10 (23) ноября 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение....


Священномученики Прокопий (Титов) , архиепископ Одесский и Иоанн Скадовский, пресвитер

Священномученик Прокопий (Титов) , архиепископ Одесский


Священномученик Прокопий, архиепископ Одесский и Херсонский (в миру Петр Семенович Титов) родился в 1877 году в семье священника города Кузнецка Томской губернии. Когда Петру исполнилось девять лет, он поступил в духовное училище, а затем в семинарию города Томска. В 1901 году Петр Семенович окончил Казанскую Духовную академию и был определен преподавателем Томского Духовного училища. В том же году он был пострижен в монашество с наречением имени Прокопий и рукоположен в сан иеромонаха.

После этого он получил назначение на должность заведующего Томской церковно-учительской мужской школы при архиерейском доме. В это время во главе Томской епархии стоял выдающийся миссионер и просветитель Алтая епископ Макарий (Невский). В архиерейском доме еженедельно устраивались пастырские собрания томского духовенства и преподавателей духовно-учебных заведений. В этих пастырских собраниях принимал самое активное участие иеромонах Прокопий (Титов). Здесь обсуждались все насущные и острые вопросы церковной жизни епархии. Например, на одном из собраний владыка Макарий поставил на обсуждение вопрос: в чем заключается нравственная связь между прихожанами и пастырем, которая составляет необходимый признак правильной приходской жизни? В чем причина разъединенности между пастырем и приходом, и каким образом ее устранить? Произошло обсуждение этих вопросов, причем владыка справедливо указал на недостаточное сообщение пастырей между собой и предложил устранить этот недостаток с помощью благочиннических съездов.

В 1909 году иеромонах Прокопий был возведен в сан архимандрита и назначен на должность помощника заведующего пастырским училищем в городе Житомире. Основанное годом ранее архиепископом Волынским Антонием (Храповицким) пастырское училище стало одним из крупнейших церковных событий в жизни Волыни. Все преподаватели училища были в священном сане, а ученики носили духовную одежду. Быт училища, организованного в стенах монастыря, был приближен к монастырскому. Огромная заслуга в организации духовной жизни училища принадлежала архимандриту Прокопию, который преподавал аскетику, полемическое и пастырское богословие. Лекции его пользовались огромной популярностью у учащихся.

В 1914 году архимандрит Прокопий был хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Одесской и Херсонской епархии. В 1917 году он был участником Всероссийского Поместного Собора, восстановившего патриаршество в Русской Православной Церкви. На Соборе епископ Прокопий сделал доклад о святителе Софронии Иркутском и подписался под актом о причислении его к лику святых. В 1921 году он был поставлен на Одесскую и Херсонскую кафедру.

В 1923 году епископ Прокопий был арестован. В показаниях следователю он сказал: «В связи с появлением обновленчества, к которому я по своим убеждениям не примкнул, я был привлечен к суду за содействие белым; меня обвиняли в том, что я для белых устраивал молебствия и сбор пожертвований». Православное население города Херсона выбрало большую группу уполномоченных, чтобы хлопотать об освобождении своего епископа. Ими было подано прошение Патриарху Тихону с просьбой ходатайствовать перед советской властью об освобождении владыки Прокопия, и Патриарх подал ходатайство в ОГПУ. Приговоренному к расстрелу епископу Прокопию заменили казнь высылкой за пределы Украины. В 1925 году он был освобожден и выехал в Москву.

В это время Патриарх Тихон предпринимал усилия по легализации Синода Русской Православной Церкви, в состав которого был включен и епископ Прокопий. 7 апреля 1925 года Патриарх Тихон скончался. Епископ Прокопий участвовал в погребении Святейшего и в избрании митрополита Петра (Полянского) на пост Патриаршего Местоблюстителя. В июне 1925 года епископ Прокопий был возведен в сан архиепископа Одесского и Херсонского. Осенью того же года он был арестован. Архиепископа Прокопия приговорили к трем годам заключения; вместе с епископом Амвросием (Полянским) он был отправлен в Соловецкий концлагерь. В декабре 1928 года власти без предъявления нового обвинения приговорили его и епископа Амвросия к трем годам ссылки на Урал, они были отправлены сначала в Тюменский, а затем в Тобольский округ.

В ссылке власти снова арестовали архиепископа Прокопия. Стали вызывать на допросы в ОГПУ жителей, чтобы собрать против него обвинительный материал. Некоторые дали показания против архиерея. И архиепископу Прокопию приписали к сроку еще три года. Освободившись в апреле 1934 года, владыка сразу же уехал к матери в Томск, надеясь здесь вылечиться от малярии, которой тяжело заболел в ссылке. Но климат Томска мало помог выздоровлению. Между тем владыке часто писал один из ближайших к нему херсонских священников, отец Иоанн Скадовский, который отбывал в то время ссылку в городе Камышине, и приглашал архиепископа к себе. Архиепископ Прокопий приехал в Камышин и поселился у священника Иоанна Скадовского. Через две недели он был арестован. Арест владыки Прокопия был в какой-то мере случаен. НКВД собирался арестовать жившего в ссылке епископа Иоасафа (Попова) и близких ему людей, в это время приехал архиепископ Прокопий — арестовали заодно и его.

