filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ljubov_i_svet,
filin_dimitry
filin_dimitry
ljubov_i_svet

13 (26) октября 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение…


Мученик Флорентий Солунянин

Мученик Флорентий Солунянин, Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим
(Мученик Флорентий Солунянин, миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим)


Святой мученик Флорентий родом был из города Солуня. Будучи христианином и ревнителем истинного благочестия1, он порицал и обличал веру в ложных языческих богов и проклинал служение им. В то же время, наставляя всех истинной вере Христовой, он утверждал в ней христиан и убеждал их исполнять заповеди Божии.

За сие Флорентий взят был на суд к начальнику страны той, но на допросе открыто исповедал веру в Господа Бога нашего Иисуса Христа, а языческих богов называл деревом, камнями, золотом, серебром, медью и железом, бездушными и бесчувственными идолами. Этим он привел в ярость правителя той страны и был осужден им на мучения. Его подвергли жестокому биению, строгали острыми орудиями его тело, после чего он был брошен на возжженный под ним большой огненный костер, в котором он с радостью, молясь и благодаря Бога, скончался2.

_____________________
Примечания
1
Святой Флорентий был учеником апостольским.
2 В начале III века.


Преподобный Вениамин Печерский

Преподобный Вениамин Печерский

Память 13 октября, в Соборе преподобных отцев Киево-Печерских Дальних Пещер (28 августа) и в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских.

Жил в XIV в. и до принятия монашества «был купцом великим». Но когда однажды во время богослужения ему в сердце запали слова Спасителя: «Яко неудобь богатый внидет в Царствие Небесное» (Мф. 19, 23), раздал свое имение нищим и стал иноком Киево-Печерской лавры, «угождаючи Господу Богу в постах и молитвах даже до смерти». Погребен в Дальних (Феодосиевых) пещерах.


Тропарь Вениамину Печерскому, в Дальних пещерах
глас 2
Добр купец бысть, Богомудре Вениамине, / богатство бо свое тленно раздав, / купил еси оным нетленное в Царствии небеснем, / в немже ныне тамошних благ наслаждаяся богатне, / проси нам мира и велия милости.

Кондак Вениамину Печерскому, в Дальних пещерах
глас 8
Куплю житейскую, яко тщетную, оставль и шед, купил еси себе многоценный бисер, Христа, Емуже во иночестем образе труды и подвиги, безменством же и послушанием, преподобне Вениамине, благоугождая, приял от Него велию и богатую милость.

Величание преподобного Вениамина Печерского, в Дальних пещерах

Ублажаем тя, преподобне отче Вениамине, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.


Мученик Вениамин Персидский, диакон

мч_Вениамин_персидский_Диакон


Святой мученик Вениамин диакон обратил в христианство множество персов-язычников и за ревность к евангельской проповеди пострадал в Персии в V веке.
Святитель Авда был епископом в Персии. За разрушение храма огнепоклонников он был приведен на суд к персидскому царю Издегерду I (401 - 402), который повелел восстановить храм. Когда епископ Авда отказался, царь велел воинам разрушить все христианские храмы, преследовать христиан и предавать их на мучения. Первым мучеником стал святой Авда, который после долгих истязаний был обезглавлен. Через тридцать дней были казнены и другие мученики. В их числе находился диакон Вениамин, претерпевший особенно страшные истязания: под ногти страдальца воткнули острые спицы и посадили его на кол.
Священномученики скончались в 418 или 424 гг. в древнем персидском городе Сузе.


Преподобный Никита Исповедник, Константинопольский

Преподобный Никита Исповедник, Константинопольский


Родился в Пафлагонии около 761 года. Его родители - вероятно по имени Григорий и Анна - дали ему хорошее образование. В детстве его кастрировали чтобы он мог стать императорским придворным и сделать карьеру на государственной службе, т.к. такая возможность предоставлялась евнухам.
В 778 году, в возрасте 17 лет, пришёл в Константинополь и, будучи родственником будущей святой императрицы Ирины, поступил к ней на службу. Во время царствования святой Ирины и ее сына Константина, находился при их дворе. Благодаря своим способностям быстро поднялся служебной лестнице. В 787 году, неизвестно в каком качестве, принял участие в делах VII Вселенского Собора. Затем был назначен патрицием, потом префектом и в конце концов стратегом Сицилии, где преуспел в качестве защитника этого острова.

В 802 году произошел дворцовый переворот, приведший к власти Никифора I, в связи с чем патриций Никита возвратился в Константинополь и выразил желание покинуть мирскую жизнь и принять монашество. Однако, новый император не позволил ему покинуть пост в государственной администрации. Весной 807 года Никита был послан императором командовать флотом в Далмации, в операциях против венецианцев.

К концу 811 года, после убийства императора Никифора, был пострижен в монашество в Константинопольском монастыре Богородицы Хрисоники возле Золотых ворот. Постриг был совершен с согласия императора Михаила I Рангавы, но при условии, что Никита не оставит Константинополь.
В 815 году, с началом второго периода иконоборчества, император-иконоборец Лев вынудил Никиту укрыться в сельском монастыре. Когда императорский престол занял иконоборец Феофил, преподобный Никита за обличение ереси в 830 г. был изгнан еретикам из этой обители и долго странствовал по Вифинии, посетив Ериволон к югу от Никомидии, Пантих, Руфинианы и, наконец, район Катавол к юго-западу от Киоса. Но и оттуда ему пришлось уехать, чтобы избежать встречи с императором Феофилом, отправившимся в военный поход против арабов.

В конце концов в 833 г. он нашел приют в своей родной Пафлогонии, у крестьян Катисии, где основал обитель в честь Архангела Михаила. Здесь он и окончил свои дни.
Преставился в возрасте 75 лет, около 838 года. При жизни и после смерти преподобный совершил много чудес.


Преподобный Ванантий Турский

Преподобный Ванантий Турский


Божие Провидение устраивает редкие и вместе с тем обильные дары Церкви и народам земли, когда непрерывно удостаивает мир не только ходатаями за грешных, но и учителями жизни вечной. Так то, что кажется лишь единым даром, является в то же время даром удвоенным, когда исходит от Всемогущества Божия, ибо просившие получают в изобилии, согласно словам: "просите, и получите" (Ин. 16, 24), и им подобным.
Потому разум людской должен постоянно и внимательно изучать жития святых, дабы, вдохновленный этим изучением и воспламененный их примером, всегда бы склонялся к тому, что, как ему ведомо, угодно Богу и может быть удостоено Его милости. Ведайте же, чего искали у величия Божия святые, непрестанно моля Его утвердить в сердцах их добродетели, направить к совершенству деяния и словеса их, дабы в духе обрести чистоту помыслов, слов и деяний, дабы возмочь свято думать, по справедливости говорить и честно творить.

И свершалось так, что, когда старались они действовать богоугодно, освобождались от груза грехов, от затягивающего болота пороков и становились достойными наследовать Царствие Небесное. Пред глазами своими они имели живые примеры предшественников своих и славили Всемогущего Бога за добродетели тех, кто был им примером. Так и мы, стараясь сказать нечто в прославление аббата Ванантия, сего верного раба Божия, будем говорить более не о заслугах Преподобного, но воздадим Богу за Его дары, за деяния десницы Его через отца Ванантия; и помолимся Господу, да даст силы немощному слову нашему поведать о подвигах этого Отца, ибо разумение наше слабо и душою осознаем мы себя грешными.

1. Преподобный Ванантий родился на земле Бурже в семье свободных родителей-христиан, принадлежавших к знати. Когда вступил в пору юношества, родители обручили его. И когда он, что вполне естественно в этом возрасте, стал со всей любезностью ухаживать за своей невестой, приносил ей сладости и зашел даже так далеко, что подарил ей тапочки, ему в голову свыше пришел помысел съездить в Тур. В то время там рядом с базиликой святого Мартина был монастырь, где аббат Сильвин, строгий подвижник, управлял паствой Господней. Благочестивый молодой человек, придя к отцу Аббату и дивясь святости Мартина, говорил в себе: «Мне кажется, что лучше будет, не оскверняя себя, послужить Христу, чем через брачный союз быть вовлеченным в мирское разложение. Оставлю свою невесту в Бурже и верой пребуду в Церкви, тогда дела мои не будут противоречить тому, что чувствует мое сердце».

Думая так, он явился к Аббату, бросился к ногам его и со слезами поведал, о чем переживал. И Аббат, возблагодарив Господа за веру сего молодого человека и дав тому необходимые священнические наставления, постриг его и принял в число своей монашеской паствы. И с этого самого момента он был столь смирен по отношению к братии, столь много услуживал всем и достиг такой высокой степени святости, что все были к нему привязаны, словно к близкому родственнику. И когда Аббат умер, братия призвала его на место аббатское.

2.
Годы спустя в день воскресный он должен был служить литургию, но сказал братии: «Глаза мои уже заволокла тьма, и я больше не могу читать по книгам. Пусть заменит меня кто-либо из священников». В то время, когда заменивший его священник совершал литургию и он стоял рядом, в тот момент, когда святое приношение благословлялось крестным знамением, он увидел, что в окне апсиды как бы установилась лествица, по которой спускался благообразный Старец в священнических облачениях и благословлял приношение. Это произошло в базилике святого Мартина, но никто, кроме него, не удостоился видеть это, и нам неведомо, по какой причине другие не видели. Но позже он рассказывал о том своей братии, и нет сомнения, что Господь удостоил верного раба Своего видеть небесное.

В иной день воскресный преподобный Ванантий вернулся, опираясь на посох, после посещения базилик святых, которым он там молился. Вдруг посреди двора храма святого Исповедника он неподвижно застыл и долгое время слушал что-то, устремив взор к небу. Потом сделал несколько шагов и испустил с долгими вздохами стон. Бывшие при нем спросили, в чем дело, не видел ли он чего, и он ответил: «Горе нам, ленивым и медлительным. Я вижу, что на небесах давно уже идет праздник литургии, а мы, неповоротливые, еще не начали это торжество. Истинно говорю, слышал я голоса ангелов на небе, возглашающих „Свят!“ Господу». И при этом благословил Преподобный немедленно начать служить в монастыре литургию.

Не умолчим и о том, как однажды, когда он, обошедши храмы, в которых молился по своему обычаю, был в базилике, и во время литургии пели слова молитвы Господней: «...избави нас от лукаваго,» он услышал голос, шедший из могилы, говоривший то же: «...избави нас от лукаваго». Конечно, и это было ему даром свыше. Дано было ему, когда он подошел к могиле священника Пассива, узнать от него о сути своих заслуг и о наградах на Небе.

3. Все это великие дела. И я думаю, следует мне сейчас рассказать о той милости, которой через него Господь удостаивал больных, ибо нет сомнений, что десница Господня действовала через него, кому было открыто тайное.

Юноша по имени Пол, страдавший от сильных болей в бедрах и икрах ног, пришел к Преподобному и бросился к его ногам и начал просить, чтобы тот молитвой своей вымолил у Бога милость — облегчение этих болей. Святой тотчас же сотворил молитву; потом, натерев ноги больного освященным маслом, уложил его в постель, а по истечение часа повелел встать. Мальчик встал, и Святой вернул его матери здоровым.

Раб некоего Фаретра, которого хозяин ненавидел, нашел убежище в часовне Батюшки. Хозяин был полон высокомерия, и, воспользовавшись отсутствием Преподобного, вытащил оттуда своего раба и убил его. Но сразу же заболел и умер сам.

Преподобный своими молитвами часто останавливал развитие разного рода лихорадок. Животворящим знамением креста боролся против гнойных нарывов, призыванием имени Пресвятой Троицы избавлял одержимых от бесов — всегда из этих столкновений выходил победителем. Однажды ночью, встав, чтобы идти молиться, увидел перед своей дверью двух больших баранов, которые словно ожидали его появления, а, увидев его, сразу же с яростью к нему бросились. Но он встретил их крестным знамением, и они исчезли, а Преподобный спокойно вошел в часовню.

В другую ночь, возвратившись из часовни, он нашел свою келью полной бесов и сказал им: «Откуда вы пришли?» — «Из Рима,» — отвечали они, — «мы ушли оттуда, чтобы придти сюда». — «Сгиньте, несчастные,» — сказал он им, — «и не приближайтесь к месту, где призывается имя Божие!» И бесы исчезли при этих словах, как дым.

4. Человек, имевший благодать творить эти великие чудеса и иные, подобные им, совершив путь земной своей жизни, оставил мир сей, чтобы наследовать жизнь вечную, и могила его часто прославляется большим числом славных чудес.
Злой бес смутил дух монастырского служителя по имени Маскарион, и тот три года был одержимым и приходил к могиле Преподобного устраивать бесовские выходки. И был он избавлен от беса, и избавлен — верим мы — молитвами Преподобного, а затем долгие годы прожил в здравом уме.

Супруга Юлиана, страдавшая от малярии, избавилась и от жара, и от озноба, как только коснулась могилы Преподобного. Супруга Баудимунда была в таком же состоянии, и она незамедлительно исцелилась, когда простерлась ниц и помолилась у ложа Преподобного.

Слышали мы о нем много и другого, но считаем, что того, что записали, достаточно для православных христиан.
_______________________
Примечания:


Упоминание о монастыре преподобного Ванантия появляется в документах 10-го века. Остатки, вероятно, этого монастыря были обнаружены в Туре в 1941 году.
(Из книги свт. Григория Турского, иером. Серафима Роуз — Vita Patrum. Житие Отцов)


Григорий Турский не указывает хронологические метки, позволяющие датировать рождение и смерть святого Ванантия. Но известно, что епископ Ликиний (Licinus, 508-520) был игуменом монастыря Сен-Венан, равно как и после его - епископ Гунтар или Гонтран (Guntharius/Gontran после 550 и не позже 554). Это также доказывает значимость монастыря, так как его игумены избирались во епископы, и правление святого Ванантия относят к 508 году. Его игуменство относится, разумеется, к V веку; он должен быть современником святых епископов Евстахия (Eustache) и Перпета (Perpet).


Икона Богородицы «Одигитрия» Седмиезерная

икона_Божьей_Матери_Одигитрия_Седмиезерная


Седмиезерная икона принадлежит к числу икон, пользующихся чрезвычайным почитанием в местах ее нахождения. День празднования в честь нее является торжеством не только для Седмиезерной пустыни и Казани, но и для всего Прикамского Поволжья.

В конце XVI века в городе Устюге Вологодской губернии родился в небогатой семье Евфимий. С юных лет он почувствовал в себе стремление к подвигам духовным. Рано оставил он отчий дом свой и удалился в монастырь. Похоронив родителей, он с единственным наследием своим — Смоленской иконой Богоматери — перешел в Казань, куда переселился и родной его брат. В 17 верстах от города он выбрал себе уединенное место, окруженное семью озерами, которые впоследствии слились в одно. От этих семи озер основанная им пустынь и келейная его икона и получили имя «седмиезерных».

Выбрав это место, Евфимий усердно помолился Богу и при наступлении ночи уснул. Во сне он увидел огонь, восходивший на небо от того места, где он спал. Евфимий счел сон счастливым знамением и водрузил там крест, а близ него поставил себе келью.
Недалеко от нее стоял дуб, почитавшийся окрестными черемисами священным. Здесь они приносили жертвы — заколали коней и волов и вешали кожи на дереве. Евфимий молил Бога положить конец этой мерзости, и налетевшая буря разрушила дуб.

Слухи о благочестивой жизни Евфимия собрали к нему братию. Сам же Евфимий был взят в Казанский митрополичий дом, куда он перенес с собой и икону. Братия продолжала обращаться к нему за советами, так что он, не живя в пустыни, по-прежнему был начальником и попечителем об их нуждах.
Как ни дорожил Евфимий Смоленской иконой — родительским своим благословением, однако он по любви своей к братии решил расстаться с ней и благословить ею пустынь. По желанию митрополита Матфея собралось казанское духовенство, чтобы проводить икону. Когда был отслужен молебен, митрополит, преклонив колени, воскликнул:

— Ты отходишь от нас, Госпожа наша! Благослови пустынь, в которую идешь Ты, и спаси обитающих в ней. Но с ними призирай и нас милостиво, ибо вся страна наша, Владычице, на имя Твое уповает!

Митрополит велел священнику с двумя дьяконами провожать икону до пустыни, а за ними пошли многие граждане и по усердию к Царице Небесной, и из желания видеть вновь возникающий монастырь. Во время путешествия некоторые уставали, но как только начинали нести икону, усталость прекращалась. Икона радостно была встречена братией обители. Народ после этого стал ходить на поклонение святыне и приносить пожертвования на пустынь. Деревянный храм был заменен каменным, учреждено игуменство и воздвигнут другой храм во имя Смоленской иконы, которая там была поставлена слева от царских дверей, где пребывает и доселе.
В июне 1654 года в России началась моровая язва или чума, опустошавшая целые селения. Трупы оставались непогребенными и пожирались собаками. В Казани также свирепствовал мор. Граждане решились принести в город Седмиезерную икону, и 24 июня с игуменом Пахомием прибыли в пустынь. На другой день, по совершении литургии, икону подняли и отправились в Казань. В ночь на этот день инокине Казанского монастыря Мавре в сонном видении явился старец в архиерейском облачении, во всем подобный святителю Николаю Чудотворцу, и, коснувшись руки ее, сказал:

— Встань скорее и скажи видимое тобой дьяку Михаилу Патрикееву, а он скажет городским воеводам и градоначальникам, чтобы они заповедали жителям пост на неделю, раскаялись в своих грехах и призывали в помощь Бога и Его Пречистую Матерь.

Сказав это, явившийся муж сделался невидимым. Инокиня Мавра, пробудившись от сна, ужаснулась и не могла рассказать никому о своем видении, потому что тогда была ночь. На другой день, отстояв утреню, она не исполнила данного ей поручения, но, сотворив молитву, легла несколько успокоиться и заснула. И вот опять в сонном видении явился ей тот же старец и с гневом сказал ей:

— Спать ли следовало тебе, Мавра? Или не знаешь, что град может погибнуть от лютой язвы? Встань же скорее и иди к тому, кого я указал тебе, и скажи ему: некто в мимошедшую ночь дважды являлся мне и сказал, что Царица всех идет на избавление города из Седмиезерной пустыни. Пусть изыдут градоначальники и все жители Казани на сретение Ее образа. Ибо Господь ради молитв Пречистой Матери Своей хочет показать милость над городом сим.

Инокиня Мавра тогда поспешила рассказать о своем сновидении градоначальникам. По объявлении о сем жители Казани, взяв чудотворную Казанскую иконе Богоматери, с крестным ходом все, от мала до велика, вышли из города навстречу Смоленской иконе Богоматери, и за две версты от Казани втретили ее на том месте, где ныне стоит Кизический монастырь. Преклонив колена, со слезами молились, говоря:

— Владычице мира, спаси нас, погибаем от множества грехов наших; прогневали мы Сына Твоего, Христа Бога нашего, множеством неправд наших.

Трогательное было зрелище, когда духовенство и народ, преклонив колена, плакали и молились перед образом Богоматери!
В тот же день на этом месте в память сретения иконы устроена была часовня и водружен крест, а впоследствии основан был монастырь Кизический. Икона Богоматери была внесена жителями в город в Воскресенские ворота и обнесена кругом всего каменного города. Народ приходил прикладываться к св. иконе, и для освящения от нее преклонял свои головы, чтобы над ними была пронесена святыня. В продолжение всего крестного хода не умолкал колокольный звон по всей Казани. Когда обошли город со св. иконой, принесли ее в Благовещенский собор.
По молитвам Пречистой Девы, смертоносная болезнь в городе утихла. Народ, видя свое избавление от смерти, приносил благодарение Царице Небесной, Избавительнице своей.

Вечером в этот день совершено было всенощное бдение. На другой день утром взяли чудотворную икону Богоматери с крестным ходом и обошли деревянный город. Во время крестного хода увидели, что за городом собрались мрачные тучи, а над городом было совершенно ясно: «яко преграда некая, — говорит летописец, — ста сюду и обоюду от гнева Божия». Это принято было за предзнаменование милости Божией заступлением Владычицы Богородицы. Тогда начали носить образ Богоматери по домам, совершая молебствия, и где только были больные, там с принесением св. иконы они получали совершенное исцеление. Когда икона Смоленская была пронесена по всему городу и по всем домам, язва прекратилась совершенно.

С того времени казанские граждане имеют особенную веру и любовь к Смоленской иконе Богородицы, находящейся в Седмиезерной пустыни.
Семь дней пребывала св. икона в городе. По прошествии этого времени, иноки Седмиезерной пустыни просили градоначальников, чтобы они возвратили св. икону в пустынь. Градоначальники, посоветовавшись с духовенством и гражданами, хотя и не желали расстаться с чудотворным образом Богоматери, благодатию которого избавились от смертоносной болезни, однако, принимая во внимание, что этому чудному образу определено смотрением Божественным пребывать в Седмиезерной пустыни, решились отпустить ее из Казани в пустынь.

Накануне отбытия иконы Богоматери совершили всенощное бдение в соборе и во всех церквах города, а утром жители Казани во множестве собрались проводить свою Заступницу. Как только по совершении божественной литургии стали поднимать св. икону, разразилась ужасная буря над городом, настала темнота, пошел дождь и снег, так что невозможно было выйти из собора. Это необыкновенное явление продолжалось не один, а три дня.
Из этого сделали все заключение, что Пресвятой Деве не угодно оставить город, и решились удержать св. икону еще на некоторое время, затем икону вернули в пустынь. Народ еще усерднее начал прибегать к ней.

Прибывший в конце 1654 года в Казань митрополит Корнилий, видя паству свою сохраненной заступлением Божией Матери от смертоносной болезни, возблагодарил Господа и Его Пречистую Матерь, одобрил намерение граждан принести к себе чудотворную икону Смоленской Богоматери и оставил ее в Казани на целый год, по истечении которого, возвратившись с Московского собора, препроводил торжественно ее в Седмиезерную пустынь.

Но вскоре после этого, именно в 1656 году, 25 июня, смертоносная болезнь снова появилась в Казани и начала свирепствовать сильнее прежнего. Граждане опять принесли св. икону из пустыни в Казань, веруя в скорую помощь и заступление Пречистой Владычицы. Действительно, по принесении иконы болезнь прекратилась. С 1658 года установлено навсегда приносить ежегодно св. икону в Казань 26 июня, что и теперь исполняется. На торжество перенесения Седмиезерной иконы из пустыни в Казань стекается множество народа не только из окрестных губерний, но и из дальних мест. Икона выносится из пустыни 25 июня после обедни; на ночь останавливаются в Кизическом монастыре и выступают далее утром после обедни. В Казани другой крестный ход с иконами и хоругвями и со множеством народа, начальствующих лиц и духовенства ожидает прибытия иконы за рекой Казанкой. Крепостная стена, бульвар и оба берега Казанки залиты толпой. Встретив икону, служат молебен, и архиерей осеняет ею восток и запад, юг и север, а затем при колокольном звоне во всех церквях города, барабанном бое и войсковой музыке при Ивановской горе шествие проходит к собору и в тот же день в определенной последовательности икону начинают носить по городу. 27 июля икону торжественно возвращают в Седмиезерную пустынь.

Седмиезерная_Богородичная_Пустынь
(Седмиезерная Богородичная пустынь, разрушенная в годы лихолетия, ныне восстанавливается)

Седмиезерная икона, кроме прекращения моровой язвы, прославилась еще исцелением больных различными болезнями и слепых.
Казанский комендант, генерал Кастеллий, страдал ногами так, что не мог ходить без помощи четырех человек. Тщетно испробовав врачебные средства, он решил искать помощи у Царицы Небесной. По своей должности он мог оставить город лишь с особого Высочайшего разрешения, которое и было получено 24 января 1804 года. В тот же день его привезли в пустынь. Четверо поднесли его к иконе, к которой он приложился. В монастырской комнате, где он проводил ночь, настоятель предложил ему помазать ноги елеем из неугасимой лампады перед чудотворной иконой. На другой день он выслушал утреню, литургию и акафист, стоя на ногах. Положение его все улучшалось, и через несколько дней он так же владел ногами, как и до болезни.

26 июня ей совершается празднование в память избавления г. Казани от чумы. Празднество это установлено в 1656 году архиепископом Казанским Лаврентием.

Тропарь Пресвятой Богородице
глас 4
К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений,/ не отврати Твоя рабы тщи,// Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак Пресвятой Богородице

глас 6
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся: Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Величание Пресвятой Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.



Икона Божией Матери «ЗВЕРИНЕЦКАЯ»

икона БогоМатери «ЗВЕРИНЕЦКАЯ»


26 октября - день памяти Зверинецкой иконы Божьей Матери – чудотворного образа, связанного происхождением с киевским Зверинецким во имя арх. Михаила монастырем.

Исторические сведения о появлении в монастыре и почитании иконы в ранний период неизвестны.

После разорения скита и уничтожения храма Зверинецкая икона исчезла.
Образ был обнаружен в 1913 г., в период раскопок пещерного комплекса (1911-1914), в келье, где подвизался, а впоследствии был погребен зверинецкий игумен прп. Климент († ок. 1092). От иконы были зафиксированы чудеса, и это стало основанием для настоятеля Зверинецкого скита игумена Валентина (Коротенко) и попечителя надпещерных храмов и хранителя пещер кн. В.Д. Жевахова ходатайствовать перед Святейшим Синодом о прославлении иконы.

21 апреля 1915 г. Святейший Синод указом (№ 3136) за подписью 10 архиереев постановил именовать образ иконой Божией Матери «Зверинецкой».

По открытии пещер, икона, очевидно, находилась во временной постройке при пещерах, где жил и совершал требы игумен Валентин. С возрождением скита при Зверинецких пещерах Зверинецкая икона была помещена в построенную в 1913 г. церковь Рождества Пресвятой Богородицы над царскими вратами, куда к ней стекались многочисленные паломники. В 1934 г., после разорения скита и уничтожения храма, Зверинецкая икона исчезла.


Воссоздание образа

В 1990 г. заброшенные пещеры перешли в ведение отдела по изучению и охране подземных объектов города «Киев подземный» Музея истории Киева. Исследования, проведенные в пещерах сотрудниками отдела при участии братии Ионинского Свято-Троицкого монастыря, подготовили их к открытию в 1997 г. (освящен престол в алтаре).

В 2000 г. были предприняты работы по воссозданию Зверинецкой иконы (художник – А. Вовченко). Их начало положено обретением 26 окт. 1999 г. утраченного в 30-х гг. XX в. оклада иконы, пожертвованного кн. Жеваховым. Дата его обретения была утверждена указом (№ 795 от 22 ноября 2000 г.) Священного Синода УПЦ как день празднования Зверинецкой иконы.

Литой серебряный позолоченный оклад, украшенный драгоценными камнями, имеет на нижнем поле надпись: «Зверинецкая икона Божией Матери». Благодаря надписи, и фото иконы, помещенного в «Ионинском Листке» протоиерей Михаил Макеев, настоятель церкви во имя вмч. Георгия в селе Селище Барышевского р-на, опознал находящуюся в его храме ризу и передал ее в Ионинский монастырь. Воссоздание образа стало возможным благодаря сделанному в 1913 г. описанию и зафиксированным в литографии размерам и внешнему виду. Длительное время икона находилась в церкви в честь Святой Троицы Ионинского монастыря над царскими вратами.

26 октября 2000 г. в пещерном храме во имя арх. Михаила была совершена Божественная литургия, с первым возглашением тропаря и кондака Зверинецкой иконы, на месте, где находилась церковь Рождества Пресвятой Богородицы, отслужили благодарственный молебен.

Киев. Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь. В пещерах
(Киев. Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь. В пещерах)


Иконография образа представляет древнейший из известных типов изображения Богородицы Одигитрии с Младенцем Христом.

Иконография овальной по форме иконы (размер 10,4×8,7 см) представляет изображение Пресвятой Богородицы типа Одигитрия с Младенцем Христом на левой руке, Ее правая рука – в молитвенном жесте. Младенец правой ручкой благословляет, в левой, лежащей на колене, держит свиток (видны фрагменты). Он облачен в белый длинный хитон, оставляющий открытыми только стопы.
В начале XX в. детального исследования Зверинецкой иконы не проводилось, и одним из важных моментов в процессе ее атрибуции была история пещер. По мнению Каманина, доступ в пещеры до их выявления в 1882/83 г. и раскрытия в 1911 г. был закрыт вследствие обрушения в 1096-1097 гг. (набег половцев) или, что более вероятно, в 1240 г. (нашествие Батыя).

Иконография образа представляет древнейший из известных типов изображения Богородицы Одигитрии с Младенцем Христом на левой руке в поясном изводе. Взгляд Богоматери, не прямо смотрящей перед Собой, а взирающей на Младенца, слегка склонив к Нему голову, а также характерное положение правой ножки Богомладенца, развернутой стопой наружу, напоминают извод одной из наиболее почитаемых на Руси икон – Тихвинской иконы Божией Матери, явленной в 1383 г.

Литографического изображения Зверинецкой иконы (видны следы утрат: коррозия по краю иконы, сколы, практически полностью утрачен лик Младенца Христа) и описания Каманина, указавшего, что икона была выполнена на толстой пластине железа, покрытой белой эмалью, по которой «художник изобразил красками» лики, недостаточно для точного определения технологии, а значит, и даты создания Зверинецкой иконы. (Икона была создана в технике т. н. холодной эмали. Такой технологический способ художественной обработки металла известен исследователям лишь с XVII в. Но может быть, что исследователи чего-то не знают. Ибо известно, что изделия из металла с, так называемой перегородчатой эмалью делались на Руси уже в 8-9 вв.)

В 2010 году Зверинецкую икону торжественно перенесли в Архангело-Михайловский Звиринецкий монастырь, где каждую пятницу за вечерним богослужением перед ней читается Акафист Божией Матери «Радуйся, Невесто неневестная»..

Зверинецкая икона воспроизводится на иконах Собора Киево-Зверинецких святых, где святые предстоят овальному по форме образу (без оклада), изображенному в верхней части средника (иконы 1999, 2007 гг. в Зверинецких пещерах).


Tags: Жития святых
Subscribe

  • Как отвлечь ребенка от гаджетов

    Дети постоянно торчат в гаджетах. Но если компьютерную зависимость хоть как-то можно было заметить, то с приходом смартфонов всё стало куда сложнее.…

  • Звоните маме

    Звоните маме каждый день, пока она на связи... Как жаль, что наступает день - мы все теряем связи... Звоните, просто поболтать, Звоните,…

  • Что это было? Жизнь...

    Взгляда не обронила, Вышла — не оглянулась… — Господи, что это было? — Юность. Фото: Евгений Карепанов, мост через реку…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments