостию возвеселишася, /
страстотерпче Георгие, /
сосуде избранный Святаго Духа, угодниче Христов. /
Егоже моли с верою и мольбою приходящим во свя тый твой храм /
дати очищение грехов, /
умирити мир и спасти души наша.
Святитель Иннокентий (Кульчицкий), епископ
Память 9 февраля на обретение мощей, 26 ноября, в Соборах Сибирских, Волынских, Галицких, Киевских и Санкт-Петербургских святых.
Родился около 1680 года в Малороссии, в Черниговской губернии. По преданию, родился он в семье священника Кольчицкого (или Кульчицкого), потомка древнего польского рода. Фамилию эту вместе с дворянским достоинством пращуры будущего святителя получили от польского короля Болеслава Храброго. При крещении мальчика нарекли Иоанном и воспитывали его в духе благочестия.
Получив начальное образование дома, он продолжил обучение в Киевской духовной академии. Учился Иван очень хорошо, каждый предмет изучал основательно и не было ни одной дисциплины, которую бы он не освоил с успехом. С особенным прилежанием он занимался словесностью, надеясь впоследствии подвизаться в проповеди Слова Божия. Ко времени окончания академии, в 1710 году, Иван принял постриг с именем Иннокентий в Антониевой пещере, под Киевом.
По окончании академии благочестивый инок был затребован в Москву на должность учителя и префекта в Славяно-греко-латинскую академию.
В 1719 году был переведен в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую Лавру с назначением обер-иеромонахом флота.
В 1720 году нес послушание наместника Александро-Невской Лавры.
Появление образованного, благочестивого инока стало заметно на общем фоне подвизавшихся, и молодой монах скоро обратил на себя внимание императора Петра I. Опираясь на мнение Сибирского митрополита Филофея (Лещинского), государь утвердился в своем желании образовать Русскую православную духовную миссию в Пекине, которую, по плану царя, должен был возглавить епископ. Митрополит рекомендовал на эту должность иеромонаха Иннокентия, мужа вполне достойного царева доверия.
На третьей седмице Великого поста, 5 марта 1721 года, в воскресенье, в Александро-Невском Троицком соборе за литургией была совершена хиротония иеромонаха Иннокентия во епископа Переяславского. Таинство в присутствии Всероссийского самодержца свершили члены Святейшего Синода митрополит Рязанский Стефан (Яворский) и Новгородский архиепископ Феофан (Прокопович).
Сразу по Пасхе, на Светлой седмице, владыка Иннокентий выехал из Санкт-Петербурга в страну неведомых хинов. Его сопровождали два иеромонаха, иеродиакон и пять певчих с тремя служителями. Год без малого добирались они до Иркутска, оттуда двинулись дальше, за Байкал, и остановились в пограничном с Китаем Селенгинске (ныне в составе Новоселенгинска). Здесь миссии предстояло дожидаться решения пекинских чиновников о праве на въезд.
(Селенгинский Спасский собор. Фото 1920-х гг)
В ожидании новых указаний из Святейшего Синода епископ Иннокентий оставался в Селенгинске безвыездно три года. Скорбна была жизнь святителя. Не получая жалования, а назначено ему было 1500 рублей в год, он содержал себя и свиту подаяниями доброхотов. Чтобы не умереть с голоду, миссия добывала себе пропитание рыболовством или нанималась на работы к местным хозяевам и тем кормилась. Поношенное платье владыка чинил себе сам. Утешение находил в молитвах и богослужениях, которые совершал в старом Селенгинском соборе.
Не без Промысла Божия отказали китайцы во въезде владыке. Вынужденное его «сидение» в Селенгинске оказалось весьма важным для проповеди Слова Божия среди местных монгольских племен. Используя свое архиерейское право рукополагать в священный сан, святитель тем самым восполнял недостаток духовенства за Байкалом и избавлял ставленников от далекой поездки для принятия сана в столицу Сибири — Тобольск.
(Селенгинский Спасский собор, фото 2008 года, в запустении)
Иркутский монастырь
Лишь в марте 1725 года получил владыка Иннокентий повеление переселиться в Иркутский Вознесенский монастырь и оставаться там впредь до новых предписаний. Управлял монастырем в отсутствие архимандрита Антония (Платковского) игумен Пахомий. Он отвел высокому гостю и его свите помещение на восточной стороне обители, на берегу Ангары. Здесь же, на монастырских землях, им выделили участки под огород, и таким образом жизнь обрела некую стабильность, особенно летом, когда нужно было заниматься огородничеством. Узнав о жительстве в монастыре епископа, в поисках духовного утешения к нему стали стекаться люди. Особенно стремились к владыке дети и инородцы.
Только владыка успел устроиться в Вознесенском монастыре, как в 1727 году из Петербурга пришло новое высочайшее повеление: быть ему самостоятельным епископом Иркутским и Нерченским. Этим решением была окончательно учреждена новая кафедра, и с преосвященного Иннокентия началось самостоятельное столование иркутских епископов.
(Иркутский Вознесенский монастырь, фото 1904 года. Разорен и разрушен в 1933 году)
Водворившись на новом месте, владыка Иннокентий столкнулся с теми же проблемами, что и в Селенгинске. По-прежнему не на что было жить, все так же не было крыши над головой. Консистория отказалась платить ему жалование на том основании, что назначено оно было якобы для проживания в Китае, а не в Иркутске. В то время Иркутск еще не разросся до пределов Вознесенского монастыря, и владыке приходилось часто путешествовать по плохой дороге в город и обратно. Будучи не очень здоровым человеком и тяжело перенося переезды, он просил граждан Иркутска дать ему на время помещение. Не нашлось среди иркутян того, кто бы принял в свой дом будущего молитвенника и заступника пред престолом Божиим за всю иркутскую паству. Наконец в 1728 году провинциальная канцелярия сжалилась над владыкой и отвела ему дом боярского сына Димитрия Елезова. Теперь на этом месте в память жительства здесь святителя воздвигнута каменная часовня.
Немногим более четырех лет окормлял он иркутскую паству, но и это короткое по человеческим меркам время употребил он с великой пользой для спасения. Как было уже сказано, владыка Иннокентий не отличался крепостью здоровья, особенно страдал головными болями, но подвигов своих, ни молитвенного, ни смирения плоти, не оставлял. На теле он носил власяницу, поверх которой всегда был подрясник из шкуры лося и кожаный с железной пряжкой пояс. Молиться святитель любил в пещере за монастырской оградой, которую выкопал основатель Вознесенской обители старец Герасим. Еще был у святителя обычай обходить по ночам Вознесенский храм и молиться на него с четырех сторон.
Очень любил владыка делать что-либо своими руками. Днем помогал тянуть сети тем, кто был на рыболовном послушании, а по ночам шил для учеников обувь (чарки). Своими руками посадил в монастыре два кедра.
Пастырь добрый не только руками трудился, но и на мгновение не оставлял главного дела — проповеди Слова Божия. Язычников, во множестве проживавших вокруг Иркутска, он обращал к святой Церкви не только семьями, но и целыми стойбищами. Так, из новокрещенных бурят образовалось целое поселение Ясачное.
Физические немощи не могли остановить его неиссякаемой любви к Богу, которой он спешил поделиться со всеми. Следование за Христом было для него не просто призывом, но смыслом жизни. Этим принципом руководствовался он в каждом деле. Шил ли чарки, учил ли бурят, возводил ли храм, он всегда перед собой имел образ Спасителя нашего Иисуса Христа.
Очень любил святитель Иннокентий служить Божественную литургию. До последних дней своей жизни старался он не упускать возможности здесь, на земле, соединиться со Христом. В последний раз совершал он Божественную литургию в день Покрова Пресвятой Богородицы и затем в воскресный день 3 октября. После этого немощи человеческие приковали владыку к одру. Болезнь то усиливалась, то отпускала. В минуты ухудшения здоровья владыка созывал братию, благодарил служивших ему за любовь и попечение, раздавал на память кое-что из своих вещей, а тем, кому подарков не хватило, обещал при первом укреплении сил обязательно вознаградить. Очень скорбел владыка, что оставляет Вознесенский храм в неисправном состоянии и не раз высказывался, что если бы положили ему жалованье, то первую тысячу рублей употребил бы на построение каменной церкви.
Жалованья при жизни он так и не дождался. Решение о начислении ему содержания и удовлетворения некоторых его нужд пришло тогда, когда он уже ни в чем земном не нуждался.
В четверг 25 ноября страдания святителя стали чрезвычайными. Братию и всех городских священников он просил молиться о себе и отслужить после литургии параклис.
Кончина
В субботу 27 ноября 1731 году в седьмом часу утра Господь навеки упокоил святителя. Монастырский колокол возвестил о его кончине, последовавшей в присутствии его духовника иеромонаха Корнилия (Бобровникова), братии и келейников. Почившего облекли в его власяницу, поверх которой надели китайского шелка подрясник и шелковую мантию. Голову владыки покрыли клобуком, в котором он ходил при жизни.
О кончине владыки было доложено вице-губернатору Жолобову. Вице-губернатор, непомерно корыстный и алчный человек, решил воспользоваться случаем и отобрал не только все имущество владыки, но и часть монастырского достояния. Обобрав таким образом обитель, он лишил братию не только возможности похоронить святителя Иннокентия, но даже и литургию невозможно было совершать за неимением вина. И только после настойчивой просьбы Жолобов выделил на погребение святителя триста рублей, запретив при этом впредь обращаться к нему.
Погребение святителя было совершено 5 декабря. Гроб из соснового дерева был обит черным бархатом. Пречистое тело владыки водворили в каменном склепе под алтарем деревянной церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери, возведенной в 1688 году старцем Исаией.
Вскоре после кончины святителя Господь явил суд над обидчиками владыки. Архимандрит Антоний (Платковский), до последней степени обесчещенный в Пекине иноверцем Лангом, который публично и жестоко избил его, в узах был провезен мимо Вознесенской обители в Петербург. Там ожидало несчастного лишение сана и заточение. Вице-губернатору Жолобову по приговору уголовного суда в Петербурге была отрублена голова.
Почитание и прославление
Через тридцать три года после кончины святителя во время ремонта Тихвинской церкви было обнаружено, что тело его, одеяние и даже бархат на гробе не тронуло тление, хотя само место погребения было сырым и затхлым.
Еще через два года настоятель Вознесенского монастыря архимандрит Синесий (Иванов) в день храмового праздника Вознесения Господня стал свидетелем следующего чуда. За трапезой после Божественной литургии присутствовал губернатор немец Фрауендорф. О нетленных останках святителя он был достаточно наслышан и очень хотел посмотреть их. Сколько ни отклонял это желание иноверца присутствовавший на праздник епископ Софроний, также будущий угодник Божий, изменить решение губернатора не удалось. Владыка Софроний, преподобный Синесий и Фрауендорф подошли к могильному склепу святителя, но ... не смогли увидеть гроба — он был покрыт густым непроницаемым слоем снега. После отъезда губернатора даже следов снега не могли обнаружить.
Спустя семнадцать лет после этого чуда, после многочисленных заявлений частных лиц, переживших молитвенное заступничество святителя Иннокентия после молитвы у честных его останков, было еще одно удостоверение, что мощи святителя находятся под особым покровом Божиим.
11 июня 1783 года при сильном ветре загорелась Вознесенская обитель. Весь Иркутск от мала до велика прибежал на пожар, но погасить его не представлялось возможным. Пламя охватило все каменные строения обители и, конечно, деревянную Тихвинскую церковь, под которой почивали мощи святителя. Надежды на спасение нетленных мощей угодника Божия не оставалось никаких. Тогда горожане обратились к прибывшему на пожар преемнику владыки Софрония, преосвященному Михаилу (Миткевичу), с просьбой попытаться достать мощи из огня. «Ежели покойный Иннокентий угодил Богу, — ответил тот, — то ради его нетленных мощей Всемогущий Господь спасет и церковь». В ту же минуту огонь потерял силу над осененной благодатью церковью. Милостью Божией она простояла до начала XX века среди каменных, вновь отстроенных стен и зданий монастыря, в непререкаемое свидетельство свершившегося над ней чуда. В летописи Иркутска свидетели пожара записали:
«В неделю Всех Святых (11 июня) 1783 года, по полудни часу в четвертом, монастырь Вознесенский сгорел, а именно кельи все, три церкви — две каменные снаружи и внутри без остатку; при том два колокола разбились, а другие испортились. Велик страх был! К тому была превеликая погода. А святые образа и что было в церквах: книги, ризы и прочее, ограда вся и два кедра архиерейские сгорели без остатку. Осталась одна деревянная церковь Тихвинской Богородицы, где архиерей погребен».
(Знаменский женский монастырь в Иркутске, где ныне покоятся мощи святителя Иннокентия)
Чудеса от мощей святителя множились. Слава о новом заступнике множилась среди православных. Отовсюду епархиальному начальству слались письменные свидетельства о его заступничестве. В последних числах сентября 1800 года преосвященному Вениамину, епископу Иркутскому, пришло письмо за подписью 389 человек с изложением просьбы об открытии честных и нетленных мощей святителя для всенародного чествования. Последнее требование привело владыку Вениамина в некоторое недоумение, разрешение которому помогло секретное инспектирование Иркутского края. По высочайшему повелению здесь находились сенаторы Ржевский и Левашов, которые также направили владыке Вениамину письмо.
«Как самовидцы, — писали сенаторы, — не только нетленности тела сего, как сами обонявшие благоухание, как личные свидетели повествований о его многоразличных чудес поставляем себе долгом иметь от Вашего преосвященства, десять лет управляющего епархиею, все сведения о нетленном чудотворце для доклада по нашей обязанности Государю Императору».
Преосвященный передал сенаторам письмо для государя и приложил к нему выписку о случаях чудотворений от мощей святителя, числом более ста.
В первый день декабря 1804 года Святейший Синод с Высочайшего соизволения объявил: тело первого епископа Иркутского Иннокентия огласить за совершенно святые мощи и с подобающим благоговением Иркутскому епископу Вениамину с прочим духовенством поставить в церкви Иркутского Вознесенского монастыря наверху, либо в другом достойном месте, с установлением празднования ему 26 ноября, на день памяти преставления сего святителя. Впредь отправлять всенощные бдения и молебные пения святителю и в церковные книги внести необходимые дополнения: «Ноября 26 числа память преставления Святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского, Чудотворца».
Вожделенное известие об открытии мощей святителя Иннокентия в Иркутске было получено 19 января 1805 года. В ближайшее же воскресение, буквально через два дня, всенародно был отслужен благодарственный молебен. После этого началось приготовление к чрезвычайному торжеству.
2 февраля, на Сретение Господне, преосвященный Вениамин принял святые мощи из склепа, поставил их посреди Тихвинской церкви и отслужил перед ними Божественную литургию. Через неделю, 9 февраля, мощи святителя при величайшем стечении народа торжественно, с крестным ходом и преднесением чудотворной иконы Казанской Божией Матери, были перенесены из Тихвинской церкви в соборную Вознесенскую.
Здесь мощи почивали пятьдесят пять лет, до времени, пока не потребовалось разбирать Вознесенскую церковь из-за ветхости. Двенадцать лет пролежали они в Успенском храме Вознесенского монастыря и 15 октября 1872 года были возвращены под своды вновь отстроенного на старом месте благолепного храма Вознесения Господня.
В память о первом перенесении мощей святителя ежегодно в Иркутске совершался крестный ход с иконой Казанской Божией Матери. Так было вплоть до 1920 года, времени жесточайших гонений на христиан.
С зимы 1920 года начались аресты насельников Вознесенской обители. В 1921 году власти совершили акт святотатства: мощи святителя Иннокентия были вскрыты для «медицинского освидетельствования». Новый настоятель монастыря, епископ Киренский Борис (Шипучин) (+1937), обращаясь к духовенству и прихожанам, писал: «Вчера, 11 января, мощи святителя Иннокентия были вскрыты. Облачение и одежда сняты, нетленное тело обнажено и оставлено в храме открытым. Церковь заперта. Богослужения прекращены. Монастырь охраняется красноармейцами». Позднее, под усиленной охраной, мощи были увезены в неизвестном направлении...
Долго мощи святителя почитались безвозвратно утерянными. В 1990 году в одном из подсобных помещений ярославской церкви Николы Надеина были обнаружены неизвестные мощи. С помощью их идентификации на кафедре судебной медицины Ярославского мединститута была проведена экспертиза. Описание мощей, сделанное ярославскими медиками, полностью (!) совпало с данными акта, составленного в 1921 году в Иркутске. Мощи святителя Иннокентия, оставленные на семьдесят лет в сыром, не отапливаемом помещении, Господь хранил для явления нам чуда Своей милости. 2 сентября 1990 года мощи святого Иннокентия были возвращены в Иркутск, и на начало XXI века находятся в Знаменском монастыре.
(Мощи Святителя Иннокентия. Иркутск, Знаменский монастырь)
Тропарь святителю Иннокентию, епископу Иркутскому
глас 3
Светильниче Церкве пресветлый,/ озаривый лучами доброт твоих страну сию,/ и исцеленьми многими притекающих к тебе с верою/ Бога прославивый,/ молим тя, святителю Иннокентие,/ ограждай молитвами твоими град сей// от всех бед и печали.
Кондак святителю Иннокентию, епископу Иркутскому
глас 4
Непорочности соименнаго пастыря,/ проповедника веры в языцех Монгольских,/ славу и украшение Иркутския паствы/ любовию восхвалим, вси вернии:/ той бо есть хранитель страны Сибирския// и молитвенник о душах наших.
Преподобный Стилиан Пафлагонянин
Родился в городе Адрианополе в Пафлагонии в Малой Азии, в V веке. Он был благословен от чрева матери своей, и чем старше становился, тем в большей мере по милости Божией Дух Святой поселялся в нем. С детского возраста он выказывал редкое устремление к святой жизни.
Достигнув совершеннолетия, он раздал свое имущество бедным. И когда ничего не осталось от отцовского наследства, преисполненный облегчения и радости, сказал: "Я скинул тяжелый якорь, который держал меня на привязи желаний моего падшего тела. Отныне открыт передо мной путь к истинной жизни".
После этого святой принял монашеский постриг в одном из малоазийских монастырей. Благодаря суровой аскезе он стяжал добродетели нестяжательности, чистоты и послушания. Никакого имущества у него не осталось, он жил в простоте и нищете. Подчиняя свою волю старцу, он успешно боролся с искушениями от беса, мира и плоти.
Затем, желая еще ближе подойти к совершенству, он распрощался с братьями и удалился в безлюдную пустыню, где поселился в пещере. Дни и нощи он проводил в молитве и славословии Бога. Многие годы подвижнической жизни провел он в пустыне, до того как Господь решил явить людям сего "светильника светла". Со временем в округе разнеслась молва о святости отшельника и многие люди, с верой и благочестием, потянулись к его пещере.
Глубоко запали в душу святому Стилиану евангельские слова: "истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф. 18, 1-4). Господь даровал ему благодать покровительства малышам. Матери из близлежащих городов и деревень, издалека приносили ему своих больных детей, и святой исцелял их. Достигнув пещеры, матери падали перед святым на колени, славили Бога и молили о своем ребенке. Святой Стилиан брал его на руки, со слезами просил у Бога исцеления, и Господь даровал его. Кроме того, по молитвам святого бесплодные женщины становились многодетными матерями.
Преставился святой Стилиан ко Господу в глубокой старости.
Почитание преподобного Стилиана распространилось широко за пределы родной области и остаётся сильным особенно в Церквах греческой традиции. На Руси его имя осталось малоизвестным. Как и в годы его земной жизни, к нему особенно прибегают в молитвах об исцелении детей и избавления от бесплодия. На иконах святой изображается держащим на руках спеленутого младенца или младенцев.
Тропарь преподобному Стилиану
глас 3
Столп воодушевленный воздержания, столп неколебимый Церкве, Стилиане, соделался еси, блаженне. Господу от юности вверился еси, обиталище Духа явился еси, отче преподобне, Христа Бога моли даровати нам велию милость.
Кондак преподобному Стилиану
глас 4
От утробы матерния освятивыйся, яко Божественный Самуил, богоносне, подвижнически Христа Бога прославил еси. Темже исцелений показался еси кладязь и предстатель божественный отроков и младенцев, Христос бо тя светло славит, Егоже измлада, Стилиане, прославил еси.
Молитва преподобному Стилиану Пафлагонскому
О священная главо, преподобне отче Стилиане! Подвигом добрым подвизався на земли, на небесех восприял еси венец правды от Христа Бога нашего. Темже на твой святый образ взирающе, о преславнем скончании жительства твоего радуемся и чтим святую память твою. Почитающе же твое велие дерзновение пред Господем, со смирением молим тя, преподобне отче: воззри убо благосердым оком любве твоея на нас, недостойных рабов твоих, и потщися богоприятным твоим ходатайством испросити у Царя царствующих и Господа господствующих, да пробавит великия и богатыя милости Своя на нас, грешных, да подаст нам дух правыя веры, дух любве, мира и радости о Дусе Святе, да избавит ны от всяких бед и напастей, да ниспослет вся полезная ко спасению душ наших. Ей, святче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя по Бозе и Богородице возлагаем, но буди нам помощник и покровитель во спасение, да сподобимся скончати житие наше в покаянии и восприимем вечная благая во Царствии Христа Бога нашего, и прославим человеколюбие Отца и Сына и Святого Духа, и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Преподобный Иаков Сирийский
Преподобный Иаков отшельник подвизался на горе, недалеко от города Кира в Сирии. Он страдал тяжелой болезнью, но всегда носил вериги, пищу вкушал лишь вечером и непрестанно молился. Такими подвигами он достиг высокого духовного совершенства, получив от Господа власть над бесами, дар исцелений и даже воскрешения усопших. В преклонном возрасте преподобный Иаков мирно отошел ко Господу.
Преподобный Никон Метаноит, Армянин
Родился в богатой семье в Понте Полемониакском, фема Армениаков, в семье богатых армянских землевладельцев. С детства вел подвижнический образ жизни, не имея никакого желания принять управление богатством его состоятельной семьи. Не желая обременяться мирской суетой, поступил в монастырь Хрисопетра, где подвизался в течении 12 лет, приобретя славу великого молитвенника и аскета, полностью посвятившего себя любви Господней.
Был наделен Господом даром проповеди, слушатели его преисполнялись великим сердечным раскаянием и любовью к Богу; его слова производили такой духовный плод в тех, кто его слушал, что просили его отправиться в путешествие, дабы проповедовать покаяние Господне. Он отправился с проповедью по всей Анатолии, неустанно повторяя: "Μετανοεῖτε" ("покайтесь").
Затем святой 20 лет проповедовал на острове Крит. После того, как Крит был отвоеван у арабов в 961 году, он семь лет ходил по острову, миссионерствуя. Обратил к христианству многих магометан, а между христианами старался восстановить строгую жизнь первых времен христианства.
С той же проповедью покаяния Никон прошел потом Ахаию, Эпир, Пелопоннес. Также некоторое время подвизался в Дамале, в округе Тризинийском, проповедуя общее покаяние. К концу земной жизни он обосновался в Лакедемоне (Спарте).
Где бы преподобный не проповедовал, люди обращали на него свой взор, ибо видели его великое подвижничество, его удивительное самоотречение, заставлявшее людей задуматься над своей жизнью и словами проповеди Евангелия. В Лакедемоне его усилиями была построена церковь во имя Спасителя, которая впоследствии разрослась до размеров значительного монастыря. Множество людей приходило ко нему, дабы поучиться у преподобного духовной мудрости и изменить свою жизнь. Преподобным Никоном было совершенно много чудес и исцелений: среди исцеленных им был знатный византийский патрикий Василий Апокавк в 981 году.
Скончался преподобный в Лакедемоне в 998 году.
Почитание
Житие святого, написаное в 1142 году в классическом стиле игуменом основанного им монастыря Григорием, было издано Ламбросом в Νέος Ελληνομνήμων, 1906, 131-222.