Преподобный Христодул Патмосский, чудотворец, память перенесения мощей с Эвбеи на Патмос
Память 16 марта (в день кончины), 21 октября (в день перенесения мощей с острова Эвбея на остров Патмос)
Святой Христодул, в крещении Иоанн, родился в первой четверти XI века (вероятно, около 1020 года) недалеко от Никеи Вифинской. Прославился как аскет и талантливый врач по всей Византийской империи. Свою жизнь он посвятил путешествиям по святым местам, связанным с жизнью Господа Иисуса Христа, Божией Матери и святых апостолов.
В 1043 принял монашество на горе Олимп, где под руководством старцев получил широкое по тем временам образование. После смерти своего духовного отца, в 1045 г. он совершил паломничество по святым местам. Он побывал в Риме и в Палестине, жил в Палестинской пустыне, в Малой Азии и на некоторых греческих островах, где им были основаны несколько монастырей.
После вторжения сарацин в Палестину, Христодул покинул Святую землю и в 1070 году поселился на горе Латр в ставропигиальном Богородице-Cтолпном монастыре в Карии. Вскоре он был избран настоятелем этого монастыря.
В 1076 году патриарх Константинопольский Косма I Иерусалимит поставил его архимандритом над всеми латрийскими монастырями.
В 1076-1079 годах усилиями Христодула была проведена большая работа по обустройству монашеской жизни, наполнению монастырской библиотеки, начались строительные и фортификационные работы. Тогда же возникли разногласия с Патриархией относительно подчиненности лавры. В 1079 г. латрийские обители подверглись разорению со стороны турок-сельджуков. Христодул с небольшой общиной укрылся в городе Стровил на побережье Эгейского моря, где отшельник Арсений Скинури предоставил ему руководство своим монастырем. Вскоре Христодул переселился на близлежащий остров Кос, наименее страдающий от мусульман, где у Арсения было несколько имений, и, на горе Пелион, по предложению последнего, в 1080 году основал монастырь в честь Пресвятой Богородицы Кастрианской. В 1087 году преподобный основал монастырь на соседнем острове Лерос. Кроме того, во время своего пребывания на о. Кос Христодул организовал экспедицию на гору Латр, одной из целей которой являлось спасение книг покинутой им обители.
Стремясь к большему уединению и аскезе, Христодул обратил свое внимание на остров Патмос. Здесь он был настолько поражен аскетическим духом этих мест, что решил основать на острове монастырь. В 1089 году преподобный упросил императора Алексея I Комнина для его новой обители Патмос взамен земель на острове Косе и на берегу Карий. Преподобный устроил монастырь на горе близ пещеры, в которой, по преданию, святой апостол Иоанн Богослов получил Божественное откровение и написал в 68-69 годах свою пророческую книгу. Обитель была заложена на скалистом выступе, почти в самом центре острова и сразу, в течение первых трех лет, приобрела вид крепости.
Однако в последние годы жизни из-за набегов морских разбойников преподобный был вынужден бежать с Патмоса вместе с учениками на остров Эвбею, где он и скончался 16 марта 1093 года. Незадолго до смерти он завещал похоронить его на острове Патмос в основанном им монастыре, что его ученики и исполнили.
Святые мощи преподобного Христодула и по сей день хранятся на острове Патмос в монастыре святого Иоанна Богослова. Святой почитается покровителем острова.
(монастырь Иоанна Богослова, Патмос)
Тропарь
В тебе отче известно спасеся еже по образу: приим бо крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи везсмертней: темже и со ангелы срадуется, преподобне Христодуле, дух твой.
Мученица Урсула Кёльнская и иже с ней
Согласно распространённому средневековому преданию, была дочерью короля Корнубии (на юго-западе современной Англии) и жила в конце IV века. С годами расцвела её телесная красота, но добродетельная Урсула решила посвятить своё девство Господу Иисусу Христу.
В 383 году Магн Максим, римский военачальник в Британии, был провозглашен императором и вступил в борьбу за подчинение себе материка. Возможно, одной из мер по упрочению его власти была выдача знатных британок замуж на континенте. Предание говорит, что в то время Урсула стала одной из молодых девушек Британии, уготованных для брака и отправленных на материк.
Сильный шторм помешал кораблю, на котором плыли девы, достичь Арморики (современная Бретань, Франция), но они добрались до устья Рейна и поднялись по реке до Колонии Агриппины (ныне - Кёльн, Германия). Существует версия, что девы вначале продолжили своё путешествие и побывали в Василее (ныне Базель, Швейцария), а затем в Риме, однако вскоре после этого вернулись в Колонию Агриппину.
Так или иначе, в Колонии святую Урсулу и её спутниц застигла война. Согласно преданию, в то время город был осаждён варварами. Осаждавшие направились к христианским девам, чтобы дать выход своим грубым страстям, однако встретили мужественное сопротивление. Урсула и её спутницы погибли во время схватки, пронзённые стрелами.
(легенда о св. Урсуле (Wallraf-Richartz-Museum & Fondation Corboud), Кельн)
Предание гласит, что сразу после убийства святой Урсулы и её спутниц варвары внезапно увидали огромное войско, готовое ринуться на них. Объятые ужасом, они отступили от города. Так жертва святых дев спасла Колонию Агриппину.
Мощи и почитание
Тела святой Урсулы и её спутниц были погребены на кладбище, а впоследствии положены в посвящённом им храме. Позднеримская трёхнефная базилика со срединной апсидой, имеющей признаки “погребального храма” (Friedhofbasilika) была обнаружена во время археологических раскопок на месте нынешней церкви святой Урсулы. Сохранился камень с надписью IV-V века, сделанной пришедшим в Кёльн знатным римлянином Клематием. Надпись гласит:
"Неоднократно вразумляемый через божественное огненное видение, когда небесные девы, исполненные великолепия, являлись с Востока, сенатор Клематий построил заново, на собственные средства, базилику на своем участке земли в соответствии с данным им обетом. Всякий же, кто дерзнет на священной земле этой базилики, на которой почтенные девы пролили свою кровь за имя Христово, захоронить еще чье-либо тело, должен знать, что заслужит себе этим вечный огонь".
V-IX века отмечены местным почитанием кельнских дев-мучениц и их мощей. Из проповеди одного кёльнского священника, читанной в VIII веке в день их памяти, следует, что к тому времени они упоминались уже во многих литургических текстах. К тому же VIII веку историк И. Кессель относит текст, названный им Ursulanisches Offizium, принадлежащий к числу старейших рукописей, найденных на территории Кёльна и Дюссельдорфа. Однако, имени святой Урсулы нет ни в Иеронимовом мартирологе, ни в мартирологе святого Беды Достопочтенного. Первое известное на начало XXI века упоминание имени Урсулы в мартирологе датируется IX-X веками.
Обнаружение в XII веке могилы святой Урсулы приписывают Норберту Ксантенскому (Лаонскому). Жители Кёльна стали почитать святую как свою покровительницу. Церковная память её была установлена 21 октября. В среде римо-католиков со временем составилось пространное житие святой. Так, "Золотая легенда" Иакова Ворагинского в XIII веке приводит множество деталей о путешествии принцессы и 11 тысяч спутниц, о её молодом супруге, её последнем подвиге. Пик почитания святой среди римо-католиков пришёлся на XV-XVI века, когда появилось огромное количество рыцарских орденов, братств, храмов, посвящённых святой Урсуле. В 1535 году в Италии был основан женский монашеский орден урсулинок, который занимался помощью бедным и воспитанием девушек. Однако, с конца XVI века в Римо-католической церкви стала нарастать критика составившейся житийной традиции Урсулы и спутниц: кардинал Бароний подверг повествование значительной ревизии. В последующие века критические исследования продолжались, и к началу XX века авторы "Католической энциклопедии" заключали, что "постепенно был признан апокрифический характер всей" истории об этих кёльнских девах. В то время твёрдым источником об истории дев-мучениц считались лишь древняя надпись Клематия на камне в Кёльнской базилике святой Урсулы и некоторые детали древних литургических книг.
(Рака с мощами мц. Урсулы в "золотой камере" церкви Св. Урсулы в Кельне. Фото ок. 1900 гг. (сейчас рака находится в хоре алтаря))
По мере восстановления почитания Западных святых в Православной Церкви в новейшее время, память святой Урсулы стала совершаться в храмах Берлинской епархии Московского Патриархата (в частности, в Кёльне); она была внесена в "Большой месяцеслов", изданный Апостольской диаконией Элладской Православной Церкви.
1 июня 2009 года частица мощей святой была подарена архимандритом Лукианом (Куценко) Тервеническому Покровскому монастырю, в котором святыня заняла почётное место.
На начало 2010-х годов память святой Урсулы в общецерковный месяцеслов Русской Православной Церкви включена не была.
Преподобный Вульфилаих Трирский (Wulfilaich ), столпник, иеродиакон, игумен
Память 21 октября , 17 ноября
Родом он был лангобард. Еще в детстве он узнал о святом Мартине Турском, навык обращаться к нему в молитвах и творить милостыню. Повзрослев, он ревностно принялся за науки, а затем меня обучался у игумена Аредия. Со своим наставником он предпринял паломничество в базилику святого Мартина, и был вдохновлен произшедшим после приезда чудесным умножением песка, привезенного с могилы святого.
Около 585 года Вульфилаих прибыл в Епосий (Eposium, впоследствии Ивуа (Yvois)) в Арденнских горах, в области города Трира, где поселился как отшельник. По примеру преподобного Симеона Столпника, он взошёл на столп, где переносил суровый климат Арденн, пребывая в молитве. Питьем и пищей ему служили немного хлеба и овощей, и в меру — вода. Язычники были так поражены его проповедями, обличавшими ложность идолопоклонства, что обратились ко Христу, и разрушили стоявшую там статую богини Дианы, которой они прежде поклонялись. Вначале обратившийся народ никак не мог повергнуть громадную статую, но святой испросил Божьей помощи, и после этого статуя рухнула как только люди потянули за веревки. Как только дело было завершено, происками дьявола преподобный Вульфилаих покрылся болезненными струпами, но в ту же ночь излечился, помазавшись елеем из базилики святого Мартина.
Святой намеревался продолжать свой подвиг, но епископы этой земли пришли к нему, убеждая сменить образ жизни и сойти жить вместе с собравшейся вокруг него братией. Он повиновался им, став игуменом обители, и не смел восстанавливать свой столп, когда он был разрушен по указанию епископа. Вульфилаих стал проповедовать в тех краях и воздвиг большую базилику в честь св. Мартина на вершине горы, приблизительно в восьми милях от крепости Ивуа (Епосий).
Преподобный Вульфилаих был погребён в построенной им церкви. Его мощи были перенесены 7 июля 979 года в расположенный неподалёку Кариньян (Carignan). В дальнейшем жившие в тех краях отшельники подчинялись монастырю Орваль (Orval). Ныне вблизи места его подвигов существует римо-католический монастырь святого Вульфилаиха в Маргю (Margut).
Преподобный Финтан или Мунну (Fintan/Munnu), игумен Тахмонский
Сын святого Тульхана Ольстерского (Tulchan of Ulster). В 599 году основал монастырь Тахмон (Taghmon, Teach Munnu, т.е. "дом Мунну") в графстве Уэксфорд (Wexford). В 630 году участвовал в Соборе в Мах-Лене (Magh Lene), где ревностно защищал традиционную Ирландскую Пасхалию и возражал против введения Пасхалии Римской. Финтан также стоял на своем и позднее, на Соборе в Мах-Эльбе (Magh Ailbe), где он противостоял святому Лазериану (Laserian). Это противоречие на время разделило местную Церковь, но в конце Римская Пасхалия взяла верх.
Скончался в своей обители в 635 или 636 году.
Преподобный Малатгени (Malathgeny, Maelaithgen), игумен Клоненахский
Игумен монастыря Клоненах, известного своими строгими правилами. Под его началом обучался святой Энгус Клоненахский.
Преподобный Иаков Каппадокийский , эконом
Происходил из провинции Каппадокия Вторая. Прибыв в Вифинию, стал экономом монастыря Глубокие Реки близ Триглии.
Не упомянут в святцах святого Никодима Святогорца, но указан у Делеэ.