Эти слова свидетельствуют о том, как хорошо знал Дмитрий Сергеевич православную догматику и как дорожил святым православием. Глубокая христианская вера наполняла его душу и сердце любовью к родной православной культуре. В 1988 году он славил русскую культуру на праздновании 1000-летия Крещения Руси в любимом граде — Великом Новгороде. Он сотрудничал с Издательским отделом Московского Патриархата.
Когда в 1996 г. Дмитрию Сергеевичу исполнилось 90 лет, его поздравил митрополит СанктПетербуржский и Ладожский Владимир. Владыка поднес в дар юбиляру икону Божией Матери, Дмитрий Сергеевич благоговейно перекрестился и, как всякий православный христианин, поцеловал образ Богоматери. И по тому, как он перекрестился и как приложился к иконе, было видно, что молился он всегда, молился всю свою долгую и многотрудную жизнь. По телевидению это могла видеть вся страна.
А вскоре в газете «Известия» (30 ноября 1996 года) появилась заметка по случаю юбилея: «Время академика Лихачева». В заметке, в частности, есть такое свидетельство: «Кстати, он был верующим человеком, всегда, в советские времена тоже». Да, действительно Дмитрий Сергеевич всегда был верующим человеком и в вере черпал силы для науки, для спасения памятников культуры, для помощи людям.
Цитаты Д. Лихачева:
Мудрость — это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты — хитрость.
Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом — любовь к своей стране, во втором — ненависть ко всем другим.
Национальные особенности — это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других.
Прежде чем отвечать на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять.
Стремящийся обмануть других прежде всего обманывается сам.
С произведением искусства надо уметь оставаться «один на один».
Книга всегда найдет того, кому она нужна.
Жизнь — это прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя.
Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете — значит, не нашли себя.
В основе всех хороших манер лежит забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.
Для внутренне богатого человека весь окружающий мир неисчерпаемо богат.
Знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами.
Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя.
Дурной вкус губит даже талантливых авторов.
Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.
Не хранить родную природу — это то же, что не хранить родную культуру. Она — выражение души народа.
Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
Новое должно создаваться с учетом прежнего, традиционного, как итог, а не отмена старого и накопленного.
Стремится к высокой цели низкими средствами нельзя.
Источник: epwr.ru