Следствие длилось всего несколько дней. Архиепископа Прокопия обвинили в том, что «будучи контрреволюционно настроенным и имея монархические убеждения, он примыкал к организованной Поповым контрреволюционной группировке церковников в городе Камышине, куда был специально вызван членом группировки Скадовским».

Особое Совещание при НКВД СССР приговорило архиепископа Прокопия и священника Иоанна Скадовского к пяти годам ссылки в Каракалпакию. Там они поселились в одном доме в городе Турткуль. Вскоре к ним приехала жена отца Иоанна, Екатерина Владимировна, отдавшая всю свою жизнь помощи ссыльному духовенству. Два года прожили здесь архиепископ и священник. Они устроили в доме небольшую церковь и часто служили, исповедуя и причащая тех, кто к ним приходил за молитвенной поддержкой.

В 1937 году находящиеся в ссылке архиепископ Прокопий (Титов) и священник Иоанн Скадовский были арестованы. При допросе священника Иоанна Скадовского следователь сказал ему: «Вы обвиняетесь в том, что вместе с архиереем Титовым организовали нелегальную молельню, в которой среди верующего населения проводили контрреволюционную монархическую агитацию; следствием также установлено, что при совершении таинства исповеди вы задавали вопросы исповедующимся о том, не примыкали ли они к обновленческому движению, пропагандируя против обновленцев».

Архиепископ Одесский и Херсонский Прокопий (Титов) и священник Иоанн Скадовский были расстреляны 23 ноября 1937 года и погребены в безвестной общей могиле.

Священномученик Прокопий (Титов) , архиепископ Одесский 1

Священномученики Прокопий и Иоанн прославлены в 1996 году Священным Синодом Украинской Православной Церкви, а в августе 2000 года причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.


Иоанн Скадовский
(священномученик Иоанн Скадовский)

Подробно Житие сщмч. Иоанна Скадовского вы можете почитать тут:
http://drevo-info.ru/articles/2570.html


Тропарь
глас 1
Светильник всесветлый во граде Херсоне явился еси,/ пастырю добрый, священномучениче Прокопие./ Любовь и милосердие в сердцах верных насаждая,/ твердо стояти во исповедании веры Православныя призывал еси./ Темже со пресвитером Иоанном за Христа пострадал еси,/ и ныне купно с ним на небеси престолу Божию предстоя,/ моли Милостиваго Бога/ отечество наше в Православии и благочестии утвердити,/ мир Церкви даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак
глас 4
Во святителях благочестно пожив, и мучения путь прошед, безбожия силу побеждая, поборник быв Херсонстей пастве, богомудре. Темже тя почитающе, тако вопием ти: от бед избави нас присно твоими мольбами, отче священномучениче Прокопие.

Молитва

О, преславный священномучениче Прокопие, страстотерпче непреодоленный, Архиерею Божий и о Церкви Херсонстей ходатаю! Призри на моление нас, почитающих святую память твою и испроси нам у Христа Бога прощения грехов наших, да не до конца прогневается на нас Господь: согрешихом бо и недостойнии явихомся милосердия Божия. Моли о нас Господа, да ниспослет мир на грады и веси наша, да избавит нас от нашествия иноплеменников, междоусобныя брани и всяких раздоров, и нестроений. Утверди, священномучениче всеблаженне, веру и благочестие во всех нас, и да избавит нас Господь от ересей, расколов и всякаго суеверия. О милостивый наш предстателю! Молися за ны ко Господу, да сохранит нас от глада и всяких болезней, и да подаст вся на потребу человеком полезная. Наипаче же да сподобимся молитвами твоими Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже честь и поклонение подобает со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Священномученик Петр Иванович Павлушков, протоиерей

Священномученик протоиерей Петр Павлушков

Память 10 ноября, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Тульских святых

Родился в 1865 году в городе Владимире в семье священника.
В 1882 году окончил Владимирское духовное училище по I разряду, а в 1888 году - Владимирскую духовную семинарию по I разряду.
В 1892 году завершил образование в Киевской духовной академии со степенью кандидата богословия и был назначен в Тульскую духовную семинарию, где с 26 февраля 1893 года преподавал Священное Писание и психологию. Был членом ревизионной комиссии Тульской духовной консистории по проверке отчетности в духовных училищах епархии и попечительства о бедных.

С 1907 года - инспектор семинарии. Стал главным помощником и единомышленником ректора семинарии архимандрит Алексия (Симанского), управлявшего учебным заведением с 1906 по 1911 год. Характеризовался простотой, искренностью и сердечностью, вежливостью и интеллигентностью, благорасположением к учащимся и в то же время строгостью и необходимой справедливой требовательностью, неординарностью мышления, академической образованностью. Надворный советник. Был женат, в семье 5 детей.
30 сентября 1917 года назначен ректором Тульской духовной семинарии. В начале 1918 года, не имея ни правовой, ни финансовой базы, лишившись помещений, семинария была закрыта. В течение двух лет Петр Иванович преподавал в одной из школ Тулы.
2 февраля 1921 года рукоположен в сан священника епископом Тульским Иувеналием (Масловским) и назначен настоятелем церкви Двенадцати Апостолов. Возведен в сан протоиерея.

Протоиерей Алексий Резухин вспоминал: "Тихоновцы ютились в храме Двенадцати Апостолов, где выдающимся настоятелем того времени был протоиерей Петр Павлушков..." С теплотой и дружескими чувствами вспоминал об отце Петре архимандрит Макарий (Кобяков), бывший секретарь священномученика Игнатия (Садковского), отмечал его простоту и естественность, деликатность и благородство в обращении, академические знания и умение доходчиво и просто объяснять самые сложные ситуации в жизни, так что становилось понятно и простому малограмотному прихожанину. Отец Петр пользовался большой любовью и почитанием своей паствы. Прихожане в огромном количестве собирались на его проповеди и беседы.

Арестован 26 марта 1922 года. Из обвинительного заключения: "обвиняется в антисоветской агитации, каковую проводил при чтении проповедей с амвона, так, например: "Если мы не будем поддерживать Советскую власть, то от этого не пострадаем, а если не будем поддерживать закон Библии, то будем наказаны на том свете..."

В судебном деле имеется несколько листков с просьбами прихожан:

"...Просим отпустить для служения на Страстной и Пасхальной седмицах нашего приходского священника Павлушкова Петра Ивановича, находящегося в тюремном заключении. Отец Петр у нас единственный священник и без него нам крайне затруднительно удовлетворять наши религиозные нужды…".

10 апреля 1922 года Тульским Губернским Объединенным Революционным Трибуналом по обвинению "в антисоветской агитации и укрывательстве церковных ценностей" приговорен к трем годам заключения в исправ-труддоме.
По амнистии ВЦИК срок заключения был сокращен наполовину, и через год и 8 месяцев отец Петр был освобожден и вернулся служить в родной храм Двенадцати Апостолов, который был захвачен во время его заключения обновленцами. Прихожане радовались возвращению любимого пастыря, не потерпели в храме обновленческого священника В.В. Глаголева и выгнали его. Служить было трудно. Постоянные доносы, проверки, аресты. Из анонимного доноса:

"...12-Апостольской церкви прот. Петр Иванович Павлушков бывший инспектор, а потом и ректор Тульской Духовной семинарии, а поэтому пользовался среди черносотенцев и контрреволюционных групп большим авторитетом, упорно и грубо отрицал церковно-обновленческое движение. Этот Павлушков 2 раза был уже в тюрьме..."

Вновь арестован 9 сентября 1937 года. Было сфабриковано групповое дело "Дело протоиерея Петра Павлушкова и др. Тула, 1937 г.", по которому приходили священники Димитрий Ширяев, Александр Сенявин, бывший коллежский асессор Григорий Дьяконов и слепой мещанин Павел Копанев.

Из обвинительного заключения:

"В г. Туле при церкви 12 апостолов существовала контрреволюционная церковная группировка, которую возглавлял настоятель указанной церкви Павлушков Петр Иванович с высшим академическим образованием. Группа ставила своей задачей объединение верующих вокруг церкви для борьбы с Советской властью. В этих целях участники группы развернули контрреволюционную деятельность, они открыто выступали против мероприятий Соввласти и пропагандировали фашизм. Церковь 12 апостолов использовалась ими для контрреволюционных проповедей, которые ими велись среди посетителей церкви. Павлушков в церкви в своих проповедях говорил:
"Нам надо спасти Россию от врагов, Россия гибнет, а с нею вместе погибает и вера христианская. Тот народ крепок, который держит свою веру стойко, не продает ее". (Показания свидетеля Турбина)
"Церковь христианская создана на крови мучеников, первые христиане победили весь мир, и мы должны брать пример с них, не бояться гонений и мучений и даже смерти, и своих детей этому учить".
"Верующие христиане должны быть в своей вере и не бояться ничего, вспомните, сколько у нас мучеников было, и как они твердо себя держали, как раньше твердо боролись за веру. Теперь мучают за веру, но вы не бойтесь, у Господа невидимо все дело, все мученики записаны, как в особую книгу. Своих детей вы перевоспитывайте в христианском духе на смену себе
".

19 ноября 1937 года тройкой при УНКВД по Тульской области приговорен к расстрелу.
Расстрелян 23 ноября 1937 года в Тесницком лесу Тульской области с другими священниками и мирянами проходившим по делу.
17 июля 2001 года постановлением Священного Синода был причислен к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания.