Святитель Фавст Регийский, преподобный

Был игуменом Леринского монастыря в последние годы жизни преподобного Иоанна Кассиана, а впоследствии епископом Региума (Риеза), расположенного менее, чем в ста милях к северу от Марселя. Святой Фавст был вторым по значению после святого Иоанна Кассиана из отцов Галльского монашества в V веке.
Известный своей защитой "восточных" учений по таким вопросам, как относительная телесность души (один Бог совершенно бестелесен) и соотношение благодати и свободной воли (и возможно из-за этого пренебрегаемый позднейшим Западом), он был прежде и более всего учителем иноческого жития и имел более прямое влияние на великого преподобного отца VI века, святителя Кесария Арелатского, чем преподобный Иоанн Кассиан.
В наставлениях своим монахам он делает то же ударение, что и св. Кассиан на непрерывной борьбе и избежании праздности и покоя:
"Отнюдь не для мира и покоя, не для беспечности пришли вы на сей остров, но скорее подвизаться и мужественно воинствовать... Мы пришли на сии уединенные берега, в ряды воинства духовного с тем, чтобы бороться на всякий день против наших страстей... Звание наше обязывает нас отвергать все, что может дать нам настоящая жизнь из утешений и славы. Сладчайшие на земле вещи должны быть чужды нам, помыслы наши должны устремляться исключительно к вечному воздаянию, обещанному нам. Радоваться, живя в подчинении и уничижении, ревностно стремиться к нищете, отсекать не только привязанность сердца к тварному, но и самую волю — вот наши средства к достижению совершенства" (Слово "К монаху" I).
"Судно и после того, как храбро встретит волнение в открытом море, может оказаться в опасности даже и посреди самой, по-видимому, безопасной гавани и рискует затонуть там. Так же и в пристанище веры, к которому привел тебя Спаситель, не будь бесстрашен, понуждай себя с помощью Христовой избегать малейшего нерадения, ничтожнейших проступков: они действуют на душу, подобно каплям воды, проникающим внутрь судна через незаметные трещины" (К монаху" II).
Вместе со св. Кассианом, св. Фавст учит о внутренней природе монашеского подвига.
"Что пользы жить в сем безмолвном месте, претерпевая внутри самого себя мучительство страстей? Будет ли здесь спокойствие снаружи и буря внутри? И стоит ли так трудиться, оставляя мир далеко внизу, чтобы держать страсти взаперти внутри себя?" (Слово)
Прежде всего преп. Фавст, как и прп. Иоанн Кассиан, настаивает на добродетели послушания и пагубности преслушания и гордости.
"Бог отказывает в потребной для дела спасения силе тому, кто не умеет слушаться... Послушание необходимо юности, и старость находит в нем свою славу... Привычка к непослушанию затемняет рассудок и делает суждения ложными. Сердце преступника столь ожестевает, что если только он чрезвычайным усилием вдруг не смирит себя, чтобы восстать от своего падения, то он осмелится бороться и с самим своим настоятелем, будет затем оскорблять его и говорить: "Как крепко я противостал! Как я его не послушался! С какой надменностью отвечал! Он думал, что я всегда буду смиряться перед ним!" (Слово VII).
Св. Фавст, глядя на стремительно растущее монашеское движение в Галлии, видел также и трагедию "беглых" монахов — тех, кто испробовал монастырской жизни, но не имел достаточно терпения, чтобы удержаться в ней. Его сильные слова о необходимости оставаться в том монастыре, в каком кто отрекся от мира, предвосхищают акцент на монашеской стабильности Отцов VI века, свв. Кесария Арльского и Венедикта Нурсийского. Упоминая о море вокруг Лирина, он говорил своим монахам:
"Море сие есть мир, монастырь-гавань. Какое должно быть у истинного монаха намерение? Закрепить навсегда свой якорь в гавани! Вернуться ли ему в мир? Скалы, о которые здесь разбивается море, суть образ рифов, о которые непременно разобьется монах, непостоянный в своем пути!" (Слово)
"Поистине, что есть ужаснее того, чем сорваться внезапно, подобно перелетной птице, с места, где призвал тебя Бог твой, где просветил Он тебя первыми лучами Своего света, и которое дал Он тебе как тихую гавань, убежище во время свирепства бури? Так ли скоро забываешь ты братию и други твоя, утешавших тебя? Неужели оставляешь место, где сложил ты ризы мира сего с себя и переменил имя, которое носил там?.. Но ты настолько лишен здравого смысла, что предпочитаешь Божию благоволению собственную волю и прихоть, и отдаешься во власть собственных замыслов! Не чувствуешь ли, к какому кораблекрушению ты мчишься?"
Истинный путь монаха, согласно преп. Фавсту, есть путь смирения, терпения и послушания, могущих изменить тех, кто окружает его и сделать монашескую общину воистину раем на земле.
"О, сколь благословен Богом тот, чье смирение ослабило братнюю гордость, чье терпение угасило гнев ближнего, кто своим послушанием и ревностию исправляет в других теплохладность и леность, чьи утешительный пример или слова возжигают свет в сердце, которое гнев соделал слепым". ("К монаху" I).
Преподобный Неофит Затворник, Кипрский

Память 12 апреля (преставление; Кипр., Греч.), 28 сентября (обретение и перенесение мощей в 1750 году; Кипр., Греч.), 24 января (Кипр., Греч.).
Об этом угоднике Божьем Можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/795429.html
Священномученик Аннемунд, архиепископ Лионский
Святой Аннемунд, или Онемунд, или Шамон (Annemundus, Aunemundus или Chamond), брат Дальфина, графа Лионского (Dalfin, Count of Lyons), советник Хлодвига II и друг святого Уилфрида (Wilfrid), был архиепископом Лионским.
Святой Аннемунд отошёл ко Господу в 658 году. Согласно святому Беде (Historia ecclesiastica gentis Anglorum v.19), это произошло по приказу королевы Балтильды.
Французская коммуна Сент-Шамон (Saint-Chamond) носит его имя.
Преподобная Евстохия (Юлия) Римская, Вифлеемская (лат. Eustochium)

(Вифлеем, церковь св. Екатерины, могилы свв. Паулы и Евстохии)
Подвизалась в г. Вифлееме. Имя Евстохия было семейным прозвищем (настоящее имя преподобной - Юлия). Сведения о ней сохранились в посланиях блж. Иеронима, которому покровительствовала мать Евстохии, прп. Павла Римская. О прп. Евстохии упоминает в "Лавсаике" еп. Палладий Еленопольский, он не был лично знаком с преподобной, но слышал, что она ведет благочестивую подвижническую жизнь в Вифлееме. Отец Евстафии, сенатор Токсотий, принадлежал к патрицианскому римскому роду Юлиев. Две старшие сестры Евстохии, Блесилла и Павлина, были замужем; римский сенатор Паммахий, муж Павлины, также входил в круг лиц, близких к блж. Иерониму. Дата рождения Евстохии неизвестна, однако в 383 г., когда умерла ее сестра Влесилла, по сообщению блж. Иеронима, Евстохия была еще в юном возрасте.
Св. Евстохия получила воспитание в доме родственницы Марцеллины. Блж. Иероним, находясь в Риме (382-385), проводил в ее доме беседы о Свящ. Писании, которые посещали многие знатные и благочестивые римские женщины, в т. ч. Павла и Евстохия. Под влиянием занятий Евстохия приняла решение посвятить себя Богу, что получило одобрение со стороны матери, которая после смерти мужа (379) вошла в общину, основанную Марцеллиной. Блж. Иероним адресовал Евстохии послание в форме аскетического трактата о девстве, где писал о трудностях, подстерегающих дев на монашеском поприще, и назвал подвиг девства "тихим путем среди змей и скорпионов". Согласно блж. Иерониму, девство само по себе не гарантирует победы над слабостью плоти и искушениями. Девство требует воздержания (ограничений в пище и питии, поста, псалмопения, чтения Свящ. Писания, ограничений в общении и посещениях). Девы, не отвечающие своему призванию, подобны блудницам. Для таких предпочтительнее был бы брак, чтобы они постоянно, но твердо находились на определенном среднем уровне духовного совершенства, нежели, вознесясь на его высоту, потом ниспали бы в бездну.
После смерти папы Дамаса I блж. Иероним покинул Рим. Павла и Евстохия сопровождали его на Восток. Осенью 385 года они прибыли в Антиохию, оттуда вдоль морского побережья через Птолемаиду, Кесарию Палестинскую и Диосполь отправились в Иоппию, а затем в Иерусалим и Вифлеем. В Вифлееме Павла на собственные средства основала мужской монастырь, где поселился блж. Иероним, и женcкую обитель, где подвизалась с дочерью. В 402/403 году прп. Павла тяжело заболела, Евстохия ухаживала за матерью, но та вскоре скончалась. Ведя подвижническую жизнь, Евстохия заботилась также о благоустройстве беженцев из Рима, которые появились в Палестине после взятия города готами в 410 году.
Как и мать, Евстохия побуждала блж. Иеронима к переводу Ветхого Завета с древнееврейского языка. Павле и Евстохии посвящен перевод книг Царств, Евстохии - перевод Книги пророка Исаии и малых пророков, Книги пророка Иезекииля. Евстохия была одной из лучших и любимых учениц блж. Иеронима, изучала с ним древнееврейский язык, знала греческий.
Скончалась в 418/419 году после тяжелой болезни.
На рубеже VII и VIII вв. англосакский поэт свт. Альдхельм Шерборнский упомянул о добродетелях Евстохии в соч. «Похвала девам».
Память прп. Евстохии под 20 или 28 сентября появляется в поздних (XIV-XV вв.) добавлениях к Мартирологу Узуарда, а также в частных мартирологах XVI-XVII вв. Кардинал Цезарь Бароний внес ее имя в Римский Мартиролог (XVI в.) под 28 сентября.
Преподобный Авксентий Кипрский (Авксуфений, греч. Αὐξουθένιος), чудотворец
Происходил из Германии и был предводителем воинского отряда из 300 своих соплеменников. Он убедил своих подчиненных оставить военное дело и стать отшельниками. Как повествует легенда, они покинули гарнизон и вышли к морю, где им встретился корабль, который перевез их на Кипр. Здесь отряд разошелся в разные стороны.
Прп. Авксентий выбрал возвышенность Карпас (близ совр. с. Коми-Кебир), где стал вести жизнь отшельника.
Впоследствии его мощи были обнаружены жителями соседних селений, которые поспорили, где должно покоиться тело святого. Чтобы разрешить спор, мощи положили в повозку, запряженную 2 быками, по одному от каждого селения, и предоставили животным выбрать направление движения. Быки остановились у храма св. Мавры близ Коми-Кебира. Позже на этом месте была построена гробница, почитаемая и в настоящее время.
Одни исследователи относят время жизни святого к первому крестовому походу (1096-1099), другие указывают на эпоху арабских завоеваний в конце VII в., когда отряды отступавших византийских войск могли оказаться на Кипре.
Преподобный Авксентий и его сподвижники, «300 кипрских аламанов», почитаются Кипрской Церковью.
Есть служба прп. Авксентию вместе со свт. Харитоном Исповедником, память которого отмечается в тот же день.
Мученица Анна Лыкошина

Память 28 сентября, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родилась в 1884 году в Санкт-Петербурге.
Вышла замуж, муж был братом товарища министра Внутренних дел А.И. Лыкошина.
Была глубоко верующим человеком и постоянной прихожанкой храма преподобного Сергия Радонежского на Сергиевской улице в Санкт-Петербурге.
После революции и введения декрета об отделении Церкви от государства власти потребовали от приходов создания приходских советов из мирян, которые должны были взять на себя ответственность за сохранность национализированного церковного имущества. Один из священников Сергиевского храма уговорил Анну Петровну, чтобы она, как постоянная прихожанка, вошла в состав приходского совета.
3 февраля 1924 года была арестована вместе с другими членами приходского совета и священниками Сергиевской церкви (дело "Спасского братства"). На допросах она не признала себя виновной в предъявленных ей обвинениях.
26 сентября 1924 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ была приговорена к двум годам заключения в Соловецкий концлагерь, и в октябре того же года была отправлена на Соловецкий остров.
Условия заключения, в которых она оказалась, были настолько суровы, что она не дожила до окончания срока заключения.
11 октября 1925 года скончалась на Соловках.
Причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Преподобномученик Иларион (Громов), иеромонах

Память 28 сентября, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников.
В миру Громов Ивaн Aндреевич, родился в 1864 году в селе Крупшево Каблуковской волости Тверского уезда Тверской губернии в крестьянской семье. Обрaзовaние имел "низшее".
Иван Андреевич поступил послушником в Пантелеимонов монастырь на Афоне, где подвизался до 1914 года, когда был переведен на подворье монастыря в Москве. Здесь он принял монашеский постриг с именем Иларион, был рукоположен во иеромонаха и назначен старшим монахом, руководил различными монастырскими послушаниями.
С 1922 года, в связи с начавшимися гонениями на Русскую Православную Церковь и массовым закрытием монастырей, иеромонах Иларион стал служить сверхштатным священником в храме Григория Неокесарийского в Москве.
В декабре 1930 года ОГПУ по распоряжению советского правительства приступило к мероприятиям по выселению из Москвы священнослужителей, монахов и монахинь закрытых монастырей и активных мирян. 28 декабря 1930 года был арестован и отец Иларион. Всего в Москве в декабре 1930 года было арестовано, допрошено и подготовлено к выселению монахов, монахинь и мирян более четырёхсот человек. Их объединяли в группы, которыми занимались отдельные следователи.
17 января 1931 года иеромонах Иларион был вызван в ОГПУ на допрос. Убедившись из расспросов, что перед ним иеромонах, следователь спросил его, ведет ли он агитацию против советской власти, а также что он отвечает верующим, когда те спрашивают, есть ли в настоящее время гонения советской власти на религию. Отец Иларион ответил: «Агитации против советской власти я не веду, верующим, которые обращаются ко мне по вопросу о гонении на религию, я всегда объясняю так, что всякая власть дается от Бога, а поэтому всякой власти надо подчиняться и переносить все гонения на религию». Выяснив, что иеромонах Иларион считает, что при советской власти гонения есть, следователь отпустил его, взяв подписку о невыезде.

(Церковь Григория Неокесарийского в Дербицах - Якиманка, Москва)
29 января 1931 года следственные действия, касающиеся той группы, в которую входил иеромонах Иларион, были закончены и составлено обвинительное заключение, где писалось, что они, «монахи, монашки, бывшие домовладельцы и торговцы, будучи активными церковниками-монархистами, группируясь вокруг реакционных московских церквей, систематически ведут антисоветскую агитацию о религиозных гонениях, чинимых советской властью... Квартиры их являются убежищем для всякого рода контрреволюционного элемента».
8 февраля 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ по ст. 58-10 УК РСФСР за "aнтисоветскую aгитaцию" приговорило всех к трем годам ссылки. Половина арестованных была отправлена в Казахстан, а половина, в которую попал и иеромонах Иларион, в Северный край на строительство железнодорожной ветки в глухой тайге, где условия работы и жизни были самые тяжёлые. Сюда было сослано много духовенства, и многие здесь умерли от болезней и непосильного труда.
В 1934 году, по окончании срока ссылки, отец Иларион вернулся в Москву и попытался по документам, выданным в ссылке, получить паспорт, но ему в этом было отказано. Он уехал во Владимир, получил документы и поселился у своего духовного сына в городе Петушки, где прожил несколько лет, время от времени приезжая в Москву для духовного окормления своих духовных чад. Здесь он ходил в храм Ризоположения на Донской улице, но поскольку ввиду надзора властей за церковной жизнью служить не мог, служил на квартирах своих духовных детей, – во многих из них были устроены небольшие домашние церкви, в частности в квартире диакона Иоанна Хренова, служившего когда-то в храме Сорока Мучеников вблизи Новоспасского монастыря. Материально помогал отцу Илариону его духовный сын Николай Рейн.
10 января 1937 года, в один из приездов в Москву отца Илариона сбил трамвай. Травма была не смертельна, но все же за ним потребовался уход, и его взяла к себе духовная дочь, которая выправила ему паспорт по документам, данным ему во Владимире. Впоследствии в течение нескольких месяцев он жил у разных духовных детей, поскольку на одном месте оставаться долго было опасно – гонения на Церковь не только не утихали, но все более и более усиливались.
27 августа 1937 года иеромонах Иларион был арестован, заключён в Бутырскую тюрьму в городе Москве и допрошен. Отец Иларион не признал себя виновным, и следователь не настаивал, для него было достаточно показаний лжесвидетеля, с которым отец Иларион был знаком, а также и того, что священник был судим за контрреволюционную деятельность в 1931 году.
5 октября 1937 года следствие было закончено. Отца Илариона обвинили в том, что «он являлся активным участником контрреволюционной церковно-монархической группы, на квартирах своих единомышленников совершал тайные богослужения, проводил систематическую антисоветскую агитацию, высказывал фашистские настроения, распространял контрреволюционные провокационные слухи о якобы существующем в СССР гонении на религию и духовенство».
8 октября тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР за "учaстие в контрреволюционной церковной монaрхической оргaнизaции" приговорила отца Илариона к расстрелу.
11 октября 1937 года был расстрелян и погребён в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
31 июля 1989 года реабилитирован Прокуратурой Московской области по 1937 году репрессий.
Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 7 мая 2003 года для общецерковного почитания.
Преподобномученица Михаила (Иванова), схимонахиня

Память 28 сентября, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников.
В миру Иванова Марфа Ивановна, родилась в 1867 г. в деревне Ивонино Рузского уезда Московской губернии в крестьянской семье.
В юности поступила в Головинский монастырь. В начале XX в. здесь подвизалось более ста семидесяти монахинь и послушниц. После прихода к власти воинствующих безбожников монастырь был закрыт, а на его месте устроен санаторий; но монахини не покинули стен обители. Послушница Марфа осталась жить в селе Головино, молиться ходила в бывший монастырский храм и работала посудомойкой в санатории. Таким образом она прожила здесь пять лет, пока начальство не стало увольнять из санатория послушниц и монахинь, и многим из них пришлось расселиться по ближайшим сёлам или переехать в Москву. Духовным отцом Марфы в то время, как и многих других послушниц и монахинь Головинского монастыря, был архимандрит Амвросий (Астахов), который после закрытия монастыря поселился в селе Аксиньино Красногорского района Московской области.
В начале 1930-х гг. он постриг Марфу Ивановну в схиму с наречением ей имени Михаила. Она уже имела опыт монашеской жизни и стала строгой и благочестивой монахиней и среди верующих вскоре получила известность своей праведной жизнью.
26 августа 1937 года была арестована при наступлении времени наиболее ожесточённых гонений на Русскую Православную Церковь и через несколько дней допрошена.
- На какие средства вы существуете? - спросил ее следователь.
- Я живу на средства, которые получаю от своих почитателей. Также мне немного помогал церковный совет храма в селе Аксиньино.
Следователь поинтересовался, не склоняла ли монахиня Михаила мирских людей к принятию монашества, на что та ответила:
- До пострижения в монашество я со всеми этими лицами вела беседы, они со мной советовались, принимать монашество или нет. Я в зависимости от их подготовленности давала советы, после этого они находили духовников, которые и подготавливали к принятию монашеского пострига, и совершали постриг.
- Следствие располагает данными, что вы себя среди верующих выдавали за блаженную и прозорливую. Вы это подтверждаете?
- Сама себя я среди верующих не выдавала за блаженную и прозорливую, но не отрицаю, что мои почитатели считали меня и прославляли как блаженную и прозорливую.
- Объясните цель посещения вас вашими почитателями.
- Ко мне приходили за советами, молитвами, у кого, например, родственники в ссылке или больны. Они просили меня помолиться за них. Ко мне обращались с вопросами, скоро ли будет война; некоторые из моих посетителей хотели, чтобы поскорее была война и слетела бы эта власть, так как считают, что при ней очень трудно жить. Также у меня в доме были разговоры, что советская власть на религию ведёт гонение и народ арестовывают безвинно и высылают, также спрашивали меня те, кто приезжает из деревни, вступать ли им в колхоз, другие говорили, что советская власть состоит из одних евреев и что сейчас еврейское засилье.
- Следствие располагает данными, что у вас на квартире проводились тайные богослужения. Вы это подтверждаете?
- Не отрицаю, действительно у меня на квартире тайные богослужения были.
Один из дежурных свидетелей 21 сентября дал такие показания сотрудникам НКВД о схимонахине Михаиле:
"Схимонахиня Михаила также среди своих почитателей известна как блаженная и прозорливая; её квартира по существу представляла из себя тайную церковь, где производятся тайные пострижения в монашество и тайные богослужения. Она говорила, что на религию и духовенство сейчас проводятся гонения со стороны советской власти, что люди безвинно арестовываются и высылаются и гибнут от голода и холода. У себя на квартире схимонахиня давала приют возвратившимся из ссылки попам и монахам".
Схимонахиню Михаилу обвинили в приёме на своей квартире верующих, в участии в монашеских постригах и в богослужениях на квартире.
8 октября 1937 года тройка НКВД по Московской обл. приговорила схимонахиню Михаилу по ст.58-10 УК РСФСР к расстрелу за "активное участие в церковной монархической группе" вместе с иеромонахом Иларионом (Громовым), схимонахиней Александрой (Червяковой), Иваном Золотовым, Николаем Гусевым, Аполлинарией Тупицыной, Матреной Конюховой.
Схимонахиня Михаила (Иванова) была расстреляна 11 октября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребена в общей безвестной могиле.
31 июля 1989 года реабилитирована Прокуратурой Московской области по 1937 году репрессий.
Причислена к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 7 мая 2003 года для общецерковного почитания.
Преподобномученица Татиана Чекмазова, послушница
Мученица Татиана (Чекмазова) родилась в 1881 году. Посвятив свою жизнь Богу, она стала послушницей одного из монастырей (какого – на данный момент неизвестно). Безбожная власть, воздвигшая жестокое гонение на верных чад Православной Церкви, расстреляла послушницу Татиану 11 октября 1942 года.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 апреля 2006 года она была причислена к лику святых Новомучеников.