filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ljubov_i_svet,
filin_dimitry
filin_dimitry
ljubov_i_svet

25 ноября (08 декабря) 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение…


Священномученик Ярослав Ямской (Савицкий), пресвитер


Священномученик Ярослав Ямской (Савицкий), пресвитер


Священномученик Ярослав Исаакович Савицкий родился 28 марта 1882 года в селе Пухлое Вельского уезда Гродненской губернии (на территории Польши, которая в то время входила в состав Российской империи; сейчас это территория Западной Белоруссии). Его отец Исаак Савицкий служил диаконом. Как это часто бывало в семьях духовенства, Ярослав Савицкий решил пойти по стопам отца. Он поступил в духовную семинарию, которую окончил в 1903 году, после чего работал школьным учителем. Через несколько месяцев Ярослав Исаакович был утвержден в должности псаломщика. В 1905 году он был рукоположен во священника. Незадолго до принятия священного сана Ярослав Исаакович женился на Ольге Федоровне (1883 г.р.). В 1906 году у них родился сын Леонид, в 1907 году - второй сын Георгий, а в 1911 году - дочь Нина.

Местом служения отца Ярослава в этот период был Гродненский Красностокский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, основанный в 1901 году. Во время I Мировой войны, в связи с наступлением немецких войск и угрозой католической экспансии, духовенство и насельницы монастыря вынуждены были покинуть Гродно и переехать в Московскую губернию, а, точнее, в Екатерининскую пустынь Подольского уезда (сейчас - около г. Видное), где в то время располагался мужской монастырь. Таким образом, семья Савицких оказалась в Московской губернии.

В 1919 году мужской монастырь в Екатерининской пустыни был ликвидирован, но насельницы бывшего Красностокского монастыря организовали сельскохозяйственную трудовую коммуну, и в такой сокрытой форме обители удалось просуществовать до 1929 года. Сохранился «протокол N 1 общего собрания гражданок сельскохозяйственной трудовой коммуны Екатерининской пустыни от 17 февраля 1921 года». Среди вопросов, стоявших на повестке дня, был и вопрос «о лицах, проживающих в пределах коммуны, не состоящих членами в ней». Собрание постановило: «оставить при приходской церкви священника Ярослава Савицкого и диакона Иакова Ференца». Остальных четырех священников забрали в ополчение. Таким образом, когда власти разрешили оставить только одного священника, сестры выбрали именно отца Ярослава для духовного окормления монастыря.

В 1919 году отец Ярослав за ревностное служение Церкви Божией был награжден саном протоиерея. А в ноябре 1923 года игумения Елена обратилась с просьбой о награждении протоиерея Ярослава, очередной наградой: «отец Ярослав Савицкий … перенес все невзгоды войны и беженства, а теперь, с 1918 года, в пустыни, не оставил ее и много помогал приходской общине и ревностно исполнял пастырские обязанности. Считаю долгом … усердно ходатайствовать о награждении его, за верную службу - палицею». На этом прошении стоит резолюция Патриарха Тихона: «Удостоить».
В 20-ые годы отец Ярослав и члены его семьи были лишены избирательных прав. Упоминания об этом сохранились в «Списках лиц лишенных избирательных прав Сухановской волости (на территории которой находилась Екатерининская пустынь) Подольского уезда за 1923 -1925 гг».

В 1929 году сельскохозяйственную артель разогнали и храм закрыли. К этому времени в пустыни оставалось 117 монахинь и послушниц. Известно, что с 1927 года отец Ярослав бывал в селе Ям Домодедовской волости Подольского уезда, а после закрытия Екатерииинскрй пустыни в 1929 - 30 годах он стал настоятелем храма свв. мчч. Флора и Лавра села Ям.
В это время «строители светлого будущего» провозгласили курс на коллективизацию. Эта безжалостная компания не минула и крестьян села Ям. Конечно, отец Ярослав не мог оставаться в стороне от бед и горестей своей паствы. Выражаясь языком его будущих обвинителей, «контрреволюционную деятельность Савицкий Ярослав начал в селе Ям развивать явно с момента коллективизации, т.е. с 1930 года. 18 марта Савицкий совместно с кулаками, ныне высланными, устроил в селе Ям демонстрацию, направленную на срыв коллективизации. В демонстрации принимало участие до 170 человек. Организована она была в церкви и под руководством Савицкого с пением духовных песней направилась к сельсовету, откуда по предложению членов сельсовета была распущена. В период ликвидации кулачества Савицкий в церкви служил молебны за здоровье высланных кулаков». (Из материалов следственного дела. Показания свидетеля.) Людям «новой формации» сложно было понять, что пастырь не мог не молиться о своих безвинно гонимых чадах - крестьянах, которых ограбили и выслали из родных домов.

Когда отец Ярослав с семьей переехал в село Ям, церковный дом у прихода уже отняли, и жить им было негде. Их приютила семья прихожанки храма Марии Федоровны Кишенковой. В ее доме (он сохранился до наших дней), в маленькой комнатке, семья Савицких так и жила до самого ареста отца Ярослава в 1937 году. По воспоминаниям дочери их хозяйки, никакого имущества, кроме немногочисленных личных вещей, у них не было. По словам жителей села Ям, батюшка был очень добрым человеком, и все прихожане его любили. Все отмечают его образованность, ум и силу характера. Несмотря на открытые гонение на Церковь Христову, по свидетельству очевидцев, отец Ярослав открыто ходил по домам, утешал и наставлял паству.
Эти качества, а также твердая вера и ревностность отца Ярослава вызвали преследования со стороны властей. Так, в 1933 году он был судим Подольским народным судом «за покупку свечей» и приговорен к пяти годам лишения свободы. Дело было настолько грубо сфабриковано, что Мособлсуд отменил это решение. Пастырское служение в эти тяжелые годы не могло не отразиться на здоровье отца Ярослава – у него было больное сердце.
В обвинительном заключении отца Ярослава приводятся такие его слова, записанные рукой сотрудника НКВД: «Советская власть никого не щадит, даже и с святой церкви сдирает последние гроши». И далее после запрета ходить по домам с иконами отец Ярослав обращается к советской власти: «Все равно не заглушить православную веру, вам скорее придет конец, народное терпение лопнет и придется вам отвечать за все притеснения». Сейчас невозможно установить, говорил ли так сам отец Ярослав, или это только показания лжесвидетелей, но, в любом случае, безбожная власть не могла терпеть рядом с собой такую яркую и несгибаемую личность, какой был ямской настоятель.

Священномученик Ярослав Ямской (Савицкий), пресвитер 1

Арестовали отца Ярослава 27 ноября 1937 года по обвинению в «активной контрреволюционной деятельности». Сотрудники органов НКВД приехали за ним около двух часов ночи. С 27 ноября 1937 года его содержали под стражей в Серпуховской тюрьме. Обвинение в антисоветской агитации он не признал. Решением судебной тройки при Управлении НКВД СССР по Московской области от 1 декабря 1937 года протоиерей Ярослав Савицкий был приговорен к расстрелу. Казнь священномученика состоялась 8 декабря 1937 года.


На Юбилейном Освященном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000 года были прославлены в лике новомучеников Российских сто двадцать человек из числа тех, кто был расстелян в Бутове. Среди них – и приснопамятный наш молитвенник священномученик протоиерей Ярослав Савицкий.


Тропарь священномученику Ярославу Ямскому (Савицкому)
глас 4
Приспе день светлаго торжества, / весь Ямская радуется, / и вси чада вернии Церкве Христовы духовно торжествуют, / восхваляюще заступника и молитвенника нашего пред Богом / священномученика Ярослава, / пастыря добраго, душу свою за веру Христову положившаго. / Темже молим тя, / от всяких бед и зол избави нас // чтущих святую память твою.

Ин тропарь
глас 3
Пастырю добрый и страстотерпче Ярославе Ямский, /моли милостиваго Бога, /да сердца народа русскаго к Себе обратит /и лютых прегрешений оставление // подаст душам нашим.

Кондак
глас 2
Яко страстотерпца и служителя Христова, / Церковь Русская преславно почитает тя, отче Ярославе, / ты бо жизнь твою страданьми за веру истинную увенчав, / преселился еси в Небесныя обители , / идеже предстоя Троице Святей, / не престай молитися о чадех своих, / сохраняй нас любовию тебе поющих: //
Радуйся, заступниче и молитвенниче земли нашея.

Молитва священномученику Ярославу Ямскому (Савицкому)

О святый страстотерпче священномучениче Ярославе, ты от юности Христа возлюбил еси и по благодати Его священство восприяв, яко светильник веры и благочестия просиял еси! В годину искушений, внегда обышедше обыдоша страну нашу врази веры Христовы, яви тя Господь пастыря добраго, душу свою за чад Божиих положивша. Ныне убо призри на ны, приими от нас усердныя молитвы и вознеси я ко престолу Святыя Троицы, идеже ты в лице святых новомучеников и исповедников Российских предстоиши, яко да твоим ходатайством утвердит Господь страну нашу, да укрепит дух веры и благочестия в людех православных, в пастырех Церкви да утвердит ревность в служении Богу и ближним и да призрит милостивым оком на нас, предстоящих и прибегающих к твоей помощи. Испроси убо у Всемилостиваго Господа мира умирение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающимся на путь истины возвращение, подвизающимся в делех благих укрепление, сирым, неимущим, убогим и бездомным помощь и заступление.

Споспешествуй, священномучениче Ярославе, святыми твоими молитвами настоятелю и братии святаго храма, идеже ты совершал еси служение свое во времена лютых гонений на веру православную, просвети умы и сердца наша светом Божественнаго учения, научи во еже Бога и ближняго нашего любити и заповеди Господни соблюдати, да не по имени токмо, но всем житием нашим чада Божия явимся. Не забуди, отче Ярославе, обители святыя Гродненскую Рождество-Богородицкую и Свято-Екатерининскую, но соблюди от всякаго зла всех живущих и подвизающихся в них и на поклонение в них приходящих. Осени всех нас небесным твоим благословением и в скорбех, болезнех утешение, избавление и исцеление нам подаждь, да возблагодарим прославившаго тя Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.


Священномученик Андрей Шершнев, пресвитер

Священномученик Андрей Шершнев, пресвитер. Таганская тюрьма. 1937 год
(Священномученик Андрей Шершнев, пресвитер. Таганская тюрьма. 1937 год)

Память 25 ноября, в Соборе новомучеников и в Соборе Бутовских новомучеников.

Родился в 1869 году в селе Нижнее Маслово Зарайского уезда Рязанской губернии (ныне Московская область) в семье крестьянина.
В 1882 году уехал в Петербург, где работал половым в трактире. В столице он заочно обучался в учительской семинарии и усиленно занимался самообразованием.
В 1890 году он уехал в Киевскую губернию, где был принят на работу учителем в школу грамотности. За восемь лет он трудился в четырёх школах, также продолжая заниматься самообразованием.

С 1898 по 1921 год работал учителем в трёх школах Зарайского уезда Рязанской губернии.
В начале 20-х годов он заболел и оказался на иждивении сына, посещал храм Рождества Христова в селе Пронюхлово. В этом храме одно время он, как любитель церковного пения, исполнял обязанности псаломщика.
Служил диаконом в храме г. Зарайске. После закрытия церкви в 1928 году работал хлебопашцем.

6 февраля 1930 года был арестован Коломенским Окротделом ОГПУ Московской области в числе 11 человек за то, что подписался под ходатайством об оставлении верующим закрытого в 1928 г. собора. (Групповое дело священника Смирнова И.А. и др. (1930г.))
15 апреля предстал перед судом по ст. 58-10 УК РСФСР за "антисоветскую агитацию". Виновным себя не признал. Приговор: "за недостатком обвинительного материала следствие прекратить и из-под стражи освободить".

10 августа 1931 года был рукоположен во иерея епископом Коломенским Петром в Богоявленском соборе, в Москве.
В 1931 году стал служить в храме Рождества Христова селе Поповичи (ныне - Пронюхлово) Зарайского района Московской области. (По www.fond.ru: в Благовещенской церкви в селе Степановском Бронницкого района Московской области.
В 1932 году его перевели в Троицкую церковь в селе Озёры Коломенского района, в 1933 году – в Введенский храм села Чанки того же района.
В 1935 году отец Андрей был переведён в Троицкую церковь в селе Троицкое-Озерки недалеко от Коломны.

Летом 1937 года в НКВД поступили заявления двух крестьян, где они оговорили отца Андрея в антисоветской деятельности, которую тот якобы проводил во время обхода домов верующих, где совершал молебны. По требованию НКВД на отца Андрея в сельсовете была составлена справка, в которой говорилось, что «Шершнев будет мешать на селе, и мы считаем, что его нужно изжить как класс». Следователи допросили пять лжесвидетелей, которые дали показания против отца Андрея.
27 ноября 1937 года священник Андрей Шершнев был арестован и заключён в коломенскую тюрьму, а потом переведён в Таганскую в Москве. Во время допроса следователь зачитывал отцу Андрею показания лжесвидетелей, требуя подтвердить их. Но на все угрозы священник отвечал, что показания эти не подтверждает и виновным себя ни в чём не признаёт.

1 декабря 1937 года тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила отца Андрея к расстрелу за "контрреволюционную агитацию и распространение контрреволюционной клеветы на ВКП/б/ и Советскую власть".
8 декабря 1937 года был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребён в общей безвестной могиле.
27 июня 1989 года реабилитирован Прокуратурой Московской области по 1937 году репрессий.

Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 1 октября 2004 года для общецерковного почитания.

Поклонный Крест на месте разрушенной Троицкой церкви в селе Троицкие Озерки
(Поклонный Крест на месте разрушенной Троицкой церкви в селе Троицкие Озерки)

Церковь в селе Троицкие Озерки разрушили в годы Великой Отечественной Войны - в 1942-1943 гг. пригнали роту солдат, которые и разобрали Храм. Один из жителей села недалеко от Церкви сжигал Храмовые Иконы. Кирпич разрушенного Храма использовали при строительстве скотных дворов. В 2006 году настоятель Церкви с.Горки о.Валерий Наволокин дал благословление на установку Поклонного креста на месте утраченного Храма. 9 мая 2007 года на пожертвования местных жителей Поклонный крест был установлен и освящен.


Священномученик Иоанн Тарасов, пресвитер

Протоиерей Иоанн Тарасов. Москва. Тюрьма НКВД. 1937 год
(Протоиерей Иоанн Тарасов. Москва. Тюрьма НКВД. 1937 год)

Память 25 ноября, в Соборе Московских святых, Соборе Бутовских новомучеников и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился 18 февраля 1867 года в селе Бородино Клинского уезда Московской губернии в семье крестьянина Якова Ивановича Тарасова. Иван окончил городскую начальную школу и с десятилетнего возраста служил у состоятельных торговцев в Клину, а затем перешел служить в контору прокурора Шмидта. С 1895 года и до самой революции 1917 года Иван Яковлевич работал у многих крупных торговцев, а после революции поступил чиновником в Народный комиссариат путей сообщения.
В 1921 году уволился по болезни и по возрасту и поступил псаломщиком в московский храм Живоначальной Троицы в Листах.
В 1923 году был рукоположен во диакона к тому же храму.
В 1924 году был рукоположен в сан священника к Дмитровской церкви в селе Шевырева Слобода Епифаньского района Тульской области.
В 1925 году переведен в Успенский храм в селе Обухово Клинского района Московской области.
В 1930 году назначен в Константино-Еленинский храм в селе Майдаково.
В 1934 году возведен в сан протоиерея и в том же году переведен в Николаевскую церковь в селе Голенищево.
В 1935 году назначен в Одигитриевскую церковь в селе Воронино.
В 1936 году переведен в Казанскую церковь в селе Фроловское.

В августе 1937 года переведен в храм Рождества Пресвятой Богородицы погоста Вырки Орехово-Зуевского района.
Эти частые перемещения священника с прихода на приход избавили его от нескольких арестов.

22 октября 1937 года был допрошен председатель Нестеровского колхоза, который показал:

«Иван Яковлевич Тарасов враждебно настроен к советской власти и ВКП(б), часто высказывает среди населения антисоветские настроения. В начале сентября 1937 года Тарасов в личной беседе со мной заявил: "У вас, видно, дела-то плохо обстоят в колхозе. Есть ли крестьянам интерес в дальнейшем работать сообща в колхозе? Не думают ли у вас колхозники опять быть единоличниками? Посмотрю я на ваших колхозников, товарищ председатель, и думаю, что не люди стали, а тени. Все они замучены, изнурены непосильной работой в колхозе. Сразу видно, что они при такой колхозной жизни долго не проживут"».

26 октября 1937 года протоиерей Иоанн был арестован, заключен в тюрьму в Орехово-Зуеве и тут же допрошен. Ему были предъявлены показания лжесвидетелей, в том числе и председателя колхоза, но все показания отец Иоанн категорически отверг. Следствие длилось около месяца, и 16 ноября следователь снова допросил священника, надеясь, что условия содержания в тюрьме и примененные к священнику меры воздействия изменят его позицию.

— Вы арестованы за антисоветскую агитацию. Дайте следствию показания о вашей контрреволюционной деятельности, — потребовал следователь.
— Контрреволюционной деятельностью я не занимался — виновным себя не признаю, — ответил отец Иоанн.

29 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу.
Расстрелян 8 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой, погребен в безвестной общей могиле.

Священномученик Иоанн (Тарасов), протоиерей

Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 27 декабря 2000 года для общецерковного почитания.



Икона Богородицы «Рождество Богородицы» Исааковская


Икона Богородицы Исааковская


Исааковская икона Рождества Пресвятой Богородицы была явлена в 1659 году неподалеку от села Исаакиевского Ярославской епархии. Крестьяне, находившиеся в то время в лесу и увидевшие образ в ветвях ивы, хотели перенести икону в свое село, но не смогли. Тогда они обратились к священнику, и он, облачившись, в сопровождении причта и народа, со священными хоругвями отправился на место явления образа Божией Матери. От иконы, находившейся в ветвях ивы, исходил необычайный свет, подобный солнечному. После молебного пения священник благоговейно снял икону с дерева и перенес в село Исаакиевское в приходский храм. Однако на следующий день новоявленной иконы в храме не оказалось. Она была на том самом месте, где ее впервые нашли. На месте явления чудотворной иконы построили часовню, вокруг которой постепенно образовался скит.

С благословения святителя Ионы, митрополита Ярославского и Ростовского, в 1662 году на месте часовни был построен деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1758 году вместо деревянного был построен каменный храм, в который и перенесли чудотворный образ. С 1766 года Исаакова пустынь была причислена к заштатным монастырям, а Исааковская икона Божией Матери крестными ходами переносилась в храмы Вологодской и Ярославской епархий.


Икона Богородицы Двинская

Чудотворный образ, находившийся в дер. Цыгломинской Архангельской губ. (ныне пос. Цигломень в черте Архангельска). Согласно местному преданию, икона принадлежала свт. Клименту, папе Римскому. В 1419 г., во время набега «норманнов» на территории Сев. Двины, деревня была опустошена и сожжена. Жителям удалось сохранить от пламени местную святыню - Д. и., на которой остался след от удара варварским мечом.

На время выхода одной из ранних публикаций о Д. и. (Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. 1892. С. 374) икона находилась в д. Цигломень. Достоверных сведений о ее местонахождении в наст. время не имеется; иконография образа неизвестна.

Tags: Жития святых
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments